Первые каменные храмы на руси : строительство, архитектура, внутренние элементы

8 характеристик русского деревянного зодчества

  1. Бережное отношение к окружающей среде.
  2. Единственность строительного материала.
  3. Следование традиционным способам и приёмам возведения построек.
  4. Взаимосвязь дерева с мироощущением и потребностями человека.
  5. Сочетание эффективного, логичного и творческого использования природных форм дерева в сооружении.
  6. Слияние практичности и красоты.
  7. Способность постройки длительно выполнять требуемые функции в определённых условиях.
  8. Возможность разборки и перевозки.

Отношение к дереву русских зодчих

Не каждое дерево могло стать строительным материалом

Кроме породы леса, времени и способа заготовки строители-«древодели» обращали внимание на все естественные конструктивные, эстетические качества дерева и на его мифологическое значение

Например, конструктивная деталь безгвоздевой крестьянской крыши — «курица». В.И.Даль дает точное функциональное определение: «курица в значении крюка, кокоры на кровлю». Делали их из тонкоствольной ели, крюк (окручье) вытесывали из её корневища. Кроме практической, она выполняла декоративную функцию и оберегательную. Мифологически ель относится к миру предков, а живущие обращались к предкам с просьбой о защите. (Кликайте на картинку для увеличения изображения)

Это же можно говорить в отношении повала сруба, который увеличивает свес крыши и защищает стены от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен. Консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища, балконы и другие детали украшали символами магического узорочья.

Как создавались неповторимые памятники деревянного зодчества

Традиционные архитектурно-конструктивные приёмы деревянного зодчества Руси выработаны и отточены веками. Из сочетания многократно повторяющихся форм создаётся разнообразие и неповторимость построек. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.

Многие постройки очень похожи, но двух совершенно одинаковых не найти.

Как храм устроен внутри

Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооруже­ния авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчаст­ной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона (подробнее о скинии и храме Соломона можно прочитать в материале «Инструкция от Господа по устройству храма»).

Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символи­зи­рует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верую­щие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также огла­шенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обре­тают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

Десятинная церковь

С крещением Руси связана церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, получившая название Десятинной. Это было первое каменное строение. Церковь строили пять лет, с 991 по 996 годы, на месте сражения христиан с язычниками. Хотя в Повести временных лет началом строительства храма назван 989 год.

 Здесь закончен был земной путь первомучеников Фёдора, а также его сына Иоанна.  Князь Владимир Святославич своим указом выделил для строительства церкви десятину из государственной казны, по нынешнему времени, из бюджета. Поэтому церковь и получила такое имя.

В своё время это был самый большой храм. В 1240 году войска татаро-монгольского ханства разрушили храм. По другим источникам церковь рухнула под весом собравшегося там народа в надежде спрятаться от захватчиков. От этого археологического памятника сохранился лишь фундамент.

Первые каменные храмы на Руси

hostingkartinok

Первый древнерусский каменный храм  возвели в Киеве. Его неофициальное название – Десятинная церковь. Это название храм получил после выделения Князем Владимиром десятой части своих доходов на его возведение. К сожалению, этот храм не дошел до наших дней. У него печальная участь. Несколько раз в результате междоусобных войн он был разграблен и горел, а в 1240 году был сожжен ордой хана Батыя. По другой версии храм рухнул, не выдержав натиска огромного количества людей, которые пытались в нем укрыться. По некоторым данным в 12 веке храм пережил землетрясение, которые в то время были не редкостью на Поднепровье.

Официальное имя Десятинного храма,  первой каменной церкви на Руси  – церковь Святой Богородицы. Она была построена около 986-996 годах. Это первый  крестово-купольный храм Древней Руси  . Опыт при строительстве крестово-купольных храмов был заимствован у византийцев и используется при строительстве храмов у нас и сегодня. Строили этот храм под наблюдением греческих зодчих. Уже сейчас доказано, что это творение было одно из самых великолепных и величественных среди храмов, в том числе и византийских тоже. Кстати, храм построили на древних могилах, это доказанный исторический факт.

Характерные черты для древнерусских крестово-купольных храмов:

  1. Внутри храма стояли 4 столба, которые разделяли его, а на них держался центральный купол-барабан.
  2. С алтарной стены церкви воздвигались полукруглые апсиды, с противоположной стороны хоры.

Имеется предположение, что изначально храм строился как крестово-купольный, но во время строительства приняли решение, что он будет базиликой. Ведь византийские крестово-купольные каменные храмы были меньших размеров. Масштабность размера и стала причиной изменения первоначального проекта.

hostingkartinok

Первым каменным церквям на Руси  основой для возведения кладки послужила плинфа, которую скрепляли специальной смесью. Плинфа – это прародитель кирпича. Внутри храм был украшен фресками, а пол выложен мозаикой. Характерными элементами убранства древнерусских храмов были  фрески. Фрагменты фресок дошли и до наших времен. До разграбления и пожаров, храм был богато украшен церковной утварью, привезенной из Корсуня. Кроме того, в церкви был один основной и два дополнительных алтаря. По приказу князя Владимира в ней установили княжескую усыпальницу. В ней нашли свой покой византийская царевна Анна – супруга Владимира, а через несколько лет в ней похоронили и князя Владимира. Также здесь, в этом храме находились останки княгини Ольги.

Уже в 17 веке митрополит Петр Могила по своей инициативе организует раскопки, и саркофаги с их останками перезахоронят в Софийском соборе.Сейчас ведутся раскопки, и ученые исследуют останки десятинного храма. Пытаются досконально изучить то, что осталось от этого памятника славянской культуры, но, к сожалению, пока безуспешно. По некоторым данным Десятинная церковь имела 25 куполов, но проверить и подтвердить это невозможно. К сожалению точной копии этого храма на сегодняшний день воспроизвести не получится.
Помимо Десятинного храма после принятия новой веры были возведены и другие каменные храмы. Многие из них были подобием Десятинного храма.

hostingkartinok

Между 1017 и 1037 годами начали строительство следующего каменного храма – Киевской Софии. Это величественное сооружение должно было показывать величие Киевской Руси. В те времена строительство велось очень быстро – собор построили всего за 3 года. Строили под руководством греческих мастеров-зодчих. Мозаика храма частично, дошла и до наших дней, и мы можем увидеть остатки былого великолепия. После окончания строительства собор являл собой не только религиозный центр. Здесь князья принимали делегации послов из других стран. При храме была открыта школа, где обучали детей грамоте. А также здесь Ярослав Мудрый организовал первую библиотеку княжества.

Кстати, так называемые граффити, были популярны и у наших предков. Археологи, исследуя останки различных храмов, находят надписи на их стенах, которые оставляли обычные и знатные люди. Они писали свои имена, просили бога о чем-либо, оставляли слова благодарности, также это были отрывки из святого писания. Граффити писали даже князья, а также члены их семей.

Школы храмового зодчества

5.firepic.org

С XII – XIII веков появляются архитектурные школы древней Руси. Все школы не владеют исключительно собственными приемами. Они дополняются архитектурными приемами и стилями друг друга. Отнесение храма к определенной архитектурной школе является чаще условным, поскольку предшествующий стиль не исчезает полностью и не устаревает, а обогащает храмовое строительство, внося в него неповторимость и уникальность. В первых школах храмового зодчества трудятся мастера из Киева, Переяславля. Церкви, которые сооружались в новообразованных политических центрах, объединяет техника каменной кладки и методы ведения строительства.

Школы складывались на землях, названия которых они и унаследовали:

  1. Киевская школа выступала хранителем древних традиций храмового зодчества Киевской Руси, потому ее последователи в основном совершенствовали унаследованные пластичные решения.
  2. Владимиро-Суздальская школа не просто копировала византийские и южнорусские способы и техники при строительстве церквей, но и вносила в них западноевропейские элементы и идеи. Применялась плоская деревянная резьба. Храмам присущ скромный декор, узкие оконца, применение скифского «звериного стиля» для украшения. Белокаменными храмы были из-за использования известняка.
  3. Новгородская школа отличается от остальных тяжеловесностью и простотой линий. Отличительной чертой храмов этой школы есть декор, который характеризуется пятиглавием, кубовидностью, большим количеством арок и треугольников.
  4.  Псковская школа, строения которой при сильном сходстве со строениями Новгорода, несут в себе и самобытные техники.
  5.  Московская школа. Белокаменные храмы, возведенные зодчими из Москвы, характеризуются изяществом форм и красотой отделки.
  6. Черниговская школа: для сооружений характерна торжественность и статичность.
  7. Галицко-Волынская. Зодчие школы умело сочетали объемно-планировочные формы Древней Руси с западноевропейскими конструкциями.
  8. Полоцкая школа: появились плоские боковые апсиды.
  9. Рязанская школа: храмы имеют оригинальную планировку, при которой у церкви отсутствуют столпы, а сами храмы отличаются максимальной центричностью.

Между прочим…

Каждая школа использовала свою технику, при этом ее мастера постоянно искали неизвестные ранее пластические решения.

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Белокаменный Успенский собор возвел в 1160 году великий князь Андрей Боголюбский. Купола покрыли позолоченными медными листами с молитвенными надписями, а само здание украсили фресками.

В 1185 году после пожара храм перестроил князь Всеволод Большое Гнездо. Он добавил боковые галереи, и старое сооружение оказалось внутри нового. Стены первоначального собора частично разобрали, оставили только опоры сводов.

В XIII веке собор пережил еще один пожар — его сожгли монголо-татары. Храм вновь восстановили, но расписывали значительно позже, в начале XV века. Для этого сюда приезжали Андрей Рублев и Даниил Черный.

На протяжении всей истории храм несколько раз обновляли и достраивали. Барочныйиконостас, который в соборе можно увидеть сегодня, установили при реставрации в XVIII веке, тогда же появилась и четырехярусная колокольня. Большую часть рублевских фресок закрыли штукатуркой. До наших дней сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» на западной стене и часть фресок в алтарной.

В наши дни собор входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Подробнее о соборе Успения Пресвятой Богородицы во Владимире.

Красота естественная и искусство

Основное занятие местных жителей связано с рыболовством и морским зверобойным промыслом. Море богато лососевыми видами рыбы, в нем обитают серый и гренландский киты, лахтак – морской заяц. Вблизи от Уэлена, как и во многих районах Чукотки, обнаружены залежи золота и других полезных ископаемых, но разработки здесь не ведутся. Восточный край Евразии – это прежде всего бескрайние неповторимые пейзажи, не случайно территория трех районов Чукотского автономного округа получила статус национального парка «Берингия».

Многовековые традиции морзверобойного промысла оказались прочно связанными и с промыслом художественным: в Уэлене, как и вообще на Чукотке, мастера издавна изготавливали фигурки из кости и моржовых клыков. Вырезали фигурки животных, создавали гравюры на сюжеты из повседневной жизни чукчей, охоты, езды на оленьих упряжках. Когда-то этим славился поселок Дежнево, который в рамках укрупнения чукотских поселений был заброшен, а жители его переселились в Уэлен.

В самом же селе существует Уэленская косторезная мастерская, основанная в 1931 году. Ее первым руководителем стал художник Вуквуктагин. А одним из самых прославленных мастеров, чьи произведения попали и в столичные музеи, стал Хухутан, начавший карьеру художника после несчастного случая на охоте, где он потерял ногу.

Мастера-косторезы Вуквутагин и Хухутан.

Интересно, что уже в тридцатые среди косторезов появились женщины – до этого считалось, что резьба по кости – исключительно мужское занятие, слабый пол к резцу не допускался. Среди изделий мастерской – костяные шахматы, брошки и пудреницы, а в 1934 году, когда в Уэлене находились самолеты, спасавшие экипаж парохода «Челюскин», мастера создавали и произведения, посвященные челюскинцам.

Изделия традиционного чукотского промысла — резьбы по кости.

Церковь Елисея Угодника на Сидозере

Разрушенная церковь Святого Елисея.

Церковь Св. прор. Елисея Угодника находится в Подпорожском районе Ленинградской области на берегу озера Сидозеро, недалеко от дачного поселка Яковлевская. Раньше недалеко от поселка и в непосредственной близости от церкви находилась село Яковлевское (с. Сидозеро). Сейчас жилых домов рядом с церковью не осталось — только на другом берегу.

Церковь Елисея пророка — Сидозеро (Яковлевское) — Подпорожский район — Ленинградская область

Церковь православная, построена в 1899 году. Здание деревянное, на каменном фундаменте, но при этом имеет формы русского эклектичного стиля, характерного для каменного зодчества. Закрыта в конце 1930-х.

Судьба церкви печальна: видимо, ценность её померкла, по сравнению с роскошными и древними соседями — храмами в Согиницах, Щелейках. Важинах и Гимреке, удостоенных даже статуса объектов культурного наследия (памятников архитектуры) федерального значения и комплексной реставрации в 1970-х годах, и, в целом, неплохо себя чувствующих.

Вид на Церковь Пророка Елисея с западной стороны.

Церковь же Елисея на Сидозере не вошла ни в какие высокие списки (и путеводители) в середине прошлого века, — видимо, из-за своего возраста и стиля, а сейчас полностью заброшена и запущена, пришла в аварийное состояние — ей осталось, вероятно, лет 5-10, пока она не превратится в руину… Но то, что не привлекало должного внимания специалистов в 20-м веке, — стильная красота церкви — спустя полвека является её неоспоримым и крайне привлекательным достоинством

Вышгороды и оборонительные постройки

«Оборонное зодчество — одна из ветвей русской деревянной архитектуры, ее неотъемлемая часть. Большинство деревянных крепостей стали основой для развития на их базе русских городов.» (Н. П. Крадин. Русское деревянное оборонное зодчество., М., 1988) Наиболее известные строения оборонительного деревянного зодчества — башни сибирских острогов, а также проездная башня Николо-Карельского монастыря (вторая половина XVII века). Крепости более раннего времени изучаются в основном по материалам археологов, старинным гравюрам, чертежам и изображениям на иконах.

Для русских деревянных укреплений характерны такие части как ров, насыпной вал и городские стены. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Поэтому во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами».

Примитивные ограждения VIII—IX вв. лишали врагов возможности внезапно ворваться в поселение и служили прикрытием защитников крепости. Деревянные стены русских укреплений, появившиеся с середины X века, были значительно более прочными. Они представляли собой бревенчатые срубы, скрепленные на определенных расстояниях короткими отрезками поперечных стенок, соединенных с продольными «вобло».

Стены достигали в высоту примерно 3—5 м. В верхней части их снабжали боевым ходом в виде балкона или галереи, проходящей вдоль стены с ее внутренней стороны и прикрытой снаружи бревенчатым же бруствером.

Изменения после монголов

В храмовом строительстве на Руси преобладали крестово-купольные храмы. Схемы и конструкции в крупных зданиях используются и сегодня. Но в маленьких церквях обычно применяются бесстолпные сооружения, то есть своды опираются непосредственно на стены, а не на колонны в помещении.

Эти конструкции строились и в домонгольский период, но в 16−17 столетии их появилось намного больше. Одно из этих решений — шатровые перекрытия, придававшие христианской церкви прозападный вид. В 60 гг. XVII столетия патриарх Никон запретил эти сооружения как не соответствующие православным традициям.

Чтобы увеличить пространство, к храмам начали достраивать трапезные. Если в монастырях так называли специальные помещения для употребления пищи с маленькими встроенными храмами, то в этом случае, наоборот, к церкви добавлялась дополнительная пристройка, в которой никто не принимал пищу, но название не изменилось.

Первое каменное сооружение

5.firepic.org

Знаменитая церковь, на закладку которой князь выделил десятину от своих доходов, Десятинная, представляет собой первое каменное сооружение на Руси. Церковь в Киеве стала и центром храмового строительства, и символом проводимой церковной политики князя. Церковь возведена строителями из Константинополя. Их работы отличаются такими характерными особенностями, как утопленные ряды, мозаичные полы, греческие клейма на кирпичах.

Можно долго «перечислять важнейшие архитектурные сооружения древней Руси », но не ясно, о каких строениях необходимо вести речь, ведь, например, Успенский собор Киево-Печерской Лавры является на сегодня новоделом, который, несмотря на научную реконструкцию, многого не сохранил из своего древнего деревянного облика. Это относится и к церкви Богоматери Пирогощей.

Потому среди важнейших сооружений, таких как Софийский собор, Золотые ворота, Успенский собор, Спасо-Преображенский собор, Пятницкая церковь, Собор Рождества Иоанна Предтечи, Собор Бориса и Глеба и многих других отсутствуют полностью исчезнувшие деревянные строения. А ведь при Иване Калите в Москве случилось 4 пожара, в 1337 году огнем было полностью уничтожено 18 церквей, в 1343 году – 28.Список, где указаны важнейшие архитектурные сооружения древней Руси, состоит из тех церквей, которые строились еще до вторжения монголо-татарской орды. Строения уцелели вплоть до XIX века. Часть храмов перестраивалась.

Студеница (монастырь Успения Богородицы)

Близ Кралево, Сербия, XII век

1 / 6

Восточный фасад храма Успения Пресвятой Богородицы в СтуденицеJSPhotomorgana / CC BY-SA 3.0

2 / 6

Храм Успения Пресвятой Богородицы в СтуденицеDe kleine rode kater / CC BY-NC-ND 2.0

3 / 6

Богородица с Младенцем. Рельеф тимпана западного порталаWikimedia Commons

4 / 6

Фрагмент резьбы на фасадеljubar / CC BY-NC 2.0

5 / 6

Фрески внутри храмаljubar / CC BY-NC 2.0

6 / 6

План храма Успения Пресвятой Богородицы в Студеницеarchifeed.blogspot.com

Студеница — это задужбина (или задушбина): в средневековой Сербии так назывались сакральные сооружения, построенные во спасение души. Монас­тырь близ города Кралево — задужбина Стефана Немани, основополож­ника Сербского государства. Сюда же он удалился, приняв постриг и отказав­шись от трона. Стефан Неманя причислен к лику святых, на территории монастыря упокоились его мощи.

Точное время строительства храма Успения Пресвятой Богородицы в Студе­нице неизвестно — понятно только, что он был создан между 1183 и 1196 годом. Зато хорошо видно, как архитектура здания отразила все тонкости политичес­кой обстановки того времени. Говорят даже об отдельном «рашском стиле» (Сербию в те времена часто называли Рашкой и Расией).

Стефан Неманя и враждовал с Византией, и ориентировался на нее. Если внимательно посмотреть на план храма, можно увидеть, что, проектируя центральную часть, архитекторы явно подражали внутреннему устройству константинопольской Святой Софии. Это так называемый тип слабовыражен­ного креста, когда подкупольное пространство раскрывается только по оси от  к алтарю. Зато на боковых стенах даже снаружи подчеркнуты абрисы широко стоящих арок, на которых установлен барабан внушительного диаметра, обеспечивающий простор подкупольного пространства. Следование византийским вкусам заметно и в орнаментальных мотивах — в окне-, украшающем центральную апсиду.

Вместе с тем, воюя с Византией, по существу, за то, чтобы стать ее же достой­ным партнером (в конце концов дело кончилось браком с византийской прин­цес­сой), Неманя активно вступал в союзы с европейскими монархами: венгер­ским королем и императором Священной Римской империи. Эти контакты также влияли на облик Студеницы. Мраморная облицовка храма наглядно демонстрирует, что его строители были прекрасно знакомы с основными напра­влениями западноевропейской архитектурной моды. И  завер­шение восточного фасада, и  пояски под карнизами, и характерные оконные проемы с колонками вместо стоек безусловно роднят этот сербский памятник с романским, то есть римским стилем.

Архитектура московского княжества XIV–XVI веков. Русский Аристотель

Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества перешли в московские земли. Один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов княжества — Успенский собор на Городке в Звенигороде.

Он выделяется из числа других соборов того же времени изяществом пропорций и красотой богатого декора. Знаменит он и тем, что росписи в нем были созданы Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Расцвет московской архитектуры принято связывать с именем итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти.

Именно им был построен пятиглавый Успенский собор. При строительстве зодчий использовал белый камень в сочетании с кирпичом. Это придало сооружению монументальный, торжественный вид.

В это же время в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых стала Грановитая палата.

Свое название она получила из-за одного из фасадов, отделанного граненым «бриллиантовым» рустом. Такую отделку можно встретить в итальянской архитектуре эпохи Возрождения.

Существенно изменился облик русской архитектуры при Иване Грозном. При нем в каменное зодчество из деревянного проникла форма шатра. Самым известным шатровым храмом стала церковь Вознесения в Коломенском. Ее постройка дорого обошлась русской казне, этот храм из-за красоты и изящества так и остался единственным и неповторимым.

Но самым известным архитектурным памятником эпохи Ивана Грозного стал Храм Василия Блаженного.

Он был построен в память о взятии Казани. Автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Согласно другой легенде, зодчими собора были два архитектора — Барма и Постник, которых потом ослепили по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного по красоте здания.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Собор Василия Блаженного).

XVI в. Москва

От давних времен до нас дошло немало памятников древнерусского зодчества, но все это — лишь часть того белокаменного великолепия, которое поражало любого ступившего на русскую землю. В Новое время традиции русского зодчества не исчезли — их отголоски можно наблюдать и в современной архитектуре.

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)

Петропавловская церковь — старейшая в Смоленске. Ее построили в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче, внуке Владимира Мономаха. Изнутри храм расписали фресками с растительным орнаментом. Позже кирпичный пол покрыли майоликовой плиткой, а стены украсили изразцами и панно.

В Смутное время Смоленск заняли поляки, и в Петропавловской церкви проходили католические богослужения. Именно тогда появилась западная пристройка — резиденция польского епископа. Православным прихожанам храм вернули в 1654 году, когда поляки покинули город. Епархия возвела у западной стены шатровую колокольню.

В XVII–XVIII веках в храме достроили третий этаж, расширили главный неф и подняли пол до уровня первого этажа пристройки. Первоначальный облик церковь обрела только в середине прошлого столетия.

Сегодня в Петропавловской церкви можно увидеть фрагменты средневековых фресок, старинные цветные изразцы, а также раритетные граффити — надписи XII века.

Подробнее о храме во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм).

Строительство в Древней Руси

Первыми строителями являлись византийцы и жители из стран, которые находились под правлением Константинополя.

В Византии к окончанию тысячелетия уже сложилась определенная система сооружения конструкций православного храма, которая и сейчас считается основной в восточнославянских странах.

Эти храмы относились к еще более позднему типу строений — базиликам. Именно базилик — длинное помещение, использующееся для судебных разбирательств, в котором кресло судьи находилось на круглой пристройке-апсиде — был взят за образец христианских церквей первых веков.

После крещения в Древней Руси работали свои мастера, и почти сразу вид храмов начал отличаться от византийских построек. Композиция стала целостной: все части византийских храмов устраивались отдельно, при этом элементы древнерусских церквей были неотделимы от общей конструкции.

К XII столетию в каждой области появились свои строители, а конструкции в разных княжествах Руси получили определенные стилевые различия. Одновременно на Руси работали и европейские рабочие. В таких случаях конструкция храмов оставалась восточно-христианской, но вот в декоративной росписи фасадов можно заметить черты преобладающего тогда романского стиля.

Строители из Константинополя научили русских мастеров делать специальный кирпич — плинфу, который был известен еще в Риме. Это относительно тонкая керамическая плитка, которая удобна в просушке и обжиге. В XII столетии из Европы пришла еще одна технология. Внешние поверхности стен обкладывали из хорошо отесанного известняка, а швы заделывались раствором с мелким камнем.

Главным же стройматериалом на Руси все время являлось дерево, и деревянные конструкции оказали значительное определение стиля на каменные храмы.

Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра является самым большим мужским монастырём в России, который находится в городе Сергиев Посад в Московской области. Основателем монастыря был Сергей Радонежский. Со дня основания монастырь стал центром духовной жизни московских земель. Здесь войско князя Дмитрия Донского получило благословение на битву с Мамаем.

Более того, Сергий Радонежский отправил в войско монахов Ослябя и Пересвета, отличавшихся усердием в молитве и богатырской силой, которые проявили себя геройски во время сражения 8 сентября 1830 года. Обитель на протяжении столетий была центром религиозного воспитания россиян, а также сердцем культурного просвещения.

В обители было написано много икон. Этим занимались Андрей Рублёв и Даниил Чёрный —  выдающиеся иконописцы. Именно здесь была написана широко известная икона „Троица“. Она стала составной частью иконостаса монастыря. Испытанием называют историки осаду обители польско-литовскими захватчиками. Это было смутное время. 16 месяц длилась осада. Осаждённые выстояли и победили.

Не все памятники архитектуры Древней Руси выстояли и сохранились. От многих не осталось следов. Но сохранились описания в древних книгах. Учёные расшифровывают их, устанавливают местонахождение. Патриоты находят силы и средства и начинают восстанавливать древние строения.  Чем активнее будет проводиться эта работа, тем всё больше возрастёт величие России.

https://youtube.com/watch?v=BOdZLOabcM4

Внутреннее устройство

Христианские храмы являются наследниками ветхозаветных сооружений. Сакральные постройки авраамической религиозной веры, в частности православной, и сегодня сооружаются с учетом трехчастной схемы, основа которой была скиния — храм Соломона и хранилище Завета, сделанное Моисеем по Божьему велению.

Конструкция протягивается от входа к алтарю, с запада на восток. Смысл этой композиции состоит в том, что она указывает путь, который обязан пройти человек, чтобы воссоединиться с Господом. Первая ячейка, притвор (в западных странах — нартекс), обозначает еще не обновленный мир, находящийся в грехе.

В процессе службы в этом помещении находятся верующие, которые были отстранены от причастия и оглашенные — готовящиеся к крещению. Затем расположен главный объем, неф, символизирующий святилище скинии и Ноев ковчег. Это место, в котором крещеные христиане после причастия получают спасение.

Вывод

Из сказанного можно сделать вывод, что Киево-Печерская обитель и другие монастыри в Древней Руси помогли распространению  христианства.  А также они помогли распространению книжного искусства и просвещения на Руси. Князь Ярослав дал указание, чтобы монастыри обучали бесплатно грамоте народ. И, кроме того, за свой счет содержали школы и училища для народа. Не будет преувеличением, если сказать, что монастыри были Академией наук и Академией художеств. И, конечно, Институтом истории и музеем, консерваторией и Институтом архитектуры одновременно. Но самой главной задачей монастырей было распространение веры Христовой на Руси. Между тем, в XIII – XIV веках на Руси уже насчитывалось около 200 монастырей.  Кроме монастырей школы стали открывать и в церквях.

Доброго всем здоровья. Не забывайте подписываться на мои обновления.

С вами была Лариса Колосова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector