О причащении на пасху

Содержание:

Три совмещенные канона ко Причастию

Причастие – это залог человеческого воскресения, из чего можно сделать вывод, что к нему нужно готовиться со всей серьезностью. С этой целью необходимо провести ритуал очищения души от всего греховного. Причастные каноны не следует считать чем-то формальным. Для их чтения нужно определенное духовное настроение. Забудьте про злобное и гневное состояние, не предавайтесь ненужным размышлениям и болтовне. Подойдите к ритуалу со всей ответственностью – уединитесь и настройтесь на умиротворение и глубокомыслие, затем начните читать молитвенные тексты и каноны. Так ваша подготовка к Причастию будет правильной.

Купить книгу Об авторе О книге

Одной из обязанностей каждого верующего считается чтение канонов ко причастию. Эти каконы содержат Покаянного канона к Господу Иисусу Христу, Молебный канон к Пресвятой Богородице и Канон Ангелу-хранителю. Не обязательно читать все каноны за раз, можно и по одному за вечер. Каждый христианин должен подготовиться таким образом дома и ввести это за обязательный ритуал.

Если говорить о совмещенном каноне более детально, то он может включать все песни, но тогда рекомендуется выключить тропарь перед каноном Богородице и Ангелу Хранителю и гимнографические тексты, которые следуют в заключении канона Божьей Матери. Для правильного совмещения канонов необходимо обратиться к молитвослову.

После того, как канон будет совмещен (совмещенный канон еще называют трехканонником), христианину, который хочет приступить к таинству по всем правилам, рекомендуется к прочтению специальное последование, которое состоит из канона к святому причащению, десяти молитв определенного количества псалмов. Также не следует забывать, что утренние молитвы и молитвы, читаемые вечером также не отменяются.

Молитвы перед Литургией

рекомендуем к прочтению

  1. Икона Архангела Михаила
  2. Икона Серафима Вырицкого
  3. Икона Спиридона Тримифунтского
  4. Молебен иконе «Неупиваемая Чаша»

Таинство Причастия или Евхаристии (с греческого – благодарение) – главное Таинство Православной Церкви и, одновременно, наиболее часто совершаемое Таинство: в любом храме Причастие совершается каждое воскресенье и по праздникам, а в храмах, где служит больше одного священника – каждый день, за исключением особых дней Церковного Устава.

Причастие совершается только за Литургией, которая служится обычно по утрам. В этом повседневном богослужении и самом его событии – Таинстве Причастия – заключен огромный смысл, древняя традиция и сильная благодать Божия, поистине просвещающая каждого православного христианина.

Многие люди, понимая это, хотят приступить к Таинству и причаститься в конце Литургии, но не знают, что нужно для этого сделать. А ведь к Причастию действительно нужно готовиться. Конечно, можно спросить у сотрудников церковной лавки или священников – но зачастую мешает робость и неопытность в церковной жизни.

Из нашей статьи вы узнаете, как готовиться молитвой, постом и покаянием к Исповеди и Причастию, как правильно причаститься и как называть грехи на исповеди.

Епископ Обуховский Иона (Черепанов), наместник Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря: Правильное мнение – это мнение Вашего духовника

Великий Пост для того нам и дан, чтобы мы упражнялись в причащении Святых Христовых Тайн. Я людям рекомендую причащаться каждое воскресенье Великого Поста. Тем более нужно причащаться на Страстной седмице.

Епископ Обуховский Иона

Все службы этой Седмицы очень глубоко связанны с воспоминанием Тайной Вечери, собственно дня установления Евхаристии. Если у человека есть возможность отпроситься на работе, есть возможность взять какие-то отгулы и освободить какое-то время, чтобы как положено провести Страстную седмицу, лучше причащаться на всех литургиях, которые на этой седмице совершаются.

Первые три дня Страстной недели совершаются литургии Преждеосвященных Даров. В эти дни достаточно проблематично бывать на всех богослужениях.

В Великую субботу каждому христианину тоже нужно причаститься. Стоит сказать, что литургия Великой субботы – это моя самая любимая в богослужебном году, не только у меня, а и у многих священников. Только в этот день чувствуется такая тихая и возвышенная пасхальная радость. Сам праздник Пасхи – это такое яркое, бурное торжество, оно больше действует на наши душевные рецепторы.

Духовные чувства предельно обострены именно на литургии Великой субботы, когда с одной стороны Спас уже во Гробе, но с другой стороны мы знаем, что Христос уже победил Ад. Мы знаем, что Христос вот-вот уже воскреснет и явится апостолам. И эта тихая пасхальная радость очень и очень чувствуется именно в литургии Великой субботы.

По богослужебному уставу православным христианам предписывается пребывать в храмах в течение всей Светлой седмицы, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн. Если есть возможность, если это время удается освободить от повседневных забот, от суеты, от работы, то было бы желательно каждый день приступать к таинству причастия.

Чин подготовки к этому Таинству в пасхальные дни значительно короче, для этого нужно прочитать только пасхальные часы и последование ко Святому Причащению. Службы достаточно короткие, очень динамичные, очень бодрые и радостные. Это в тягость никоим образом не будет, но это будет настоящее празднование Пасхи. Ведь мы причащаемся Плоти распятого, погребенного и воскресшего Христа, и когда как не в праздник Пасхи, когда как не в Светлую седмицу нам причащаться Плоти Христа, который воскрес для нашего спасения.

Для некоторых является камнем преткновения вопрос, как поститься перед причащением на Светлой седмице. Мое мнение, что Светлая седмица – это время, которое Церковь особенно выделяет из всего богослужебного года. Это время, когда пост прямо запрещен богослужебным уставом. И для подготовки к причастию поститься никоим образом не должно. Это дни особой радости, это дни, когда мы живем во Христе, когда буквально мы купаемся в пасхальной радости. И так как в эти дни пост категорически запрещен уставом, а причастие предписывается уставом, то в эти дни для того, чтобы причаститься поститься не нужно.

Я подчеркиваю, что это мое мнение.

Мои рекомендации нужно воспринять только как мое мнение, но обязательно нужно посоветоваться с вашим духовником, со священником, который хорошо вас знает, который знает все особенности вашей духовной жизни, и поступать именно так, как он посоветует вам.

Подготовка к Причастию – проще, чем вы думали!

Раньше люди причащались без подготовки. Потом правило росло-росло и сейчас оно такое большое, что превратилось в стену между Христом и верующими. Стену между Богом и беременными, родившими, многодетными, слабыми, больными, новоначальными и школьниками.

Дьявол уловил в этот капкан кучу народа , которые теперь думают, что Причастие – это только награда праведника, который “всё вычитал”. И не знают, что прежде всего – это спасение для грешника.

Люди думают, что нужно обязательно поститься три дня, прочитать три канона, Последование, утренние и вечерние молитвы, ещё со всеми помириться, быть на вечерней службе, исповедаться, прийти натощак иначе причаститься нельзя ! Так думал и я, пока не стал священником.

Есть ли каноны?

Каноны и правила Православной Церкви требуют причащения натощак (если человек не при смерти) и воздержания от брачного ложа накануне . На пост, молитвы и исповедь перед Причастием – каноны не указывают. Это благочестивая традиция. Она помогает человеку настроиться.

Пост перед причастием

Три дня поста – это для тех, кто давно не причащался. Если вы причащаетесь раз в неделю / в месяц, достаточно поста в среду и пятницу. Да, в субботу не нужно поститься. Священники не постятся. Да и мирян за это раньше отлучали от Церкви, читайте 64 апостольское правило:

К слову, правила апостолов (8-е и 9-е) требуют отлучать от Церкви и тех, кто был на Литургии и не причастился , и тех, кто не причащался 3 недели .

Последование ко Святому Причащению

Состоит оно из двух частей. I. Канон ко причащению II. молитвы перед причащением. Молитвы эти начали появляться в 4-6 веках. Во времена Иоанна Златоуста их читали, стоя в длинной очереди к Чаше. В 11-12 вв. Последование вошло в практику в монастырях. А в 14 веке и среди мирян.

Чтение канона занимает 15 минут, молитв – ещё 20. Взрослого здорового человека без этого канона я не допускаю. Потому что не найти 15 минут на молитву – на мой взгляд – крайнее неуважение к Тайнам Христовым. А вот со школьника – уже не требую. Здесь родители должны встать с ребёнком дома и сказать: “помолись с нами перед Причастием немного”. Это на их совести. Заметил, что дети сами молиться ещё стесняются .

Три канона

Три канона – Покаянный, Богородице и Ангелу-хранителю – вошли в правило ещё позже. Читал где-то у прав. Иоанна Кронштадтского совет священникам: “не запрещайте прихожанам читать три канона, потому что это хорошая благочестивая народная традиция(привожу по памяти, кто найдёт, скиньте ссылку) .

С 1990-е годы это стало нормой, и теперь священники это требуют. Но некоторые считают (в их числе и я), что делать чтение этих канонов и акафистов обязательным условием для причастия неверно.

Но читать их очень советую! Чтобы легче было распределите их на неделю. Можно заменять акафистами, другими канонами. Духовная жизнь человека должна быть интересной и разнообразной. Иногда прошу не читать эти каноны тех, кто причащается впервые и может их не осилить.

Исповедь

В Православной Греции редкому священнику разрешено исповедовать. Поэтому там исповедь и причастие – никак не связаны, и это норма. У нас без исповеди к Чаше не пускают . И это хорошо! Так, человек с улицы, зашедший поставить свечку – не согрешит. Но если Вы причащаетесь как надо – каждое воскресенье, не нужно копаться в себе, ища грехи . Совесть не обличает – просто благословитесь на Причастие у знакомого батюшки.

Хорошие священники

Всё чаще слышу призывы священников причащаться часто! А вот слова известного блогера, потомственного священника Павла Островского:

Какие трезвые и смелые слова!

Вы должны понимать, что священники разные бывают. Поговорите с батюшкой на исповеди, определите с ним частоту причащения и размер правила. Если не нашли понимания, поищите другого священника. Как говорится, “Каждый выбирает для себя. “

Выводы

В Причащении Тела и Крови Христовых – весь смысл духовной жизни. Если Вы верный христианин, поститесь в среду и пятницу, то прочитав Последование перед причащением и очистив совесть на исповеди, Вы можете натощак приступать к Чаше.

Если Вы беременная или кормящая, поститься нельзя. Если Вы можете прийти только на Литургию с ребёнком – найдите священника, который будет Вас причащать вместе с младенцем.

Если Вы при смерти, ни один священник не потребует с вас никакой подготовки, приедет и причастит. Если здоровы, старайтесь читать в течение недели каноны и акафисты. Желаю всем непрестанного и всегда достойного причащения Святых Христовых Таин!

Источник статьи:

Как вести себя во время Причастия?

Люди часто узнают все о подготовке, а вот что делать во время самого Причастия, не знают. После пения молитвы “Отче наш” и закрытия Царских врат нужно подойти к алтарю (или встать в очередь, которая собирается у алтаря). Пропустите вперед детей и родителей с младенцами – они причащаются в начале; в некоторых храмах пропускают вперед и мужчин.

Когда священник вынесет Чашу и прочитает две молитвы (иногда они читаются всем храмом), перекреститесь, сложите крестообразно руки к плечам – правую на левую – и идите, не опуская руки, пока не причаститесь.

У Чаше не креститесь, чтобы случайно не толкнуть ее. Назовите свое имя в Крещении, широко откройте рот. Священник сам вложит вам в рот ложечку с Телом и Кровью. Постарайтесь сразу Их проглотить Поцелуйте низ Чаши, отойдите и только потом перекреститесь. Идите к столику с «теплотой», чтобы запить и кусочком просфоры заесть Причастие. Оно не должно оставаться во рту, чтобы вы случайно не выплюнули Его.

До окончания богослужения не уходите из церкви. Благодарственные молитвы после Причастия выслушаете в храме или прочитайте дома.

В день Причастия лучше не плевать (частицы Причастия могли остаться во рту), стараться сразу не развлекаться много и вести себя с благочестием. Лучше провести день в радости, общении с близкими, чтении духовных книг, спокойных прогулках.

Да хранит вас Господь Своей благодатью!

Молитва 7-я, святого Иоанна Златоустого

Боже, ослаби, остави, прости ми согрешения моя, елика Ти согреших, аще словом, аще делом, аще помышлением, волею или неволею, разумом или неразумием, вся ми прости яко благ и Человеколюбец, и молитвами Пречистыя Твоея Матере, умных Твоих служителей и святых сил, и всех святых от века Тебе благоугодивших, неосужденно благоволи прияти ми святое и пречистое Твое Тело и честную Кровь, во исцеление души же и тела, и во очищение лукавых моих помышлений. Яко Твое есть царство и сила и слава, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Его же, 8-я
Несмь доволен, Владыко Господи, да внидеши под кров души моея; но понеже хощеши Ты, яко Человеколюбец, жити во мне, дерзая приступаю; повелеваеши, да отверзу двери, яже Ты един создал еси, и внидеши со человеколюбием якоже еси, внидеши и просвещаеши помраченный мой помысл. Верую, яко сие сотвориши: не бо блудницу, со слезами пришедшую к Тебе, отгнал еси; ниже мытаря отвергл еси покаявшася; ниже разбойника, познавша Царство Твое, отгнал еси; ниже гонителя покаявшася оставил еси, еже бе: но от покаяния Тебе пришедшия вся, в лице Твоих другов вчинил еси, Един сый благословенный всегда, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Его же, 9-я
Господи Иисусе Христе Боже мой, ослаби, остави, очисти и прости ми грешному, и непотребному, и недостойному рабу Твоему, прегрешения, и согрешения, и грехопадения моя, елика Ти от юности моея, даже до настоящего дне и часа согреших: аще в разуме и в неразумии, аще в словесех или делех, или помышлениих и мыслех, и начинаниих, и всех моих чувствах. И молитвами безсеменно рождшия Тя, Пречистая и Приснодевы Марии, Матере Твоея, единыя непостыдныя надежды и предстательства и спасения моего, сподоби мя неосужденно причаститися пречистых, безсмертных, животворящих и страшных Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную: во освящение, и просвещение, крепость, исцеление, и здравие души же и тела, и в потребление и всесовершенное погубление лукавых моих помыслов, и помышлений, и предприятий, и нощных мечтаний, темных и лукавых духов; яко Твое есть царство, и сила, и слава, и честь, и поклонение, со Отцем и Святым Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Как проходит Таинство Причастия в Православной Церкви сегодня

Правила подготовки к Таинству изложены в принятом 2-3 февраля 2015 г. Архиерейским совещанием документе «Об участии верных в Евхаристии»

Краткое изложение документа читайте в статье:

Об участии верных в Евхаристии

Когда можно причаститься

Во время литургии, утром. В больших городских храмах она служится ежедневно. Есть также церкви с небольшим приходом, чаще всего – сельские, где литургия проходит только по воскресным дням. Время совершения ее лучше узнавать лично.

Божественная литургия. Священник со Святыми Дарами

Как подготовиться и во сколько приходить

Причащение бывает ближе к концу литургии, а ее продолжительность обычно около полутора часов. Однако у христиан не принято являться непосредственно на Причастие: сама литургия – соприкосновение с Тайной Вечерей Спасителя, воспоминание о ней. Именно поэтому христиане, особенно те, кто собирается причащаться, приходят к самому началу службы, стараясь не опаздывать, особенно благоговейно на ней молятся – ради предстоящего Таинства.

Пост, молитва, исповедь

Это три составляющих подготовки к Причащению.

Постное делание

Воздержание тела – необходимое условие подготовки души к Таинству. Необходимы:

  • так называемый «приуготовительный пост», или подготовительный;
  • собственно Евхаристический уже пред самым принятием Св. Тайн.

Подготовительный пост – это воздержание от животной пищи (мясного, молочного, многие также стараются не употреблять рыбу). Супругам также рекомендовано определенное время воздерживаться от близости. Наконец, необходимо исключить развлечения, по возможности посещать богослужения.

Длительность постного делания обычно три дня (если верующий приступает к Святым Тайнам часто, например, каждые 1-2 недели, оно может быть даже 1-2 дня). Иногда, если человек долго не причащался, имеет серьезные грехи, подготовка может продлиться дольше – по согласованию со священником.

Евхаристический пост – это совершенный отказ от еды, питья с полуночи до самого Таинства. Церковь настаивает на том, чтобы подверженные страсти курения воздерживались также от табака. Есть храмы, монастыри, где литургия (например, Преждеосвященных Даров) служится вечером. Тогда пост длится по крайней мере 6 часов.

Молитвы

Обычно принято читать покаянные каноны:

  • Христу;
  • Пресвятой Богородице;
  • своему Ангелу Хранителю.

Каноны можно читать как один за другим, так и соединяя вместе. Иногда пастыри рекомендуют новоначальным, не привыкшим к продолжительным молитвословиям, просто читать по одному канону в день все время подготовки к Причащению. А некоторые православные по усердию читают также Акафист Иисусу Сладчайшему.

Покаяние

Наконец, Причащению предшествует еще одно Таинство – исповеди. Оно необходимо, так как, по слову св. Симеона Нового Богослова, «как невозможно огню и воде вместе находиться в одном и том же сосуде, так невозможно вместе находиться в одном и том же христианине и пречистому Телу Христову, и мерзости греха».

О том, когда проходит Исповедь в том или ином храме, лучше узнавать заранее. Как правило, ее совершают во время вечерней службы, исходя из желательности присутствия причастника за богослужением накануне Таинства. Если по уважительной причине (занятость на работе, дома с малыми детьми, состояние здоровья) верующий не смог посетить службу вечером, можно исповедаться также утром. Однако об этом необходимо договариваться со священником – желательно заранее.

  • кратких молитв, имеющих очень древнее, с первых веков Церкви происхождение; в обиходе они также именуются «обычным началом»;
  • нескольких псалмов, включая покаянный 50-й (Помилуй мя, Боже…);
  • Канона, припевы которого взяты из этого Псалма;
  • молитв, составленных свв. Иоанном Златоустом, Василием Великим, Симеоном Новым Богословом, другими святыми.

Псалом 115-й

Веровах темже возглаголах: аз же
смирихся зело
. Аз же рех во иступлении моем: всяк
человек ложь. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде
ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову;
молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его.
Честна пред Господем смерть преподобных Его. О Господи,
аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея; растерзал
еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне
призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми
Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме.

Аз — я. Веровах, темже возглаголах: аз
же смирихся зело
— я веровал, потому и говорил, что я
весьма смирился. Рех — я сказал. Во исступлении — в
душевном смущении… «экстаз»: когда чувства переполняют, неконторолируемо выплескиваются наружу.
О всех, яже
воздаде ми
— за все, что Он мне даровал. Честна
исполнена чести, дорога. Преподобных — святых. Растерзал еси — Ты расторг.
Пожру — пожертвую, принесу в жертву.
Молитвы моя Господеви воздам — обеты мои перед Господом
исполню (так объясняют святитель Афанасий Великий,
святитель Иоанн Златоуст и другие отцы Церкви).

В центре этого псалма — та же Чаша
спасения, Евхаристическая чаша, что и в
Пс.22-ом. Для понимания некоторых стихов псалма
приводим фрагменты толкования святителя Афанасия
Великого.

Веровах, темже возглаголах: аз же
смирихся зело —
 «Когда, говорит Псалмопевец, уверовал
— возглаголал я великое; тогда увидев, что сам я — ничто,
смирихся зело».

Аз же рех во исступлении моем: всяк
человек ложь
—  «Став выше человека, презрел я все
человеческое; ибо изступление означает изменение…
Увидев, что всяк человек ложь (потому что помыслы
человеческие обманчивы), смирился и подверг себя
злостраданиям, чтобы не пасть с высоты стояния своего».

Молитвы моя Господеви воздам…  —
«Какой же
обет дает он, кроме сего — Чашу Господню приняв,
призвать имя Господне? Сие и исполняю, говорит он, когда
буду во дворех Божиих, то есть в Церкви Христовой или в
Иерусалиме небесном».

Слава, и ныне: Аллилуиа (трижды). И три
поклона.

Суеверия про таинство причастия

Можно ли в день причастия есть мясо?

Человек, когда собирается на прием к врачу, принимает душ, меняет белье… Подобно этому Православный христианин, готовясь к причастию, постится, читает правила, приходит чаще на Богослужения, а после причастия, если это не постный день, можете кушать любую пищу, в том числе и мясо.

Слышал, что в день причастия нельзя ничего выплевывать и никого целовать.

В день причастия любой человек принимает пищу и делает это ложкой. Т. е. фактически и, как ни странно, облизывая много раз ложку во время еды, человек ее не съедает вместе с пищей :). Многие боятся после причастия целовать крест или иконы, но ложку «целуют». Я думаю, вам уже понятно, что все действия, которые вы упомянули, можно совершать после запивки причастия.

Неправда. Свой крест мы несем до могилы.

Первое Причастие Апостолов

Оно свершилось на Тайной Вечере, когда Господь благословил хлеб и вино – согласно иудейской традиции Пасхальной трапезы. Но другим образом, нежели это делали евреи: Он дал их как Свои Тело и Кровь. Не случайно не было на той трапезе традиционного для иудейской пасхи агнца – ибо, по слову св. Павла, «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор.5:7)

Тайная Вечеря

То же, первое Причастие, показало последствия недостойного Причащения: нераскаянный Иуда, уже решившийся предать Учителя, не только не получил благодатных даров, но, по слову Апостола, «вошел в него сатана». Он не только предал Христа. Даже раскаявшись, он предался отчаянию, дойдя до самоубийства. И ныне, как говорят отцы, бывает подобное – даже до болезни, смерти, с недостойными, приступающими без благоговения, покаяния.

Таинство Причащения

После Воскресения Спасителя христиане стали регулярно собираться для совместного «преломления хлеба» (Таинства Причащения). Со временем трапеза-вечеря преобразовалась в богослужение. Это Таинство (называемое по-гречески Евхаристия — Благодарение) — не только воспоминание Тайной Вечери накануне Распятия Иисуса Христа. Для соответствующей подготовки к этому Таинству были составлены каноны ко Святому Причащению.

По православному учению, Святые Тело и Кровь Христовы — это не только духовная пища для верующих, но и Лекарство Бессмертия. Через евхаристические Вино и Хлеб, становящиеся Телом и Кровью Христа, верующие принимают Христа. По Его собственным словам: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Евангелие от Иоанна, 6:55-56).


Перед Причащением

Благодаря этому все христиане образуют «единый организм» — Тело Христа, которым является Церковь.

Преподобный Амфилохий Макрис, 1889-1970:

Советы новоначальным

Человек впервые приходит в храм с желанием очистить свою совесть на исповеди и причаститься. И ему все кажется таинственным, незнакомым, даже страшным. Для таких людей существуют упрощенные правила подготовки (посоветуйтесь со знакомым священником). Ведь, если появилось желание исповедоваться, новообращенному следует незамедлительно это сделать.

Это голос Ангела Хранителя, который призывает к Таинству Покаяния

Важно не заглушить этот пока негромкий голос требованием читать все каноны ко Святому Причащению. В этом случае зачастую даже можно не читать Покаянный канон Господу, а просто совершить молитву Богу (можно про себя) и принести покаяние пред Богом в присутствии священника

Однако вопрос о молитвенной подготовке к Евхаристии обязательно нужно обсудить со священником. Его совет поможет новоначальному правильно приступить к Таинству Причащения.

Таинство Покаяния

Православная Церковь учит, что к Таинству Причащения каждый христианин должен подходить подготовленным. Для этого необходимо очистить свою совесть и молитвенно настроиться. Поэтому исповедь дополняет каноны ко Святому Причащению. Покаяние является спасительным мостом, брошенным над пропастью греха, которая отделяет людей от Бога.

Через Таинство Покаяния (Исповедь) верующие христиане, открыв свои прегрешения священнику, получают прощение грехов от Иисуса Христа. Священники получили такое право прощать грехи от самих апостолов. Те, в свою очередь, приняли власть отпускать грехи от Господа (Евангелие от Иоанна, 20:22-23).

Что такое исповедь?

Исповедь, Таинство Покаяния – это обряд Святой Церкви, установленный Христом, когда при искреннем раскаянии верующего Господь не просто прощает и отпускает человеку грехи, но дает силу на борьбу с ними. Само слово переводится на русский язык с греческого, как «изменение жизни/сознания».

При Исповеди следует знать:

Интересно, что при действительном покаянии христианина, Бог может простить также забытые и неведомые (те, которые неизвестны, непонятны) прегрешения

Естественно, когда человек замечает эти пороки, то должен пойти исповедать их.
Важно не путать Исповедь и личное покаяние, когда мы в своих молитвах просим прощения согрешений. При непосредственно Таинстве, когда мы исповедуем перед Господом все свои душевные пороки при участии свидетеля, то есть священника, отпускаются прегрешения и с человеком пребывает благодать Христа, которая дает силы на борьбу со страстями.
Сам Святой обряд проходит в храме, на Литургии, перед ней, иногда на вечерней службе или по договоренности с духовным отцом

На службе нужно молиться и воздавать хвалу Всевышнему, поэтому желательно исповедоваться в другое время.
Священник перед всеми желающими приступить к Таинству примирения с Богом читает специальные молитвы. Потом каждый по очереди, если таких людей несколько, подходит к священнослужителю для исповеди грехов, целуя Крест и Евангелие. Они лежат на аналое и напоминают о присутствии Господа Иисуса Христа.
Далее нужно совершенно открыто, ничего не скрывая, рассказать то, в чем каетесь. Простым языком — то, за что совесть мучает. Говорят, что совесть – это и есть глас Божий, от неё не укрыться и просто так она не отпустит.
Также нужно помнить, что батюшка – это тоже грешный человек, со своим страстями и пороками, он вас прекрасно понимает и не осуждает. Вы раскаиваетесь, в первую очередь, перед Богом. Потому что часто мучает людей ложный стыд, который не дает честно признаться в своих грехах. Этого нужно избегать.
После того, как кающийся все назвал, священнослужитель читает разрешительную молитву, где говорит о прощении и разрешении прегрешений. Помним, что грехи нам простил никак не батюшка, а сам Творец и Создатель всего. В молитве так и говорится, что совершается это Таинство разрешения согрешений именно силою Божиею. По традиции верующий целует ещё раз Крест и Евангелие, а также берет благословение у духовного отца.

Обновленная душа всегда тянется к своему Создателю, хочет с Ним соединиться. Святая Тайна этого соединения происходит во время Евхаристии – прямой встречи Господа и человека.

Не нужно равняться на старые предания и мифы

Священник Максим Бражников, настоятель храма Казанской иконы Богородицы города Орска

Священник Максим Бражников

В каноническом сборнике, в одном из правил, написано, что от Пасхи до Вознесения все верующие должны участвовать в жизни Церкви и причащаться Святых Тайн. То есть прямо предписывается в это время часто находиться в храме и причащаться.

Наш церковный устав ставит такие дни, когда причащаться нельзя – если в этот день не совершается литургия, или если это, например, Великая Пятница или другие дни Великого поста, когда нет Литургии Преждеосвященных Даров. Соответственно, в обычное время всем причащаться – надо, и уж на Пасху тем более усердствовать в этом деле – надо. Нет никаких запретов и ограничений, если мы говорим о причастии на Пасху. На Светлой неделе причащаться тоже надо – нет поста, хотя лучше стараться не переедать, тем более что после Страстной седмицы «праздник живота» не так уж и полезен для здоровья. На Светлой неделе достаточно соблюдать евхаристический пост – от полуночи до самой Божественной литургии.

Если человек постился Великим постом, причащался на Страстной седмице, то ему полагается приступать к Святым Христовым Тайнам и на Пасху, и во время Светлой седмицы. Насколько я знаю, где-то еще сохранилась такая традиция, что на Пасху священники не причащают людей, но это было еще в СССР, и только в некоторых областях, где традиционно Пасху отмечали с размахом. Люди, предвкушая пир горой на всю деревню и зная, что на Пасху они будут объедаться, слушались своих духовников, которые им советовали причащаться как-нибудь заранее – например, в Великий Четверг или в Великую Субботу, а на Пасху, мол, не стоит.

Но я очень надеюсь, что подобные утверждения в прошлом, потому что уже и наша церковная власть несколько раз выпускала документы о подготовке христиан к Святому Причащению, в которых говорится о том, что нет запретов на причастие в праздник.

Более того, если священник выходит с Чашей – логично, что надо к ней подходить.

Правда, я изредка сталкиваюсь с ситуациями, что в некоторых храмах священники отказываются причащать людей по каким-то причинам, но мы знаем, что и сам Святейший Патриарх в своей проповеди призывал людей причащаться на Светлой неделе, поэтому нам, наверное, лучше равняться на него, чем на старые предания и мифы.

Если человек постился, на Пасху он чувствует в себе призвание перед Богом. Или обновление призвания. И тогда уже понимает, что не хочет расставаться с Богом. Пост закончился – а ему расставаться с Богом не хочется. И что же делать? Снова пойдем в церковь, будем слушать и внимать молитвам, будем читать Евангелие, будем и дальше в радости усиливать нашу молитву и научимся наконец радостно и нормально жить.

Записали Ирина Якушева, Артем Левченко, Ольга Лунина

Молитва святого Иоанна Златоустого

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов, и в жизнь вечную. Аминь.

Приходя же причаститься, произноси мысленно эти стихи Метафраста:

Затем:

И стихи:

Потом тропари:

Также молитву:

И еще:

Желающий причаститься должен достойно приготовится к этому святому таинству. Приготовление это (в церковной практике оно называется говением)продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота (воздержание от супружеских отношений) и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца и, про строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволят обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный, канон Богородице и Ангелу хранителю. Каноны читают или один за другим полностью, или соединяя таким образом: читается ирмос первой песни покаянного канона («Яко по суху петешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше») и тропари, затем тропари первой песни канона Богородице («Многими содержимь напaстьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о, Мaти Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси»), опуская ирмос «Воду прошед…», и тропари канона Ангелу хранителю, тоже без ирмоса («Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися»). Так же читают и следующие песни. Тропари перед каноном Богородице и Ангелу хранителю, а также стихиры после канона Богородице в таком случае опускаются.

Читается также канон ко причащению и, кто пожелает, — акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и все последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.
Перед причащением необходима исповедь — вечером ли, или утром, перед литургией.

  • Исповедь и причастие детей
  • Причастие – радостная весть для плоти
  • Какие бывают вечерние молитвы?

Таинство Причастия в христианстве

Евхаристия или причастие – это таинство, через которое верующий соединяется не только духовно, но и материально с Иисусом Христом через вкушение хлеба и вина.

Для справки!

В Новом Завете говорится о том, что за день до своего крестного подвига Иисус собрал своих учеников на Тайную Вечерю в Чистый четверг и впервые открыл им таинство евхаристии, раздав хлеб и вино. Спаситель сказал, что хлеб – это тело его, а вино – кровь Нового Завета.

С помощью причастия верующие соединятся не только духовно, но и материально, или телесно со Спасителем. Это одно из самых важных таинств христианства. Оно не имеет богословского обоснования и считается чудом. Никто из смертных не может объяснить, как хлеб и вино превращаются в Кровь и Тело Бога, но после прохождения евхаристии, или причастия верующий ощущает невероятный покой, благость и умиротворение после причастия.

Все, кто прошел хотя бы раз через евхаристию, ощущают ее благотворное воздействие на душу. Многие отмечают, что после причастия происходит просветление, человек с легкостью отказывается от земных плотских утех и по-новому смотрит на свою жизнь.

Важно!

Причастие на Пасху позволяет более глубоко ощутить религиозные переживания и осознать смысл Светлого Воскресенья. В это время выносится Евхаристическая Чаша, из которой позволяется в конце пасхальной службы верующим испить вина для причащения к телу Господню. По этой причине многие миряне стремятся причаститься именно в главный праздник православия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector