Церковь спаса-на-сенной

Холерный бунт на Сенной площади

В 1831 году в Санкт-Петербурге началась эпидемия холеры. Массовая смертность объяснялась отсутствием эффективных методов лечения и нехваткой медперсонала. В тоже время среди бедных людей распространился слух, что в больнице людей преднамеренно заражают этой болезнью.

22 июня на Сенной площади собрались толпы возмущенных горожан, решивших разгромить расположенную здесь Центральную Инфекционную больницу. Николай I принял решение силой подавить протест. Гвардейские полки окружили район, а вскоре приехал император и остановил восстание. Об усмирении холерного бунта рассказывает сюжет одного из барельефов памятника императору Николаю I на Исаакиевской площади.

Примечания

  1. Кан П. Я. Прогулки по Петербургу. — СПб.: Палитра, 1994. — 412 с. — ISBN 5-289-01813-1.
  2. ↑ Путеводитель по С.-Петербургу. Репринт. воспроизведение изд. 1903 года. — СПб.: Икар, 1991. — ISBN 5-85902-065-1. — С. 182.
  3. Здание гауптвахты находилось в северном углу площади, напротив церкви, через Садовую улицу и сохранилось до наших дней.

  4. А. П. Павлов ?
  5. Семь пудов
  6. 542 пуда 18 фунтов
  7. Жданов А. М. «Сенная площадь» // Метрополитен Петербурга : легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли / Андрей Жданов. — М. : Центрполиграф, 2017. — С. 255. — 2000 экз. — ISBN 978-5-227-07543-7.
  8.  (недоступная ссылка)

Достопримечательности Сенной

Храм Успения Пресвятой Богородицы – построен в 1765 году русским зодчим Андреем Квасовым на пожертвования богатейшего купца Саввы Яковлева, Пятиглавая высокая, красивая церковь, получившая в народе название Спас-на-Сенной, выглядела удивительно легкой и воздушной.

В храме одновременно находились 5 тысяч человек. Высота колокольни – 70 метров. Не пострадавшую даже от налетов немецких летчиков церковь снесли при строительстве метрополитена. Уничтожение храма на Сенной площади – тяжелейшая архитектурная потеря Санкт-Петербурга.

В 1820 году построено здание гауптвахты – место для размещения караула, здесь же содержали арестованных. Небольшой павильон с портиком и 4 колоннами выглядит нарядно и аккуратно. Во дворе – хозяйственные постройки. В 1886 году здесь устроили лабораторию по контролю качества продуктов, продаваемых на сенном рынке. В советское время – автовокзал для междугородных рейсов.

В 2003 году на площади смонтировали фонтан «Нептун» с изящной и лаконичной архитектурой. Французский архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон создал его в 1809 году. Фонтан, который находился на Царскосельской дороге и использовался как поилка для лошадей, перенесли на площадь. Облик фонтана прост, но изящен – на закругленной стеле красуется бронзовый барельеф бога Нептуна.

На Сенной рынок ежегодно приходят 25 тысяч жителей города. После полной реконструкции в 1998 году рынок стал современным, удобным и безопасным. Администрация рынка заключила договоры на поставку продуктов с лучшими фермами Ленобласти. Отборные овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыба традиционно славятся высоким качеством.

Торговый комплекс «Сенная» – первый в Санкт- Петербурге совместивший отдых с шопингом. Здесь – более сотни магазинов с разнообразными товарами. Услуги торгового центра: парикмахерская и салон красоты, химчистка и аптека, банк и автомойка.

На втором этаже – фуд-корт с русской, европейской, восточной и азиатской кухней. На третьем этаже можно заняться боулингом, поиграть в бильярд и сходить в ресторан.

Торгово-развлекательный комплекс ПИК – пятиэтажный торгово-развлекательный комплекс с панорамными окнами, из которых посетители любуются видами центральной части Санкт-Петербурга. Здесь разместились магазины известных марок.

На последнем этаже – панорамный ресторан с видом на Исаакиевский собор, работают кафе. Рядом – рынок «Апраксин двор» с товарами по доступным ценам.

Сенная площадь – необыкновенно популярное место и у жителей Санкт-Петербурга, и у туристов.

Дореволюционная история

В течение XIX века здание церкви претерпело ряд изменений.

Вскоре после постройки неравномерная осадка здания привела к повреждению колокольни. В 1816—1817 годах архитектор Л. Руска создал проект частичной переделки здания, соединив вместе тёплую и холодную церкви. Вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, повторяющий очертания портика гауптвахты, возвёденной по проекту того же зодчего.

В начале XX века. Ответные портики церкви и гауптвахты, построенные Л. Руска, обновлённая форма колокольни

Архитектор А. И. Мельников на южной стороне от главного алтаря построил придел во имя Всемилостивого Спаса, который был освящён 14 января 1822 года. После этого ему были поручены работы по ремонту.

В 1833—1835 годах, при настоятеле И. И. Иванове, по проекту Мельникова были переделаны купола и своды церкви; 14 февраля 1835 года был освящён северный придел во имя Архангела Михаила, построенный П. Ф. Воцким.

В 1867—1873 годах были проведены работы по капитальной переделке верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, одновременно была несколько изменена форма глав и переделаны портики. Автором проекта был архитектор Г. И. Карпов. Работы начались с обновления главной церкви, после её освящения были продолжены в малой. Новое освящение каждого престола было полным, так как все пять престолов были сняты со своих мест; 1 октября 1870 года состоялось освящение перестроенного храма, но работы не были завершены и продолжались до 1873 года.

В результате этого комплекса переделок, по мнению некоторых современников, к началу XX века архитектура здания утратила стилистическое единство.

В 1897—1898 годах под руководством В. В. Виндельбандта были пристроены бетонные тамбуры, а купола были покрыты золочёной медью.

В 1902—1903 годах по проекту И. И. Яковлева были произведены работы по удлинению боковых приделов храма, а также произведён ремонт и реставрация икон.

В храме более полувека (с 1858 года) прослужил протоиерей Константин Никольский.

Ежегодно, 1 августа, в воспоминание избавления от холеры, традиционно совершался крестный ход.

ТРК ПИК

ТРК ПИК — это пятиэтажный торгово-развлекательный комплекс, панорамные окна которого позволяют посетителям любоваться красивыми видами центральной части Санкт-Петербурга.

В нем разместились магазины многих известных марок. Панорамный ресторан «BARASHKI» расположен на последнем этаже здания, откуда открывается великолепный вид на Исаакиевский собор. Также работает кафе Orange, а для почитателей кофе — Кофе Хауз и Сoffeeshop.

Имеются бильярд и тир, открыт 8-ми зальный киноцентр, на цокольном этаже находится гипермаркет «Перекресток».

Также много магазинов расположено на Садовой улице. Рядом работает рынок «Апраксин двор», где предлагаются товары по доступным ценам.

В настоящее время принято решение о реконструкции Сенной площади, в ходе которой будет восстановлена церковь и примыкающая к ней 70-ти метровая колокольня. Строительство будет выполняться за счет средств инвесторов, ведется сбор средств на воссоздание храма.

Проект реконструкции предусматривает строительство над вестибюлями метро нового торгового центра «Пик-2», а также восстановление фасадов доходного дома, взорванного вместе с храмом в 1961 году.

Сенную площадь, под которой расположены три станции метро, иногда называют чревом Санкт-Петербурга, по аналогии с чревом Парижа — кварталом Ле Аль, под которым находится четырехуровневый коммерческий центр и самый большой подземный железнодорожный вокзал в мире. Сенная площадь во все времена была центром притяжения жителей Санкт-Петербурга и объектом внимания коммерсантов.

Церковь Спаса на Сенной

В 1753–1765 годах на месте деревянного храма на средства купца-миллионщика Саввы Яковлева возводится каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую в народе часто называли церковью Спаса на Сенной.

Храм являлся образцом позднего барокко в архитектуре. Он был настолько красивым и совершенным, что долгое время искусствоведы полагали, что его создал Бартоломео Растрелли. Позже было установлено, что церковь построена по проекту русского архитектора Андрея Квасова.

Храм был пятиглавым, но выглядел легким и воздушным. В нем одновременно могли находиться до 5 тысяч верующих. По своей высоте его колокольня была второй архитектурной доминантой в Северной столице после шпиля Петропавловского собора.

В XIX веке храм трижды перестраивался: в 1816–1817 годах реконструкция выполнялась по проекту архитектора Луиджи Руска, в 1833–1835 годах — по проекту Авраама Мельникова и в 1867 году — под руководством архитектора Григория Карпова. Не смотря на все перестройки, церковь сохранила свой барочный вид.

Во время войны, по счастливой случайности, храм не пострадал от налетов немецкой авиации, но, к сожалению, не уцелел во время сооружения метрополитена.

В 1961 году из-за необходимости строительства вестибюля станции метро «Площадь Мира» приняли решение разрушить храм. С него сняли купола, а затем взорвали.

В XVIII и в начале XIX века Сенная площадь была местом, где проводились публичные наказания за воровство и мошенничество, так называемые торговые казни, когда провинившихся при всем народе били кнутом и плетьми. Этот район был известен своими трущобами, его населяли самые бедные горожане, быт и нравы которых описал Федор Достоевский в романе «Преступление и наказание».

В 1883–1886 годах по проекту Иеронима Китнера на Сенной площади было построено четыре здания Торгового центра. Не смотря на все усилия по благоустройству, этот район всегда был грязным и многолюдным, это было самое злачное место Санкт-Петербурга с множеством питейных заведений и публичных домов, ночлежек и притонов.

Ценности церкви

Церковь была огромна и посещаема, само расположение и привязка к местным топонимическим объектам явилось предпосылкой появления у храма уникальных ценностей.

Материальные сокровища

Церковь украшал высокий вызолоченный иконостас, выполненный в стиле барокко с иконами середины XVIII века, который считался одним из лучших в столице.
В церкви был установлен престол с золочёной ротондой, украшенной серебряными барельефами, отличавшийся совершенством художественной чеканки.
Весивший более 100 килограммов уникальный престол был пожертвован в 1786 году создателем храма.
Храмоздатель С. Я. Яковлев также преподнёс храму плащаницу малинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом.
Для этой плащаницы в 1856 году была изготовлена новая гробница из серебра весом около 115 кг.
Её изготовил известный ювелир Ф. А. Верховцев и по образцу этой гробницы позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора.

Из образов более всего в храме почитались:

  • Местный образ Успения, обрамлённый в золочёную серебряную раму с осыпанной жемчугами ризой.
  • Список Тихвинской Божией Матери из часовни. Он выставлялся на паперти 27 июня для поклонения.
  • Образ Христа Спасителя. Перед ним вологодское землячество молилось 18 октября в память избавления в 1605 году их города от чумы.

Кроме того, художественной ценностью обладали большие иконы «Погребение Спасителя» и «Прп. Андрей, епископ Критский» кисти В. М. Пешехонова, а также картины художника Г. Г. Мясоедова.

Наконец, выдающейся ценностью храма были колокола.
Среди пятнадцати колоколов храма были лучшие образчики произведений отечественного художественного литья.
Самый большой из них был отлит в Москве на заводе Ясона Струговщикова и весил 8900 кг.

Окормление паствы

Спасо-Сенновская церковь была мощным социально-культурным центром Петербурга:

  • В 1820-х годах при церкви существовало приходское духовное училище.
  • Церковь считалась особым приютом для сирот, в дома церкви помещали вдов и сирот духовного звания.
  • При церкви в декабре 1871 года было учреждено Благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам (начало действовать 16 декабря 1873 года). При Обществе существовали богадельня для старых женщин и приют для детей.

В 1903 году причт церкви просил возвести храм в ранг собора, этот ранг был получен в 1923 году.

К церкви было приписано несколько часовен: в Апраксином дворе, в Большой линии — Тихвинская (существовала с 1805; в 1893 по проекту В. Ф. Харламова сделана из чугуна) и Казанская (1800-е, 1847 — по проекту И. Д. Корсини, 1879, тоже из чугуна,- А. Л. Гольм), в Мариинском рынке — Марии Магдалины (1882, А. И. Кракау) и в Михайловском проезде — Ильинская (1850-е) и шатровая, чугунная Всех святых (1916, гражд. инж. Л. М. Харламов).

Хроника Сенной площади

Возникновение Сенной площади и возведение ее ансамбля начато при императрице Анне Иоановне в 1737 году, когда в центре Санкт-Петербурга сгорел полностью главный торговый центр – Морской рынок.

Основание рынка

Опасаясь повторных пожаров, городские власти решили перенести торговые ряды на окраину города. На свободной территории за рекой Мойкой вырубили лес и оборудовали площадь для торговли, которую сначала называли Большой и Конной.

Рынок считался дешевым, здесь шла веселая и бойкая торговля, крестьяне уезжали с весомой прибылью, потому что не платили налог с дохода. Первые годы на площади торговали соломой, дровами и сеном, с чем и связано ее название. Сено взвешивали вместе с телегой на огромных весах.

Крестьяне продавали мясо, рыбу, овощи и масло, кур и цветы, так что весной правая сторона площади превращалась в импровизированный сад. Торговлю вели с возов и телег, здесь всегда толпился народ.

Злачное место

За площадью закрепилась дурная слава, ее считали самым страшным местом в городе. Трущобы, публичные дома, кабаки и ночлежки с жестокими нравами населяла пестрая публика: бродяги, воры, мошенники, которые поддерживали неповторимый колорит Сенной. Вблизи строились доходные дома, где селилась столичная беднота: студенты, отставные чиновники, вдовы.

Здесь находились гауптвахта и эшафот для публичного наказания преступников. Николай Алексеевич Некрасов написал о наказании крепостной женщины так:

Вчерашний день часу в шестомЗашел я на Сенную.Там били женщину кнутом,Крестьянку молодую.Ни звука из ее груди,Лишь бич свистел, играя…

По грязной и пыльной Сенной в бреду и горячке бродил Раскольников, герой романа Достоевского «Преступление и наказание». В том же районе ютилась семья Мармеладовых, Соня и старуха-процентщица.

Холерный бунт

В 1831 году в Петербург нагрянула страшная беда – холера. Люди умирали: не было больниц и врачей. Среди рабочего люда прошел слух, что в больницах вовсе не лечат, а заражают холерой. 22 июня рабочие и крестьяне взбунтовались, начали громить больницы и расправляться с врачами.

Разъяренная толпа собралась на Сенной площади. По приказу императора Николая I к восставшим прибыли гвардейцы, но навести порядок им не удалось. Тогда царь лично прибыл на площадь к возмущенной толпе.

Государь у всех на виду выпил лекарство, которым лечили от холеры в больницах, поцеловал ближайшего к нему мужика и заверил, что болезнь скоро отступит. Так был остановлен народный бунт, прозванный холерным.

Реконструкция и события в советское время

В 30-е годы XX века площадь начали благоустраивать. Старые постройки снесли, рынок, названный Октябрьским колхозным, перенесли на новое место.

В 1951 году Сенную переименовали, назвав площадью Мира. В 90-е годы площадь, которой в 1991 году вернули историческое название, покрылась бесконечными рядами ларьков и торговых палаток. Сюда приезжали люди, чтобы запастись дешевыми продуктами. Огромными сумками несли с рынка макароны и тушенку, крупы и овощи.

10 июня 1999 года случилась трагедия. В час пик на выходе из метро в считанные секунды на людей упал 24-тонный козырек павильона. 7 человек погибло, 12 раненых. Комиссия установила, что причина обрушения – ошибка в проектировании.

В 2017 году на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» произошел теракт, унесший жизни 16 человек.

Изменился облик Сенной к 300-летию Санкт-Петербурга. На площади замостили тротуары, поставили скамейки, посадили деревья и цветы. На месте неприглядных ларьков появились новые торговые павильоны, стилизованные под Петербург XIX века.

Торжественно установили на площади Башню Мира высотой 18 метров, преподнесенную в подарок от Франции. Стела из двух прозрачных стеклянных полусфер, на которых выгравировано на 50 языках слово «Мир», простояла до 2010 года. Конструкция не выдержала аномальной жары, на монументе образовалась трещина, и его демонтировали.

Строительство

Купцы с Сенной площади настойчиво обращались к городским властям с просьбой о постройке церкви с 1743 года и получили разрешение на её строительство через 8 лет.
На Выборгской стороне была куплена готовая деревянная церковь Происхождения Честных Древ и после переноса она была освящена 18 июля 1753 года на новом месте.

Вид со стороны колокольни

Каменная церковь была заложена 20 июля 1753 года архиепископом Сильвестром.
Церковь строилась на средства богатого откупщика Саввы Яковлева (Собакина). Архитектором в старину считался Бартоломео Растрелли, в настоящее время более вероятным автором проекта признаётся Андрей Квасов, хотя некоторые авторы не исключают участия Растрелли на основании характерных плана и пропорции сооружения и изящества постановки главного купола. Храм впоследствии был расширен пристройкою двух приделов, во имя Спаса и Архангела Михаила на средства К. И. Новикова. Кроме того, Растрелли возводил неподалёку особняк Яковлева (не сохранился).

Церковь планировалось разделить на тёплую половину с двумя приделами и однопрестольную холодную.
В 1758 году храм был готов, но не был освящён: комиссия архитекторов предложила переделать своды.
В итоге освящение первого, Трёхсвятительского придела (левого) произошло только 20 июня 1761 года.
Под этим приделом был устроен склеп, в который с Сампсониевского кладбища Яковлев перенёс останки своих родителей.
Внешне церковь была завершена строительством к 1762 году, и 2 октября 1764 года произошло освящение правого придела во имя преподобного Саввы, имя которого носил храмоздатель.
5 декабря 1765 года состоялось освящение главного, холодного придела, освящённого во имя Сретения Господня (позже он был переосвящён во имя Успения Божией Матери).
Образа в этом приделе исполнил известный живописец Михаил Колокольников.

В итоге величественное и просторное здание церкви увенчивали пять куполов, расположенных на многогранных барабанах.
Величественная трёхъярусная колокольня была увенчана слегка удлинённым куполом, к ней примыкала высокая трапезная.

Архитектура храма была выдержана в смешанном стиле, переходном от барокко с классицизму. Высокий позолоченный иконостас храма считался одним из лучших в Петербурге. Примечательны были также живопись греческого письма и серебряный престол весом в 6 пудов 38 фунтов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector