Проскомидия (вынимание из просфор частиц за живых и умерших)

Свеча об упокоении

Свеча за упокоение является символом нашей жертвы Богу за душу умершего, безмолвной просьбой о милости Божией на обретение душой Райских Обителей. Если Вы не можете самостоятельно прийти в храм, подайте требу о свече за упокоение. Служитель храма поставит свечу на канон и молитвенно произнесёт указанное в требе имя.

Заключение

В заключение нашего рассказа о церковных записках можно привести слова Николая Сербского:

«Можешь помочь человеку — помоги, не можешь помочь — помолись, не умеешь молиться — подумай о человеке хорошо! И это уже будет помощь, потому что светлые мысли — это тоже оружие».
Храни Вас Бог!

Атрибуты

При ритуале подготовки просфор и вина используют специальные предметы, которые называют утварью для Евхаристии. Атрибуты в глазах участников таинства символизируют рождение Спасителя и Его мученическую кончину.

Потир

Для приготовления вина для святого причастия используют особый бокал на высокой ножке. Его именуют потиром (чаша с греческого). Первые христиане использовали потиры из дерева, в 3 веке их заменили стеклянные чаши.

Основание потира по диаметру больше чаши, на ножке часто присутствует утолщение в форме яблока. Сосуд является символом чаши, которую Иисус дал апостолам на Тайной вечере, завещав всем пить из нее как Кровь Его Нового Завета во искупление грехов.

Потир хранится на жертвеннике. В церквах обычно используют несколько потиров – из большой чаши переливают в более мелкие сосуды для причащения прихожан. Сейчас в храмах используют металлические потиры с изображениями Христа, Богоматери, Иоанна Крестителя.

Дискос

Важный атрибут подготовки к Евхаристии в православных храмах – большое круглое блюдо на основании, которое называют дискос. Этот сосуд служит для положения средней, особым образом вырезанной части просфоры, символизирующей превращение хлеба в тело Христово.

Середина просфоры именуется агнцем, как и сам жертвенный хлеб. На церемонии дискос держат за края. Символическое значение – ясли, в которых Христос пришел в мир, и место Его погребения после снятия с креста.

В древние времена дискос делали из дерева, затем использовали стекло, сейчас литургический сосуд, в большинстве случаев, металлический. На дне обычно рисунок – сцены из Нового Завета, чаще Иисус-младенец в яслях.

Звездица

Богослужебный предмет символизирует Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к Христу. Это две дуги, сцепленные винтом, принимающие форму звезды

Служат на проскомидии для защиты освещенных просфор от покрова и неосторожного прикосновения

Использовать звездицу во время проскомидии начали, по преданию, по инициативе Иоанна Златоуста. Во время канона Евхаристии звездицей осеняют дискос, это символизирует служение Господу Небесного Воинства.

Копие

Напоминание о гибели Христа от копья римского воина – используемый при проскомидии нож с треугольным лезвием, похожий по очертаниям на наконечник оружия. Копием вырезают сердцевины просфор, измельчают и дробят святого Агнца. Этот атрибут использовали во время литургии еще при святом Германе, то есть в 8 веке. В церковной практике используют копия разного размера. Меньшее применяют также для освящения чаши с вином и воды для малого водоосвящения.

Покровцы и воздух

Для защиты святого Агнца от насекомых и соринок используют тканевые покровы, которые являются атрибутами литургии и называются покровцы и воздух. Покровца два – отдельно для дискоса и потира, большим покрывалом (воздухом) накрывают сразу оба литургических сосуда.По Симеону Солунскому, воздух символизирует небесную твердь и плащаницу. Обряд потрясания воздухом при чтении «Символа Веры» принято толковать как вездесущий и благодатный Святой Дух.

Кадильница

Сосуд для воскурения благовонных смесей (ладана) используется во время церковных служб. Согласно ветхозаветным источникам, Господь повелел использовать фимиам иудеям. Ароматические вещества используют также в языческих культах для воскурения во славу Богов.

Молитва читается во время каждения. Кадильница – сосуд из металла на цепочке. В нем разжигают уголек, сверху помещают ладан. Символический смысл кадильницы, используемой при проскомидии, – память о дарах, которые были принесены волхвами в день появления Христа на свет.

Грецкие губки

Используются для подбора раскрошившихся Святых Даров с литургических сосудов, обтирания рук священников, исполняющих проскомидию. Грецкие губки изготавливают из морских губок. Они напоминают о том, что римский воин напоил с помощью губки Христа уксусом. Грецкие губки делают круглой формы, освящают перед использованием, хранят, завернутыми в антиминс.

Ковш, блюдо, сосуды для вина и воды

При совершении таинства Проскомидии используется посуда для хранения просфор и жидкостей, которая лишена сакрального значения, помогает в исполнении предписанного ритуала:

  • ковшиком разливают вино и воду;
  • в блюде хранятся просфоры для паствы;
  • сосуды содержат вино до времени использования.

Полноценной утварью для евхаристии эти предметы не являются, выполняют вспомогательные функции.

Как помянуть Ихтиандра или Изауру?

Сложность возникает в том случае, если человек носит имя, которого нет в православных святцах. И это не обязательно экзотические или совсем уж «не наши» имена (Звездина, Ихтиандр, Изаура). Многие с удивлением узнают, что в православном календаре нет и вроде бы «обычных» имён: Артур, Руслан, Анжела, Алина, Олеся.

Хорошо, если у человека сохранилось свидетельство о Крещении, куда должно быть вписано крещальное имя. А если нет, но человек точно знает, что его в детстве крестили? В этом случае нужно обратиться к священнику, который подскажет, как изменить имя. Обычно либо над ним читают молитву имянаречения, либо человек приходит на Исповедь и Причастие, где его называют уже другим именем.

Алина, например, после этого может стать Ангелиной или Еленой; Олеся — Александрой; Руслан — Рустиком, и так далее.

История появления проскомидии

Еще в первые века христианства верующие приносили на Литургию вещества для совершения Таинства – хлеб и вино. Наилучшие приношения отбирались для Евхаристии. А оставшееся шло на общий ужин, называемый «агапа», или «вечеря любви». Эти трапезы имели литургическое значение и до IV века на них и совершалось Таинство Причащения.

Постепенно Литургия отделяется от «агапы» и начинает совершаться по утрам. Отделение произошло по причине невоздержанности некоторых христиан, отчего священная трапеза больше стала напоминать светский ужин. Но традиция приношений хлеба и вина христианами на богослужение сохраняется. К концу IV века проскомидия закрепляется в чине Литургии. Правда, не в начале, а посередине службы. Лучшие приношения отбирали диаконы вскоре после чтения Евангелия перед пением Херувимской песни. Затем приносили их к алтарю, где и происходило освящение.

Постепенно это стало происходить не в самом храме, а в отдельном помещении. Таким образом решили избежать суеты во время богослужения. Так и появляется привычная форма проскомидии. Со временем она стала совершаться перед началом общественного богослужения.

Проскомидия о здравии что это

В православной вере наиболее важной во время службы в церкви является литургия или обедня, во время которых осуществляется таинство причащения.  Для проведения этого обряда требуется вино красных сортов, просфора или ломтик хлеба

  • Необходимые составляющие обряда подготавливаются заранее, по-особенному. Священник, совместно с дьяконом, облачаются в священную нарядную одежду и на алтаре совершают обряд, в течение которого читают специальные молитвы. Стоит отметить, что проскомидии бывают как о здравии, так и об упокое.
  • Для проведения обряда необходимы просфоры и вино красного сорта. Именно эти продукты во время установления таинства употреблял Иисус. С древних времен для приготовления хлеба священного прихожане приносили в церковь различные сорта хлеба, из которых выбирались наилучшие, используемые во время церковных действий.
  • Оставшиеся хлебобулочные изделия служители церкви употребляли во время трапезы дружеской, которая в обязательном порядке случалась по завершению литургии.
  • На прием пищи приглашались все прихожане храма. Также в храм люди приносили масло, вино, сахар, ладан и много других продуктов питания, просто необходимых для приготовления трапезы. Все эти дары назывались просфоры на проскомидии.

В современном мире все обстоит немного иначе.  Идя в церковь, прихожане не берут с собой разные яства, а просфорой принято называть хлеб, который самостоятельно выпекают жженый священников.

Понятие и история происхождения проскомидии

История возникновения традиции проскомидии относится к первым векам становления христианства. Верующие свято исполняли ветхозаветные предписание «не появляться перед ликом Божьим с пустыми руками». На Литургию приходили с вином и хлебами. Часть приношений отделяли на церковные таинства, оставшиеся дары использовали во время общих трапез (агапы) во славу Христа. Принесенные дары готовили особым образом для службы.

Слово «проскомидия» имеет греческие корни и означает «принесение». Со временем от общих трапез отказались, к 4 веку проскомидия стала проводиться в середине литургии, в более поздние времена стала начальной частью службы. Сегодня Проскомидия – особый обряд, символ вечной жизни, смысл которого объяснил Христос. Православные заказывают сорокоусты с выниманием небольших кусочков просфор за здравие своих близких. Они исполняют завет Иисуса, погрузившего хлеб в вино и угостившего апостолов на трапезе.

Требования к хлебу и вину

Хлеб для проскомидии должен быть свежим, чистым, пшеничным, хорошо промешенным и приготовленным с закваской, в современной практике — на дрожжах («квасный»). После церковной реформы патриарха Никона для проскомидии стали использовать пять просфор (до реформы литургию служили на семи просфорах) в воспоминание Евангельского чуда о насыщении Христом пятью хлебами пяти тысяч человек. По внешнему виду просфоры должны быть округлыми и двухсоставными (двухъярусными) в ознаменование двух естеств Иисуса Христа. Для проскомидии просфоры полностью не используется — из них копием изымаются частицы.

Для изъятия Агнца используется просфора с особой печатью сверху в виде знака креста, разделяющего собой надпись:

(«Ιисус Христос побеждает»). На прочих просфорах могут быть изображения Божией Матери или святых. Исторические свидетельства об Агнце начинают встречаться с IX—X веков: видимо, в древности его приготовление не являлось ещё общепринятым литургическим действием. Первое по времени упоминание об Евхаристическом Агнце принадлежит Константинопольскому патриарху Герману.

Вино для проскомидии должно быть натуральным виноградным вином без примесей. B Православных церквях обычно употребляется красное вино, хотя в Румынской церкви допускают литургическое использование белого вина (так же, как и в латинском обряде у римо-католиков).

В церковных текстах нигде не оговаривается конкретная марка вина, но начиная с XIX века в Русской церкви сложилась традиция использовать для евхаристии вино марки «Кагор» — как одного из лучших вин XIX века (несмотря на низкое качество современного «Кагора», стандарт которого сформировался в советское время).

Во время совершения проскомидии вино, соединённое с водой, вливают в потир, в воспоминание того, что, когда Господь Иисус Христос находился на кресте, один из воинов копьём пронзил Ему ребро, и из пронзённого ребра истекли кровь и вода. Никаких фруктовых соков вместо виноградного вина употреблять не положено.

Символика проскомидии

После приготовления Агнца священник берет Потир – специальную чашу, и вливает в нее вино в соединении с небольшим количеством воды. Об этом говорили отцы Карфагенского Собора (правило 46):

Вода является дополнительным компонентом к вину, ей вино разбавляют, совсем немного. Это совершается в воспоминание евангельских слов: «но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода Ин 19:34).

Растворение вина водою называют «святым соединением», оно станет впоследствии Кровью Христовой. Затем на Дискос ставится Звездица – она представляет собой две металлических крестообразно расположенных дуги. Она символизирует Вифлеемскую звезду, благодаря которой пришли поклониться Богомладенцу волхвы с Востока:

Звездица и покровцы

После чего Потир и Дискос со Звездицей покрываются специальными расшитыми узорами покровами. Наибольший из них называется Воздух, а два другие — Покровцы. Покрова символизируют погребальные пелены Христа. Вот что пишет о символике Покровцов и Воздуха святой Симеон Солунский:

При установке Звездицы и покрытием покровами совершается каждение каждого элемента священнодействия. Затем открывают завесу над Царскими вратами алтаря и совершают каждение Дискоса и Потира, алтаря и всего храма. Кадильница – небольшой сосуд, в который на горящий уголь полагают фимиам (ладан) для благоухания. Традиция воскурять ароматические вещества Богу – древняя. Само каждение связывалось с молитвой. «Да исправится молитва моя, – пел Богу пророк Давид, – яко кадило пред Тобою» (Пс. 140:2). В Новом Завете эта связь показана в Апокалипсисе, где говорится о золотых чашах, полных фимиама, «которые суть молитвы святых» (Апок. 5:8). На проскомидии кадило с вложенным в него ладаном символизирует дары, от волхвов принесенные, – злато, ливан и смирну.

Порядок совершения обряда

Ритуал проводится в алтаре при закрытых вратах церковнославянским языком. Священник совершает его вполголоса, так как обряд символизирует Рождение Христа, пришедшего в наш мир очень тихо. Сначала батюшка читает молитву над пятью просфорами, разложенными на блюде. Далее он вырезает ножиком из середины Большого хлебца кубик, обозначающий Жертвенного Агнца, который кладет на дискос. После этого вынимает из остальных просфор кусочки поменьше:

  • во имя Пресвятой Девы Марии;
  • Иоанна Крестителя;
  • апостолов;
  • пророков;
  • святых;
  • всех членов церкви.

Следующий этап проскомидии – прочтение записок о здравии и упокоении. Батюшка с каждым произнесенным именем, вырезает кусочек из меньших хлебцов, проговаривая: «Помяни, Господи (имя)». После окончания ритуала все частички опускаются в потир с вином, а священнослужитель зачитывает молитву.

Завершая обряд, батюшка выносит звездицу. Ею он покрывает кусочек от Большой просфоры, чтобы того не касались матерчатые полотна для покрытия чаши и дискоса. Покровцы символизируют пеленки, которыми укрывали новорожденного Иисуса, а также саван, используемый после Его мученической смерти.

Далее церковнослужитель проводит каждение стен храма и присутствующих прихожан. Ладан используется неслучайно, ведь именно он был первым даром волхвов, которые пришли навестить младенца Христа.

Заканчивая священнодействие, батюшка молитвенно просит Всевышнего принять просфоры, смоченные вином, как священный дар, а также даровать милость всем упоминаемым в записках. Затем вход к Алтарю торжественно открывают, метафорически отворяя для всего человечества Врата Царства Небесного, дарующего вечную жизнь. Далее богослужение плавно перетекает во вторую часть Божественной литургии.

Вырезание просфор

Прочтение записок о здравии и упокоении

Каждение стен храма

История проскомидии и Литургии (обедни)

Таинство Литургии было установлено Самим Господом во время Тайной Вечери, в Страстной Четверг, перед Распятием. Это событие описывают все евангелисты и наиболее подробно — апостол Иоанн Богослов.

Вечеря по-русски означает «ужин». Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин — последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница.

Этот вечер стал поворотным в истории Церкви и всего человечества. Все дни окончания земной жизни Господа Иисуса Христа — Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение — были наполнены таинственным богословским смыслом, событиями, творившими дальнейшую историю.

За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми — как никогда раньше — и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком — Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.

Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.

Трапеза была совершена вечером, поскольку Христос следовал одной из иудейских традиций Ветхого (Старого) Завета, на основании которых устанавливал традиции новозаветные, не разрушая прежних. Так, в тот день отмечался праздник Пасхи, память исхода предков иудеев из Египта ночью. В тот древний день каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и сделать пометку его кровью на дверях, чтобы Господь не направил на них свой гнев. Это был знак избрания евреев. Бог Отец в тот день покарал египтян за удержание евреев в рабстве смертью их первенцев. Только после этой страшной казни фараон отпустил племя иудеев во главе с пророком Моисеем в Обетованную Богом Землю.

Иисус Христос за Тайной Вечерей, вспоминая этот праздник, устанавливает новый: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Жертвенным Ягненком, Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.

Именно опресноки — пресные хлеба — и красное вино были на столе во время Тайной Вечери. Поэтому по сей день освящают, пресуществляя в Святые Дары красное вино и просфоры. В первохристианские времена Таинство происходило за «вечерями любви», агапами, не столь торжественно. Хлеб преломляли сами апостолы, действом Святого Духа пресуществляя его в Тело Христово. Приносили будущие Святые Дары на встречи христиане, избирались для Литургии лучшие продукты, а остальные просто вкушали за столом во время трапезы с беседой, которая обязательно совершалась после Литургии.

Сегодня просфоры выпекают в большой пекарне в главном городе епархии, часто — в монастырях, на приходах постоянную выпечку просфор устраивают редко.

Виды богослужений

Имеется определенная классификация служб – они бывают суточными, недельными и годовыми. По дням недели также распределены определенные литургии:

  • воскресенье – малая Пасха, когда поминают воскрешение Иисуса Христа;
  • понедельник – день молитвы Ангелам;
  • вторник – молятся Иоанну Предтечи;
  • среда – памятуют о Кресте и предательстве Иуды;
  • четверг – апостольский день, посвящается Николаю-Святителю;
  • пятница – молятся о страданиях Христовых;
  • суббота – день Матери Божией.

Теперь подробнее о ранее перечисленных ежедневных службах.

Вечерние службы

По церковным канонам именно вечером, а именно в 6 часов, наступают следующие сутки. Во время вечернего богослужения молятся о событиях, описанных в Ветхом Завете: о сотворении мира, первородном грехе, пророковом служении и законах Моисея. После вечерни наступает повечерие, где молятся, вспоминая сошествие Христа в ад и вызволении праведников. В полуношницу, которая наступает в полночь, вспоминают о Втором Христовом пришествии и Страшном Суде. Принято считать, что следует обязательно посетить вечернее богослужение тем, кто имеет намерение причаститься утром.

Утренние службы

Утреннее богослужение принято проводить до восхода солнца. Это самая продолжительная служба, во время которой вспоминается о служении Христа на земле, воспеваются покаянные и благодарственные молитвы. По воскресным дням и большим праздникам проводятся две литургии – ранняя и поздняя.

Что нужно брать на панихиду в церковь

ЧТО МОЖНО ПРИНОСИТЬ В ЦЕРКОВЬ В ПАМЯТЬ ОБ УСОПШИХ?

Жертва на церковь — это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, — хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших. Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов(на рисунке), приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор. То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего). Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.Также можно в церковной лавке приобрести масло для лампад,ладан,кагор,свечи для пожертвования в алтарь, в память об усопших.

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ

Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении». В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.

КАК НАПИСАТЬ ЗАПИСКУ ОБ УПОКОЕНИИ

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

Принося еду в храм, также важно помнить несколько моментов. В храме, прежде всего, молятся

И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Можно принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для нас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны за это. И, наоборот, если человеку нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается ни за какие деньги. Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня (еда — в том числе) — это всего лишь один из элементов такого труда.

Церковные записки

При совершении проскомидии осуществляется поминовение усопших и живых. Традиция молиться за близких уходит корнями в глубокую древность. Чтобы священнослужитель прочитал имена ваших близких в алтаре, ему заранее передается записка на проскомидию. Они обычно подаются с вечера или с утра еще до начала службы. Допустимо писать имена только тех, кого крестили при жизни. Подавать записки с именами самоубийц запрещено. В некоторые храмах надписи даже делятся на заказные и обычные. При подаче простой записки из хлеба делаются кусочки по количеству указанных имен. После этого эти кусочки просфоры помещаются в вино. Этот ритуал символизирует очищение через кровь Христа поминаемых душ. Также имена, написанные в записках, звучат дополнительно во время ектений. Произносит их священнослужитель перед алтарем. Молитва о здравии живых продолжается во время молебна после литургии. О мертвых молятся во время проведения панихиды.

Время совершения проскомидии

Священнодействие, как правило, совершают с 9 утра до 12 дня. А вот когда Божественная литургия переходит в вечерню, его проводят после полудня, однако только до наступления сумерек. Согласно церковному уставу для проскомидии подходят все дни недели, кроме:

  • среды и пятницы Сырной седмицы;
  • понедельника, вторника, а также четверга на протяжении всего Пасхального поста;
  • Великой Пятницы (если только она не выпадает на Благовещение);
  • пятницы перед Рождеством и Богоявлением.

Также обряд запрещено совершать в дни литургии Преждеосвященных даров:

  • понедельник, вторник, среда Страстной недели;
  • понедельник, вторник, четверг со второй недели Пасхального поста;
  • среда, пятница первых шести седмиц Великого поста;
  • вторник, четверг пятой недели Пасхального поста.

Священнодействие, как правило, совершают с 9 утра до 12 дня

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector