Божественная литургия в церкви

Божественная Литургия: история возникновения и развития

Апостолы по примеру Спасителя продолжили совершать Божественную Литургию и причащаться Святых Христовых Тайн по порядку, установленному Христом. Они за общей трапезой творили молитвы, затем после вечери совершалось преломление хлебов и Причащение. Через некоторое время Литургия была отделена от общей трапезы, совершаемой верующими на молитвенных собраниях.

Во времена первых христиан порядок совершения Литургии не был никак регламентирован и передавался устно. Постепенно она дополнялась новыми молитвами и священными действиями. Это привело к существенным различиям в содержании и особенностях совершения богослужения в различных христианских общинах. 

Привести богослужебные тексты к единству удалось лишь в IV веке, после прекращения гонений на христиан. Святителем Василием Великим (архиепископ Кесарии Каппадокийской) был составлен чин Литургии. Иоанном Златоустом этот чин несколько изменен и сокращен. Это два основных, наиболее часто используемых чинов. Но также существуют чины Литургии других авторов:

 — апостола Иакова: имеет общие корни с литургией Василия Великого, но значительно длиннее. Особенностью является раздельное Причастие: сначала вкушается Тело, а затем Кровь Иисуса Христа. Используется в Коптской Церкви и некоторых других Православных Церквях;

 — апостола Марка: все молитвы читаются священником громко, литургия начинается с Великого Входа. В настоящее время данный Литургический чин не имеет широкого распространения.

Литургия в переводе с греческого языка означает “общее дело”, в котором принимает участие вся христианская община. Литургию также иногда называют Обедней, ее положено совершать от рассвета до полудня, в предобеденное время. 

Древние литургии, не вошедшие в годовой круг богослужений

Древние литургии отличает необязательность совершения проскомидии как более позднего чина. Кроме Евангелия и Апостола читается также Ветхий Завет. Общей особенностью является также способ причащения. Миряне, как и священнослужители, причащаются раздельно: сначала причащающийся вкушает частицу Тела, а потом принимает Кровь, отпивая прямо из Святой Чаши. Объясняется это тем, что причащение мирян лжицей стало общеупотребительным только в VIII веке.

Литургия святого
апостола Иакова

История

Это чинопоследование берет свое начало в Иерусалимской Церкви, первым епископом которой по жребию стал святой апостол Иаков Зеведеев. Не подлежит сомнению, что апостол лично занимался устройством богослужений и таинств. Поэтому возведение иерусалимской литургической традиции к имени святого Иакова вполне оправдано. Свидетельство об авторстве апостола Иакова сохранилось также в преданиях древних восточных церквей.

До IX века это чинопоследование совершали в Палестине, на Кипре и в
других поместных церквах, но позже оно было заменено литургией святого Иоанна
Златоуста. Традиция совершать литургию святого апостола Иакова сохранилась до
наших дней в Иерусалиме, Греции и Антиохийской Церкви.

Сегодня

Совершение Литургии апостола Иакова. Санкт-Петербургская Духовная академия, 2016 г.

В ХХ веке, с одобрения священноначалия, литургию святого апостола Иакова начинают служить сначала в Русской Православной Церкви Заграницей, а потом и в некоторых храмах Московского Патриархата.

Особенности

Во время богослужения ектении провозглашаются лицом к народу. Священное Писание читается не на амвоне, а в центре храма. Священнослужители дважды торжественно обходят храм: первый раз во время Малого входа с Евгением в руках, второй — во время Великого входа со Святыми Дарами. Вместо «Иже херувимы» исполняется древний гимн «Да молчит всякая плоть человеча».

Литургия святого
апостола Марка

История

Эта литургия зародилась в Африке — в египетском городе Александрии. В I веке в этом городе-миллионнике треть населения составляли иудеи, имевшие около десяти синагог. Именно к ним пришел с проповедью святой апостол от семидесяти — Марк. Здесь он основал церковь и рукоположил во епископы Аниана, бывшего, по преданию, сапожником, починившим порванную сандалию апостола. Именно Марк служил первую в Александрии литургию. И с апостольских времен александрийские христиане знали только один литургический чин — вплоть до появления в IV веке литургии святого Иоанна Златоуста. В V веке литургический чин был отредактирован святым Кириллом Александрийским.

Особенности

, как и Евангелие от Марка, отличается простотой и краткостью. Она начинается с малого входа. Вместо «Иже херувимы» может исполняться один из псалмов. Священник, причащаясь, произносит слова 41-го псалма «Как лань желает к потокам воды, так желает и душа моя к Тебе, Боже».

Сегодня

В некоторых храмах Русской Православной Церкви литургия апостола
Марка служится в день памяти святого апостола, а также в дни памяти древних
александрийских святых, которые при своей жизни участвовали в литургии именно
по этому чину.

История

Святитель Амвросий Медиоланский. Мозаика. Милан, IV–V вв.

Это уходящий в глубокую древность литургический чин, возникший
на территории современной северной Италии в городе Медиолане (современный
Милан). Согласно преданию, христианство в эти земли принес апостол от семидесяти
Варнава, прошедший долгий путь с востока на запад. Именно он основал здесь
епископскую кафедру и, укрепив молодую Церковь, отправился с проповедью дальше.

Литургический чин, зародившийся в этих местах, уже довольно рано
имел развитую структуру. Он имеет сходство с некоторыми восточными литургиями,
так как Медиолан, будучи западным городом, в древности находился под влиянием византийской
культуры.

В IV веке Медиоланская литургия была записана и дополнена святителем Амвросием Медиоланаским, имевшим особый интерес к богослужению и церковному пению.

Особенности

начинается с многократного «Господи помилуй», которое возглашается священником и поется хором. Во время великого входа священнослужители несут поднос с просфорой и сосуды с вином и водой. Вместо «Иже херувимы» поется антифон, состоящий из стихов Псалтири:

Сегодня

Медиоланской литургии удалось пережить период унификации, когда по воле Ватикана древние местные литургические традиции заменялись римской мессой. Древность литургии святого Амвросия была настолько неоспорима, что упразднить ее оказалось невозможным, и перерывов в ее служении не было.

Подробнее о разных типах литургии смотрите или слушайте лекцию игумена Силуана (Туманова) «Какие бывают литургии: разные формы, одна суть».

Виды и особенности богослужений

Все храмовые службы делятся на 3 круга:

  • суточный;
  • недельный;
  • годовой.

В суточный круг входит 9 богослужений. Моисей, когда описывал сотворение Господом мира, начинал день с вечера. Соответственно в Православной Церкви новый день начинается вечерним богослужением предыдущего дня.

В суточный круг входит 9 богослужений

В семидневный (недельный) круг входят службы, совершаемые на протяжении 7 дней недели. Все они посвящаются определенным событиям и святым. Годовой круг определяет службы всего года. Ежедневно почитается память определенных святых, вспоминается ряд событий, отмечаются праздники, проходят посты.

Утреня

Этот вид богослужения входит в суточный круг. Изначально оно проводилось рано утром, в настоящее время его проводят вечером сразу после вечерней, повечерия и полунощницы. В некоторых храмах может служиться рано утром. Чтения утрени посвящаются земной жизни Господа Иисуса Христа, благодарению Бога за прошедшую ночь.

Вечерня

Проводится по вечерам. Виды этого богослужения:

  1. Малая вечерня. Проводится в преддверии воскресения и праздника.
  2. Великая. Служится перед праздником, может совмещаться с утреней и первым часом во всенощное бдение.
  3. Вседневная. Может быть только в будние дни.

В субботу

В субботний день особенно прославляется Пресвятая Богородица, чтимая православными ежедневно на протяжении всей жизни. Почитаются святые, поминаются усопшие в вере миряне. Вечером проводится вечернее богослужение перед воскресной литургией.

В воскресенье

Этот день называется Малой Пасхой и вспоминает воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Обязательно служится Божественная литургия. Миряне могут приступить к таинствам исповеди и причастия

Важной частью литургии является пресуществление Святых Даров

Всенощное бдение

Всенощной именуется служба, объединяющая последовательно вечерню, утреню и первый час. Она совершается накануне праздников. Раньше ее начинали поздно вечером и она длилась всю ночь, отсюда произошло ее название.

Всенощная служба совершается накануне праздников

Как правильно причащаться

Не приняв участия в этом таинстве, вы не ощутите на себе, что такое литургия. Перед причастием верующий должен раскаяться в грехах, исповедаться священнику. Также предписан пост длительностью минимум 3 дня, во время которого не следует есть мяса, молочных продуктов, яиц и рыбы. Причащаться нужно на голодный желудок. Рекомендуется также воздержаться от курения и приема лекарств.

Перед причащением скрестите руки на груди, положив правую поверх левой. Встаньте в очередь, не толкайтесь. Когда подойдете к священнику, назовите имя и откройте рот. В него положат кусочек хлеба, смоченный в вине. Поцелуйте чашу священника и отойдите. Возьмите на столике просфору и «теплоту» (запивку из вина, разбавленного водой). Только после этого можно разговаривать.

Что такое литургия? Это возможность вспомнить весь путь Спасителя и соединиться с ним в таинстве причащения. После службы в храме человек укрепляется в вере, его душа наполняется светом, гармонией и умиротворением.

Что такое литургия

Божественная литургия – самая основная часть церковных богослужений. Потому что здесь совершается то, ради чего служатся остальные службы – причастие Святых Христовых Таин. Все другие богослужения играют роль подготовки.

Таинство Евхаристии (Причастия) дано нам Самим Господом во время Тайной вечери. Само слово «евхаристия» переводится как «благодарение». Люди приходят в воскресенье для того, чтобы воздать благодарение Богу. Так заповедал нам Господь в десяти заповедях – седьмой день посвящать Богу.

Литургия служится не только в воскресенье, но по двунадесятым праздникам, и в будни, когда празднуется память особых святых.

Всего есть три вида литургий:

  1. Литургия св. Иоанна Златоуста (бывает чаще остальных).
  2. Литургия св. Василия Великого (бывает по воскресеньям в Великий пост, в праздник св. Василия Великого, в Рождественский и Крещенский сочельник).
  3. Литургия Преждеосвященных Даров (бывает по средам и пятницам в Великий пост).

Все виды отличаются друг от друга по чинопоследованию
(заамвонные молитвы у всех трех разные, на литургии св. Василия Великого вместо
задостойника поется «О Тебе радуется», на Литургии Преждеосвященных Даров не
бывает претворения в Тело и Кровь Христа).

Рассмотрим подробнее чинопоследование литургии св. Иоанна
Златоуста.

Проскомидия

Греческое слово проскомидия означает принесение. Так называется первая часть литургии в память об обычае первых христиан приносить с собой хлеб, вино и все нужное для службы. Поэтому и сам хлеб, употребляемый для совершения литургии, называется просфорой, то есть приношением.

Просфора должна быть круглой, и состоит она из двух частей, как образ двух природ во Христе — Божественной и человеческой. Просфора выпекается из пшеничного квасного хлеба без каких- либо добавлений, кроме соли.

На верхней части просфоры отпечатывается крест, а по его углам начальные буквы имени Спасителя:”IС ХС” и греческое слово “NI KА”, что вместе означает: Иисус Христос побеждает. Для совершения Таинства употребляется красное виноградное вино, чистое, без всяких добавок. Вино смешивается с водой в воспоминание о том, что из раны Спасителя на Кресте излились кровь и вода. Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание о том, что Христос насытил пятью хлебами пять тысяч человек, но просфора, которая приготовляется для Причащения, одна из этих пяти, потому что один Христос, Спаситель и Бог. После того, как священник с диаконом совершат перед закрытыми Царскими Вратами входные молитвы и облачатся в священные одежды в алтаре, они подходят к жертвеннику. Священник берет первую (агничную) просфору и трижды делает на ней копием изображение креста, произнося:“В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа”. Из этой просфоры священник вырезает середину в форме куба. Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем. Она кладется на дискос. Затем священник крестообразно надрезает с нижней стороны Агнец и протыкает его правую сторону копием.

После этого в чашу наливается вино, смешанное с водой.

Вторая просфора называется богородичной, из нее вынимается частица в честь Богородицы. Третья называется девятичинной, потому что из нее вынимается девять частиц в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребренников, Иоакима и Анны — родителей Богородицы и святых храма, дневных святых, а также в честь того святителя, имени которого совершается литургия.

Из четвертой и пятой просфор вынимаются частицы за живых и умерших.

На проскомидии вынимаются также частицы из просфор, которые подаются верующими об упокоении и о здравии родных и близких.

Все эти частицы раскладываются в особом порядке на дискосе рядом с Агнцем. Закончив все действия по приготовлению к совершению литургии, священник ставит на дискос звездицу, покрывая его и чашу двумя небольшими покровами, а затем все вместе покрывает большим покровом, который называется воздух, и кадит Предложенные Дары, прося Господа благословить их, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены. Во время совершения проскомидии в храме читаются 3-й и 6-й часы.

Богослужебные часы

Молитвы, время чтения которых определяется временем суток, называется часами. Во время этих молитв, которые длятся всего четверть часа, от присутствующих требуется максимальная концентрация внимания, чтобы отвлечься от мирской суеты и почувствовать Божье присутствие во всей полноте.

Богослужебные Часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное

После часов, которые начинаются в шесть вечера, идет обычное богослужение.

Божественное служение начинается с вечерни и повечерни, которые начинаются в 17.00 и 21.00 соответственно.

Ночное служение заканчивается полунощной, после чего следует утреня, начинается в 7 часов утра, на ней звучит молитва Первого часа. Третий час читается в 9 утра, Шестой — 12.00, заканчивает дневные молитвы Девятый час в 15 часов. Божественная Литургия служится с Третьего по Девятый час, хотя каждый храм имеет свое расписание.

В расписание молитвенных часов вносят свои коррективы посты, праздники и особые даты. Например, перед Святым Воскресением ночное бдение объединяет такие богослужения, как вечерня, повечерие и полунощница.

Важно! Божественная Литургия и Евхаристия не проводятся в Великую Пятницу. Читайте о других днях Страстной Седмицы:

Читайте о других днях Страстной Седмицы:

  • Великий Понедельник
  • Великая Среда
  • Великий Четверг

Антифоны

Пение – это неотъемлемая часть служения Господу. Но оно имеет некие различия в зависимости от того, какая служба ведется

Во время литургии значительное внимание уделяется антифонам. Они представляют собой псалмы, поющиеся целиком или группами по нескольку стихов

Отличительной особенностью антифонов от других песнопений является манера их исполнения. Петь псалмы должны оба хора попеременно.

Это создает особую атмосферу, которая наполняет храм прославлением Бога. Антифоны полностью состоят из прославляющих текстов, и когда пение идет со всех сторон, на молящихся снисходит особая благость, наполняющая их сердца и души любовью к Господу.

Интересно, что изначально антифоны были самостоятельными песнопениями. Их часто исполняли прихожане, направляющиеся в храм. Затем их начали использовать во время крестных шествий до начала литургии.

И лишь с течением времени они стали полноценной часть богослужения. Сегодня довольно сложно представить литургию без этих восхвалений, чередующихся с молитвой.

Сразу отметим, что хор поет несколько антифонов. Они сочетаются с малой ектенией и молитвой священнослужителя. Когда поется первый антифон, служитель церкви читает молитву о защите всех православных, и в частности тех, кто относится к прихожанам данной церкви. Параллельно читается малая ектения, к словам которой присоединяются все присутствующие в едином порыве.

Второй антифон полностью посвящен Сыну Божьему. В песнопениях рассказывается о том, как в Иисусе Христе слилось божественное и человеческое начало, что позволило ему возлюбить всех людей без исключения и отдать за них свою жизнь. Параллельно священник читает молитву о даровании вечной жизни и благословений. Сразу после нее произносится еще одна малая ектения.

Третий антифон посвящен заповедям Божьим. В песнопениях славится Господь, который мудро рассудил, дав людям свод правил, согласно которым они смогут жить праведно. Обычно на данном этапе происходит малый вход.

Христианские основы Евхаристии

Две тысячи лет тому назад Христос на Тайной вечере оставил заповедь, принимать причастие в память о Нем, вкушая хлеб и вино. Современные христиане приобщаются Его Крови через это таинство, совершаемое во время Божественной Литургии.

Божественная литургия – самое важное богослужение

В прежние времена Великое богослужение называлось обедней, католики проводят причастие на мессе.

Первые христиане в иудейском обществе воспринимались, как секта, поэтому подвергались гонению. Неся евангелие Христа в мир, рассказывая о значении Евхаристии, ученики Иисуса постоянно подвергались нападкам общества, поэтому часто их богослужения проходили под покровом тайны.

После служений язычникам апостол Павел отстоял предложение допускать к причастию новообращенных язычников без соблюдения закона Моисея об обрезании. На первых служениях практически ежедневно читались псалмы, говорились проповеди, пелись молитвы, и все служения заканчивались воспоминаем о Тайной Вечере. На общих молитвах христиане каждый день преломляли хлеб и принимали вино, вспоминая о земной жизни Спасителя.

Читайте о Православной Церкви:

  • Какие бывают виды православных монастырей
  • Зачем и на что церковь собирает деньги
  • Кто такой викарий в православной церкви

Позже это действие назовут Евхаристией, которая является центральной частью Божественного служения. В отличие от иудеев, христиане:

  • отказалась от кровавых жертв, приняв единую и последнюю жертву, Божьего Агнца, Иисуса Христа;
  • могут рукополагать любого человека на земле, принявшего христианство, а не только Аароновых потомков;
  • местом служения выбирают весь мир;
  • молитвенные богослужения могут проводить как днем, так и ночью;
  • ввели часы по время служения.

Кричать как оглашенный?

Когда катехумен узнавал о том, что его будут крестить, то очень экспрессивно реагировал. Вот представьте себе, вы однажды узнали, что после смерти вас ждет вечная жизнь. Для одних — вечные муки в аду. А для других — вечное блаженство в раю. Но чтобы попасть к первым, мало просто быть хорошим человеком.

Надо стать членом Церкви. Как? Вход только один — через Таинство крещения и жизнь по Евангелию. Поэтому человек стремится к этому, учится… Потом наступает тот долгожданный день. Как здесь не радоваться? Как не проявлять эмоции? Наверное, отсюда и пошло современное выражение «кричать как оглашенный» (в значении «безумный», «шумный»).

Правила поведения во время службы

Как вести себя на богослужении:

  • предварительно узнать точное начало, продолжительность службы и прийти на 15 минут раньше;
  • запрещено ведение разговоров;
  • стоять спокойно, не переминаясь с ноги на ногу;
  • не рассматривать окружающих и убранство храма, не глазеть по сторонам;
  • выключить мобильный телефон;
  • если служится всенощное бдение, больше 2-3 часов, можно присесть на скамейку;
  • открытие Царских Врат встречать стоя;
  • во время службы не поворачиваться к алтарю спиной;
  • если нужно уйти раньше окончания службы, следует перекреститься и выйти, не привлекая внимания;
  • ставить свечи, передавать записки до начала богослужения, дабы не мешать молящимся;
  • женщинам запрещено прикладываться к кресту накрашенными губами.

Что представляет из себя литургия?

В каждой религии или конфессии есть самые важные служения в церквях. В христианстве используется слово «литургия», которое само по себе имеет перевод с греческого языка и обозначает «общее дело». Каждый человек, знающий обозначение этого термина по-своему толкует его значение, но если обратится к официальным источникам, то получим такой ответ: литургия – главнейшее христианское богослужение, которое сопровождается таинством Евхаристии.

Евхаристия – это причащение хлебом и вином, как заповедал Иисус Христос, для Его воспоминания, ведь именно он, по мнению богословов, совершил первую Литургию. Другими словами, если производится таинство Евхаристии, то такое служение носит характер Литургии.

Время проведения главнейших христианских богослужений

В современных богослужениях различают три основных вида Литургии, истоки которой были заложены еще в начале первого тысячелетия нашей эры. Существуют определенные правила, по которым расставляются такие богослужения на весь год. Они не должны пересекать друг друга, и в конечном итоге наполняют православный календарь с пометками для каждой отдельной Литургии.

Литургии святого Иоанна Златоуста совершаются постоянно, когда не проводят две другие:

  • Литургий для святого Василия Великого насчитывается всего десять. Их совершают только в воскресные дни Великого поста, кроме Вербного воскресенья. Данный вид богослужения ведут в Великий четверг и субботний день на Страстной неделе. Обязательным богослужением является проведение Литургии в сам День Василия Великого – 14 января, чтобы почтить память этого святого.
  • И последним праздником, когда проводят Литургию святого является Рождество и Крещение Господне.
  • Третий тип Литургии имеет несколько названий в зависимости от места проведения и конфессии. К ней относятся Литургии: двоеслова, Папы Римского, прежде освященных Даров, святого Григория Великого. Их проводят только в среду и пятницу, но также один раз в четверг пятой седмицы Великого поста. На страстной седмице Литургия проводится в первые три дня недели.
  • Также, это богослужение ставят 9 и 22 марта в память Иоанна Предтечи и сорока мучеников Севастийских. Если храм имеет богатую историю и своих святых, которых почитают другие христиане, то в значимый день проводят именно эту Литургию.

Из чего состоит Литургия

Все три типа важнейших богослужений состоят также из трех частей:

  • Проскомидия – приготовление Евхаристии. Священнослужитель совершает необходимые ритуалы у алтаря для освящения просфоры (хлеба и вина). Во время этого этапа поминаются души всех живых и усопших – священник сначала вынимает просфоры (дробит хлеб) и отдельно за каждого погружает его в вино, сопровождая это специальной молитвой. Такая молитва считается самой действенной при очищении грехов за других людей. Прихожане в это время читают Часы (сопроводительные молитвы и псалмы).
  • Второй этап богослужения – Литургия оглашенных. Если в первой части собрания могли участвовать и присутствовать только крещенные люди, то во время второй части находятся и те люди, которых готовят к крещению. Второй этап богослужения ведет диакон, получивший благословение от священника. Его речь начинается и оканчивается одними и теми же словами. Вначале он благословляет Святую Троицу и произносит Великую ектенью. Во время Литургии оглашенных принято хору петь антифоны (псалмы, которые по очереди поются левой и правой частью).
  • Завершительный этап богослужения называется Литургия верных. По церковному уставу в этой части служения могут брать участие только воцерковленные люди и те, к кому нет личных замечаний со стороны священника и диакона.

На практике, на Литургии верных присутствуют все желающие. Священники считают, что основной духовный смысл открывается только верным, поэтому присутствие невоцерковленных не мешает завершению богослужения. Самым важным действием во время всего собрания является Анафора, что подразумевает собой освящение даров. Начинается действие с того, что Дары переносятся с жертвенника на престол. Верующие готовятся к освящению, производится ритуал Анафоры, который сопровождается молитвами со стороны священнослужителей и песнопениями прихожан.

После этого верующие совершают Причащение. Священник молится, диакон вторит ему благословениям и производится отпуст прихожан.
На самом деле, перечисленные элементы Литургии являются костяком служения, а в каждом храме оно проводится по-своему. Как правило, священник определяет сам порядок и прохождение некоторых ритуалов, но в целом они не отличаются друг от друга.

История возникновения божественной литургии

Внутреннее содержание литургии отражает процесс динамического движения человека к Богу. В Великий четверг Иисус Христос перед тем, как добровольно принять смерть за грехи наши, собрал всех апостолов и после прочтения молитв преломил хлеб и раздал всем им. Это таинство Причастия он заповедал апостолам.

После Вознесения Господа на Небеса, апостолы совершали Евхаристию, или таинство Причастия, ежедневно. Они разнесли завет по свету и научили священнослужителей выполнять литургию, которая еще называется обедней, поскольку ее начало приходится на рассветный час, а длится она до обеда. Брат Господний, апостол Иаков, составил первый чин литургии. В Римской Империи в Древней Церкви на протяжении IV–VII веков появилось множество чинопоследований Литургии, которые были унифицированы, и в таком же точно виде сейчас проводятся в Православной Церкви.

Обряд Богослужения формировался постепенно. С периода начала II века каждая служба получала свое особое проследование. По началу таинство Причастия совершалось по тому порядку, который был установлен Господом. Затем апостолы присоединили к литургии трапезы любви, вмещавшие в себя чтение молитв, вкушание пищи и пребывание верующих в братском общении. Преломление хлеба было после Причастия. Уже в наши дни литургия превратилась в отдельное священнодействие, в начале которого совершаются совместные обрядовые действия, а в конце выполняется трапеза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector