Последование ко святому причащению

Во Святую же Четыредесятницу:

Егда славни ученицы на умовении вечери
просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием
недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе
праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих
ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю
таковая дерзнувшия. Иже о всех благий Господи, слава
Тебе.

Егда — когда. Ученицы — ученики.
Просвещахуся — просвещались. Омрачашеся — омрачился.
Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша
смотри, собиратель богатств, на удавившегося (удавление
употребивша) из-за них (сих ради)! Несытыя
ненасытимой. Учителю таковая дерзнувшия — дерзнувший
(сделать) такое с Учителем. Иже о всех благий
Всеблагой (о всех — во всем; Иже здесь на месте
греческого артикля).

Это — тропарь Великого Четверга,
воспоминающий Тайную вечерю Христову (Ин.13:2-30),
соучастником, сопричастником которой становится и каждый
причащающийся.

Егда славнии ученицы на умовении вечери
просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием
недуговав омрачашеся…
Глагол просвещахуся стоит в форме
имперфекта 3-го лица мн. числа и, как всякий имперфект,
выражает действие, соотносительное с другим, основным —
тем, которое выражено аористом 3-го лица ед. числа
омрачашеся.

Молитва девятая, святого Иоанна Златоустого

Господи Иисусе Христе Боже мой, ослаби,
остави, очисти и прости ми грешному, и непотребному, и
недостойному рабу Твоему, прегрешения, и согрешения, и
грехопадения моя, елика Ти от юности моея, даже до
настоящего дне и часа согреших: аще в разуме и в
неразумии, аще в словесех или делех, или помышлениих и
мыслех, и начинаниих, и всех моих чувствах. И молитвами
безсеменно рождшия Тя, Пречистая и Приснодевы Марии,
Матере Твоея, единыя непостыдныя надежды и
предстательства и спасения моего, сподоби мя неосужденно
причаститися пречистых, безсмертных, животворящих и
страшных Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь
вечную: во освящение, и просвещение, крепость,
исцеление, и здравие души же и тела, и в потребление и
всесовершенное погубление лукавых моих помыслов, и
помышлений, и предприятий, и нощных мечтаний, темных и
лукавых духов; яко Твое есть царство, и сила, и слава, и
честь, и поклонение, со Отцем и Святым Твоим Духом, ныне
и присно, и во веки веков. Аминь.

Правила подготовки к церковным обрядам: советы для начинающих

Прежде чем прийти в храм для исповеди с последующим причастием, нужно серьезно готовиться. Для этого должен соблюдаться трехдневный (в некоторых случаях семидневный) пост, подразумевающий:

  • исключение из меню пищи животного происхождения;
  • отказ от различных увеселений и удовольствий;
  • неуклонное следование христианским заповедям.

Также мирянину нужно простить своих обидчиков и извиниться перед всеми, кто был обижен или оскорблен им самим. Если это невозможно сделать обычным способом, следует попросить прощения мысленно.

В период, отведенный для подготовки к исповеди и причащению, христианин должен максимально сосредоточиваться на своем душевном состоянии. Для этого следует избегать шумных компаний, застолий, походов в гости. Чтобы подготовиться к посещению храма в полной мере, лучше проводить больше времени наедине с самим собой, посвятив его размышлениям о собственной жизни и чтению Священного Писания.

Подготовка к Причастию: молитвы

Приступая к Причастию, человек соединяется с Богом “во оставление грехов и жизнь вечную”. Так как Тело и Кровь Спасителя являются величайшей святыней, то, стремясь соединиться с Богом, христианин должен принести покаяние за совершенные грехи, тем самым очистив свою душу. Также Причастие предваряет пост и молитвенное правило. 

Молитва – неотъемлемая часть духовной жизни человека, которую невозможно представить без общения с Богом. Молитвы ко Святому Причащению это важная часть подготовки к Таинству. Формальный подход к “вычитыванию” правила недопустим. Бог знает все помыслы человека, состояние его сердца, мыслей, с которыми он готовится к Причастию. Поэтому задача особых молитв перед Таинством Евхаристии заключается в том, что через прочтение слов, проходящих через ум и сердце, подготовиться ко встрече со Святыней.

Песнь 3

Ирмос: На камени мя веры утвердив,
разрешил еси уста моя на враги моя. Возвесели бо ся дух
мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть
праведен паче Тебе, Господи.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух
прав обнови во утробе моей.

Слезныя ми подаждь, Христе, капли,
скверну сердца моего очищающия; яко да благою совестию
очищен, верою прихожду и страхом, Владыко, ко причащению
Божественных даров Твоих.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа
Твоего Святаго не отыми от мене.

Во оставление да будет ми прегрешений
Пречистое Тело Твое и Божественная Кровь, Духа же
Святаго общение, и жизнь вечную, Человеколюбче, и
страстей и скорбей отчуждение.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Хлеба животнаго Трапеза
Пресвятая, свыше милости ради сшедшаго, и мирови новый
живот дающаго, и мене ныне сподоби недостойнаго, со
страхом вкусити сего, и живу бытии.

Возвеселися бо ся — ибо возвеселился.
Внегда — когда. Несть свят, якоже Бог наш — никто не
свят, как свят Бог наш. Несть праведен паче Тебе — никто
не праведен более Тебя. Отчуждение — освобождение (да
будет Причастие в освобождение от страстей и скорбей).
Хлеба животнаго — Хлеба жизни. Свыше милости ради сшедшаго — сошедшего свыше по милосердию (милости ради).
Мирови — миру. Живот — жизнь.

Песнь 9

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и
Господь, воплощся от Девы нам явися, омраченная прсвети,
собрати расточенная: тем всепетую Богородицу величаем.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух
прав обнови во утробе моей.

Христос есть, вкусите и видите: Господь
нас ради, по нам бо древле бывый, единою Себе принес яко
приношение Отцу Своему, присно закалается, освещаяй
причащающияся.

Не отверже мене от лица Твоего, и Духа
Твоего Святаго не отыми от мене.

Душею и телом да освящуся, Владыко, да
просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением
освященных Тайн, живущаго Тя имея в себе со Отцем и
Духом, Благодетелю Многомилостиве.

Припев: Воздаждь ми радость спасения
Твоего, и Духом Владычним утверди мя.

Якоже огонь да будет ми, и яко свет,
Тело Твое и Кровь, Спасе мой, пречистая, опаляя
греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всего
мя просвещая, покланятися Божеству Твоему.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Бог воплотися от чистых
кровей Твоих; темже всякий род поет Тя, Владычеце, умная
же множества славят, яко Тобою яве узреша всеми
Владычествующаго, осуществовавшагося человечеством.

Безначальна — не имеющего начала и
начальства, то есть Вечного и Всевластного. Воплощся
воплотившись. По нам бо древле бывый — ради нас некогда
уподобившийся нам. Единою Себе принес яко приношение
Отцу Своему
— однажды принесший Себя в жертвенное
приношение Отцу Своему. Присно закалается — (с тех пор)
постоянно заколается, приносит Себя в жертву. Освящаяй
причащающияся
— освящая причащающихся. Темже — поэтому.
Умная же множества — духовные, ангельские сонмы.
Яко
Тобою яве узреша всеми Владычествующаго
— ибо Твоим
посредством, через Тебя (Богородицу) они явственно
увидели (яве узреша) Владыку вселенной (всеми
Владычествующаго). Осуществовавшагося человечеством
принявшего человеческое естество (существо).

Христос есть, вкусите и видите… В
некоторых молитвословах: Благ есть, вкусите и видите: Он
Благ — вкусите и убедитесь!

Достойно есть… Трисвятое по Отче наш…

Цитировано по:

 «Как научиться понимать молитвы?».
-М.: «Отчий дом», 2007

Азбука веры

Молитвы перед исповедью

У людей, часто возникает путаница, какие молитвы следует читать перед исповедью. Их список широк и не переживайте, если пропустите какой-либо призыв. Главное – читать осознанно, искренне и с чистым сердцем. Все они подготавливают сознание к исповеди.

Это следующие молитвы:

  • к Отцу Богу со словами «… Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом»;
  • Иоанна Дамаскина, особо почитаемого в христианстве. Главное его обращение начинается словами: «Пред дверями храма Твоего предстою…»;
  • Василия Великого, где высказывается благодарность Всевышнему за дары «которые Ты даровал мне» и восхваляют его имя «с Отцом и Святым Духом, ныне и присно…»;
  • св. Симеона, где говорится о покаянии и спасения миру;
  • прп. Симеона, где говорится об обуздании души «едину, сочетавшуюся Тебе»;
  • вселенского святителя Иоанна Златоустого, который просит об обновлении духа, сердца и использовании «Твоего Тела» в посвящение.

Все обращения говорят об осознании проступков и заканчиваются взыванием «слава Тебе!». В дополнение к перечисленному списку, читаются 22, 23, вышеназванный 50-й и 115 псаломы.

Отдельной главой выделяют обращение-просьбу И.Дамаскина о причащении божественных, преславных, пречистых Тайн, которые будут каждому верующему в очищение царства и в твердый оплот. Заканчивается призыв теми же словами, что и другие: «присно и во веки веков. Аминь».

Таинство Исповеди – очищение от всех ошибок и грехов

Исповедь, как мы рассказали, предшествует Причастию, поэтому расскажем мы о Таинстве Исповеди в начале.

Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику -но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник – лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них – священникам, их преемникам, власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.

В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Если вам стыдно, назовите грехи в числе прочих коротко.

Исповедь, несмотря на то, что многие православные люди исповедаются раз в неделю или две, то есть довольно часто, называют вторым крещением. Во время Крещения человек очищается от первородного греха благодатью Христа, Который принял Распятие ради избавления всех людей от грехов. А во время покаяния на исповеди мы избавляемся от новых грехов, сделанных нами на протяжении жизненного пути.

Связь между причащением и исповедью

Начнем с того, что самое главное это покаяние. Это залог спасения

И важно, что бы эти два понятия шли один за другим и были взаимосвязаны. Исповедь и причащения приводят человека в благоугодное состояние

Душа готова принимать все божественные дары, все Таинства. Исповедь и причастие только возрастают, так как все меньше используются другие духовные богатства.

Не нужно пренебрегать таинством. Нужно стремится к чистоте души и тогда жить станет легче и проще. Лицемерие в делах Божьих непростимо. Господь слышит и видит стремление человека, его просьбы и прощает ему многие грехи. Исповедь и причащение нужно для того, что бы простится с грехами и получить благодатную силу, для предотвращения других и таких же ошибок.

Если имеются сомнения, то войдите в веру, вживитесь и начните жить в ней! Не осуждайте и не судимы будете!

Псалом 23-й

Господня земля и все, наполняющее ее, вселенная и все живущие в ней. Он на морях основал ее и на реках устроил ее. Кто взойдет на гору Господню? Или кто станет на святом месте Его?

Тот, у кого неукоризненны руки и чисто сердце, кто в душе своей не увлекался суетою и не клялся лукаво ближнему своему. Сей получит благословение от Господа и милость от Бога спасителя своего. Таков род ищущих Господа, ищущих лица Бога Иаковлева! Князья, поднимите ворота ваши и поднимитесь, ворота вечные! И войдет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы?

Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани. Князья, поднимите ворота ваши и поднимитесь, ворота вечные! И войдет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы? Господь сил, Он есть Царь Славы.

Молитвы после причастия

Дальнейшее поведение прихожанина, после причастия, очень важно: нельзя повторять поступки, которые были прощены и вести разгульную жизнь. Поддержать силу духа помогут благодарственные тексты:

Поддержать силу духа помогут благодарственные тексты:

  • 1-й, в котором христиане благодарят Господа за их принятие: «…в просветление сердца моего… помнил милость Твою…»;
  • св. Василия, где воспевается Христе Боже Мой за ниспосланные простым людям дары;
  • прп. Симеона Метафраста помогает защититься от прегрешений «Владыко, прости…»;
  • 4-й о ниспослании вечной жизни и прощения на судном дне: «…и кровь Твою драгоценная…».

Таинство Покаяния

Православная Церковь учит, что к Таинству Причащения каждый христианин должен подходить подготовленным. Для этого необходимо очистить свою совесть и молитвенно настроиться. Поэтому исповедь дополняет каноны ко Святому Причащению. Покаяние является спасительным мостом, брошенным над пропастью греха, которая отделяет людей от Бога.

Через Таинство Покаяния (Исповедь) верующие христиане, открыв свои прегрешения священнику, получают прощение грехов от Иисуса Христа. Священники получили такое право прощать грехи от самих апостолов. Те, в свою очередь, приняли власть отпускать грехи от Господа (Евангелие от Иоанна, 20:22-23).

Приготовление к таинству

Исповедание грехов в таинстве покаяния требует серьезной предварительной подготовки со стороны кающегося. Она может быть довольно короткой (это вполне уместно для тех, кто привык исповедоваться часто), но может вестись и весьма продолжительное время. Подготовиться к исповеди можно в храме непосредственно перед ее началом или дома перед отходом в храм; иногда полезно начать готовиться к ней накануне или даже за несколько дней.

Готовясь к таинству покаяния, следует прежде всего обратиться с молитвой к Богу, ибо без Его благодатной помощи невозможно глубокое раскаяние.

Затем необходимо испытать свою совесть: вспомнить, по мере возможности, свои грехи со времени последней исповеди, а также те грехи, которые по каким-то причинам не были прежде упомянуты на исповеди. Следует воссоздать в памяти все случаи нарушения заповедей Божиих — словом, делом, помышлением и упущением (то есть, когда мы упустили возможность сделать добро)

Особенно важно вспомнить тяжкие грехи и обстоятельства, при которых они были совершены

Без искреннего раскаяния в грехах не может быть и речи об исполнении таинства покаяния. Нельзя примириться с Богом, оставляя в душе привязанность хотя бы к одному тяжкому греху. Надо помнить, что любым добровольным грехом мы оскорбляем Всесвятого Бога, Творца и Спасителя нашего, воздавая неблагодарностью за все Его благодеяния. Вместе с тем, сознание нашей греховности не должно повергать нас в уныние и отчаяние. Милосердный Бог прощает всякого грешника, искренне кающегося, и дает ему силу бороться с искушениями.

Подлинное сокрушение в грехах должно сопровождаться твердой решимостью исправиться, впредь не совершать тяжких грехов и избегать обстоятельств, располагающих к грехам.

Только после такого приготовления можно приступить к искренней исповеди.

Тропари, глас 8-й

Беззакония моя презри, Господи, от Девы
рождейся, и сердце мое очисти, храм то творя пречистому
Твоему Телу и Крови, ниже отрини мене от Твоего лица,
без числа имеяй велию милость.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Во причастие святынь Твоих како дерзну ,
недостойный? Аше бо дерзну к Тебе приступити с
достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и
осуждение исходатайствую многогрешной души моей. Очисти,
Господи, скверну души моея, и спаси мя, яко
Человеколюбец.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Многая множества моих, Богородице,
прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя:
посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога
нашего, дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина
благословенная.

[Во Святую же Четыредесятницу
(Великий пост)
:

Егда славнии ученицы на умовении вечери
просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием
недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе
праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих
ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю
таковая дерзнувшия. Иже о всех благий Господи, слава
Тебе]

Подготовка к исповеди

Религиозные люди желают искупить повинности и понимают, что без раскаяния это невозможно.

Хороший ориентир дают молитвы перед исповедью, но также важна и внутренняя подготовка, когда требуется:

  • сознаться в проступках, неправильном поведении и перестать оправдывать себя;
  • повиниться в содеянном (хорошо помогают раскаяния Василия Великого о непослушании «Твоих повелений» и просьбе спасти душу);
  • веровать в божественное милосердие;
  • быть убежденным, что таинство поможет грешному и непотребному спасти душу.

Подготовка также включает в себя составление списка провинностей на бумаге. Описывать подробности не следует, лишь только самую суть.

Список отдается святому отцу, который читает молитвы слове божий. Страшные и тяжелые грехи рассказываются вслух.

Песнь 3

Ирмо́с: На камени мя веры утвердив,
разширил еси уста моя на враги моя. Возвесели бо ся дух
мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть
праведен паче Тебе, Господи.

Припев: Сердце чисто созижди во мне,
Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Слезныя ми подаждь, Христе, капли,
скверну сердца моего очищающия: яко да благою совестию
очищен, верою прихожду и страхом, Владыко, ко причащению
Божественных Даров Твоих.

Припев: Не отвержи мене от лица Твоего,
и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Во оставление да будет ми прегрешений
Пречистое Тело Твое, и Божественная Кровь, Духа же
Святаго общение, и в жизнь вечную, Человеколюбче, и
страстей и скорбей отчуждение.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Хлеба животнаго Tрапеза
Пресвятая, свыше милости ради сшедшаго, и мирови новый
живот дающаго, и мене ныне сподоби недостойнаго, со
страхом вкусити сего, и живу быти.

Тропари, глас 8-й

Беззакония моя презри, Господи, от Девы
рождейся, и сердце мое очисти, храм то творя Пречистому
Твоему Телу и Крови, ниже отрини мене от Твоего лица,
без числа имеяй велию милость.

Слава:

Во причастие Святынь Твоих како дерзну
недостойный? Аще бо деозну к Тебе приступити с
достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и
осуждение исходатайствую многогрешной души моей. Очисти,
Господи, скверну души моея и спаси мя, яко
Человеколюбец.

И ныне:

Многая множества моих, Богородице,
прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя:
посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога
нашего, дати ми оставление, яже содеях лютых, едина
Благословенная.

Презри — оставь без внимания. Рождейся —
родившийся. Храм то творя — делая его храмом. Ниже — и
не. Без числа имеяй велию милость — имеющий бесконечно
великое милосердие (без числа — бесконечно; имеяй —
имеющий; велию — великую; порядок слов во фразе
отличается от свойственного современному русскому
языку).

Аще бо — потому что если. Хитон
одежда. Яко несть вечерний — потому что он не таков, в
каком идут на Вечерю. Исходатайствую — здесь: доставлю,
получу, заслужу. Прибегох — я прибегнул, обратился за
помощью. Оставление — прощение. Яже содеях лютых — злых
(лютых) дел, которые я совершил (яже содеях).

Аще бо дерзну к Тебе приступити с
достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и
осуждение исходотайствую многогрешной души моей.
Тропарь
обращает нас к евангельской притче о званых на брачную
Вечерю Сына: Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел
там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит
ему: друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же
молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и
ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет
плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных
(Мф.22:11-14).
Вечеря эта — Евхаристия, Таинство Причащения; слова
очисти, Господи, скверну души моея взывают ко Господу об
очищении хитона души.

Песнь 8

Ирмос: В пещь огненную ко отроком
еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога,
пойте, дела, яко Господа, и превозносите во вся веки.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух
прав обнови во утробе моей.

Небесных, и страшных, и Святых Твоих,
Христе, ныне Таин, и Божественныя Твоея и тайныя вечери,
общника бытии и мене сподоби отчаяннаго, Боже Спасе мой.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа
Твоего Святаго не отыми от мене.

Под Твое прибег благоутробие, Блаже, со
страхом зову Ти: во мне пребуди, Спасе, и аз, якоже рекл
еси, в Тебе; се бо дерзая на милость Твою, ям Тело Твое,
и пию Кровь Твою.

Припев: Пресвятая Троице, Боже наш,
слава Тебе.

Троичен: Трепещу, приемля огонь, да не опалюся яко воск и яко трава; оле страшнаго таинства!
оле благоутробия Божия! Како Божественнаго Тела и Крове
брение причащаюся, и нетлен сотворюся?

Пойте, дела — подразумевается обращение
к творениям Божиим: пойте, дела Его творения, Его как
Господа, и превозносите вовеки. Общника бытии
сделаться участником. Сподоби — удостой. Прибег — здесь:
прибегнув. Благоутробие — милосердие. Аз — я.
Якоже рекл
еси
— как Ты сказал. Се бо — ибо вот. Дерзая — здесь:
уповая. Оле страшнаго таинства! оле благоутробия Божия!
— О страшное таинство! О милосердие Божие! Брение
прах, грязь. Нетленен сотворюся — становлюсь
бессмертным, не подверженным действию смерти (смысл
фразы: как я, будучи прахом, причащаюсь Божественного
Тела и Крови и становлюсь бессмертным).

Во мне пребуде, Спасе, и аз, якоже
рекл еси, в Тебе…
— Иисус же сказал им: истинно, истинно
говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого
и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,
и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно
есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою
Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:53-56).
Последний, Троичный тропарь песни вновь возвращает нас к
этим словам Спасителя, говоря о жизни вечной, подаваемой
Причащением (Божественнаго Тела и Крове брение
причащаюся, и нетленен сотворяюся).

Песнь 1

Ирмо́с: Грядите людие, поим песнь Христу
Богу, раздельшему море, и наставльшему люди, яже изведе
из работы египетския, яко прославися.

Припев: Сердце чисто созижди во мне,
Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Хлеб живота вечнующаго да будет ми Тело
Твое Святое, благоутробне Господи, и Честная Кровь, и
недуг многообразных исцеление.

Припев: Не отвержи мене от лица Твоего,
и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Осквернен делы безместными окаянный,
Твоего Пречистаго Тела и Божественныя Крове недостоин
есмь, Христе, причащения, егоже мя сподоби.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Земле благая,
благословенная Богоневесто, клас прозябшая неоранный и
спасительный миру, сподоби мя сей ядуща спастися.

Молитвы перед Литургией

рекомендуем к прочтению

  1. Икона Архангела Михаила
  2. Икона Серафима Вырицкого
  3. Икона Спиридона Тримифунтского
  4. Молебен иконе «Неупиваемая Чаша»

Таинство Причастия или Евхаристии (с греческого – благодарение) – главное Таинство Православной Церкви и, одновременно, наиболее часто совершаемое Таинство: в любом храме Причастие совершается каждое воскресенье и по праздникам, а в храмах, где служит больше одного священника – каждый день, за исключением особых дней Церковного Устава.

Причастие совершается только за Литургией, которая служится обычно по утрам. В этом повседневном богослужении и самом его событии – Таинстве Причастия – заключен огромный смысл, древняя традиция и сильная благодать Божия, поистине просвещающая каждого православного христианина.

Многие люди, понимая это, хотят приступить к Таинству и причаститься в конце Литургии, но не знают, что нужно для этого сделать. А ведь к Причастию действительно нужно готовиться. Конечно, можно спросить у сотрудников церковной лавки или священников – но зачастую мешает робость и неопытность в церковной жизни.

Из нашей статьи вы узнаете, как готовиться молитвой, постом и покаянием к Исповеди и Причастию, как правильно причаститься и как называть грехи на исповеди.

Молитва святого Иоанна Златоустого

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов, и в жизнь вечную. Аминь.

Приходя же причаститься, произноси мысленно эти стихи Метафраста:

Затем:

И стихи:

Потом тропари:

Также молитву:

И еще:

Желающий причаститься должен достойно приготовится к этому святому таинству. Приготовление это (в церковной практике оно называется говением)продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота (воздержание от супружеских отношений) и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца и, про строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволят обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный, канон Богородице и Ангелу хранителю. Каноны читают или один за другим полностью, или соединяя таким образом: читается ирмос первой песни покаянного канона («Яко по суху петешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше») и тропари, затем тропари первой песни канона Богородице («Многими содержимь напaстьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о, Мaти Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси»), опуская ирмос «Воду прошед…», и тропари канона Ангелу хранителю, тоже без ирмоса («Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися»). Так же читают и следующие песни. Тропари перед каноном Богородице и Ангелу хранителю, а также стихиры после канона Богородице в таком случае опускаются.

Читается также канон ко причащению и, кто пожелает, — акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и все последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.
Перед причащением необходима исповедь — вечером ли, или утром, перед литургией.

  • Исповедь и причастие детей
  • Причастие – радостная весть для плоти
  • Какие бывают вечерние молитвы?

Таинство Церкви – что это значит?

рекомендуем к прочтению

  1. Молебен о даровании детей
  2. Молебен иконе Божией Матери «Нечаянная радость»

Православная Церковь имеет семь Таинств. Все они установлены Господом и имеют своим основанием Его слова, сохраненные в Евангелии. Таинством Церкви называется священнодействие, где с помощью внешних знаков, обрядов незримо, то есть таинственно, откуда и название, людям подается благодать Святаго Духа. Спасительная сила Божия истинна, в отличие от «энергетики» и магии духов тьмы, которые только обещают помощь, на самом же деле губят души.

Кроме того, Предание Церкви говорит, что в Таинствах, в отличие от домашних молитв, молебнов или панихид, благодать обещана Самим Богом и просвещение подается человеку, подготовившемуся к Таинствам верно, приходящего с искренней верой и покаянием, пониманием своей греховности перед Безгрешным Спасителем нашим.

Господь благословил апостолов совершать семь Таинств, которые обычно именуются в порядке от рождения до смерти человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Венчание (брак), Священство, Елеосвящение (Соборование).

Молитва перед исповедью

Необходимость молитвенной подготовки к исповеди не предполагает обязательного прочтения каких-то определенных молитв. Кающийся обращается к Богу, сожалея о своих грехах и прося даровать благодать, помогающую искренне раскаяться и обрести решимость оставить прежний греховный образ жизни. Он может высказать все это своими собственными словами, но может воспользоваться и теми молитвами, которые рекомендует Церковь.

Приди, Святой Дух, просвети мой разум, чтобы я лучше осознал свои грехи; побуди мою волю к подлинному раскаянию в них, к искренней исповеди и решительному исправлению своей жизни.

О Мария, Матерь Божия, Прибежище грешников, заступись за меня.

Святой Ангел Хранитель, святые мои Покровители, испросите для меня у Бога благодать подлинного исповедания грехов.

Читаються молитвы ОТЧЕ НАШ. РАДУЙСЯ, МАРИЯ. СЛАВА.

Далее читается ПСАЛОМ 51 (50)

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце, и внутрь меня явил мне мудрость Твою. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; и всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему, Сион; воздвигни стены Иерусалима. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Молитвенная подготовка к исповеди может ограничиться вдумчивым чтением молитвы «Отче наш», с глубоким осознанием греховности, а также мысленным прошением о благодатной помощи в подлинном покаянии и последующем исправлении

С особым вниманием следует читать слова «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Только если мы сами простили нашим должникам, мы можем дерзать просить у Бога прощения наших грехов

Необходимо еще раз задуматься: со всеми ли мы постарались примириться и не держим ли зла на кого-то? Только убедившись в том, что в сердце не осталось обид, можно приступать к исповеди.

Молитва десятая, святого Иоанна Дамаскина

Пред дверьми храма Твоего предстою, и
лютых помышлений не отступаю; но Ты, Христе Боже, мытаря
оправдивый, и хананею помиловавый, и разбойнику рая
двери отверзый, отверзи ми утробы человеколюбия Твоего и
приими мя приходяща и прикасающася Тебе, яко блудницу, и
кровоточивую: ова убо края ризы Твоея коснувшися, удобь
исцеление прият, ова же пречистеи Твои нозе удержавши,
разрешение грехов понесе. Аз же, окаянный, все Твое Тело
дерзая восприяти, да не опален буду; но приими мя, якоже
оныя, и просвети моя душевныя чувства, попаляя моя
греховныя вины, молитвами безсеменно Рождшия Тя, и
Небесных сил; яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector