Кадило сарматское
Содержание:
- Примечания[ | ]
- Интересные факты
- Кадильницы на Руси
- Прот. Иоанн Бухарев
- Церковный ладан
- Возникновение обряда каждения
- История появления кадильниц
- Лопухин А.П.
- Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
- Кадило — ляп Тургенева, изгнание бесов и символизм благовоний.
- Рецепты народной медицины
- Англиканство
- Что такое ладан
- Варианты конструкции
Примечания[ | ]
- Багдасарян, Орлова, Телицын, 2005.
- Евагрий Понтийский, авва Мысли
- Михаил Скабалланович. Кадило // Толковый типикон. — М.: Паломникъ, 1995.
- Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. — М., 1997.
- Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. — М., 1999.
- ↑ 12Игошев В.В. Кацея // Православная энциклопедия. Том 32. — М.: Православная энциклопедия, 2013. — С. 141—144.
- Игошев, Макаров, 2012.
- Иеромонах Иов (Гумеров) Может ли мирянин совершать каждение у себя дома? // Православие.Ru, 18.03.2008
- Ладан : Ладанница // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Арапова Н. А здесь пачулями пахнет // Учительская газета. — 2009. — 12 мая (№ 19). Архивировано 8 сентября 2021 года.
- Кадило // Толковый словарь Ожегова
- Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Кадило // Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник / Под ред. В.М. Мокиенко. — СПб.: Фолио-Пресс, 1998. — С. 239.
Интересные факты
Самое большое в мире церковное кадило называется «Ботафумейро», что в переводе с испанского означает «испускающее дым». Находится оно в соборе Св. Иакова в г. Галисия (Испания), весит около 80 кг, подвешивается канатами к потолку. В него помещается 40 кг углей и ладана. Чтобы начался процесс воскурения фимиама, его необходимо привести в движение и раскачать до скорости 60 км/ч, для чего нужна сила 8 людей.
В октябре 2020 г. премьер-министром России Д. Медведевым в целях усиления пожарной безопасности в церквях и храмах различных конфессий было подписано постановление о правилах пользования кадилом. В них оговаривается суточная норма горючих веществ, которые можно хранить в помещении церкви, и устанавливается расстояние между воспламеняющимися материалами и источником открытого огня (не менее 1,5 м). Предписывается правило установки разожженного кадила исключительно на негорючее основание.
Для людей, которые посещают религиозные богослужения в современной церкви, знания о том, что такое кадило, его символического значения и истории помогут разобраться в правилах и обрядах православия.
Кадильницы на Руси
Считается, что до XVII века в Русской Церкви преимущественно пользовались ручными кадильницами – кацеями (кация). Такие кадильницы особенно распространены у староверов до сих пор. Их сегодня активно используют и во время греческих богослужений не только в скитах и монастырях, но и на торжественных архиерейских служениях.
Русская кацея
Скорее всего, кадильницы на цепочках были известны еще в ΧΙ веке на Руси. На это намекают выдержки из древних монастырских уставов и Устав Софийского Новгородского собора. А также мозаика Михайловского Златоверхого монастыря, изображающая св. Стефана именно с кадильницей на цепочках. Такая же мозаика имеется в алтаре Софиивского собора в Киеве. Дошла до наших дней и кадильница святителя Филиппа Московского ΧΩΙ века, она тоже на цепочках.
Кадило, Россия, XVI век
Однако самые роскошные кадильницы стали изготавливаться в царских мастерских в дар монастырям и соборам с XVII века. Они, в основном из серебра и золота, выглядели как модели храмов. Украшенные драгоценными камнями, чернью, эмалями были настоящим произведением ювелирного искусства. Это свидетельствовало, как много значения имело в богослужении каждение и занимало богатую смысловую часть.
Прот. Иоанн Бухарев
Ст. 8-10 Бысть же служащу ему в чину чреды своея пред Богом, по обычаю священничества ключися ему покадити вшедшу в церковь Господню: и все множество людей бе молитву дея вне, в год фимиама
Бысть же служащу ему (когда служил) пред Богом, т. е. когда исполнял те священно-служебные обязанности, какие исполняли священники при храме в Иерусалиме, где вездесущий Господь преимущественным образом являл Свое присутствие; так в скинии и Соломоновом храме, во Святом святых, на кивоте завета постоянно было облако, – видимый знак присутствия Божия (Мих.).
По обычаю ключися (по жребию досталось) и пр. В ветхозаветном храме жребием, – по назначению Божию, определялось, кому из очередных священников совершать то или другое священнодействие, в особенности же – кому совершать утреннее и вечернее каждение пред лицом Божиим, что было важнейшим действием ежедневного Богослужения (Мих.).
В храм Господень (в церковь Господню), т. е. в то отделение храма, которое называлось Святыми или Святилищем, где находился для каждения особый жертвенник, называемый алтарь или жертвенник кадильный. Покадити (для каждения). Каждение в еврейском храме главным образом совершалось не посредством кадильницы, как у нас в христианских храмах, а посредством возжжения курильного порошка, составлявшегося из ладана и др. благовонных веществ, на кадильном жертвеннике или алтаре. Бе молитву дея вне в год фимиама (молились вне во время каждения). Каждение или возжжение курильного порошка в храме совершалось каждый день два раза, в утреннее и вечернее время (Исх. 30:7-8). Об этом возвещалось народу трубным звуком, и народ сходился в это время в храм. Дым кадильный был знаком возношения народной молитвы (Пс. 141:2; Откр. 5:8), и народ, зная это значение, возносил с кадильным благоуханием свои молитвы к Богу.
Местом для священнодействия каждения в храме было Святилище или Святое, куда строго запрещено было входить народу, и он молился в притворах и на дворах храма. – Скажем несколько слов о еврейском храме. Известно, что самый первый храм у евреев был походный храм, или так называемая Скиния. Соломон, вместо скинии, построил огромный и великолепнейший храм, но этот храм был уничтожен при разрушении царства Иудейского Навуходоносором, царем Вавилонским. Возвратившись из плена, иудеи вновь построили храм, но этот храм был беден и не так великолепен, как Соломонов. Царь Иудейский Ирод, чтобы расположить к себе народ, великолепно украсил этот второй храм. Храм имел следующее устройство. Он разделялся на 3 части: 1) Святое святых, самое святое место, 2) Святое или Святилище, где священники совершали службы, и 3) Двор, где стоял молящийся народ и приносились жертвы. Двор разделялся на двор Израильтян, двор жен, где во время Богослужения стояли отдельно от мужчин женщины еврейки, и двор язычников, где могли стоять язычники. Во дворе стояли жертвенник, где приносились жертвы, и умывальница, из которой священники умывали руки и ноги пред службою. Во Святилище находились: семисвещник, трапеза или стол для свящ. хлебов и алтарь или жертвенник для каждения фимиама.
Во Святом святых стоял Ковчег завета, – ящик, сделанный из драгоценного дерева и обитый золотом. Это было самою святою вещью в храм. На ковчеге завета была крышка, с двумя золотыми херувимами, которая называлась очистилищем, где Господь являл Свое особенное присутствие в храме. В ковчеге завета хранились скрижали с заповедями, чаша с манною и чудесный жезл Аарона. В новом храме уже не было сего ковчега, – он был утрачен при разрушении храма Соломонова Навуходоносором.
Толкование на Евангелие от Луки.
Церковный ладан
Ладан имеет специфический запах. Человек, который впервые приходит в православный храм может ощутить яркий аромат, который надолго запоминается. Именно так пахнет ладан.
При богослужении ладан возжигается на горящих углях кадила, металлического чашеобразного сосуда, подвешенного на нескольких цепочках. При сгорании ладана образуется благовонный дым – фимиам.
Благовония из ладана всегда использовались в православной и римско-католической Церкви. Дым ладана, стремящийся вверх, символизирует молитвы верующих, возносящиеся к Небесам. Ветхий Завет содержит подробнейшую инструкцию о том, как использовать ладан. Упоминается ладан и в Песне песней. Там он называется левона и входит в составную часть фимиама, одного из 11 благовоний в храме.
При большом скоплении людей ладан полезен как обеззараживающее средство.
Ладан готовится в некоторых монастырях. Раньше существовал Софринский ладан. После войны его производили в мастерских Московского Патриархата. Он состоял из смеси сосновой живицы и обыкновенного мела. Сейчас ладан производят в мастерских Свято-Даниловского мужского монастыря. Завозят в Россию и Иерусалимский ладан. Его часто используют на праздничных богослужениях.
Многие верующие задаются вопросом о знаменитом поверье, которое гласит, что запах ладана не нравится злым духам. В Библии нет никаких указаний на то, что у падших духов есть какие-то предпочтения в запахах или органы восприятия, позволяющие им улавливать ароматы. Физический мир не имеет на них воздействия. Если что-то бесам точно не нравится, так это духовные делания, в том числе, молитва. В храме, помимо аромата ладана, существует и искренняя вера людей, их обращение к Богу, все это действительно имеет власть над злыми духами. Сатана пал через гордыню, смирение молящихся отпугивает зло. Не стоит приписывать духовные свойства ладану. Он относится к материальному миру.
Возникновение обряда каждения
Дело в том, что сам обряд каждения возник в христианском богослужении далеко не сразу. Есть мнения, что христиане привыкли к благовониям в то время, когда вынуждены были собираться на свои богослужения в погребальных катакомбах. Там были погребения не одних только христиан. Хоронили в этих катакомбах и язычников, и иудеев. По традиции, при посещении посетители воскуряли благовония возле могил. Это было связано с тем, что могилы невозможно было плотно закрыть каменной плитой, и тленные запахи просачивались из погребальных локул.
Первоначально же христиане не видели необходимости в каждениях, используя самые простые обряды, которые происходили (как и послехрамового периода иудейские) из традиций симпозиумов. Собрание христиан было молитвенным пиром веры и средоточием его были — чаша с Вином и Хлеб.
История появления кадильниц
История ритуального раскуривания благовоний берёт начало в Древнем Египте. Здесь же появились прообразы кадильниц. Они представляли собой большие и глубокие сковороды на длинных ручках. Христианская история церковной утвари началась во времена Моисея.
Первое использование
В Книге Исхода подробно описывается эпизод, в котором Господь повелел Моисею соорудить жертвенник для сожжения благовоний. Создатель подробно описал размер и вид конструкции, отмечая, что с курения ладана следует совершать ежедневно, утром и вечером. Этот обычай закрепился в иудаизме.
Раскуривание ладана и фимиама обозначает приношение Богу бескровной жертвы
Первые христиане отрицали каждение, так как считали, что сжигание на жертвеннике ароматических веществ, является уподоблением язычникам и иудеям. Однако с V столетия кадильницы стали использоваться адептами молодой веры во время праздничных шествий, являющихся прообразом крестного хода.
Первые кадила изготавливались в форме бронзовых чаш с ручками. Из драгоценных металлов делали стационарную утварь в виде архитектурных сооружений, которые устанавливали около на низкие постаменты.
Распространение в церкви
Первые кадила приближённого к современному виду появились в конце VI столетия. Они значительно уменьшились в размерах, и стали изготавливаться из драгоценных металлов. Их внешнюю поверхность украшали медальоны, выполненные в технике эмаль, на которых изображались святые угодники.
Открытые чаши подвешивали на три тонких цепочки. Кадильницы на Руси появились с распространением христианской веры в конце X в. Открытые чаши на цепочках получили распространение в русских землях только в XI столетии.
Процесс каждения символизирует распространение силы Христовой по всему миру
К началу XV в. на кадило установили крышку в форме верхней части храма, к которой прикрепили ещё одну цепочку для удобства открывания.
Интересно: в руках умелых русских мастеров предмет церковной утвари превращался в ценное художественное произведение. Многие образцы церковных кадил повторяли образ храма, для которого изготавливалось изделие.
Современное положение
В настоящее время именно приспособление на цепи используется в храмовых богослужениях в Русской Православной Церкви. Однако для келейных молитвенных обращений священнослужители и миряне могут использовать сосуд с длинной плоской ручкой. Этот вид кадильниц широко используется в Греческой церкви, а также в среде старообрядцев.
Лопухин А.П.
Ст. 8-10 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения
Лучше перевести эти стихи так: «Когда однажды Захария в порядке своей чреды служил пред Богом, то, по жребию, как было обыкновенно у священников, досталось ему кадить, когда он вошел в храм Господень, а все множество народа молилось вне во время каждения».
«Однажды». Некоторые толкователи пытаются разъяснить это неопределенное выражение евангелиста и определяют, когда именно случилось рассматриваемое здесь происшествие и, следовательно, зачатие Иоанна Предтечи. Из того, что Иерусалимский храм был разрушен римлянами в 9-й день пятого месяца (15 июля) 823 года от основания Рима, именно в тот день, когда, по сообщению Талмуда, начинала свое служение череда первая, выводят заключение, что за год с небольшим до Рождества Христова, т. е. в год зачатия Предтечи, вероятно 748-й, череда Авиева служила в первом полугодии с 17 по 23 апреля, а во втором – с 16 по 22 сентября, и, следовательно, предполагают, что явление Ангела Захарии случилось во втором полугодии 748 года (Богословский, с. 150).
«Служил пред Богом», т. е. отправлял свои священнические обязанности именно пред Богом, так как храм считался местом благодатного присутствия Иеговы.
«Досталось по жребию» (έλαχε – получил по жребию).
«Как обыкновенно было у священников». Каждение считалось у священников самым важным священнодействием, и тот, кому доставалось это дело, всеми признавался особо почтенным от Бога (Втор.33:10 и сл.).
«В храм Господень» – τόν ναόν, т. е. во святилище, где стоял алтарь кадильный (ср. стих 11). На этот алтарь священник и возлагал благовонный фимиам, как символ народной молитвы к Богу (Пс.141:2). Народ в это время стоял на дворах и в притворах храма, так как в святилище могли входить одни только священники.
«Во время» – точнее: в час (τῇ ὥρᾳ) каждения (в греческом тексте здесь вместо «каждения» стоит «фимиама» – это так называемая фигура метонимии).
предыдущий стихследующий стих
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
В религиозной обрядовой символике фимиам обозначает молитву. На это указано в Священном Писании: «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:8). Как благовонный дым легко поднимается вверх, так и искренняя молитва, исходящая от очищенного сердца, должна возноситься к Богу. Как фимиам имеет приятный запах, так и моление, совершаемое с любовью и смирением, угодны Господу. Св. апостол Павел говорит: «подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф.5:1-2). В приведенных словах мы находим мысль, что ветхозаветное каждение было прооброзом благоухания подвига Спасителя мира. Когда за очередной ропот Бог стал поражать израильтян, первосвященник Аарон, войдя в среду народа, стал совершать каждение, гнев Божий прекратился (Числ.16:41-48). Грех был прощен. Св. пророк Захария во время каждения в храме получил весть от Ангела Господня о рождения сына – Предтечи Господа великого Иоанна (Лк.1:11).
Нужно сказать, что каждение имеет не только символическое значение, но является также и реальным очищающим действием. Это известно из практики. Мне самому довелось в этом убедиться во время освящения квартиры. В доме, куда я был приглашен, находилась пожилая женщина, которая много лет страдала от вселившегося в нее демона. Она могла молиться, приступать к святым таинствам, но не имела возможности избавиться от бесовского плена. Предупрежден я не был, но убедился в этом с первой же минуты. Она попыталась поблагодарить священника за то, что он пришел в их дом, но закончить фразу не успела. Другой голос в ней грубо оборвал ее и сказал, явно обращаясь к священнику: «Зачем пришел. Уходи…». Священник в подобных случаях не должен вступать в общение с демоном, спорить или обличать его. Ему надо положиться на помощь Божию и совершить дело, ради которого пришел, не обращая никакого внимания на беса. За все время моего пребывания в доме была возможность наблюдать его поведение. Если священник не произносил молитву, а молча совершал необходимое действие, то демон замолкал. Как только возобновлялась молитва, он начинал что-нибудь выкрикивать, чтобы перебить и помешать. Когда я стал окроплять квартиру святой водой, бес начал громко кричать: «Гонят меня, гонят. Сам уйду, сам уйду. Через два с половиной часа уйду». Не буду все подробно описывать. Скажу лишь, что крики его и недовольство достигли особой силы, когда началось каждение всей квартиры. Можно было наглядно убедиться в верности пословицы: «Ладан на чертей, а тюрьма на татей» (В.И.Даль. Пословицы русского народа)
. Замечу, что крики демона слышали все присутствующие. В этом я убедился после окончания молебна.
Не любят также демоны, когда горит лампада или возжигается свеча. Совершая установленные Церковью обрядовые действия, христианин должен помнить, что они имеют значение и силу, только тогда, когда от сердца нашего исходит чистый фимиам смирения, любви и благодарения к Богу. Господь говорит: «от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал.1:11).
12 мая 2005 г.
Кадило — ляп Тургенева, изгнание бесов и символизм благовоний.
С этим материалом сегодня читают:
- Флоровский монастырь в Киеве — репортаж LifeGid
- Поиск Бога и религия — зачем люди меняют веру
- Троица и символ троичности. Встреча с врагом
Кадило и фимиам
Один из символов православного богослужения — кадило. Это металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленный древесный уголь кладут ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам. Во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, чтобы распространилось благовоние.
Процесс каждения было установлено еще в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению. Об этом мы читаем в книге Исход, глава 30. Он и стал прообразом современного кадила.
Времена Ветхого Завета
Каждение настолько приятно Богу, что в Ветхом Завете Моисей каждением фимиама остановил гнев Божий на Израиль за непослушание.
После рождения Иисуса Христа волхвы, пришедшие поклониться, принесли в дар золото, ладан и смирну. Ладан был преподнесен Спасителю, символизируя Его как Первосвященника и Бога.
Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.
Каждение
В самые торжественные моменты богослужения совершается каждение. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм. И малым — совершается в алтаре и перед иконостасом. Перед каждением священник благословляет кадило и читает молитву:
Из этой молитвы понятно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.
Если священник служит вместе с дьяконом, то дьякон совершает почти все каждения — это одна из главных его обязанностей вместе с чтением специальных молитв (ектений). Поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.
Символы
Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Господу подобающую честь и хвалу. Само каждение означает силу, отгоняющую злых духов, славу Божию.
Каждение людей символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.
Кадило в иконографии
Святой архидиакон первомученик Стефан, побитый камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33—36 года;
Святой диакон Лаврентий, пострадавший при императоре Валериане в 258 году;
Первый библейский первосвященник Аарон;
Святой мученик Закхей, диакон Гадаринский, пострадавший при императоре Диоклетиане (284—305).
Кадило и паникадило. Как не перепутать
Кадило и паникадило часто путают, тогда как это разные предметы! Даже великий классик Иван Тургенев оставил ляп в своей повести «Степной король Лир»:
Казус фразы в том, что паникадило — это церковная большая люстра или канделябр в храме.
Паникадило — церковная люстра
Кадило. Трансформация
Христиане начали использовать кадильницы во второй половине V века. Выглядели они скромно. Первые кадильницы на цепочках появились с VI века, а на Русь попали из Византии лишь в XI веке. С XV века кадило приобретает форму храма и ассоциируется с образом небесного Иерусалима.
Ручное кадило в форме ковша именуется кацеей. Такими они были древности на Востоке и на Руси до появления кадил на цепочках.
Так выглядит кацея — «предок» кадила на цепочке
С этим материалом читают:
- Блаженнейший Онуфрий: «Как найти то, что ищешь»
- Мир Булгакова. Киевские тайны и религия
- Хранитель горы Яворник — как живет украинский горец
Post Views: 1 458
Рецепты народной медицины
Полезные свойства сарматского кадила определяют его применение в народной медицине. Из растения готовят настои, настойки, бальзамы, чаи и другие средства.
Для приготовления настоя берут столовую ложку измельченной сухой травы и заливают стаканом кипятка. Средству дают настояться час. После этого его процеживают. Принимают состав по 50 мл трижды в день перед едой. Этот настой помогает справиться с болезнями почек, при болях в животе, кишечных коликах, метеоризме, в качестве кровоочищающего средства. Также состав используется для промывания ран, в качестве примочек при гнойных болезнях кожи.
Из него готовят и настойку. Для нее потребуется десять грамм сухой травы и сто граммов водки. Состав настаивается две недели. Принимается средство по тридцать капель трижды в день.
Настойку используют для лечения желудка, печени, сердца, при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, при болях в животе и желудке. Также это средство используется для лечения туберкулеза, при простуде, от диареи, в лечении женских недугов. Наружно настойку используют для заживления рожистых воспалений.
Из кадила сарматского готовят лечебный бальзам. Для этого берут пять граммов травы и заливают полулитром водки. Состав выдерживают неделю, периодически взбалтывая. Затем средство процеживается, добавляется в него две ложки меда. Принимается состав по столовой ложке дважды в день перед едой. Бальзам используется как противовоспалительное, противоязвенное средство, а также для лечения болезни желчевыводящих путей, печени.
Из листьев и цветков кадило делают лечебный чай. Для него берут две столовые ложки сырья, заливают кипятком, укутывают и дают настояться двадцать минут. Принимают состав по стакану в горячем виде, как чай, не более четырех раз в день. Такой чай обладает потогонным действием и применяется при простуде, ангине, при различных воспалениях. Его используют в качестве мочегонного средства.
Англиканство
Кадил, используемый в англиканской церкви
На рубеже XIX века в англиканской церкви отказались от благовоний, которые позже сочли незаконным. Сегодня использование ладана в англиканской церкви является довольно надежным индикатором того, насколько « высокой » (более католической в литургическом стиле) или насколько « низкой » (более протестантской) является церковь. Англо-католические церкви могут использовать большое количество благовоний. В последние годы некоторые англиканские церкви среднего класса стали использовать благовония несколько раз в год для особых случаев.
Количество точек в литургии, в которых англиканская церковь может использовать ладан, варьируется. Если ладан используется на входе в процессии, thurifer проведение курение кадила приводит к процессии и по прибытии на алтарь епископ или священник кадит руководите его либо сразу после Introit или во время Глория в Excelsis Deo , если это поется. Благовония также можно использовать при чтении Евангелия: после провозглашения Евангелия книгу центрируют слева, по центру и справа.
Если англиканская церковь использует ладан только в одном месте службы, она делает это во время приношения. Дары и жертвенник сначала подвергаются кадрированию; затем следует кадрирование священника (три взмаха кадильницы), другого духовенства (одиночный замах в сторону евангелия и еще один — в сторону послания), хора (одинарный или тройной замах в обе стороны) и прихожан (качели со стороны Евангелия, еще со стороны послания и еще с середины).
Благовония также используются на Торжественном вечере, который по определению является воспеванием вечерни с использованием благовоний.
Что такое ладан
О ладане мы знаем еще с библейских времен. Дары, которые получил от волхвов Младенец Иисус — это золото, ладан и смирна. Что же такое ладан? Ладан — это ароматическая смола, полученная из специального рода деревьев — Босвеллия. Одно из них так и называют — ладанное дерево, и растут они на Аравийском полуострове, а также в Восточной Африке. Эфирное масло ладана получают путем перегонки смолы. Это масло имеет более яркий свежий и чистый запах, чем смола ладана. Поэтому люди, наделяющие ладан лечебными свойствами, чаще используют именно эфирное масло ладана. Для человеческого носа его запах приятнее.
Химический состав ладана достаточно сложен. Он имеет ароматические вещества, благодаря которому у ладана такой насыщенный запах. Более половины состава (56%) — это смола из свободной босвеллиевой кислоты и связанным с ней олибанорезеном. Около 30% ладана — камедь. Остальной состав — различные эфирные масла (терпены, цимен, фелландрен и другие). Ученые утверждают, что в составе дыма от ладана присутствует ацетат инценсола, который способен оказывать психоактивное действие и привести человека в состояние эйфории. Но для этого концентрация ладана должна быть очень высокой, при обычном богослужении в храме этого никогда не происходит.
Варианты конструкции
В русской традиции кадило бывает снабжено тремя цепочками, соединенными вверху рукоятью в виде кольца. При каждении священнослужитель мерно раскачивает кадило, из которого выходит благовонный дым. Цепи кадила снабжены бубенчиками – позвонцами, издающими мелодичный звон. Крышка кадила непременно имеет отверстия для правильной циркуляции воздуха и выхода благовонного дыма.
В Греции в храмах можно увидеть и ручные кадила: у них нет цепей, а ручка прикреплена непосредственно к корпусу. Подобные кадильницы все шире распространяются и в нашей стране, но используют их в домашних условиях (келейно). Домашняя кадильница называется кацея.