Феофилакт болгарскийтолкование на святое евангелие

Было в начале Слово (ин. 1:1)

Итак, изучаем далее толкование Евангелия Феофилакта Болгарского. Что евангелист говорил в предисловии, то повторяет и сейчас: тогда как прочие богословы пространно повествуют о рождении Господа на Земле, его воспитании и возрастании, Иоанн игнорирует эти события, так как его соучениками о них довольно много сказано. Он лишь ведёт речь о Божестве, вочеловечившемся среди нас.

Впрочем, если хорошенько присмотреться, можно увидеть, как те, хоть и не скрыли информацию о Божестве единородного, но упомянули о ней всё-таки немного, так и Иоанн, устремив взор свой к слову Всевышнего, сделал акцент на домостроительстве воплощения. Ибо душами всех руководит один Дух.

Не правда ли, толкование Евангелия Феофилакта Болгарского изучать весьма интересно? Продолжаем далее знакомиться с этим чудесным трудом. О чём нам говорит Иоанн? Он рассказывает нам о Сыне и об Отце. Он указывает на бесконечное существование Единородного, когда утверждает: «Было Слово в начале», то есть от начала было. Ибо что произошло от начала, у того, конечно же, не появится время, когда бы не находилось оно.

«Откуда, — спросят некоторые, — можно определить, что фраза «в начале было» обозначает то же, что от начала?» Действительно, откуда? Как из самого понимания общего, так и из самого этого богослова. Ибо в одной из своих рукописей он говорит: «о том, что от начала было, что мы… видели» (1 Ин. 1:1).

Толкование Феофилакта Болгарского весьма необычно. Он спрашивает у нас, видим ли мы, как избранник сам себя объясняет? И пишет, что так скажет вопрошающий. Но он понимает это «в начале» так же, как и у Моисея: «Бог сотворил в начале» (Быт. 1:1). Как там фраза «в начале» не даёт понимания, будто бы небо вечно, так и здесь он не хочет определять слово «в начале» так, будто бы Единородный бесконечен. Конечно же, так говорят лишь еретики. На эту сумасшедшую настойчивость нам ничего не остаётся, как сказать: мудрец злобы! Зачем ты умалчиваешь о последующем? Но мы скажем это и против твоей воли!

Вообще толкование Феофилакта Болгарского наводит на различные размышления о бытии. Вот, к примеру, Моисей говорит, что сперва Бог создал небесную и земную твердь, а здесь говорится что в начале «было» Слово. Что же похожего между «сотворил» и «было»? Если бы и тут было написано «Бог в начале сотворил Сына», то евангелист промолчал бы. Но теперь, после того как сказано «в начале было», он делает вывод, что слово от века существует, а не с течением времени получило бытие, как многие пустословят.

Не правда ли, толкование Феофилакта Болгарского является именно тем трудом, которым зачитываешься? Итак, почему же Иоанн не говорил, что «в начале был Сын», но – «Слово»? Евангелист утверждает, что это он говорит из-за слабости слушателей, дабы мы, услышав о Сыне с самого начала, о плотском и страстном рождении не помыслили. Для того Его «Словом» назвал, чтобы ты знал, что как от ума бесстрастно слово рождается, так и Он от отца рождается невозмутимо.

И ещё одно объяснение: назвал его «Словом» потому, что Он сообщил нам о качествах отца, так же как и любое слово объявляет расположение духа. А вместе для того, чтобы мы увидели, что Он Отцу совечен. Ибо как невозможно утверждать, что ум очень часто без слова бывает, так и Отец и Бог не может быть без Сына.

Вообще толкование Феофилакта Болгарского показывает, что Иоанн употребил данное выражение потому, что существует множество самых разных слов Божиих, например заповеди, прорицания, как и об ангелах сказано: «силою крепкие, исполняющие волю Его» (Пс. 102:20), то есть Его повеления. Но необходимо отметить, что слово и есть личное существо.

Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского

Классика православной духовной литературы – «Толкование на Святое Евангелие» Феофилакта Болгарского — основа основ в понимании того, во Что и в Кого верует православная церковь. Каждое предложение, буквально каждая буква Нового Завета внимательно истолковываются Феофилактом Болгарским, раскрывая смысл изречений, скрытых от глаза современного человека. Священные книги раскрываются во всей полноте, и у читателя захватывает дух от величественной картины Евангелия, через которое Бог говорит с человеком. Толкования Феофилакта Болгарского были настольной книгой всех без исключения людей, глубоко и искренно интересовавшихся православной верой. Среди них можно назвать как светские, так и духовные имена: Достоевский, Тимирязев, Суворов, Амвросий и Макарий Оптинский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преп. Серафим Чичагов, царственные страстотерпцы – царь Николай II и его семья, св. Николай Сербский, Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, и многие, многие другие.

Труд блаженного Феофилакта Болгарского с древних времен почитается Русской Церковью творением истинно отеческим и православным, верно передающим смысл Евангельских изречений.

Жизнеописание блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского – 9

_______

Творения блаженного Феофилакта – 18 Истолковательные сочинения – 18 Обличительные сочинения – 19 Поучительные сочинения – 20 Исторические сочинения – 21 Письма – 21

_______

ТОЛКОВАНИЕ НА СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Предисловие – 25

_______

ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ Глава первая – 29 Глава вторая – 38 Глава третья – 45 Глава четвертая – 51 Глава пятая – 56 Глава шестая – 66 Глава седьмая – 72 Глава восьмая – 77 Глава девятая – 82 Глава десятая – 89 Глава одиннадцатая – 96 Глава двенадцатая – 103 Глава тринадцатая – 112 Глава четырнадцатая – 123 Глава пятнадцатая – 130 Глава шестнадцатая – 136 Глава семнадцатая – 143 Глава восемнадцатая – 150 Глава девятнадцатая – 157 Глава двадцатая – 164 Глава двадцать первая – 170 Глава двадцать вторая – 179 Глава двадцать третья – 188 Глава двадцать четвертая – 196 Глава двадцать пятая – 205 Глава двадцать шестая – 213 Глава двадцать седьмая – 228 Глава двадцать восьмая – 240

_______

ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА Предисловие – 249 Глава первая – 251 Глава вторая – 259 Глава третья – 265 Глава четвертая – 270 Глава пятая – 277 Глава шестая – 283 Глава седьмая – 291 Глава восьмая – 297 Глава девятая – 303 Глава десятая – 312 Глава одиннадцатая – 323 Глава двенадцатая – 329 Глава тринадцатая – 337 Глава четырнадцатая – 344 Глава пятнадцатая – 337 Глава шестнадцатая – 364

_______

ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ Предисловие – 371 Глава первая – 373 Глава вторая – 392 Глава третья – 402 Глава четвертая – 408 Глава пятая – 416 Глава шестая – 423 Глава седьмая – 432 Глава восьмая – 440 Глава девятая – 452 Глава десятая – 465 Глава одиннадцатая – 479 Глава двенадцатая – 494 Глава тринадцатая – 516 Глава четырнадцатая – 527 Глава пятнадцатая – 539 Глава шестнадцатая – 550 Глава семнадцатая – 562 Глава восемнадцатая – 573 Глава девятнадцатая – 587 Глава двадцатая – 597 Глава двадцать первая – 606 Глава двадцать вторая – 615 Глава двадцать третья – 634 Глава двадцать четвертая – 647

_______

ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА Предисловие – 661 Глава первая – 663 Глава вторая – 693 Глава третья – 702 Глава четвертая – 717 Глава пятая – 736 Глава шестая – 751 Глава седьмая – 774 Глава восьмая – 792 Глава девятая – 811 Глава десятая – 826 Глава одиннадцатая – 840 Глава двенадцатая – 857 Глава тринадцатая – 876 Глава четырнадцатая – 891 Глава пятнадцатая – 906 Глава шестнадцатая – 915 Глава семнадцатая – 926 Глава восемнадцатая – 936 Глава девятнадцатая – 950 Глава двадцатая – 965 Глава двадцать первая – 975

_______

Список чудес Господа Иисуса Христа, упоминаемых в Евангелиях – 986 Притчи Господа нашего Иисуса Христа – 994

В период между 1089 и 1090 годом произошло назначение Феофилакта на архиепископскую кафедру

Через некоторое время Феофилакт решил уйти в Охрид. Никто не знает точной причины его переселения. Предположительно это связано с опалой, которой подверглась семья императора Михаила седьмого.

Также неизвестно и то, когда произошло назначение Феофилакта на архиепископскую кафедру в Болгарии. По предположительным данным это произошло где-то в период между 1089 и 1090 годом. Возможно несколько лет ранее.

Начало служения Феофилакта Болгарского в Болгарии было довольно тяжелым.

Когда Феофилакт только въезжал в город, его встречали криками. Но крики эти были не добрыми и не дружественными. Жители высмеивали его, смеялись и протестовали.

Такой странный прием не был связан с личными качествами архиерея, а с воспоминаниями о независимости и самостоятельности церкви в Болгарии. О Феофилакте многие говорили плохо, увидев в нем чужака. Именно  это сильно и повлияло на внутренний настрой нового архиепископа болгарского. Он долгое время думал о том, как же быть в такой ситуации, как управлять такой паствой, если все вокруг так настроены враждебно.

Первое время служения, Феофилакт очень сильно тосковал по столице. Но и, тем не менее, он понимал смысл своего предназначения. Он должен был заботиться о благе болгарской церкви. Он уповал всегда лишь на Господа, старался избегать этого ужасного чувства, как уныние и отчаяние. Большая опасность среди его паствы составляли еретические и раскольнические течения. Этой напасти он противопоставлял молитву и проповедь. В это время на его плечи легли большие заботы.

Часто на эту проблему еще накладывались другие. Это было связано с притеснением светских правителей, а также постоянные набеги внешних врагов.  Они постоянно чинили насилие, расхищали церковное имущество, поджигали храмы.

Биография

Биография Феофилакта Болгарского малоизвестна. Некоторые источники сообщают, что родился он после 1050 года (до 1060 года точно) на острове Эвбея, в городе Халкисе.

В константинопольском соборе Святой Софии Феофилакту пожаловали сан диакона: благодаря ему он приблизился ко двору императора Парапинака Михаила VII (1071-1078). Многие считают, что после того как Михаил умер, Феофилакта приставили к его сыну царевичу Константину Дуки воспитателем. Ведь у четырёхлетнего сироты, а теперь именно этот статус имел наследник, осталась лишь мать — императрица Мария, покровительница Феофилакта Болгарского. Кстати, именно она побудила его к написанию лучших вещей.

Необходимо отметить, что подъём письменной деятельности Феофилакта, переписка из Болгарии с большим количеством выдающихся людей, его отправка в Болгарию архиепископом Охрида относятся именно к периоду правления Комнина Алексея (1081-1118). Изгнание Феофилакта из столицы, куда он безуспешно рвался, вероятно, связано с опалой семейства самодержца Михаила.

Никто не знает, сколько времени блаженный Феофилакт оставался в Болгарии и когда преставился. Его некоторые письма датированы началом XII века. В тот период, когда он находился при дворе государыни Марии, но не ранее 1088-1089 года, евангелист создал «Царское наставление». Это бесподобное произведение, весьма авторитетное в литературной среде, было специально предназначено для его ученика, царевича Константина. А в 1092 году он начертал императору Алексею Комнину весьма напыщенный панегирик.

Значение слова Феофилакт Болгарский по словарю Брокгауза и Ефрона:

Феофилакт Болгарский — архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (ныне в Македонии), крупный византийский писатель. Жил во второй половине XI и в начале ХII века. Его биография известна мало. Родом с о-ва Евбеи, он получил звание диакона при св. Софии в Константинополе и сделался близким ко двору императора Михаила VII Парапинака (1071—78). Может быть уже по смерти Михаила Ф. был назначен воспитателем его сына царевича Константина, оставшегося 4-х летним сиротой с матерью, императрицей Марией, покровительницей Феофилакта, по побуждению которой были написаны лучшие его вещи. Вслед за Дюканжем русские ученые Васильевский Успенский, Голубинский, особенно первый из них, разъяснили, вопреки до сих пор повторяющемуся взгляду, что расцвет литературной дятельности Ф., его назначение архиепископом в Болгарию, переписка из Болгарии со многими выдающимися лицами, относятся ко времени царствования Алексея Комнина (1081—1118). Удаление Ф. из столицы, куда он напрасно рвался, вероятно стоит в связи с опалой семейства имп. Михаила. Неизвестно, сколько времени Ф. оставался в Болгарии и когда он умер. некоторые письма его относятся к началу ХII века. Еще оставаясь при дворе императрицы Марии, но не ранее 1088—8 9 г., Ф. написал «Царское наставление» своему ученику царевичу Константину — оригинальное произведение с литературными достоинствами. В 1092 г. он написал напыщеный панегирик императору Алексею Комнину. Наиболее ценным памятником литературной дятельности Ф. является его переписка. Сохранилось около 120 писем его к высшим духовным и светским лицам империи. Письма эти полны жалоб на судьбу. утонченный византиец относился с отвращением к своей славянской пастве, к варварам, «пахнувшим овчиной», как Аполлинарий Сидоний в V в. к бургундам. Известия о народных мятежах, предшествовавших образованию независимого (второго) болгарского царства, а также о проходивших армиях крестоносцев возвышают некоторые письма Ф. на степень первоклассного исторического источника. такое же значение имеют данные об управлении империей и о многочисленных деятелях эпохи Алексея Комнина. — Центром плодовитой литературной деятельности Ф. является, однако, толкование на книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Лучший оригинальный труд его в этой области — комментарий на Евангелие, особенно на Св. Матвея, хотя автор находится под влиянием И. Златоуста. Им часто допускается аллегорическое истолкование текста, местами — умеренная полемика с ересями. Толкования на Деяния Апостолов и на послания большей частью почти буквально списаны с малоизвестных комментариев IX и Х в., без означения источника. это кладет тень на достоинство остальных комментариев Ф., частью доселе не изданных. Важны полемическое сочинение его против латинян, написанное в примирительному духе, и слово о 15 мучениках, в Тивериуполе (Струмице) при Юлиане пострадавших. — Сочинения Феофилакта изданы наиболее полно в греческой «Патрологии Миня» (тт. 123—126). На русский яз. переведены «Благовестник или толкование на св. Евангелие от Луки» (Москва, 1864), толкования на послания ап. Павла — в «Правосл. Собеседнике» (1881 слл.) и «Христианск. Чтении» (1843 г.). О сочинениях Феофилакта вообще см. введение de-Rubeis к изданию сочинений Ф. в «Патрологии», т. 123. О «царском наставлении», о панегирике в честь А. Комнина и о сочинении против латинян см. В. Г. Васильевский, «Византия и Печенеги», в «Журн. Мин. Народн. Просвещения» (1872, декабрь). о переписке — Ф. И. Успенский, «Образование второго болгарского царства» (Одесса, 1879, стр. 1—57. много выдержек в переводе). о хронологии и значении переписки, как источника, см. рецензию на названное сочинение, помещенную В. Г. Васильевским в «Журн. Мин. Нар. Просвещения» (1879, ч. 204, стр. 144—168). Выводы Васильевского остались неизвестными иностранным ученым: в «Истории визант. литературы» Крумбахера и Эрхарда и даже в специальной работе Н. Gelzer, «Das Patriarchat von Achrida» (Лпц., 1902), повторяется старая ошибочная хронология. Б. П—ко.

Толкование святого писания Феофилактом Болгарским

Известно, что Феофилакт был великим богословом. Он трактовал святое письмо. Нужно отметить, что за всю свою жизнь он провел достаточно большое количество времени в трудах над разной церковной литературой, среди которой огромную популярность имеет толкование Старого и Нового завета, а также толкования на послания святого Павла:

  • к галатам;
  • к Тимофею;
  • к фессалоникийцам;
  • к Титу;
  • к коринфянам;
  • к ефесянм и многое другое.

Толкование на деяния святых апостолов Феофилакта Болгарского описано в книге «Деяние святых апостолов».

Название книги открывает всю ее суть. Блаженный вел только толкование письма, а самим поветствующим был евангелист Лука. Он был родом из антиохиян, и был спутником многим апостолам, а основной его деятельностью было врачевание. В книге описано как вознесся на небо Иисус Христос, появление ангелов. Также евангелист описывал как сошел Святой Дух, как были выбраны семь диаконов.

Лучшая статья для Вас, переходите: Мощи Святого Луки: где находятся, как приложиться, от чего помогают

Книга дает много информации о апостоле Петре и его трудностях в жизни

Не обошел вниманием Лука и все чудодейственные деяния апостолов, ведь каждый из них при жизни помогал простому народу. Они и исцеляли от болезней, и помогали в трудные и безнадежные минуты всем нуждающимся людям

Так, как книга относится к церковной и духовной литературе, то простому православному верующему ее будет тяжело понять. Поскольку такая литература имеет особый вид изложения. Чтобы каждый верующий мог просветится и изучить святые книги Письма, богослов и проповедник Феофилакт Болгарский и толковал их.

Таким образом духовная культура стала намного понятней и доступней. Купить письмо можно в любой иконной лавке. Она нацелена на широкий круг православного читателя и гарантировано принесет только положительные изменения в жизни каждому кто ее прочтет.

Храни Вас Господь!

Разъяснения на Евангелие от Иоанна

А сейчас рассмотрим, как Феофилакт Болгарский Евангелие от Иоанна толковал. Он писал, что сила Духа Святого, и как указано (2 Кор. 12:9), и как веруем, свершается в немощи. Но не только в немощи тела, а и красноречия, и разума. В доказательство он привёл в пример, что на брате Христовом и великом богослове показала благодать.

Отец его был рыболовом. Сам Иоанн промышлял так же, как и отец. Он не смог получить не только иудейского и греческого образования, но и вовсе не был учён. Эти сведения сообщает о нём святой Лука в Деяниях (Деян. 4:13). Отечество его считалось самым бедным и незнатным — это был посёлок, в котором занимались рыбной ловлей, а не науками. Появился он на свет в Вифсаиде.

Евангелист удивляется, какого, однако, Духа смог получить этот безграмотный, неблагородный, ни в каком отношении не выдающийся человек. Ведь он возвестил о том, чему не обучал нас никто из иных евангелистов.

Необходимо отметить, что так как они благовествуют о воплощении Христа, а о предвечном Его бытии не говорят ничего дельного, появляется опасность, что народ, привязанный к земному и не умеющий мыслить ни о чём высоком, подумает, что Христос Бытие Свое начал лишь после того, как его родила Мария, а не родил его отец прежде веков.

Именно в такое заблуждение впал Самосатский Павел. Именно поэтому достославный Иоанн провозгласил о рождении горнем, упоминая, впрочем, и о рождении Слова. Ибо возвещает: «И стало плотию слово» (Ин.1:14).

Нам открывается ещё одна удивительная ситуация в этом Иоанне-евангелисте. А именно: он единственный, а матерей имеет три: родную Саломию, гром, ибо за безмерный глас в Евангелии он является «сыном громов» (Мк. 3:17), и Богородицу. Почему Богородицу? Да потому что сказано: «се, Матерь твоя!» (Ин. 19:27).

Павел (Рим. 1:1)

Многие благовестник Феофилакта Болгарского воспринимают как жизненный путеводитель. Он действительно является весьма ценным трудом. Кстати, он рассказывает, что ни Моисей, ни евангелисты, ни после него кто-либо не писали свои имена перед собственными сочинениями, а апостол Павел указывает своё имя перед каждым своим посланием. Данный нюанс имеет место потому, что большинство писало для живших вместе с ними, а он сообщения посылал издалека и по обычаю совершал правило отличительных качеств посланий.

Необходимо отметить, что в Послании к Евреям он этого не делает. Ведь они ненавидели его, а поэтому, чтобы услышав его имя не прекратили внимать ему, утаивает своё имя с самого начала.

Для чего же он из Савла переименовал себя в Павла? Для того чтобы ему не быть ниже верховного из апостолов, наименованного Кифой, что означает «камень», или сыновей Заведея, названных Воанергес, то есть сынами грома.

Давид

Далее Феофилакт сообщает, что как только Матфей проговорил «Иисуса», он добавил «Давидова Сына» для того, чтобы вы не подумали, что он имеет в виду другого Иисуса. Ведь в те времена жил ещё один выдающийся Иисус, после Моисея второй вождь евреев. Но этого именовали не сыном Давида, а сыном Навина. Он жил намного раньше Давида и родился не из Иудина колена, из которого появился Давид, но из другого.

Почему же Матфей прежде Авраама поставил Давида? Да потому, что Давид был более известен: он жил позже Авраама и слыл великолепным царём. Из правителей он первым богоугодил Господу и получил обетование от него, сообщавшее, что Христос из его семени восстанет, почему Христа и прозвали Сыном Давида.

Давид действительно в себе образ Христа сохранил: как он на место оставленного Господом и возненавиденного Сеула воцарился, так и Христос во плоти пришёл и над нами воцарился после того, как царства Адам лишился и власти, которую над демонами и всем живущим он имел.

Блаженный Феофилакт старался полностью — освятить Болгарию своей отеческой заботливостью

Блаженный Феофилакт старался полностью освятить Болгарию своей отеческой заботливостью. Но одного избрания было недостаточно, чтобы укрепить благосостояние церкви. Также следовало и постоянно следить за тем, как осуществлялись эти действия.

Феофилакт постоянно следил за делами епископов и священников и их делами. Старался предупреждать всякое уклонение от цели. Если было необходимо, он говорил исправлять это.  Он «…не знал другого утешения, кроме того, чтобы исправлять сделанное зло». Именно к этой цели он шел и стремился все время.

К виновному Феофилакт применял как строгость, так и снисхождение.

Однажды один епископ по неизвестной причине сделался гонителем престарелого настоятеля монастыря. Он запретил ему совершать какие-либо священнодействия, а затем выгнал из монастыря и подверг тяжелой епитимии. В первый раз гонимый епископ обратился к Феофилакту.  Тогда блаженный Феофилакт сказал ему, чтобы тот не гневался на старца. Епископ дал ему слово, что так и сделает.

Но через некоторое время он стал гнать старца, а тот в свою очередь направил просьбу к самому императору. Император отправил это дело на рассмотрение Феофилакту. Феофилакт Болгарский сильно расстроился тем, что епископ его не послушал. Он стал писать епископу о том, чтобы тот успокоился и дал отчет о своих действиях в ближайшем соборе. Но епископ не явился.

Тогда Феофилакт запретил епископу совершать священнодействия. Епископ отправился в Константинополь и стал разносить клевету на Феофилакта. Вскоре об этом узнал Феофилакт, но, несмотря на все это, епископ вновь вернулся к блаженному и стал просить у него за все прощения. После чего святитель простил его и разрешил дальше служить при церкви. «Только молись за меня, — писал он епископу, — и благословляй, а не кляни того, кто тебя любит».

Все чаще Феофилакт созывал епископов на рассмотрение различных вопросов. Поместные соборы по правилам церковным должны были собираться в определенные времена, и Феофилакт старался быть верным этим правилам.

С Божьей помощью Феофилакт преодолевал все трудности. Для верующих же людей он был ответственным и добросовестным пастырем, а также заботливым отцом своей паствы. Много раз Феофилакт сам лично ездил в Константинополь, чтобы ходатайствовать о своей пастве. Также у него было много знакомых, которые помогали в строительстве и реконструкции многих храмов и монастырей.

Когда умер Феофилакт Болгарский — неизвестно.

Согласно некоторым сведениям, под конец своей жизни Феофилакт Болгарский переехал  в Солунь, где и окончилась его земная жизнь.

Предисловие автора

Те божественные мужи, которые жили прежде закона, учились не на основании писаний и книг, но, имея чистый ум, просвещались озарением Всесвятого Духа, и таким образом узнавали веления Божии, ибо Сам Бог беседовал с ними устами к устам. Таковы были Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов и Моисей. Когда же люди сделались порочными и недостойными того, чтобы Дух Святой просвещал и научал их, то человеколюбивый Бог дал писания, чтобы, хотя бы благодаря им, они помнили веления Божии. Так и Христос Сам лично беседовал с апостолами и послал им в качестве учителя благодать Святого Духа. Но так как после того должны были произрасти ереси и испортиться наши нравы, то Господу было угодно, чтобы были написаны Евангелия, чтобы мы, научаясь на основании их истин, не увлеклись ложью ересей, и чтобы наши нравы не испортились окончательно.

Четыре Евангелия Господь дал нам, может быть, потому, что на основании их мы научаемся четырем главным добродетелям – мужеству, мудрости, справедливости и целомудрию: мужеству же, когда Господь говорит: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 18); мудрости, как говорит: будите мудри яко змия (Мф. 10, 16); справедливости, когда учит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31); целомудрию, когда говорит: «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). Кроме того, четыре Евангелия существуют потому, что они – столпы мира. Но как мир имеет четыре стороны – восток, запад, север и юг, – то должно было и чтобы столпов было четыре. Затем четыре Евангелия существуют еще и потому, что они содержат и предметы четырех родов, именно: догматы и заповеди, угрозы и обетования. Верующим в догматы и соблюдающим заповеди обещаны грядущие блага. Неверующим же в догматы и не соблюдающим заповедей угрожают будущие наказания. Евангелие получило свое такое наименование потому, что возвещает нам о предметах благих и радостных для нас, то есть о благих, как то: об отпущении грехов, оправдании, восходе на небеса, усыновлении со стороны Бога. Оно возвещает и то, что мы получаем эти блага легко, ибо не трудились над приобретением их и не за свои добрые дела получили, но по благодати и человеколюбию Божию удостоились столь великих благ.

Четыре есть евангелиста. Из них два – Матфей и Иоанн – были из числа двенадцати, а другие же два – разумею Марка и Луку – из семидесяти. Марк был спутник и ученик Петра, а Лука же – Павла. Матфей первый из всех написал восемь лет спустя по Вознесении Христовом Евангелие на еврейском языке для уверовавших из евреев. С еврейского языка на греческий перевел его, как говорят, Иоанн. Марк, наученный Петром, написал Евангелие спустя десять лет по Вознесении, Лука – по прошествии пятнадцати, а Иоанн Богослов – спустя тридцать два года. Ибо говорят, что после смерти трех евангелистов ему по его требованию принесены были три Евангелия, чтобы рассмотреть их и обсудить, правильно ли они написаны. Иоанн, просмотрев их и получив преизбыточествующую благодать истины, сам дополнил, что они опустили, а то о чем они сказали кратко, расширил в своем Евангелии. Поэтому он начал с учения о Боге Слове. Ибо в то время, как другие не упомянули о предвечном бытии Бога Слова, он богословствовал об этом, чтобы не подумали, что Слово Божие есть просто человек, т. е. чуждо Божества. Матфей говорит только о жизни Христа во плоти, потому что он писал для евреев, для которых достаточно было узнать, что Христос родился от Авраама и Давида. Ибо уверовавший из евреев успокаивается, как скоро его убедят, что Христос произошел от Давида.

Но ты говоришь мне: «Разве не достаточно было одного евангелиста?» Итак выслушай: достаточно было и одного, но чтобы истина выступила ярче, с этой целью четыре получили позволение написать их. И когда видишь, что эти четыре, хотя они не сходились и не сидели в одном месте, но находясь каждый порознь, а между тем написали об одном и том же так, как будто одними устами, то разве не подивишься истине Евангелия и не скажешь, что евангелисты говорили Духом Святым!

Не говори мне, что они не согласны во всем, посмотри, в чем они не согласны

Разве сказал один из них, что Христос родился, а другой, что нет, или один – что Христос воскрес, а другой – нет? Да не будет! В более необходимом и более важном они согласны. Итак, если в более главном они не разногласят, то чему удивляешься, если кажется, что они разногласят в неважном? Их истинность более всего и сказывается в том, что они не во всем согласны

В противном случае о них подумали бы, что они писали, видясь друг с другом и советуясь. Теперь же то, что один опустил, написал другой, поэтому и кажется, что они иногда противоречат. И это так. Начнем же истолкование.

Авраам родил Исаака (Мф. 1:2)

Далее Феофилакт толкует, что Авраам был отцом евреев. Именно поэтому евангелист с него начинает родословие. Кроме того, Авраам первый обетование получил: было сказано, что «благословятся все народы от его семени».

Конечно же, приличней было бы начинать родословное древо Христа с него, ибо Христос Авраамовым семенем является, в котором получаем благодать все мы, которые язычниками были и прежде находились под клятвою.

Вообще, Авраам переводится как «отец языков», а Исаак — «смех», «радость». Интересно, что евангелист не пишет о внебрачных потомках Авраама, к примеру, об Измаиле и иных, так как иудеи произошли не от них, а от Исаака. Кстати, Матфей упоминал об Иуде и братьях его потому, что двенадцать колен произошли от них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector