Как написать записку на исповедь, образец списка грехов для исповеди
Содержание:
- Как подходить к батюшке для исповеди
- Как перечень грехов сделать на исповеди женщине
- Как проходит таинство исповеди в церкви – что надо делать и с каких слов начать
- Проведение генеральной исповеди
- Грехи детей на исповеди
- Как подготовиться к исповеди в первый раз?
- Десять тяжких грехов, общих и для мужчин, и для женщин
- ЗНАЧЕНИЕ ИСПОВЕДИ
- Что такое генеральная исповедь
- Что говорить батюшке на исповеди?
- Кому требуется пройти
- В каких случаях возможно отлучение от Причастия
- Что такое исповедь в православной церкви, как она проходит?
- Грехи, совершенные против Бога
- Список грехов для исповеди для мужчин
- Время всё корректирует
- Надо ли каждый раз называть на исповеди повседневные грехи
- Список грехов для подготовки к исповеди в Православии для женщин и мужчин
Как подходить к батюшке для исповеди
Приняв решение исповедаться, отнеситесь к нему со всей ответственностью:
- Подумайте о прегрешениях.
- Примиритесь с близкими.
- Простите обиды.
- Попросите прощения.
Люди, впервые пришедшие на исповедь, затрудняются обратиться к священнику, не зная:
- С какими словами правильно подойти к архиерею.
- Что говорить на исповеди.
- Какие вопросы задает священник и др.
Многие теряются и боятся выглядеть нелепо.
На сайте «Азбука веры» подробно объясняется данный вопрос, где онлайн любой желающий узнает основные правила:
- Готовясь дома к исповеди, обратитесь с молитвой к Богу с просьбой открыть содеянные грехи.
- Идя в церковь, не надейтесь на память, а запишите свои грехи на бумажке. Многие, подходя к аналою, где происходит исповедь, от переживания забывают о чем сказать.
- Подойдя к батюшке, выполняется поклон головой и, сложив руки крестообразно перед собой, просится о благословении.
- Затем положить два пальца правой руки на Святое Распятие, голову – на Библию.
- Священник покрывает кающегося частью одеяния (епитрахилью), спрашивает имя и просит назвать грехи, совершенные человеком.
- Если обратившийся затрудняется сказать необходимые слова, духовник задает некоторые наводящие вопросы.
- После окончания таинства, над кающимся произносится разрешительная молитва и снимается с головы покрывало.
- Кающийся крестится, целует Распятие и Библию.
- Священник дает поцеловать руку и благословляет совершившего покаяние.
Обратите внимание! В таинстве исповеди человек остается один на один с Богом, а священник – лишь свидетель примирения
Как перечень грехов сделать на исповеди женщине
Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания) в любом православном храме. В храме нужно находиться в соответствующей одежде: мужчинам в брюках и рубашках хотя бы с коротким рукавом(не в шортах и майках), без головных уборов; женщинам в юбке ниже колена (надо заранее примерить) и платке (косынке, шарфе) – кстати, юбки и косынки можно бесплатно взять на время пребывания в православном храме. На исповедь нужно взять только свой листок с грехами (он нужен, чтобы не забыть назвать грехов), то есть записать их, чтобы рассказать.
Священник выйдет к месту исповеди – обычно там собирается группа исповедующихся, оно находится слева или справа у алтаря – и прочитает молитвы, начинающие Таинство. Затем в некоторых православных храмах, по традиции, прочитывается перечень грехов – на случай, если вы забыли некоторые грехи – священник призывает к покаянию в них (тех, которые совершили вы) и назвать свое имя. Это называется общая исповедь. Затем в порядке очереди вы подходите к исповедальному столику. Священник может (это зависит от практики) взять листок с грехами у вас из рук, чтобы прочитать самому, или тогда читаете вслух вы сами. Если вы хотите рассказать ситуацию, примерить и покаяться в ней более подробно, или у вас есть вопрос по этой ситуации, по духовной жизни в целом – стоит записать ее коротко, чтобы не забыть. Задайте вопрос после того, как совершите перечисление грехов, до отпущения. Бумага, на которой записано перечисление грехов, должна быть разорвана священником или вами потом, по традиции.
После того, как вы завершили диалог со священником: просто перечислили грехи и говорите: «Каюсь», – или задали вопрос, получили на него ответ и поблагодарили, – назовите свое имя. Затем священник совершает отпущение грехов: вы наклоняетесь чуть ниже (некоторые люди встают на колени), накладывает вам на голову епитрахиль (кусок вышитой ткани с прорезью для шеи, означает пастырство священника), читает краткую молитву и крестит вашу голову поверх епитрахили. Когда священник снимет епитрахиль с вашей головы, нужно сразу перекреститься, поцеловать сначала Крест, затем Евангелие, которые лежат перед вами на исповедальном аналое (высоком столике). Если вы собираетесь на Причастие, возьмите благословение у священника: сложите перед ним ладони «лодочкой», правую на левую, скажите: «Благословите причаститься, я готовился (готовилась)». Во многих храмах священники просто благословляют всех после исповеди: поэтому, поцеловав Евангелие, посмотрите на священника – подзывает ли он следующего исповедника или ждет, когда вы закончите целование и возьмете благословение.
Как проходит таинство исповеди в церкви – что надо делать и с каких слов начать
В православной церкви обычно проводится исповедь на вечернем Богослужении или утром перед Литургией. Хотя в некоторых храмах бывает и во время Литургии, перед причастием (для немощных и детей).
Перед началом исповеди священник кладет на аналой Крест и Евангелие и читает общую молитву. Затем исповедник подходит к аналою и кается в своих грехах перед Господом Иисусом Христом в присутствии священника, как свидетеля, который внимательно слушает. Священник может дать совет исповеднику, чтобы скорректировать его духовную жизнь, особенно если человек пришел в первый раз.
Исповедь можно начать, например, так: «Господи, я согрешил(а)…», а закончить так: «согрешил(а) и множеством других грехов, которых и не упомнишь. Господи, прости меня, каюсь». Это только пример формы исповеди, у всех может быть по разному.
В конце исповеди священник спрашивает имя исповедника и, видя его искреннее раскаяние, возлагает на его наклоненную голову конец епитрахили, осеняет крестным знамением и произносит разрешительную молитву. Грехи прощает сам Иисус Христос. Затем исповедник целует Крест и Евангелие. Если после исповеди человек собирается причащаться Святых Христовых Таин, то он берет у батюшки благословение на причастие.
Но в некоторых храмах благословляется проведение общих исповедей. Здесь батюшка читает список самых распространенных грехов, а затем читает разрешительную молитву или над всеми сразу (исповедники называют свои имена), или над каждым в отдельности, или небольшими группами.
В первый раз лучше исповедаться лично, а не в общей исповеди. Хорошо, если человек сам говорит о своих грехах. Но в некоторых случаях, когда исповедник смущается, боится или забывает, священник может ему помочь. Если нужно исповедать много грехов, то можно их записать на листе бумаги и на исповеди прочитать.
Проведение генеральной исповеди
Такой ритуал не всегда проходит быстро. Иногда он способен занимать несколько часов подряд. День и время его проведения определяются заранее и обязательно согласовываются с батюшкой. Исповедаться можно во всех православных храмах, у любого священника, однако лучше всего выбирать духовника, с которым христианин уже знаком и каялся ему ранее.
Генеральное исповедание должно осуществляться в спокойной обстановке, при отсутствии посторонних. Во время обряда необходимо всячески избегать уныния. Вместо этого следует всецело надеяться на милость Божию, славить Господа за все Его благодеяния, возможность покаяния и исправления своей жизни в лучшую сторону.
Человеку, решившему исповедоваться, рекомендуется соблюдать следующие правила:
- начинать рассказ с момента осознания себя как личности (начиная с 4–5 лет), понимания отличий между плохими и положительными поступками;
- говорить только о важных событиях, не уделяя внимания менее значимым вещам или упоминая их вскользь;
- описывать обстоятельства, приведшие к тому или иному прегрешению;
- сообщать духовнику не только о том, что было сделано в реальности, но и о греховных мыслях или планах, испытанных отрицательных эмоциях.
Важно придерживаться тем, касающихся непосредственно исповедующегося. Не стоит говорить о других людях, осуждать их, делать виновниками своих неблаговидных поступков
Также не нужно пытаться смягчить содеянное и приводить аргументы, оправдывающие совершенные грехи.
Грехи детей на исповеди
Детей нужно приучать к церкви с младенчества. До семилетнего возраста дети не исповедаются. Считается, что ребенок еще безгрешен. И то, что он говорит и как поступает, это только наша заслуга и поданный пример. Необходимо разъяснить ребенку, что такое исповедь, зачем она нужна. Дети должны понимать, что о своих плохих поступках они рассказывают не дяде в рясе, а самому Богу, что священник – глаза и уши Господа.
От того кокой будет настрой ребенка, зависит его посещение церкви и отношение к ней. Ни в коем случае не настаивайте, если чадо не готово, будет только вред для его неокрепшей психики.
Родители могут вкратце, но корректно, объяснить своему чаду, что такое грех и какие они бывают. Каждый родитель знает особенности своего ребенка. Застенчивым детям, можно предложить составить записочку, так Вы поможете ему сосредоточиться. Объясните ребенку, что бояться не стоит, что о его разговоре с Богом Вам не будет известно. Он должен научиться доверять и Вам, и священнику.
Как подготовиться к исповеди в первый раз?
Исповедь воспринимается как примирение с Господом. В качестве свидетеля присутствует священник, которому Вы и открываете свои грехи. А он в свою очередь молится о прощении Ваших грехов.
Перед исповедью следует запомнить несколько важных правил:
Осознайте свои грехи и искренне покайтесь. Если Вы решились прийти на исповедь, значит понимаете, что в своей жизни Вы что-то делаете не так. Поэтому следует пересмотреть все моменты, которые Вас не устраивают, и о которых Вы жалеете. Искренне попросите у Бога прощения за все грехи и попросите очистить душу и разум от скверны.
Не пишите огромные списки. В таком случае Вы как бы просто читаете список, не открывая душу. Можете набросать кратко в чем хотите исповедаться, чтобы не забыть. Но писать всю исповедь на бумаге не стоит.
Исповедайтесь только в своих грехах. Не стоит говорить, что Вы сделал что-то грешное в ответ на грешное дело соседа, родственника или коллеги. Это их грехи, за которые Вы не должны говорить. Очистите свою душу и помыслы в первую очередь.
Не придумывайте каких-то красивых слов и оборотов для своей речи. Бог принимает и любит нас любыми. И уж точно знает о Ваших грехах. Не стесняйтесь и священника. За годы службы он выслушал немало, поэтому уж точно не удивиться Вашим словам.
Если Вы долгие годы не ходили в храм, то следует для начала исповедаться в этом грехе и говорить о серьезных греховных делах и помыслах. О ношение короткой одежды или просмотру телевизора в пост можно сказать в конце
Так как при наличии более серьезных грехов о телевизоре и одежде упоминать не так важно.
Старайтесь менять жизнь до исповеди. Не стоит думать, что исповедь – это событие, после которого можно дальше совершать грешные поступки
Меняйте свою жизнь к лучшему. Пусть постепенно и медленно, но уверенно.
Прощайте и прощены будете. Если Вы просите у Господа прощения, то будьте готовы и сами прощать людей, на которых Вы обижены.
Не забывайте молиться
Теперь предлагаем практические рекомендации перед исповедью:
- Узнайте о времени исповеди в храме. Если Вы пришли первый раз, то лучше не выбирайте дни больших праздников. В такие дни желающих исповедаться обычно очень много. Лучше выберите день поспокойней, чтобы иметь возможность полноценной неторопливой исповеди.
- Перед исповедью желательно прочесть молитвы покаяния. Их можно найти в молитвословах.
- Исповедоваться желательно не реже раза в месяц. Тогда Вы будете чувствовать себя в тонусе физическом и душевном.
Десять тяжких грехов, общих и для мужчин, и для женщин
Собравшемуся на исповедь целесообразно выдержать пост и в день посещения церкви прочитать последовательные молитвы. Делается это ввиду того, что после таинства покаяния последует святое причастие. А к этому серьёзному шагу предусматриваются специальные приготовления. Как индивидуальна каждая личность, так индивидуальны и человеческие грехи. В частности, они звучат по-разному (пел постыдные мирские песни, попусту упоминал имя Всевышнего, умалял свои деяния и так далее), но в общем имеет место центральный костяк, от которого следует отталкиваться при составлении плана покаянной речи.
- Неверие в Бога, попрание веры.
- Мысли о самоубийстве и лишение себя жизни.
- Отчаяние, сетование на жизнь.
- Осуждение, ложь.
- Воровство, жажда наживы.
- Прелюбодеяние.
- Гневливость.
- Чревоугодие.
- Печаль, уныние.
- Гордость, тщеславие.
Рассказывать священнику следует не только о совершённых деяниях, но и о пагубных помыслах. Бывает, возникнет мысль и мимолётно пройдёт. А бывает идея становится навязчивой, мучает человека, не отпускает его разум. Вот о таких раздумьях обязательно нужно упомянуть на исповеди. Самый быстрый поступок – это мысль. Человек только подумал, а Господь уже обо всём знает. Греховных помыслов мало избегать, в них нужно каяться.
ЗНАЧЕНИЕ ИСПОВЕДИ
Известно, что в Таинстве Крещения прощают все согрешения. Но на своем жизненном пути человек не только побеждает, но и терпит поражения. Падения, отступления под влиянием разных соблазнов и страстей сопровождают любого, кто пытается бороться. Душа получает ранения и болеет от этих проигрышей. Исцелить ее может только Господь. Он дарует нам возможность избавиться от нечистоты благодаря Таинству Исповеди.
К Покаянию нас призывает совесть и та мука, те страдания, которые мы часто испытываем в глубине сердца от совершенного греха. Милостью Божьей возникают эти чувства и не дают забыть о Правде и Истине. Поэтому мы нуждаемся в искренней Исповеди, как в возможности получить прощение прегрешений.
Важно помнить о том, что после разлучения души и тела (смерти), на третий день человек предстанет перед Господом на суде, где решится его судьба до Страшного Суда. Бесы начнут в тот момент выкрикивать все сделанные, вольные и невольные согрешения
Все наши действия и помыслы без исключения записываются во время нашей земной жизни. Вспомнят они все до малейших подробностей, особенно то, о чем человек даже не думал, то, что даже не считал за грех. И когда этот список будет очень велик, что будем делать? Значение Покаяния в том, что разрешенные грехи вычеркиваются из их черной записи и памяти. Будто не было. В этом и состоит сокровенная, божественная сила Таинства.
Если человек приходит к священнику с верою в Милосердие Божье, в действительность происходящего и с раскаянием во всех своих неправедных поступках, с желанием исправиться и служить Богу, то Милостивый Творец прощает свое создание и очищает его. Вспомним притчу о блудном сыне:
Так и Господь радуется о каждом пришедшем с чистым сердцем и желанием очиститься.
Также не нужно забывать о непрерывном Покаянии и желании стать лучше. Димитрий Ростовский пишет:
Не стоит надеяться на временное чувство стыда, которое принимается за подвиг. Этого будет недостаточно, чтобы смыть с себя всю скверну. Нужно желать преобразить всю свою жизнь и изменить ее к лучшему. Для этого нужно начать следить за собой и своими действиями, словами и мыслями. Мы так часто не замечаем своих пороков в самых привычных делах. В суете не видим Истину и забываем о Боге.
Что такое генеральная исповедь
Генеральная, или полная, исповедь – это подробный анализ всей прожитой жизни, который делается в присутствии священнослужителя, во имя Бога. Она охватывает различные периоды, начиная с того времени, когда человек научился самостоятельно различать добро и зло. Осознав все сотворенные грехи и признавшись в них перед лицом Господа, христианин получает ни с чем не сравнимую свободу от страстей и нечистых помыслов, учится не допускать впредь негативных деяний.
Чтобы пройти генеральную исповедь, христианин должен вспомнить все свои поступки, совершенные с 7-летнего возраста. Во время ее проведения верующему удается в полной мере осознать разные стороны собственной греховности, пересмотреть свою жизнь от начала до конца.
Полная исповедь позволяет получить духовное очищение и избавиться от тяжкого груза прошлого. Не утаив ничего от священника и Бога, человек становится по-настоящему обновленным, чувствует глубочайшее облегчение. После генеральной исповеди покаявшийся должен оставить все свои прегрешения у креста Христова, больше не вспоминать о них и ни при каких обстоятельствах не повторять подобного.
Что говорить батюшке на исповеди?
Нет каких-то определенных правил беседы со священником. Главное рассказать о своих прегрешениях и выразить раскаяние. Последнее является ключевым аспектом исповеди.
Начать исповедь стоит со слов: «Господи, я согрешил». Затем нужно озвучить грехи, например: «Я поддался зависти, стал злым и грубым, жалел денег для семьи, совершил измену, постоянно обижаю родителей и очень много вру». В конце исповеди можно сказать: «Я каюсь перед Тобой, Бог мой. Убереги душу мою, отпусти грехи и помилуй меня, ибо каюсь я и прошу Твоего прощения».
Среднестатистический человек, который, так или иначе, грешит в течение жизни, может исповедоваться следующими словами:
- Постоянно завидую своим соседям. У них есть много того, чего нет у меня. Они неплохие люди и я с ними никогда не ссорился. Не думаю, что они заработали свое имущество нечестным путем. Но ничего не могу с собой поделать, как только увижу их новую покупку в виде гаджета, автомобиля или дорогой шубы. Раскаиваюсь в своей зависти и прошу, батюшка, дайте совет, как избавиться от этого порочного чувства!;
- Батюшка, в прошлом я был плохим человеком. Всегда думал о том, как бы построить хорошую карьеру. Шел, что называется, по головам. Мог соврать ради выгоды и похвалы начальства, подставить другого сотрудника, преувеличить свой вклад в общее дело и т. д. Не особо интересовался своей семьей, был равнодушен к детям и жене. Сейчас пытаюсь загладить свою вину, провожу с ними больше времени. Но понимаю, что это не позволит стереть моих прошлых поступков и равнодушия. Я осознал свои грехи, и больше не буду ставить работу и деньги на первое место в жизни.
Кому требуется пройти
Представители духовенства рекомендуют прохождение генеральной исповеди следующим категориям христиан:
- людям зрелого возраста, желающим покреститься и стать православными;
- лицам, пренебрегающим исповеданием грехов после принятия крещения;
- мужчинам и женщинам, исповедующимся без истинного покаяния, склонным повторять свои прегрешения;
- больным, пребывающим в тяжелом состоянии и способным вскоре уйти из жизни.
Полная исповедь часто требуется мирянам, которые крайне редко посещают Божий храм, не присутствуют на службах или ни разу не бывали в церкви. Также она становится спасением для людей, несущих обременительный груз своих неблаговидных поступков, лишенных по этой причине возможности приблизиться к Творцу и осознать смысл Христова учения.
В каких случаях возможно отлучение от Причастия
Священник может не допустить вас до Причастия в следующих случаях:
- если вы не постились (воздерживались от мяса, яиц, молока, рыбы и развлечений) в течение 3 дней до Причастия;
- если вы нарушили евхаристический пост – что-то съели или выпили с полуночи до святого Причащения. При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин;
- если вы не воздерживались от супружеского общения в период подготовки ко Причастию (это правило может изменяться в зависимости от духовного состояния готовящегося ко причастию);
- если вы курили с полуночи до святого Причащения;
- если вы находитесь в состоянии озлобленности, сильного гнева;
- если у вас есть неисповеданные грехи или непрощенные обиды;
- если вы совершили смертные грехи (данное правило может изменяться в зависимости от духовного состояния готовящегося ко Причастию);
- женщинам запрещено причащаться в состоянии женской нечистоты. Исключение – в случае смертельной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.
Что такое исповедь в православной церкви, как она проходит?
Когда Иоанн Креститель крестил иудеев в Иордане, он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иисус Христос говорил то же самое, когда вышел на проповедь.
В девятом символе веры мы говорим: «(Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Господь создал Свою Церковь — Духовное Тело Христово, внутри которой человек спасается, то есть кается, очищается от грехов, исцеляется и «прививается» Богу. Главою Церкви является Иисус Христос.
В таинстве крещения мы омываемся от всех грехов, которые совершили до крещения, отрекаемся от сатаны и соединяемся с Христом. И становимся членами Церкви — детьми Бога Отца, а значит братьями и сестрами для других христиан.
По благодати Божией мы начинаем свой духовный путь внутри Церкви Христовой. Наша цель — обожение, совершенствование. Однако, по нашему нерадению, этот путь может прерваться, и не один раз. В большинстве случаев в православной Церкви человека крестят в младенчестве и не могут воспитать его правильно, по-христиански. В таком случае человек перестает быть членом Церкви.
Но в какой-то момент своей жизни, особенно в период скорбей или болезней, человек может прийти в себя и обратиться к Богу. И Бог человеколюбец дает нам возможность вернуться в лоно Церкви, для исцеления наших ран, посредством таинства покаяния, исповедания своих грехов. Хороший пример — возвращение блудного сына (Лк.15;11-32). Мы все, как блудные сыновья, от греха возвращаемся к Богу.
Исповедь в православной Церкви — это таинство покаяния, в котором мы исповедуем (открываем устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получаем через священника прощение грехов от самого Иисуса Христа.
Господь наш дал святым апостолам, а через них всем епископам и священникам, власть прощать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20,23).
Для получения разрешения грехов от исповедующегося требуется:
- вера в Господа Иисуса Христа,
- искреннее сокрушение о грехах,
- устное исповедание грехов,
- твердое намерение исправить свою жизнь,
- примирение с ближними,
- надежда на милосердие Божье.
Кающемуся подается спасительная помощь Божья для борьбы с грехом.
Грехи, совершенные против Бога
- Неверие в Бога, сомнения, неблагодарность.
- Отсутствие нательного крестика, нежелание защищать веру перед хулителями.
- Клятвы именем Бога, произнесение имени Господа всуе (не во время молитвы или бесед о Боге).
- Посещение сект, ворожба, лечение всевозможными магиями, чтение и распространение лжеучений.
- Азартные игры, мысли о самоубийстве, сквернословие.
- Непосещение храма, отсутствие ежедневного молитвенного правила.
- Несоблюдение постов, нежелание читать православную литературу.
- Осуждение священнослужителей, мысли о мирском во время богослужения.
- Пустая трата времени на развлечения, просмотр телевизора, бездействие у компьютера.
- Отчаяние в трудных ситуациях, излишняя надежда на себя или чью-либо помощь без веры в промысел Божий.
- Утаивание грехов на исповеди.
Список грехов для исповеди для мужчин
Сегодня мы перенесём основной акцент внимания на сильный пол, рассмотрим стандартный перечень грехов на исповедь для мужчин. Сразу хочется отметить, что мужчины намного менее охотно, чем женщины, признаются в своих проступках и прегрешениях.
Зачастую они свято уверены в том, что не совершили ровным счётом ничего плохого. А за многие жизненные проблемы даже могут пытаться перекладывать ответственность на своих женщин, считая, что те и должны исповедоваться.
Почему же так происходит? Психологи указывают на особенности мужского Эго, которое гораздо сильнее женского, что и вызывает трудности с чувством вины и раскаянием. Конечно, речь сейчас не идёт об духовно развитых представителях сильного пола, которых в мире живёт немало. Они смогли справиться со своими природными особенностями и открыли своё сердце Богу, встав на путь духовного развития.
Но вернёмся к списку грехов для исповеди для мужчин. Все прегрешения условно разделяются на три основные категории:
Первая – грехи против Всевышнего, которые проявляются:
- отказом верить в существование Высшего Разума, то есть атеизмом. В качестве «аргументов» могут приводиться научные изыскания, якобы подтверждающие отсутствие Бога;
- созданием и поклонением кумирам (ложным Богам, культивирование какого-то человека либо превознесение на пьедестал материальных ценностей).
Вторая категория – представлена грехами против ближних, а именно:
пренебрежительным отношением к окружающим людям, невнимание к чужим просьбам и потребностям;
сплетнями и осуждением других людей;
блудными грехами: изменой своей второй половинке, сожительством или гражданским браком (но здесь учтите, что речь не идёт о тех парах, которые не венчались, зато получили роспись в ЗАГСе, они не считаются блудными);
склонением к аборту своей женщины;
присвоением чужого имущества любым способом (воровством, отказом от выплат либо задержкой выплат заработных плат);
обманом.
Третья категория – рассматривает грехи, совершаемые против себя самого, и представлена такими пороками:
- сквернословием;
- самолюбованием;
- праздными разговорами, сплетнями;
- жаждой наживы, получения финансового обогащения;
- публичным превозношением своих хороших поступков;
- завистью, ложью;
- злоупотреблением едой, спиртными напитками, наркотическими веществами;
- блудом, прелюбодеянием, кровосмешением, рукоблудием.
Дальше рассмотрим краткий вариант мужского списка грехов для исповеди:
- Занимался святотатством, разговаривал во время службы в церкви.
- Высказывал сомнение в существовании Бога, загробной жизни.
- Кощунствовал и насмехался над убогими людьми.
- Был жестоким по отношению к окружающим, в частности, к своей жене и детям.
- Чрезмерно ленился, проявлял гордыню, тщеславие, жадничал в деньгах либо, напротив, был чрезмерно расточительным.
- Уклонялся от законного долга служить в армии, защищать свою родину.
- Умышленно избегал нежелательного труда, не выполнял надлежащим образом свои обязанности.
- Оскорблял других людей словесно или физически, ненавидел, участвовал в драках.
- Намеренно говорил неправду о других людях, рассказывал другим чужие слабости.
- Склонял других людей к греху (блуду, пьянству, употреблению наркотиков, азартных играм).
- Не помогал родителям, жене, детям или другим людям, когда его просили.
- Воровал чужую собственность, занимался бесцельным коллекционированием предметов.
- Хвастался, демонстрируя своё превосходство перед окружающими, унижал ближних своих, спорил.
- Вёл себя нагло, хамил, фамильярничал или проявлял малодушие.
- Занимался рукоблудством или прелюбодеянием.
Время всё корректирует
– Зачем же издают книжки в помощь кающимся?
– Для того, чтобы их продавать. И это было во все времена – наряду с духовной литературой продается всякое. И это надо понимать. В церковных лавках иногда продается то, что потом оттуда изымается и сжигается.
И такое происходит как раз из-за того, что люди приходят в Церковь и сразу начинают действовать без должного руководства духовного. Просят дать благословение писать книгу – мол, и писатель я, и верую. А благословение можно получить, изощрившись и представив часть книги, а потом дописать некую часть – могут быть разные варианты.
И благословение на книгу есть, а вот какого она будет характера?! Но время всё корректирует: есть авторы, которые станут святыми, подвижниками и окажут свое колоссальнейшее влияние на Церковь и народ Божий. А есть книги, которые умрут вместе с автором и, может быть, даже будут ему поводом для стыда и горения на Божием Суде.
Надо ли каждый раз называть на исповеди повседневные грехи
Все повседневные грехи происходят по разным причинам, но имеют один итог. Например, если человек каждый день кричит на ребенка, сослуживцев, раздражается из-за пролитого кофе, может грубо ответить на просьбу, это называется гнев. Причины разные, грех один. Рассказывать о событиях гнева не нужно, следует их осознать и более не допускать. Покаяние просят только по греху гнева. Также и с остальными деяниями – нужно найти главное, сам грех, а причины рассказывать не надо.
Кроме того православные христиане каждое утро и вечер читают молитву о повседневном исповедании грехов. Раскаяние в своих проступках и просьба Господа о прощении уже помогут очистить душу.
Молитва для ежедневного покаяния в совершенных повседневных грехах
Список грехов для подготовки к исповеди в Православии для женщин и мужчин
Часто ли приступаешь к святым таинствам Покаяния и Причащения? С достойным ли приготовлением пользуешься этими спасительными средствами? Полагаешь ли начало исправления жизни после принятия этих таинств?
5. Не увлекался ли сочинениями, враждебными слову Божию и учению Церкви?
6. Молишься ли за всех православных христиан, как живых, так и умерших?
7. Принимаешь ли сердечное участие в молитвах Церкви?
8. Не согрешил ли мыслию, словом или делом против 8-й заповеди церковной, запрещающей удерживать, утаивать или похищать что-либо принадлежащее церкви?
9. Не посещал ли нескромных увеселительных обществ, которые пробуждают нецеломудренные мысли и чувства? Особенно же не был ли в этих увеселительных местах накануне воскресных и праздничных дней, каковые должно освящать молитвою и делами благотворения?
Вопросы по плану наших обязанностей к Богу,
ближним и самим себе
1. По отношению к Богу.
Считаешь ли ты своим священным долгом приобретать верное, отчетливое познание о Боге и о прочих истинах и предметах святой веры?
Любишь ли ты Бога более всего, всем сердцем и всей душой?
Не нарушал ли ты часто любовь и благоговение помыслами неверия или маловерия, холодностью или рассеянностью при богослужении, в храме или дома, стоя на молитве, опущением ежедневных молитв утром и вечером и даже совершенным небрежением о них?
Не прогневлял ли ты Бога невниманием к урокам, подаваемым жизнью, путями Промысла Божия?
Не огорчал ли ты Господа малодушным ропотом на якобы неправедные суды Его Промысла или неблагодарностью за благодеяния, или глумлением над предметами святой веры, над святыми угодниками Божиими, священными обрядами и церковными постановлениями?
2. По отношению к ближним.
Любишь ли ты ближних своих, по заповеди Христовой, как самого себя?
Уважаешь ли ты в них достоинство людей, во всех подобных тебе, имеющих одни с тобой нравственные силы и права на одно и то же Царствие загробной жизни?
Ценишь ли ты в них высокое звание христиан, запечатленных даром Духа Святаго, искупленных кровию Христа, призываемых подобно тебе к наследию вечного блаженства?
Не смотрел ли ты на ближних, как на орудие к удовлетворению страстей, как на средство к достижению постыдных целей?
Не оскорблял ли ты их неосновательным подозрением или недоверием, презрением, клеветой, ненавистью, осуждением, злопамятством, мстительностью, злорадством при их скорбях и печалях?
Не присвоил ли ты чужой собственности хищением или обманом, лихоимством или другим нечестным образом?
Не нанес ли ты вреда имуществу, чести, доброму имени и даже здоровью ближних?
3. По отношению к самому себе.
Дорожишь ли ты своим человеческим и христианским достоинством?
Хранишь ли чистоту своей души и тела?
Удерживаешься ли от всего, что противно трезвости и целомудрию?
Избегаешь ли грехов невоздержания, неумеренности в пище и питии, так воспламеняющих нечестивые страсти в душе и беспорядочные движения в теле?
Верен ли ты обетам, данным Богу?
Не говорил ли ты ложных, скверных и соблазнительных слов?
Не употреблял ли своих очей, рук, ног и всего тела во вред себе и на пагубу другим?
Достойно ли вел себя в звании, в котором поставлен ты Промыслом Божиим?
Богатство, честь и другие дары и преимущества употреблял ли ты с пользой и достойно славы Божией?
Живешь ли ты благодатной христианской жизнью или находишься в состоянии греха, нечувствия, нераскаянности и духовной мертвости, хотя, может быть, и исповедуешься часто?
Желаешь ли искренне спасения души, т.е. осознаешь ли ты тяжесть греха, которым оскорбляется величие Божие, прогневляется любовь и милосердие Отца Небеснаго, попирается Святая Кровь Сына Божия, бесчестится благодать Всесвятаго Духа?
Чувствуешь ли ты всю опасность греховной жизни, которая лишает нас славы чад Божиих, изгоняет из светлого Царства Божия, делает душу предметом отвращения святых Ангелов, забавой злых и нечистых духов?
Трепещет ли твое сердце при одной мысли об утрате вечной жизни, о лишении царства Божия на всю вечность? Содрогается ли все существо твое при помышлении о нескончаемой вечности мучений, ожидающих грешника по смерти?