Иоасаф белгородский

Молитва благодарственная святителю Иоасафу Белгородскому

О великий святителю наш и чудотворче
предивный Иоасафе, скорый помощниче к тебе припадающим!
Милостиво призри на нас недостойных, со слезами умиления
зде молящихся и благодарение тебе по силе приносящих.
Благодарим тя, угодниче Христов, яко услышал еси моления
нас недостойных и просимая нам изобильно даровал еси.
Вемы и усты исповедуем, яко воистину Христу теплый о нас
еси молитвенник и, по данной ти благодати и дару, во
спасение всем нам потребная даруеши: болящия исцеляеши,
страждущия утешаеши, мир и отраду скорбным сердцам
изливаеши, плачущая радоватися твориши, печальныя
ликовати содеваеши: родителем чада воздравляеши,
супругом подружия от одра смертного возставляеши,
враждующия умиротворяеши, завистливыя твориши милостивы
и всякия неправды караеши, якоже и в житии твоем правды
и милосердия мужественный ревнитель был еси. Благодарим
тя, святителю, за великая твоя и нам явленная
благодеяния и смиренно молимся тебе мы недостойнии:
предстательствуй за нас у престола Христова и помози нам
память присную твоих благодеяний и щедрот на нас
излиянных хранити, да во смирении сердца прочее совершим
житие и Небесное да наследуем селение Божественное
молитвами твоими во веки веков. Аминь.

Начало монашеского пути

Святитель происходил из зажиточного украинского рода, родители хоть и были очень благочестивы, не планировали отдавать его в монастырь. Но однажды отец мальчика увидел во сне Богородицу, а его сын в архиерейских одеждах молился перед Ней. Тогда стало понятно, что Господь приготовил особый путь для Иоасафа Белгородского. Боясь огорчать родителей, святой долго не открывал им свое желание вести монашескую жизнь. В монастырь он поступил тайно, за что потом попросил прощения.

  • Поступил в Духовную Академию в Киеве.
  • В 1725 г. принял постриг.
  • Сначала служил преподавателем, затем был назначен игуменом одного из монастырей в Полтавской области.
  • В 1748 г. принял руководство Белгородской епархией.

Епархия находилась в упадке — духовенство бедствовало, было необразованным. Святитель прилагал все силы, чтобы исправить положение. Сам вел аскетический образ жизни, за что Господь сделал его прозорливым. Иногда по ночам святой ходил по бедным дворам, чтобы раздавать милостыню.

БЛАЖЕННАЯ КОНЧИНА И МОЩИ ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО

Частые поездки по тяжелым провинциальным дорогам, заботы и тревоги подорвали здоровье святителя – он скончался в 49 лет. Чувствуя приближение смерти, он взял отпуск и направился на родную Полтавщину, чтобы попрощаться с отцом. Интересно, что отец его был достаточно гордым человеком (впрочем, это было приметой времени): по приезде кареты сына он как христианин должен был поклониться архипастырю Церкви, но как отец хотел, чтобы сын поклонился ему. Тогда при выходе святителя Иоасафа отец словно случайно уронил на землю трость и нагнулся, чтобы поднять ее и одновременно как бы поклониться архиерею. Сын понял его замысел, сам наклонился за тростью в поклоне отцу и обнялся с ним. Таково было послушание и почтение к родным святителя Иоасафа.

Возвращаясь на Белгородчину после посещения родителей, святитель почувствовал ухудшение состояния. В селе Грайворон он пролежал в болезни два месяца и почил после Исповеди и Причастия, как истинный христианин 10 декабря 1754 года.

Сохранилась молитва Иоасафа Белгородского, составленная им самим и повторяемая им каждый час на протяжении жизни и перед смертью. Можно читать молитву онлайн на русском языке:

Будь благословен день и час, в которые Господь мой Иисус Христос ради меня родился, распятие претерпел и смертью пострадал. О, Господи Иисусе Христе, Сын Божий! В час смерти моей прими дух раба Твоего, находящегося в странствиях, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех Твоих святых, Ты благословен всеми людьми во веки веков. Аминь

По преданию, тело святителя Иоасафа Белгородского два месяца простояло в храме в гробу — священник, который должен был совершить чин отпевания и похорон, из-за паводка не мог добраться до отдаленного села. Господь прославил святителя сразу после смерти: в это время тело не издавало запаха тления и даже через два месяца умерший святитель выглядел как уснувший. Его похоронили в Свято-Троицком кафедральном соборе Белгорода, но уже через два года священники этого храма, знавший святую жизнь и почитание в народе святителя, а также посмертное чудо нетления, посетили склеп и тайно открыли гробницу. Действительно, даже в сыром подвале тело владыки Иоасафа, его одежда и сам гроб оказались нетленны! Около полутора веков мощи были выставлены для поклонения в Троицком соборе, а по свидетельствам о чудесах у мощей в Священный Синод были направлены многочисленные прошения о канонизации.

Молитву перед мощами святителя Иосафа можно читать онлайн по тексту ниже:

О великий угодник Божий и прославляемый всеми чудотворец, святитель Иоасаф! От дальних и ближних городов и селений люди сходятся, чтобы на месте подвигов твоих помолиться и чудотворные, целебные мощи твои поцеловать, из глубины сердца молясь тебе: благодатным жезлом архиерейским, словно пастырь добрый, паси людей как заблудившихся овец стада Христова, посели нас в селения Божии, огради от соблазнов и искушений, ересей и расколов, научи в странствии земном мыслить о небесном и рассуждать с мудростью духовной, рассеянный ум наш просвети и на путь истины направь, охладевшее сердце согрей любовью к ближним и старанием исполнять заповеди Божии, волю же нашу, грехами и невниманием ослабленную, оживи благодатью Святого Духа, чтобы следуя твоему пастырскому наставлению, сохранили мы в чистоте и правде души наши, и с помощью Божией Царства Небесного достигли, где вместе с тобой всегда радостно славили великое имя Троицы Пресвятой: Отца, Сына и Духа Святого вечно. Аминь

Молитва

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоея николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведник Его. Приклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на церковь Божию отжени. Умоли Отца небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий же и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня, потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешение и от всех скорбей избавление. Отпадшыя же лозы Христовы ветви паки с тою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепое имя Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 5-я, в день прославления святителя

Свт. Иосаф Белгородский

В парадном одеянии, с архиерейским символом церковной власти в руке, взирает на поющих ему радость и славу духовный светильник земли Белгородской. За скорым подспорьем к нему обращаются не только в дни соборного поминовения, но и в горькие минуты житейских невзгод.

Житие святителя

Заботливый пастырь и защитник обездоленных родился в 1705 г. в семье благочестивых дворян Горленко на Полтавщине. Высокое предназначение мальчика Иоакима было открыто в чудесном видении его отцу, рассказавшему об этом после кончины святого.

В семь лет Иоаким отправился учиться в Киевскую академию, окончив которую, после двухлетнего испытания себя и втайне от родителей, решил принять монашество. В 1727 г. пострижен в малую схиму. Хлопоты в качестве игумена Лубенского монастыря привели смиренного монаха в столицу на берегах Невы, где его ждала аудиенция у самой императрицы Елизаветы Петровны.

Интересный фактПод впечатлением от его проповеди, она вскоре повелела назначить архимандрита Иоасафа наместником Троицкой обители на Маковецком холме.

В 1748 г. уже в качестве епископа он прибыл на Белгородчину, сменив почившего предшественника. Здесь он усердно трудился до самой смерти, став щедрым благотворителем бедных, смелым защитником духовенства от неправедных притеснителей, строгим блюстителем искреннего благочестия.

10

Декабря
1754 года

День, когда святитель мирно скончался.  Гроб поместили в соборном склепе, где спустя два года после погребения были обретены нетленными чудотворные мощи.

Это интересно: Жизнь и труды Белгородского святителя Иоасафа

В каких случаях прибегают к чтению акафиста

Молитвенное обращение к справедливому белгородскому заступнику перед его образом укрепляет православных христиан, проходящих различные испытания в ежедневном следовании за Христом.

К чтению акафиста прибегают с просьбами к святителю об исцелении:

  • глухоты;
  • потери зрения;
  • врожденной немоты;
  • болезней сердца;
  • других серьезных заболеваний.

Святитель подает молящимся терпение в борьбе с различными недугами, а также помогает угасить семейную ссору, воспитать непослушных детей, решить текущие проблемы с деньгами и поиском подходящей трудовой занятости.

Особенно благодатно акафистное пение в церкви или дома перед образом. Иконописцы рисуют его лик в точном соответствии с портретными прижизненными изображениями. Внимательное чтение молитв и сосредоточение на образе архипастыря помогают не рассеиваться и в полноте донести ему свою просьбу.

Обратившись в духе в момент своего упокоения к своему знакомому игумену Исаии, чудотворец подтвердил свое пребывание с Господом, ныне с небес помогая нуждающимся еще больше, чем делал это в земной жизни.

Серафим Пересветов

КАК МОЛИТЬСЯ ИОАСАФУ БЕЛГОРОДСКОМУ, СВЯТИТЕЛЮ И ПОМОЩНИКУ В СКОРБЯХ

В непростые моменты жизни мы понимаем: наша судьба во многом зависит от воли Божией, Господь являет ее в обстоятельствах и случайностях. Часто мы сами уже не можем повлиять а свою жизнь – например, не можем сами избавиться от алкоголизма, не можем сами найти хорошую работу – и это самое время, чтобы попросить помощи у Господа и Его святых.

Святитель Иоасаф Белгородский заботился о целом городе при жизни, успевал узнать нужды каждого, исправить и изменить к лучшему людей. Вот почему и после смертно почитается как добрый заступник, целитель и помощи – и есть многие свидетельства о помощи святителя по молитвам к нему.

Святитель Иоасаф, по свидетельствам молящихся ему, имеет особую благодать помощи

Благодатную помощь святитель Иоасаф оказывает всем, кто молится ему. Особенно защищает он от чар, колдовства. Известно, что экстрасенсы и даже «православные маги» – обманщики, которые помогают людям с помощью злых духов. Есть много свидетельств того, как исполнялось желание или исчезала болезнь после обращения к «целителям». Однако привороженный любимый человек начинал пить и становился хуже зверя, а ушедшая болезнь или прогрессировала в другом органе, или вообще менялась на смертельную или психическую. Обращайтесь за духовной помощью только к священнику в церкви и больше молитесь, посещайте богослужения, приступайте к церковным Таинствам!

Святителю Иоасафу можно молиться об избавлении от бесовского воздействия, если вы уже ошиблись, обратившись к колдунам, или если вы предполагаете воздействие от недоброжелателей.

Еще одну молитву святителю Иоасафу Белгородскому можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О святитель Христов Иоасаф, чудотворец Белгородский! Веруем мы, грешные и недостойные милостей и чудес Господних люди, что Бог видит и помогает праведным и слышит всегда молитвы их, потому к молитвам твоим прибегаем и о ходатайстве твоем за нас просим, вспоминая и слова апостольские, что любовь никогда не перестает, особенно же любовь святых, на Небесах пребывающих, к людям земным. В грехах и болезнях наших мы уподобились траве слабой и надломившимся ветвям, потому если и живем, то по милости Божием и по молитвам Его святых. Услышь сердцем и ты нас, владыка Иоасаф, праведник великий, будь милостив к молитве нашей и твоим ходатайством перед Богом подай роду православных христиан от Господа мир и благословение. Православие укрепи, останови наветы беззаконных и лукавых людей, и врагов невидимых – духов злобы на Церковь Божию. Помолись к Отцу Небесному, чтобы избавиться нам от нашествий врагов, войн гражданских и народных нестроений, от эпидемий, голода, пожара, наводнений и всех бед и горестей. Попроси у Господа Иисуса Христа душам нашим силу, телам нашим необходимое здоровье и исцеление в болезнях: да ходят свободно хромые, слепые видят, расслабленные укрепляются, печальные утешатся и избавятся от скорбей и уныния. Людей же, отпавших от дерева Христова – Церкви – соедини с ней вновь, ведь и сам ты сподобился быть архиереем Христовым и в Царствии Небесном сияешь со всем сонмом Церкви Божией, подай же и нам всем славить вечно великое Имя Троицы Пресвятой, Господа нашего, Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.

Молитва 4‑я, в день прославления**

Вели́кий и пра́зднственный де́нь се́й, де́нь тво­е­го́ на зем­ли́ прославле́ния, святи́телю о́тче на́ш Иоаса́фе, зем­ли́ на́шея сла́во и ра́дование вели́кое, при­и­ми́ сия́ смире́нная и те́плая моле́ния на́ша. Дне́сь зри́м испо́лнившийся глаго́л Госпо́день: прославля́ющия Мя́ просла́влю. Се́ бо во дни́ земна́го жития́ тво­е­го́ ничто́же иска́л еси́, то́чию же во́лю Бо́жию исполня́ти и ча́да па́ствы тво­ея́ упра́вити во спасе́ние, и того́ ра́ди мно́гия тру­ды́, ско́рби, боле́зни, путеше́ствия подъя́л еси́. По сконча́нии же твое́м просла́ви тя́ милосе́рдый Госпо́дь, теле­си́ тво­е­му́ нетле́ние и си́лы целе́бныя дарова́вый; те́мже то́ки исцеле́ний моля́щимся источи́л еси́ и призыва́ющим тя́ неду́гующим и скорбя́щим мно́гажды явля́лся еси́, и утеше́ние и цель­бу́ ско́рую те́м подава́я. Сего́ ра́ди, я́коже избра́нника Боже́ственныя благода́ти тя́ ве́дущи, Це́рковь Христо́ва просла́вите тя́ я́коже но́ваго чудотво́рца зем­ли́ на́шея сподо́бися. Бла­го­сло­ви́ у́бо и поми́луй, архиере́ю и́стиннаго Бо́га, лю́ди правосла́вныя. Да́руй и́м утеше́ние се́рдца, отра́ду и ми́р и ра́дость при́сную о Го́споде. Сохра­ни́ в ми́ре держа́ву Росси́йскую и лю́ди ея́ во и́стине утвер­ди́, во́ином му́жество непоколеби́мое да́руй и вся́ лю́ди безпеча́льны сохра­ни́. Изже­ни́ вся́кую кра­мо­лу́ и крамо́льных челове́к лука́вая раз­ру­ши́ сове́тования, па́че же те́х са́мых в покая́ние при­ве­ди́. Па́стырем и архиере́ом пода́ждь прему́дрость, чисто­ту́ и пра́ведное житие́, я́коже и са́м си́ми украша́лся еси́. Младе́нцем воспита́ние благо́е да́ждь, ю́ныя научи́, боля́щим и скорбя́щим здра́вие испро­си́. Су́щим во труде́х терпе́ние и упова́ние посли́, бога́тым смиренному́дрие и ко бли́жним милосе́рдие да́руй. На́м же все́м ра́дость о Го́споде при́сную пода́ждь, да вси́ благода́рне тя́ ублажа́ем, глаго́люще та́ко: велича́ем тя́, святи́телю о́тче Иоаса́фе, и чти́м святу́ю па́мять твою́, ты́ бо мо́лиши за на́с Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Минея. 10‑е декабря.

Ака­фист свя­ти­те­лю Иоаса­фу, епи­ско­пу Белгородскому.

  • Глас в Словаре.
  • Канон свя­ти­те­лю Иоаса­фу Белгородскому.

Карьера и чудеса

В 1727 году Иларион (каким он был тогда) принял монашеский постриг и получил имя Иоасафа, а в 1728 году был рукоположен в сан диакона . К концу учебного года он преподавал в Академии. В 1737 году он был назначен архимандритом в монастыре Великих Сорочинцах возле Лубен . В 1744 году по приказу императрицы Елизаветы Иосаф был возведен в сан архимандрита и переведен на пост главы Троице-Сергиевой лавры , важнейшего русского монастыря и духовного центра Русской Православной Церкви . 2 июня 1748 г. был рукоположен в сан епископа Белгородского и Обоянского.

Празднование в Белгороде прославления святителя Иоасафа Белгородского, 4 сентября 1911 г.

После прибытия в Белгород Иоасаф был известен своими неустанными усилиями на благо епархии и особенно своей работой по оказанию помощи нуждающимся, часто навещая бедных и больных.

Он умер 10 декабря 1754 года в возрасте 49 лет в деревне Грайворон. 15 декабря его тело было перевезено оттуда в Белгород и помещено в его Свято-Троицкий собор. Лишь 28 февраля 1755 года гроб был перенесен в склеп собора, сооруженный по приказу Иоасафа. Спустя несколько лет его тело было признано нетленным . Весть об этом распространилась, и больные стали посещать гроб Иоасафа, многие сообщали о своих исцелениях. О чудодейственной силе мощей Иоасафа стало известно на всю Россию, и с каждым годом в Белгород за помощью приезжало все больше людей. Таким образом Иоасаф приобрел ауру святого, и его портреты стали популярными. В 1883 году Свято-Троицкий собор стал монастырским собором, и начали поступать прошения о прославлении Иоасафа . Наконец, в 1910 году царь Николай II попросил Священный Синод прославить Иоасафа как святого, на что он согласился. 4 сентября 1911 года прославление было совершено в Свято-Троицком соборе Белгоруд, на котором присутствовало более 200 000 человек, многие из которых приехали со всей Российской империи и за ее пределами.

Перед Первой мировой войной мощи Иоасафа очень почитались и приносились для исцеления больных, когда приходили большие толпы людей в надежде на чудесное исцеление. Один из присутствовавших на таком мероприятии написал: «Сейчас трудно представить себе это зрелище: тысячи и тысячи больных, искалеченных, искалеченных, одержимых и слепых людей стояли и лежали по обе стороны дороги, вдоль которой должны были лежать мощи святого. нести ». В Свято-Троицком соборе была создана солидная святыня из серебра .

Летом 1914 года, когда пришло известие о начавшейся 29 июля 1914 года австро-венгерской контрольной бомбардировке сербского города Белграда , один помещик, князь Оболенский , энергично заявил своим крестьянам о необходимости войны , и они с энтузиазмом отреагировали. Позже он узнал, что его слушатели понимали под ним Белгород, в котором хранились мощи недавно прославленного Иоасафа.

Смерть Святителя

Весною 1754 года, отправляясь на родину в Прилуки, святитель последний раз отслужил литургию в Белгородском соборе, попрощался с народом, прося у него прощения, и сказал, что живым уже не вернется в Белгород. Побывав дома в Прилуках, затем в Лубнах, святитель не доехал до Белгорода, а занемог в селе Грайворон. Два месяца не вставал с постели, а 10 декабря 1754 года святитель упокоился.

Душеполезная проповедь на 11-ю неделю по Пятидесятнице: «Остави нам долги наши»

«Великий подвижник, прославленный Богом и людьми. О его чудесах, совершенных по молитве к нему с верою, после смерти — можно писать книгу», — отметил Владыка Павел.

Канонизация Иоасафа Белгородского

– Отец Олег, наверняка в книге говорится об участии в торжествах 1911 года членов Царской семьи.

– Документально подтверждено, что инициатором канонизации святителя Иоасафа был Император Николай II. В 1905 году на Белгородскую кафедру был назначен архиепископ Питирим (Окнов), который еще раньше, служа в Питере, был почитателем святителя Иоасафа, который родился в 1705 году. Владыка активизировал процесс прославления епископа Белгородского Иоасафа, 200-летие со дня рождения которого как раз отмечалось в 1905 году. За это в время в Синоде накопилось множество свидетельств людей, описавших знамения и чудеса, которые произошли по молитвам святителя. И Синод в очередной раз дал отказ. Но после посещения Николаем II пещерки святителя Иоасафа, эта тема оказалась в поле его зрения.

После торжественной канонизации Преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся Царская семья, Николай II поручил Синоду заняться изучением дел, связанных с канонизацией святителя Иоасафа. Тем не менее все это тянулось до 1910 года, когда была создана специальная комиссия, которая прибыла в Белгород для освидетельствования мощей. В нее входили и врачи, проверявшие достоверность более ста исцелений и подтвердившие, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя.

Приведу лишь один случай помощи от нетленных мощей Преосвященного Иоасафа беременной женщине в 1803 году. За два месяца до родов княгиня Екатерина Друцкая-Соколинская испытывала столь жестокие беспрестанные муки, что боялась не родить и умереть. Она обещала угоднику Божию Иоасафу назвать его именем младенца мужского пола, если он родится, и если она останется живой, то прийти с ним поклониться его мощам, что и было исполнено.

На основании решения комиссии Святейший Синод направил Николаю II доклад и ходатайство о назначении дня канонизации святителя Иоасафа. 10 декабря 1910 года по старому стилю на докладе царь написал очень красивые слова:

Не знаю, знал ли Император, что ставит свою подпись в день кончины святителя Иоасафа. Дату прославления Николай II назначил на 4 сентября, так как сам предполагал быть в Белгороде, но из-за ухудшения обстановки на фронтах в этой день в Киеве состоялось заседание с его участием и с участием Столыпина, которого позже убили.

Лишь в декабре 1911 года, возвращаясь в Петербург из Ливадии, он вместе с членами своей семьи заехал в Белгород и приложился к мощам святителя Иоасафа. «Курские епархиальные ведомости» позже писали, что великие дни белгородских торжеств завершились участием их величеств в молебне и поклонением святым мощам святителя Иоасафа в его пещерке.

– Эта пещерка существует в настоящее время?

– Да, недавно над ней возвели стеклянный купол. Пещерка для нас – это еще одно чудо. Ее нашли наши краеведы, которые правильно рассчитали место (ошиблись всего на один метр). В 2010 году в центре города начали проводить археологические раскопки. Это жилой район, рядом дом и хозяйственные постройки. Нужно было решить вопрос о частичном сносе строений.

Мало того, что этот участок земли остался незастроенным, сама пещерка уцелела благодаря тому, что оказалась ниже уровня земли. Так просил сделать святитель Иоасаф, уезжая в последний раз из Белгорода и прощаясь с его жителями. И после чуда второго обретения нетленных мощей святителя Иоасафа, которые считались окончательно утраченными, но промыслом Божиим были возвращены в Белгород, мы являемся свидетелями еще одного чуда – чуда открытия пещерки, интерьер которой полностью восстановлен.

В ней находится старая гробница, в которой более полутора веков находились нетленные мощи. После прославления святителя мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор. В 1927 году собор разрушили, и на его месте сейчас построена часовня во имя святителя Иоасафа. 16 сентября 2011 года часовню освятил Святейший Патриарх Кирилл. Но пещерка всегда оставалась очень почитаемым местом. И такой она должна стать в наши дни. И в ней, и в часовне, где будут служить молебны с акафистом свт. Иоасафу, можно помолиться ему и попросить о помощи.

Вы здесь

  • Главная
  • История Мгарского монастыря
  • Святитель Иоасаф Белгородский

Святитель Иоасаф Белгородский

Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, в день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1705 года. При Крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг.

Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Заборовский

Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии

В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».

Рака с мощами
святителя Иоасафа

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Спасо-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца. Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве. В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В обители Преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения Богослужения и особенно нравственностью паствы

Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья

Своему келейнику Стефану, накануне преставления, святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет диаконом, а сана священника Белгородского в Иоасафовском никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось. 10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.

МОЛИТВА СВТ. ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО

Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея прими дух раба Твоего, во странствии суща, молитвами пречистыя Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Житие Иоасафа Белгородского

Он родился в 1705 году на Полтавщине, в семье дворянина. День его рождения совпал с великим церковным праздником – Рождество Пресвятой Богородицы. Наверное, это не было случайным совпадением, а повлияло на дальнейшую его жизнь.

  • Мальчик воспитывался в глубоко религиозной семье, где строго придерживались постов и отмечались все праздники соответственно обряду.
  • Таким образом, к одиннадцати годам молодой парень уже созрел к тому, чтобы стать монахом и связать с этим всю свою жизнь, но очень боялся сказать об этом своим родителям.
  • Когда исполнилось 18 лет, Иоасаф отрекся окончательно от мирской жизни и принял монашество, и, зная, что эта новость сильно расстроит родителей, решил оставить слугу на квартире, чтобы через него передавать письма и поддерживать связь с родителями.

За тридцать лет трудов на благо церкви Иоасаф успел очень много:

  • Служил настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря;
  • Был наместником Свято-Троицкой Лавры;
  • Епископом Белгородского монастыря.

И какой пост он не занимал, везде строго следил за состоянием храмов, моральными качествами священников, правильным проведением службы, соответственно с церковными канонами, образованием священников.

Иконы

При жизни святого было много сделано его портретов, поэтому внешность хорошо известна. Он имел сухощавое лицо, темные глаза, волосы немного курчавые. Иконы Иоасафа Белгородского встречаются двух видов:

  • в праздничном облачении архиерея;
  • в мантии епископа.

На обеих образах в левой руке праведника имеется жезл — символ архиерейской власти, ведь в Священном Писании духовенство часто сравнивается с пастухами, которые призваны оберегать свой народ, хранить его от духовных опасностей. Правая рука может быть сложена в благословении, либо в ней святой держит крест.

Есть в одном из музеев редкая икона, где портрет окружен самыми известными сценами из жития святого. До официального утверждения по рукам ходили многочисленные портреты-иконы. Большинство из них не имеет нимба, или грешит другими отступлениями от правил. После канонизации был разработан специальный церковный образ, утвержденные комиссией. Икона имеет портретное сходство со святым, но написана по православным канонам.

Святитель также изображается среди тех святых, которые были прославлены в то же время — в конце 19 — начале 20 вв.

Клятва

– А текст этой клятвы тоже сохранился среди документов?

– Конечно. Он помещен нами на обложку книги:

– Отец Олег, я могу подписаться под этими словами. Святитель Иоасаф не только дал мне интересную работу, но и круто изменил мою жизнь – вместо науки я посвятила ее общественной деятельности и журналистике, побывала во многих странах, прикоснулась ко многим православным святыням, узнала жития разных святых, среди которых особое место занимает для меня Великая княгиня Елизавета Федоровна.

– Великая княгиня Елизавета Федоровна очень почитала святителя Иоасафа еще до его прославления. Она писала о нем из Ливадии своей младшей сестре Императрице Александре Федоровне. Писала о нем и в своем дневнике, и мне в душу запала одна ее запись о той духовной радости, которую она испытывала, проезжая через Белгород, хотя не имела возможности зайти в собор и в пещерку. По ее словам, она чувствовала, что молитва святого Иоасафа обитает не только в пещерке, но и в окрестностях.

Поэтому, видимо, не случайно, что уже будучи настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители милосердия, она в сопровождении сестер обители вместе с Великим князем Константином Константиновичем Романовым (знаменитым поэтом К.Р.) принимала участие в сентябрьских торжествах 1911 года, представляя царскую семью.

Благодаря заботам Императора Николая II и Елизаветы Федоровны затянувшийся процесс канонизации святителя был наконец завершен. Кстати, прославление святителя Иоасафа состоялось 4 сентября, в канун ее тезоименитства. В тот день было совершено архиерейским служением всенощное бдение, а 5 сентября Великая Матушка приобщилась Святых Таин за ранней литургией.

– В дни торжеств в Белгород прибыли пять крестных ходов. Где размещались паломники?

– Мы приготовили около 2000 мест в гостиницах и общежитиях. Для тех, кто хотел исповедоваться и причаститься, круглосуточно были открыты все центральные храмы. Всю ночь был открыт доступ к мощам святителя Иоасафа.

Сто лет назад для размещения паломников был разбит лагерь богомольцев, который посетила и Великая княгиня Елизавета Федоровна. Как и Император Николай II и члены его семьи, она участвовала в торжествах прославления Преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского, других святых. И теперь все они, прославленные в лике святых, молятся о нас и помогают нам по нашей вере.

– А насколько масштабными были торжества век назад?

– Об их масштабности говорят всего лишь несколько документально подтвержденных цифр, свидетельствующих о том, насколько известным в России было имя святителя Иоасафа.

Согласно архивным документам население Белгорода вместе с прилегающими к нему территориям составляло 42 тысячи жителей, а на торжества сюда приехало 250 тысяч паломников, причем, не только из Курской и Белгородской и соседних епархий, но и из других мест. Самый дальний крестный ход, который пешком пришел в Белгород, – это был крестный ход из города Прилуки Полтавской губернии – с родины святителя Иоасафа. Сейчас это Черниговская область на Украине.

Немаловажно, что вопрос о канонизации святителя поднимался неоднократно, и впервые это произошло в начале XIX века, в силу того, что в пещерке у его гроба с нетленным телом было много исцелений. Еще в 1815 году жители Белгорода обращались с ходатайством об открытии нетленных мощей и причислении к лику святых епископа Иоасафа, который почил в Бозе 10 декабря 1754 года

Но прославили его лишь в 1911 году.

Почти век ходатайство местного населения о прославлении святителя Святейшим Синодом в Москве не поддерживалось. На протяжении почти ста лет шла очень активная переписка по этому вопросу. Практически каждый назначаемый на Белгородскую кафедру архиерей, видя народное почитание святителя, обращался в Синод с ходатайством о причислении его к лику святых. На основании многих представлений Святейший Синод подал царю доклад о необходимости и целесообразности канонизации бывшего епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Она состоялась благодаря усилиям Императора Николая II, который полностью согласился с предложением Синода.

Божьим промыслом случилось так, что, когда была проложена железная дорога в Крым, Белгород оказался тем городом, который два раза в год проезжали члены Царской фамилии. И зная о том, что такие ходатайства уже поступали в Синод и были подтверждаемы документами об исцелениях у мощей святителя, Император Николай II, проезжая через Белгород в 1904 году, посетил пещерку, молился в ней и воочию убедился в 100-процентном нетлении мощей святителя Иоасафа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector