Таинства православной церкви

Таинство святой Исповеди. Обряд Покаяния

  • Покаяться человек, согласно догматам христианства, может только добровольно. Покаяние, или таинство святой исповеди, обычно предшествует таинству причастия. Исповедь проводиться индивидуально со священником
  • Вначале, он читает молитвы, настраивая верующего на нужный лад. Далее, человек может высказать все, что у него скопилось на душе, признаться священнику в совершенных грехах
  • После исповеди, священник накрывает голову исповедуемого епитрахилью и совершает крестное знамение. Далее, человек целует Крест и Евангелие. Таинство святой исповеди полностью конфиденциально. Исповедь — важный этап на пути к духовой жизни, к успокоению своей души

Таинство святой Исповеди. Обряд Покаяния

Крещение

Крещение

Крещение — трёхкратное погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов. При совершении Таинства Крещения используется несколько обрядов, каждый из которых имеет символическое духовное значение:

  • обращение крещаемого к западу (символу тьмы) для отречения от сатаны, который являет собой духовную тьму;
  • помазание елеем перед погружением в воду (купель) для победы в борьбе с сатаной;
  • погружение в воду, чтобы Дух Святой тайно сошёл на крещаемого, даруя ему семя Жизни (притча о Сеятеле) и очищает от грехов;
  • возложение креста на грудь означает, что крестившийся должен постоянно помнить о кресте — символе спасения и терпеливо нести его всю жизнь;
  • белые одежды — символ того, что крещаемый очистился от грехов и отныне должен стараться вести чистую жизнь, это символ радости от обручения со Христом (душа каждого человека призвана стать невестой Бога);
  • хождение вокруг купели — символ вечности;
  • пострижение волос — предание новокрещённого воле Божией.

После крещения совершаются Миропомазание и новокрещённый христианин может участвовать в Евхаристии вместе с другими верующими.

Таинство Крещения

Суть:

Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Библейские основания:

Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано:Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин3 :5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф3 :15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить:Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф28 :19).

История:

В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее.

О Таинстве Крещения на сайте «Фомы»

Что такое церковные таинства? Какие таинства бывают в православии?

По учению христианской церкви, пройти обряд таинств нужно каждому верующему, ведь человеческая природа постоянно нуждается в видимых символических действиях, которые помогают ощутить незримую силу Господа.

Таинства дарят благодать и оказывают глубокое влияние на духовность, поэтому способны кардинально изменить внутреннюю жизнь человека. Но что же такое таинства и какие они бывают в православных церквях?

Что такое церковные таинства?

Если заглянуть в Священное Писание, можно увидеть, что в Библии под таинством понимают всякие сокровенные мысли и действия. В храмах их внешние признаки представлены церковными обрядами, которые дают благодать при соблюдении двух условий: они должны быть правильно совершены священнодействующим лицом, а человек, над которым совершается таинство, должен иметь расположение к этому действию.

Таинства, совершаемые без искренней веры в Господа и пламенного желания, ведут к осуждению и не оказывают никакого влияния на духовную жизнь человека.

История происхождения таинств

В отличие от традиционных церковных обрядов (например, погребения или освящения воды), таинства были установлены самим Иисусом Христом.

Непосредственно в храмах они вводились постепенно – по мере образования и укрепления христианской религии. Первоначально в церквях совершали всего два обряда – Причастие и Крещение, поскольку только они были описаны в Новом завете.

Впоследствии стали проводить еще пять таинств, которые упоминаются в Деяниях апостолов и свидетельствах служителей церкви раннего христианства.

Таинства в православии

Если у католиков семь таинств являются догмой еще со времен Второго Лионского собора 1274 года, то в православии всё не так однозначно. Византийская церковь никогда не признавала какого-либо определенного списка обрядов, а вот в греческой церкви перечень из семи таинств стал общепринятым еще в XVII веке.

Сегодня многие православные богословы утверждают, что для догматизации таинств нет никаких предпосылок, поскольку их строгой фиксации не существовало ни в Библии, ни в трудах святых отцов. Тем не менее, их совершают повсеместно во всех православных храмах и условно делят на повторяемые и непомторяемые.

Какие неповторяемые таинства бывают в православии?

К неповторяемым таинствам относят те обряды, которые верующий человек должен пройти только один раз в своей жизни. Первое из них – это Крещение, совершаемое над младенцем в знак его приобщения к Богу и очищения от грехов.

Становлению этого таинства предшествовало крещение Спасителя в водах реки Иордан, совершенное при помощи Иоанна Крестителя. С тех пор важную роль в обряде отводят воде и совершают таинство троекратным погружением ребенка в купель с чтением молитвы.

Таинство Миропомазания проводится сразу же после Крещения и связано с дарами Святого Духа, позволяющими людям стать твердыми в своей православной вере.

Обряд состоит в ритуальном помазании отдельных частей тела младенца ароматическими маслами, которые, по христианским преданиям, передают ему божественную благодать. Третье неповторяемое таинство – это Священство, которое совершается только над теми людьми, что посвящаются в священнослужители.

Повторяемые таинства в церквях

К повторяемым относятся четыре обряда – Брак, Исповедь, Евхаристия и Елеосвящение. Таинство Брака подразумевает свободу выбора и являет собой супружеский союз женщины и мужчины, который заключается в храме путем священнодействия.

Православная церковь вполне допускает второй или третий брак, но в этом случае обряд проводится уже не по торжественному, а по покаянному чину. Таинство Исповеди помогает человеку раскрыть перед священнослужителем свои грехи и получить их отпущение от имени Господа.

Евхаристия, или причащение, совершается на божественных литургиях путем вкушения вина и хлеба, предварительно освященных в храме. Согласно Писанию, благодаря причащению верующие могут приобщиться к крови и телу Иисуса Христа и таким образом символично соединиться с Богом.

Елеосвящение заключается в помазании верующего освященным елеем и помогает ему получить отпущение тех грехов, которые он не успел (или забыл) раскрыть во время Исповеди. Обычно таинство проводится над больным человеком, которому уже исполнилось 7 лет, и сопровождается молитвами об исцелении.

Инославные взгляды на таинства

По учению римо-католиков, от достоинства и качества лиц, совершающих таинства, не только не зависит действительность таинств, но не зависит и спасительное действие их. Эта теория таинств известна под латинским термином «opus operatum».

Лютеране утверждают, что таинства — только внешние знаки или символы союза верующих со Христом и пребывания в церкви Христовой; цель их и существо состоят в напоминании людям дела спасения, совершенного Христом, и через то в возбуждении и укреплении в них веры в Него. По их учению действительность каждого таинства зависит от веры лиц, его приемлющих.

Таинство брака

Таинство бракаТаинство брака (венчание) — христианский супружеский союз мужчины и женщины, заключённый через священнодействие в храме. Состоит из трёх основных обрядовых форм: обручения, венчания (основная часть) и общей чаши.

«Распитие» общей чаши — напоминание о том, что в древности всё в жизни христианина, в том числе и брачный союз, освящалось причащением Телу и Крови Христовым.

В Русской православной церкви существует три чина совершения чинопоследования брака:

  1. Последование великого венчания, когда оба или один из брачующихся лиц вступают в брак в первый раз.
  2. Последование о второбрачном — когда оба венчающиеся вступают в повторный брак.
  3. Последование церковного освящения союза супругов, проживших вместе много лет.

С 1775 года в Русской церкви обручение совершается в одно время с венчанием. Исключение делалось для лиц императорской фамилии. Тайносовершительное значение в чинопоследовании венчания имеют слова священника: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я». Этими словами и положением венцов на головы венчающихся человек прославляет царя творения, так как семья, по христианским воззрениям, является образом малой церкви, и на всю последующую жизнь новобрачные становятся друг для друга царём и царицей. Кроме того, венчание символически выражает чествование мучеников, так как путь к Богу — это путь Христа, а значит, распятие в себе «ветхого человека», преисполненного греха, эгоизма и похоти. Новобрачные обязуются перед Богом блюсти целомудрие супружества, прежде всего отсутствие прелюбодейных помыслов, потому как грех прелюбодейства рождается в сердце.

Муж и жена в браке, по мнению христиан, навечно становятся одной плотью (если не разрушат таинство единения грехом прелюбодеяния), а также несут обоюдную ответственность за сохранность брачного союза, потому как по словам Иисуса Христа «… и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Очевидно уже из самого определения Таинства, что «невидимая благодать Божья» может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог. Но соработниками Господа, людьми, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого можно найти в послании апостола Павла: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих«.

7 Таинств Церкви

рекомендуем к прочтению

  1. Молебен Матроне Московской
  2. Молебен Спиридону Тримифунтскому о жилье
  3. Молебен Николаю Чудотворцу

Православная Церковь имеет семь благодатных Таинств. Все они установлены Господом и имеют своим основанием Его слова, сохраненные в Евангелии. Таинством Церкви называется священнодействие, где с помощью внешних знаков, обрядов незримо, то есть таинственно, откуда и название, людям подается благодать Святаго Духа. Спасительная сила Божия истинна, в отличие от «энергетики» и магии духов тьмы, которые только обещают помощь, на самом же деле губят души.

Кроме того, Предание Церкви говорит, что в Таинствах, в отличие от домашних молитв, молебнов или панихид, благодать обещана Самим Богом и просвещение подается человеку, подготовившемуся к Таинствам верно, приходящего с искренней верой и покаянием, пониманием своей греховности перед Безгрешным Спасителем нашим.

  • Господь благословил апостолов совершать семь Таинств, которые обычно именуются в порядке от рождения до смерти человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Венчание (брак), Священство, Елеосвящение (Соборование).

Крещение и Миропомазание сегодня совершаются подряд, одно за другим. То есть пришедшего креститься человека или принесенного ребенка помажут Святым Миром – особой смесью масел, которая создается в большом количестве раз в году, в присутствии Патриарха.

Причастие следует только после Исповеди. Нужно покаяться хотя бы в тех грехах, которые вы пока видите у себя сами – на исповеди священник, если будет возможность, спросит вас и о других грехах, поможет вам исповедаться.

Священник перед рукоположением в священный сан должен вступить в брак или принять монашество (интересно, что постриг Таинством не является, человек сам дает обеты Богу и потом просит Его помочь в их исполнении). В Таинстве Венчания Бог подает Свою благодать, соединяя людей в одно целое. Только потом человек как бы в целости своей натуры может принять Таинство Священства.

Таинство Соборования нельзя путать с елеопомазанием, которое совершается за Всенощным бдением (вечерней службой, совершающейся каждую субботу и перед церковными праздниками) и является символическим благословением Церкви. Соборуют всех желающих, даже здоровых телом, обычно в Великий пост, а тяжелобольных весь год – по необходимости даже дома. Это Таинство исцеления души и тела

Оно имеет целью очищение от неисповеданных грехов (особенно это важно сделать перед смертью) и исцеление болезни

Самая сильная молитва – это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь. Каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии – подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн – Тела и Крови Господа

Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени

Страсти

Страстью православие называет сильнейшую, всеохватывающую, устойчивую эмоцию, большое сосредоточение на предмете страсти, подавляющее все другие побуждения в человеке. Душа, пораженная такой страстью, становится уязвимой для греха. Православные аскеты из многовекового опыта наблюдения и борьбы со страстями вывели классификационные схемы. Из учений преподобного Иоанна Кассиана и его последователей Нила Синайского, Евагрия, Максима Исповедника, Ефрема Сирина, Григория Палама, Иоанна Лествичника можно узнать, что существует восемь присущих человеческой душе пагубных страстей:

  • тщеславие,
  • уныние,
  • блуд,
  • гнев,
  • чревоугодие,
  • печаль,
  • сребролюбие,
  • гордость.

Действенность.

Католическая церковь проповедует учение о таинствах, принятое Тридентским собором и гласящее, что тем, кто не противится, таинство сообщается уже «в силу свого совершения» (ex opere operato). Последнее означает, что действенность таинств зависит исключительно от божественной воли, выраженной в установлении таинств Христом и в его обетованиях. Бог есть главная действующая причина (causa efficiens) благодати, человечество Христа есть сопряженная с ней орудийная причина (causa conjuncta instrumentalis), а сами таинства – орудийные причины, не сопряженные с Божеством. Восточные церкви придерживаются сходного учения о действенности таинств. Протестантские же богословы, исходя из своего понимания оправдания, видят в таинствах знаки и свидетельства благой воли Бога по отношению к людям или верности людей Богу. На этом основаны все протестантские доктрины, касающиеся таинств: их объединяет то, что на первый план они выдвигают веру и что они отвергают жесткую причинно-следственную обусловленность.

Таинство Причащения (Евхаристии):

Тайная Вечеря. Икона, конец XIV в. Иконописец Андрей Рублёв

Об участии верных в Евхаристии — правила, регламентирующие причастие в Русской Православной Церкви — одобрены на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2 — 3 февраля 2015 года

Таинство Евхаристии — протоиерей Михаил Помазанский

«Таинство Причастия». Листовка — Миссионерский отдел Московской епархии

«Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Спасителя». Листовка — Николо-Берлюковский монастырь Московской епархии

«Желающим приступить к Таинству Причастия». Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино

«Желающим приступить к Таинству Причастия» (в цвете). Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино

«Как подготовиться к Исповеди и Причастию». Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино

«О Таинствах Исповеди и Причастия»

Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино

Заключение Синодальной богословской комиссии по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» — Theolcom.Ru

О частоте Причащения — епископ Венский и Австрийский Илларион Алфеев

Причастие — это благодатное приобщение души к к вечной жизни протоиерей — протоиерей Михаил Шполянский

Причастие – радостная весть для плоти — диакон Андрей Кураев

Магия вместо Причастия? — иерей Андрей Дудченко

О том, как мы должны причащаться, и о плодах этого великого Таинства, когда мы причащаемся в любви ко Христу — архиепископ Серафим Соболев

Важно разделять подготовку к причащению прихожан и «захожан» — протоиерей Павел Великанов

Причастие младенцев превращается в профанирование Таинства — митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Пустите детей приходить ко Мне… Часть первая: причащение детей до семи лет — протоиерей Георгий Крылов

Пустите детей приходить ко Мне..

Часть вторая: от 7 до 17 лет (исповедь и причащение)  — протоиерей Георгий Крылов

Подготовка детей к причастию. Часть I — Анна Гальперина

Подготовка детей к причастию. Часть II — Анна Гальперина

Подготовка детей к причастию. Часть III — Анна Гальперина

«Родителям о Таинстве Причастия». Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино

После Причастия — протоиерей Андрей Ткачев

Почему не допускают к Причастию? — протоиерей Константин Островский

Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений — Николай Успенский

Защита термина «пресуществление» патриархом Сергием Страгородским — Богослов.Ru

Тело Христово в таинстве Евхаристии — Алексей Зайцев

Выдумали ли православные Таинство Причащения? — Андрей Десницкий

Литургия и подвиг — митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий Радович

О причащении тяжелобольных или когда Бог не цель жизни, а средство — протоиерей Александр Стрижак

Новая практика Причащения? — протоиерей Константин Буфеев

Грехи

Грех в христианстве характеризуется как беззаконие, нарушение нравственного закона, проявление страсти в делах, словах и помыслах. Выделяют грехи, совершенные против Бога, против ближнего или направленные против самого себя. К смертным грехам относят те, которые неизбежно ведут к гибели нераскаявшегося человека.

Смертные грехи:

  • гордость,
  • блуд,
  • чревоугодие,
  • сребролюбие,
  • гнев,
  • печаль,
  • уныние.

К грехам, обращенным против Бога, относят неверие, кощунство, лицемерное, формальное поклонение, суеверие, маловерие, помыслы о самоубийстве и попытки совершить его. Против ближнего грешат нелюбовью, непрощением, ненавистью и зложелательством. Сюда же относят корысть, отказ в помощи, нанесение обид, вражду, проклятия и др. Против самого себя обращают уныние, пьянство, наркоманию, лживость, завистливость и др.

Покаяние

Таинство Покаяния — не простое признание своих грехов перед священнослужителем, а осознание неправедности своего пути. Богословы утверждают, что покаяние — это не слова, а поступок. Если вы приходите к пониманию, что сделаете что-то грешное, то остановитесь и измените свою жизнь. А для того, чтобы укрепиться в своем решении, необходимо покаяние, очищающее от всех совершенных неправедных поступков. После этого таинства многие люди ощущают себя обновленными и просветленными, им легче избегать искушений и придерживаться определенных правил.

Принимать исповедь может только епископ или священник, так как именно они получили это право через Таинство Священства. Во время покаяния человек преклоняет колени и перечисляет священнослужителю все свои грехи. Он, в свою очередь, читает очистительные молитвы и осеняет исповедующегося крестным знаменем. В некоторых случаях, когда человек кается в каких-либо тяжелых грехах, на него накладывается епитимья — специальное наказание.

Учтите, если вы прошли покаяние и вновь совершаете тот же самый грех, то задумайтесь над смыслом ваших действий. Возможно, вы недостаточно крепко стоите в вере, и вам требуется помощь священника.

Таинство Миропомазания

Суть:

Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Библейские основания:

Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии:В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин7 :37-39), а также в апостольских посланиях:Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин2 :20),Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор1 :21).

История:

Совершать это таинство сразу после Креще-ния постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

О Таинстве Миропозания на сайте «Фомы»

Причащение, или евхаристия

(греч. «благодарение») – главное христианское таинство. В завершающей части литургии хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христа и преподаются для вкушения верующим во освящение души и тела. Принимая Святые Дары, христианин таинственным образом соединяется с самим Христом и делается сопричастным космической церкви. Православная церковь приобщает верующих Святым Тайнам под двумя видами – хлебом и вином. Священник выносит Святые Дары в чаше из алтаря, верующие подходят к нему, крестообразно сложив на груди руки в знак благоговения, и называют свое имя, полученное в крещении. Священник при помощи лжицы (ложечки) подает каждому подходящему частицу Тела и Крови Христа (пресуществленные хлеб и вино). Помогающий ему диакон отирает уста причастника платом. Причастившийся целует чашу и в притворе храма запивает причастие т.н. теплотой (вином, разбавленным теплой водой). В воспоминание братских трапез апостольских времен всем причастникам раздаются частицы просфоры. По окончании службы причастившиеся обязаны прочесть или выслушать читаемые в храме благодарственные молитвы. Церковь допускает к причастию только тех верующих, которые должным образом подготовились постом и покаянием. Особый вид совершения таинства евхаристии – причащение больных, которые по причине тяжелой болезни не могут присутствовать в храме на литургии. В таких случаях церковь посылает причастие на дом, оставляя для больных часть Святых Даров, приготовленных на литургии. См. также

ЕВХАРИСТИЯ; ЛИТУРГИЯ; МЕССА.

Понятие о таинствах

Внутренняя жизнь Церкви таинственна, будучи содействием Христа, как Главы и Мужа, с Церковью, как Его телом и Женой (Еф. 5, 32), в Духе Святом посредством «всяких взаимно скрепляющих связей.» По словам преподобного Иустина (Поповича):

«Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство… каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом » .

По воплощении, Сам Господь Иисус Христос положил начало видимому образу преподания Божией благодати в Своей Церкви. Его слова о важнейших и непостижимейших таинствах причащения, крещения и покаяния сохранили Евангелия. Указания на Божественное происхождение других таинственных священнодействий находятся в посланиях апостольских и в книге Деяний апостолов, а также в свидетельствах апостольского предания, сохраненных творениями отцов и учителей Церкви первых веков Христианства, таких как святой Иустин Мученик, святой Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, святой Киприан Карфагенский.

«Домостроителями тайн Божиих» (1 Кор. 4, 1) в Церкви первых веков являлись апостолы. Таинственные элементы пронизывали всё их служение – их призывную проповедь, крещение уверовавших, низведение на них Духа Святого через возложение рук, укрепление единения верующих с Христом через таинство Тела и Крови Его, дальнейшее укрепление сердец верующих в тайны Царствия Божия, углубление более совершенных из них в «премудрость Божию тайную, сокровенную» (1 Кор. 2, 6-7). Диаконы при апостолах, по словам святого Игнатия Богоносца, были «служители тайн Иисуса Христа».

Во внутренней жизни Церкви важнейшими моментами являются священнодействия, и наиболее важные из них постепенно стали называться «таинствами» по преимуществу перед остальными. В таинствах молитвы, благословения и внешние священнодействия являются как бы сосудами, которыми черпается и подается членам Церкви, нелицемерно верующим, благодать Святого Духа. Внешние знаки в таинствах имеют значение не сами по себе, а для человека, который по устройству своей природы нуждается в видимых средствах для усвоения невидимой силы Божией. Таинства признаются «орудиями, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к оным,» как сказано в Послании Восточных патриархов 1723 года. По определению святителя Филарета Московского в Пространном Христианском Кетехизисе

, таинство это: «священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия», в таинствах «скрыта и присутствует сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа», они соединяют и являют единство Церкви.

Таинства являются частью Священного Предания Церкви. Вера в них обязательна для православных, что исповедуется в десятом члене Никео-Цареградского Символа Веры, где говодится о крещении, но подразумеваются и другие таинства. Совершение и принятие таинств продолжится до самого второго пришествия Христова (1 Кор. 11, 26).

История возникновения таинства покаяния

Начало этого таинства исходит от Бога. Еще во время земной жизни Иисуса Христа он обещал апостолам благодать «вязать и решить грехи». Об этом говорится в беседе о прощении согрешающим. По воскрешении он даровал апостолам и их преемникам благодать отпускать грехи.

Исповедь в Ветхом и Новом Завете

Ветхозаветные тексты содержат несколько упоминаний о том, насколько большое значение имело покаяние уже в то время. Ярче всего это отображено в рассказе о Ное, проповедовавшем его. Увы, лишь его семья прислушалась к его словам, покаялась и спаслась. То же было и с проповедью пророка Ионы: услышавшие его ниневитяне покаялись в своих грехах, обратились к господу с молитвами и спаслись. В ветхозаветное время отпускал грехи только сам Господь. В Новом Завете рассказывается о том, как каялись в грехах люди, приходившие для крещения к Иоанну Крестителю. Вслед за ним призвал к исповеди и покаянию Иисус Христос. В основанной им церкви благодать и право отпускать грехи были доверены апостолам и их последователям. С апостольских времен и до наших дней практикуется исповедь.

Покаяние у христиан первых веков

В первый, апостольский век покаяние господу, в зависимости от тяжести греха, могло быть тайным или публичным. Открытое покаяние требовалось тем, кто совершал прегрешения, вызывающие соблазн в церкви и особенно тяжкие грехи. Особенно это касалось тех, кто не раскаялся. Публичная исповедь проводилась в тех случаях, когда после тайной исповеди и наложенной епитимьи грешник не исправлялся. В некоторых случаях наказание было настолько суровым, что грешник отлучался от церковного общения на несколько лет. Такой подход широко практиковался до IV века. К концу IX века публичную исповедь перестали применять.

Общая исповедь

Это вариант стал веянием последнего времени. Ее проводят при большом количестве собравшихся в храме кающихся, недостатке времени для каждого из них

Принимая участие в общих исповедях, важно помнить, что они не являются широко применимой нормой. Это лишь допущение, примененное в силу обстоятельств

Понимая это, священники перед разрешительной молитвой стараются выслушать краткую исповедь каждого пришедшего на покаяние. В силу нехватки времени при этом проговариваются только наиболее отягощающие совесть и угнетающие душу грехи.

Классификация таинств

Церковные таинства в православии имеют свою классификацию, об этом должен знать каждый христианин, который делает первые шаги на пути к Богу. Таинства могут быть:

  • обязательными;
  • необязательными.

К первой категории относятся следующие обряды:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • причастие;
  • покаяние;
  • елеосвящение.

Таинство Брака и Священства являются свободным волеизъявлением человека и относятся ко второй категории. Но стоит иметь в виду, что в христианстве признается только тот брак, который освящен церковью.

Также все таинства можно разделить на:

  • однократные;
  • повторяемые.

Однократное церковное таинство можно совершить только единожды в жизни. Под эту категорию подходят:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • таинство Священства.

Остальные обряды можно повторять многократно в зависимости от духовных потребностей человека. Некоторые богословы к однократным обрядам еще причисляют Таинство Брака, ведь венчание в церкви можно совершить единожды в жизни. Несмотря на то что многие сейчас говорят о таком обряде как развенчание, официальная позиция Церкви по данному вопросу не меняется уже многие годы — брак, заключенный перед Богом, невозможно отменить.

***

«…Таинство есть видимое священное действие,
которое при помощи известного обряда сообщает верующему
невидимую, но действенную благодать Божию. Название
«таинств» утвердилось в Церкви за семью чинопоследованиями:
Крещение, Миропомазание, Причащение-Евхаристия, Покаяние,
Священство, Брак и Елеосвящение
… В Крещении человек таинственно рождается в
духовную жизнь; в Миропомазании получает благодать
возвращающую и укрепляющую; в Причащении питается духовно; в
покаянии врачуется от духовных болезней (от грехов); в
Священстве получает благодать духовно возрождать и
воспитывать других посредством учения, молитвы и таинств; в
Браке получает благодать, освящающую супружество,
естественное рождение и воспитание детей; в
Елеосвящении врачуется от болезней телесных посредством исцеления от духовных

Михаил Помазанский, протопресвитер

Догматическое богословие. – Клин:

Фонд «Христианская жизнь», 2001

  • Диалоги. Диалог пятый. О Таинствах  — протоиерей Валентин Свенцицкий
  • «О таинствах» — святитель Амвросий Медиоланский
  • Святоотеческие основания православного учения о Таинствах — митрополит Диоклийский Каллист
  • Богослужение. Требы и Таинства — протоиерей Михаил Шполянский
  • Новозаветные корни православного учения о Таинствах — архимандрит Ианнуарий Ивлиев
  • Канонические основания сакраментологии — протоиерей, профессор Московской духовной академии Владислав Цыпин
  • Понятие «таинство» в православном богословии — Михаил Иванов

  • Азбука веры

    — Основы православной веры. Символы, основополагающие
    понятия, Таинства, богослужения, все это детально
    показано и доходчиво прокомментировано в этом
    просветительском фильме. «Азбука» будет незаменима для
    тех, кто делает свои первые шаги в храме и ищет ответа
    на вопросы: как ставить свечи, креститься, писать
    записки; как устроен храм и что происходит во время служб и Таинств…
  • Таинства в инославии: благодать вне церкви или форма без благодати? — Андрей Горбачев
  • Богословское обоснование «икономической теории» — Андрей Горбачев
  • О действительности Таинств, совершаемых тяжко и нераскаянно согрешающими священнослужителями — Валерий Синильников

Елеосвящение

Елеосвящение

Елеосвящение (соборование) — при помазании елеем тела больного призывается благодать Божия для исцеления души и тела. Как и все остальные таинства православной церкви, елеосвящение имеет евангельское происхождение и было установлено Иисусом Христом. В 6-й главе Евангелия от Марка написано: «Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».

Елеосвящение можно совершать только над верующими, находящимися в сознании, которым на момент совершения таинства уже есть семь полных лет и которые страдают телесной болезнью или душевной (непроходящим отчаянием, унынием, скорбью). Но только не над буйными психическими больными. Елеосвящение может совершаться как в храме, так и вне его (в лечебных учреждениях или дома).

По традиции, унаследованной из Византии, раз в год, в Великий четверг, в кафедральных соборах могло совершаться также елеосвящение над номинально здоровыми людьми, хотя помазание при этом совершалось не семь раз, как в полном чине, а однократно. В России в настоящее время общее соборование совершается во всех храмах по крайней мере единожды во время Великого поста (изредка также во время остальных постов), без отличий с обычным чином елеосвящения.

Чин елеосвящения состоит из;

  • благословения;
  • начала обычного;
  • канона;
  • ектений о болящем;
  • освящения елея с иерейской молитвой;
  • семикратного прочтения семи различных отрывков из Апостола;
  • семикратного прочтения семи различных отрывков из Евангелия.

После каждого прочтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазыванием больного елеем. После седьмого, последнего помазания священник кладёт больному Евангелие на голову и читает разрешительную молитву. В таинстве елеосвящения обычно используют елей, смешанный с вином.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector