Спасо-преображенский собор в новоспасском монастыре (москва)

Содержание

  • 1 В России 1.1 В Алтайском крае
  • 1.2 В Архангельской области
  • 1.3 В Белгородской области
  • 1.4 В Бурятии
  • 1.5 Во Владимирской области
  • 1.6 В Вологодской области
  • 1.7 В Воронежской области
  • 1.8 В Калужской области
  • 1.9 В республике Карелия
  • 1.10 В Кемеровской области
  • 1.11 В Костромской области
  • 1.12 В Краснодарском крае
  • 1.13 В Крыму
  • 1.14 В Курганской области
  • 1.15 В Ленинградской области
  • 1.16 В Липецкой области
  • 1.17 В Марий Эл
  • 1.18 В Москве
  • 1.19 В Московской области
  • 1.20 В Нижегородской области
  • 1.21 В Новгородской области
  • 1.22 В Новосибирской области
  • 1.23 В Орловской области
  • 1.24 В Пермском крае
  • 1.25 В Самарской области
  • 1.26 В Санкт-Петербурге
  • 1.27 В Свердловской области
  • 1.28 В Смоленской области
  • 1.29 В Тамбовской области
  • 1.30 В Татарстане
  • 1.31 В Тверской области
  • 1.32 В Тульской области
  • 1.33 В Удмуртии
  • 1.34 В Хабаровском крае
  • 1.35 В Чувашии
  • 1.36 В Ямало-Ненецком автономном округе
  • 1.37 В Ярославской области
  • 1.38 В монастырях России

2 В других странах

  • 2.1 Белоруссия

2.2 Венгрия
2.3 Германия
2.4 Греция
2.5 Казахстан
2.6 Латвия
2.7 Молдавия
2.8 Польша
2.9 Сербия
2.10 Украина
2.11 Финляндия
2.12 Швеция
3 См. также

Вершина деревянного зодчества

Главный архитектурный памятник острова Кижи – Преображенская церковь, построенная в 1714 году на месте сгоревшего храма. С тех пор сверкающая под северным солнцем церковь Преображения Господня – символ Кижей и русской деревянной архитектуры.

Из истории церкви

Первое упоминание о поселении на Кижских островах относится к XV веку. Выходцы из новгородских земель построили церковь, которая вмещала всех прихожан в главные христианские праздники.

Церковь много раз перестраивалась и обновлялась. В конце XVII века храм сгорел от удара молнии. Спустя несколько лет начали возводить нынешний многоглавый храм.

Современный вид ансамбля формировался 265 лет (1694-1959 гг.) Каждое столетие вносило свою лепту в его создание. После реконструкции бревенчатой ограды ансамбль приобрёл современный образ.

На старинные постройки реставраторы обратили внимание в начале XX века. В то время купола Преображенской церкви скрывало кровельное железо, здание, обшитое досками, было выкрашено в белый цвет

Первоначальный облик церкви вернули председатель комиссии по охране памятников искусства, русский живописец Игорь Иммануилович Грабарь и московский архитектор А. В. Ополовников, который изыскал новые способы реставрации старинного здания.

Чтобы укрепить постройку, внутри церкви создали металлический каркас. Сруб разбили на семь поясов, каждый вынимали и восстанавливали отдельно. Преображенская церковь, не утратив изысканности, крепко стоит на земле без фундамента.

Архитектурные особенности

Архитектурный замысел церкви четкий и ясный. Форма церкви, нетипичная для религиозной постройки, – округлая. Храм – «летняя» постройка и зимой не работает.

В основе – крестообразный план: восьмигранный сруб «восьмерик» с четырьмя двухступенчатыми прирубами. Три «восьмерика», поставленные один на другой, постепенно уменьшаются кверху в пропорции 18:6:3 метра и вместе с прирубами создают живописную пятиярусную композицию.

Сруб церкви, сделанный из сосны «насухо», без прокладки мха между венцами, поставили без фундамента на каменную забирку. Алтарный прируб – в форме пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает трапезная с высоким парадным крыльцом и трехскатной крышей.

У церкви нет парадной стороны, она одинаково красива со всех сторон. 22 разновеликие главки криволинейной формы типа «бочки» размещаются ярусами на кровлях прирубов и «восьмериков». Формы и размеры глав, покрытых осиновым лемехом, меняются по ярусам.

Лемех – осиновая дощечка, завершающаяся с одной стороны клинообразным уступом. Осиновое покрытие, пронизанное водой и согретое солнцем, блестит так, будто купола покрыты серебром.

38-метровый купол смотрится так величественно, словно церковь тянется к небесам. Сложная конструкция выполнена топором, без гвоздей. Лемех на главках первоначально крепился деревянными нагелями и лишь позднее – мелкими гвоздиками.

Вход – в форме двухсводного крыльца, сделанного из карельской березы и расположенного на деревянных консолях.

Преображенская церковь – пышное нарядное строение народной культуры России начала XVIII века. Имена создателей церкви неизвестны: жизнь её окружена легендами. Легенда гласит, что один из мастеров по имени Нестор, закончив работу, сказал, глядя на церковь: «Не было, нет и не будет такой!» и закинул свой топор в Онежское озеро.

Интерьер северного храма

Внутреннее убранство церкви Преображения со временем изменялось Прежний интерьер, знакомый нынешним посетителям, реставраторы вернули в 50-е годы XX века.

Полы уложены по бревенчатым балкам, врубленным в стены. Потолки в прирубах храмовой части из плах также врублены в стены. Центральная часть перекрыта стропилами в виде «неба» с круглым медальоном посередине. Над «небом» – внутренняя двускатная крыша, края которой опираются на стены восьмерика.

В центре – аналой, на который возлагались иконы. В зависимости от дня облачение аналоя было ежедневным или праздничным. Ткани на облачение жертвовали прихожане.

Часть храма, где размещались иконы разнообразного содержания – дарственные образы, пожертвования, иконы, перемещенные из иконостаса, называется кафоликоном. В восточной части кафоликона – солея, возвышение на одну ступень выше основного помещения.

По краям солеи – клиросы, где стояли певчие и чтецы. На клиросах устанавливали хоругви и фонарь, которые использовали во время крестных ходов. Размеры солеи в Преображенском храме были столь велики, что рядом с клиросом размещались монументальные киоты с резьбой, позолотой и скульптурой с иконами «Спас Всемилостивый» и «Успение».

Иконостас – грань между временным и вечным, которая отделяет молитвенное пространство от «святая святых» – алтаря православного храма. Для совершения Евхаристии в алтаре находится жертвенник и престол – освящённые столы прямоугольной формы, облачённые в одежды. На них стоят сосуды и предметы, необходимые для Литургии – главной церковной службы.

В алтаре – горнее место, выносные иконы, выносной крест, а также иконы на стенах, шкаф для одежды. В центре иконостаса – резные царские врата с небольшими круглой формы рамками, в которые вставлены 7 икон.

Резная иконостасная рама обрамляет 104 иконы XVII-XVIII веков, которые раскрывают евангельскую историю Христа. Изогнутый иконостас, излучающий праздничность и торжественность, оформлен орнаментом из виноградной лозы. Между иконами – объёмные резные золочёные колонки дополняют богатство мерцающего золотого орнамента.

«Небо» украшено 16 иконами-клиньями с изображением Серафимов, Херувимов и Ангелов, которые окружают Новозаветную Троицу.

Кижи – музей под открытым небом

Начало музею под открытым небом на острове Кижи положил реставратор Александр Викторович Ополовников. Основа музея – древние сооружения Кижей, лёгкие силуэты которых вписываются в суровый северный пейзаж.

В 1966 году здесь создаётся музей-заповедник, куда привезли памятники деревянной архитектуры из районов Карелии: часовни, дома, мельницы и бани.

Здесь настоящие деревянные дома с хозяйственными постройками, ветряными мельницами с крыльями, амбарами и банями.

Сюда приезжают не только туристы, но и деятели культуры, историки и этнографы. Творческим людям интересно переступить порог деревенского дома, увидеть поделки местных ремесленников, орудия труда и изумительные образцы посуды и кухонной утвари русских северян – карелов и вепсов.

В коллекции музея – 50 000 экспонатов: древнерусская живопись и иконы, старинные рукописи и книги, фотодокументы и предметы быта, археологические находки. Музейные фонды включают постройки, расположенные вне острова и включённые в сектор «Кижское ожерелье»: часовни и деревни.

В 1990 году архитектурный ансамбль острова Кижи в Карелии включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Государственный историко-архитектурный музей-заповедник – крупнейший в Европе. В Карелию едут туристы со всего мира, которых принимают на острове круглый год.

История площади и села Преображенского

В середине XVII века Алексею Михайловичу Романову так приглянулась природа земель, принадлежащих Алексеевскому монастырю (по дороге в Суздаль, Нижний Новгород), что он выкупил часть из них. По его приказу там построили сначала охотничьи резиденции, а затем церковь, комедийные хоромы, летний дворец.

С годами село меняет свой облик. В 1692 году там строят новый Преображенский дворец и Съезжую избу, где решают важные дела государства. А уже в 1697 году село преобразовывают в Преображенский приказ, куда ссылают мятежников и инакомыслящих. Их пытают, жестоко расправляются, кровью вписывая новые страницы в историю России.

После смерти Петра село теряет свое назначение, и там живут разночинцы. К концу XVIII века оно становится центром старообрядчества. Тогда же там возводят многочисленные монастыри и часовни, называемые Богадельнями. Некоторые историки предполагают, что в этот период окончательно сформировалась Преображенская площадь с доминантой в виде Храма Преображения Господня.

Ее четкие границы обозначили возводимые жилые и административные здания, проложенные между ними улицы. Сейчас площадь находится в месте пересечения четырех из них — Преображенской, Большой Черкизовской, Краснобогатырской, Преображенского вала.

Возрождение храма

Преображенский храм в городе Люберцы. Современный вид.

В 1993 году среди православных жителей города возникло движение по возрождению Люберецкой святыни, поддержанное городской администрацией. 12 сентября 1993 года по благословению митрополита Ювеналия архиепископом Можайским Григорием на месте строительства нового храма был освящен закладной камень и поставлен памятный крест, у которого первоначально и совершались молебны. Вместе с тем, учитывая необходимость скорейшего начала богослужений, было построено здание небольшой рубленой часовни. В 1996 году к основному зданию часовни была пристроена колокольня с притвором, а в 1997 году — алтарная часть.

Таким образом, небольшая часовня превратилась в красивый уютный храм, по праздникам вмещающий до трехсот молящихся. Он был освящен 5 июля 1998 года архиепископом Можайским Григорием в честь выдающегося подвижника русской земли — святителя Иннокентия, митрополита Московского, просветителя Сибири, Камчатки, Америки и Приамурья.

Но, к сожалению, после установки фундамента под каменный Преображенский храм, дальнейшие строительные работы были приостановлены из-за отсутствия финансирования.

Только в сентябре 2006 года при поддержке главы Люберецкого района В. П. Ружицкого строительство продолжилось. И вот чудо — всего за два года храм был завершен, да ещё и расписан. Выходящее на главный проспект города здание храма представляет собой высокий лаконичный объем с одним барабаном, увенчанным русской шлемовидной главой, поставленный на мощный стилобат. Над тремя входами в храм красуются замечательные мозаичные иконы.

Церковь святителя Иннокентия в Люберцах и памятный крест, освященный в тот же день,что и Преображенский храм

И вот — храм готов к великому освящению. Совершить его 14 сентября  2008 года прибыл митрополит Ювеналий. В сослужении секретаря Московского Епархиального управления протоиерея Александра Ганабы, настоятеля храма благочинного Люберецкого округа священника Димитрия Мурзюкова, протоиерея Петра Иванова, протоиерея Максима Максимова и благочинных Красногорского, Видновского, Долгопрудненско-Химкинского, Павлово-Посадского и Чеховского церковных округов Владыка митрополит совершил освящение главного Преображенского престола и нижнего крестильного придела в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Более тысячи люберчан собралось на территории храмового комплекса. Многие не смогли попасть внутрь храма, но для них велась прямая трансляция богослужения на специально установленном уличном экране. По окончании Божественной литургии состоялось освящение поклонного креста, который был установлен между двумя храмами: деревянным Иннокентьевским и каменным Преображенским в память этого великого для Люберецкой земли дня.

(9200)

Оккупация и реставрация

К счастью, во время Второй мировой войны храмы острова не пострадали, потому что сам он находился в зоне финской оккупации. А финское правительство очень бережно относилось к памятникам на своей территории. В 1942 году на оккупированную территорию даже прибыли исследователи: архитекторы, искусствоведы, этнографы. Среди них был лейтенант Ларс Паттерсен — искусствовед по образованию. От этой экспедиции сохранились подробные описания храмов и икон со всего острова, многие из которых не дошли до наших дней.

Позднее в XX веке на Преображенский храм обратили внимание московский архитектор А. В

Ополовников и художник И. М. Грабарь, который тогда состоял в комиссии по охране памятников искусства. Он и нашел способ реставрации храма, который на тот момент уже претерпел значительные изменения в облике и обветшал: часть конструкций требовала замены. С этой целью внутри церкви был создан металлический каркас, а весь сруб разбит на семь поясов — чтобы было легче вынимать каждый и реставрировать по отдельности. Кстати, судя по фотографиям, по такой же технологии проводилась реставрация храма и в 2018 году.

Сейчас реставрация храма Преображения Господня закончена, и, судя по ней, можно сказать, что в России реставрация деревянной архитектуры вышла на более высокий уровень. Реставрация Кижского тройника дала импульс созданию на острове Всероссийского центра сохранения деревянного зодчества имени В. С. Рахманова. Это научно-исследовательский центр, при котором есть школа плотницкого мастерства. В этот центр приезжают поучиться плотницкому мастерству со всей страны. Прошедшие практику потом сами могут возглавлять экспедиции по реставрации деревянных храмов Севера, как это делают участники экспедиций проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера».

Остров Онежского озера

Остров Кижи – один из многочисленных островов северной части Онежского озера. Лабиринт из сотни живописных островов и заливов вплетён в природный ландшафт. на берегу которого стоит город Петрозаводск, столица Карелии. Мелкий скалистый остров длиной 5,5 км, разделённый узкими проливами, поражает скромной красотой.

Скалы с растущими на них соснами, причудливые извилистые линии берега, луга, играющие цветами разнообразной растительности, – все создает неповторимо красивое место.

Свое название остров получил от карельского слова «кижат», что в переводе обозначает «игрища»: в дохристианские времена здесь проходили языческие ритуалы и обряды. Онежские земли, освоенный 9000 лет назад, с XI-XV века заселяли новгородские бояре. В каждой из 12 деревень острова красовалась деревянная православная церковь.

Дивные сооружения из сосны, ели и осины прославили остров, так что он стал музеем деревянной архитектуры под открытым небом. Кижский архитектурный ансамбль состоит из Преображенской и Покровской церквей, а также колокольни с шатровым куполом. Все строения возведены по русской традиции «без единого гвоздя».

Сказки и не только

На старом кладбище Кижского погоста похоронен известный сказочник дореволюционной России — Трофим Рябинин. Именно он основал династию сказителей, сохранивших для нас в устной форме былины про Илью Муромца и Соловья-разбойника, Добрыню и змея и другие.

Кажется, что репрезентация острова в литературе не то, что можно было бы назвать его сильной стороной: о Кижах не писали ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Чехов. Но на самом деле многие писатели и поэты бывали на острове в XX веке, и впечатления от него оставили отпечаток в их творчестве. Об острове писали Константин Паустовский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Николай Клюев и другие.

6

Храм Преображения Господня

История площади неразрывно связана с историей Храма Преображения Господня.
Впервые деревянная церковь была построена на дворе Преображенского полка, где фактически служила войсковым храмом. В 1750 году был освящен главный престол Преображения, давший церкви уже известное имя.

В 1765 году на собранные прихожанами средства было начато строительство нового каменного храма, который устоял даже во время пожаров 1812 года. В 1883 году в нем проходило празднование 200-летия Преображенского полка, которое посетил Александр III с супругой.

В течение нескольких десятилетий церковь богатела и расширялась. В советский период, когда многие московские храмы закрывали и разрушали, Преображенская церковь стала одним из немногочисленных центров православной столицы. Однако в 1964 году и она не избежала печальной участи.

Под предлогом строительства новой станции метрополитена 18 июля 1964 года церковь взорвали. Это не оставило равнодушными многих прихожан, которые активно начали собирать подписи под петицией о восстановлении храма. Это ни к чему не привело и много лет вместо взорванного строения на площади стоял памятный крест.

Лишь в июле 2009 года столичные власти подписали указ о восстановлении храма. В основу работы легли чертежи 1883 года и последние «прижизненные» фотографии строения.

Примечания

  1. Постановление администрации Брянской области № 645 от 27.12.2001
  2. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. — М.: Наука, 1998. — 640 с. — 4400 экз. — ISBN 5-02-011705-6.
  3. ГАБО, фонд 89, опись 1, дело 412, лист 66
  4. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. — М.: Наука, 1998. — 640 с. — 4400 экз. — ISBN 5-02-011705-6.
  5. Алексеев, В. П. Брянские люди XVIII века: историко-краеведческий очерк / В. П. Алексеев. — Брянск : издательское Товарищество «Придесенье», 1993. — С.68-77.
  6. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. — М.: Наука, 1998. — 640 с. — 4400 экз. — ISBN 5-02-011705-6.

Тяжёлые советские времена

В 1922 году в храме Спаса Нерукотворного, как и во многих других, произвели, так называемое, изъятие церковных ценностей. Через несколько лет церковь совсем закрыли. При этом пропали бесценные иконы, вся церковная утварь. Даже колокола, самый большой из которых весил около 4 тысяч килограмм, исчезли неведомо куда.

К 1933 году храм был полностью разграблен и закрыт. Сначала в опустевшей постройке круглой формы попытались наладить производство гуталина, позже переоборудовали здание под склад.

Позже в зданиях усадьбы разместился Аграрный университет, а в бывшем храме находилась библиотека заочного сельскохозяйственного института ВСХИЗО, сейчас РГАЗУ. На церковном здании появилась вывеска «Читальный зал».

Для этой цели внутреннее пространство дома железобетонными перекрытиями разделили на 2 этажа. В настоящее время эти перекрытия при реконструкции хотели удалить, но, в таком случае, могло рухнуть всё здание. Чтобы избежать такого риска, их решено было оставить.

Спасская церковь до революции

Первая церковь в Пехра-Яковлевском была построена ещё в далёком 17 веке. Это был небольшой деревянный дом, куда приходили для молитвы все жители села. Главной иконой храма был Образ Спаса Нерукотворного. Именно этой иконе и была посвящена церковь Пехра-Яковлевского.

То здание, что мы видим сейчас, построено в 1777-1783 годах. И хотя имя архитектора нам точно не известно, есть целых 3 версии того, кто же создал Преображенский храм (Балашиха). По одной — это Бланк, по другой — Баженов, а по третьей — Иван Старов.

Стоит сразу оговориться, что Храм стал Преображенским только в 1996 году. Ранее он всегда упоминался как церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Церковь имеет оригинальную, необычную для этих мест форму ротонды с портиком, что делает её похожей на древнеримскую культовую постройку — мартириум.

Ещё большую оригинальность постройке придают стоящие с обеих сторон две колокольни. По задумке автора, они должны были символизировать сочетание Нового и Ветхого Заветов. Кроме того левая башня храма (если смотреть на вход) выполняла роль курантов.

Главный престол летней церкви был освящен в честь нерукотворного Образа Спасителя. При храме существовал ещё один, тёплый, отапливаемый придел, посвящённый Архангелу Михаилу. Церковь построена из кирпича, а для декоративной отделки здания применялся дорогой белый природный камень.

Спасская церковь была построена на высоком берегу реки Пехорки, которая ранее была полноводным притоком Москва-реки. Можно представить, как этот усадебный комплекс Пехра-Яковлевское выглядел в 1810 году на картине неизвестного художника.

Есть более поздняя репродукция картины художника Свебаха, которая называется «Прогулка в парке». Здесь старинная усадьба Голицыных и храм Образа Спаса Нерукотворного отображены в 1830 году.

Для сравнения приведу фотографию уже 20 столетия, сделанную примерно с того же ракурса, что и вышеприведенные картины художников. Заметно, как сильно за века обмелела река Пехорка.

Вблизи храма, как это было положено, располагалось кладбище. Тут же стояли 2 деревянных домика для церковнослужителей. Небольшие домики (только каменные) есть на территории храма и сейчас.

Внутреннее убранство храма тоже было великолепным и неординарным. Иконостас имел форму ионического портика. То есть, это были отдельные, но в то же время объединённые одним архитектурным стилем колонны с иконами. Размещённые там иконы, в большинстве своём, были написаны маслом.

В их числе присутствовали иконы, написанные известным итальянским живописцем Стефано Торелли. Последние 20 лет своей жизни Торелли работал в Санкт-Петербурге, расписывая стены, плафоны в Императорском дворце, а также создавая портреты графов, княгинь и даже царственных особ. Среди его творений были портреты Петра 1, императриц Елизаветы Петровны, Екатерины 2 и других сановных лиц.

Может, поэтому Спасский храм был украшен творениями знаменитого и дорогого в то время художника. Голицыны, построившие этот храм, как видно, были не прочь выделиться и подчеркнуть своё богатство и особое положение в обществе.

Рождение храма Преображения Господня

В 1991 году в полуразрушенном здании храма было решено начать восстановительные работы, которые продлились до 1996 года. За это время были восстановлены, как раньше, 2 колокольни.

Обновлённые купола засверкали позолотой, стены были украшены лепниной.

Сейчас храм непросто обойти, чтобы посмотреть, как он устроен снаружи. Нам пришлось довольствоваться только его передней частью, где находится вход.

Внутри появился новый алтарь, выполненный из белого камня.

Были расписаны новые приделы, в них появились резные иконостасы. Причем интересно, что с левой стороны от входа в храм — деревянный.

А в правой части церкви — резной иконостас из белого камня.

В начале августа 1996 года воссозданный храм был переосвящён во имя Преображения Господня. Кто-то знает, почему так произошло? Почему было принято решение о переименовании Спасского храма? Чем не устроило историческое название церкви в честь Образа Спаса Нерукотворного?

Как уже писала чуть выше в этой статье, в советское время, в 20-м столетии в здании располагались помещения разного назначения, и для удобства были сделаны межэтажные перекрытия. При восстановлении храма решено было их оставить, чтобы избежать обрушения. Поэтому немного необычно смотрится, когда в церкви достаточно низкие потолки. Если бы не количество икон, то казалось бы, что находишься в обычной квартире. Но это так в притворе.

Зато центральная часть храма выглядит великолепно! Круглое пространство средней части, где стоят во время богослужения молящиеся, которое переходит в высокий купол с красивым паникадилом.

За счет белой отделки подкупольного пространства и огромных окон в храме много света. От этого все вокруг кажется каким-то воздушным.

А самые наблюдательные могут увидеть над каждым окном под высоким куполом — по трех ангелов.

На сегодняшний день в церкви Преображения Господня находится много чтимых прихожанами икон: «Казанская», «Умиление», Образы святого Николая и святого целителя Пантелеймона. Прекрасный иконостас украшает копия иконы Ф. Грека «Преображение Господне».

Но особое внимание привлекает одна икона. Это редкий список иконы «Достойно есть» или «Милующая»

И хотя это копия, так как оригинал фрески находится в одном из соборных храмов поселения Карье (Кареи) на горе Афон в Греции, местные жители считают этот Образ Балашихинской иконой. И, кроме 24 июня (день чествования Образа божьей Матери «Достойно есть»), отмечают знаменательную дату — 1 октября. По легенде, в этот день «Милующая» появилась в Преображенской церкви.

На сегодняшний день Преображенская церковь — это единственное, к сожалению, красивое и ухоженное здание на огромной территории подмосковной достопримечательности: усадьбы Пеха-Яковлевское. Всё остальное, в основном, руины. Когда они будут восстанавливаться и будут ли — большой вопрос.

Где находится, как добраться

Где и как найти построенную Голицыным Спасскую церковь, которую потомки позже переименовали в Преображенскую? Она находится рядом с усадьбой Пехра-Яковлевское, недалеко от Шоссе Энтузиастов города Москва.

Адрес храма: Московская область, г.Балашиха, Леоновское шоссе, дом 2. Добраться до Преображенской церкви можно совершенно различными способами.

Если вы решите приехать сюда на своей машине, тогда из Москвы по шоссе Энтузиастов вам нужно будет проехать до остановки Леоново. Там можно оставить автомобиль и перейти по мостику через речку Пехорку.

Если же вы проедете чуть подальше остановки Леоново, то, повернув на Леоновское шоссе, попадёте к главному входу в усадьбу Голицыных. И там сразу увидите храм. Но хочу предупредить, что парковки там никакой нет. Машину придётся оставить просто у дороги.

Ещё один способ проезда к храму на общественном транспорте. Выходить нужно на остановке «Институт»- сельскохозяйственный институт заочного обучения (ВСХИЗО). Выбирайте ближайшую к вам станцию метро и… вперед:

  • От станции метро «Новогиреево» автобусы под номерами 125, 587 или маршрутка номер 125К или 886К довезут вас до вашей цели;
  • от станции метро «Шоссе энтузиастов» — маршрутное такси 291;
  • от станции метро «Щёлковская» вам нужен автобус 338, 396;
  • от станции метро «Измайловский парк» — автобус № 336.

Есть еще вариант добраться на электричке. Они отправляются с Курского вокзала Москвы каждые 10 минут. Выйти нужно на станции Балашиха. Далее от ж/д платформы можно доехать на автобусах № 336, 338, 396 или маршрутках 125, 291. Выходите на остановке РГАЗУ или ВСХИЗО.

Координаты Храма Преображения Господня в Балашихе: 55.79336, 37.954.

На карте Вы можете определить точное местонахождение Преображенской (бывшей Спасской) церкви и окружающие ее достопримечательности (нажимайте «+» или «-», чтобы приблизить или отдалить изображение).

Если вы останавливаетесь в Москве на несколько дней, можно легко снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом удобном месте города.

Я побывала в Преображенском храме Балашихи 29 августа 2020 года во время экскурсионной поездки в усадьбу Пехра-Яковлевское.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

Тройник

Обычно северные погосты или, как их еще называют, храмовые тройники, состоят из двух церквей (зимней и летней) и колокольни. На всем Русском Севере известна только одна колокольня с такими нетипичными пропорциями: в основании — высокий четверик, а над ним — низкий восьмерик. Это колокольня Кижского погоста.

Восьмерик на четверике (фото автора)

Вторая церковь — Покровская, как это часто бывает на Севере, была построена специально для зимних служб. Вторые церкви в северных погостах обычно меньше первых — их удобнее обогревать. Изначально церковь была одноглавой и отапливалась печами, но из-за пожаров и реставраций она превратилась в многоглавую. Так она перекликается с двадцатью двумя главками Преображенской церкви.

Покровская церковь — это не только музейный объект, но и действующий храм. В Кижах богослужения прекратились в 1937 году, а возобновились в 1990-е годы и проходят до сих пор.

5

Восьмерик с прирубами

Так или иначе, по своему типу церковь Преображения Господня относится к восьмериковым ярусным церквям. Двадцать две главки создают ощущение, что композиция чрезвычайно сложная, но церковь Преображения довольна проста и лаконична в своем плане. Она основывается на традиционной для деревянных храмов схеме восьмерика с четырьмя прúрубами. Это означает, что в основе храма лежит восьмигранный сруб — то есть восьмиугольник в сечении. Он-то и помогает создать крестообразный план церкви, образованный центральным восьмистенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками-прирубами, обращенными по сторонам света. Сооружения подобного типа называются «восьмерик с четырьмя прирубами» или «круглая о двадцатистенном окладе». Церкви, в основе которых лежала подобная конструкция, были известны на Руси еще в XIV веке.

Если сруб мы себе визуально представляем, то прúруб — это пристройка, которая не является одним целым с восьмериком-срубом. Она приставляется к основному объему здания для его увеличения. В храме Преображения прирубы двухступенчатые. На них устанавливается бочка — крыша в виде кокошника, а на бочку крепится барабан — цилиндр, венчает же всю эту конструкцию главка. Кроме двух главок с каждой стороны, которые устанавливаются на прирубы, главки стоят и на самόй крыше восьмериков, которая называется пόлица.

Только в случае с Преображенской церковью в основе здания не один, а три восьмигранных сруба — на нижний, самый большой, поставлены еще два небольших (их высота — 18, 6 и 3 метра соответственно). Такое решение придает пирамидальную устремленность церкви, позволяет ей сужаться к верху и создает ощущение легкости. Вдобавок это делает и саму конструкцию более устойчивой, поскольку распределяет вес на все основание равномерно. Размеры этих срубов, которые составляют основу храма, определяют и его внутренний объем. На самом деле, только ¼ объема храма отдана под внутреннее церковное помещение, остальное — это пространство, создающее объем. Роспись небес храма (перекрытия под куполом) до нас не дошла, но о ней можно судить по подобному небу в Вытегорской церкви.

Визуально среди большого количества главок обнаружить восьмерик достаточно тяжело, но на самом деле, для того, чтобы понять конструкцию храма Преображения Господня, надо визуально отделить прирубы от основного сруба — тогда форма и конструкция церкви станут поняты.

3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector