Храм покрова пресвятой богородицы в медведкове: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Содержание:
Содержание
- 1 Белоруссия
- 2 Германия
- 3 Казахстан
- 4 Китай
- 5 Латвия
- 6 Молдавия
- 7 Польша
- 8 Приднестровье
- 9 Россия 9.1 Москва
- 9.2 Санкт-Петербург
- 9.3 Брянская область
- 9.4 Вологодская область
- 9.5 Воронежская область
- 9.6 Калининградская область
- 9.7 Калужская область
- 9.8 Красноярский край
- 9.9 Курская область
- 9.10 Липецкая область
- 9.11 Московская область
- 9.12 Нижегородская область
- 9.13 Оренбургская область
- 9.14 Ростовская область
- 9.15 Республика Северная Осетия-Алания
- 9.16 Свердловская область
- 9.17 Ставропольский край
- 9.18 Тверская область
- 9.19 Другие регионы
10 Узбекистан
11 Украина
12 Финляндия
13 Примечания
14 См. также
Воскресная школа
К Богу приходят в разный период своей жизни. Кого-то приводят родители, и ребенок всю жизнь посещает храм. Многие приходят в достаточно взрослом возрасте и хотят приобщиться полностью к вере. Для этого необходимы новые знания.
При храме работает воскресная школа. Служители храма приглашают на занятия детей и взрослых. На уроках ученики изучают богословие, Священное Писание Старого и Нового Завета, катехизис, историю Православной Церкви.
Ученики не просто приходят на занятия, как в общеобразовательной школе. Они активно участвуют в жизни храма. Участвуют в богослужении, поют на клиросе, помогают священникам в организации православных служб.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Адрес: Заповедная ул., 52. Медведковское кладбище.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1634-1635) в Медведкове
на реке Яузе была построена на месте прежней деревянной при первых владельцах села князьях Пожарских.
Первое упоминание о селе Медведково встречается в писцовой книге как о «старинной вотчине» отца князя Дмитрия Михайловича Пожарского
. Вероятно, название села происходит от первого владельца, Василия Федоровича Пожарского по прозванию Медведь. В Смутное время село было разорено; к1620-м годам пустошь снова обстроилась; тогда же в Медведкове на средства Д.М.Пожарского была выстроена шатровая деревянная церковь, для которой отлили памятный колокол в честь освобождения Москвы. На его же средства была возведена существующая ныне церковь. После Пожарских в конце XVII века село перешло к приближенному царевны Софьи князю В.В.Голицыну, женатому на сестре последнего Пожарского, а в XVIII веке досталось Ф.К.Нарышкину, дяде Петра I, а после него – Л.К.Нарышкину. На этом громкие имена владельцев села не закончились: следующим хозяином стал зять Льва Кирилловича князь А.М.Черкасский. В конце XIX века Медведково превращается в дачное место, здесь останавливались поэт В.Брюсов, художники К.Коровин, М.Врубель.
Каменный шатровый храм был выстроен Дмитрием Пожарским после ранней смерти его любимого сына Федора. Это один из последних шатровых храмов, построенных до Никоновской церковной реформы, запретившей строительство таких церквей как «не соответствующих чину». Высокий шатер, увенчанный маленькой главкой, окружают боковые купола на барабанах – отдаленные следы влияния архитектуры храма Василия Блаженного. Основание шатра скрыто рядами кокошников, а грани украшены мелкими цветными вставками. Восьмерик, на который поставлен шатер, достаточно широк, в его гранях прорезаны узкие окошки.
У храма три апсиды, разделенные полуколоннами; в боковых апсидах прорезаны окна. Северный придел – Девяти мучеников Кизических, южный – Преподобного Сергия; оба придела были основаны в 1690г. В нижней части – высоком подклете, на который поставлен храм, устроен теплый храм во имя иконы Божией Матери Знамение. Этот храм не закрывался даже в советское время.
Владельцы Медведкова уделяли самое пристальное внимание обустройству храма. Так, В.В.Голицын заказал новые колокола вместо того, который был сделан князем Пожарским; надпись на одном колоколе повествовала о том, когда и кем Голицыну было пожаловано село
Клеймо на другом колоколе указывало, что лил его никто иной, как Д.М.Моторин – известный мастер. Большой ценностью обладало не сохранившееся напрестольное Евангелие 1681г., миниатюры которого, по преданию, были выполнены самой царевной Софьей.
Существующая двухъярусная колокольня была построена в XIX веке на месте прежней.
В интерьерах церкви, в основном относящихся к XIX веку, сохранились иконы XVII-XVIII веков.
Входит в проекты: шатровые храмы, огненные храмы
Современность
В наши дни собор посещают тысячи прихожан и туристов, художников и архитекторов, искусствоведов и историков. Спустя четыре столетия собор рассказывает нам о развитии не только духовной стороны общества или области зодчества, но и всего народа, а вместе с ним и Руси.
В послевоенное время существенно изменяет свой первоначальный вид иконостас. После войны деревянный иконостас заметно пострадал и требовал реставрации. Пропавшие и утраченные иконы заменили на вновь написанные. Художники уверяют, что во время работ изменили основной цвет иконостаса. Вместо старой звонницы была построена колокольня в новом стиле.
Сегодня храм принадлежит русской православной церкви и посетить архитектурной ансамбль можно в любое удобное время. Посетителей просят соблюдать правила поведения и отказаться от «экскурсий» на время служб, дабы не мешать общению верующих с Богом.
Современные гости и прихожане видят удивительную постройку, напоминающую игрушечный город со своей непохожей на мирскую жизнь, своими законами и правилами. Там царит особая атмосфера спокойствия, а колокольный звон погружает гостей в жизнь Руси XVII столетия.
Архитектура
Архитектура здания представляет собой каменное шатровое зодчество.
Главная его особенность — завершение не куполом, а шатром. У основания шатра размещены ряды кокошников, а с западной стороны к церкви примыкает двухъярусная колокольня.
Всего в здании два этажа: нижний отапливаемый с храмом во имя иконы Божией Матери и верхний не отапливаемый храм во имя Покрова.
Уникальность его еще и в том, что это одно из немногих сохранившихся религиозных зданий, построенных до запрета патриарха Никона на возведение шатровых соборов.
Полезная информация
Экскурсии здесь проводятся абсолютно бесплатно, без предварительной записи. Ожидать нужно у входа внутрь нижнего храм.
Длительность экскурсии – примерно два часа.
Также проводятся адаптированные экскурсии для детей, где служители увлекательно рассказывает историю здешних мест.
Для ее организации нужно обращаться в паломнический сектор.
Сайт: www.pokrovchram.ru
Как добраться
Доехать до здания собора можно несколькими способами.
- От станции метро Отрадное автобусом 605 до Проезда Дежнева, 32, далее пешком или на маршрутке 280 до ул. Заповедная.
- От станции метро Свиблово на автобусе 628 до ул. Заповедная. Здание расположено недалеко от остановки.
- Можно добраться и от станции метро Медведково на 380 автобусе, но это будет дольше.
Адрес: г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
Храм на карте
Приятных вам прогулок и неожиданных открытий, друзья. Вокруг нас много удивительных локаций. Подписывайтесь на наш блог и до свидания!
Как добраться до храма?
Медведково – район северный, достаточно отдаленный от центра столицы, так что придется немного напрячься, чтоб достичь цели.
- Можно доехать метро до станции «Отрадное», а далее воспользоваться наземным транспортом: автобус №605 довезет вас до остановки «Проезд Дежнева», а оттуда до храма уже и рукой подать (правда, все-таки можно обойтись без пятиминутной пешей прогулки и подъехать на маршрутке №280до остановки «Улица Заповедная»).
- Второй маршрут приведет вас к станции метро «Свиблово», откуда до остановки «Улица Заповедная» вас домчит либо автобус №628, либо уже знакомая маршрутка №280.
История
С момента окончания смуты, в Медведково, находилось имение и резиденция князя Дмитрия Пожарского. В 1635 году он построил небольшую белокаменную шатровую церковь в честь своего покойного сына Фёдора.
Храм и красивая местность на берегу реки Яузы пользовались популярностью у многих знатных особ Москвы. Так сестра Петра I — царевна Софья часто приезжала сюда на моление.
После смерти Дмитрия Пожарского, имение в Медведково вместе с церковью сначала переходило по наследству, а потом, после конфискации, досталось князю В. Голицыну.
За то недолгое время, что собор находился под его контролем, Голицын сократил количество приделов храма и создал новый иконостас. Считается, что заказ выполнял знаменитый русский иконописец Карп Золотарев.
К 1691 году Медведково было передано Ф. Нарышкину. А после его смерти усадьба перешла к Л. Нарышкину. Усадьба Нарышкиных находится примерно в 20 минутах ходьбы по аллеям парка.
К сожалению, документов о состоянии храма на то время не сохранилось. Но реставраторы указывают, что при Нарышкинах облик церкви был существенно изменен.
Село Медведково 1964 год
За всю свою долгую историю храм ни разу не закрывался. Но до Отечественной войны службы велись только на территории нижнего придела. Затем здание отремонтировали, и службы стали проводится и в верхней церкви.
Мини сочинение на тему храм василия блаженного
С другим всесильным правителем связана история, случившаяся в советское время. Во главе Москвы стоял тогда Лазарь Каганович, воплощавший планы Сталина по созданию идеальной коммунистической столицы.
При утверждении плана реконструкции центра Москвы он убрал макет собора, желая показать, как можно сделать удобней проход народных масс при демонстрациях на Красной площади. Легенда сохранила слова вождя: «- Лазарь! Поставь на место.
» Бывший семинарист не смог лишить Москву храма, названного именем блаженного заступника, хотя по его приказу разрушены сотни церквей. Рожденный талантом и верой народа, он устоял в огне войн и революций.
Есть уверенность: пока по адресу: Красная площадь, дом 2, расположен не многоэтажный бизнес-центр или неприступный особняк, а собор Василия Блаженного, Россия не потеряет надежду.
Описание памятника архитектуры: сочинение (8 класс). Сочинение на тему “Описание памятника архитектуры: Храм Василия Блаженного”В школе нам частенько задавали сочинения на различные темы. Например, в 8 классе – сочинение-описание памятника архитектуры. Направлений здесь может быть огромное количество. Одно из таких – сочинение-описание памятника архитектуры “Храм Василия Блаженного”.
Как писать вступление?
Во вступлении к сочинению-описанию памятника архитектуры нужно обозначить основные положения сочинения: его главную тему и основную мысль, например о том, как прекрасен собор Василия Блаженого. Уместно и вполне гармонично в сочинении-описании памятника архитектуры будет смотреться цитатное вступление или небольшая историческая справка.
Как писать основную часть?
Основная часть – это самая объемная часть сочинения-описания памятника архитектуры. Здесь необходимо раскрыть все микротемы и подойти к основной мысли, при этом в основе текста должны лежать детали описываемого объекта и их признаки.
При необходимости можно выделить несколько абзацев под отдельные микротемы. Нельзя забывать о средствах художественной выразительности, которыми нужно дополнять описания, чтобы образ был более полным и богатым.
От основной части нужно плавно перейти к заключению сочинения на тему описание памятника архитектуры.
Как писать заключение?
Заключение к сочинению-описанию памятника архитектуры – это своеобразное обобщение всего сказанного в основной части. Здесь можно снова обратиться к началу работы, к основной ее мысли, и сделать небольшой вывод. Итак, у нас намечен план, то есть структура сочинения-описания памятника архитектуры. Храм Василия Блаженного поистине достоин внимания! Переходим к созданию работы.
Великое русское наследие
Великая и необъятная Родина наша, Россия, несомненно, может похвастаться уникальной культурой и богатым наследием предков.
Сюда можно отнестии многочисленные произведения художников и композиторов, зодчих и ремесленников, открытия, изобретения ученых и исследователей, великие старинные города и поселения, искуссно выполненные предметы быта и убранства, украшения и национальные костюмы.
Литература
- Бусева-Давыдова И. Л. Русское церковное искусство. Х—XX вв.: I. Архитектура русского православного храма. Х—XX вв. // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М..: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. 0 (специальный). — С. 519—537. — 656 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-005-6.
- Грабарь И. Э. Шатровые храмы // История русского искусства. — М.: Изд. И. Н. Кнебеля, 1911. — Т. 2: Архитектура. Допетровская эпоха (Москва и Украина). — С. 57—100. — 478 с.
- Ильин М. А. Каменное зодчество второй четверти XVII века // История русского искусства / Под общей редакцией И. Э. Грабаря, В. С. Кеменова и В. Н. Лазарева. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. — Т. 4. — С. 121—152. — 760 с. — 19 000 экз.
- Ильин М. А. Москва: Художественные памятники города. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Искусство, 1970. — С. 172—175. — 452 с. — 50 000 экз.
- Комашко Н. И. // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — М..: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XX. — С. 319—321. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-036-3.
- Малков Я. В. Церковь Покрова Богородицы. Село Медведково // Шедевры древнерусского зодчества XI—XVII веков. Традиции и новаторство. — М.: МГУЛ, 1994. — С. 171—173. — 216 с. — 500 экз.
- Мартынов А. А., Снегирёв И. М. // Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. — Изд. 2-е, с переменами и дополнениями. — М.: Тип. Ведомостей Московской городской полиции, 1857. — С. 1—7. — 130 с.
- Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. // Исторические материалы о церквах и сёлах XVI—XVIII ст.. — М.: Университетская тип., 1886. — Т. 5: Радонежская десятина (Московского уезда). — С. 11—21. — 219 с.
Архитектура
Высота составила 65 метров. Хотя его вид менялся неоднократно, добавлялись постройки, комплекс и сейчас представляет собой свод, образованный 8 часовнями, что окружают еще одну – девятую. Подобных строений в России нет и сейчас.
В каждую часовню ведет отдельный вход, но все смотрится, как одно сооружение, и выглядит гармонично.
В убранстве башен заметно влияние эпохи Возрождения. Купола кажутся похожими, но украшены различно. Хотя для оформления строения использовался древнерусский архитектурный стиль, в интерьере присутствуют элементы готики, ренессанса, романской аркады. Традиции Запада удачно сочетаются с колоритом Востока. При строительстве использовались символы в виде:
- треугольника;
- круга;
- квадрата.
Каждый элемент имеет сакральное значение, а в архитектуре заложен духовный смысл. На одном основании удерживается 9 церквей, благодаря прочности стен, толщина которых равна 3 м. Восемь часовен, располагаясь на фундаменте, образуют октограмму, а такая звезда служит символом Богородицы. Церкви, составляющие ансамбль, имеют неодинаковые размеры, более крупные образуют симметрию и направлены на разные стороны света. Часовня Богородицы, которая является главой комплекса, обладает огромным шатром и куполом.
Первые изменения в архитектуре наблюдались после смерти Василия Блаженного. Чтобы пристроить часовню, именуемую в честь чудотворца, пришлось разбирать часть сооружения. В XVII столетии внешнюю галерею покрыли кровлей, построили 2 крыльца.
Одна из задумок относительно украшения принадлежит Макарию. Митрополит хотел создать то ли рай, то ли Новый Иерусалим. Зодчие воплотили идею в виде прообраза града Господня – небесного сада, где растут удивительные цветы.
Строительство
Собор архитекторы строили из кирпича – материала по тем временам довольно нового и непривычного (обычно при строительстве храмов зодчие использовали белый тёсаный камень). В западной части храма мастера смогли даже выложить перекрытие из кирпичей, проделав в них круглые отверстия, вставив металлическую скрепку и надежно скрепив между собой.
Уже на первоначальном этапе архитектор столкнулся с первой проблемой: здание нужно было построить на песчаном рыхлом и влажном грунте (сказывалась близость протекающей поблизости Москвы-реки), из-за чего было невозможно сделать глубокий фундамент (фундамент храма имеет глубину в несколько метров). Чтобы разрешить ситуацию, архитекторы применили очень интересный ход: опирается массивная конструкция храма на состоящий из нескольких помещений подклет – нижний этаж, высота которого составляет шесть, а ширина стен – три метра, при этом подклет имеет очень мощные своды и перекрытия.
В качестве строительного материала для нижнего этажа было решено остановиться на белом известняке: его способность хорошо впитывать влагу, давала возможность минимизировать риск подтопления в случае наводнения. После того как подклеты были установлены, на них поставили восьмиугольные основы, на которых планировалось возвести будущие храмы (таким образом, основа здания внешне напоминала пчелиные соты и отличалась повышенной прочностью).
Попасть сюда было непросто – о лестнице, ведущей из церкви Покрова Божьей Матери, знали лишь несколько человек, а впоследствии и этот узкий проход был замурован. Обнаружили ход лишь в 1930 г., когда проводили реставрационные работы, сейчас в помещениях подклета хранятся иконы собора.
Интересный способ применили архитекторы, создавая акустику внутри собора (метод нередкий при строительстве древнерусских церквей): для того, чтобы создать хорошее звучание, в стены храма архитекторы вмонтировали глиняные горшки, голосники, направив их горловинами в сторону внутреннего пространства здания. Такой метод давал возможность облегчить давление на несущие части храма.
Редкие иконы
Самыми старыми считаются иконы Пресвятой Богородицы и Ветхозаветная Троица в храме находятся с конца XVII века. Праздничный ряд представлен иконами Рождество Пресвятой Богородицы, Крещение, Воскресение Христово и Вознесение.
Икона «Тайная Вечеря» расположена над царскими вратами и выполнена масляными красками, написана в XVIII веке. В приделе Сергия Радонежского на втором этаже находится икона Собор Преподобных Старцев Оптинских с частицами мощей.
Старинная икона Знамение, находится в местном ряду иконостаса, пользуется особым вниманием у прихожан. Матушку приходят благодарить и попросить благословление
Особенности архитектуры
Эта один из уникальнейших архитектурных ансамблей Москвы – шатрового типа. Эта одна из последних подобных построек, потому что после реформ Никона, такие конструкции стали под запретом.
Собор принадлежит средневековой культуре русского зодчества. Здание состоит их двух ярусов: утепленного нижнего, где располагается храм Знамения Пресвятой Богородицы, и верхнего с основным алтарем Богородицы. В нем находится два предела.
Храм построен в стиле шатровой архитектуры, который был очень популярен в XIV-XVI веках. Изучаемая нами церковь, согласно наблюдениям историков и искусствоведов, имеет сходства с известнейшим храмом на Красной площади – собором Василия Блаженного.(см. как избавиться от зависти?)
Все архитектурные строения шатрового образца строятся по схожей схеме. На четверик (основание собора) ставится восьмерик. Он ложится в основу шатра. Несмотря на это архитекторы так изобретательно украшали каждую постройку, что заметить схожесть смогли не все миряне. Особенностью подобных соборов было отсутствие столпов, вся тяжесть постройки держалась на стенах. Этим объясняется вытянутость форм и невозможность построить масштабные шатры.
Собор стоит на высоком фундаменте, завершенном главками. Сочетание всех компонентов собора формирует целостный образ, с утонченным изяществом, стройностью и воздушностью. Высота шатра равна нижней части собора.
В отличие от своих предшественников в четвериках используется четырехскатная кровля. Алтарь представляет лестничную композицию, завершенную главой. На каждой из сторон основания идут ряды «кокошников» (луковички). Перед нами предстает пирамидальный образ шатрового собора.
Колокольня, построенная в аналогичном стиле, сделана из двух ярусов. Кардинально изменили ее в 1840 году.
В первое столетие галереи церкви были не крытыми и напоминали строение проходов у собора Василия Блаженного.
Не так давно во время реставрационных работ на одном из фасадов колокольни обнаружили резной камень. На нем изображен двуглавый орел. Это говорит о том, что в сюда постоянно приезжала царская семья.
Иконостас создали мастера в 1680 году, руководил работой Карп Золоторев. Следующие изменения провели лишь два века спустя, после войны.
История
Храм Покрова в Медведкове в начале XX века. Иллюстрация к «Путеводителю по Москве, изданному Московским архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве под ред. И. П. Машкова»
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове был построен в 1635 году князем Дмитрием Пожарским в честь освобождения России от польской интервенции. Архитектурное сооружение представляет собой уменьшенный вариант собора Покрова на Рву и является одним из последних московских одношатровых храмов; спустя семнадцать лет после окончания строительства патриарх Никон наложил запрет на возведение храмов данного типа. До 1635 года на месте каменной постройки стояла деревянная шатровая церковь Покрова с приделом Петра Александрийского, основанная не позднее 1623—1624 годов.
По данным источников, в 1635 году храм насчитывал четыре придела: Знамения Пресвятой Богородицы, Петра Александрийского, Варлаама Хутынского и Антония Римлянина. Название каждого придела связано с Великим Новгородом, где Пожарский в 1628—1630 годах служил воеводой: икона Знамения — главная святыня этого города и всей новгородской земли, а Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин — знаменитые новгородские подвижники. В 1652 году, к десятой годовщине со дня смерти знаменитого воеводы, его наследник, князь Иван Дмитриевич Пожарский, получил грамоту на освящение престола нового придела в честь Девяти мучеников Кизических.
В 1685 году, после смерти последнего представителя рода Пожарских — боярина Юрия Ивановича, село Медведково досталось главному советнику и фавориту царевны Софьи, князю Василию Васильевичу Голицыну. Голицын предпринял перестановку приделов и сократил их количество до трёх (в честь Покрова, Знамения и Девяти мучеников Кизических). Четвертый (южный) придел в честь преподобного Сергия Радонежского был основан позднее, в 1690 году.
В 1687—1688 годах по заказу Голицына был сделан иконостас главного храма. Иконы создавались при участии одного из ведущих мастеров Оружейной палаты — Карпа Золотарёва, который также украсил иконостас резьбой. Не меньшую ценность представляло и так называемое Медведковское напрестольное Евангелие 1681 года с миниатюрами, выполненными, согласно преданию, царевной Софьей. Вплоть до 1919 года эта реликвия хранилась в храмовой ризнице; сведения об её дальнейшем местонахождении отсутствуют.
В XIX веке храм претерпел ряд изменений: в значительной мере был перестроен иконостас; резьба иконостаса, созданная одновременно с иконами и частично утраченная, была восполнена поздними фрагментами. Некоторые утраченные иконы праздничного ряда дополнены вновь написанными. На месте звонницы была воздвигнута новая колокольня в классическом стиле XIX века. Тогда же храм потерял свои древние царские врата, созданные в XVII веке; существует предположение, что они были взяты во дворец великого князя Сергея Александровича в Санкт-Петербурге.
За весь период своего существования церковь ни разу не закрывалась. Это отчасти связано с тем что в 1930-х годах церковь находилась не на территории Москвы. При этом службы до Великой Отечественной войны шли только в нижнем тёплом приделе. После войны храм был отремонтирован, и в верхней церкви также начались службы.
В 1970 году реставрацией храма руководил архитектор Николай Недович. Металлическая кровля и окна на шатре были демонтированы, храму вернули первоначальный вид.
В 1970-е годы у входа в храм был водружён большой мраморный крест, найденный на Медведковском кладбище. На нём была сделана надпись: «Крест — победа над смертью».
Несмотря на то, что создание храма связано с освобождением Москвы и России от польской интервенции, в храме находится список с главной польской святыни — Ченстоховской иконы Божией Матери.
История
Село Медведково в сохранившихся источниках впервые упоминается в писцовой книге 1623 г. в качестве владения боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освободителя России от поляков, «как старинная отца его вотчина».
Название «Медведево» (именно так первоначально называлось село) происходит от первого его владельца, князя Василия Феодоровича Медведя Пожарского, который жил в 1-й пол. XVI в.
После освобождения Москвы Д.М.Пожарский делает Медведково своей основной подмосковной резиденцией. В 1623 г., согласно документам, в селе была воздвигнута деревянная шатровая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, для которой князь повелел отлить особый колокол в память освобождения Москвы. Храм имел еще один придел в честь св. Петра Александрийского,который являлся небесным покровителем первого сына Д.М.Пожарского (празднуется 8 декабря по н.ст.).
В 1634-1635 гг. князь выстроил в Медведкове на месте старой деревянной церкви новую каменную, также в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Новый каменный храм на высоком подклете, завершенный шатром, с кокошниками у основания и четырьмя главками, с трехчастной апсидой, с главкой и открытой галереей, стал одним из последних московских одношатровых храмов, строительство которых при патриархе Никоне с 1652 г. было запрещено как не соответствующих церковному чину. С западной стороны к храму примыкала звонница.
Из книг Патриаршего приказа следует, что к 1635 г. количество приделов, расположенных в храме, увеличилось до пяти. Помимо прежних престолов появились новые — Знамения Пресвятой Богородицы (27 ноября/10 декабря), прп. Варлаама Хутынского (6/19 ноября) и прп. Антония Римлянина (3/16 августа). Выбор престолов отнюдь не случаен, поскольку все они новгородского происхождения и связаны с памятью о пребывании Пожарского воеводой в Великом Новгороде: икона Знамения — главная святыня и заступница Великого Новгорода и всей новгородской земли, а Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин — знаменитые новгородские подвижники, основавшие на окраине города монастыри, существующие и по сей день. К десятой годовщине со дня смерти знаменитого воеводы, в 1652 г., был освящен престол нового придела в честь Девяти мучеников Кизических. Появление редко почитаемого на Руси престола Девяти мучеников Кизических связано, вероятно, с датой смерти князя Д.М.Пожарского
«Обращает на себя внимание, — писал Николай Феодосьевич Гуляницкий,известный историк архитек туры и градостроительства, — совпадение календарного числа праздника девяти мучеников (29 апреля по ст.стилю) с датой девятого дня по истечении смерти Д.М.Пожарского (20 апреля 1642 г.)»
В XIX веке храм претерпел следующие изменения: в значительной мере был перестроен иконостас, резьба иконостаса, созданная одновременно с иконами (1687 г.) и сильно утраченная, была восполнена поздними фрагментами. Некоторые утраченные иконы праздничного ряда дополнены вновь написанными. Существует предположение об изменении цвета самого тела иконостаса. На месте звонницы была воздвигнута новая колокольня в классическом стиле XIX века. Тогда же храм потерял свои древние царские врата XVII века; предположительно, они были взяты во дворец великого князя Сергия Александровича в Санкт-Петербурге.
С момента постройки храм ни разу не закрывался, лишь только в 20-40-е годы ХХ столетия богослужения были перенесены в нижний храм. В архивах сохранился паспорт церкви за 1931 год. После Великой Отечественной войны, когда был осуществлен ремонт, службы возобновились и в верхнем храме.
После войны храм был отремонтирован, и в верхней церкви также начались службы.
В 1970 г. реставрацией храма руководил архитектор Н. Д. Недович.
В 1970 годы у входа в храм был водружён большой мраморный крест, найденный на Медведковском кладбище. На нём была сделана надпись «Крест — победа над смертью».
Духовенство[ | ]
- Протоиерей Валентин Тимаков — настоятель храма с 2002 года;
- протоиерей Георгий Басанец — в храме с 1993 года;
- иерей Алексей Паренков — сан принял в 1993 году;
- иерей Николай Васильев — принял сан в 2002 году, в 2007 году окончил Московскую духовную семинарию;
- протоиерей Олег Шалимов — в 2000 году был диаконом в этом храме, а 2007-м стал священником;
- иерей Александр Гелашвили — принял сан 2007 году, в 2009 году окончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, факультет теологии.
- иерей Иоанн Трохин — принял сан в 2008 году, окончил заочное отделение Калужской духовной семинарии;
- диакон Геннадий Матвеев — принял сан в 2010 году, служит алтарником в этом храме с 2002 года.
История создания храмовой постройки
Церковь располагается в живописном месте, здесь проводят службы и совершенно бесплатные экскурсии, рядом с постройкой есть кладбище, парк и поместье.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково, Москва
Изначально на месте постройки располагался лагерь воинов, отряды которых подчинялись князю Д. Пожарскому, вставшему на защиту Отечества от вторжения поляков в Смутное время. Первое сражение за освобождение русские войска провели около села Медведково и одержали необходимую победу. Этот населенный пункт стал основной резиденцией Д. Пожарского после того, как Отечество окончательно выдворило из страны иностранных захватчиков.
Самая первая церковь строилась из деревянных брусков и была закончена в 1623 г. В честь победы над поляками решили отлить колокол и повесить его в соборной звоннице. Он продолжительное время оповещал местное население о начале богослужений. В 1638 г. место деревянного собора заняла каменная постройка, более защищенная от постоянных пожаров. Новый храм выделялся кокошниками у своего основания и 4-мя главками, а также апсидой из трех частей и открытой галереей.По архитектурному рисунку церковь, освященная в честь Покрова Богородицы, представляет собой одношатровую постройку. Этот стиль официально запретили использовать уже через десять лет, потому что патриарх Никон расценил его как неподобающий для храмов.Село Медведково отошло во владение государства после того, как внук князя Д. Пожарского — последний из всего рода — ушел из жизни. Через некоторое время этот населенный пункт был подарен царевной Софьей личному советнику В. Голицыну
Новый владелец, который обладал приличным состоянием, уделял значительное внимание храму Покрова Богородицы, меняя старые образы и колокола на новые.В 1691 г. село Медведково перешло во владение Ф
Нарышкину, дяде царя Петра Великого. Династия Нарышкиных владела населенным пунктом вплоть до 1809 г. Хозяева чаще занимались обустройством усадьбы и строительством парка рядом.Покровская же церковь подверглась только внешним изменениям: гульбища переделали в открытые переходы, с шатровой части строители убрали изразцы, заменили кровлю и колокола.С XVIII по XIX вв. село Медведково стало привлекать любителей отдыха за городом. С 1809 г. село переходило неоднократно к разным хозяевам, земельные участки частично распродавались. Купцы Н. Шурупенков и К. Третьяков стали последними владельцами в период монархии.Значительная реконструкция Покровского собора произошла в начале XIX столетия, мастера переделывали структуру иконостаса и колокольню. Некоторые образы дописывались или дополнялись новыми фрагментами, иногда художники меняли цвет икон. На заметку! С момента своего создания храм, освященный в честь Покрова Пречистой Девы, никогда не закрывался, что является исключительной редкостью, если учесть продолжительный период антирелигиозного советского правления.
Единственный значимый момент этого времени указан в паспорте церкви за 1931 г. В документе, сохраненном в архивах, отмечается, что в начале XX века переносились только богослужения из верхнего храма в нижний, и обратно.