Текст литургии верных и основные структурные элементы с пояснениями

Содержание:

История появления и значение в православии

Появление института оглашения ведет свое начало с древних времен. Еще Иисус Христос завещал своим ученикам-апостолам передавать основные вероучительные истины желающим принять крещение. Но перед тем, как креститься, люди должны были пройти специальную подготовку, которая могла длиться довольно долго. Поэтому и возникло такое понятие, как оглашение (катихео), в переводе с латинского означающее «слышать что-либо от других».

Оглашенные изучали основы веры, традиции, правила. К тому же, требовалось время, чтобы убедиться в твердости принятого решения. Знакомство с христианской религией включало в себя посещение храма во время проведения службы. Чтобы катехумены могли присутствовать на богослужении, была введена литургия оглашенных, предшествующая причастию.

Главная цель обряда – подготовить верующего к причащению.

Каждый этап этой службы имеет символическое значение. В первой части богослужения звучат слова, возвещающие о рождении Сына Божьего. В обязательных пениях слышатся напоминания об искупительном подвиге Христа

За время проведения литургии прихожанам разъясняется цель появления Спасителя на земле и важность таинств

Древние литургии, не вошедшие в годовой круг богослужений

Древние литургии отличает необязательность совершения проскомидии как более позднего чина. Кроме Евангелия и Апостола читается также Ветхий Завет. Общей особенностью является также способ причащения. Миряне, как и священнослужители, причащаются раздельно: сначала причащающийся вкушает частицу Тела, а потом принимает Кровь, отпивая прямо из Святой Чаши. Объясняется это тем, что причащение мирян лжицей стало общеупотребительным только в VIII веке.

Литургия святого
апостола Иакова

История

Это чинопоследование берет свое начало в Иерусалимской Церкви, первым епископом которой по жребию стал святой апостол Иаков Зеведеев. Не подлежит сомнению, что апостол лично занимался устройством богослужений и таинств. Поэтому возведение иерусалимской литургической традиции к имени святого Иакова вполне оправдано. Свидетельство об авторстве апостола Иакова сохранилось также в преданиях древних восточных церквей.

До IX века это чинопоследование совершали в Палестине, на Кипре и в
других поместных церквах, но позже оно было заменено литургией святого Иоанна
Златоуста. Традиция совершать литургию святого апостола Иакова сохранилась до
наших дней в Иерусалиме, Греции и Антиохийской Церкви.

Сегодня

Совершение Литургии апостола Иакова. Санкт-Петербургская Духовная академия, 2016 г.

В ХХ веке, с одобрения священноначалия, литургию святого апостола Иакова начинают служить сначала в Русской Православной Церкви Заграницей, а потом и в некоторых храмах Московского Патриархата.

Особенности

Во время богослужения ектении провозглашаются лицом к народу. Священное Писание читается не на амвоне, а в центре храма. Священнослужители дважды торжественно обходят храм: первый раз во время Малого входа с Евгением в руках, второй — во время Великого входа со Святыми Дарами. Вместо «Иже херувимы» исполняется древний гимн «Да молчит всякая плоть человеча».

Литургия святого
апостола Марка

История

Эта литургия зародилась в Африке — в египетском городе Александрии. В I веке в этом городе-миллионнике треть населения составляли иудеи, имевшие около десяти синагог. Именно к ним пришел с проповедью святой апостол от семидесяти — Марк. Здесь он основал церковь и рукоположил во епископы Аниана, бывшего, по преданию, сапожником, починившим порванную сандалию апостола. Именно Марк служил первую в Александрии литургию. И с апостольских времен александрийские христиане знали только один литургический чин — вплоть до появления в IV веке литургии святого Иоанна Златоуста. В V веке литургический чин был отредактирован святым Кириллом Александрийским.

Особенности

, как и Евангелие от Марка, отличается простотой и краткостью. Она начинается с малого входа. Вместо «Иже херувимы» может исполняться один из псалмов. Священник, причащаясь, произносит слова 41-го псалма «Как лань желает к потокам воды, так желает и душа моя к Тебе, Боже».

Сегодня

В некоторых храмах Русской Православной Церкви литургия апостола
Марка служится в день памяти святого апостола, а также в дни памяти древних
александрийских святых, которые при своей жизни участвовали в литургии именно
по этому чину.

История

Святитель Амвросий Медиоланский. Мозаика. Милан, IV–V вв.

Это уходящий в глубокую древность литургический чин, возникший
на территории современной северной Италии в городе Медиолане (современный
Милан). Согласно преданию, христианство в эти земли принес апостол от семидесяти
Варнава, прошедший долгий путь с востока на запад. Именно он основал здесь
епископскую кафедру и, укрепив молодую Церковь, отправился с проповедью дальше.

Литургический чин, зародившийся в этих местах, уже довольно рано
имел развитую структуру. Он имеет сходство с некоторыми восточными литургиями,
так как Медиолан, будучи западным городом, в древности находился под влиянием византийской
культуры.

В IV веке Медиоланская литургия была записана и дополнена святителем Амвросием Медиоланаским, имевшим особый интерес к богослужению и церковному пению.

Особенности

начинается с многократного «Господи помилуй», которое возглашается священником и поется хором. Во время великого входа священнослужители несут поднос с просфорой и сосуды с вином и водой. Вместо «Иже херувимы» поется антифон, состоящий из стихов Псалтири:

Сегодня

Медиоланской литургии удалось пережить период унификации, когда по воле Ватикана древние местные литургические традиции заменялись римской мессой. Древность литургии святого Амвросия была настолько неоспорима, что упразднить ее оказалось невозможным, и перерывов в ее служении не было.

Подробнее о разных типах литургии смотрите или слушайте лекцию игумена Силуана (Туманова) «Какие бывают литургии: разные формы, одна суть».

Описание и история возникновения христианской литургии

Слово «литургия» означает «общее дело», а «евхаристия» — благодарение. Литургия — церковная служба, духовно объединяющая прихожан, служителей и Бога. Схема главной церковной службы состоит из трех частей:

  1. Проскомидии.
  2. Литургии оглашенных.
  3. Литургии верных.

Смысл священнодействия — в общем вознесении благодарной молитвы Спасителю. После Вознесения Христа апостолы ходили по земле и проповедовали Слово Божие. Они входили в дома, рассказывали о жизни и чудесах Иисуса, о Его великой жертве.

В 1-м веке от Рождества Христова уже исполняли напевные молитвы, славящие Бога, а во 2-м веке появилась Проскомидия. Апостолы раздавали «тело» с дискоса, а «кровь» отливали с чаши. Так же причащают современные священники. Дискос и чаша стояли на столе во время тайной вечери. В 4-м веке стало больше прихожан. Тогда стали использовать лжицу и копие.

Основные структурные элементы с пояснениями

Литургия верных начинается после того, как оглашенные удаляются из храма, так как в ней могут принимать участие только крещеные.

Эта часть богослужения состоит из самых важных священнодействий:

  • перенесения святых Даров на престол, приготовления к их освящению;
  • освящения Даров;
  • подготовки к причащению;
  • проведения обряда Причащения.

Заканчивается служба благодарностью прихожан за причащение и получением благословения на выход.

Подготовительные действия

Начало литургии верных знаменуется чтением сокращенной великой ектении. Пока дьякон произносит ектению, священник тайно читает молитву, прося Господа о духовном очищении молящихся.

Дальше служба проходит следующим образом:

  1. Открываются Царские врата, начинается шествие Великого входа, во время которого Святые Дары забираются с жертвенника и переносятся на Престол. Диакон и священник выходят через Северные ворота. Диакон несет дискос, а священник – Святую Чашу. Дойдя до амвона, священнослужители останавливаются, повернувшись лицом к верующим, начинают молиться. После молитвы они возвращаются в алтарь через Царские врата.
  2. Проходит подготовка верующих к освящению святых Даров чтением просительной ектении, сопровождающейся тайной молитвой священника. В ней батюшка просит Господа удостоить его чести принести святые Дары.
  3. Слова священника «мир всем» становятся сигналом для диакона, возглашающего о мире и любви, как о необходимом условии получения благодати.
  4. Раздается возглас диакона, требующего закрыть двери. Это необходимо для того, чтобы оглашенные не могли войти в церковь во время таинства.

После этого поют «Символ веры», подтверждая тем свою веру в учение Православной Церкви.

Преложение святых Даров

Освящение Даров – важная часть литургии. Священник читает анафору – евхаристическую молитву.

Анафора делится на три части: благодарственную, историческую, просительную. В первых двух частях прославляются все благодеяния Господа, вспоминаются добровольные страдания Иисуса Христа, установление им таинства Причащения. В основе третьей части лежат молитвенные прошения о ниспослании Духа Святого на верующих и предложенные Дары. В этот момент все присутствующие, вместе со священнослужителями, низко кланяются перед святыми Дарами.

Преложение святых Даров завершается прославлением Божией Матери, просительной ектенией и чтением «Отче наш». Возносят святые Дары за закрытой завесой.

Причащение верующих

После преложения Даров начинается таинство Причащения. Сначала причащаются священнослужители. Затем святые Дары выносятся, начинается причащение прихожан. Причащение начинают с младенцев. Прихожане по очереди подходят к Святой Чаше, целуют нижний край, получают просфору, запивая теплотой (смесью церковного вина и горячей воды).

Прочие действия

Причащение оканчивается вложением в потир всех вынутых частиц и переносом его на жертвенник. Происходит чтение благодарственой ектении. Верующие благодарят священнослужителей за причащение, батюшка благословляет прихожан на выход из храма, читая отпуст. Осенив причастившихся крестным знамением, батюшка уходит к алтарю, в Царские Врата, и занавесь закрывается.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: «Как такое может быть, что богослужение проходит без священника?».

Ответ: «Христианская церковь допускает такое. В Греции, на Афоне и в настоящее время домашние и келейные службы в течение недели совершаются по мирянскому чину. Русские святые, преподобные Серафим Саровский, Силуан Афонский поступали также».

Вопрос: «Если службу может совершать мирянин, зачем нужны священники?».

Ответ: «Центральное место богослужения занимает литургия, совершать которую имеют право только архиерей или священник. Только через них Господь совершает Таинство Евхаристии».

Вопрос: «В каком случае надо проводить мирские богослужения?».

Ответ: «Когда верующий по независящим от него причинам не может присутствовать на богослужениях, проводимых священником, но желает помолиться Богу теми молитвами, которыми Ему молится тысячу лет вся Церковь».

Проскомидия

Это слово переводится как «принесение». Древние христиане сами несли в церковь хлеб, вино, масло и другие продукты, необходимые для причащения. Сейчас эта традиция утрачена.

Литургия в храме начинается тайно, при закрытом алтаре. В это время читаются часы. Священник готовит дары на жертвеннике. Для этого он использует 5 служебных просфор в память о пяти хлебах, которыми Иисус накормил толпу. Первая из них называется «Агнец» (ягненок). Это символ безвинной жертвы, прообраз Иисуса Христа. Из нее вырезается четырехугольная часть. Затем вынимаются кусочки из других хлебов в память Богородицы, всех святых, живых священнослужителей и здравствующих мирян, усопших христиан.

Потом приходит очередь малых просфор. Священник зачитывает имена из записок, поданных прихожанами, и вынимает соответствующее количество частиц. Все кусочки укладываются на дискос. Он становится прообразом церкви, где собираются воедино святые и заблудшие, больные и здоровые, живущие и ушедшие. Хлеб погружается в чашу с вином, что означает очищение через кровь Иисуса Христа. В завершение проскомидии священник накрывает дискос покровами и просит бога благословить дары.

Что такое литургия в храме? Когда она бывает?

В переводе с греческого языка слово «литургия» означает «совместное дело» («литос» – общественный, «эргон» – дело, служба).

Божественная литургия – главное суточное богослужение православной церкви. Во время этой службы верующие приходят в храм, чтобы славить Бога и причаститься к Святым Дарам.

Истоки литургии

Пример верующим, согласно Евангелию, подали сами апостолы во главе с Иисусом Христом. Как известно, накануне предательства и казни Христа апостолы и Спаситель собрались на Тайную Вечерю, где по очереди пили из чаши и вкушали хлеб. Хлеб и вино предлагал им Христос со словами: «Это тело мое», «Это кровь моя».

После казни и вознесения Спасителя апостолы стали каждый день совершать это таинство, вкушать хлеб и вино (причащаться), петь псалмы и молитвы, читать священное писание. Этому же апостолы научили пресвитеров и священников, а те – своих прихожан.

Литургия – это богослужение, на котором совершается Евхаристия (Благодарение): оно означает, что люди благодарят Всевышнего за спасение человеческого рода и помнят о жертве, которую принес на кресте Сын Божий. Считается, что первый чин литургии составил апостол Иаков.

В больших храмах литургию проводят каждый день, в церквях поменьше – по воскресеньям. Время литургии – с раннего утра до полудня, поэтому часто ее называют обедней.

Как служат литургию?

Литургия состоит из трех частей, каждая из которых имеет свой глубокий смысл. Первая часть – Проскомидия, или Принесение. Священник готовит Дары для таинства – вино и хлеб. Вино разбавляется водой, хлеб (просфора) напоминает об обычае первых христиан приносить с собой все, что нужно для службы.

После того как вино и хлеб разложены, священник ставит на дискос звездицу, затем покрывает дискос и чашу с вином двумя покровами, а сверху накидывает один большой покров, который называют «воздух». После этого священник просит Господа благословить Дары и помянуть тех, кто их принес, как и тех, за кого они были принесены.

Вторая часть литургии называется Литургия оглашенных. Оглашенными в церкви называют не крещеных людей, которые готовятся к крещению. Дьякон получает благословение от священника, выходит из алтаря на амвон и громко провозглашает: «Благослови, Владыко!». Тем самым он просит благословения на начало службы и на участие в ней всех, кто собрался в храме. Хор в это время поет псалмы.

Третья часть службы – Литургия верных. На ней уже нельзя присутствовать не крещеным, как и тем, кому запретил присутствие священник или епископ. Во время этой части службы Дары переносят на престол, потом освящают, верующие готовятся к принятию причастия. После причащения совершается благодарственная молитва за причащение, после чего священник и дьякон совершают Великий вход – входят в алтарь через Царские Врата.

В финале службы Дары ставят на престол и покрывают большим покровом, Царские Врата закрывают и задергивают завесу. Певчие оканчивают Херувимскую песнь. Верующим в это время нужно вспоминать о добровольных страданиях и смерти Спасителя на кресте, и молиться о себе и своих близких.

После этого дьякон произносит Просительную ектенью, а священник благословляет всех со словами: «Мир всем». Затем произносит: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», в сопровождении хора. После этого все присутствующие поют Символ веры, который выражает всю суть веры, и произносится в совместной любви и единомыслии.

Литургия – это не просто церковная служба. Это возможность не спеша вспомнить земной путь Спасителя, его страдания и вознесение, и шанс соединиться с ним путем причащения, установленного Господом во время Тайной Вечери.

Во время евхаристического канона — священник возносит молитвы Господу Богу

Далее начинается снова просительная ектенья, и затем поется «символ веры». «Символ веры» поется вместе со всеми прихожанами. После чего начинается евхаристический канон. Диакон возглашает: «станем добре, станем со страхом вонмем, святое возношение в мире приносите». В этот момент священник находится в алтаре, где возносит Господу молитвы. В этот момент и читается евхаристическая молитва. Далее происходит прославления Божьей Матери.

Во время евхаристического канона, священник возносит молитвы к Господу

После слова начинается просительная ектенья, а после нее молитва Господня — Отче Наш, которая поется вместе со всеми мирянами в храме. Это поздняя часть богослужения, в это время все близится к завершению.

Далее завеса над царскими вратами закрывается. Священник из алтаря произносит «святая святым». После чего хор начинай петь духовные песнопения или же чтец громко читает молитвы ко святому причащению.

После этого происходит причащение святых Христовых Тайн мирян.  Завеса над царскими вратами открывается, и священник выходит с чашей и провозглашает «со страхом Божиим и верою приступите».

После чего священник читает молитву перед причащением, после чего люди по одному подходят, и принимают Святые Тайны Христовы. Затем священник заходит в алтарь и ставит Чашу на престол. Именно так совершается божественная литургия.

Так происходит причащение мирян на божественной литургии

Разъяснения церковного вечернего богослужения

В древности так именовали особое моление, длившееся всю ночь, а завершавшееся с рассветом. Символика бдения традиционно связывается со словами Господа о необходимости «бдить и молиться», а также с ожиданием Второго Пришествия.

У монахов

Впоследствии такая служба стала совершаться в иноческих обителях. Считается, что одним из первых ввел всенощную в Устав прп. Савва Освященный. Монахи его монастыря всю седмицу проводили в молитвенном уединении, приходя на общую службу лишь накануне воскресений, праздников. Поэтому они желали как можно более напитать душу совместной молитвой, а служба длилась всю ночь.

Устав для мирян

В Русской Церкви служба известна с XIV в. Тогда в обиход введен так называемый Иерусалимский богослужебный Устав, восходящий к традиции обители прп. Саввы. Так как приходского богослужебного Устава на Руси не существовало, монашеское бдение стало принадлежностью мирских храмов. Впоследствии возникла практика сокращения этого богослужения, которое, будучи проведено по Уставу, продолжалось бы не менее 8 часов.

Современное служение

Ныне в приходских церквях бдение также совершается только вечером по субботам, а также накануне праздников. Это особенно торжественная служба, которая отличается от обычного вечернего богослужения:

  • более продолжительными молитвами;
  • обязательным помазанием верующих елеем;
  • чтением пророческих, апостольских писаний, посвященных празднуемому дню.

Служба обычно начинается с 5 или 6 часов вечера. Во многих храмах до ее начала проводится Таинство Исповеди, которое, в зависимости от количества исповедующихся, может продолжаться до конца богослужения, а при большом количестве людей – даже после его завершения.

Божественная литургия

Прообразом для нее стала тайная вечеря, на которую Спаситель в последний раз собрал своих учеников. Он дал им чашу с вином, символизирующим кровь, пролитую Иисусом за человечество. А затем разделил на всех пасхальный хлеб как прообраз своего тела, принесенного в жертву. Через эту трапезу Спаситель подарил людям самого себя и велел совершать обряд в память о нем до конца мира.

Что такое литургия сейчас? Это воспоминание о жизни Иисуса Христа, его чудесном рождении, мучительной смерти на кресте и вознесении на небо. Центральным событием является таинство причащения, на котором прихожане вкушают жертвенную пищу. Тем самым верующие соединяются со Спасителем, и на них нисходит божественная благодать. Кстати, с греческого «литургия» переводится как «совместное дело». Во время этой службы остро ощущается собственная причастность к церкви, единение живых и мертвых, грешных и святых через центральную фигуру Иисуса Христа.

Во время сугубой ектеньи — из храма должны выйти все некрещенные люди

Еще в первые века христианства, все некрещеные люди выходили из храма во время сугубой ектеньи. В храме оставались только крещенные православные христиане. В настоящее время православное богослужение проходит также. Но выходят из храма некрещеные только те, кто об этом знает.

Диакон возглашает «Изыдите, оглашенные изыдите…», так он говорит, чтобы остались только верные люди. После этого поется херувимская песнь. В этот момент не только ангелы Господни служат вместе со священником в алтаре, но и все находящимся в храме имеют возможность вместе с Херувимами и Серафимами славословить Господа.

Далее выходит из алтаря священник со святой Чашей, впереди  становится диакон с кадилом и алтарники со свечами и подсвечниками. В этот момент священник поминает патриарха, епархиального архиерея, и всех православных христиан. Затем он заходит в царские врата, и затем они закрываются. Это называется великий вход на литургии.

Священник выносит Святые Тайны Христовы после Херувимской песни

В этот момент происходит вынос святых лавров, которые переносятся с жертвенника на престол,  для принесения их в жертву Господу. Затем священник ставит их на престол, и тихо читает тексты о снятии Иисуса Христа, о его погребении.

Божественная литургия св. Иоанна Златоуста

Вы можете использовать в своем домашнем молитвенном правиле песнопения хора, молитвы чтеца, представленные в тексте Литургии, но нельзя в личную молитву включать слова священника- при рукоположении священнослужителям дается особое дерзновение к Богу, которого не имеют миряне. Поэтому ради собственного духовного здоровья не стоит нарушать данный запрет.

Библиография

• Священное Писание — Библия.

• Содержит «Ветхий Завет» и «Новый Завет». «Ветхий Завет» был написан то рождества Иисуса Христа, а «Новый Завет» после. В «Ветхом Завете» много книг (теперь отделов), а самая известная в Православной Церкви это «Псалтырь». «Новый Завет» состоит из «Евангелия» и «Апостола». В «Евангелии» есть четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Они описывают происшествия во время жизни Господа Иисуса Христа на земле. В «Апостоле» послания и другие произведения апостолов. Они описывают происшествия после вознесения Иисуса Христа и начало Христовой Церкви.

• Так как Библия является основой для нашей цивилизации то оно, для лучшей ориентации, поделено на книги (сейчас это отделы) и они на главы. Каждых несколько строчек называются «стих» и обозначен он номером. Таким образом легко и быстро можно находить любые места в книге. Например «Мат. 5:3-14» значит: «Евангелие от Матфея, глава 5-ая, стих 13-ый и до 14-го». Священное Писание переведено на все языки мира.

• Существует Священное Писание на «Церковно-славянском языке» и на «русском». Первый считается более точный чем второй. Русский перевод считается хуже, так как он сделан под влиянием западной богословской мысли.

• Каждый православный христианин должен иметь «Священное Писание» и «Молитвослов».

• Священное Писание. Библия Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. 2-е издание. 1967 г. Св.Троицкий Монастырь, с.Джорданвиль, штат Нью-Йорк. Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY. Переиздана много раз в России и переведена на английский язык.723 стр., твер. пер., по стар. орф.

• Прекрасный начальный учебник для детей и взрослых. Предварительные понятия, Молитва, Священная История Ветхого Завета и Нового Завета, Начало Христианской Церкви, О вере и жизни христианской, О Богослужении. Было бы хорошо каждому православному христианину приобрести этот учебник.

• Есть на нашем узле: Закон Божий. О. С. Слободской Священникa Н.Р.Антоновa. Храмъ Божий и церковныя службы. 2-е издание дополненное. Учебникъ Богослужения для средней школы. 1912 г. С.-Петербургъ. Перепечатано Св.Троицким Монастырем в с.Джорданвиль, штат Нью-Йорк, а также и в России. 236+64 стр., мягк. перепл.

Когда совершается богослужение

Богослужения проходят в храмах круглосуточно. Литургия — часть ежедневной или воскресной службы.

Утренняя

Служба складывается из трех частей:

  • полунощницы;
  • утрени;
  • первого часа.

Начало первый части — в 12 часов ночи. Служба напоминает прихожанам о грядущем Страшном Суде. Первый час начинают в 7 утра.

Дневная

Последовательность дневной службы:

  • третий час;
  • шестой;
  • литургия.

9 часов утра равняются третьему часу, а полдень приходится на шестой.

Вечерняя

Богослужение проводится с 15.00 и включает:

  • девятый час;
  • вечерню;
  • повечерие.

Служба девятого часа совершается редко.

Праздничная

В рождественскую и пасхальную ночь, еженедельно накануне воскресенья проходит непрерывная ночная служба. По современной традиции, она идет 2-4 часа.

Сутки, по канону Православной Церкви, начинаются с 18.00. Храмовые службы заключены в суточный круг проведения.

Воскресная

Богослужение в воскресенье сравнимо с Пасхой, которая венчает церковный год. Это начало церковной недели, ее первый день. Его также называют евхаристическим. Начало — в 7 утра.

Как проходит последование

Литургия оглашенных является частью общего богослужения. Она следует после подготовительной части – проскомидии. Затем дьякон, стоя на амвоне, провозглашает о начале службы. Начинается прославление священником Святой Троицы, сопровождающееся пением псалмов хористами. Обряд Литургии оглашенных включает в себя следующие этапы:

  1. Великую ектению, в которой просят у Господа мира для всех, помощи для путешествующих, больных, находящихся в плену. В совместной молитве обращаются к Господу с просьбой о милости для Церкви, Патриарха, страны, правителей, воинов.
  2. Антифоны – песнопения, произносимые попеременно двумя хорами. Различают три вида антифонов – вседневные, воскресные (изобразительные) и праздничные. Состоят из псалмов, содержащих прославляющие тексты.
  3. Малый вход – шествие, символизирующее выход Иисуса Христа на проповедь. Шествие предваряет вручение священником Евангелия дьякону. Святую книгу выносят через северные врата и вносят через Царские. Шествие завершается пением «Трисвятого».
  4. Чтение Апостола и Евангелия. Перед началом чтения дьякон, выйдя на амвон, поднимает вверх Святую книгу, призывая верующих приготовиться к слушанию Евангелия. Во время чтения священник находится позади престола, стоя лицом к народу. Верующие слушают стоя, склонив головы.
  5. Сугубую (усиленную) ектению, отличающуюся от Великой ектении дополнительными молитвами. В них упоминаются имена тех, кто подал прошение на литургию. Священник, вместе со всем народом, просит Господа даровать здравие и спасение всем рабам Божьим, поминаемым в молитвах.
  6. Ектению об умерших, во время которой молятся об усопших родных и близких людях, прося Господа простить им вольные и невольные грехи, водворив в небесной обители рядом со всеми праведными.
  7. Ектению об оглашенных, где дьяконом предлагается оглашенным помолиться о себе. Затем он просит верующих помолиться об оглашенных, моля Господа помиловать их, наставив на истинный путь.

Завершается литургия оглашенных словами «Оглашенные, изыдите». После этих слов не крещенные должны выйти из храма, так как начинается Литургия верных.

Божественная литургия: что это и как проходит — с объяснениями

Главное для каждого христианина богослужение предваряется часами – третьим и шестым. Читаемые на них псалмы, молитвы напоминают события земной жизни Господа, Его Распятие, готовят всех пришедших к храму, к главному Таинству Церкви.

Начало литургии – возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» знаменует грядущее Царствие Божие, которое ныне, по слову Господа «внутрь есть» (Лк.17:21) у каждого, любящего Бога.

«Оглашенных»

Таково древнее название этой части службы, сохранившееся до сих пор. Эта часть Литургии – молитвы, на которые допускались готовящиеся к Крещению, «огласившиеся», то есть узнавшие уже учение Христа, но еще не члены общины.

Эти предварительные моления включают:

  • ектении – краткие прошения о мире, стране, «властях и воинстве», о всех предстоящих;
  • антифоны, псалмы, поющиеся попеременно двумя хорами (в практике богослужения хор может быть один);
  • песнь «Единородный Сыне и Слове Божий…»; ее составление приписывается императору Византии Юстиниану Великому;

Затем следует пение третьего антифона. Но если первые два представляют собой псалмы, то эта песнь целиком взята из Нагорной проповеди Христа и содержит Заповеди Блаженства. В время ее совершается Вход с Евангелием в преднесении свечи.

Затем поются песнопения дня, праздника и одно из древнейших песнопений Церкви – Трисвятое, обращенное к Св. Троице. Им предваряется чтение Писания: Апостола и дневного Евангелия.

Последнее моление – о готовящихся к Крещению, после чего диакон возглашает: «Оглашенные, изыдите!»

Интересный фактСейчас молитвы об оглашенных читаются, как говорят многие, по традиции, так как институт оглашенных в Церкви не принят. В Греческой церкви эти молитвы вовсе опускаются. Однако, современные служители алтаря в России часто говорят, что «оглашенными» можно считать случайно зашедших в церковь, сочувствующих, а потому молитвы о них не должны убираться из богослужения. Некоторые миряне говорят, что в этот момент стараются помолиться о своих неверующих родных, друзьях, их обращении к Богу.

Святые Дары

«Верных»

Затем начинается само таинство Евхаристии. Его предваряет так называемая Херувимская песнь – не столько молитва, сколько призыв к верным уподобиться Ангелам, отложить все земное. Под это пение богослужебные сосуды торжественной процессией переносятся с жертвенника на святой престол.

После Херувимской священник не может прервать службу по какой бы то ни было причине.

1

Мая
1497 года

В житии свт. Макария, митр. Киевского, есть такой эпизод: во время служения литургии он узнал о приближении татарского отряда, но не покинул церковь до завершения службы. Святителя убили ворвавшиеся в храм иноверцы.

По окончании Херувимской песни в древности совершалось таинство Крещения. К этой практике восходит пение христианами Символа Веры. Ныне это имеет несколько иное значение: свидетельство твердого упования на Бога.

Анафора

Это самая важная, таинственная часть службы, название которой переводится как «возношение». В этот момент верующие призываются к сугубой молитве и вниманию. По-другому Анафора именуется Евхаристическим Каноном. Она включает четыре священнические молитвы, читаемые в алтаре. Во время третьей из них, призывающей Духа Святого, таинственно, неведомо для разума совершается «преложение» хлеба и вина в Тело и Кровь Господа. Это – кульминация всей службы, главное чудо христианства, превышающее все другие.

Прав. Иоанн Кронштадский говорит:

Причастие

После Анафоры совершается сначала Причастие священнослужителей, которое происходит в алтаре при закрытых вратах, задернутой завесе. Во время Пасхи и Светлой Седмицы врата открыты, так что верующие могут видеть, как совершается Таинство.

Иногда во время Причастия священства врата открываются в другие дни. Например, после объединения Русской Церкви и Русской Православной Церкви за границей первое совместное служение патриарха Алексия II и митрополита Лавра 17 мая 2007 г. по просьбе прихожан проходило полностью при открытых царских вратах.

Затем происходит Причастие мирян. Обычно принято:

  • подходить крестообразно сложенными руками, при этом правая — сверху;
  • отчетливо называть свое крещенное имя;
  • не совершать крестное знамение перед Чашей, дабы не задеть ее неосторожным движением.

Перед Причастием необходима Исповедь, так как таинство для человека, отягощенного грехами, совершается в осуждение. Причастие без исповеди в практике Русской Церкви возможно только для часто исповедующихся мирян, и то по особому благословению священника, хорошо знающего духовное состояние причастника.

О книге

Многие верующие говорят о том, что хотели бы лучше понимать службу – не только ее символическое значение, но также слова молитв, песнопений. Поэтому существуют издания для мирян, содержащие основные тексты с пояснениями к ним.

Среди таковых – неоднократно переизданная книга «Всенощное бдение и Божественная Литургия», составленная большим коллективом авторов. Она содержит тексты:

  • всенощного бдения
  • часов
  • литургии свт. Иоанна Златоуста, чаще всего совершаемой в течение церковного года

Службы сопровождаются небольшими пояснениями.

Существуют также другие пособия для участия мирян в богослужении. В них могут быть также представлены:

  • сведения о символике храма;
  • перевод на современный язык некоторых трудных церковнославянских слов;
  • списки книг о богослужении.

При выборе подобного пособия лучше обращать внимание на наличие архиерейского благословения на издание. А наиболее надежным местом, где можно приобрести такие книги, остается церковная лавка, закупающая литературу по благословению епископа или настоятеля

Господь не случайно заповедал посвящать ему один из дней недели. Храмовое богослужение субботы и воскресенья позволяет отрешиться от суеты, почувствовать, где наша настоящая жизнь, каковы истинные ценности. Это знание затем сделает осмысленным наш земной путь, каким бы сложным он ни был.

Наталья Сазонова

Когда совершается богослужение

Богослужения проходят в храмах круглосуточно. Литургия — часть ежедневной или воскресной службы.

Утренняя

Служба складывается из трех частей:

  • полунощницы;
  • утрени;
  • первого часа.

Начало первый части — в 12 часов ночи. Служба напоминает прихожанам о грядущем Страшном Суде. Первый час начинают в 7 утра.

Дневная

Последовательность дневной службы:

  • третий час;
  • шестой;
  • литургия.

9 часов утра равняются третьему часу, а полдень приходится на шестой.

Вечерняя

Богослужение проводится с 15.00 и включает:

  • девятый час;
  • вечерню;
  • повечерие.

Служба девятого часа совершается редко.

Праздничная

В рождественскую и пасхальную ночь, еженедельно накануне воскресенья проходит непрерывная ночная служба. По современной традиции, она идет 2-4 часа.

Сутки, по канону Православной Церкви, начинаются с 18.00. Храмовые службы заключены в суточный круг проведения.

Воскресная

Богослужение в воскресенье сравнимо с Пасхой, которая венчает церковный год. Это начало церковной недели, ее первый день. Его также называют евхаристическим. Начало — в 7 утра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector