Спасо-преображенский собор
Содержание:
- История строительства Преображенского собора в Санкт-Петербурге
- Звонница
- Где находится храм
- Образ Спаса Нерукотворного
- УНИКАЛЬНАЯ ОГРАДА
- История собора
- Настоятели, наместники
- Персоналии духовенства, связанные с собором
- Преображенский собор Петербурга внутри
- Спасо-Преображенский монастырь XVII век.
- Храм после революции
- Видео «История Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге»
- История
- Официальный сайт
- Ограда
История строительства Преображенского собора в Санкт-Петербурге
В 30-е годы XVIII века на том месте, где сейчас находится храм, располагался полковой двор гренадерской роты Преображенского полка. Дочь Петра Первого Елизавета часто приезжала в полк, поскольку была крестной матерью многих офицерских и солдатских детей и привозила им подарки. В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года цесаревна Елизавета прибыла в полк и попросила помочь ей обрести престол, «беззаконно похищенный» у нее правительницей Анной Леопольдовной и ее приспешниками. Солдаты вместе с Елизаветой направились в Зимний дворец. Так заручившись поддержкой солдат, Елизавета Петровна стала императрицей Российской Империи.
Сразу после восшествия на престол Елизавета в знак благодарности и в память об этих событиях решила построить церковь во имя Преображения Господня. В 1743 году храм был заложен и к 1745 году построен по проекту архитекторов Д.А. Трезини и М.Г. Земцова. 5 августа 1754 г. он был тожественно освящен. Впервые храм был построен пятикупольным. Елизавета Петровна возродила традицию строительства пятикупольных церквей, хотя при Петре Первом строились однокупольные храмы, в европейском стиле.
С 12 ноября 1796 года по повелению императора Павла I храм стал именоваться «собором всей гвардии».
К сожалению, 8 августа 1825 года в царствование Александра I храм сгорел, но все святыни из него успели вынести. По распоряжению Александра в 1827 году начались работы по восстановлению храма. 5 августа 1829 года состоялось новое освящение храма. Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня. Из Англии были привезены куранты для одной из башен, которые в 1854 году были установлены. В то время считалось, что в городе было два знаменитых собора — Казанский и Спасо-Преображенский.
Звонница
В XVI веке с восточной стороны на монастырской площади была возведена большая звонница. В нижнем ярусе размещалась церковь, апсида которой и поныне видна с восточной стороны. Она имела своеобразный иконостас, написанный прямо на стене. К северной стороне звонницы примыкала высокая двухярусная галерея, соединявшая ее с собором. В XVI веке звонница имела высокий сводчатый проезд на хозяйственный двор монастыря. Верх звонницы, там, где у современной звонницы висят колокола, увенчали двумя огромными каменными шатрами. Арки старого яруса звона хорошо видны и сейчас. Тогда звонница была значительно ниже.
Где находится храм
- Спасо-Преображенский собор находится в Санкт-Петербурге по адресу: Преображенская площадь, строение 1. Ранее эта площадь носила имя Радищева, а переулок рядом назывался Церковным.
- Телефон собора: 27-23-662;
- телефонный код – 812.
Как лучше добраться до храма
- Удобнее всего ехать сюда на метро – встав на станции Чернышевская, вам не придется искать другой вид транспорта, хотя при желании можно сесть и на автобус.
- Если же прогулка не пугает – выходите на улицу Кирочную и направляйтесь к переулку Радищева. Идти следует по уменьшению нумерации зданий. Сам переулок будет слева. Сверните в него и продолжайте движение. Уже через минуту вы увидите храм, а чуть позже (в конце переулка Радищева) выйдете на Преображенскую площадь, на которой и расположен собор.
Посещение Спасо-Преображенского собора
Верующие и туристы могут побывать в этом храме каждый день.
Открыт он с 8.00, а по средам, пятницам и воскресеньям здесь служат раннюю литургию – с 7.00
Закрываются двери храма в 20.00.
Обратите внимание, что начинается литургия здесь в 10.00 каждый день (в воскресенье, пятницу и среду здесь служат два таких богослужения – раннее и позднее).
Начало вечерни – в 18.00.
Важно! Поскольку храм является действующим, проводить фотосъемку внутри строго запрещено. Важно! Поскольку храм является действующим, проводить фотосъемку внутри строго запрещено
Важно! Поскольку храм является действующим, проводить фотосъемку внутри строго запрещено. Это правило действует для всех посетителей
Это правило действует для всех посетителей.
Как и в любом другом православном соборе, не забывайте о соответствующем внешнем виде:
- для женщин обязательными являются головные уборы (платки, косынки), а также платья или юбки, которые прикрывают колени;
- мужчинам нельзя входить в церковь в шортах, спортивной одежде, с голым торсом.
- не стоит пользоваться резкими парфюмами или слишком душиться;
- женщинам лучше отказаться от губной помады или стереть ее до того, как они будут прикладываться к образам.
Решив посетить этот храм, обязательно обратите внимание на его ограду, для которой использовали более ста трофейных орудий. Это своеобразный памятник героям русско-турецкой войны
Внутри собора находится доска, на которую нанесены фамилии офицеров Преображенского полка, погибших в период с 1702 до 1917 года. Сам храм считался «собором всей гвардии».
Посетителям стоит обратить внимание и на прекрасную внутреннюю роспись, которая украшает как стены, так и купола. К ней приложили руку многие известные художники
Важно! Постарайтесь посетить храм во время богослужения – так вы сможете насладиться пением хора, которое поражает своим великолепием. В этом видео собрана более детальная информация о соборе в Санкт Петербурге
Приятного просмотра!!!
Спасо-Преображенский собор, куда ходили на службы гвардейцы, является одним из наиболее посещаемых и сегодня. Он интересен как своей историей, так и внутренним убранством, архитектурой, святынями
В этом видео собрана более детальная информация о соборе в Санкт Петербурге. Приятного просмотра!!!
Спасо-Преображенский собор, куда ходили на службы гвардейцы, является одним из наиболее посещаемых и сегодня. Он интересен как своей историей, так и внутренним убранством, архитектурой, святынями.
Образ Спаса Нерукотворного
Образ Спаса Нерукотворного находится на аналое у правого клироса. Он тесно связан с жизнью Императора Петра Великого и был его любимым образом.
Написанный, предположительно, в 1676 году для Царя Алексея Михайловича известным московским иконописцем Симоном Федоровичем Ушаковым, к Царю Петру образ перешел от матери, Наталии Кирилловны, и всегда сопутствовал ему в походах.
Это тот самый образ, пред которым Царь преклонял колена при основании Петербурга, испрашивая благословение Божие на новую столицу.
Происходило это так. После водосвятного молебна на Заячьем острове 16(27) мая 1703 года, в день Пресвятой Троицы, Государь самолично взял заступ и начал копать ров. Неожиданно — добрый знак — в небе появился орел, диковинная для севера птица.
В выкопанный ров опустили золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного, некогда посетившего эти места. Взяв три куска дерна, Петр положил их на крышку ковчега со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Основан царствующий град Санкт-Питербурх».
Загрохотали пушки.
Был чудотворный образ Спаса с Петром и во время исторической Полтавской битвы, когда Император чудом остался жив. Три пули достались на долю Царя: одна пробила ему шляпу, другая попала в седло, а третья… несла ему смерть: ударила прямо в грудь; но Бог хранил своего помазанника: пулю удержал крест, бывший на груди Петра.
Позже Нерукотворенный Спас был помещен в домике Петра Великого на Петроградской стороне, в столовой, обращенной в часовню Спасителя.
Нескончаемые паломники текли сюда рекой, с верою в чудотворность царского образа. Петербуржцы так и говорили: идти ко Спасителю.
Благодарный народ, православные всех званий, возрастов и состояний, приносил к любимому образу бесчисленные пожертвования — иконы, оклады, кресты.
Она же именньгм указом 1 июля 1842 года повелела: «В день празднества Нерукотворенного Образа, 16 августа, казенных никаких работ не производить».
Этот образ ежегодно, в день Преполовения Господня, обносили крестным ходом вокруг Петропавловской крепости.
В прошлом веке почитатель святыни оставил глубоко проникновенное ее описание: «Этот древний образ имеет чудный вид. С первого взгляда лик Спасителя кажется строгим, но когда всмотришься в него, в глазах видны необыкновенное смирение и кротость, глубина страданий и божественное величие.
Вид Спасителя вообще печальный и страждущий, но вместе с тем в лице Его сияет глубочайшее спокойствие… Щеки впалые, от сильной худобы заметны даже глазные впадины. На челе видны кровавые капли, еще как бы не запекшиеся: они как будто только что скатились из-под тернового венца.
Над бровями выступают страдальческие складки, так что как будто Страждущий не выдержал ужаснейшей боли; содрогнулся от нее, но все-таки удержал спокойствие духа до конца.
Вообще весь лик Спасителя покрыт неизъяснимым совершенством, так что взирая на Него, благоговеешь пред Спасителем, глубже чувствуешь свое ничтожество, яснее сознаешь свою греховность, и, умиляясь всею душой, невольно преклоняешь колена перед сим чудным образом Спаса.»
В своем письме Авгарь с глубокой верой просил Спасителя прийти в Едессу и даровать исцеление ему, ее правителю, в награду же обещал разделить с Ним царство. Правитель поручил Анании втайне от Иисуса написать Его Лик.
Живописец передал Христу письмо своего господина, однако написать образ Господа так и не сумел — ему не удавалось достичь сходства, несмотря на все старания. В утешение всевидящий Господь, зная о желании Авгаря, омыл Лицо Свое водой и утер Его чистым полотном (убрусом).
Когда же Он отнял убрус от Лица, то на полотне запечатлелся Его Божественный образ. Получив святыню, Авгарь поклонился ей и получил облегчение в болезни. После Вознесения Спасителя промыслом Божиим в Едессу пришел апостол Фаддей. Он крестил князя, и дом его, и весь город.
Выйдя из святой купели, Авгарь окончательно исцелился.
Спас Нерукотворный прикровенно напоминает каждой кающейся душе об одном из главных событий в Священной истории. Человек, созданный по образу и подобию Божию, после грехопадения осквернил в себе образ Божий.
Но милостив Творец! В спасительных таинствах Матери-Церкви очищается душа грешника, соединяясь с Господом. «Истинный образ Божий всегда нерукотворен, — размышляет духовный писатель XIX века.
— Отсюда следует, что цель всех наших усилий, занятий, наук, должна состоять только в том, чтобы представить Богу наши души как чистый убрус, способный принять Божественное изображение».
После закрытия часовни на Петроградской стороне в январе 1930 года, древний образ перенесли в Свято-Троицкую церковь на Стремянной улице, а когда в 1936 году снесли и ее, — в Спасо-Преображенский собор.
УНИКАЛЬНАЯ ОГРАДА
На месте главный свидетель «военного» прошлого собора — уникальная ограда вокруг храма. Она изготовлена из стволов пушек, вывезенных из турецких крепостей после победы русского оружия в войне 1828–1829 годов. На некоторых орудиях еще удается прочитать полученные при отливке имена: например, «Священный полумесяц», «Гром извергающий», но сами они перевернуты жерлами вниз и скреплены цепями в знак того, что больше никогда не будут стрелять. Сверху на неприятельских пушках, символизируя победу, восседают российские двуглавые орлы с царскими коронами. Правда, они были сняты в 1920–1940-х годах, но к сегодняшнему дню восстановлены.
История собора
Храмовое сооружение имеет богатую историю. Старинная постройка на сегодняшний день ушла под землю на 90 см. Толщина стен составляет более метра.
Возведение и основание
Князь Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, основал собор в 12 веке. Стены сооружения выложены из хорошо обтесанных блоков белого камня по полубутовой технике. Каменные блоки укладывались почти без связующих материалов и подгонялись друг к другу с большой точностью. Затем щели между булыжниками засыпали обломками камня, щебня и кирпича. Получалась стена, которая заливалась раствором извести. Подобная техника укладки испол ьзовалась, в основном, в Риме.
Ленточный фундамент храма сделан из булыжника и извести. Основание уходит на глубину, примерно, на 1,2 метра и доходит до плотного слоя глины.
Историческая судьба
Смерть Владимира Мономаха приостановила строительство святыни. Андрей Боголюбский, сын Долгорукого, завершил работы по возведению через 5 лет, в 1157 году.
В этом храме был крещен Александр Невский. Собор стал местом захоронения для русских князей. В его стенах обрели свой покой сын Александра Невского – Дмитрий Александрович и внук Александра Невского — Иван Дмитриевич.
Молельню разоряли много раз. Происходило это во времена татаро-монгольских набегов. Много ценностей было украдено. Собор восстанавливали после каждого набега.
В храме проводились собрания Русской православной церкви с 1310 года. Сергий Радонежский здесь был принят в сан священника. Сам Иван Грозный несколько раз приезжал на богомолье.
При советской власти храм работал, но с перебоями, и в конце концов был закрыт. Пока собор пустовал произошло разрушение здания и крыша протекла.
Большевики вывезли:
- святые реликвии;
- церковную утварь;
- дорогие дары, принадлежащие святой земле.
Реставрировали здание в 2000-х годах.
Основные преобразования:
- выполнено восстановление и укрепление стен;
- крест позолочен;
- заменена кровля.
История фресок
Храм пострадал не только от вредного воздействия влаги и времени. Наибольший урон ему нанесли реставраторы.
«Страшный суд» и «Богоматерь на престоле» — это фрески, которые нашел в 1862 году Н.А. Артлебен, знаменитый зодчий (архитектор) и краевед. В 1893-94 гг. проводили реставрацию, и святыни были аккуратно сняты с тонким слоем стен. Их уложили в ящики — реставрацию хотели проводить в Москве, так как не имели возможности провести ее на месте. Деньги на перевозку выделены не были.
На собрании Археологов в 1895 году было принято решение о том, что фрески не заслуживают дальнейшего хранения. Их беспорядочно сложили в холодном подвале. Хорошо сохранился только один небольшой кусок. На него можно полюбоваться в Московском Историческом музее. Фрагмент носит такое название – поясное изображение апостола Симона.
Все фрески, которые когда-то давно являлись украшением святыни, в 19 веке (в процессе реставрационных работ) были счищены. Посчитали, что они не представляют никакой ценности. И теперь в соборе просто пустые стены.
Современное положение
Сейчас храм является памятником старины и принадлежит Никольскому монастырю. Службы в нем проводятся редко, всего 3 раза в год. Собор носит статус музея-заповедника и является главным экспонатом.
В течение года туристы тысячами посещают Переславль Залесский. Многие паломники приезжают сюда для того, чтобы попасть внутрь храма и насладиться духом давно ушедших времен. На сегодняшний день музей принял более 70 000 человек.
Настоятели, наместники
- Иоанн I (1330 — 1346)
- Петр (1346 — 1353)
- Иоанн II (Непейца) (1353 — 1374)
- Михаил (Митяй) (1375 — 1377)
- Симеон (1382 — 1382)
- Сергий I (1389 — 1389)
- Игнатий (1389 — 1404)
- Феодосий (1404 — 1404)
- Матфей (1404 — 1404)
- Иларион (1406 — 1406)
- Савва (1410 — 1410)
- Трифон (1453 — 1462)
- Свт. Вассиан I (Рыло) (1466 — 1468)
- Герман (1474 — 1474)
- Елисей (1483 — 1488)
- Афанасий I (Щедрый) (1496 — 1515)
- Савва (1526 — 1530)
- Феодосий (1539 — 1542)
- Нифонт I (Кормилицын) (1543 — 1554)
- Никифор (1554 — 1558)
- Галактион (1558 — 1565)
- Антоний (1565 — 1568)
- Вассиан II (1569 — 1575)
- Свт. Иов (1575 — 1581)
- Иоаким (1581 — 1589)
- Сергий II (1589 — 1589)
- Сильвестр (1589 — 1598)
- Закхей (1598 — 1599)
- Сергий III (1599 — 1606)
- Евфимий I (1610 — 1613)
- Иосиф I (1613 — 1619)
- Нифонт II (1623 — 1623)
- Лаврентий I (1627 — 1629)
- Митрофан (1629 — 1629)
- Тихон I (1630 — 1631)
- Иосиф II (1631 — 1637)
- Лаврентий II (1638 — 1638)
- Иона (1639 — 1645)
- Никон I (Минич или Минов) (1646 — 1649)
- Никон II (1649 — 1654)
- Питирим (1654 — 1655)
- Сергий IV (1656 — 1656)
- Иосиф III (1658 — 1663)
- Прохор (1663 — 1664)
- Иосиф IV (22 декабря 1664 — 9 августа 1674)
- Нифонт III (1674 — 1697)
- Макарий I (1674 — 1681)
- Гавриил I (Кичигин) (1681 — 1684)
- Игнатий (Римский-Корсаков) (1684 — 1692)
- Тихон II (Воинов) (3 апреля 1692 — 21 апреля 1695)
- Трифиллий (Инихов) (4 мая 1695 — 17 мая 1697)
- Исаия (1697 — 23 июля 1699)
- Иларион I (1699 — 1701)
- Иларион II (Властелинский) (1701 — 1702)
- Иоасаф II (1702 — 1710)
- Досифей (Глебов) (1710 — 1711)
- Моисей (1711 — 1714)
- Арсений (1715 — 1716)
- Сергий V (1716 — 1720)
- Иерофей (Прилуцкий) (1721 — 1728)
- Евфимий II (Коллети), Грек (1728 — 1730)
- Феофил (1730 — 1732)
- Иларион II (1733 — 1735)
- Никодим (Скребницкий) (февраль 1736 — 1738)
- Антоний (Илляшевич) (1739 — 1748)
- Гавриил II (Кременецкий) (5 апреля 1748 — 1749)
- Мисаил (Чирский) (1749 — 17 августа 1764 )
- Кирилл I (Ляшевецкий) (17 апреля — 6 августа 1758 )
- Симон (Лагов) (1764 — 1769)
- Иоанн III (Черепанов) (1770 — 1778)
- Иоасаф III (Маслов) (1779 — 1785)
- Павел (Пономарев) (14 января 1786 — 1794)
- Мефодий (Смирнов) (14 февраля 1794 — 1795)
- Амвросий I (Яковлев-Орлин) (1795 — 1796)
- Анастасий (Братановский-Романенко) (1796 — 1797)
- Иакинф (Карпинский) (1797 — 1798)
- Варлаам (Головин) (1799 — 1811)
- Сергий VI (Крылов-Платонов) (14 июня 1811 — 1812)
- Амвросий II (Орнатский) (1812 — 1816)
- Свт. Филарет (Дроздов) (март 1816 — 1819)
- Кирилл II (Богословский-Платонов) (1819 — 1824)
- Поликарп (Гойтанников) (1824 — 1834)
- Аполлос (Алексеевский) (1834 — 1851)
- Агапит I (Вознесенский) (1851 — 1852)
- Агапит II (Введенский) (август 1852 — 28 мая 1877)
- Порфирий (Успенский) (1878 — 19 апреля 1885) еп. б. Чигиринский
- Петр (Екатериновский) (9 августа 1885 — 27 мая 1889) еп. б. Томский
- Иосиф (Чепиговский) (22 июля 1889 — ?) еп. б. Владикавказский
- Нестор (Метаниев) (16 декабря 1889 — 29 января 1894) еп. б. Смоленский
- Анатолий (Станкевич) (29 января 1894 — 20 декабря 1898) еп. б. Калужский
- Климент (Стояновский) (1898 — 1906)
- Борис (Шипулин) (1906 — 1909)
- сщмч. Макарий II (Гневушев) (1909 — 1914)
- Евфимий III (Елиев) (1914 — 1918)
- Кирилл (Соколов) (конец 1917 — 1920)
- Палладий (Добронравов) (1919 — 1922)
- сщмч. Павлин (Крошечкин) (1920 — 1921)
- сщмч. Евгений (Кобранов) (1921 — 1922)
- Алексий (Фролов) (март 1991 — 22 марта 2011) архиеп. Костромской
- Савва (Михеев) (22 марта 2011 — 14 июля 2018)
- Иоанн (Руденко) (14 июля 2020 — 26 февраля 2019)
- Дионисий (Порубай) (с 26 февраля 2019)
Персоналии духовенства, связанные с собором
6(18) августа 1833 г., в день Преображения Господня, в соборе был посвящён в епископы черногорский владыка и поэт Пётр II Петрович Негош.
С 1881 года, состоя на службе в Преображенском полку, старостой собора был гвардии штабс-капитан (впоследствии полковник) Леонид Михайлович Чичагов — впоследствии митрополит Серафим. Будучи уже митрополитом Ленинградским (назначен 23 февраля 1928 года) совершил в соборе свою первую в Ленинграде службу 18 марта (в третью Неделю Великого поста), а также последнюю — 24 октября 1933 года.
В феврале 1931 года по делу о нелегальной отправке регалий Преображенского полка в Копенгаген и передаче их Императрице Марии Феодоровне вместе с другими лицами был расстрелян настоятель собора протоиерей Михаил Тихомиров.
22 апреля 1979 года, за Пасхальной службой, в соборе скончался митрополит Серафим (Никитин), бывший Крутицкий и Коломенский.
С июля 1981 до 1985 года клириком собора был священник Евгений Ждан (c 2002 года — митрополит Нижегородский и Арзамасский).
Настоятели собора
Настоятели собора за всю историю |
|
Даты |
Настоятель |
28 января 1752 — 13 марта 1758 протопоп |
Лука Иванов |
13 марта 1758—1781 протопоп |
Андрей Михайлов |
1781 — … |
протопоп Симеон Матфиев |
1793—1798 |
протоиерей Лукиан Феодотович Протопопов |
18 июня 1799—1806 |
священник Иоанн Рябинин |
1806 — март 1807 в |
протоиерей Александр Александро |
31 марта 1808 — 1 января 1816 |
протоиерей Алексий Алексиевич Торопогрицкий |
29 июня 1816 — 6 сентября 1829 протоиерей |
Антипа Гаврилович Гаврилов |
11 января 1830 — 23 апреля 1867 протоиерей |
Василий Иаковлевич Сицилинский |
12 мая 1867— 15 октября 1882 |
протоиерей Михаил Михайлович Спасский (1800—1884) |
1882 — 29 марта 1901 |
протоиерей Пётр Алексиевич Зиновьевский |
4 апреля 1901 — 17 февраля 1908 |
протоиерей Владимир Феодорович Краснопольский (1841- …) |
19 февраля 1908 — 30 июля 1918 |
протоиерей Сергий Алексеевич Голубев (1860—1918) |
1918 — … |
протоиерей Пётр Васильевич Троицкий (1850- после 1917) |
1921 — июль 1923 |
протоиерей Михаил Владимирович Тихомиров |
июль 1923 — сентябрь 1924 «епископ» Евгений (Белков) |
По чётным числам |
25 сентября 1924 — 25 ноября 1924 |
«архимандрит» Илия (Илия Густавович Тролле) |
1924 — 12 января 1925 |
«священник» Михаил Васильевский |
январь 1925 — апрель 1925 |
«священник» А. Строганов |
1932 — 2 августа 1933 |
протоиерей Ксенофонт Павлович Виноградов (…—1933) |
26 августа 1933—1935 |
протоиерей Иоанн Васильевич Морев |
1935 — 13 марта 1936 |
протоиерей Николай Иоаннович Измайлов (… — около 1942) |
март 1936 — 1 апреля 1937 |
протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954) |
1 апреля 1937 — 14 октября 1937 |
протоиерей Александр Феодорович Архангельский |
октябрь 1937—1940 |
протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954) |
1940 — 19 декабря 1941 |
протопресвитер Алексий Григорьевич Абакумов (1869—1941) |
декабрь 1941 — январь 1944 |
протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954) |
12 января 1944 — 21 ноября 1945 |
протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971) |
10 декабря 1945 — 4 марта 1973 |
протоиерей Сергий Владимирович Румянцев (1903—1977) |
21 февраля 1973 — 25 мая 1977 |
протоиерей Иаков Иосифович Ильич (1931—1981) |
25 мая 1977 — 2 марта 1986 |
протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940) |
2 марта 1986 — 1 июля 1987 |
протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род. 1932) |
23 июня 1987 — 11 августа 2014 |
протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940) |
11 августа 2014 год — настоящее время |
протоиерей Николай Брындин |
Преображенский собор Петербурга внутри
Полуциркулярный свод главного купола, поддерживаемого четырьмя массивными пилонами толщиной около трех метров каждый (у малых глав они — меньшего размера), расписан звездами на голубом фоне с большой Вифлеемской звездой в центре. В парусах главного купола изображены четыре евангелиста; в простенках барабана — восемь ангелов с орудиями Страстей Христовых в руках (крест, копье, трость, молоток и клещи, гвозди и губка, оковы, сосуд с желчью, оцетом и терновый венец); чуть выше —головки ангелов в шестиугольных медальонах. По окружности основания купола тянется надпись:
Под куполом висят большое паникадило на 120 свечей и малые люстры на 64 свечи.
С правой стороны, возле столпа, располагается царское место. Его украшают символы власти самодержца: корона со скипетром и мечом в венке, а также два орла из позолоченной бронзы. У левого столпа — церковная кафедра, украшенная резными гирляндами. На ней золотыми буквами высечена надпись:
Главный престол собора освящен в честь Преображения Господня. Пятиярусный резной иконостас похож на триумфальную арку. Над царскими вратами золочеными буквами написано имя Божие. На вратах —четыре овальные иконы: Благовещения Пресвятой Богородицы (в двух верхних медальонов), евангелистов Иоанна и Марка, Луки и Матфея (евангелисты изображены попарно). В иконостас включены образа святых митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, святого равноапостольного князя Владимира и святых мучеников-страстотерпцев князей Бориса и Глеба, святой благоверной княгини Ольги, благоверных князей царевича Димитрия Угличского и Михаила Черниговского. В центре, на третьем ярусе, — Воскресение Христово. Венчает иконостас икона Господа Саваофа в окружении четырех ангелов. Иконы для соборного иконостаса писали выдающиеся живописцы эпохи: академики Г. И. Угрюмое, А. И. Иванов, В. К. Шебуев, А. Е. Егоров и другие.
Справа от главного алтаря находится южный придел во имя преподобного Сергия Радонежского — покровителя русского православного воинства; слева — северный придел во имя священно-мучеников Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского.
В храме имеется доска со списком офицеров Преображенского полка, погибших на полях сражений в период с 1702 по 1917 год.
Саша Митрахович 13:22
Спасо-Преображенский монастырь XVII век.
После событий Смутного времени прежде всего необходимо было перестроить монастырские укрепления, сильно пострадавшие во время осады. Монастырь расширяет свою территорию, строятся новые стены с башнями. Новые оборонительные сооружения XVII в. были «старые стены толще и выше гораздо». Вначале стали перекладывать западную и южную стороны монастырской ограды, «где понужнее приступные места», так как там враг мог свободно атаковать стены, не боясь огня и ответных атак с городского вала. Новые стены имели значительную высоту — от 7,5 до 10,7 метров при толщине около 3-х метров и завершались машикулями и зубцами. Длина стен около 820 метров. Стена и Богородицкая башня Вид с территории монастыря
За зубцами с внутренней стороны стены был отступ – боевой ход, поддерживаемый аркадами и перекрытый деревянной крышей. Отсюда во время боев защитники обители стреляли через щели бойниц и поливали наступавших врагов кипятком и варом. Внизу между арками шел третий ряд бойниц «подошвенного боя». Снаружи пред стенами проходил глубокий ров. На стенах и башнях имелось хорошее вооружение — 15 крупных и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом.
Большое строительство велось в XVII веке и на территории монастыря.
В 1617-1619 века был возведен новый храм Входа Господня в Иерусалим на месте старой церкви XIII, ровеснице Спасо-Преображенского собора. Во время пожара 1501 года церковь тоже пострадала, но не так сильно, как собор, и простояла еще более ста лет. Храм Входа Господня в Иерусалим XVII века был намного меньше по размерам, чем стоящая сейчас на его месте церковь Ярославских Чудотворцев, и не закрывал собой собор.
Храм после революции
После прихода советской власти богослужения в храме продолжались до 1920 года. Несмотря на попытки прихожан сохранить церковные службы, в 1927 году церковь была закрыта. Чтобы стереть воспоминания о религиозном значении здания, разрушили купол и звонницу, сбросили кресты и колокола. Местные жители помнят, что лик Спаса Нерукотворного над входом в храм кем-то из прихожан был перевернут лицом к стене, закрыт жестью и закрашен.
Позже здание использовали как склад, магазин, научную лабораторию, Дом культуры с кинотеатром. За годы советской власти были утрачены внутренние росписи, иконостас, иконы. Были заложены арочные окна, уменьшена высота потолка.
В 1991 году жители поселка Никита организовали Свято-Преображенскую общину и заключили с Никитским ботаническим садом договор об аренде здания бывшей больницы и церкви. Прихожане своими силами начали ремонт разрушающегося храма.
В 1992 году, в День Преображения Господня, здание вновь освятили, поставили иконы и начали служить молебны. 7 апреля 1993 года освятили престол в алтаре Преображенской церкви, тогда же отслужили первую Божественную литургию.
Теги:Образы РоссииФотогалерея
Фото и видео архив
Видео «История Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге»
Из этого документального фильма вы узнаете историю Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге.
Строительство собора
История строительства начинается в 1743 году. Проект пятикупольного здания русско-византийского стиля разработал Михаил Земцов, а после его кончины руководство перенял на себя Пьетро Трезини.
Первый камень был заложен Елизаветой Петровной собственноручно. Пока шло строительство, императрица внимательно следила за всеми процессами, внося правки и свои предложения. Когда через год возведение церкви Преображения Господня завершилось, она лично присутствовала на обряде освящения.
Вторая жизнь храма
В начале XIX века церковь очень сильно пострадала от пожара. Воспламенение произошло по вине рабочих, и бушующее пламя оставило от строения одни стены. Большую часть реликвий (иконы, ризница, утварь) удалось спасти только чудом.
По указу императора Александра I архитектору В. П. Стасову было поручено восстановить разрушенный собор. Реконструкция проводилась в очень короткие сроки, и уже вскоре Петербург вновь обрел свою святыню. Освящение произошло в 1829 году митрополитом Серафимом.
Храм был действующим всегда. Там проходили службы, принимались прихожане, а во время блокады было устроено бомбоубежище. Здание вмещает около трех тысяч людей, при нем имеется воскресная школа и хор. С 2014 года настоятелем назначен протоиерей Николай Брындин.
Памятник архитектуры позднего классицизма
Площадь Спасо-Преображенского собора составляет 1180 кв. м, а самая высокая точка находится на уровне 41, 5 м. Главный вход обрамляют четыре колонны высотой по 12 метров каждая. Церковь увенчал большой купол, на котором высится восьмиметровый крест. На северо-западной колокольне расположены часы.
Стены храма оформлены лепкой, изображающей воинскую атрибутику. Окна прямоугольные с закругленным верхом. Церковь имеет три престола. Главный посвящен Преображению Господнему, южный – Сергию Радонежскому, а северный – великомученику Клименту, Петру Александрийскому и папе Римскому.
Площадь Спасо-Преображенского собора составляет 1180 кв. м
История
Первоначально возведён по повелению императрицы Елизаветы Петровны в период с 1743 по 1754 год по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол с помощью солдат и офицеров этого полка. Закладка трёхпридельного собора состоялась 9 июня 1743 года. После смерти Михаила Земцова строительством руководил архитектор Пьетро Трезини, который несколько изменил проект, сделав собор в стиле барокко пятиглавым. Собор был освящён архиепископом Сильвестром 5 (16) августа 1754 год в присутствии императрицы, накануне праздника Преображения Господня. Пятиярусный иконостас и алтарная сень выполнены московскими резчиками Кобылинскими по эскизу архитектора Ф. Б. Растрелли. Образа написал художник М. Л. Колокольников.
12 ноября 1796 года, во время царствования императора Павла I, полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».
8 (20) августа 1825 года возник пожар и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены.
В 1825—1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. Восстановленный храм был освящён 5 (17) августа 1829 года митрополитом Серафимом (Глаголевским). Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня, правый (южный) придел — в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) — в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается 25 ноября (по старому стилю).
Спасо-Преображенский собор был выбран в качестве архитектурного образца для сооружения Троицкого собора в городе Моршанске Тамбовской губернии, строительство которого началось в 1836 году и завершилось в 1857-м.
При соборе с 1871 года действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры. С 1912 года в нём действовало Братство трезвости и целомудрия. В праздник Преображения Господня (народное название — Яблочный спас), приходящийся на 6 августа (по старому стилю), у храма устраивался традиционный фруктовый базар.
После Октябрьской революции 1917 года собор оставался действующим. В 1918 году он стал приходским, и знамёна, орудия и военные трофеи, хранившиеся в соборе, были изъяты и переданы в Артиллерийский музей, а с1950 года эти реликвии находятся в коллекции Эрмитажа. Также в 1920-е годы были изъяты многие ценные иконы.
В 1922 году собор перешёл к обновленцам. С 1924 по 1926 год собор принадлежал обновленческой группе «Союз Церковного Возрождения», возглавляемой Антонином Грановским, который к тому времени отделился от Обновленческого Синода). Однако, «крохотная община не могла содержать огромного здания. Собор был вскоре передан староцерковникам».
С 1935 года до января 1944 года собор находился в ведении обновленческих структур; с 1939 года, после закрытия храма Спаса на Сенной, был главным обновленческим храмом в Ленинграде. Во время Ленинградской блокады в подвале храма было устроено бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывалась помощь раненым.
В 1946—1948 годах была проведена реставрация фасадов и интерьеров храма.
Официальный сайт
У храма есть свой сайт https://spaso-preobr-sobor.ru, где всегда можно посмотреть необходимую информацию, ознакомиться с временем проводимых экскурсий и узнать последние новости из жизни святыни северной столицы. Сайт удобен и прост в обращении, любой гость Санкт-Петербурга с легкостью на нем найдет то, что его интересует. Здесь можно ознакомиться с историей и описанием собора, прочитать последние новости, узнать об организациях, действующих под его началом, а также просмотреть расписание богослужений, проводимых в храме. Примечательно, что список богослужений представлен на неделю, а не на месяц, как во многих подобных организациях.
Ограда
В 1832—1833 годах по проекту конструктора Стасова в память о победе в русско-турецкой войне 1828—1829 годов вокруг собора сооружена ограда, база которой — стволы трофейных турецких пушек, взятых со стенок турецких крепостей Измаила, Варны, Тульчи, Исакчи, Силистрии, также взятые в сражении под Кулевчи. На стволах сохранились вычеканенные гербы Османской империи, а на неких из их — данные им имена: «Гнев аллаха», «Священный полумесяц», «Гром извергающий», «Дарю только смерть». По велению правителя Николая I в дар собору были выделены 18- и 24-фунтовые трофейные орудия.
Ограда состоит из 102 бронзовых орудийных стволов, установленных на 34 гранитных основания, по три на каждом. Стволы орудий установлены дульным срезом вниз, в символ того, что они уже никогда не будут участвовать в военных действиях. Все средние стволы украшены двуглавыми соколами с коронами. Все группы орудий соединяются громоздкими декоративными цепями. Створки основных ворот собора украшены щитами с бронзовыми изображениями медалей за русско-турецкую войну. Также вокруг собора стояли двенадцать орудий и два единорога (длинноствольных орудия), составлявших собственность Преображенского полка.
В 1886 году в ограде выстроена часовня (конструктор И. Б. Слупский). В 1916 году архитектором С. О. Овсянниковым планировалась постройка усыпальницы для захоронения офицеров, павших в Первой мировой войне, но она так и не была осуществлена.
Скоро после революции золочёные двуглавые соколы на ограде, также медальоны и крест на центральных воротах соборной ограды были демонтированы и уничтожены. В 2004 году все эти элементы были воссозданы и возвращены на свои места.
Любознательный факт: специально для эпизода в кинофильме «Две жизни» на ограде собора, с западной стороны были в точности восстановлены двуглавые соколы, а на центральных воротах — медальоны с крестами и крест с сиянием поверх ворот. После окончания съёмки все эти элементы были демонтированы.
Ещё один любознательный факт: при съемке кинофильма «Собачье сердце» в одном из эпизодов заснят Спасо-Преображенский собор (хотя действие повести происходит в Москве).
Главные ворота