Как поститься, чтобы это не было лицемерием? отвечает протоиерей павел великанов

Как действительно измениться, а не только говорить об этом?

Думаю, что самый главный критерий правильности поста опять-таки дан в Евангелии: помажь лицо свое елеем и тем самым покажи, что для тебя пост — это радость. Это не самоистязание какое-то, а некий прыжок в сторону от самого себя, чтобы дать возможность Богу действовать.

Правильный критерий поста — это состояние внутренней благодарности Богу за жизнь, мирное, радостное принятие того, что тебе приносит каждый день. Вообще хотелось бы всем нам пожелать, чтобы этим постом количество дней, когда мы просыпаемся и говорим: «Господи, как хорошо, что Ты есть, как хорошо, что я жив, как хорошо, что солнышко светит, травка зеленеет и птички уже начинают щебетать», было существенно больше, чем дней, когда мы просыпаемся и не хотим открывать глаза.

Вокруг немало православных семей, где мужья словно заигрались в «Домострой» и обнесли свою семью, как гетто, колючей проволокой из евангельских цитат

Фото: Сергей Рыжков

После выхода публикации мне на почту посыпались письма от знакомых многодетных матерей, переполненные надеждой. «Неужели я теперь смогу прочесть это своему мужу и он оставит меня в покое?» Нет, это не слова женщины, мечтающей о карьере или норковой шубе. Это писала мать семерых детей. Ее вес максимум 45 килограмм. Она еле жива. Нет физических и душевных сил на то, чтобы привести к общему знаменателю свою веру и свои возможности. Она постоянно страдает от собственной уязвимости и незащищенности, когда муж бросает в ответ: «Не нравится? Уходи!» В финансах их семья не нуждается, но она испытывает потребность в бесценном – в любви и взаимопонимании.

Вокруг немало православных семей, где мужья словно заигрались в «Домострой» и обнесли свою семью, как гетто, колючей проволокой из евангельских цитат. А в глазах матерей – отчаяние. Какие дети вырастут в подобной атмосфере? Как сказал один близкий мне человек: «Вокруг несчастной женщины одни трупы».Многодетность – это несказанная радость, но и подвиг. Кто-то считает, что талант. Скажем так, если у вас двухкомнатная квартира, полностью  заставленная детскими кроватками, и другой жилплощади на горизонте не предвидится – то при чем тут талант?

Кажется, о. Алексий Уминский, замечательный публицист и проповедник, очень коротко и емко сказал: «Требовать от каждой семьи многодетности – то же самое, что от каждого монаха – исихазма». У каждого своя мера. А мы готовы забросать камнями осуждения всех без разбору.

– У каждого своя мера – это ключевой тезис

И о нем важно помнить

– А разве  в монашестве не так?  Кто-то уезжает на Афон, кто-то становится отшельником, аскетом, но ведь сколько монахов-миссионеров, окормляющих молодежь и личным примером «инфицирующих» ее верой! Повторюсь, у каждого своя мера талантов и сил для их реализации.

Если мы думаем, что поднимем 100-килограммовую штангу, то должны предвидеть и то, как мы ее поставим обратно. Иначе она упадает на голову или ногу – и будет больно. Или покалечит, не дай Бог.Или, например, родители решили усыновить детей, успешно прошли психологические тренинги, были предупреждены обо всех проблемах, с которыми так или иначе им предстоит столкнуться. Но со временем осознали, что не «тянут» тяжелого ребенка, и возвращают его в детский дом. Я была знакома с такой священнической семьей, которая усыновила брата и сестру, имея своих троих детей. Матушка говорила всем окружающим на высокой ноте, что так должен поступать каждый человек, живущий на Земле. Прошло три года. Она проплакала их на кухне. Дети оказались с тяжелейшей наследственностью и издевались над ней цинично и безобразно. Служба опеки убедила ее вернуть детей обратно.

Чтобы при погружении в православную жизнь не сломать позвоночник

– Вы говорите именно об интеллектуальных поисках. Но вера не обязательно связана с ними.

– Но ничто не оправдывает наше бездействие, то, что мы не хотим рассказать о содержательной стороне нашей веры! Вера – это определенное расположение души человека, некая внутренняя ориентация человека по жизни. Есть люди, которые приходят к ней через осознанность, через интеллект, «от ума». Я думаю, на них, в первую очередь, и нацелен наш ресурс. А есть те, кто приходит к вере путем переживаний, болезней, скорбей, жизненных кризисов – они тоже найдут у нас немало интересного.

Я не стал бы противопоставлять веру знанию как таковому, потому что они дополняют друг друга. Как два крыла. Если у вас глубокое знание, но мало веры, вы далеко не улетите и можете впасть в состояние высокомерия. Если у вас сильная вера, но очень слабые знания, точно так же можете кружиться по кругу на одном крыле, удивляясь, почему вы не ощущаете духовного роста, развития, изменения качества ваших отношений с ближними, с самим собой, с Богом. Хороший полет будет, если одинаково хорошо работают два крыла.

– Что за проект вы запустили, кто его адресат?

Когда увидели, что есть запрос от людей, стремящихся получить общие, но при этом достаточно глубокие представления о том, что происходит в Церкви, чему Церковь учит – мы поняли, что надо создавать «Академию веры». Это просветительский проект, и его задача – предложить новый формат представления информации о богословии как таковом.

Презентация проекта «Академия веры». Фото: А. Ширяева / kursmpda.ru

Наша задача показать, что богословие – учение Церкви о жизни, о Боге, о человеке – может быть доступным и интересным. Мы учимся рассказывать о самом главном для нас таким языком, который был бы понятен современнику

Именно поэтому мы большое внимание в нашем проекте уделяем визуализации – это инфографика, интерактивные игры, различные тесты. Через представление информации в разных форматах, как мне кажется, мы можем дольше удержать внимание человека и с разных сторон помочь ему усвоить то, что окажется трудным для восприятия, если давать его прямолинейно

Поэтому наш адресат, во-первых, это человек думающий, способный к рефлексии, к размышлению, ему интересны не только сами по себе те или иные формы, но он прежде всего хотел бы пробраться сквозь эти формы к содержанию. Вторая характерная черта нашей аудитории, на мой взгляд – это порядочность, честность. Человек не должен испытывать неловкость от того, что он скажет: а вот это я не готов принять, или предложенный ответ меня не удовлетворяет. Третья черта нашего читателя – любопытство, любознательность.

Как-то неожиданно было после «Богослова.RU», где постоянно шли живые дискуссии, увидеть портал «Академия веры», академически-познавательный.

– Да, портал «Богослов», такой, каким мы его создавали 11 лет назад, был задуман нашей редакцией прежде всего как среда, внутри которой идет научная богословская жизнь. Поэтому он и требует регулярных обновлений, дискуссий, обратной связи. А проект «Академия веры» – это завершенный проект, к которому мы возвращаемся только в случае выявления каких-то ошибок.

Если человек, пришедший на портал «Академия веры», прошел все 40 блоков, получил разносторонние знания, почувствовал «вкус богомыслия» – наша задача выполнена. Дальше мы планируем развивать «Академию веры», фокусируясь на каких-то более узких вопросах, которые могут быть представлены в том же самом формате. В «Академии веры» – четыре уровня: грамматик, ритор, философ, богослов. В каждом из этих уровней 10 блоков, в каждом блоке – видео, инфографика, короткие тексты, тесты, интерактивные игры, интересные факты, которые мы назвали «удивляемся», и неоднозначные ситуации под рубрикой «недоумеваем».

Мы планируем дальше сохранить этот подход – легкость в подаче информации. Но теперь акцент будет делаться на подробной разработке одной узкой темы. Например, тема, связанная с пониманием богослужения. Вопрос, что такое христианское богослужение, внутри «Академии веры» мы разбираем в нескольких блоках. И затем можно двигаться дальше: раскрывать многообразие всей проблемы, начиная с самых простых внешних описательных форм и двигаясь дальше, вглубь.

Мы не противопоставляем «Академию веры» «Богослову». Это совершенно разные проекты с разными задачами, и мы намерены возродить портал «Богослов.RU» – но уже в обновленном виде. Поэтому и разместили объявление о том, как и куда можно перечислять пожертвования тех, кому наш портал интересен.

Вера как борение с Богом

Если позволите сказать, то суть религиозной веры заключается в непрекращающемся борении с Богом и отвоевывании все новых глубин богообщения. Борьба с Богом означает состязание в добродетели, доступ к которой открыт через крест.

Вспомните замечательный эпизод из книги Бытия, когда Иаков борется с неведомым. Этот момент – один из самых сложных для понимания во всем Священном Писании. Как так, Иаков, который является одной из ключевых фигур Ветхого Завета, оказывается «богоборцем»?

Дело в том, что человек не просто слышит голос Бога и куда-то идет. Вера – это не какой-то эскалатор по спасению, когда человек стал на ступеньку и больше от него ничего не требуется. Нет. Это постоянная динамика, которая требует ежедневного, ежечасного ответа со стороны человека на те вызовы, которые ему дает Бог через его жизнь.

«Царство Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его», – это в том числе касается и подвига веры. Бороться, держаться за Христа, любить врага твоего. «Держишь Христа? – спрашивает блаженный Августин, – здесь и сейчас, если возлюбил врага своего, значит, ты поборол Христа и удержал его».

Вера как риск

Риск абсолютно необходим для веры, точно так же, как необходима реальная возможность согрешить для свободного выбора добра и Бога. Чем более открыт человек к Богу, чем большую степень риска он себе позволяет, тем больше предоставляется возможность для Бога действовать в этом человеке.

Можно вспомнить Клайва Льюиса, который объясняет это на простом жизненном примере. Ребенка учат плавать. И он видел огромное множество людей, которые плавают. Видел, что человек может держаться в воде без какой-то поддержки с чьей-то стороны. Но сможет ли он в это верить, когда именно его оставят одного в воде? Когда его тело не будет ощущать поддерживающей руки инструктора? Поверит ли он в то, что может плавать и не утонет, или испугается и тотчас пойдет ко дну? Это и есть момент внутреннего изменения своего отношения к жизни и взятия какого-то нового очередного барьера, предела в вере.

Бытие не верит в тебя или динамика веры

У Лао-цзы есть такой интересный афоризм: «Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя». Вера – понятие динамическое, а не статическое. Веру нельзя отождествлять с «нерассуждающим подчинением». Это не диагноз, а призвание, даже задача, прекрасно выраженная в заповеди: «Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един есть. И люби Господа Бога Твоего всем сердцем, и всею душею твоею, и всею крепостью твоею», – это есть первая заповедь.
По сути, вера – это прежде всего заданность, а не данность, наше призвание стать христианами. Мы имеем задаток, полученный в святом крещении, восходя от силы к силы, от веры к вере, должны достигнуть той полноты веры, при которой верующий на суд уже не приходит.

Биография

Родился 20 августа 1971 года в Алма-Ате. Отец — профессор, доктор медицинских наук; мать — преподаватель, кандидат химических наук.

В 1988 году закончил с медалью школу № 2 города Кисловодска с углублённым изучением английского языка.

В 1990 году поступил в Московскую духовную семинарию (МДС), которую закончил в 1994 году, и в том же году поступил в Московскую духовную академию (МДА).

В 1998 году окончил академию со степенью кандидата богословия, защитив кандидатскую диссертацию на тему: «Православная оценка влияния технократической цивилизации на внутренний мир современного человека».

15 марта 1997 года был рукоположён в сан диакона, а 21 сентября 1997 года — в сан пресвитера.

С 1998 года является преподавателем основного богословия в МДС.

С 1999 по 2002 год — преподаватель основного богословия в Сретенской духовной семинарии.

С 1999 по 2001 год — преподаватель основного богословия на факультете образования военнослужащих Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.

С 1999 по 2003 год — художественный консультант художественно-производственного предприятия Русской православной церкви «Софрино».

С 2001 по 2002 год — преподаватель истории русской религиозной мысли в МДА и МДС.

С 2003 года — секретарь учёного совета МДАиС.

18 октября 2005 года «за усердные труды на ниве духовного просвещения» архиепископом Верейским Евгением (Решентниковым) возведён в сан протоиерея.

С 2005 года — автор еженедельной передачи «Религиозная энциклопедия» на «Радио России» (цикл «Мир. Человек. Слово»), а также участник «Пастырских бесед».

С 2005 года — доцент МДА.

В апреле 2007 года назначен главным редактором научного богословского портала «Богослов.Ru».

С августа 2009 года — руководитель совместного образовательного интернет-проекта «Радио России» и портала «Богослов. Ru» «Мир. Человек. Слово».

27 июня 2009 года решением Священного синода включён в состав Межсоборного присутствия (комиссия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, комиссия по вопросам богословия, комиссия по вопросам организации церковной миссии, комиссия по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ — секретарь комиссии). Член информационной группы Межсоборного присутствия.

С ноября 2009 года — член экспертного совета Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации.

С 9 июня 2010 по январь 2013 года — проректор по научно-богословской работе МДА. С 2010 по 2013 год был председателем научно-методического совета МДА.

С 2011 года — член объединённого экспертного совета фонда «Православная инициатива».

С 2011 года — член экспертного совета издательского совета Московской патриархии.

В апреле 2013 года указом патриарха Кирилла назначен настоятелем Пятницкого подворья при Свято-Троицкой Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде.

С 2013 года является членом коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке.

С 2013 года — автор программ «Радио Вера» «Евангелие дня», «Частное мнение».

С 2014 года преподает курс «Современные вызовы христианской вере» на магистратуре МДА.

С 27 декабря 2018 года по октябрь 2020 года – заведующий кафедрой богословия МДА.

С ноября 2019 года по сентябрь 2020 года – первый проректор Сретенской духовной семинарии.

С декабря 2020 года –и.о. настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне.

В августе 2021 в связи с окончание срока договора освобождён от работы в Сретенской духовной семинарии.

С 2021 года – доцент МГППУ.

Владеет английским и новогреческим языками.

Отец четверых детей.

Если мы думаем, что поднимем 100-килограммовую штангу, то должны предвидеть и то, как мы ее поставим обратно.

Если нет обоюдного согласия иметь детей, «сколько Бог пошлет», то, мне кажется, супружеское ложе станет источником ненависти, отвращения и страха, что в свою очередь не может не отразиться на семейной атмосфере

– К каким проблемам может привести такая нерассудительность, на Ваш взгляд? 

–  Если нет обоюдного согласия иметь детей, «сколько Бог пошлет», то, мне кажется, супружеское ложе станет источником ненависти, отвращения и страха, что в свою очередь не может не отразиться на семейной атмосфере. Дети видят мать (она чаще выступает в роли «потерпевшей» от такого рода домашнего насилия), которая ропщет, унывает, постоянно раздражается, выясняет отношения с мужем. Вот почему не могу не согласиться с профессором Осиповым в том, что если дети видят и слышат, как родители ссорятся, то это является смертным родительским грехом.

«Двое в плоть едину», думается, о другом. О любви, о нежности, о дружбе, об источнике  жизненных сил, а не о законничестве и вынужденном послушании.

– В Вашей семье дети появлялись по обоюдному согласию?

– Мы еще до свадьбы все обсудили и «намечтали» минимум семерых. Другое дело, что слабо понимали, каково оно жить на «повышенной» скорости. Но мы же люди определенного сословия, и я понимала, что, соглашаясь на брак с семинаристом, по-другому и не будет. Наши дети, это я с уверенностью могу сказать, плод нашей любви, а не визитная карточка, не побочный эффект супружества, не своеобразный пропуск в рай. Мы о них мечтали. Но, как писал Виктор Астафьев, дети также наш «суд на миру».

И хотя меня иногда упрекают в подаче некой «глянцевой» обложки материнства, якобы я скрываю трудности, отвечу словами Аристотеля: «Счастье на стороне тех, кто всегда доволен». Мне легко давалось быть довольной – помогали муж, родители, друзья, со временем появилось просторное жилище и микроавтобус. Ну ни разу Господь не посрамил нашего упования и на руках пронес через все трудности.  Испытаний было предостаточно: пятерых родили на съемной квартире, семь из восьми – патологические роды, батюшка перенес операции и был чудом исцелен, но это уже другая история. И она не про нытье, а про путь христианина, который проходит каждый из нас.

Сегодня, в такое кризисное время уверенно скажу, что иметь много детей – это непозволительная роскошь, ведь при всей экономии с трудом получается сводить концы с концами. Муж не бизнесмен, а священник. Он не может пойти и заработать деньги.

Да, нам тяжело. Всей стране тяжело, всему миру тяжело. Слава Богу, не голодаем, есть, во что одеться, что обуть на ноги. Не как у моей прабабушки две юбки: одна на праздник, одна на каждый день.

Главное – не роптать, радоваться жизни и любить ее.

Можно долго жаловаться, но мы ни на секунду ни о чем не пожалели. Когда жалуешься, комментаторы тут как тут – а чего тогда рожали? Безответственность преступна! Дети-то почему должны мучиться, если у вас «не все дома»? И понеслось… Доверие Богу не разложить на формулы, на молекулы, и не объяснишь в двух словах – почему рожали. Часто сталкиваешься с беспардонной вовлеченностью в чужую жизнь. Отсутствует элементарное уважение к выбору ближнего, иногда даже неправильному, на наш взгляд. Неужели Господь не хочет всем спасения и не справится без нашего комментария?

Решения в интимной области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника

Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашимˮ (1 Кор. 7:5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника

Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может “вместитьˮ высокие требования воздержания, от тех, кому это не “даноˮ (Мф. 19:11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи». 

Мне кажется, отец Павел коснулся несколько табуированной темы, которая подразумевает индивидуальный подход в рассмотрении каждой трудноразрешимой ситуации. Лично меня удивило иное: извинения, с которыми администрация сайта удалила интервью. Я не заметила в нем ни слова призыва к поголовному уклонению от деторождения. Батюшка предлагает честно ответить на вопрос:

«Если человек начинает жить на пределе сил и возможностей, если перестает воспринимать свою многодетность как благословение Божие, если начинает тяготиться этим, то возникает большой вопрос: а появится ли у детей, которые воспитаны в такой семье, хотя бы минимальное желание пойти по стопам своих родителей?» И для меня это главный оценочный критерий  родительской состоятельности – что мы посеяли, какой плод принесет наш образ жизни?

Речь, безусловно, не о том, что все дети должны учиться в Гарварде и есть черную икру на завтрак. Но посмотреть с ребенком в обнимку классный фильм или задать ему вопрос «О чем ты мечтаешь?», чтобы потом час слушать ответ – это непозволительная роскошь, когда полный завал на кухне, счета за свет не оплачены и опять надо ехать в супермаркет за продуктами. И такой «невыслушанный» ребенок в будущем создаст семью, куда перекочуют по наследству все его обиды и страхи. Я знаю пары, где у женщин по «непонятным» причинам замирали одна за другой беременности, а потом оказывалось, что их мужья, будучи травмированы в детстве, панически боятся ответственности родительства. Одного мама в младенчестве бросила, другого жестоко бил отец.

И вопрос даже не в том, что духовник или вторая половинка могут наложить «бремена неудобоносимые» на своего супруга, а наша прежде всего неадекватная оценка собственных сил и возможностей зачастую приводит к беде. Христианская, да и любая другая жизнь должна быть осознанной, а не «ветром принесенной».

Разница в вере

Вера в успех, вера в счастье, вера в любовь, вера в деньги… Как только в этом ряду различных видов вер мы пытаемся поставить религиозную веру, мы замечаем, что она не очень туда вписывается. Датский мыслитель Сёрен Кьеркегор в преддверии ХХ века в одной из своих работ написал следующее: «Люди объезжают кругом весь свет, чтобы увидеть разные реки, горы, новые звезды, редких птиц, уродливых рыб, нелепые расы существ и воображают, будто видели нечто особенное. Меня это не занимает. Но знай я, где найти рыцаря веры, я бы пешком пошел за ним — хоть на край света».

Фото Анны Гальпериной

Сегодня достаточно распространен взгляд, что на самом деле людей неверующих не существует. Существует только вера религиозная или вера нерелигиозная. Невозможно привести неопровержимые доказательства, что Бог есть, точно так же не существует никаких доказательств того, что Бога нет. Соответственно, и позиция атеизма, и позиция человека верующего является одинаково шаткой.

Что такое вера?

Если мы спросим об этом философа Владимира Сергеевича Соловьева, он нам скажет следующее: «Вера – это признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально логических доказательств».

Основания веры лежат глубже мышления и знаний, по отношению к ним вера является фактом первоначальным и поэтому гораздо сильнее их самих.

Самый яркий пример – боязнь новых переводов Священного Писания

– Насколько сегодня актуален среди верующих этот вопрос – «чему учит Церковь»?

– Мне кажется, среди верующих этот вопрос гиперактуален. После общения со многими людьми, именно мирянами, у меня сложилось ощущение, что мы сегодня находимся в положении, которое отчасти напоминает ситуацию в Европе незадолго до Реформации. Тогда был кризис религиозной жизни, неудовлетворенность мирян теми ответами, которые предлагала людям иерархия, стремление верующих проникнуть в содержание и в смыслы, в то время как им рекомендовалось довольствоваться традицией и формами. Было бы ошибочно думать, что вся тема Реформации напрямую связана с резким упадком религиозности. Ничего подобного. Всякий кризис выводит на поверхность глубинные напряжения. Точно так же в истории Католической Церкви напряжения, которые копились веками, вылились в кризис, и он нашел свое разрешение в Реформации.

Можно в десятый раз перечитывать творения отцов-подвижников, пытаться натянуть их подходы на свою реальность, еще раз убеждаться в том, что это крайне сложно и снова в этом разочаровываться. А можно задаться вопросом: почему так происходит?

Сама мысль о том, что этот подход может быть недееспособен в нынешней ситуации или требует каких-то существенных корректив, вызывает у нас страх. Мы живем в очень большом пространстве сковывающего страха: что случится, если мы что-то тронем, чуть начнем шевелить – а оно все возьмет да и рухнет?

Самый яркий пример – наша боязнь делать новые переводы Священного Писания и богослужебных текстов, потому что по сей день у нас не разрешилась проблема старообрядческого раскола, и мы так и не поняли, что произошло и каким может быть антидот к подобным ситуациям. И если раньше, до раскола, поновления книг – «книжные справы» – были регулярными, и это считалось неотъемлемой частью развития языка как такового, то сейчас мы зафиксировали самих себя в утвержденных текстах синодального перевода и очень боимся сдвинуться куда-то направо или налево. Что говорить о наших богослужебных текстах, с которыми ситуация еще хуже?

Так вот, со стороны мирян, на мой взгляд, существует очень большой запрос на то, чтобы переходить из формы ритуального благочестия к сути христианской веры как таковой. Это и есть запрос перехода в осознанную веру, когда человек понимает, для чего это в Церкви, как это работает и какой плод, какой результат в его личной жизни это должно принести.

– Но многих людей как раз волнуют прикладные вопросы – что (не) есть в пост и так далее…

– Ресурсов, отвечающих на типичные бытовые вопросы, множество. Все то, что называется: «Спроси батюшку», «Ответы батюшки» и в подобном роде. Но мы же должны понимать, что это хорошо только как определенная точка входа в церковную жизнь. А дальше что? Думаю, что наша задача – не позволить людям застрять в этом состоянии «недовоцерковленности». Потому что религиозная жизнь – это не статика, а постоянная динамика, развитие. Человек, если не движется вверх, если ему не открываются новые горизонты, неизбежно деградирует.

Исцеление веры

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете», — эти слова Александра Грибоедова из пьесы «Горе от ума» давно стали своего рода символом глубокой иронии по отношению прежде всего к людям религиозной веры.

Популярен взгляд на веру, как прибежище неудачников или как сейчас говорит молодежь – лузеров, нечто вечно женственное, слабое, неконфликтное, непротиворечивое, чуждое всяких сомнений, борьбы и тревог.

Протоиерей Павел Великанов. Фото Анны Гальпериной

В предисловии к замечательному труду о вере немецкий богослов Пауль Тиллих пишет, что «вера – это один из тех терминов, который сам нуждается в исцелении, прежде чем его можно было бы использовать для исцеления людей. Сегодня вера скорее может стать причиной заболевания, чем выздоровления. … Он запутывает, сбивает с толку и порождает то скептицизм, то фанатизм, то интеллектуальное сопротивление, то эмоциональную самоотдачу, то отказ от истинной религии, то подчинение подменам».

Если бы мне задали вопрос, что я рекомендовал бы прочитать по этой теме, я бы прежде всего остановился на трех книгах.

Первая – это уже упомянутый мной богослов Пауль Тиллих, его замечательная работа «Динамика веры».

Вторая книга – женщины-философа с очень непростой судьбой, и я могу предположить, что эта судьба еще только пишется, она еще не закончена. Это жительница Екатеринбурга Екатерина Степанова и её книга «Постижение веры».

И третья – прекрасная работа митрополита Вениамина (Федченкова) «О вере, неверии и сомнении».

Нужно любить друг друга, а не формально исполнять букву Закона

И мне страшно даже подумать, как бы я жила, если бы не встретила батюшку. До нашей первой встречи, как оказалось, мы оба читали акафист Святителю Николаю, чтобы он послал своими молитвами каждому из нас спутника жизни по душе и ради ее спасения. Молитва творит чудеса, мы просто в них не верим.

К слову сказать,  родители мужа прожили душа в душу 43 года, и на нем это отобразилось в полной мере. Он видел и знает «как». А еще я учусь у него решимости. Менять себя. Я намного ленивее в этом вопросе. (Думаю, это побочный эффект моего нарциссического образа жизни до брака, на сцене.)  Как бы мы ни поссорились, какой бы крах ни потерпели наши отношения – все временно. Конфликт оказывается новым витком наших отношений, и уже на следующий день муж приложит максимум усилий, чтобы мы с детьми были счастливы. Рядом с ним стыдно лежать на диване и не работать над собой.

– Что, на Ваш взгляд, самое главное в семье?

– Нужно любить друг друга, а не формально исполнять букву Закона. Православие, как «гастрономическое», так и «репродуктивное», не оправдается на Страшном суде исполнением одной лишь буквы, мне кажется. А вообще, лишний раз убеждаюсь: молчание – золото. Рано пока высокомудрствовать. Пора варить борщ. 

В чем каяться, если не чувствуешь за собой никаких грехов?

Нередко пост называют временем покаяния, и человеку может показаться: ну в конце концов сколько можно поститься, сколько можно ходить на исповедь, сколько можно каяться? Вроде бы вычистили душу до такой степени, что выскребать уже нечего. 

Вот такая позиция может говорить только о том, что у человека не произошло в результате этих духовных подвигов самого главного — не произошла встреча с живым Богом. Потому что, когда человек встречается с Богом, он понимает, насколько лучше быть с Ним, чем с самим собой, даже когда ты абсолютно стерилен.

И если мы всмотримся внимательнее в жития великих святых, мы заметим, что едва ли их образ жизни можно было бы назвать безукоризненным и абсолютно нравственно стерильным. Они зачастую падали, у них бывали какие-то серьезные недостатки, которые мешали окружающим людям. Но у них был живой контакт, живое общение с Богом. И вот эта устремленность к Богу у святых была сильнее, чем удерживающая сила их самости и греха как производного от нее.

Фото: passionforum

Поэтому человек, который думает, что у него в душе все уже в порядке, он находится примерно в таком же положении, как девушка, которая позвала своего суженого к себе домой. Она и на стол накрыла, и занавесочки постирала, и все прибрала. И ей настолько в этом всем комфортно, что она задней мыслью думает: «Слушай, да зачем он мне вообще нужен? Мне в этом всем так прекрасно, вот было бы так всегда!» А жениха-то нет, дом пустой. А когда жених приходит — если нормальный жених, — он может и не обратить внимания на все это, потому что он пришел вовсе не для того, чтобы посидеть за красивым столом и поесть вкусные пироги. Он пришел, чтобы понять, что собой представляет другой человек. 

Так вот и Господь приходит к нам в душу. Он не отличается мелочностью, Он смотрит гораздо глубже той поверхности нашего внешнего, формального благочестия, которое мы вольны сделать более чистым, более стерильным или наоборот. Он смотрит, прежде всего, на наши намерения.

Возвращаясь к тому же образу, вряд ли можно говорить о каких-то глубоких чувствах девушки к молодому человеку, если она даже пальцем не пошевелила для того, чтобы убрать разбросанные вещи в своей квартире, зная, что к ней сейчас должны прийти в гости. Скорее всего, этой девушке глубоко все безразлично, и это противоположная крайность. Поэтому Церковь во время Великого поста призывает людей в первую очередь заглянуть внутрь себя, но не просто для того, чтобы сказать, что у тебя все плохо или, наоборот, все хорошо. 

Прежде всего, заглянуть, чтобы увидеть те трещины в бетоне нашего эгоцентризма, куда мог бы войти Бог.

Когда свет Божий проникает внутрь человеческой души, он немножко нас расширяет, дает больший внутренний простор, чем когда этого света в нашей душе нет. 

Поэтому человеку, который думает, что он уже все грехи исповедовал и во всем покаялся, я бы посоветовал найти время побыть одному, попробовать произносить какую-нибудь короткую молитву, последить за своими мыслями, насколько он может удержать в своем сознании эту молитву, насколько он может просто ни о чем не думать, а находиться в состоянии какого-то внутреннего предстояния перед Богом — с тем, чтобы быть способным услышать какой-то отклик, какой-то ответ со стороны Бога. 

И, скорее всего, человек заметит, что у него в голове много чего ходит-бродит и затмевает вот это око души. У человека безгрешного око души прозрачно, и через эту прозрачность Бог открывает Себя и этому человеку, и окружающему миру. Если этого не происходит, если сквозь душу человека не текут токи Божественных энергий, Божественных сил и благодати, это говорит только об одном: человек, скорее всего, находится в очень серьезном духовном тупике и пока еще не особо понял, как оттуда выбираться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector