Возвращение культа великой матери и его влияние на современную мировую политику

Семья и происхождение

В зависимости от того, в какой части Египта развивался культ, отцом Астарты указывался либо бог солнца Ра, либо Птах – бог и покровитель ремесленников.

Если она дочь Ра, значит, она также сестра Анат – ещё одной богини войны. Астарта связана с другой дочерью Ра, а именно с Хатор. Хатор – это богиня плодородия, качество, которое приписывают и самой Ашторет.

Каменный трон богини

Ее супругом был Сет – непримиримый бог войны. Сет также известен, как повелитель ветров, штормов, зла, хаоса и тьмы. Судя по всему, даже среди богинь находятся такие, которые предпочитают «плохих парней». Астарта также имела сына по имени Хаурон. Позднее Хаурон был официально принят в египетский пантеон.

Внешний вид

Ворота Иштар в Вавилоне представляли собой полукруглую арку, ограниченную по бокам стенами и ведущую на Дорогу процессий. Они были сделаны двойными, при этом внутренние ворота были вдвое больше наружных. Высота строения составляла 26 м, а ширина – 30 м.

Само сооружение состояло из кирпича, покрытого разноцветной глазурью, сверкавшей на солнце. Общий фон сооружения был сине-голубым. Названый цвет считался символом богини, чье имя носили ворота. Кроме того, архитектору удалось добиться эффекта «муарового мерцания». Это значит, что при ярком освещении стена распространяла иллюзорные волны.

Стены ворот украшали барельефы, изображающие животных в естественных позах. Ученые насчитали 575 изображений сиррушей и быков. Последние почитались как священное животное бога Адада, а драконы-сирруши, сочетавшие в своем облике черты орла, змея и льва, являлись символом Мардука.

Двери и крыша строения были изготовлены из кедрового дерева и окованы бронзой. Стены, ведущие к воротам Иштар, украшало 120 барельефов львов и других животных. Вавилоняне верили, что названое животное было спутником богини.

Внешний вид ворот богини Иштар

Самые известные ворота городской стены Вавилона были двойными. При этом внутренняя их часть почти в два раза превышала по размерам внешнюю. Высота строения составляла 26 м, а ширина — около 30 м. Вход представлял собой полукруглую арку.

Для строительства использовали глазурованный кирпич
. Основной цвет сооружения — ярко-синий. Это придавало воротам особое величие, сразу выделяя их на фоне желтого песка и серых домов. Также считалось, что синий цвет символизирует богиню Иштар.

Крыша и створки были изготовлены из кедра и окантованы бронзой. На фоне ярко-синего кирпича выделялись 575 рельефных изображений священных животных — сиррушей и быков. В угрожающих позах они также украшали стены вдоль Дороги процессий, так как должны были «сопровождать» богов во время праздничного шествия.

Ширина Дороги равнялась 23 м, стены вдоль нее на высоту 7 м были отделаны синим глазурованным кирпичом.

Начало творческого пути артистки

Переехав во Францию, певицаначала работать вместе с Жюльеном Клерком. Во время очередного выступления она познакомилась с известным музыкальным продюсером Шарлем Ибги.

Он предложил певице организовать совместно с испаноязычной группой Los Ninos квинтет, получивший название Alabina.

Watch this video on YouTube

Этногруппа быстро прогрессировала и за короткое время смогла завоевать сердца практически всех европейских танцевальных клубов.

В репертуар группы вошли песни на различных языках — цыганский арабский, испанский, французский и иврит.

Межнациональный колорит и своеобразное звучание сделали коллектив популярным не только во Франции, но и по всей Европе. Постепенно музыканты начали покорять сердца публики за океаном и в Ближневосточном регионе.

Watch this video on YouTube

В 1996 году вышел первый альбом многоязычного квинтета The Album. Всего было продано 200 тыс. пластинок, а треки Alabina, Ole y Ola и Habibi De Mis Amores стали наиболее продаваемыми, распространившись по миру тиражом более 150 тыс. каждый.

В 1997 году коллектив выступил «на разогреве» у Карлоса Сантаны. Ансамбль Alabina по-прежнему пользовался любовью поклонников и ездил с гастрольными турами по странам ЕС, США, Канаде и Израилю.

Watch this video on YouTube

Почему богиня стала демоницей?

Времена менялись, и верования шумерского народа начинали претерпевать изменения, переходя в период упадка. Если изначально Иштар считалась богиней плодородия и любви, покровительницей жизни, без которой всё живое на земле умирало, то через несколько столетий всё кардинально поменялось.

В более поздних преданиях мне встречаются характеристики Иштар как богини-демоницы разврата и блуда. От этих перемен пострадал и её супруг Баал, которого стали причислять к тёмным жестоким демонам.

Языческие культы всевозможными способами пытались очернить и, надо признать, это успешно удалось. Иштар превратилась в коварную искусительницу, не ведающую о справедливости, моральных принципах и чести.

Она не гнушается вступать в связь с самыми разными людьми – от правителей до бродяг, с животными или божествами. Иштар в своём “новом” облике практически не имела положительных черт, из-за чего вскоре была вытеснена другими божествами, превратившись в забытую властительницу страсти и любви.

Иштар в работах современных художников

Иштар постигла участь многих божеств. Из могущественной защитницы и покровительницы продолжения жизни она превратилась в блудницу, однако вины её в этом не было. Образ Иштар меняли лишь сами люди – в зависимости от времени и требований, которое оно предъявляло. Несмотря на это, Иштар была и остаётся одним из самых значимых древних божеств, что сумели оказать огромное влияние на более поздние верования и даже направления религии.

Имя и происхождение

Венера на вечернем небе

Теоним восходит к ˈас̱тар, в прасемитское время означавшему планету Венеру в одном из двух аспектов, передаваемых, соответственно, как ˈАс̱тар (утренняя звезда, мужской персонаж) и ˈАс̱тарт (вечерняя звезда, женский персонаж). В западносемитской и южноаравийской мифологии это разделение сохранилось (см. Астар и Астарта); в восточносемитской среде (предки аккадцев) оба аспекта слились в едином божестве, сохранившем характеристики обоих полов (см. андрогинность): с одной стороны Иштар — божество войны, с другой — секса и деторождения; при этом слово ˈас̱тар у восточных семитов означало богиню вообще. Нарицательный характер способствовал поглощению Иштар множества месопотамских божеств (шумерских, хурритских); в среде хурритов она обычно ассоциировалась с Шавушкой, однако чаще всего богиня соответствовала шумерской Инанне.

Помимо «Иштар», встречались также варианты имени «Эштар» и «’Аштар». В подавляющем большинстве случаев имя богини передавалось шумерограммой dINANNA (аккадцы заимствовали письменность у шумеров). Помимо этого, использовался числовой эквивалент, предваряемый соответствующим детерминативом: d15 (= IŠTÀR), а также слоговое написание: 4-tár, d4-tár, diš-tar.

Раскопки и реконструкция достопримечательности

В конце XIX века немецкий археолог Роберт Кольдевей смог добиться финансирования раскопок на территории Древнего Вавилона.

Интересный факт: раскопки длились около 17 лет и были прерваны лишь вступлением британских войск в Багдад.

Среди руин некогда великого города археологи нашли обрушившуюся часть ворот Иштар. Ученые собрали и вывезли в Германию около 100 000 хорошо сохранившихся кирпичей. Из них в Пергамском музее Берлина возвели копию вавилонских ворот
, полностью сохранив пропорции, но уменьшив размер. Высота реконструкции составляет 14 м, а длина — 10 м. Также посетители музея могут увидеть восстановленную часть Дороги процессий.

В музеях Парижа, Детройта, Нью-Йорка, Бостона, Стамбула и других крупных городах мира хранятся отдельные обломки от вавилонских ворот.

В музее Ирака есть свои ворота Иштар, однако их возвели из современного строительного материала, стилизованного под знаменитый синий кирпич.

Во времена правления Навуходоносора ІІ (605–562 гг. до н. э.) Вавилон имел 8 ворот, которые носили имена богов. Но лишь ворота богини Иштар спустя века после гибели Вавилонской империи получили всемирную известность.

В древности Вавилон был одним из самых впечатляющих городов мира. На разных его концах находились 2 главных сооружения – царский дворец и храм Эсагила. К храму Эсагила вела Дорога процессий, бравшая свое начало у северо-западных ворот Иштар.

Кто такая Иштар?
В аккадской мифологии Иштар – богиня любви, красоты, плодородия и войны. Её обычно изображали в виде женщины, тело которой поросло зелеными побегами. Греческие авторы в своих описаниях сравнивали вавилонскую богиню с Афродитой. Иштар считалась супругой верховного вавилонского бога Мардука, поэтому парадные ворота посвятили именно ей. Недалеко от них располагался храм богини.

По Дороге процессий в период празднования Нового года устраивалось грандиозное шествие во главе с золотой статуей Мардука. В это время через ворота Иштар проносились и другие статуи богов. Согласно преданию, именно через них был внесен в город гроб с телом Александра Македонского.

Восьмые ворота были построены в 575 г. до н. э. по инициативе Навуходоносора ІІ. Об этом свидетельствует одна из надписей, оставленных на сооружении. Она гласит, что они были сооружены «чтобы народы смотрели и удивлялись».

Кали

Даже если вы ничего не знаете про богиню Кали, вы наверняка слышали про то,  что по индуистскому календарю мы живем в эпоху Кали-юга. От имени Кали происходит название бывшей столицы Индии Калькутты. Здесь и сегодня находится крупнейший храм поклонения этой богине.

Кали — самая грозная богиня мировой мифологии. Одно её изображение уже пугает. Она традиционно изображается синего, либо черного цвета (цвет бесконечного космического времени, чистого сознания и смерти), с четырьмя руками (4 стороны света, 4 основных чакры), на её шее висит гирлянда из черепов (череда воплощений).

У Кали красный язык, что символизирует кинетическую энергию вселенной гуну раджас, стоит богиня на поверженном теле, что символизирует вторичность физического воплощения.

Кали пугает, и не напрасно. В Индии ей совершали жертвоприношения, а самыми ревностными адептами этой богини стали тхаги (туги) — секта профессиональных убийц-душителей.

Согласно историку Уильяму Рубинштейну в промежуток с 1740 по 1840 годы туги убили 1 миллион человек. «Книга рекордов Гиннесса» относит на их счёт два миллиона смертей. В английском языке слово «таги» (англ. thugs) приобрело нарицательное значение «убийц-головорезов»

Отрывок, характеризующий Ворота Иштар

Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.

На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.
Графиня стала успокоивать Наташу. Наташа, вслушивавшаяся сначала в слова матери, вдруг прервала ее:
– Перестаньте, мама, я и не думаю, и не хочу думать! Так, поездил и перестал, и перестал…

Названные в честь аккадской богини ворота Иштар были построены в Древнем Вавилоне в 575 году до нашей эры. Но как о чуде света и памятнике архитектуры о них заговорили лишь спустя много веков. С воротами богини Иштар тесно связано имя вавилонского царя Навуходоносора, аккадская мифология и важный период в развитии Вавилонии.

Active Skills

Available from the start
Manifestation of Beauty B
Increases party’s attack for 3 turns.Increases party’s critical damage for 3 turns.
Level 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Attack + 10% 11% 12% 13% 14% 15% 16% 17% 18% 20%
Crit Damage + 10% 11% 12% 13% 14% 15% 16% 17% 18% 20%
Cooldown 7 6 5
Unlocks after 1st Ascension
Gleaming Brilliant Crown A
Charges own NP gauge. 80% Chance to grant self Invincibility for 1 turn. 80% Chance to ignore Invincibility for 1 turn.
Level 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
NP + 30% 32% 34% 36% 38% 40% 42% 44% 46% 50%
Cooldown 8 7 6
Unlocks after 3rd Ascension
Mana Burst (Gems) A+
500% Chance to grant self Delayed buff for 1 turn. (Unstackable)(Increases own attack for 1 turn after 1 turn.)
Level 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Attack + 30% 32% 34% 36% 38% 40% 42% 44% 46% 50%
Cooldown 5 4 3

Ворота Иштар: история шедевра вавилонского зодчества

В древности Вавилон был одним из самых впечатляющих городов мира. На разных его концах находились 2 главных сооружения – царский дворец и храм Эсагила. К храму Эсагила вела Дорога процессий, бравшая свое начало у северо-западных ворот Иштар.

Кто такая Иштар? В аккадской мифологии Иштар – богиня любви, красоты, плодородия и войны. Её обычно изображали в виде женщины, тело которой поросло зелеными побегами. Греческие авторы в своих описаниях сравнивали вавилонскую богиню с Афродитой. Иштар считалась супругой верховного вавилонского бога Мардука, поэтому парадные ворота посвятили именно ей. Недалеко от них располагался храм богини.

По Дороге процессий в период празднования Нового года устраивалось грандиозное шествие во главе с золотой статуей Мардука. В это время через ворота Иштар проносились и другие статуи богов. Согласно преданию, именно через них был внесен в город гроб с телом Александра Македонского.

Восьмые ворота были построены в 575 г. до н. э. по инициативе Навуходоносора ІІ. Об этом свидетельствует одна из надписей, оставленных на сооружении. Она гласит, что они были сооружены «чтобы народы смотрели и удивлялись».

Отождествления и эпитеты

Иштар на рельефе Анубанини. Аккадский или старовавилонский период

Иштар Аккадская, Вавилонская, Ниневийская и др.

  • И́штар Акка́дская или Бе́лет-Аккаде́ (аккад. Bēlet-Akkadê: «Госпожа Аккаде») — Иштар города Аккаде, столицы Аккадского царства;
  • Иштар Арбельская — Иштар города Арбелы; часто упоминается в текстах новоассирийского времени в связи с прорицательской спецификой: к ней обращались за советом ассирийские цари перед принятием важных политических и военных решений; в отличие от других ипостасей, связанных со звездой Венера, Иштар Арбельская отождествлялась с Сириусом;
  • Иштар Ашшурская (аккад. Ištar Aššuritum) — Иштар города Ашшур, супруга бога Ашшура — главного бога древнеассирийского государства; основной культовый центр — в одноименном городе;
  • И́штар Вавило́нская или Бе́лет-Ба́били(м) (аккад. Bēlet-Bābili: «Госпожа Вавилона») — Иштар города Вавилон, почиталась там же;
  • Иштар Ниневийская (аккад. Ištar kakkabu: «госпожа звезды (Венеры)») — Иштар города Ниневии, одной из столиц Ассирийского царства, где располагался её культовый центр. Изначально хурритская богиня Нину или Нино.

Инанна

Инанна (согласно этимологии периода III династии Ура — от шум. dnin.an.na: «госпожа (владычица) небес») — одно из важнейших шумерских божеств, впоследствии фигурировавшее под именем «Иштар».

Ануннит

Анунни́т(ум) (от аккад. Ištar-anunnitum: «Иштар-воительница») — изначально эпитет Иштар, отражавший военный аспект образа; к воинственной богине взывали цари Саргоновской династии в формулах проклятий. Впоследствии эпитет трансформировался в образ самостоятельного божества войны, каким Ануннит предстаёт в старовавилонском эпосе о Нарам-Суэне. В указанные период богине был посвящен храм в городе Кисурра, однако её культ был установлен также в Сиппаре, Ниппуре, Уруке и Уре (под именем Ульмашитум).

Прочие

  • Агушайя — одна из ипостасей (см. «Гимн Агушайе»);
  • А́нту(м) — супруга бога Ану, в вавилонских текстах касситского времени названа «звездой Иштар».
  • Бе́лет-Эа́нна (аккад. Bēlet-Eanna) — Иштар Урукская;
  • Миллиту — имя богини, супруги верховного бога Энлиля; в ассирийском пантеоне этим именем иногда называли Иштар как супругу местного верховного бога Ашшура;
  • Нинсианна — изначально шумерская богиня, персонификация планеты Венера; позднее слилась с Иштар;
  • Ульмашитум — эпитет богини Ануннит, почитавшейся в Уре; происходит от названия соответствующего местного храма (Эульмаш, É-ulmaš).

Сольная карьера певицы

Кроме деятельности в группе, Ishtar одновременно начала записывать сольные альбомы.

IshtarВ 2000 году вышел её дебютный сольный альбом La Voix d’Alabina, большинство треков в котором прозвучало на французском языке.

Альбом стал очень популярным среди любителей музыки, разойдясь по всему свету, а количество проданных пластинок превысило 600 тыс. экземпляров.

В начале 2005 года
певица выпустила сольный альбом на иврите Truley Emet. Пластинка стала
своеобразным жестом для широкой публики, которым артистка продемонстрировала
свой мультикультуризм и близость к обеим культурам.

В конце этого же года Ishtar вновь порадовала своих поклонников новым альбомом Je Sais D’ou Je Viens.

Ishtar (Иштар): Биография певицы

Благодаря этому релизу исполнительница обрела международную славу, а сингл Ragga Boom продолжительное время занимал лидирующие позиции музыкальных рейтингов европейских стран, Египта, Израиля и т. д.

Спустя два года после выхода количество продаж пластинки превысило 1 млн.

Во многом «продвижению» альбома поспособствовала и сама певица, направившись наконец-то в гастрольный тур, названный в честь главного хита сольного альбома Ragga Boom.

Популярность певицы

Турне превысило все ожидания исполнительницы — в каждой стране она непременно собирала полные залы восторженных поклонников.

Со своим альбомом Ishtar посетила Испанию и Португалию, Бельгию и Грецию, Румынию, Болгарию, Турцию и Азербайджан. Не забыла артистка выступить в родных для себя Франции и Израиле, а также посетить Россию.

Watch this video on YouTube

Благодаря гастрольному
туру исполнительница получила более 15 млн долларов чистой прибыли. Зимой 2008 года
на волне успеха она отправилась в поездку по Штатам и посетила с концертом
Венесуэлу.

После американского турне Ishtar приняла решение немного отдохнуть, но уже летом этого же года вновь закрывается в студии звукозаписи.

Плодами трудов стал новый диск The Best of Ishtar Alabina, вышедший в продажу в конце 2009 года. В него вошли как лучшие сольные композиции певицы, так и песни в составе группы.

После выхода сборника
артистка записала композицию с Коби Перецем. Сингл обрёл огромный успех и удостоен
премии Big Apple Music Award.

Watch this video on YouTube

В 2010 году певица отправилась с концертом в Узбекистан, а спустя два года вышел очередной её сольный альбом Ishtar Alabina 7.

Затем в 2013 году она вновь посетила деловой визит в Россию — ей предстояло выступить наряду с другими мировыми звёздами в Дагестане на открытии спортивного стадиона футбольного клуба «Анжи».

Ishtar вновь удивила публику, записав вместе с Цветелиной Яневой болгарскую композицию «Музыка в мен» в 2015 году .

Ishtar (Иштар): Биография певицы

Зрители постсоветского
пространства запомнили исполнительницу благодаря выступлению на одной сцене с
Николаем Басковым и песней на русском языке «Между нами свет любви».

Кроме эстрадной
деятельности, артистка снялась в 2012 году в израильском фильме Balada Le’aviv
Ha’bohe.

Контекст

Ворота Иштар стали частью строительной кампании, которую предпринял Навуходоносор II. По его повелению Вавилон был обнесен двойной стеной. Высота внешних стен достигала 8 метров, ширина — почти 4 метра; внутренних — 11−14 метров и 6,5 метра соответственно. Через каждые 20 метров располагались оборонительные башни. Войти в город можно было через одни из восьми укрепленных ворот. Одними из них были и ворота Иштар. Они находились в конце так называемой Дороги процессий, по которой в день празднования Нового года проносили статуи богов.

Богиня Иштар. (Pinterest)

То, что осталось от ворот Иштар, сегодня хранится в Пергамском музее в Берлине, а часть барельефов рассеяна по музеям мира. Как же часть крепостной стены попала в Германию? Произошло это век назад после раскопок одного из крупнейших немецких археологов Роберта Кольдевея. В конце 19 века он смог убедить Германское восточное общество, правительство и кайзера Вильгельма II финансировать раскопки в Месопотамии на месте Древнего Вавилона.

Роберт Кольдевей. (Pinterest)

Раскопки Вавилона продолжались 18 лет (вместо планировавшихся пяти) и если бы не британские войска, в 1917 году вступившие в Багдад во время Первой мировой войны, не исключено, что Кольдевей работал бы и дальше в долине Евфрата. Археологам удалось раскопать крепостные стены, царский дворец, остатки храма Мардука и др. Во время работ верхняя часть ворот обрушилась — в Берлин были доставлены сотни обломков, из которых было восстановлено сооружение с максимально возможной точностью.

Демоница Астарта — путь от верховной богини к олицетворению зла

Определение Астарты как демоницы было положено в истоках авраамических религий и, в первую очередь — иудаизма. Долгое время, до того, как монотеистическая вера евреев была сформирована, практически все семитские народы почитали Астарту в качестве верховной богини. Более того — корень «астар» в этом слове даже впоследствии обозначал ничто иное, как «богиня» и применялся по отношению ко всем другим божествам женского пола. При распространении иудаизма же началась жестокая борьба нового жречества с языческими традициями и пантеонами. Тем не менее, вера в Астарту существовала еще крайне долгое время — даже в легендах про Соломона, создателя знаменитых соломоновых ключей, сказано, что под конец своей жизни, попав под влияние одной из жен, знаменитый мудрый царь впал в безумство и установил огромный жертвенник, посвященный именно Астарте. Учитывая реально подтверждённые находки о существовании жертвенников Астарты, датируемых приблизительными временами правления Соломона, неудивительно, что эта богиня начала демонизироваться.

При этом, в отличие от демоницы Лилит, олицетворение демона Астарты даже в монотеитической традиции было куда более сильным. Супругом богини Астарты стал Астарот — один из верховных демонов Ада, который подробно описывался во множестве магических гримуаров, особенно в Средние Века. Именно тогда всплыло множество практически забытых в древности богов, ангелов и демонов, к которым известнейшие маги и инквизиторы обращали свои взоры в надежде прикоснуться к новым запретным знаниям.

В итоге получившейся метаморфозы, Астарта в роли демоницы продолжила свой путь соблазнительницы, повелительницы суккубов и злых замыслов. В отличие от Лилит, она стала олицетворять не простую похоть и низменную страсть, а целенаправленную жестокость и хитрый расчет. Поклонение ей во многих местах начало жестоко наказываться — вплоть до смертной казни, но, след, оставленный этой богиней в истории отчетливо прослеживается и до сих пор.

История происхождения

Иштар

Имя богини происходит от древнего слова «астар». В прасемитских языках так называли планету Венера. Поскольку древние считали, что Венера, видимая лучше всего утром и вечером — это две разных звезды, то и имен у небесного тела было два. Мужское — Астар, или «утренняя звезда», и женское — Астарт, или «вечерняя звезда».

В одних семитских культурах это разделение сохранилось и закрепилось в мифологии, а в других, в частности, шумеро-аккадской — два аспекта Венеры слились в едином мифологическом персонаже. Поэтому богине Иштар свойственна андрогинность — признаки и мужского, и женского полов. Иштар — богиня одновременно войны, секса и деторождения.

Шумеры

Кроме того, в восточносемитских языках, на которых говорили предки древних шумеров и аккадцев, слово «астар» означало богиню вообще. Из-за того, что имя богини использовалось как нарицательное, вышло так, что Иштар поглотила множество других месопотамских божеств, чьи образы слились с представлениями об Иштар. Аккадцы знали богиню под именем Иштар, а у шумеров то же божество носило имя Инанна.

Иштар

Астарта — в Египте, Ашторет — у иудеев, воплощение Афродиты — в Греции — имя богини любви, войны и плодородия Иштар встречается у многих народов. И все же главным центром поклонения пышногрудой крылатой богине, сопровождаемой львами и совами, было Аккадское царство.

Иштар — крайне противоречивый мифологический образ. С одной стороны, он олицетворяет сексуальность, влечение, женственность. С другой, страсть аккадской богини, ее любовь порабощают, становятся узами. Так, согласно одной из легенд, причиной гибели Таммуза, бога урожая и плодородия, стала как раз связь с красавицей Иштар.

Принято считать, что Астарта — покровительница куртизанок, блудниц и гомосексуалистов. Прежде всего богиню почитали женщины, которые в знак поклонения ей занимались храмовой проституцией. Вступая в связь с мужчинами, славили Иштар и юноши.

Еще одна ипостась Ашторет — безжалостная воительница, кровожадная амазонка. По мнению некоторых исследователей, ее супругом был сам Ваал, повелитель солнца. Прославляя божественную чету, жрецы не только придавались сексуальным оргиям, но и не брезговали человеческими жертвоприношениями.

Происхождение богини Астарты

Первые упоминания о богине, найденные в северной Сирии, датированы еще XIV веком до н.э. В Израиле в период с X по VII век до н.э. был известен ее культ, истоки которого уходят в древнюю Месопотамию – колыбель зарождения цивилизации.

Существование богини впервые подтверждается письменными и документальными свидетельствованиями, которые совпадают с возникновением письменности. Это дает основания допускать, что обычаи поклонения этому божеству появились еще раньше.

Культ Астарты в древней Месопотамии связан с семитскими племенами, которые вобрали ярчайшие и сильнейшие образы основных божеств из религиозных традиций шумеров, и ввели их к себе в пантеон. Это было следствием тесных торговых взаимоотношений народов, а также необходимой мерой взаимного естественного сосуществования. Упоминание о культе неоднократно встречается в тексах Библии.

В культурах разных народов Астарта имела многообразные имена, и играла разные роли. Однако есть универсальные черты, которые представляют ее в единодушном архетипе богини – олицетворение собой плодородия, женского начала, любви и красоты. В ее общем образе содержатся три ключевые формы – царицы, девы, матери.

Изначально богиня являлась защитницей не только женских стихий, а непосредственной власти – отпечаток более ранних матриархальных принципов. Традиции смогли побороть спустя два тысячелетия аккадские, вавилонские и шумерские цари с целью упразднения и угнетения роли женщины в обществе.

Мифология большинства европейских народов позволяет проследить архетипичность обличия божества. Например, образ богини ярко продемонстрирован в древнегреческой Афродите, Церере, Гекате, скандинавской Фрейе и славянской Ладе. Наиболее схожие черты с Астартой имеет викканская Богиня-Мать – символ всех женских качеств единовременно, отождествляемая с Венерой и Луной.

Под влиянием отличий между народами, которые приняли богиню в пантеоны своей культуры, сильные изменения претерпел ее облик. С формированием и распространением иудаизма, а впоследствии христианства, ее образ связали с темными силами. Она стала известна как демоница Астарта.

Трапеция, с перечеркнутой толстой прямой линией (на ней расположен круг) верхней гранью, всегда являлась символом богини. Возможно, именно эта символика стала прототипом знаменитого египетского анкха.

Иштар в памяти потомков

Усложнение форм организации общества требовало и более понятной мифологии, где не было места жестоким подробностям вроде распятой на стене богини. В правление вавилонского царя Навуходоносора II Вавилон, став столицей крупной империи, перестраивается. Помимо укрепления города, царь задумался об укреплении религии. Поэтому новостройки имели явно выраженное символическое значение.

В числе прочих были выстроены сохранившиеся по сей день ворота богини Иштар. Они были проделаны в одной из двойных стен, высота которых составляла немногим менее восьми метров, а толщина — четыре метра. Выполнено все это было из кирпича, облицованного цветной глазурью. Ворота были украшены зооморфным орнаментом. Наиболее частым мотивом были изображения львов — символов Иштар.

Масштаб построек VII века до н.э. поражает. Укрепления Вавилона, в том числе и ворота Иштар, были обнаружены во время раскопок Багдада. Изображения животных находятся на уровне глаз человека и выполнены в натуральную величину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector