Православие: особенности вероучения и культа
Содержание:
- Родителям:
- Суть и основы православия
- Отличия православия от католицизма
- Популярные темы сообщений
- Происхождение мировых религий: христианство, ислам, буддизм
- Догматы Православной Церкви
- Православие — не единственная ветвь христианства
- Источник христианской веры
- Основы православия изложены в Символе Веры
- Православие и современность
- В чем заключается вера и какое значение имеет для человечества
- Виды христианства и их краткое описание
- Православие на Руси
- Церковь — цепочка, которая ведётся от апостолов
- В болезни и скорби:
- Некоторые различия
Родителям:
- Брак честен, ложе нескверно — протоиерей Глеб Каледа
- Молитвы, читаемые в беременности и родах
- Материнская молитва — Владимир Крупнин
- Беременность: вопросы священнику — иерей Александр Шатов
- Расплачиваются ли дети за грехи родителей? — архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн
- За что страдают младенцы — протоиерей Александр Мякинин
- «Жизнь ребенка держится на ниточке» — беседа с акушером-гинекологом Николаем Ячменевым
- Когда болеют дети — иерей Алексий Грачев
- Маленький ребенок в храме — Маргарита Данилова
- Духовная жизнь родителей, ждущих ребенка — Максим Степаненко
- Молитвы, читаемые при бесплодии
Суть и основы православия
Основа любой религии – вера. Без нее существование и развитие божественных учений невозможно. Суть православия заключена в Символе Веры, принятом на втором Вселенском Соборе. На четвертом Вселенском Соборе Никейский Символ Веры (12 догматов) был утвержден как аксиома, не подлежащая никакому изменению. Православные верят в Бога Отца, Сына и Святого Духа (Святую Троицу). Бог Отец является создателем всего земного и небесного. Божий Сын, воплотившийся от Девы Марии, единосущ и единороден по отношению к Отцу. Святой Дух исходит от Бога Отца через Сына и почитается не менее, чем Отец и Сын. Символ Веры рассказывает о распятии и воскрешении Христа, указывая на вечную жизнь после смерти. Все православные относятся к единой церкви. Крещение – обязательный ритуал. При его совершении происходит освобождение от первородного греха. Обязательным является соблюдение нравственных норм (заповедей), которые переданы Богом через Моисея и озвучены Иисусом Христом. Все «правила поведения» основаны на помощи, сострадании, любви и терпении. Православие учит переносить любые тяготы жизни безропотно, принимать их как любовь Бога и испытания за грехи, чтобы затем попасть в рай.
Отличия православия от католицизма
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».
Главные отличия между православием и католичеством можно свести к нескольким пунктам:
- Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
- Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
- Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает.
- Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;
- Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
- Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
- Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы.
- Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов.
- Православные крестятся справа налево, а католики слева направо. Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу.
Популярные темы сообщений
- Коралловые полипы Коралловые полипы – класс кишечнополостных беспозвоночных морских животных, ведущих прикрепленный образ жизни. В их жизни нет стадии превращения в медузу. На сегодняшний день, ученым известно больше 6 тысяч видов.
- Атлантический океан Атлантический океан – значимый мировой водный объект, уступающий своей площадью и глубиной только Тихому океану. Его воды буквально отделяют Западное полушарие от Восточного, а именно материки: Америки от Евразии и Африки.
- История Воронежа Впервые название Воронож встречается в летописях при описании событий 1177 года. Потерпев поражение, рязанский князь Ярополк бежал в местечко с таким названием. Но общепризнанным годом основания Воронежа считается 1571 год.
Происхождение мировых религий: христианство, ислам, буддизм
Исторический период между I и IX веками н.э. считается временем возникновения новых глобальных религиозных течений, таких как ислам, буддизм и христианство. Активное распространение этих верований стало возможным благодаря их определенными уникальными особенностями. Христианство, ислам и буддизм полностью подходят под определение мировых религий, потому что для них не характерна ни особая культурная, ни определённая гендерная специфика. Эти религии обращались ко всем социальным классам, и распространялись путем войн, завоеваний, торговли и миссионерской деятельности.
Возникновение буддизма: основные факты
Буддистскую веру относят к одним из самых древних мировых религий. Возникновение буддизма, религиозно-философского учения, относят к VI–V векам до нашей эры. Место возникновения – северо-восток современной Индии. Основателем считают индийского принца Сиддхартха Гаутаму, названного позже Буддой, что значит, «пробуждённый» или «просветлённый».
Буддистскую веру относят к одним из самых древних мировых религий
В первые 200 лет существования новой веры буддисты разделились по сектам, которых насчитывалось до восемнадцати. После преодоления некоторых разногласий, в буддизме образовалось два главных направления: хинаяна и махаяна.
История происхождения христианства: кратко
Христианская религия прошла сложный и длинный путь от небольшой секты, проповедующей ближневосточный фольклор до мирового признания и духовной основы европейских культур. Христианство зародилось в первом веке нашей эры и начинает отсчёт с момента рождения Христа.
В основе этой веры – древние учения иудаизма. Но Иисус, родом из Назарета, проповедовал так, что содержание его проповедей не помещалось в рамки древнееврейской национальной религиозной традиции.
Молодой проповедник Христос стал Спасителем – миллионы людей, обретя христианскую веру, нашли в ней смысл собственной жизни.
Спустя чуть больше, чем 300 лет с момента возникновения веры Христа император Константин провозглашает, что отныне государственной религией Римской империи следует признавать христианство. С этого момента христианскую веру можно было считать по-настоящему международным явлением.
Голубая мечеть — первая по значению мечеть Стамбула
Происхождение ислама: коротко о самой молодой мировой религии
Исламскую религию называют самой молодой среди других мировых религий, но по количеству верующих она на втором месте (1549 млн верующих) после христианства (2292 млн верующих). Само слово «Ислам» означает: «покорно верить в Единого Бога».
Точную дату рождения этой религии установить невозможно, но принято считать, что ислам появился в период начала VII в. в Западной Аравии, в священном для всех мусульман городе Мекке.
В то время господствовала языческая вера и племена поклонялись собственным богам в образах идолов. Родоплеменной патриархальный строй постепенно разрушался, заменяясь классами. Для духовного объединения людям потребовалась богооткровенная традиция, которой и стал ислам, основанный пророком Мухаммедом.
Вера в абстрактные сверхъестественные силы помогала древнему человеку объяснять непонятные для него природные процессы, одновременно с этим создавая религиозные основы будущих верований. Развиваясь, люди всё больше нуждались в надежде, спокойствии и безопасности, что и обещает людям религия. Сегодня большинство людей в мире поклоняются трём международным религиям: исламу, буддизму и христианству.
Догматы Православной Церкви
Основные догматы христианства определили в двенадцати членах Символа веры. Их перечисление — основная православная молитва.
Символ веры
По-церковнославянски |
По-русски |
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. | Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. |
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. | И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено. |
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. | Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. |
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. | Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. |
5. И воскресшаго в третий день по Писанием. | И воскресшего в третий день согласно Писаниям. |
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. | И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. |
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. | И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца. |
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. | И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков. |
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. | В единую святую, соборную и апостольскую Церковь. |
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. | Признаю одно крещение для прощения грехов. |
11. Чаю воскресения мертвых, | Ожидаю воскресения мертвых, |
12. и жизни будущаго века. Аминь. | и жизни будущего века. Аминь (истинно так). |
Двенадцать основополагающих христианских догматов в Православии:
- Непоколебимая вера в Пресвятую Троицу;
- Истина о совершении греха каждым из нас;
- Искупление грехов;
- Воплощение Сына Всевышнего;
- Воскрешение Иисуса Христа;
- Вознесение на небеса;
- Второе Пришествие и ожидаемый Страшный Суд;
- Возрождение значения и роли Церкви;
- Воскрешение простых смертных;
- Две стороны Божьего Сына – Божественная и человеческая;
- Две воли и возможность совершать чудотворные действия;
- Почитание икон.
Догматы помогают человеку определить точные границы, за которыми заканчивается христианство и начинается ересь.
В католицизме и протестантизме признаются такие вероучительные истины, которые отвергает Православие. Именно это в свое время и привело к разделению Церквей.
- О Символе Веры
- Толкование на Символ веры
Православие — не единственная ветвь христианства
Весь христианский мир делится на три ветви:
- Католицизм;
- Протестантизм;
- Православие.
Для разделения церквей были причины — в основном политического, организационного, иерархического и богослужебного характера. Впоследствии обозначились и некоторые отличия в вероучении.
Нельзя сказать, что это фундаментальные разногласия.
Православие жёстко отвергает возможность слияния традиций с другими ветвями христианства.
Хотя, например, папа Римский Иоанн Павел II выражал надежды и многое сделал для того, чтобы стереть границы между церквями, потому что она одна — Церковь Христова.
Источник христианской веры
Источником веры является откровение. Словом откровение в тесном смысле означается „сокровенных таин явление» или сверхъестественное сообщение людям со стороны Бога каких-либо новых и неведомых для них истин.
В отличие от сверхъестественного откровения, постоянное обнаружение действий всеблагого Промысла Божия, являемое чрез посредство естественных сил и законов природы, установленных Творцом, называется откровением естественным. Этот последний вид откровения означается в Св. Писании более общим наименованием: явление, в отличие от более специального слова – откровение, которым преимущественно означается откровение какой-либо тайны, или истины, превышающей силы естественного человеческого ума. Когда. ап. Павел говорит об откровении Бога языческому миру чрез посредство видимых творений, то употребляет выражение: „Бог явил им“ (Рим. I:19), а когда тот же апостол говорит об откровении чрез писания пророческие тайны воплощения (Римл. ХIV, 24), об откровении ему тайны относительно призвания в церковь Христову язычников (Ефес. III:3) и вообще о сверхъестественных откровениях (ср. 1 Кор. II:10; 2 Кор. XІІ, 1, 7; Ефес. I:17; Филипп III, 15): то во всех этих случаях откровение обозначает словом откровения. В этом смысле откровение св. Иоанна называется Апокалипсисом.
Основы православия изложены в Символе Веры
Если совсем коротко описать суть учения Русской православной церкви, то это безупречно делает «Символ веры»:
«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь».
В этой короткой молитве изложены все основы православного христианства. Но, пожалуй, будет справедливо не оставить читателя одного с этим фактом, а разобрать основные представления этой молитвы. Этим мы и займёмся дальше.
Православие и современность
Наше время дало церкви свободу и оказывает ей поддержку. За последние 20 лет количество верующих, а также тех, кто относит себя к православному вероисповеданию, возросло. Вместе с тем нравственная духовность, которую подразумевает эта религия, наоборот, упала. Огромное количество людей выполняет обряды и посещает церковь механически, то есть без веры. Возросло число храмов и церковноприходских школ, которые посещают верующие. Увеличение внешних факторов только частично влияет на внутреннее состояние человека. Митрополит и другие священнослужители надеются, что все-таки те, кто сознательно принял православное христианство, смогут духовно состояться.
В чем заключается вера и какое значение имеет для человечества
Итак, христианство:
- исповедует Бога не просто как Единого (подобно иудаизму, исламу), но как Любящего;
- указывает человеку путь спасения, соединения с Ним.
Духовные ценности
К их числу можно отнести:
- найденный христианством смысл, цель жизни человека – единение с Богом;
- нравственные заповеди, основанные на любви к человеку – образу Божию;
- особое представление о человеке – со-творце Бога; именно благодаря ему появились великие произведения живописи, архитектуры; а к XVIII в. – возникла наука.
Чем отличается философия от религии христианство?
Философы изучают наиболее общие закономерности развития человека, его разума, становления общества, развития науки.
Благодаря христианству до наших дней существует ее особое направление, христианская философия – осмысление постулатов учения, культа, Священного Предания. Однако, философия – рациональное, «от человеческого ума», осмысление мира. Со времен ее возникновения ни одно философское учение не претендовало быть религией.
Впрочем, занятие философией очень часто приводит пытливого мыслителя к вере.
Виды христианства и их краткое описание
Рассмотрим виды христианства и дадим им краткое описание. Несмотря на различия в этих направлениях, они ни в коем случае не враждуют.
Православие
Православие представляет собой одно из ведущих в мире направлений христианства. Господь для православных христиан является носителем всемирной мудрости, всевышним разумом.
Заслужить после смерти вечное место в раю, приобщиться к Богу посредством благодати – вот главные цели каждого православного человека. Для достижения этого им необходимо в течение всей жизни соблюдать заповеди Господа, исповедовать Его учение.
В основе православия лежат Священное Писание и Священное Предание. Кроме того, особое влияние на верующих оказывают 10 заповедей, составляющих основу всего христианства. Они не различаются на разных его ветвях.
Главное средство для обращения к Богу – это молитва. Молиться можно как дома, так и в храмах и церквях. Перед молитвой следует трижды перекреститься, произнося Отче наш. Правильнее будет молиться перед ликами святых, чтобы молитвы были услышаны.
Православные христиане также верят в церковь. И речь не всегда идет о здании. Имеется в виду приближение к другим людям. То, что люди собираются вместе во время молитвы, объединяет и сплачает их. Нельзя приблизиться к Богу, отдаляясь в это время от людей.
Католицизм
Католицизм наиболее распространен в странах Европы. Для католических христиан Святой Дух исходит как от Отца Бога, так и от Сына Божьего, в отличие от православных, у которых Святой Дух исходит лишь от Отца.
Главной целью католика является получение места в Царстве Божьем, как награды за добрые дела, угодные Богу. Для этого им нужно не иметь тяжелого греха на душе. Иметь его – значит быть обреченным на вечные муки. Однако мелкие грехи допускаются, от них человек очищается в Чистилище, после чего и попадает в Царство Божье.
Католическая церковь не допускает разводов, брак заключается единожды и на всю оставшуюся жизнь. Священники категорически не могут вступать в брак, они должны выбрать для себя лишь одно из таинств: таинство брака или таинство священнослужения.
Для католиков Папа Римский является главой церкви, однако святым его не считают. Безгрешными признаются лишь его слова и действия, касающиеся церкви.
Протестантизм
Если кратко, то протестантизм – это одно из трех направлений христианства, наравне с православием и католицизмом. Оно представляет собой совокупность множества самостоятельных церквей, для которых характерно разнообразие практик и внешних форм.
Протестанты не поощряют обет безбрачия и монастыри. В отличие от православных христиан и католиков, они не считают загробный мир прекрасным и красивым, не стремятся туда попасть.
Протестанты также отрицают культ Богородицы и почитание икон, что в значительной степени отличает их от православных и католиков.
У протестантов нет какой-либо церковной иерархии, все в церкви равны перед Богом. Главным авторитетом для них является Библия (Священное Писание). Ее авторитет непоколебим. Но в отличие от православной Библии, текст протестантской немного изменен. Из нее исключены одиннадцать ветхозаветных книг, которые не входят в иудейский канон. Остальные тексты, с точки зрения протестантизма, не являются истинными, в том числе и Священное Предание.
Кроме того, протестанты ждут возвращение Христа во плоти в будущем.
Заключение
Таким образом, христианство − это эффективная система духовных знаний, которая изменила древний мир. Эта религия является основой современной европейской цивилизации. Основал это величайшее учение − Иисус Христос. Именно он сделал для всех людей больше, чем кто-либо другой.
Православие на Руси
В «Повести временных лет» встречается одно из самых первых упоминания Православия на Руси. Существует устойчивое заблуждение, что слово «православие» происходит от того, что быть православным — значить славить Бога правильно. На самом деле, православие было принято, как слово противоположное «инославию». Именно так обозначали учение проповедников, которое не принимала по тем или иным причинам официальная Церковь. Мы отсчитываем ход нашей истории с Апостольских времен, но история Православия на Руси началась с момента Крещения Руси, решение о котором было принято князем Владимиром в 988 году.
После гибели князя Святослава на Руси осталось трое его сыновей — князь Владимир, князь Ярополк и князь Олег. Великим князем стал старший сын князя Святослава — Ярополк. С дружиной отца он правил в Киеве. Средний — Олег еще при жизни князя Святослава правил Древлянами. Князь Владимир же отправился в Новгород. В ходе междоусобиц при делении земель погиб князь Олег, а князя Ярополка предали и убили на переговорах варяги. Великим князем остался Князь Владимир, хотя никто не прочил ему такой судьбы. Матерью Князя Владимира была рабыня-ключница у князя Святослава. Его воспитывал дядя, дружинник Святослава. Тем не менее, князь Владимир был добрым и справедливым князем, мудро управлял вверенными ему землями. В большинстве соседних государств к тому времени уже установились мировые религии, на Руси же продолжали царствовать языческие верования. Но языческие боги и их «вероучение» не отвечали за вопросы, которые жизнь ставила перед людьми.
Путешественники из стран Востока предлагали Князю Владимиру принять Ислам, но он отказался, отверг он и Иудаизм.
Выбирая веру, которая должна была сплотить воинственные и разрозненные племена, он сделал выбор в пользу Православия, пораженный длинной речью о содержании Священного Писания. Кроме того, Русь многое связывало с Византией, на греческого императора равнялись русские князья, мы вели совместную торговлю, многие наши обычаи были похожи. Приходили к князю Владимиру и представители Римско-католической Церкви из Западной Европы, которым он отказал, сославшись на то, что «Отцы наши не приняли этого».
Первым князь Владимир крестился сам. Византийские императоры зачастую считали, что принятие православие означает подчинение Византии, чтобы не допустить такой мысли князь Владимир направил свои войска в Крым, где захватил Херсонес (Корсунь). По требованию Владимира, ему выслали священников для крещения и будущую жену — царевну Анну. Ради нее князь Владимир отказался от прежней жизни, от буйных разгульных пиров и многоженства.
По приказу князя Владимира уничтожили идолов язычников и построили христианские храмы. Этому русских мастеров научили византийские. Все страшные и жестокие языческие жертвоприношения и традиции были отменены. На Руси стали появляться христианские книги, написанные на кириллице, благодаря чему многие крестьяне научились читать и писать. Православие стало государственной религии на Руси и сыграло огромную роль в развитии государства.
Во главе прихода стоял священник, его священноначалием был Епископ, главой для Епископов являлся Митрополит, а для Митрополита — Патриарх. Существовали также монастыри, во главе которых стоял игумен, но в отличие от современности священниками сначала были приезжие греки или болгары.
Язычники долго боролись с христианством. В нательные кресты прятали языческие обереги и символы, но православие, как истинная вера, победило.
Церковь — цепочка, которая ведётся от апостолов
После смерти Иисуса Христа апостолы продолжили Его дело: они проповедовали и обращали в христианство всё больше людей.
Тех, кто принимал учение Христа, признавали частью Церкви Божьей — то есть совокупности всех верующих праведников.
12 апостолов. Апостолы продолжили дело Иисуса Христа: они проповедовали и обращали в христианство всё больше людей
Земная Церковь — это лишь материальное выражение Церкви духовной. И книга Откровения Иоанна Богослова предупреждает человечество, что в некий момент земная Церковь утратит свои духовные качества.
Но до той поры Церковь — это многочисленные верующие христиане и священнослужители, которые ведут свою историю от первых апостолов.
В болезни и скорби:
- Библейский взгляд на причины и сущность болезней — протоиерей Леонид Грилихес
- Святоотеческое отношение к болезни — Юрий Максимов
- «О скорбях, болезнях и их терпении». Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино
- «О болезни и немощи. Из наследия Оптинских старцев». Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино
- «О болезни и немощи. Из наследия Оптинских старцев» (в цвете). Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино
- «Утешение в болезнях и скорбях». Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино
- «Утешение в болезнях и скорбях» (в цвете). Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино
- «Я к врачам обращаться не стану?» — иерей Сергий Филимонов
- Болезнь как лекарство, болезнь как школа — протоиерей Сергий Николаев
- Режим — протоиерей Сергий Николаев
- О путях формирования болезней — Николай Гурьев
- Ответы священника: что делать, когда болеют дети? — иерей Алексей Грачев
- В вашей семье больной — протоиерей Сергий Николаев
- Доктора и лекарства — протоиерей Сергий Николаев
- Значение болезней — Николай Гоголь
- Почему «много скорбей у праведного»? — Юрий Максимов
- «Мама, как прекрасно, что я все-таки живу!» (Почему болеют дети) — Дмитрий Семеник
- Почему болеют дети? — Оксана Федотова
- Что ответить Стиву Джобсу, или Снова о слезинке ребенка — Александр Ткаченко
- Дети с синдромом Дауна могут дать очень много любви, добра, света, покоя — иерей Петр Коломейцев
- «Жизнь ребенка держится на ниточке» — беседа с акушером-гинекологом Николаем Ячменевым
- Реабилитация детей с ДЦП — Елена Семенова, Екатерина Клочкова, Александра Коршикова-Морозова, Анна Трухачева, Елена Заблоцкис
- Как не надо говорить с мамами детей-инвалидов — Екатерина Савостьянова
- Все ли наши несчастья от личных грехов и почему страдают дети — Петр Добросельский
- О «невинных» страданиях — профессор Алексей Осипов
- Свой диагноз – «лимфома» – я воспринял более или менее спокойно — диакон Михаил Асмус
- Чем глубже скорбь… — Наталья Сухинина
-
Уныние —
это грех. Христианин должен быть оптимистом!
— Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II -
О посте, исповеди, подготовке к причащению в
паломничестве и псевдоправославии — епископ
Егорьевский Марк
Ценности. У всех они разные…
Некоторые различия
Нередко верующий народ путает определения православия и христианства. В чем разница между ними, кратко подскажет фраза «Все православные являются христианами, но не все христиане являются православными». Дело в том, что все христианство делится на несколько ветвей, самые крупные из которых — католицизм, протестантство и православие.
Увидеть, чем отличаются 3 крупнейшие ветви христианства, в чем их особенности, специфика и структура, можно по таблице.
Положения | Католицизм | Протестантство | Православие |
Отношение к светской власти | Глава Церкви (Папа Римский) обладает религиозной и политической властью | Стремятся сотрудничать | За все время отношения много раз менялись от сотрудничества до изгнания или подчинения |
Отношение к людям | Важна индивидуальность | Вмешательство в дела ближних и помощь друг другу (если человек не попросил сам) не приветствуются | Все люди — братья и сестры |
Душа после смерти | Душа проходит Чистилище и очищается | Христос уже искупил грехи всех людей своей смертью, а потому земные дела не так важны | Душа попадает в Ад или Рай в зависимости от совершенных при жизни дел |
Крест Господень | Имеет 4 конца — «стандартный» крест. Ноги прибиты одним гвоздем, сложены друг на друга. Обычно изображается с мученическим выражением лица | Не признают ни Крест, ни иконы | Имеет 8 концов — 4 конца «стандартного» креста и 2 горизонтальные перекладины (табличка над головой и опора для ног). Ноги прибиты 2 гвоздями. Иисус изображается с распростертыми руками, будто обнимающий мир |
Крещение | Крещение проводится над детьми не младше 7 лет. Обряд предполагает обливание святой водой или окропление | Могут принимать только взрослые люди, сделавшие свой выбор | Креститься могут как младенцы, так и взрослые. Для обряда необходимо трижды погрузиться в купель со святой водой, затем причаститься и совершить миропомазание |
Службы | Священники наделены от Бога особой силой | Не нуждаются в специальных местах или священниках: последние ведут обычную жизнь | Священник не обладает божественной силой, Господь сам появится в храме при службе |
Брак | Не поддерживает разводы, священники должны придерживаться безбрачия | Развод возможен в 2 случаях — неверность супруга или оставление неверующего верующим | Разводы в некоторых случаях допускаются, некоторым служителям разрешено жениться |
Богородица | Непорочна, без греха | Считают Деву Марию обычным человеком | Является человеком, совершившим первородный грех |
Святой Дух | Исходит от Отца и Сына | В равной мере исходит от Отца и Сына | Исходит от Отца и передается Сыну |
Священное Писание и Священное Предание | Имеют равное значение | Не имеют авторитета | Писание является частью Предания |
Всего различий между основными течениями христианства больше, но даже по основным видно, что основа учения одинакова, а отличия в основном небольшие или относятся к службам, таинствам или терминам. Например, католики считают Папу Римского главой над всеми Христианами, что по понятным причинам отвергается православной веткой.
Важно отметить, что православие терпимо относится к прочим религиям, однако считает их еретическими, а их последователей — недостойными Царствия Божьего. Однако католики и протестанты возможно не будут лишены благословения Господа, так как тоже верят в него, хоть и немного другим образом.. Стоит отметить отличия от старообрядчества
В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.
Стоит отметить отличия от старообрядчества. В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.
Религия православие сегодня является третьей по величине ветвью христианства — одной из главных мировых религий. Оно распространено в странах Восточной Европы, в том числе в России, где проживает около 40% всех православных. Во многих странах, где религия не является основной или официальной, созданы крупные общины и епархии.