Молитва перед выпечкой просфор

Просфоры на проскомидии

Евхаристический хлеб называется просфорой (греч. προσφερω – «приносить»). Это связано с тем, что он являлся приношением христиан для совершения Евхаристии. Просфора это круглый пшеничный хлебец, имеющий сверху специальную печать. На печати изображен крест и буквы ИС ХС НИ КА. С греческого это переводится как «Иисус Христос победитель (смерти)». Просфора состоит из 2-х частей, соединенных вместе. Это знаменует наличие 2-х природ в Иисусе Христе, Божественной и человеческой.

Всего на Литургии используется пять служебных – больших просфор, и множество маленьких – для поминовения людей и последующей раздачи верующим. Из служебных просфор выделяется самая большая, которая называется Агничная. Из нее священник специальным ножом в форме острия копья (копием) вырезает куб – называемый Агнцем. Агнец символизирует Иисуса Христа («вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» Ин 1:29). Именно Агнец в самый важный   момент Литургии станет Телом Христовым.

Кроме Агничной различают еще Богородичную, Девятичастную, Заздравную и Заупокойную просфоры. Из этих просфор вынимаются частички в память Богоматери, наиболее почитаемых святых. Кроме того, поминаются живые и усопшие христиане. Затем Агнец и частицы из остальных просфор располагаются на Дискосе – специальном блюде на ножке. Дискос символизирует ясли, в которых находился Богомладенец тотчас по Своем рождении. И одновременно гроб, в котором покоилось тело Спасителя после снятия с креста.

Лежащие на Дискосе вокруг Агнца частицы просфор символизируют единую Христову Церковь всех поколений и эпох.

Как мы выпекаем просфоры

— Валентина Петровна, расскажите пожалуйста, как для богослужений нашего храма изготовляются просфоры.

— Я подробно расскажу, как мы с Геннадием Ивановичем, моим мужем, месим тесто и т. д. до самой выпечки.

Во-первых, начинается все с «молитвы на всякое благое дело». С молитвой «Господи, благослови!» на устах мы идем в квартиру-просфорную, в которой мы будем выпекать наши просфорочки. Для начала, переодеваемся в одежду, в которой будет происходить весь процесс. Одежда должна быть особо чистая, как и посуда и весь инвентарь, не используемые в других делах.

Вот и переоделись. «Господи, благослови! Господи, помоги!» Будем ставить опару. Берем святую крещенскую воду, 3 столовые ложки. Добавим 1 стакан теплой кипяченой воды. Воду мы берем из горного, чистого родничка, она там прозрачная, голубая, на вкус особая. Затем добавим 3 чайные ложки сахара и один пакетик сухих дрожжей. Дрожжи символизируют животворящую силу Святого Духа, дающую жизнь всякому созданию. И, наконец, добавляем просеянную муку высшего качества до густоты сметаны. Вот наша опара – закваска готова, благодаря ей поднимется все тесто.

Далее, перекрестясь, возьмем стакан кипятка, в котором заварим 3/4 стакана муки, тщательно лопаточкой разотрем, всыплем 1 столовую ложку соли, а затем 1 стакан холодной воды, которую вольем постепенно. В общей сложности у нас получилось 3 стакана воды.

В эту жидкость добавляем опару. Посуду из-под нее ополаскиваем стаканом воды и тоже выливаем в смесь. Размешиваем, а сами ум свой все время устремляем к молитве. Добавляем муку. И очень круто, в течение часа, замешиваем тесто, добавляя постепенно муки.

В нашей церкви мы готовим все вручную, крутое тесто замешивать – натирать трудно. Поэтому основную работу делает Геннадий Иванович.(рис. 1) Пока он в течение часа мешает тесто, читаются пяточисленные молитвы, молитвы к Господу и всем Святым, особо к святым просфорникам Никодиму, Прохору, Спиридону.(рис. 2)

Наше готовое тесто положим в чистую посуду на расстойку на 1,5 – 2 часа, перекрестим и накроем. Помолимся, отдохнем, а затем поднявшееся тесто разделим на 3 равные части. Каждую часть Геннадий Иванович опять намесит с мукой в течение 15-20 минут. Разложим каждый кусок в отдельную кастрюлю на расстойку на 20 минут.

Затем берем первый кусок, раскатываем, из него вырезаем основание просфоры. Используем для вырезания специальный металлический стаканчик с острыми краями. Основание круглой формы, в знак вечности Спасителя нашего Иисуса Христа.(рис. 3 и 4) Раскладываем их на противень и закрываем мокрой салфеткой на 20 минут. Оставшееся тесто смешиваем и оставляем пока.

Берем второй кусок, раскатываем и вырезаем уже верхнюю часть, так называемую крышку. На нее ставим печать Богородичную, или с Крестом. Это символ присутствия в просфоре Самого Иисуса Христа. Печать изготовить самостоятельно практически невозможно, ее надо приобрести в церковном магазине, например, «Софрино». На службу мы готовим одну Богородичную просфору и четыре с Крестом.

Из третьего куска вырезаем заказные просфоры, они меньше, чем служебные.

Соединяем две части просфоры – нижнюю, символизирующую земное в человеке, с верхней, с печатью, символизирующую духовное начало в человеке, Дух Божий. После этого нужно специальной иглой обязательно проколоть просфору с молитвой «Во имя Отца, Сына, и Святого Духа. Аминь.» Это для того, чтобы при выпечке просфоры не перекосились, и они получились ровные, без пустот. Накрываем их влажной салфеткой и оставляем на 15 минут на расстойку.(рис. 5)

Разогреваем духовку до 200 градусов, ставим просфоры выпекать. Большие пекутся 15-20 минут, маленькие 10-15.

Готовые просфоры выкладываем на чистое полотенце, и сверху закрываем чистым полотенцем. Все время, пока выпекаем, читаем молитву «Богородице Дево, радуйся:»

Горячий листик нужно смазать воском, тогда в следующий раз просфоры не прилипнут и не пригорят.

Все с самого начала и до конца делаем с большим благоговением, желанием, с любовью, и, конечно, всегда с молитвой.

Если у вас остались неиспользованные просфоры, храните их в морозильной камере, конечно, чтобы кроме просфор там ничего не лежало. А по мере необходимости их можно использовать.

Если наш рецепт, или какие – то советы помогут другим, мы будем рады. Помогай вам Господи! И мы благодарим Господа за все Его милости к нам! (рис. 6)

Как выпекать?

Во всем православном мире просфоры с древних времен пекут с молитвой. И только сами просфорники знают, насколько это тяжелый и ответственный труд. Ответственность только усугубляется от того, что просфора – это богослужебный хлеб. А для этого требуется, чтобы он был приготовлен наилучшим образом.

В монастырях благоговейное и молитвенное отношение к просфорам никогда не прекращалось. Этот процесс стал приравниваться к настоящему церковному искусству.

И здесь тоже надо знать, из какой муки пекут просфору, и какие должны быть дрожжи. Если говорить об американской муке, то для обретения белоснежного цвета ее часто отбеливают хлором, и по сути она не годится для выпечки просфор.

Многие хозяйки любят использовать французские дрожжи, но они тоже мало подходят для выпечки, так как при закваске сразу дают много углекислоты, а для выпечки одновременной большой партии просфор это катастрофа. Ведь за тестом не возможно будет уследить — дрожжи «убегут». Поэтому эффективнее всего использовать наши отечественные дрожжи.

Описание и значение

Просфора состоит из двух частей, которые символизируют собой двойственную сущность Иисуса Христа: человеческую и божественную

. На ней сверху стоит печать. Чаще всего это крест, делящий её на четыре равные части, на которых написаны греческие буквы. В переводе это надпись «Иисус Христос побеждает». Верхняя часть с печатью символизирует высшее духовное начало, нижняя часть — земное, человеческое.

Для церковных служб всегда используют только свежие хлебцы, потому что молитва над чёрствым хлебом — это грех.

Просфоры используются в церкви во время Литургии. Существует специальный служебный хлебец, его используют в процессе проскомидии — особой части богослужения. В самом её конце всем молящимся раздают маленькие части — антидоры

. Принимать их нужно с благоговением, сложив руки крест-накрест, правую положить на левую. После этого нужно поцеловать руку священника, принёсшего антидор.

Получить хлебцы в церкви можно за свечным ящиком после службы, передав записку за здравие или за упокой. За каждое упомянутое в записке имя вынимается частица просфоры.

Существуют определённые правила о том, как и когда можно есть просфору. Если вы принесли её домой, то ставьте только на чистую скатерть или салфетку

. Есть можно только ранним утром, натощак. Расстелите чистую скатерть, на неё поставьте просфору, чистую родниковую или святую воду, и больше ничего. Перед вкушением обязательно прочтите специальную молитву, поблагодарите Господа за его милость. Нужно обязательно есть над тарелкой или чистой бумагой, чтобы ни одна священная крошка не упала на стол или тем более на пол.

Так бывал ли классик в просфорне?

Шел я домой и думал: о какой «легкой и непыльной» работе писал классик? Он вообще-то сам хоть раз бывал в просфорной, тем более лаврской?

Все наши беды от незнания, от чванства и неверия. Если бы все, на всех постах и на всех участках работали так, как работают и верят просфорники, народ жил бы в благоденствии, и земля бы вокруг благоухала. Не было бы ни войны, ни разрухи. Поля бы были усеяны не минами и осколками, а элитными сортами отборной пшеницы и ржи. И уважали бы нас соседи и ехали бы за нашими продуктами.

Дай Господь дожить до этого в скором времени, и чтобы дети наши наслаждались запахами свежевыпеченного хлеба.

Прости, Господи, грехи наши и подай нам обычного земного счастья!

Просфоры приготавливаются из лучшей пшеничной муки, замешенной на чистой воде с добавлением соли, закваски из дрожжей и святой воды, и выпекаются с чтением Иисусовой молитвы просфорницами-женщинами благочестивой жизни.

Просфоры в Русской Православной Церкви, по примеру первых христиан, пекут из квасного теста. «Хлеб квасный есть хлеб, как бы одушевленный через квас и истинно совершенный… Он показывает, что Слово Божие, совершенно нас ради, восприняло нашу плоть; Оно воплотилось, не изменив Своего естества, и со словесною и умною душою восприняло человечество; было совершенным Богом и совершенным Человеком, да и меня воссозиждет всего… В хлебе квасном бывают три вещества, потому что душа наша трехчастна и в честь Троицы. Мука с закваской означают душу, вода — крещение, а соль знаменует ум и учение Слова, Который сказал ученикам: «Вы есть соль земли» (Симеон Солунский).

Мука, вода и соль, соединенные огнем, означают, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь и содействие, а особенно то, что Он весь соединился со всем нашим естеством.

Нельзя употреблять совсем черствые или заплесневелые просфоры. Для Агнца удобнее брать просфору немного затвердевшую (испеченную накануне), нежели свежеиспеченную, так как из первой легче вырезать святой Агнец и по освящении его удобнее раздроблять на частицы для причащения мирян.

Старинный рецепт выпечки просфор

Берут 1200 г. муки высшего сорта (крупчатки). На дно посуды, в которой будет замешиваться тесто, наливают немного святой воды, высыпают 400 г. муки, обливают кипятком (для придания просфоре сладости и стойкости против заплесневения) и перемешивают. После охлаждения в эту же посуду добавляют соль, разведенную в святой воде, и кладут дрожжи (25 г.). Все тщательно перемешивают и после подъема (через 30 минут) добавляют оставшуюся муку (800 г.) и снова все месят. После подхождения (через 30 минут) тесто выкладывают на стол, хорошо натирают, раскатывают скалкой листами нужной толщины, режут формами на кружки (для нижней части форма побольше), поправляют их руками, покрывают влажным полотенцем, затем сухим и выдерживают 30 минут. На меньшую, верхнюю часть поставляют печать. Соединительные поверхности просфоры смачивают теплой водой, верхнюю часть накладывают на нижнюю, прокалывают обе части иглой, чтобы предупредить образования пустот. Затем просфоры ставят на противень и пекут в печи до готовности (малые — 15 минут, служебные — 20 минут).

Готовые просфоры вынимают на стол, покрывают сухим полотном, затем мокрым, опять сухим и сверху чистым специально для этого приготовленным одеялом. Просфоры «отдыхают» час. Когда они станут мягкими и остынут, их убирают в корзины или другие вместилища, куда ничего более, кроме просфор, не кладется.

Как появилась просфора

Просфора своим происхождением уходит в глубокую древность.

Заповедь о принесении хлеба в жертву дошла к нам с ветхозаветных времен: пусть он приносит в приношение
свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной (Лев. 7,13).

В скинии Моисея были хлебы предложения, состоящие из двух частей, что означало хлеб земной и небесный,
то есть два естества, Божеское и человеческое.

В подражание этому и в христианских храмах хлебы (или просфоры) делаются двучастными, и своими двумя частями
означают Божество и человечество Иисуса Христа.

Просфора — это и есть тот квасный, то есть дрожжевой, хлеб.

Просфорой в древности называли приношения христиан, часть которой служила для Литургии, а остатки — для агапы,
обычая древней Церкви, по которому все члены местной общины (свободные и рабы) собирались вместе на общую трапезу,
во время которой, по-видимому, всегда совершалась Евхаристия. Агапа, таким образом, воспроизводила Тайную Вечерю.
Первоначальный характер агапы был строго религиозный: важнейшим моментом собрания было совершение Евхаристии.
В то же время она символизировала собою социальное равенство всех членов общины и единение их во Христе.
Более состоятельные заботились о пропитании для неимущих, но и бедняки вносили свою лепту, или труд в общую казну.
На «вечери любви» все давали друг другу целование мира, здесь читались послания от других Церквей и составлялись
ответы на них. Вот как описывает агапу Тертуллиан, писатель, живший в конце второго и в начале третьего столетия:
«Наши небольшие вечери… называются греческим именем агапи, которое означает любовь или дружбу. Сколько бы они ни
стоили, но расходы на них, которые делаются верующими из любви, есть приобретение. За этой трапезой кормятся бедные.
Вечер начинается молитвой к Богу. Когда (после вечери) умоют руки и зажгут свечи, каждому предлагается выйти
на средину и пропеть что-либо во славу Божию из Священного ли Писания или от себя, как кто может. В конце вечери
также совершается молитва, которою и оканчивается вечер. Расходятся не толпясь, не толкаясь и не теснясь;
но с тою же строгою скромностью и целомудрием, с каким пришли в собрание; потому что здесь напитались не столько
пищею и питием, сколько добрым учением». Для агапы каждый приходящий приносил с собой обыкновенный хлеб, вино,
масло — словом, все, что нужно для стола. Это приношение (по-гречески — просфора), или пожертвование, принимали
диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров.
Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших, внесенные в особый список,
также провозглашались. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина и молитвой
благотворения, словом Христовым и призыванием Святаго Духа освящалась в Тело и Кровь Христову, а прочие дары,
над которыми также произносились молитвы, употреблялись для общественного стола. Благодарение и молитвы
над дарами считались существенной принадлежностью священнодействия, отчего и все священнодействие,
при котором совершалось Таинство Причащения, самые Тело и Кровь Христовы получили название — благодарения
(по-гречески — евхаристии). По мере распространения христианства и увеличения общин общественные различия
между членами Церкви начали давать о себе знать, и агапы изменили свой характер, сделавшись пиршествами богатых.
В Александрии псалмы, песнопения и песни духовные древних времен (Еф. 5, 19; Кол. 3, 16) были заменены игрою
музыкантов на лире, арфе, флейте, несмотря на протесты Климента Александрийского. В других местах состоятельные
христиане, наоборот, стали уклоняться от этих собраний, но оплачивали их, и агапы постепенно превращались
в своего рода благотворительные учреждения. Затем они были совершенно упразднены в северной Италии
святым Амвросием, потому что подавали повод к разным беспорядкам из-за злоупотреблений вином и нецеломудренного
поведения на них некоторых участников. Третий Карфагенский Собор 391 года постановил, чтобы верные готовились
к Евхаристии говением, и поэтому отделил Евхаристию от агапы. Соборы Лаодикийский и Трулльский (392 г.)
запретили совершать агапу в храме и тем самым совершенно лишили их церковно-религиозного характера.
Тщетной оказалась попытка, сделанная участниками Гангрского Собора (380 г.), возвратить агапам прежнее значение.
К началу V века агапы начали постепенно исчезать.

Когда агапу, «вечерю любви», отделили от Литургии, просфорой стали называть только хлеб, употребляемый
для совершения Евхаристии.

Связь просфоры с молитвой

Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что для усопших самое важное поминовение – это проскомидия. Из жизнеописания преподобного Алексея Шепелева (Голосеевского) мы узнаем о важности поминовения усопших при помощи просфоры на проскомидии

В 1896 году было прославление святителя Феодосия Черниговского отцу Алексию было поручено переоблачить мощи святого. После завершения поручения отец Алексий молился. И увидел видение, где святитель Феодосий просил поминать на проскомидии его усопших родителей иерея Никиту и Марию. Отец Алексий посчитал свои молитвы слабыми в сравнении с молитвами святого угодника Феодосия. Но святитель сказал, что молитвы, совершаемые с выниманием частиц из просфоры, выше его молитв

Из жизнеописания преподобного Алексея Шепелева (Голосеевского) мы узнаем о важности поминовения усопших при помощи просфоры на проскомидии. В 1896 году было прославление святителя Феодосия Черниговского отцу Алексию было поручено переоблачить мощи святого

После завершения поручения отец Алексий молился. И увидел видение, где святитель Феодосий просил поминать на проскомидии его усопших родителей иерея Никиту и Марию. Отец Алексий посчитал свои молитвы слабыми в сравнении с молитвами святого угодника Феодосия. Но святитель сказал, что молитвы, совершаемые с выниманием частиц из просфоры, выше его молитв.

Из жития святителя Григория Двоеслова известно о спасенном пленнике. Когда о его здравии совершалась молитва и вынимались частицы из просфоры, в то же время с узника упали цепи и он стал свободным.

Формы церковного хлебца

Просвирка церковная бывает нескольких форм. Их различают пять видов по печатям для просфор:

  • Агничная. Такое изделие имеет большой размер с крестом. Из него специальным ножом вырезают агнец — хлеб, который имеет форму куба. В то время, когда проходит литургия, агнец становится истинным телом Христа. Ту часть, которая была не использована, называют антидором. После службы её раздают верующим.
  • Богородичная. На таком хлебце присутствует печать «Мария» или образ Богоматери. Когда проходит проскомидия, из верхней части вынимают часть, имеющую форму треугольника. Она кладётся на специальное блюдо рядом с агнцем.
  • Девятичинная. Такая просвирка посвящается всем святым, и во время службы из неё вынимают девять частей.
  • Заздравная. Из такой выпечки вынимают две части за всех, кто участвует в литургии.
  • Заупокойная. Из этой берут только одну часть сверху за всех упокоенных верующих.

Кроме этих видов, существует ещё несколько особых видов. Это артос — хлебец, который освящают в Пасхальную ночь. В это время священнослужитель просит у Бога благословения и помощи в исцелении недугов. Этот вид просфоры на протяжении всей Светлой Седмицы находится напротив Царских врат. В субботний день его разделяют на маленькие части и раздают верующим прихожанам. Артос является символом воскрешения Иисуса Христа и должен напоминать о его нахождении на земле.

Употребление церковного хлеба

Имеется несколько правил насчет просфоры. Как употреблять её, необходимо знать всем верующим. В первую очередь делается это натощак в утреннее время. Рекомендуют первым делом расстелить на столе чистую салфетку и поставить уже на неё хлеб и немного воды. Когда хлебец вкушается дома, перед его употреблением следует прочитать специально предназначенную для таких случаев молитву. Необходимо есть хлебец над тарелкой и следить за тем, чтобы крошки не падали на пол. Не употребляют просвирку и на кладбищах. Также нельзя раскрашивать её там.

Чтобы разрезать священный хлеб, в храмах используется специально предназначенный для этого нож. Его называют копие. Он представляет из себя нож, который имеет наконечник в форме копья. Такой нож не хранится рядом с другими столовыми приборами. Священнослужители не рекомендуют разрезать просфоры обычным кухонным столовым прибором.

Принято считать, что прочтение молитвы перед тем, как съесть священный хлеб и выпить святую воду, приводит к освящению тела и духа и помогает ограждению от нечистой силы. Просфору, разделённую на части, выносят в конце богослужения, в это время прихожане должны сложить ладони крестом. При этом правая ладонь должна накрывать левую. После передачи хлебца следует целовать руку священника. После того как он будет принесён домой, его следует положить на чистую салфетку. Перед употреблением святой воды с просвиркой нужно прочесть молитву.

Если просфора заплесневела или испортилась

Иногда принесённый домой священный хлеб может засохнуть или заплесневеть. Верующим необходимо знать, что с ним делать и как правильно поступить. С засохшим хлебом можно поступить очень просто — следует его размочить, используя при этом святую воду, и съесть его. Хранится такое церковное угощение в том уголке, в котором стоят иконы. При длительном хранении лучше положить его в бумажный пакет.

Если просфора заплесневела — что делать? Это в первую очередь считают результатом небрежного обращения со святыней. Поэтому священнослужители считают это за грех и рекомендуют исповедаться. С заплесневевшим хлебцем поступают так же, как и с другими святынями, которые необходимо подвергнуть уничтожению. Поступить можно следующим образом:

  • закопать в том месте, где не ходят люди;
  • пустить по реке. При этом необходимо проследить за тем, чтобы она не пристала к берегу (можно её измельчить либо привязать к камню);
  • если хлебец испортился, то можно отнести его в церковь, где его сожгут;
  • священнослужителями разрешается измельчить хлеб и дать его птицам, однако бросать при этом крошки на землю запрещается, рекомендуется класть их на дощечку. Давать животным просфоры запрещено.

Одной из важнейших церковных таинств считается Причастие — прихожане разделяют между собой хлеб и вино, которые символизируют плоть и кровь Христа, становясь таким образом единым целым, одной Святой Церковью. Для Таинства причащения специально выпекают просфоры (артосы) — круглые маленькие хлебцы, которые состоят из 2 частей и имеют надпись «ИС ХС» — Иисус Христос.

Рецепты теста для просфор

Старинный рецепт заварного теста для просфор

215 г пшеничной муки высшего сорта залить 320 мл кипятка.

Растереть венчиком (можно миксером). Постепенно подлить еще 670 мл кипятка при постоянном помешивании.

Получившееся заварное тесто разделить на две равные части. Пока они остывают, залить кипяченой водой (50 мл) комнатной температуры 10 г прессованных или 1 чайную ложку сухих дрожжей, хорошо перемешать и поставить в теплое (32-350) место.

Через час в «проснувшиеся» дрожжи добавить одну из половин теста и оставить эту смесь при той же температуре подходить еще 1,5 часа.

После этого «омолодить» ее: добавить 150 г муки и 170 мл воды комнатной температуры, тщательно размешать и оставить в теплом месте еще на 2 часа.

Затем приготовить водный раствор соли: 40 г соли на 170 мл воды комнатной температуры.

Соединить подошедшее тесто с неиспользованной половиной и водным раствором соли.

Современный рецепт для просфорни средней мощности

На 20 кг хлебопекарной пшеничной муки высшего сорта — 250 г соли, 9-10 л воды и 50-100 г дрожжей (в зависимости от температуры атмосферного воздуха: чем холоднее на улице, тем больше понадобится).

Непосредственно перед замешиванием просеять муку через мелкое сито для удаления инородных тел и насыщения воздухом.

Воду отфильтровать, всыпать в нее соль и дрожжи, тщательно перемешать.

Готовый раствор влить в муку и замесить тесто.

Затем его укутать и оставить на несколько часов для подхода.

Когда тесто вырастет вдвое, прокатать его через валики несколько десятков раз, затем пропустить получившийся лист через калибровочную тестораскатку с выставленным размером толщины.

Про помощи нарезки сформировать верхние и нижние части просфор, нанести печати и, накрыв клеенкой, поставить подходить.

Когда тесто поднимется, соединить верх и низ, проколоть просфоры по центру печати, заложить противни в печь при температуре 250° и печь четверть часа.

Готовые просфоры остывают 10-12 часов, после чего их можно сложить в тару для хранения и поместить в холодильник.

Рецепт монастырской просфорни Оптиной пустыни

Для изготовления 500 просфор понадобится 15 кг пшеничной муки высшего сорта, 6 л воды, 45 г прессованных дрожжей, 165 г соли.

Тесто поставить на подход на 1,5-2 часа. Раскатать до толщины пласта 18-20 мм для нижних частей и 11-12 мм для верхних частей, после чего выдержать под клеенкой 10 минут.

При помощи нарезки сформировать низы и уложить их на смазанный тонким слоем воска противень.

Нарезать верхи, нанести на них печати.

При помощи пульверизатора или распылителя слегка смочить низы и уложить на них верхи.

Проколоть все просфоры поставить их для расстаивания при температуре 32-390 на 40-60 минут.

После выпекать при температуре 280° около 10 минут, пока верх просфоры не приобретет золотистый цвет.

Готовые просфоры укрыть материей.

Символика просфоры в богослужении

В богослужении Церкви все символично. Просфора означает Тело Христово и хлеб на Тайной Вечере, который Господь Иисус Христос поделил между апостолами:

На проскомидии используют пять служебных просфор. Их количество призвано напоминать о чуде, когда Христос пятью хлебами накормил пять тысяч человек.

Из первой Агничной просфоры священник готовит Агнец. Во время Литургии он претворяется в Тело Христово. Изъятие Агнца из просфоры символизирует Рождество Христово. Когда священник крестоообразно разрезает Агнца и протыкает его копьем, это означает Распятие Спасителя.

Просфора, из которой священник вынимает частицу в честь Богородицы, называется Богородичная просфора. На ней изображен образ Божий Матери или надпись Матерь Бога. Третья служебная просфора – девятичинная, из которой вынимаются частицы в честь святых. Четвертая и пятая просфоры – о упокоении и здравии всех членов Церкви. 

Также дополнительно используют простые церковные просфоры для поминовения о здравии и упокоении тех людей, имена которых подавали в записках. 

Все частицы из четырех служебных и простых просфор помещают на дискос в определенном порядке, вокруг Агнца. Такое расположение и соединение всех частиц является символом православной Церкви, в которой Глава Иисус Христос.

Просфора является символом Церкви. Просфора — символ восстановленной Богозданной человеческой природы через таинство Евхаристии. Просфоры  являются знамением Церкви как вечного Царства Божия, частицей которого стремится стать человек, приносящий просфору.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector