Храм воскресения христова в кадашах

Храмы на Большой полянке

Название одной из главных улиц Замоскворечья, Большая Полянка, данное в конце XVIII в., напоминает о бывших здесь в древности полях.

Храм Григория Неокесарийского в Дербицах был поставлен по обету московским князем Василием II (он был освобожден из татарского плена 17 ноября 1445 года, в день памяти этого святого). Каменная церковь в Дербицах («над оврагами») была возведена в XVII веке.

Ее изразцовое убранство выполнено, как полагают, знаменитым белорусским гончаром С. И Полубесом. Иконы, принадлежащие кисти знаменитого царского мастера С. Ушакова, в настоящее время находятся в Третьяковской галерее. В XIX веке был построен северный придел Боголюбской Богоматери в формах ампирной псевдоготики.

Дойдя до церкви Успения в Казачьей слободе (№37), перейдите Полянку и направляйтесь в 1‑й Хвостов переулок. Приметный дом в новорусском стиле (№5) построен в 1990‑е годы.

Достопримечательности Кадашевской слобода

Выйдя со станции метро «Третьяковская», вы попадете в Кадаши. Кадашевская слобода — крупнейшая и богатейшая из слобод Замоскворечья, в XVII веке она занимала территорию между Болотом, Полянской площадью, Ордынкой и Якиманкой.

Кадаши и Якиманка – экскурсия по улицам и переулкам Москвы

Изначально слободу населяли кадаши (бондари), с 1613 года здесь появилось ткацкое производство, снабжавшее полотняными изделиями царский двор. В начале XVI века Кадаши слились с находившимися южнее Толмачами — существовавшей с XIV века слободой толмачей (переводчиков), обслуживавших замоскворецких татар-ордынцев.

Между Кадашами и расположенными у стены Скородома стрелецкими слободами вплоть до XIX века сохранялось незастроенное пространство — «всполье», служившее общинным выгоном для скота. В XVIII веке вдоль радиальных улиц начали строиться усадьбы знати, в то время как в глубине переулков сохранялся слободской уклад.

Прокладка Водоотводного канала сделала пригодной для застройки пойму к западу от Якиманки. В 1880‑х годах в Лаврушинском переулке начали возводиться выставочные корпуса Третьяковской галереи. Ее реконструкция в 1980–2000‑х годах наложила отпечаток на весь облик района.

Наша прогулка начинается в Кадашевских переулках. Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова (2‑й Кадашевский пер., 7). Нынешняя церковь, построенная в 1687–1695 годах, является выдающимся памятником периода становления нарышкинского барокко.

Традиционный тип кубовидной, пятикупольной церкви, спланированной «кораблем», обогащен здесь новыми формами белокаменного декора. Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством.

Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы. Ныне иконы Воскресенского храма разрознены и хранятся в запасниках Третьяковской галереи, Исторического музея и музея «Останкино».

Далее пройдите на набережную Водоотводного канала. Он был проложен в 1770‑х годах по заболоченной старице Москвы-реки, когда потребовалось осуществить ремонт рухнувших в половодье 1783 года опор Большого Каменного моста.

Длина канала — 4 км, ширина — 30–50 м. Он позволил отвести часть избыточных вод и сделал пригодной для застройки пойму к западу от Якиманки. Устроенные в начале и конце канала Бабьегородская и Краснохолмская плотины со шлюзами сделали его судоходным (в 1930‑х годах они были разобраны). В результате прокладки канала образовался остров Балчуг.

Историческая застройка Кадашевской набережной, состоявшая преимущественно из однодвухэтажных особняков, была уничтожена частично в послевоенные годы и окончательно — в «лихие» 1990‑е.

Как проходят богослужения

В зимний период богослужения проводятся в теплой церковной части на первом этаже. Когда же приходят теплые дни, то службы переносятся в «летний» зал на второй этаж дома Божия.

По будням в 8.00 утра начинается Божественная Литургия. В воскресные дни и праздники эта служба совершается на час позже — в 9.00.

Важно помнить, что Божественная Литургия состоит из 3-х частей:

  • проскомидия;
  • литургия оглашенных;
  • литургия верных.

На проскомидии могут присутствовать все желающие, на литургии оглашенных — люди крещеные и готовящиеся принять крещение. На литургию верных допускаются только окрестившиеся.

Закрытие храма, сложные времена, реставрация

Для прихожан храм был закрыт в 1934 году. В нем начали размещать разнообразные госучреждения. Так, в его помещениях до 1977 года функционировал физкультурный клуб колбасной фабрики. На территории церковного двора был построен плодоовощной консервный завод.

Однако храм в Кадашах не был забыт. В период с 1946 по 1966 год известным советским архитектором Галиной Алферовой проведены огромные работы по восстановлению храма. Ему был возвращен облик, существовавшей до революции.

После завершения этих работ, в 1964 году, храмовые здания с территорией переданы в аренду реставрационному художественному центру имени И. Грабаря.

Что говорит Закон

Согласно действующему законодательству, в пределах охранных зон действуют особые режимы использования земель и установленные градостроительные регламенты регулирования градостроительной деятельности, запрещающие новое строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение или регенерацию историко-градостроительной среды, что соответствует статье 34 «Зоны охраны объектов культурного наследия» Закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации».

Совершенно очевидно, что предлагаемое в Кадашах строительство ни в чем не соответствует указанным требованиям закона и является вполне новым строительством, полностью противоречащим законодательству, интересам Церкви и культуры народов Российской Федерации.

Достопримечательности храма

Сейчас на территории храма имеется две часовни: первая — в честь царственных мучеников; вторая — во имя Почаевской Божьей Матери.

Гордится храм и своими святынями, среди которых:

  • икона Иова Почаевского XVII века и часть его мощей;
  • поручи (нарукавники) Амфилохия Почаевского, подвижника;
  • мощи святого Евтропия Римского;
  • частицы мощей мучеников периода смутного времени;
  • кирпич из Ипатьевского дома с образом Николая II.

На территории храма Воскресения в Кадашах Москвы с 2004 года работает небольшой краеведческий музей под названием «Кадашевская слобода». Его инициатором был настоятель храма – протоиерей Салтыков. Музейные экспозиции рассказывают об истории слободы, о людях, которые тут проживали и их быте.

Начало истории

Храм был построен в XVII веке. Своим названием он обязан большой и богатой слободе города Москвы. Находилась она в Замоскворечье, рядом с Кремлем. Своим названием слобода (Кадашевская) обязана древнему ремеслу московских жителей. Примерно в XV-XVI веках здесь местные умельцы изготавливали кадии (бочки).

В середине XVII века Кадашевская слобода стала центром ткацкой инфраструктуры Москвы. Ориентировочно в 1658-1661 годах здесь был возведен царский хамовный двор, который стал одной из первых российских мануфактур.

Специализировался он на изготовлении и поставке тканей в царский двор. Вследствие этого Кадашевская слобода оказалась заселенной хамовниками, государственными ткачами.

Церковь Воскресения Христова была православным замоскворецким центром еще до образования Кадашевской слободы. В те давние времена ее деревянное сооружение находилось на месте пересечения двух важнейших дорог Московского государства, идущих из Белокаменной на юг. Этот факт выделял церковь среди других православных сооружений в Замоскворечье.

Первое упоминание о церкви историки нашли в грамоте Патрикеева Ивана Юрьевича, московского воеводы, князя. В 1493 году он упомянул церковь «Воскресения, что на Грязях». Такое необычное сопоставление связано с тем, что в месте нахождения церкви река Москва в конце весны — начале лета сильно разливалась. Это делало набережную, подходящую непосредственно к храму, болотистой, вязкой, трудно проходимой.

С первой половины XVII века, ориентировочно с 1625 года, о храме в Кадашах имеются регулярные записи в Патриарших книгах.

Что хотят строить

Сейчас ООО «Торгпродуктсервис» планирует строить недалеко от храма, непосредственно в пределах предполагаемой Законом и необходимой персональной охранной зоны памятника до десятка элитных частных двух – трехэтажных домов с подземными парковками. Такое строительство является прямым нарушением законодательства о культурном наследии (об этом далее), что, конечно, всем специалистам и деятелям культуры, в том числе ответственным чиновникам, хорошо известно.

К сожалению, тем не менее 29 февраля 2012 года состоялось заседание Комиссии при Правительстве Москвы по вопросам осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия и там был согласован Протокол №2, по которому разрешается снос оставшихся зданий ансамбля и застройка прихрамовой территории, то есть той самой охранной зоны памятника, на которой, по закону, новое строительство запрещено.

Новый проект ориентирован, при этом, на фабричную застройку, и нет никаких оснований считать его «регенерацией» культурно-исторической городской среды для древнего храма. Предполагаемая застройка будет очень плотной, она достигнет четырех этажей, которые еще могут быть надстроены.

Непонятно, что «элитного» будет в этих полу-фабричных корпусах, со всей очевидностью рассчитанных только лишь на добывание денег. В общем, основная программа пресловутых «Пяти столиц» сохраняется (ведь ППМ 889, разрешающее строительство «Пяти столиц», не отменено), но она несколько завуалирована, чтобы не волновать общественное мнение.

Кстати, любопытно: несколько раз в СМИ прозвучало, что инвестор «уже потерял» 70 млн долларов. Мы сочувствуем ООО «Торгпродуктсервис». Но это, мы надеемся, не повод вновь и вновь нарушать законодательство и уничтожать культурное наследие. Только как удалось «потерять» столь немалые средства, если ничего не построено?!

Лаврушинский переулок

Вновь пройдя по мосту, направляйтесь в Лаврушинский переулок. Дом Гусятниковых (№4) и соседствующие с ним с двух сторон палаты XVII–XVIII веков. ныне занимают различные службы Третьяковской галереи. Депозитарий (№8) был построен для хранения фондов галереи на период реконструкции.

Крупнейший музей русского искусства — Государственная Третьяковская галерея, своим возникновением московскому купцу и промышленнику П. М. Третьякову. С 1856 года он коллекционировал произведения современных ему русских художников, а в 1892‑м передал свое собрание в дар Москве, оставаясь пожизненным попечителем галереи.

В 1918 году Третьяковская галерея была национализирована и вскоре окончательно определилась как ведущий музей русского искусства. В советское время собрание пополнялось за счет национализированных частных коллекций, работ русских художников из Румянцевского музея и некоторых других собраний, а также путем закупок и обмена с другими музеями.

В настоящее время в собрании Третьяковской галереи насчитывается более 130 тыс. экспонатов. В Лаврушинском переулке размещена экспозиция русского искусства XII–начала XX веков. С наибольшей полнотой и разнообразием представлено реалистическое искусство второй половины XIX века.

Первоначально все собрание размещалось в жилом доме Третьяковых в Лаврушинском переулке. Начиная с 1874 года к дому последовательно пристраивались корпуса, предназначенные для размещения коллекции.

В настоящее время от старой усадьбы в относительно неизменном виде сохранился лишь стоящий на красной линии улицы флигель. Уцелел также фасад, пристроенный к усадебному дому Третьяковых в 1904 году по проекту В. М. Васнецова. Остальные музейные постройки были уничтожены в ходе реконструкции 1990‑х годов.

В числе жильцов построенного в 1930‑е годы «Дома писателей» (№17) был критик О. С. Литовский — один из организаторов травли М. А. Булгакова. Месть Мастера была изящна: в своем романе он детально описал дебош, который ведьма-Маргарита устраивает в квартире «критика Латунского» (хотя дом в интересах сюжета помещен в Николопесковский переулок).

Во дворе писательского дома можно увидеть палаты (№17 / 5), построенные в 1660‑х годах для думного дьяка С. С. Титова — приближенного царя Алексея Михайловича. А на углу Большого Толмачевского переулка к 150-летию Третьяковской галереи был устроен оригинальный «Фонтан искусств».

Лужков мост и Болотная площадь

По пешеходному Лужкову мосту (он был построен в 1990‑х годах, название, формально указывающее на некогда существовавшие здесь луга, намекает и на имя тогдашнего московского градоначальника) перейдите на Болотную площадь.

Она расположена на месте заболоченного луга, который в XV–XVIII веках зимой был местом торгов, народных развлечений и публичного наказания преступников. 10 января 1775 года на площади был казнен предводитель казачьего бунта Е. И. Пугачев. В XIX веке на площади были возведены каменные лавки и склады.

В советское время на площади разбит сквер, в центре которого установлен памятник И. Е. Репину, представляющий собой фигуру художника с палитрой и кистями в руках у мольберта с накинутой драпировкой.

В 2001 году в восточной части площади установили скульптурную композицию М. М. Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых»: двое играющих в жмурки детей в окружении сонма аллегорических монстров — олицетворений пороков.

В прилегающей к площади акватории Водоотводного канала устроены 4 плавающих фонтана.

Возведение храма

История храма Воскресения началась в конце XV века: к этому времени (1493 г.) относится первое упоминание о церкви на этом месте. Тот первый храм был деревянным. Каменная церковь, которая встречает гостей в Кадашах сегодня, была построена в 1687 ‒ 1695 гг. Необычное название местности

Строительство храма спонсировали несколько обеспеченных предпринимателей слободы. В результате был построен большой двухэтажный храм. В верхнем этаже находился летний неотапливаемый храм, посвященный Воскресению Христову. В нижнем теплом храме на протяжении XVII ‒ XVIII вв. существовало целых три престола с различными посвящениями.

Церков

В 1695 году к храму была пристроена 43-метровая колокольня. За изящные вытянутые пропорции она даже получила в народе название «свеча». Будучи высотной доминантой Замоскворечья, колокольня встраивалась в ось знаменитых высотных башен средневековой Москвы между колокольней Ивана Великого в Кремле и церковью Вознесения в Коломенском. Главный колокол Кадашей был отлит в 1750 году и весил более 6 тонн. По некоторым данным, сейчас он находится в Большом театре и используется в постановках.

Достопримечательности Якиманки

Переулок выведет вас на улицу Большая Якиманка. Современное название она получила в конце XVII века по имени придела Иоакима и Анны Благовещенской церкви, некогда находившейся на пересечении улицы Малая Якиманка и современного Якиманского проезда и снесенной в 1933 году.

В XIV–XV веках по нынешней Якиманке проходила большая дорога на Калугу. После Смутного времени здесь поселили пленных поляков. Образовалась Панская слобода, прозванная «Старыми панеми». Многие «паны», обзаводясь семьями, принимали православие, и в 1640 году в слободе появился деревянный Благовещенский храм.

В 1730 году церковь (№32/2), переосвященная во имя преп. Марона Сирийского, была перестроена в камне. Церковь Ивана Воина (№46), по преданию, была сооружена на вклад Петра I с использованием собственноручно исполненного царем чертежа.

Особняк купца Н. В. Игумнова (№43), где сегодня размещается посольство Франции, радует глаз тщательно выполненными декоративными деталями в древнерусском стиле. Этот терем-дворец построил в 1893 году Н. И. Поздеев, городской архитектор Ярославля, влюбленный в зодчество древнего города.

В здании Третьяковской галереи на Крымском валу (№10/14) размещается экспозиция отечественного искусства ХХ века: работы мастеров авангарда, социалистического реализма, «сурового стиля», «анде граунда» и других направлений.

В окружающий здание Парк Исскуств «Музеон» в 1991 году были перевезены демонтированные с московских улиц и площадей памятники коммунистическим деятелям, многие из которых были созданы выдающимися советскими скульпторами разных поколений.

В дальнейшем к ним прибавились работы современных советских скульпторов. Осенью 2013 года территория парка расширилась за счет присоединения к нему новой пешеходной зоны – Крымской набережной.

Рядом с громадой «Президент-отеля» стоит изящная церковь Николая Чудотворца в Голутвине (1‑й Голутвин пер., 14). В XV веке на этом месте размещалось подворье коломенского Голутвина Богоявленского монастыря.

Прихожанами церкви в разное время были актер М. С. Щепкин, братья Рябушинские, несколько поколений рода Третьяковых. Рядом с церковью и сегодня стоит дом, в котором родились знаменитые коллекционеры братья Павел и Сергей Третьяковы.

Выйдя на Крымскую набережную, вы увидите аляповатый 98-метровый монумент, изображающий Петра I на палубе корабля. Он был воздвигнут на стрелке Балчуга в 1997 году в ознаменование 300-летия Российского флота.

Автором сооружения является известный скульптор З. К. Церетели, «творчески переработавший» отвергнутый потенциальными заказчиками памятник 500-летию открытия Америки. По периметру искусственного острова, служащего основанием памятника, вмонтированы фонтаны, создающие впечатление рассекающего воду корабля.

Архитектура и убранство сооружения

Кадашевский храм Воскресения Христова является одним из самых красивых сооружений Москвы. Его архитектурный облик и внутреннее оформление не оставят равнодушным даже самого невпечатлительного посетителя.

Внешний вид

Церковь в Кадашах в Москве имеет 2 этажа. На первом этаже расположена теплая часть храма. Она визуально выглядит шире, чем второй этаж. Это вызвано тем, что вокруг первого этажа расположены обходные галереи, над которыми, ко всему прочему, устроены открытые террасы (гульбища).

Храм имеет компактно собранное традиционное пятиглавие, которое лишь не намного ниже очень гармонично пристроенной к церкви колокольни. 43-метровая «Большая московская свеча» изумительно дополняет архитектурный ансамбль и делает внешний облик церкви одновременно строгим, торжественным и праздничным.

Внутреннее оформление

В настоящее время Воскресенский храм изнутри оформлен несколько иначе, чем это было в момент его постройки. Стилистика выдержана в духе XIX века, к этому же времени относится и частично восстановленная стенная и потолочная роспись в некоторых залах. Весь церковный интерьер соблюден в теплых успокаивающих пастельных тонах.

Церковь Вознесения в Кадашах славилась своим старинным иконостасом. Долгое время этот иконостас считался потерянным, пока не были обнаружены почти сотня его фрагментов, над которыми сейчас усиленно работают реставраторы. Возможно, что в скором времени посетители дома Божия смогут насладиться видом знаменитого иконостаса.

Польза городу от Кадашей

Если же будет реализован наш проект, город получит:

— Восстановленную градостроительную среду на уровне первой половины XIX века, то есть храм – в окружении городских усадеб в необходимом центру города зеленом окружении.

Это не просто украсит город, но и привлечет туристов, которым интересно смотреть не на фабричные или банковские корпуса, и даже не на отдельно стоящие памятники, а, что называется, погружаться в городскую среду прошлого. Причем восстанавливаться или реконструироваться все будет на уже имеющихся родных фундаментах.

— В зданиях усадьбы могут расположиться детский центр, центр по работе с молодежью. Сегодня при храме действует воскресная школа, которая уже не в состоянии вместить всех желающих. На этой территории мы предлагаем совместно со светскими организациями заняться воспитанием молодежи, что гораздо важнее пустого извлечения прибыли для частных фирм.

Толмачевский и Старомонетный переулки

Городской усадьбой Демидовых (№№3, 5) в 1850‑х годах владела графиня М. Ф. Соллогуб, устраивавшая здесь знаменитые литературные салоны.

Повернем налево по Старомонетному переулку, где на месте государева Хамовного двора в первой трети XVIII века располагался Монетный двор. Здесь по сей день сохраняются усадьбы первой четверти XIX века (№№ 22, 27, 29 и др.)

Построенная в конце XVII века церковь Николая Чудотворца в Толмачах (Мал. Толмачевский пер., 9) в 1929 году была передана Третьяковской галерее в качестве запасника. В 1990‑х годах восстановленная церковь стала храмом-музеем. В 2000 году сюда из галереи была перенесена древняя икона Владимирской Божией Матери — одна из самых почитаемых на Руси.

Позиция прихода

Необходимо понять, что речь идет не только о памятнике, но и о целостном имущественном комплексе церкви Воскресения Христова в Кадашах, который сложился как единый комплекс к 1917 году при приходе исключительно для реализации его религиозно-культового функционального назначения. Согласно Распоряжения Президента РФ № 281-рп от 23 апреля 1993 г. «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества», Церкви должны быть возвращены здания и помещения именно религиозно-культового функционального назначения.

Составные элементы данного комплекса имели, без всякого сомнения, такое, строго функциональное назначение: религиозно – культовое, и входящие в него благотворительное и духовно – просветительское, а сам комплекс являлся образцом своеобразного многостилевого ансамбля, который сам по себе является памятником градостроительного искусства 17 – 20 веков, неотъемлемой частью заповедной зоны «Замоскворечье», и архитектурно – историческим памятником общегосударственного значения, в чём состоит его уникальность.

Здания, входившие в комплекс, использовались именно для осуществления вышеуказанных функций в чётком соответствии с традициями и канонами Русской Православной Церкви. Он включал в себя ряд чисто церковных объектов — просфорню, богадельную, Дом дьякона с усадьбой, сестричество, помещения духовенства (дом священника Н.Смирнова с усадьбой). Нужно ли объяснять, что, например, просфорня имеет религиозно-культовое назначение? Неотделима от этого и вся церковная благотворительность.

Развалины Дома Диакона

Поэтому мы считаем, что комплекс должен быть восстановлен в полном объёме как единый неделимый имущественный объект. В связи с этим и идёт рассмотрение дела в Арбитражном суде г. Москвы, по которому истец – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) РФ – требует передать из собственности Правительства Москвы, а также от частной компании ООО «Торгпродуктсервис», всего вышеуказанного имущества, ранее являвшегося имущественным комплексом Храма Воскресения Христова в Кадашах. (точнее, то, что на данный момент от него осталось после незаконной приватизации и варварского разрушения в течение ряда лет, особенно в 2010 году).

Возникает вопрос, почему же все эти здания не были возвращены приходу, и даже сейчас никто не собирается этого делать.. Оказывается, по российскому законодательству и согласно уже упомянутого Распоряжения Президента РФ № 281-рп, возврат культовых объектов Церкви возможен только в том случае, если эти объекты находятся в федеральной собственности. В настоящее время только сам храм и земля под ним официально находятся в федеральной собственности.

Но до 1991 года весь имущественный комплекс нашего храма, находившийся практически в целостном состоянии, исторически являлся федеральной собственностью, будучи вместе с тем исторической зоной архитектурного памятника общегосударственного значения и неотъемлемой частью заповедной зоны «Замоскворечье». С образованием Российской Федерации после 1991 года комплекс зданий храма, то есть все остальные здания храмового комплекса де-факто, а затем и де-юре в раздробленном на отдельные объекты виде – самозахвачены в собственность Правительством Москвы ещё в 90-х годах прошлого века; а некоторые здания комплекса – приватизированы и оформлены в собственность ООО «Торгпродуктсервис».

Да, два года назад был всплеск общественного возмущения против частной застройки в исторической зоне Кадашей. Но ситуация оказалась не переломленной в корне, а произошли лишь некоторые, не очень значительные изменения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector