Русская архитектура 16 века

Архитектурные стили Модерна

Хотя искусствоведы Великобритании однозначно определяют Ар Нуво как Викторианский стиль, его рождение провозгласило начало эпохи Модерна. А было это в 1861 году.

Ар Нуво (Арт-Нуво)

Этот архитектурный стиль, развивался с конца 19 века до середины 20х годов 20 века. Родоначальником Арт-Нуво считается англичанин Уильям Моррис (1830-1896), известный лидер «Артс энд крафт», и художники-прерафаэлиты.

Несмотря на разные названия, «либерти», «югендстиль», «тиффани », «метро» и другие, он легко узнаваем, т.к. черпает свое вдохновение из природы. Его основная характеристика — это орнаменты, наполненные стилизованными мотивами растений и цветов, птиц, насекомых, рыб.

Доминируют плавные изогнутые линии и формы; часто присутствуют женские силуэты и элементы неоклассицизма. Более подробно об этом стиле можно узнать в статье Модерн в архитектуре.

Арт Деко (Ар-Деко)

Это динамичное и смелое продолжение Ар Нуво. Он не отвергает неоклассицизм, но приветствует современные технологии и аэродинамические элементы. Трансформирует плавные линии Ар Нуво в геометрию, угловатые орнаменты и этнографические узоры. Отдает предпочтение дорогостоящим материалам, например, редким породам дерева, слоновой кости, алюминию и серебру.

Роскошь ограничена строгой закономерностью и отсутствием ярких цветов в оформлении. Главный акцент — это красота материала. Ар Деко получило международное признание в 30—40-е годы прошедшего 20 столетия.

Арт-деко. Здание Chrysler, Нью-Йорк, США

Модерн Рациональный

В 1930-1937 гг.  Ар Деко мягко перетекает в Рациональный модерн. Этот стиль подчеркивает выгнутые, вытянутые горизонтально формы и элементы корабельной архитектуры. Промышленные дизайнеры лишили Ар Деко орнамента в пользу чистой линии, острые углы сменились аэродинамическими изгибами, а экзотические породы дерева и камень вытеснил цемент и стекло.

Здание аптеки, Канзас-Сити, Миссури, США, в стиле модерн.

Био-тек

Био-тек развивается параллельно с хай-теком и тоже использует стекло, металл и бетон, зеркальные поверхности и часто – игру отражений. Архитектура этого направления экспериментирует с экологичными материалами и энергоэффективностью, пытается создать новейшее пространство для проживания человека: экодома, в которых есть автономные системы жизнеобеспечения и озелененные террасы, используются естественное освещение, солнечные батареи, накопители влаги и прочие достижения цивилизации.

Как узнать

Био-тек чаще всего лишен углов и симметричности, имеет замысловатые формы, навеянные живой и неживой природой. Здания, построенные в стиле био-тек, напоминают то паутину, то соты, то раковины, то живых обитателей моря или суши.

Если вы видите нечто невообразимых обтекаемых форм, которые переливаются друг в друга, блестят и отражают окружающий мир, то перед вами представитель стиля био-тек. К нему относятся также здания более лаконичных форм, например, похожие на бутон, но всегда мягких округлых линий.

Где посмотреть

Яркие представители био-тека – город искусств и наук в Валенсии, Фред Олсен Центр в Лондоне. А в Москве – гостиница Майкла Соркина, спроектированная в виде медузы.

Татьяна Рублева

Классицизм

Этот стиль господствовал с XVII по начало XIX века. Подобных зданий очень много в Западной Европе и в России. Это имперский стиль: все новорожденные империи, которые хотели обставить свое величие должным образом, ориентировались на него.

Как узнать

Строгость, симметричность, монументальность – вот его признаки. Если вы видите множество круглых колонн, строгую геометричность планировки и симметрию, при этом никаких завитков, «взбитых сливок», складок и прочих архитектурных излишеств, то это классицизм.

Где посмотреть

Наиболее яркие представители – садово-парковый ансамбль Версаля, собор Святого Павла в Лондоне, а в Москве – дом Пашкова на Воздвиженке. Санкт–Петербург и вовсе считается подлинным музеем классицизма под открытым небом, взять хотя бы Адмиралтейство, здание Главного штаба и Казанский собор.

Модерн

Этот стиль возник в западной культуре в конце XIX века. В каждой стране он имел свое наименование: его называли «ар нуво» во Франции, Бельгии, Голландии, Англии и США, «югендштилем» в Германии, «либерти» в Италии, «модерном» в России.

Модерн – это стремление изменить взгляд на архитектурную эстетику, поэтизация обыденных вещей.

Как узнать

Определить его можно по тому, что углы и прямые линии в модерне практически отсутствуют – они заменены на чуть изогнутые плавные очертания фасадов, окон, конструктивных элементов.

Арочные оконные конструкции часто напоминают своей формой и размахом витрины

Большое внимание уделяется деталям: двери часто декорируются мозаичным узором, лестницы и столбы представляют собой дизайнерские произведения. В интерьере используется эмаль, медь и латунь

Один из важных признаков стиля модерн – приглушенность цвета и их изысканность. Самые любимые цвета модерна — жумчужно-серый, цвет увядшей розы, серо-голубой, табачный и темно-сиреневый.

Где посмотреть

Примеров этого стиля по всей Европе и в России множество. Самыми яркими считаются Каса Мила и Каса Батло в Барселоне (Испания), особняк Сольве в Брюсселе (Бельгия). А в Москве – доходный дом Тарховой в Подсосенском переулке, особняк Рябушинского на Малой Никитской, особняк Листа в Глазовском переулке.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Особняк Рябушинского в Москве: от подводного царства к звездам

Романский стиль

В этом стиле было построено множество крепостей, массивных замков, а также похожих на крепости соборов и аббатств из строгого серого камня. Это самый первый из выраженных архитектурных стилей со времен античности, господствовавший практически на всей территории Западной и Восточной Европы с X по XII век.

Здание Центросоюза в Москве

Работа архитектора, изменившего мир

Как узнать

Характерные черты романского стиля – мощные стены с узкими окнами, почти лишенные украшений, массивные башни с шатровыми вершинами, полукруглые арки. Простота и строгость линий подчеркивает устремленность вверх.

Внутренний интерьер романских храмов и замков мрачный, с шероховатыми плоскостями стен и однообразными рядами колонн и полукруглых арок, подпирающих свод. Из украшений – только растительные орнаменты, отраженные в барельефах, настенных росписях и в скульптурном декоре. Везде простые массивные формы, мощь и устойчивость. Романский храм всегда рождает ощущение торжественного и сурового спокойствия.

Где посмотреть

Представителями этого стиля являются почти все сохранившиеся до наших дней замки и соборы Европы, построенные в XI–XII веках. Например, Лиссабонский собор (Португалия), Сен-Савен-сюр-Гартамп (Франция), собор в Клонферте (Ирландия), собор Модены (Италия), замок Данноттар, Абердиншир (Шотландия).

Запрет?

За один век шатровые храмы широко распространились в стране. Но грянула церковная реформа патриарха Никона в 1653 году, после чего этот стиль стал словно под запретом. Шатровые храмы на Руси строиться перестали. Возможно, прямого запрета на строительство не было. Но факт: не возводились после реформы Никона каменные шатровые храмы. На севере продолжали возводить деревянные шатры на небольших церквях, а такие же завершения колоколен остались популярными до появления классицизма.

К сожалению, очень мало сохранилось примеров деревянного зодчества, шатровые деревянные храмы помимо износа и послереволюционной заброшенности претерпели многие лишения и почти исчезли. Есть, правда, заповедные островки в стране, где старину хранят. Когда в конце девятнадцатого века вернулась популярность к русскому стилю (получился, правда, псевдорусский), шатровая архитектура как бы возродилась. Однако эти строения сильно отличались от своих предшественников. Шатровые храмы 17 века повторить оказалось невозможно, и тем более самые первые, появившиеся на рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков.

В поиске решения

Восстановление независимости русского государства и осознание неизбежности самодержавия как гарантии невозврата к междоусобицам князей и новому краху сопровождалось ростом интереса к домонгольскому периоду истории, временам Владимира Красное Солнышко и былинных богатырей, своеобразными памятниками которым становились башнеобразные храмы. В отличие от, скажем, киевских и смоленских, они украшались килевидными закомарами, рядами кокошников, передающих на стены нагрузку от высоких барабанов и луковичными главами, не боящимися снеговой нагрузки и чрезмерного увлажнения от талой воды.

Теперь глава не зависит от конструкции купольного завершения, а может стоять на глухом барабане или цилиндрическом постаменте, опираясь на стены или своды. Башнеобразные храмы (такие, как Спасский собор Андроникова монастыря в Москве или Успенский собор в Коломне) не могли вместить в себя большого количества прихожан. Наряду с ними, следуя уже владимиро-суздальской традиции, строили крестово-купольные соборы, изменяя при этом расположение столпов: сдвигали их восточную пару и саму главу к апсидам, что видно в архитектурных шедеврах Звенигорода. При этом сам барабан приподнимали над поясом кокошников, которых в домонгольских храмах Владимиро-Суздальской Руси мы не наблюдаем.

В начале XVI в. в русских городах, чье население растет быстрее обезлюдевших после войн и набегов деревень, строятся небольшие каменные посадские храмы, для которых четырехстолпная схема, стесняющая и без того малое внутреннее пространство, оказалась невыгодна. Здесь устраивали бесстолпные покрытия, когда перекрещивающиеся пары арок опирались на стены, а барабан с главкой устанавливался на пересечении. Своды между параллельными арками также создавали символический крест. Такие храмы имели от одной до трех апсид, а внутренние стены соединял иконостас. В сельских приходских храмах конструктивное решение было еще проще – главку укрепляли над коньком двускатной кровли, нехитрую звонницу устанавливали рядом (Стефаниевская церковь в Кидекше, под Суздалем).

Деревянные клетские церкви, башнеобразные и бесстолпные каменные храмы с вздымающимися пирамидами кокошников словно подготовили появление в русской архитектуре уникальных – иначе не скажешь – культовых сооружений. Речь идет о шатровых бесстолпных храмах.

Нарышкинское барокко

Представителями «нарышкинского барокко» являются усадебные церкви в поместьях Нарышкиных, которые являлись родственниками второй жены царя Алексея Михайловича и будущей матери великого Петра I — царицы Наталии Кирилловны (в частности, дядюшки будущего царя – боярина Льва Кирилловича Нарышкина).

Большая часть построек нарышкинского барокко создана в конце 1680-х – начале 1690-х годов. Традиционным памятником нарышкинского барокко можно считать храм Покрова в Филях (рис.5). Невзирая на классическую для храмов XVII столетия композицию, данная постройка имеет очевидные барочные элементы. К описываемой выше церкви близки по стилю такие построенные незадолго до нее памятники, как церковь Воскресения в Кадашах (1687), колокольня московского Новодевичьего монастыря (1690).

Рис. 5 — храм Покрова в Филях, нарышкинское барокко

В целом под определение нарышкинского барокко попадает достаточно обширная группа храмов последних 25 лет XVII столетия, отличительной чертой которых можно назвать большое количество белого лепного декора на краснокирпичных стенах, сочетающегося с позолоченными главками. К стилю барокко данные постройки относятся достаточно условно и правильнее будет сказать, что храмы содержат барочные элементы в своих конструкциях и декоре.

Послесловие

Трудно сказать, по какому пути развивалась бы русское храмовое зодчество, не запрети Никон строить шатровые церкви. Но это направление в отечественной архитектуре не погибло, отнюдь. Спустя двести лет, на волне возрождения интереса российского общества к родной истории вновь стали появляться шатровые храмы! Их немало, этих детищ XIX века. Порой их оскорбляют словечками с приставкой «псевдо-» или «ложно-», но они стоят на земле твердо, и все фальшивое, наносное, приходящее от тех, кому ни история, ни земля русская не дороги — к ним не прилипает.

Вот гордость Коломны — Крестовоздвиженский собор Успенского Брусенского монастыря. Он построен по проекту архитектора А. С. Кутепова в 1852-1855 гг., когда забушевала Крымская война, и русское оружие прославило себя вновь — и на Севере, и на Дальнем Востоке, а главное — в Севастополе. Ярко-красный пятишатровый кирпичный храм с белокаменным декором, он был в прямом смысле обезглавлен богоборцами. К 1990-му церкви вернули лишь сохранившийся четверик. Но уже к 2007 г. восстановление внешнего вида святыни завершилось, и храм вновь украшает собой заповедную территорию Коломенского кремля.

В московских Сокольниках в 1913 г. архитектором П. А. Толстых выстроен храм Воскресения Христова. Его еще называют Кедровской церковью — по фамилии инициатора строительства и первого настоятеля, протоиерея И. Кедрова. Пришедшие в строительную область новые материалы позволяли строить шатровые церкви достаточно вместительными. Воскресенский храм — двухэтажный, достигающий 34 метров в высоту и 960 кв. метров по площади. Он имеет два придела — во имя иконы Богородицы «Всех скорбящих радости» и апостолов Петра и Павла. Девять глав храма символизируют девять ангельских чинов. Одна из особенностей — алтарь при строительстве ориентировали не на восток, а на юг — в сторону Гроба Господня в Иерусалиме. Храм в советские времена не закрывался, и сюда перенесли после разрушения часовни Воскресенских ворот Иверскую икону Богоматери.

Шатровое зодчество пережило и тех, кто его запрещал, и тех, кто запрещал веру вообще. Вновь ставятся в России храмы. И один из них, будто перекликающийся по своей архитектуре с величественной церковью в Сокольниках — построенный по проекту архитектора А. Н. Оболенского в 2015 г. в память о жертвах теракта на Дубровке московский храм св. равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Крестообразный в плане, с далеко выдающимся вперед притвором, он всего на два метра ниже Воскресенского храма, но также красив и просторен. И знаменательно, что именно с этой церкви началась реализация программы масштабного строительства православных храмов в Москве.

Евгений ШАПОЧКИН

Архитектурные стили модернизма

Глобальное движение в архитектуре и дизайне 20-го века, объединившее возникшие архитектурные стили на базе инноваций в технологии строительства, новых материалов, железобетона, стали и стекла получило название интернациональный стиль.

Характерные черты:

  • решительное обновление форм и конструкций,
  • аналитический подход к функции зданий,
  • строго рациональное использование материалов,
  • открытость к структурным нововведениям.

Он отвергает орнамент, неоклассический подход к архитектуре и стилей Beaux-Arts (боз-арт), что значит «красивая архитектура», и отдает предпочтение минимализму. Основные элементы:

  • асимметричные композиции,
  • кубические или цилиндрические формы,
  • плоские крыши,
  • использование стали и железобетона,
  • большие окна.

В разных странах их черты приобретали своё звучание. Но у всех наблюдаются одни и те же принципы:

  • желание экономить,
  • широко использовать новые материалы,
  • с помощью каркасной модульной структуры создавать свободные планы простых геометрических форм.

В строениях отсутствуют национальные культурные признаки, нет декора, а есть поверхности из стекла и металла.

Интернациональный стиль охватывает современные направления в зодчестве такие как:

  • Брутализм,
  • Конструктивизм,
  • Функционализм,
  • Рационализм,
  • Де Стиль (неопластика),
  • Баухауз и другие.

Модернизм. Дворец Гуштаву Капанемы, Рио, Бразилия

Более подробно архитектурные стили этого направления рассмотрены в статье Модернизм в архитектуре. 

Романтизм

К концу 18 века появилось невероятное количество ученых, писателей и вообще жизнь становилась похожей на современную. Появлялись городские усадьбы, люди хотели жить красиво.

А тут еще металл в архитектуре догадались использовать, да и до бетона оставалось совсем немного. В целом романтизм позволил строить много дешевых домов, чего не позволял ни один стиль до этого.

Узнать можно по наплевательскому отношению к прямым линиям, законам симметрии. Родился он, как считается, из готики. Но такой, мини-готики. Представьте пряничный домик из сказки – это будет романтизм. Скорее всего с башенкой, высотой в 1-3 этажа, мило украшенный. С балконами и эркерами.

Традиции

Появление шатровых наверший связано в первую очередь с тем, что русские храмы строились чаще всего как памятники, приуроченные к тем или иным событиям. Шатровые храмы 16 века всё более и более вытягивались вверх. Русское храмовое зодчество развивалось именно от изменений сводов. Гипотеза о связи традиций каменного зодчества с более ранним — деревянным — осталась недоказанной и даже не вполне верной. Это можно вывести из исследований первых построек — церкви Вознесения в Коломенском (1532, Василий III) и храма Вознесения Вологодского посада (1493). Это наиболее красноречивые примеры шатровых храмов каменного исполнения.

Интереснейший образец и церковь Покрова в Медведкове, где явно выражен архитектурный тип с шатром вместо купола. Этот храм весьма похож на великолепный многоглавый Покровский собор Василия Блаженного и вполне достоин более конкретного описания. Также очень характерны известнейшие русские шатровые храмы: Покровская (в прошлом Троицкая) церковь Александровской слободы (1510), угличская церковь «Дивная» (1628), московская в Путинках церковь Рождества Богородицы.

Вторая половина XVII века в архитектуре

Для второй половины столетия характерно появление монументальных архитектурных ансамблей, которые были задуманы и исполнены по единому замыслу. К данным храмам можно отнести, например, возведенный митрополитом Ионой Сысоевичем из Ростова митрополичий двор в Ростове (1670–1680-е), ансамбль Воскресенского Новоеирусалимского монастыря и пр. Из этих храмов, конечно, более знаменит и примечателен с точки зрения архитектуры Новоиерусалимский монастырь, который был построен по замыслу патриарха Никона на реке Истра (рис.4). Комплекс построек монастыря повторяет топографию Иерусалима, а главный собор повторяет очертания по периметру самого храма Гроба Господня. Здесь зодчие отказались от крестово-купольного типа, создав произведение, которое не похоже ни на один из храмов древней Руси. Это скорее изображенное в камне представление о том, каким должен был быть храм Соломона в святом граде Иерусалим.

Рис. 4 — Новоиерусалимский монастырь на реке Истра

Такого рода эксперименты являются доказательством того, что в архитектуре Руси XVII века кроме идеологических установок и даже наперекор им «кипели» свои стилеобразующие процессы, нашедшие в конце XVII столетия свое выражение в стиле, который получил название «московского барокко». В эту эпоху выделяется ряд больших заказчиков – строителей храмов, вкусы которых были отображены на модификациях стиля барокко в отечественном церковном зодчестве. 

В московском барокко второй половины XVII века можно выделить несколько направлений: 

  • строгановское,
  • нарышкинское, 
  • голицынское.

В литературных источниках по данной тематике имеет место ряд мнений на московское барокко. Одни ученые видят его отображение в городских храмах середины XVII столетия, густо украшенных кокошниками и изразцами, либо в зодчестве Новоиерусалимского монастыря. Иные склонны связывать его появление с повторения европейского барокко, что, так или иначе, имело место в последней 20 лет века.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

 Классические памятники каждого из перечисленных выше течений московского барокко – это по преимуществу усадебные церкви; гораздо реже — посадские храмы, но неизменно построенные по приказу одного из соответствующего дворянского рода: Строгановых, Нарышкиных либо Голицыных. Кроме выявленного таким образом стилистического ядра ученые относят к тому или иному течению и иные здания, которые близки по стилю.

Романский

По хронологии можно было бы начать с античности, но ее мы еще увидим. А осознанная архитектурная школа началась с 9 века с Романского стиля. Это типичные средневековые замки, крепостные стены и другие городские постройки.

Узнать можно по отсутствию украшений, узким окнам-бойницам, монументальности, узким проходам и толстым стенам. Архитекторы средневековья только учились делать своды и потолки, которые удерживали бы тяжелую крышу и даже несколько этажей.

Вспомните замки: в романском стиле будут башни и колонны. В России здания этого стиля увидеть можно разве что в Выборге и других крепостях периода Средних веков.

Ар-деко

Это также стиль первой половины ХХ века, активно развивавшийся в США и менее активно – в Европе. Ар-деко – стиль, выражавший откровенное наслаждение намеренно дорогими и солидными вещами, проповедовавший уверенность в завтрашнем дне. Стиль благополучной респектабельной жизни – вот что это такое.

Для этого стиля важны размах и эклектика, любовь к неожиданным геометрическим формам, ломаным линиям, многогранникам, ступенчатым завершениям, странным, выпуклым кривым.

Как узнать

Для ар-деко характерно использование дорогих добротных материалов, особенно сочетание изысканной фактуры редких пород камня или дерева со сверкающим полированным металлом. Цвета – насыщенные, контрастные: белый с черным, золотой с коричневым. В декоре особенно любимы яркие вкрапления ярко-красного, -зеленого, -синего. Да такие, чтобы сверкали, как драгоценности. Но это не выглядит дешевой подделкой, а усиливает общее впечатление.

Среди украшений используются стилизованные изображения животных и новейшей техники: машин или аэропланов. А также исторические темы, восточная экзотика и элементы современного искусства, особенно кубизма.

Где посмотреть

Звезды Голливуда и в жизни и в кино жили в окружении этого стиля. Множество развлекательных заведений и казино по всему миру созданы под его влиянием. Символом ар-деко считается Крайслер билдинг в Нью-Йорке. У нас в этом стиле выполнена станция «Маяковская» Московского метрополитена.

Небесный Иерусалим на Красной площади

Небылицу об ослеплении Бармы и Постника после завершения строительства Покровского собора придумали, видимо, европейские путешественники. Но благодаря их запискам и зарисовкам до нас дошло изображение неповторимого храма в первозданном виде — еще без двух крылец и покрытия над галереей, появившихся в 1670-х. Первоначально зодчие планировали выстроить вокруг шатра над престолом Покрова Богородицы семь самостоятельных храмов на едином основании-подклете. Однако замысел, по которому в плане здание должно было образовать форму симметричной восьмиконечной Вифлеемской звезды, внес в «проект» изменения.

Собор составили девять самостоятельных храмов, освященных во имя Покрова Богородицы (в день этого праздника в 1552 г. начался штурм Казани), Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николая Великорецкого, Киприана и Устиньи, Варлаама Хутынского, равноапостольного Григория Армянского, трех константинопольских патриархов Павла, Александра и Иоанна, св. Александра Свирского. Соответственно, высокий шатровый столп, четыре крупных и четыре малых.  Посвящения приделов также соотносятся с датами основных боевых действий под Казанью, Варлаама Хутынского же — в память об отце царя, принявшего перед смертью схиму с именем Варлаам. Грозный государь согласился с изменением проекта и порой наблюдал за ходом строительства из Царской башни Кремля.

Полное наименование собора — Покрова Божией матери, что на рву — напоминает о существовавшей перед Спасской башней оборонительной преграде и перекинутом через нее мостике. По нему от стен Успенского собора шли к собору крестным ходом царь, его приближенные, священнослужители и толпы народа. Храм не мог вместить в такие дни всех — и Красная площадь становилась единым местом моления, объединяя власть предержащих и простой люд, окрестивший собор «горним Иерусалимом» за дивную красоту внешнего и внутреннего убранства. Множество деталей — накладные кресты, бусины, стрелы, змейки и пр. сделаны из обожженной глины и укреплены на стенах и многоступенчатых барабанах. Элементы декора несут в себе определенную символику: круги символизируют вечность, треугольники — Бога, полукружия дуг — духовные устремления, точки — начала начал, источник жизни. Росписи изобилуют орнаментом из диковинных цветов, виноградных лоз; можно увидеть изображения тюльпанов и морских водорослей из теплых морей.

Позже, уже при Федоре Иоанновиче, сносят деревянную Троицкую церковь, стоявшую над погребением московского юродивого Василия Блаженного, и к собору присоединяется новый придел, освященный в его память. Настолько почитал Иван Грозный святого человека, бывшего сапожника из Елохова, добровольно принявшего столь непростое подвижничество, что после кончины юродивого нес вместе с другими его гроб к месту захоронения. Эта, десятая, церковь — единственная теплая из всех храмов собора, и всегда открыта для народа. В 1672 г. появился еще придел над могилой другого блаженного, Иоанна Большого колпака, одиннадцатый. А в конце столетия к собору стали пристраивать приделы упраздненных в округе церквей, и их общее число достигло двадцати пяти, пока в конце XVIII в. их не снесли при ремонтных работах.

Во время октябрьских событий 1917 г. глава храма Входа в Иерусалим была разрушена попаданием артиллерийского снаряда. После восстановления собор взяло под охрану Советское государство, и, говорят, Сталин достаточно жестко запретил его трогать переустроителю Москвы Кагановичу. Мечта первого русского царя возвести в память о победе храм, которому нет равных на земле, сбылась — множество москвичей, туристов из России и Зарубежья любуются его красотой и величием, нельзя и представить себе Москву без храма Василия Блаженного.

Хай-тек

Этот архитектурный стиль возник в 80-х годах ХХ века и продолжает развиваться в наши дни. Этот стиль любит серебристый цвет, зеркальные поверхности и современные материалы: металл, пластик, бетон, разнообразные полимерные покрытия. Здания нарочито простых форм, часто с элементами кубизма, просторные и хорошо освещенные.

Как узнать

Если все, что раньше пряталось (коммуникации и технические детали здания, такие, как лифты, лестницы, вентиляционные шахты, трубопроводы) нарочито выставлено напоказ, да еще и превращено в элементы дизайна, например, выкрашено в контрастные цвета, то вы, скорее всего имеете дело с хай-теком.

Где посмотреть

В качестве примеров этого стиля можно вспомнить здание Fuji TV в Японии, Пацифик дизайн центр в США, центр Помпиду во Франции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector