Храм косьмы и дамиана в шубине: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

В чем помогает икона

Днем памяти святых Косьмы и Димиана считается 14 ноября. В этот день старается к ним прийти много людей. Так как именно в этот день чудотворное действие иконы обладает самой большой силой. К образу приходят помолится и попросить:

  • об исцелении от тяжких недугов,
  • об вразумлении близкого человека,
  • не замужние и не женатые просят помощи найти достойную пару,
  • молодые пары просят послать им ребенка.

Главное, чтобы молитва исходила из чистого сердца. При этом мысли нужно формировать четко и понятно. Произносить молитвенное прошение можно как дома, так и в храме. Также можно использовать специальную молитву из молитвослова:

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Храм находится по адресу: город Москва, улица Правобережная, дом 6. Добраться можно на личном или общественном транспорте (тогда придется пройти пешком от остановки до церкви).

От станции метро Планерная От станции метро Речной вокзал От станции метро Сходненская Из Новых Химок Из Старых Химок
Автобус 173 остановка «Химкинская больница» автобусы: 173, 199, 851, 443, 342, 343, 345 остановка «Химкинская больница» автобус 199 остановка «Химкинская больница» Автобус 443 остановка «Кольцевая дорога» Автобус 345 остановка «Кольцевая дорога»

Недалеко от храма располагаются:

  • театр «Наш Дом»
  • усадьба «Белые столбы» (химкинская больница);
  • сквер имени М. Д. Рубцовой;
  • картинная галерея имени Горшина С. М;
  • музей МГУ;
  • церковь святых Кирилла и Мефодия;
  • ДК «Родина»,
  • Канал имени Москвы.

Богослужения в обители

Храм действующий, богослужения совершаются по следующему расписанию:

День/время 8:00 8:30 9:00 17:00 17:30 18:00
Воскресенье Молебен избранным святым Исповедь, часы Литургия
Праздники Исповедь, часы Литургия
Среда Вечернее богослужение Водосвятный молебен о здравии с чтением акафиста святым Косьме и Дамиану
Четверг Исповедь, утреня, часы, литургия Водосвятный молебен с чтением акафиста св. мч. Вонифатию
Суббота Исповедь, утреня, часы, Литургия, панихида Всенощное бдение

Накануне праздников вечером в 17:00 совершается всенощное бдение. Подробнее о жизни храма и времени начал служб можно узнать на официальном сайте обители: hram-kosmadamian.ru.

Возвращение в лоно Церкви и современное состояние

Начатая в конце 70-х годов 20 столетия реставрация внутренней отделки церкви святых бессребреников Космы и Дамиана была завершена в 1991 году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил богослужение в обновленном храме, который возглавил отец Александр (Борисов).

Интересно! 14 июля православный мир отмечает день памяти святых Космы и Дамиана. В этот день в 1991 году совершается молебен с освящением воды и крестным ходом при участии благочинного протоиерея Владимира Дивакова, священника Александра и представителей духовенства соседних церквей.

Первая торжественная Литургия была отслужена 19 декабря 1991 года в честь Николая Угодника в небольшой комнатушке, в это время в храме продолжала свою работу типография.

В конце осени 1992 года типография переезжает в другое место, Северный придел освящается заново и начинается постепенное оживление церковной жизни.

Бригадой реставраторов начинается интенсивное восстановление стен, очистка их от краски, свет увидели древние росписи:

  • Поклонение кресту;
  • Вход в Иерусалим;
  • Снятие с Креста.

Были восстановлены картины с изображением святителей и митрополитов, а также обнаружен чудотворный образ «Благовещения», Валентин Коновалов возглавил группу художников по созданию нового иконостаса.

Патриарх Московский Алексий Второй благословил возвращение в Церковь иконы святителей Космы и Дамиана, которая с 1929 года хранилась в церкви Воскресения Словущего.

В 1998 году на Пасху с новой звонницы «запели» колокола, а 14 ноября 2000 года в храме Космы и Дамиана звучала Божественная Литургия, которую совершил Патриарх Алексий Второй.


Богослужение в столичном храме святых Космы и Дамиана в Шубине

Во время богослужения состоялось возведение в сан протоиерея отца Александра и освящение святого образа, хранящего мощи блаженной Матронушки Московской.

Как добраться до храма?

  • Храм Косьмы и Дамиана расположился в самом центре Москвы, поблизости от памятника князю Юрию Долгорукому на Тверской. Добраться до него на метро не составит никакого труда: от станций «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская» двигайтесь в сторону центра по Тверской или Большой Димитровке, от станций «Охотный ряд» или «Театральная» – теми же улицами, но в противоположном направлении.
  • Те, кто предпочитает наземный транспорт, могут доехать до остановки «Тверская площадь» на автобусах №№м1, м10, 904, Н1.
  • Самым проблемным видом транспорта в данном случае окажется персональный автомобиль. В самом Столешниковом переулке заезд и парковка категорически запрещены, остановка на Тверской также чревата штрафом. Остается только парковаться в одном из близлежащих переулков, которыми изобилует Тверская, особенно по нечетной стороне.

Где находится храм?

Село Шубино, названное в честь воеводы Акинфа Шубы, стало частью Москвы еще в XVIII столетии. Однако еще задолго до этого здесь была построена Космодамиановская церковь: сперва из дерева, в 1626 году – в камне. Время шло, храм постепенно достраивался, улочка, на которой он стоял, именовалась сперва Шубиным переулком, затем – Космодамианским переулком, а после влилась в Столешников переулок. Коренные москвичи за сотни лет существования храма идентифицировали его местоположение по-разному: «церковь на Ржищах», «церковь что на Шубине», «храм за золотой решеткой», «церковь за Гагариным двором».

  • Сегодня официальный адрес храма Косьмы и Дамиана таков: г. Москва, Столешников переулок, дом 2.
  • Дополнительную информацию можно получить по телефону: (495) 629-41-04. Храм открыт каждый день с 8:00 до 20:00, книжный киоск закрывается часом раньше.

История[ | ]

Фотография Николая Найдёнова. 1883 год Главный иконостас. Фото начала XX века. ГНИМА Деревянная церковь на месте нынешней упоминается сгоревшей в 1547 и 1629 годах. Старая каменная церковь, стоявшая на месте нынешней, упоминается в летописи в 1639 году.

Существующая церковь выстроена по проекту Матвея Казакова в 1791—1793 годах на месте древней обветшавшей церкви. Отделка закончена к 1803 году. Строительство велось на средства М. Р. Хлебникова, владельца дома, стоявшего по другую сторону улицы (Маросейка, 17).

Церковь Космы и Дамиана, основательно отремонтированная прихожанами в 1893 году, была закрыта в конце 1920-х годов. В ноябре 1929 года вышло постановление снести ограду под предлогом расширения движения. В начале 1930 годов планировалось снести церковь полностью. Власти разрешили перед сносом провести реставрационную фотофиксацию и обмеры.

Внутри церкви был устроен склад, а перед ним — пивная. В 1950-е годы пивную сломали. В 1950—1960-х годах внутри размещалась макетная мастерская; в 1965 году — клуб автомототуристов. В 1958 году на фасадах церкви была проведена научная реставрация, восстановлены золочёные главы и кресты. Интерьер храма тогда так и остался перестроенным.

В 1972 году вокруг церкви была возведена новая ограда — по образцу прежней, но не вполне её повторяющая. Тогда же позади храма выстроили высокое административное здание-коробку из стекла и пластика чёрного цвета. В публикациях того времени строительство этого административного здания подавалось как удачное сочетание нового и старого.

В 1992 году церковь временно передали для размещения библиотеки Академии живописи, ваяния и зодчества, однако уже через год она была возвращена Русской православной церкви. Постепенно были разобраны перекрытия советского времени и восстановлены первоначальные объёмы интерьера церкви. Возведён новый центральный иконостас, и восстановлены иконостасы приделов.

В 1892–1901 годах в церкви служил священник Николай Романский.

Наставники

Петр Ильин, который известен, как епископ Иларий, служил здесь с 14 года XX столетия и до очередного приостановления деятельности моленной. В то время старостой был Илья Комов. Чтение молитв продолжилось в 1991 году, настоятелем выбрали Александра Борисова, позже его в 2000 году возвели в сан протоиерея.

Последующие 4 года службы и литургии проводил Лапшин Владимир. На сегодняшний день он настоятель в соборе Успения Пресвятой Богородицы. Одновременно, с 1993 года, литургию проводил Георгий Чистяков. Он скончался в 2007. Каждый, кто являлся настоятелем в храме, окончил Духовную семинарию в Москве или Смоленске.

Настоятели и служители Сан Годы службы Полезная информация
Петр Ильин отец С 1914 г – до закрытия храма в 1929 г Имел сан архиепископа Чувашии и Чебоксар.
Александр Борисов протоиерей С 1991 г Закончил пединститут имени Ленина, кандидат биологических наук, кандидат богословия
Георгий Чистяков священник С 1992 г Некоторое время проводил службы в моленной Покрова Пресвятой Богородицы при отделении детской больницы. Кандидат исторических наук, окончил МГУ.
Александр Кузин протоиерей С 15.02.2000 г Закончил авиационный институт Москвы.
Иоанн Власов протоиерей Окончил Духовную Семинарию.
Петр Коломейцев священник С 1.02.2012 Получил диплом столичного архитектурного института.
Иоанн иеромонах С 2014 Уроженец Италии, закончил ВУЗ в Женеве, итальянский университет лингвистического направления, Международный институт во Флоренции, общецерковную аспирантуру и докторантуру имени Кирилла и Мифодия.
Сергий Булычев диакон Духовная Семинария
Александр Константинов диакон Духовная Семинария Смоленска

Престольные праздники

Церковь Косьмы и Дамиана в Москве трехпрестольная, поэтому и праздников у храма немало.

Главное храмовое празднование совершается в Неделю о расслабленном в память об исцелении Спасителем расслабленного у Овчей купели.

Неделя о расслабленном ежегодно отмечается в разные дни, но всего в четвертое воскресенье после Пасхи. В 2018 году этот день выпал на 29 апреля, Пасху православные отпраздновали 8 апреля.


Престольный праздник в храме святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке

  • 14 ноября празднуется память святых Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских.
  • Несколько раз в году Церковь вспоминает святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца.

Важно! Самым известным днем памяти святого Николая является 19 декабря, день успения. Кроме того, принято чтить день перенесения его мощей в Бари 22 мая и рождество 11 августа

Происхождение названия

В названии церкви присутствует неоднозначное определение «в Клённиках», впервые появившееся на рубеже 18-19 веков. Согласно устным преданиям, в прошлом на месте храма существовала кленовая роща, однако, в наши дни эта версия считается несостоятельной, так как она ничем не подтверждена.

Впервые прибавление к названию храма с указанием местности появляется в 1657 году, когда его отстраивают в камне: церковь Николы Чудотворца, что на Покровке. В 1689 году она же упоминается как «в Блинниках», а в 1701 — «в Клинниках».

Вероятнее всего, «в Клённиках» — искажение изначальной формы названия «в Блинниках», что косвенно подтверждается тем, что у Ильинских ворот в прошлом торговали блинами и селились пекари. Однако, это тоже не факт, и действительная причина такого названия храма на сегодняшний день неизвестна.

Иконография святых Косьмы и Дамиана Асийских

Святые Косьма и Дамиан Асийские

Асийские врачи изображаются на иконах в соответствии с иконописными подлинниками, указаниями для мастеров, как писать тот или иной образ. Согласно этим указаниям, эти святые оба с бородами, держат в левой руке сосуд с елеем, а в правой перо, на ногах у них сапоги. Одеты святые в хитоны и гиматии. 

Однако, обзор дошедших до нас иконописных изображений показывает, что не всегда эти указания в точности соблюдались. Сосуд с елеем мог быть заменен ларцом с пузырьками лекарства, а перо небольшой ложкой. Все эти предметы являются символами врачебного искусства. Перо же символизирует глубокие познания святых.

На образе из Софийского собора в Новгороде, датированном XV веком, в руках врачей ларцы и лжицы. Здесь же рядом с Косьмой и Дамианом изображен великомученик Иаков Персеянин.  Трехфигурные  ростовые иконы с бессребрениками дошли в нескольких видах.  На них встречаются рядом со св. бессребрениками святитель Николай, св. пророк Илия, а также брат Господень, св. апостол Иаков. А вот на храмовой иконе московской церкви Косьмы и Дамиана в Шубине святые изображены без каких-либо предметов в руках, в позе моления, вполоборота. 

Святые Косьма и Дамиан. Датировки: XVII в. XVII-XVIII века.Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 125,1 см, ширина 112,1 смХрамовая икона с ковчегом. В среднике на золотистом фоне обращенные друг к другу стоят Козьма и Дамиан, в руках у них ковчежцы. Над ними оплечный Спас. Вохрение ликов по темно-охряному санкирю. По периметру средника в 18-ти клеймах жития и деяния священномучеников. Икона высокого профессионального уровня. Цвета одежд алые, темно-зеленые, вишневые, зеленоватые с золотом. Нимбы святых золотые. По верхнему полю средника надписи на старославянском языке. Позем темно-зеленый.Состав клейм:1.Рождество Козьмы и Дамиана2. Приведение в учение3. Дамиан принимает от Палладии три яйца4. Козьма и Дамиан принимают дар исцеления от Бога5. Исцеление верблюда в пустыне6. Обманутая диаволом жена едет к мужу7. Козьма и Дамиан сбрасывают диавола с обрыва8.Исцеление отрока9.Исцеление болящей10. Исцеление у престола11. Исцеление болящих12.Спящему пахарю змея заползает в рот13. Козьма и Дамиан изгоняют змею14. Исцеление пахаря15. Представление Дамиана15.Погребение.Сохранность: Нижние клейма почти утрачены. 17,18- полная утрата.Инв. № КМЗ ВХ 01114. &copy Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В иконографии Асийских святых в отдельную группу выделяются житийные иконы с клеймами. Количество изображенных на них сюжетов жития колеблется от 14 до 18. Среди наиболее часто встречающихся:

рождение и Крещение асийских близнецов  

  • приведение их материю Феодотией к учителю
  • беседа св. Дамиана в исцеленной Палладией
  • Получение от Христа небесного дара целительства 
  • Исцеление страдающих бешенством верблюдов 
  • Говорящий верблюд на похоронах св. Дамиана 
  • Сюжет со змием во чреве пахаря 
  • Сюжет о Малхе и жене его Фекле 
  • Глухонемая, исцеленная в храме 

Редкая икона Косьмы и Дамиана Асийских с житием и праздниками хранится в музее  Ипатьевского  монастыря в Костроме. Подобные житийные образы этих угодников Божиих встречаются нечасто. Наряду с сюжетами жития Косьмы и Дамиана Ассийских на иконе изображен полный праздничный цикл от Благовещения до Сошествия в Иерусалиме Святого Духа на апостолов. Датируется этот образ  XVI веком.  Сочетание фрагментов житий с двунадесятыми православными праздниками делает эту икону совершенно уникальной.

Изображения свв. Косьмы и Дамиана встречаются не только на иконах. Самые ранние – это византийские мозаики и фрески. Пятым веком датируется мозаика в куполе церкви великомученика Георгия в греческих Салониках. Здесь на святых длинные светлые хитоны, руки их подняты в молитвенном предстоянии.

Примерное к этому же периоду относится внутреннее убранство римской базилики Сан Косма и Дамиано. Здесь святые изображены с венками в руках. Фресковые изображения Косьмы и Дамиана встречаются на Афоне, в Мистре на греческом острове Пелопоннес, в храме Христа Пантократора сербского монастыря  Дечаны. Увидеть фрески с сюжетами из жития этих святых, можно и в Москве, в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. 

25

Июль
2018 года

 Археологический мир потрясла новость о печати, найденной в окрестностях Суздаля. Это круглая пластина порядка двух сантиметров в диаметре. На одной ее стороне фигуры святых Косьмы и Дамиана, а на обороте надпись на греческом: Господи, помоги рабу твоему Дамиану.

Печать Дамиана, найденная при раскопках в Суздальском Ополье

Престольные праздники

В храме освящено три престола:

  1. Главный – в честь Спасителя, Исцелителя расслабленного. Празднование совершается в Неделю о расслабленном, когда вспоминается, как Господь исцелил расслабленного у Овчей купели. Об этом повествует Евангелие. Дата праздника переходящая и выпадает на четвертое воскресенье после Пасхи.
  2. Северный – свв. Косьмы и Дамиана Асийских. Память чудотворцев чтится 14 ноября.
  3. Южный – в честь свт. Николая Чудотворца. Празднование совершается дважды в год: 19 декабря и 22 мая в день перенесения мощей святителя.

На престольный праздник в храм стекается не только община, но и множество паломников. Богослужения совершаются особенно торжественно, при сослужении многих священников из других храмов.

Полезная информация

Богослужения в храме совершаются ежедневно

История храма

Точной даты возведения храма нет. Сохранились упоминания о нем, датируемые еще 1547 годом, когда речь шла о пожаре, охватившем древнюю деревянную церковь. Обитель была отстроена, но в 1629 году ее постигла та же участь – огненное пламя. Тогда храм возобновили, используя камень. О нем есть упоминания в книгах Патриаршего Казенного Приказа от 1625 г. и «Книге царского жалованья московским церквам».

В XVII веке это был одноэтажный каменный храм с двумя освященными престолами. Главный из них был освящен в честь Николая Чудотворца, а предельный – в честь бессребреников Косьмы и Дамиана. Часто храм именовался в честь свт. Николая, хотя Космодамианское название тоже применялось.

Древний храм Косьмы и Дамиана на Маросейке

У древнего храма изначально не было паперти и колокольни – их достроили отдельно уже в 1651 г. А в конце того же столетия стараниями княжны Евдокии Куракиной был достроен второй этаж. В нем создали церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Тогда обитель стала называться еще и Казанской.

Шло время, строение ветшало, что особенно стало заметно в конце XVIII века. Прихожане решили вместо ремонтных работ построить новый храм, при этом не повторять проект предыдущей церкви, а сделать ряд изменений. По этому поводу обратились к митрополиту. Итогом работ стали следующие изменения:

  • престол в честь свт. Николая из старого храма перенесли в новый, поместив его в южный придел;
  • верхний этаж с храмом Казанской иконы перестал существовать;
  • главный престол освятили в честь Господа, Исцелителя расслабленного.

Во времена войны 1812 года Космодамианский храм, как и многие московские церкви, постигла трагическая участь. Он потерял большую часть своих украшений и утвари.

До 1857 г. церковь делилась на две части – летнюю и зимнюю. Зимой в храме в честь Спасителя было холодно, поэтому его закрывали и служили в теплом, который сочетал в себе два придела и трапезную. Но там было очень тесно для многочисленного прихода. Поэтому холодная часть посредством устройства в подвальном помещении печи стала теплой.

Период правления большевистской власти, пришедшей на смену монархии, был тяжелым испытанием веры русского народа. Особенно жестокими стали 30-е годы XX века. В ту пору приход церкви был разогнан, а храм разграблен. Все его ценности исчезли без следа. Власть подписала приказ взорвать Божий храм, но этого не произошло. Со временем в нем организовали производственный склад, мотоциклетный клуб, выделили архивное помещение.

Внутреннее убранство храма

В 1960-х гг. власти уничтожили три храмовых здания. На освободившемся месте возвели администрацию, а сам храм при нем использовался как архив. После распада СССР кощунство над святыми церквями завершилось. В 1993 г. обитель передали РПЦ. С тех пор начались работы по восстановлению и благоустройству церкви, были возобновлены богослужения.

Приходская жизнь

Приход ведет богатую жизнь, не ограничиваясь участием в богослужениях. На базе храма функционируют:

  1. Историко-культурный просветительский центр. Здесь организовываются кинолектории, проводятся различные встречи, интересные лекции. Кроме просветительской деятельности, центр устраивает музыкальные вечера.
  2. Группа «Открытие веры». Направление деятельности группы – катехизис. Она полезна для людей, собирающихся принять православие и приступить к Крещению, а также для воцерковленных людей, готовящихся стать крестными родителями.
  3. Воскресная школа. Занятия охватывают детей с 1, 5-летнего возраста. Малыши занимаются прикладным творчеством, играют, принимают участие в общей молитве. Дети постарше во время летних каникул не покидают приходскую семью – для них устраиваются походы на байдарках.

Кроме этого, на базе церкви проводится изучение Евангелия. Действующая социальная служба осуществляет посильную помощь нуждающимся.

В связи с резким ухудшением эпидемиологической ситуации в Москве

ГЛАВНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ САНИТАРНЫМ ВРАЧОМ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ

ПРЕДПИСАНО

с 20.04.2020 по 28.04.2020:

«обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) Управлению Московской Патриархии по городу Москве, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий, а также для проведения онлайн-трансляций богослужений».

В связи с изложенным выше предписанием богослужения во всех храмах Москвы будут в указанный период совершаться при участии только клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо.

Престольные праздники

В церкви принято проводить приходские встречи в честь грядущих православных праздников. В январе – в честь Рождества Христова, в марте – в честь Великого Поста, а в мае планируется весенняя выездная конференция. Занятия по Катехизации (получение знаний об основах христианской веры) проводятся с октября в 18.30 по четвергам, в формате лекционных встреч и групповых занятий.

На такие мероприятия приглашаются все, кто хочет в будущем принять Таинство Крещения, а также те, кто уже крещен, но душой не проникся верой. Курс лекций помогает осознать свою духовную цель и предопределение христианского человека. Обучающий материал предоставляет протоиерей Александр, а групповые занятия проходят под руководством прихожан.

Храм святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садах

(м. Китай-Город)

Прямо напротив Иоанно-Предтеченского монастыря, на пригорке, расположен удивительный белокаменный древний храм, освященный в честь святого равноапостольного князя Владимира. Храм этот небольшой, но очень красивый. «Старые сады» – древнее название этой местности, так как уже в XIV-XV веках на южном склоне холма стали разводить сады. Возведение здесь первой церкви в честь святого Владимира относится примерно ко времени между 1407 и 1417 годам, тогда скорее всего она была деревянной. В XVI веке вместо деревянного был возведен каменный храм. В советские годы Владимирскую церковь не миновала участь многих православных святынь: в 1937 году ее стали разбирать, но не закончили. До 70-х годов XX века храм стоял лишенный глав и внутреннего убранства, пока к олимпиаде 1980 года не началось его медленное восстановление. Освящение храма св. равноапостольного князя Владимира и первая служба в нем состоялись 24 мая 1991 года в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

В этом замечательном храме, где много столетий возносятся молитвы к Богу, есть чудотворная икона Божией Матери «Целительница». Она украшена многими драгоценностями, которые приносят верующие в знак благодарности пресвятой Богородице за Ее благодатную помощь и врачевания.

Храм святого князя Владимира в Старых Садех до разрушения.

Образ Пресвятой Богородицы «Целительница» связан с исцелением одного церковнослужителя Викентия Бульвенинского. Этот человек имел благочестивую привычку при входе в церковь и при выходе из нее приклонять колени перед иконой Божией Матери и кратко молиться Ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога, Спасителя нашего!». Но однажды он сильно заболел: страшные боли доводили его до беспамятства, а язык почернел. Как-то придя в себя после очередного приступа боли, он прочитал свою обыкновенную молитву Пресвятой Богородице и тотчас увидел возле своего изголовья Ангела, который вместе с ним молился Божией Матери, прося исцелить больного. После окончания молитвы в необычайном свете явилась Сама Пресвятая Богородица и исцелила Викентия. Почувствовав себя совсем здоровым, он поднялся с постели и направился в церковь, где встал петь на клиросе, чем привел всех в великое изумление. Это чудо послужило поводом к написанию иконы Божией Матери «Целительница», которая с тех пор стала украшением многих больничных часовен и храмов.

В храме святого князя Владимира перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Целительница» служатся молебны, записки на которые можно подать в любой день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector