Спасский собор в спасо-андрониковом монастыре (москва)

Святыни и мощи

В церкви находится надгробная плита княжеской семьи. В нём похоронены дети Иван Алексеевич и Фёдор Алексеевич Голицыны, а также сестра Татьяна и брат Николай. Первые богослужения в Спасе Нерукотворного Образа в Перово совершил иерей Тимофей Авакумов.

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово вернулся в церковное лоно в 1991 г., после чего его посетили потомки князей Голицыных и принесли в дар памяти своих предков старинную Тихвинскую икону Божьей Матери. И по сей день она находится в алтаре.

Наименование святыни Описание
Икона святого Николая Мирликийского Подарена местными жителями в конце XIX в. Считается одним из самых почитаемых образов.
Ковчег с мощами двадцати русских святых Он недавно доверен епархией храму.
Икона Николая Чудотворца Содержит частицу его мощей, и является одной из важных святынь. Благодаря спасённой иконе, образ святого обладает для храма особой значимостью и почитается молитвенными служениями.
Святой образ Серафима Саровского Первая икона храма. В приходе святой почитается воскресными службами и литургией, а в иконе находятся частицы его мощей.
Большое деревянное распятье Стоит в северной стороне храма. В его центре вставлен старый крест, который, согласно приданию, содержит часть от дерева креста, на котором был распят Христос.
Образ Двенадцати Бессребренников и Целителей Расположен в южной стороне храма. Святые помогают во врачебных делах. Их история появления связана с больницей рядом с которой находится храм. Икону подарили церкви пациенты, которым помогали священнослужители.
Икона Нила Столобенского Содержит частицы мощей святого. Преподанный Нил почитается русским православием как защитник, целитель и помощник во всех делах.

Современное состояние

Иконостас Сейчас при церкви существует воскресная школа для детей и молодёжная группа, проводятся беседы со взрослыми, для всех желающих открыты курсы иконописи, проходят различные мастер-классы и иные мероприятия.

Например, проходят мастер-классы по декоративным техникам и ремеслам. Занятия проводит профессиональный дизайнер-флорист О.М.Кашевич. В воскресной школе она обучает детей декупажу, валянию из шерсти и другим декоративным техникам по ткани, бумаге, фарфору и дереву. Мастер-классы в Спасском храме проходят по благословению настоятеля храма протоиерея Николая Симонова в рамках миссионерской работы и призваны укрепить общину и помочь людям лучше познакомиться с внебогослужебной жизнью прихода и друг с другом. Все мастер-классы бесплатные и проводятся по субботам и воскресеньям по мере набора желающих.

Повседневная жизнь храма

Помимо богослужений, священнослужители и приход храма ведут большую работу по восстановлению церковных ценностей и духовных традиций. Православная община участвовала в обустройстве скита в Ростовской области, учреждении монастырского подворья в Богоявленской ростовской обители.

Прихожане помогали в проведении поиска изначального места нахождения престола древнего Спасского храма, в результате которого были открыты захоронения и обретены святыни. Приход получил одобрение и благословение от высшего духовенства на последующие изыскательные работы.

При соборе организована мастерская иконописи — одна из лучших в стране. Талантливые живописцы в своих работах следуют церковным канонам, традициям и техникам древнерусской храмовой росписи, восстанавливают по крупицам забытые в советское время знания.

Возобновлена известнейшая традиция обители Всемилостивого Спаса — знаменный распев. При соборе организована школа древнерусского пения, расшифрованы и опубликованы древние нотные рукописи.

Расписание богослужений

Если вы относитесь к числу людей, приехавших в Москву, чтобы получить благословение от церковнослужителей, отстоять литургию в монастыре, то следует знать, в какие дни и когда будет возможно совершить эти действия. (см. о чем просят Спиридона Тримифунтского?)

Для прихожан Андроников монастырь открыт с понедельника по вторник и с пятницы по воскресение, и принимает гостей с 11:00 до 18:00. Но касса во все эти дни работает до 17:15.

В четверг время приема посетителей меняется, с 14:00 до 21:00.

В Монастыре вы сможете поставить свечи святым, попросить благословения у батюшки, помолиться за здравие или упокой родственников.

История

При подробном изучении историками летописей и жития святых, был сделан вывод, что дата основания Андроникова монастыря — 1357 год.

Строительство церковного учреждения приурочили к возвращению митрополита Алексея из Византии. Есть легенда, что после отплытия от Константинополя ладья митрополита попала в бурю. Алексей стал молиться Богу и спасся. Он пообещал по прибытию на Русь воздвигнуть в честь Спасителя храм. Церковнослужитель сдержал свое слово.

Изначально храм был воздвигнут из дерева. Но такой материал в XIV веке был непрактичен из-за частых набегов захватчиков или пожаров. Так, в 1368 году обитель была дотла сожжена в пожаре. Точная причина трагедии неизвестна, возможно, всему виной упавшая свеча или засушливая погода.

После археологических работ на месте храма в 1993 году было выявлено, что после первого пожара Спасский собор был возрожден. Теперь в качестве основного материала был использован обожженный кирпич квадратной формы — историки называют этот материал плинфой.

Следующим этапом становления современной церковной обители следует считать промежуток 1427 и 1427 годов. Этот период выпал на время правления Софьи Литовской, которая стала регентом при собственном сыне из-за смерти мужа — Василия Первого.

При князьях православные сооружения не возводили без какого-либо повода.

Причиной для постройки белокаменного собора стала необходимость увековечить в памяти следующих поколений события Куликовской битвы, произошедшей в 1380 году.

8 сентября русские войска во главе с Дмитрием Донским впервые одержали масштабную победу над Золотой Ордой. Это придало русскому народу веру в победу над гнетом иноземного захватчика.

На протяжении XVIII века шла реставрация обители. К ней были пристроены новые детали, в их числе шатровая колонна. Но долго она не просуществовала, в следующем столетии её разбили.

Затем нагрянули события 1812 года — Отечественная война, в ходе которой большая часть Москвы была сожжена. В масштабном пожаре пострадал и Андроников монастырь.

К его реставрации преступили почти сразу, в 1813 году, и в скором времени он приобрел новый вид.

В XX веке даже при смене власти монастырь не пострадал от антирелигиозной политики.

Начиная с 1934 года, он подвергся новой реставрации. Следующие обновления для храма проводились в 1959-1960 годах, коммунисты не изменили архитектурных особенностей обители, сохранившихся со времен Российской Империи.

Но в церковном учреждении не проводили богослужений. Он был отдан под музей древнерусской живописи. Участь собора во время прихода к власти коммунистических деятелей нельзя назвать жестокой, если вспомнить, как пострадали иные памятники культуры.

С 1989 года, когда эпоха СССР подходила к своему закату, в Андрониковом монастыре разрешили проводить богослужения. Им заинтересовались археологи, поэтому в скором времени стали проводиться раскопки вокруг обители.

В Советские времена монастырь передается под музей

По распоряжению Иосифа Сталина, в 1947 году на территории монастыря открывается музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

Реставрация Спасского собора началась в середине XX столетия по проекту известного московского архитектора Петра Максимова. Над проектом работали также архитекторы Петр Барановский и Григорий Сенатов.

1980
в этом году начались богослужения в соборе после реставрации

Реставрационные работы Спасского собора выполнила бригада под руководством знаменитого русского реставратора Льва Давида.

В конце восьмидесятых годов директор музея имени Андрея Рублева обратилась к архимандриту Тихону, наместнику Свято – Данилова монастыря с просьбой о проведении его монахами богослужений в обновленном Спасском соборе.

К Рождеству Христову 1990 года из икон Данилова монастыря был сооружен одноярусный иконостас. Накануне праздника, архимандритом Лукой храм был освящен малым чином.

А уже в 1991 году богослужения проводились каждое воскресенье.

Западный вход храма с изображением Спаса Нерукотворного над входом

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Церковь Михаила Архангела – построена под патронатом жены Петра I, Евдокии Лопухиной (в монастыре был семейный некрополь этого рода). На нижнем ярусе была размещена семейная усыпальница этого рода. Сегодня церковь является музейной экспозицией.
  • Часовня «Проща» возведена на том месте, где преподобный Сергий Радонежский простился со своим учеником Андроником, первым игуменом Спасо-Андроникова монастыря.
  • Соборный храм Спаса Нерукотворного – первое каменное монастырское творение, одноглавый храм с подчеркнуто строгим интерьером. В первой трети прошлого века здесь проводили раскопки, в ходе которых нашли мощи святых и древний престол храма. Фрагменты фресок, которыми в середине XV века расписал Спасский собор Андрей Рублев, сохранились до сегодняшнего дня.
  • Трапезная палата – памятник, сохранившийся с XVI века, являлся одним из первых подобных строений российских зодчих. Ее своды поддерживаются единственным столбом. В Трапезной палате размещены музейные выставки.
  • Музей древнерусского искусства – уникальный музей, в фондах которого хранятся более десяти тысяч древнерусских произведений искусства, включая иконы, рукописные книги, церковную утварь, колокола. Сюда свозили ценности из закрываемых монастырей. Именно так попала не одна гробница-саркофаг XVIII века на территорию Спасо-Андроникова монастыря. Наиболее древней из них является плита Прасковьи Клешниной, а лучше всего сохранился памятник Марии Головиной. Что касается некрополя самого Андроникова монастыря, отреставрировали только две плиты: Федору Волкову, основателю русского театра, а также меценату Ивану Медведникову.
  • В 1967 году на территории монастыря установили и памятник Андрею Рублеву, который позже заменили другой скульптурой, которая находится здесь и сегодня.

Внутреннее убранство

4 основных столба разделяют внутреннее пространство собора на 3 вытянутых помещения (нефа). Цилиндрический свод, поддерживаемый столбами, в пересечении осевых линий образует под куполом крест. Стены храма оформлены вертикальными плоскими и узкими выступами, которые визуально увеличивают высоту молитвенного помещения.

В храме отсутствуют княжеские хоры, скрадывающие пространство. 8 окон барабана, оконные проемы основного объема и световые прорези центральных закомар создают три регистра источников дневного света, что способствует равномерности освещения и привносит в интерьер ощущение прозрачности и рациональной организованности.

Храмовую стенопись кисти прославленных живописцев Андрея Рублева и Даниила Черного в 18 веке почти целиком счистили, и больше собор фресками не украшали. Сохранились небольшие фрагменты от расписных полотен легендарных живописцев. В обрамлении окна церковного алтаря проглядывается цветочный орнамент на сочном синем фоне, заключенный в соединяющиеся между собой круги одинакового размера.

В 90-х годах 20 века, во время реставрации здания, сконструировали систему отопления и освещения, преобразили интерьер храма: заново оформили возвышение алтаря и престол. В ходе ремонтных работ было обнаружено около десятка белокаменных блоков, украшенных резным декором.

Есть предположение, что из рельефных, декоративных камней в изначальном храме была сложена алтарная преграда. Сейчас образцы древнего каменного декора служат экспонатами монастырского музея древнего искусства.

Соборный иконостас претерпевал изменения в течение всего периода существования храма. В конце 18 века иконы располагались в 4 яруса, конструкция обладала пышным, дорогим декором.

Иконостас до реставрации

В начале следующего столетия алтарная перегородка в классическом стиле отличалась изысканной строгостью, композиционным доминированием центрального фрагмента. В середине 19 века ее сменил роскошный золоченый иконостас с фигурным резным декором.

Современный деревянный иконостас наделен лаконичностью и простотой. Стены собора украшают иконы нового написания. Их немного. На одной из стен расположено уникальное изображение третьего игумена монастыря преподобного Александра, при котором возводился каменный Спасский храм. Икону с его образом больше нигде не увидишь.

Спасский собор (XV в.)

Каменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. На сегодняшний день это самый древний сохранившийся каменный собор в Москве.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423 гг.), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е гг.). Его особенности связаны с влиянием на его объемно-пространственное и декоративное решение традиций балканского зодчества.

Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму. Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.

С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится о том, что собор в конце 1420-х годов был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих». Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон.

Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII в. вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 г. собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы, а верх увенчали шатровой кровлей. В результате переделок памятник выглядел так, что некоторые исследователи считали его поздней постройкой. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.

Поделиться

Возврат к списку

История

Спасский собор в дереве был построен по возвращению митрополита Алексея из путешествия в Константинополь. Корабль митрополита попал в шторм. Среди смятения и паники, священник сохранил крепость духа, усердно молился и дал обет Спасителю построить храм. Он обещал посвятить будущее молитвенное сооружение тому святому празднику, в сутки которого путники благополучно достигнут берега.

Митрополит слово свое не нарушил: воздвиг собор Нерукотворного образа Спасителя в честь праздника прибытия. В алтаре разместили привезенную им из странствия икону, являющую Нерукотворный лик Спасителя на плате.

Исследователи древнего зодчества хронологические рамки постройки определяют 20-ми годами 15 века. В нескольких редакциях «Сказания о Мамаевом побоище» упоминается о возведении Спасского мемориального храма в память воинов Куликовской битвы, похороненных на территории обители. Спасский собор Андроникова монастыря, согласно другим церковным источникам, возводился в белом камне при третьем настоятеле обители — преподобном Александре.

Спасский собор Андроникова монастыря до реставрации

Соборные стены расписывали знаменитые живописцы, послушники обители, Андрей Рублев и Даниил Черный. За их ревностное стремление к посту и молитве Создатель наградил их небывалым талантом чувственного изображения божественного света простыми, вещественными красками.

Собор перестраивался не раз. Первое обновление произошло уже в середине 15 века: к западной части храма пристроили притвор, увенчанный двумя главами. Со временем этот конструктивный элемент убрали.

В конце 17 столетия пристроили шатровую колокольню, в конце 18 века ее разобрали. Собор заново перекрыли, расширили окна и двери. В начале 1813 года пострадавший от пожара в ходе наполеоновского вторжения храм отремонтировали, сделав новое купольное завершение.

Серьезной трансформации подверглось святое сооружение в конце 40-х годов 19 века. Конструкцию храма по архитекторскому проекту П.А. Герасимова модернизировали, установив восьмигранный шатровый купол с луковичной главкой.

Шатер закрыл декоративный каскад верхней части храма, и лишил его архитектурной оригинальности. К основному объему пристроили два придела с южной и северной стороны, оборудовали паперть под железной крышей с декоративным входом.

От модных тенденций 19 столетия собор освободился в середине 20 века. Реконструкция вернула строению его старинный, изначальный облик. На территории обители открыли Музей древнерусской живописи, а с 1989 года в стенах древнего молитвенного здания возобновились богослужения.

История строительства Староярмарочного собора

В 1817 году в городе произошли перемены, во многом определившие его дальнейшую судьбу. Сюда из из-под стен Макарьевской Желтоводской обители перенесли традиционную ярмарку, сильно пострадавшую в результате большого пожара, который случился годом ранее. Главным строителем ярмарки стал умелый инженер-механик и строитель — генерал-лейтенант Августин Бетанкур (1758-1824).

В 1817 году Бетанкур специально приехал в город и создал проект ярмарочного комплекса, а также необходимой для него системы коммуникаций, которые стали возводить на обширной территории мыса у слияния Волги и Оки. Место это выбрали потому, что сюда было удобно по реке подвозить необходимые товары. Бетанкур руководил строительными работами все летние месяцы вплоть до открытия торгов в 1822 году.

Талантливый организатор, Бетанкур очень хотел, чтобы город получил один из лучших торговых комплексов европейского уровня. Он имел большие полномочия и средства и привлекал к возведению ярмарки лучших зодчих и инженеров. Через год после начала строительства в городе появился архитекторов — Огюст Монферран

Бетанкур попросил его выполнить проект зданий торгового комплекса и особое внимание уделить новому храму. Любопытно, что нижегородский собор, выполненный по проекту Монферрана, выстроили раньше, чем в Санкт-Петербурге появился Исаакиевский собор

Вид на собор со стороны Ярмарочного проезда

Нижегородский храм построили в 1822 году в центре ярмарки, в конце главного бульвара, сразу за большим торговым корпусом.

Под собором сделали объемное сводчатое помещение. И позже его сдавали в аренду местным купцам, в частности, для винного погреба. Интересно, что для ярмарки возвели не только православный храм, но также мечеть и армянскую церковь.

Интерьер собора по классическим канонам богато украсили лепниной. А расписать стены поручили руководителю Арзамасской школы живописи, российскому академику Александру Васильевичу Ступину и его сыну Рафаилу. К сожалению, эти, самые первые росписи были утрачены. Иконостас собора создал художник из Петербурга Ф. Торричелли. Итальянский мастер выполнил образы для икон по европейским традициям, отличным от канонов православия. На многих их них художник изобразил фигуры с обнаженными человеческими телами.

Подобные рисунки вызывали у купцов недоумение и смущение, и многие из них не хотели молиться перед такими образами. Они даже приносили в храм собственные иконы. Из-за этих проблем решено было создать для Староярмарочного собора новый иконостас, автором которого стал архитектор Василий Петрович Стасов (1769-1848).

Вид на главный фасад собора

Любопытна история с названием собора. Ярмарка в городе работала всего лишь месяц в году, и содержать для нее отдельный притч не было выгодно. Поэтому городские власти приписали храм к Спасо-Преображенскому собору Нижегородского кремля. Из этого храма ярмарочный собор получал необходимые для проведения богослужений утварь, облачения и иконописные образы. Еще до начала строительства священники кремлевского собора установили на будущей ярмарке полотняный шатер с иконостасом. Так, по главному храму ярмарочный собор стали называть Спасо-Преображенским, хотя такое название никак не соответствовало ни одному из его престолов. Второе название – Староярмарочный храм получил после того, как во второй половине XIX века построили Александро-Невский собор.

Святыня

Главная икона, присутствующая в Андрониковом монастыре — Образ Спаса Нерукотворного. Именно у неё во время бури просил милости церковнослужитель Алексей.

Долгое время икона была потерянной для обители, но в 1999 году её нашли в Историческом музее при Новодевичьем монастыре. С тех пор образ вернули в Андроникову обитель, а для Новодевичьего церковного учреждения сделали список.

Помимо главной святыни, храм приобрел икону Андрея Рублева, отдавая честь этому великому человеку, который благодаря своему таланту написал множество церковных образов.

Были найдены образа святых чудотворцев Андроника и Саввы Московских. Найти икону Андроника оказалось нелегко. В 1920 году настоятель Спасского собора заметил икону в “Андронивском сборнике”. Он нашел автора “сборника” и связался с ним, чтобы узнать, где он нашел образ Андроника.

Затем настоятель и остальные священнослужители собора обратились к церкви Воскресения Словущего Иерусалимского подворья, где и отыскали икону.

Также паломники приходят в обитель, чтобы узреть шесть святых мощей, найденных при археологических раскопках близ собора. Мощи принадлежат монахам, некогда жившим в церковном сооружении.

Архитектура обители

Спасский собор построен из прямоугольных блоков плотного известняка, материал добывали недалеко от обители. Здание возвышается на высоком подклете — каменном основании. С трех сторон собора находятся крыльца с входными дверями, иллюзорно расширенными за счет перспективных порталов. С западной стороны, над входом в собор, находится образ Спаса Нерукотворного, на востоке — алтарь с тремя полукруглыми апсидами.


Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря

  • Фасады Спасского храма геометрически разделены при помощи выступающих пилястр (встроенных в стены столпов). Архитектурная основа храма — это куб, который заканчивается закомарами и кокошниками. Сверху здание формируется за счет большого барабана с пологим куполом и православным крестом.
  • Спасская церковь создавалась в стиле раннего московского зодчества. В интерьере четко прослеживается конструкция, объединяющая кресты и купола. Внутреннее пространство разделено на три нефа (продолговатых помещения) при помощи четырех больших столпов, служащих опорой своду и барабану. Высота строение подчеркивается благодаря вертикальному сечению.
  • Композиция храма ярко устремляется вверх, это объясняется тем, что собор является памятником воинам, отдавшим жизнь в Куликовском сражении. Росписи фасада и интерьера, создаваемые А. Рублевым, сохранились лишь фрагментарно. В середине XVIII столетия Спасская церковь была расширена за счет широких окон и увеличения объема дверей. Внешний облик вернули постройке в XX веке.
  • В 1990 г. после возобновления в соборе богослужений здесь соорудили иконостас, сделали отопление и престол, а западный фасад украсили образом Спаса.

Другие сооружения

В период с 2000 по 2015 год в стенах монастыря постепенно строился храм в честь Д. Донского, архитектором являлся А. Климочкин. Здание кубической формы имело одну главу и фасады, завершенные закомарами. При создании мастера склонялись к стилю раннего московского зодчества XIV века. Внешний облик новоявленного собора гармонично вплетается в атмосферу старины, окутавшую Андроновскую обитель.

Местом для строительства послужила земля, на которой раньше располагался монастырский некрополь. Благоверный князь Д. Донской, в честь которого освятили церковь, накануне Куликовского побоища молился перед чудотворным образом Спасителя и здесь же благодарил Господа о даровании победы над врагами. Освящение собора произошло в декабре 2015 г., богослужения проводятся священниками Спасского храма.


Часовня Троицы Живоначальной у Спасо-Андроникова монастыря

Сегодня в обители также стоит часовня «Проща», освященная во имя С. Радонежского. Постройка прославила событие прощания святого Андроника и его учителя. Каменная часовня, созданная в XVI столетии, имела квадратную форму, шатровую кровлю с главкой и крестом. В конце XIX в. её, пострадавшую от пожара и ветхости, расширили по проекту А. Латкова. Фасад кирпичной часовни выходил вовне и сливался с дополнительными сооружениями. Внешний вид выделялся ажурными украшениями, на изящных барабанах красовалось три купола. Созданная с применением «дивного узорочья», часовня «Проща» сымитировала выразительное окружение.

Однако в 1929 г. это чудное здание полностью снесли, восстановление началось только в 1995 г. Потребовался полноценный ремонт и восстановление интерьера, чтобы сооружение смогло принять прихожан и священнослужителей. В закомарах кровли установили образы Спасителя, Иоанна Крестителя и Богородицы.

Архитектурные особенности храма

Древний собор Спаса Нерукотворного Образа — это крестово-купольный храм с одной главой и 4 внутренними опорами, образец раннего московского зодчества. Композиционная особенность собора выражается в динамичной напряженности силуэта, торжественной устремленности всей конструкции ввысь.

Спасский собор Андроникова монастыря сложен из прямоугольных известняковых блоков со шлифованной лицевой поверхностью. Белый камень для строительства добывали рядом с монастырем, из такого же известняка возводились кремлевские постройки.

Основной объем в виде небольшого куба установлен на высокую подклеть. В верхней части строение оформлено декоративным каскадом: одним рядом закомар в виде полукруга с заострением над серединой дуги и двумя рядами кокошников. Световой барабан завершается полусферическим куполом, увенчанным крестом.

С трех сторон храмовая конструкция дополнена крытыми пристройками с перспективными входными порталами. Завершения порталов и узких окон имеют стрельчатую форму. Белокаменные лестницы, ведущие к порталам, подчеркивают стройность силуэта молитвенного здания.

В восточной части к основе храма примыкают три алтарные полукруглые апсиды, перекрытые полукуполами. Фасады разделены выступающими столпами (пилястрами), которые совпадают с внутренними выступами и интерьерными арками.

Над западным входным порталом расположен круглый медальон с изображением Спаса Нерукотворного образа. Живописная картина выполнена в ходе реставрации инновационными фосфатными красками, стойкими к неблагоприятному влиянию климатических условий. Рисунок воспроизводит утраченную фреску «Спас Нерукотворный», нарисованную в 15 столетии Андреем Рублевым.

Спасский собор с его архитектурной индивидуальностью и совершенством линий стал вдохновенным образцом для зодчих 15-16 столетий. Андроников монастырь посещали мастера со всех русских земель, чтобы увидеть величественный храм, и потом воспроизвести его архитектурные особенности в новых церковных сооружениях.

Известная копия Спасского собора — Собор Рождества Богородицы (1505 г.), расположенный в Богородице-Рождественском московском монастыре.

Собор сегодня

Помимо музея сейчас храм располагает церковной школой, где детей учат пению. Хор древнерусского пения славится своими одаренными учениками. Туда берут детей с музыкальными способностями. Когда ребята обучатся, у них есть шанс попасть в профессиональный церковный хор при монастыре. Это считается престижным занятием, ибо на выступления хора приезжают посмотреть и послушать влиятельные люди столицы.

Спасский собор Андроникова монастыря — достояние России. Он прошел через многие испытания вместе с жителями страны, обитель наблюдала становление Российской империи, её последние годы, беспредел советской власти и успехи Союза Советских Социалистических Республик.

https://youtube.com/watch?v=EZ7v6Vcb25o

Храм — исторический и архитектурный памятник Москвы

Спасский собор установлен на высоком каменном подклете. С трех сторон храма расположены большие входные двери. Над западным входом роспись в виде Нерукотворного образа Спасителя, с восточной стороны — алтарь.

Здесь находятся алтарные апсиды, центральная самая большая.

Фасады разделены столпами, основной объем храма скомпонован в виде куба с тремя рядами кокошников. Центральный барабан завершается куполом с крестом. Основная особенность здания в динамичности его силуэта, возносящегося ввысь.

Восточная сторона храма с округлыми апсидами, где располагается алтарь

Благословением патриарха Алексия II в храме организована школа древнерусского знаменного пения. Есть при соборе и свой хор, который когда-то приходил слушать русский композитор Сергей Рахманинов.

И сейчас богослужения в храме сопровождаются унисонным знаменным распевом, являющимся на сегодня большой редкостью. В храме ведется активная издательская работа, есть своя библиотека, состоящая из более двух тысяч книг. Работает иконописная мастерская.

Главная святыня храма — Нерукотворный образ Спасителя.Именно его привез митрополитом Алексий из Константинополя.

Нерукотворный образ Спасителя в Спассо-Андронниковом монастыре

Долгое время считалась утерянной, а в 1999 году ее обнаружили в запаснике Новодевичьего монастыря. В иконостасе храма выставлен список образа.

Вторая святыня — образ преподобных Андроника и Саввы, которая была написана в XIX веке, недавно обнаружена в хранилище церкви Воскрешения Господня и возвращена в Спасский собор.

Преподобные Андроник и Савва Московские, одна из святынь Спасского собора

Музей, основанный в 1647 году, стал хранилищем и центром реставрационных работ по восстановлению древних икон. В коллекции музея сейчас находится более десяти тысяч экспонатов.

Это иконы, оклады и ризы, церковные книги и свитки, старинные церковные атрибуты. Особой гордостью музея являются работы артели Андрея Рублева, написанные по заказу Иоана Грозного. При музее действуют клубы любителей искусства, проводятся лекции и мастер — классы.

Храм Нерукотворного образа Спасителя в Спасо-Андрониковом монастыре является памятником раннемосковского зодчества. Он имеет три престола: главный во имя Спаса Нерукотворного, северный придел в честь преподобного Андроника Московского и южный — Успения Пресвятой Богородицы.

Находится собор в Москве, Андроньевская площадь, дом 10, в пешей доступности от станций метро «Площадь Ильича», «Римская».

Спасский собор открыт ежедневно с 11-00 до 18-00. В храме проходят воскресные и праздничные Богослужения. Время служб указано в расписании на официальном сайте Спасо-Андроникова монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector