Митрополит белгородский иоанн: «ликвидация «свидетелей иеговы»

Отдушины

Родители были заняты работой и, к сожалению, разошлись. Самое строгое воспитание я получил от бабушки. Я помню, приходил из школы, вытирал пыль, потом делал уроки. Придя  с работы, бабушка сначала проверяла пыль, потом проверяла уроки, и тогда я мог спокойно поиграть. Был жесткий контроль, и у меня практически не было свободного времени.

Отдушинами в детстве были туристические походы. Когда можно пройтись по горам, замечательные наши просторы посмотреть, сбор ягод, шишки, грибы… Все как в известной песне: «Природа для народа – бесплатный магазин».

Как-то мы создали музыкальную группу, начали играть на школьных вечерах. Нас признали, пригласили в дом культуры. Бывало, что субботним вечером играли где-то, а утром я шел на олимпиаду.

Сменить тему!

Я пришел в Церковь еще на втором курсе, когда писал работу про церковь. Тогда декан истфака вызвал меня и сказал, что они решили сменить мне тему. Мол, ты в работе написал, что Русская Православная Церковь была единственным источником просвещения для всех народов. Но ведь это действительно было так!

Я пошел петь в церковь. Мой друг, с которым мы когда-то играли в ансамбле, стал регентом. Я пел в хоре, а мои студенты начали туда ходить.

Видимо, кто-то зашел, увидел, и тут же расползлись слухи, все начали ходить, смотреть, как я пою в хоре. Об этом узнали соответствующие органы и приписали мне религиозную пропаганду. Пришлось добровольно уйти с кафедры, написав заявление. Последствия коснулись и моих родителей. Отец ушел в артель, маму с работы «попросили».

Говорить о добром и позитивном

Владыка Иоанн, оценивая масштаб деятельности Совета отцов, отметил успешное развитие организации. Сегодня молодые люди понимают, куда обратиться за помощью и поддержкой. В связи с уходом на дистанционное обучение и работу, все проекты, которые Совет отцов осуществил в онлайн-режиме, были продиктованы самой жизнью и имели положительный отклик

Но, реализуя любые направления работы, важно помнить, что в центре всегда стоит семья

Митрополит обратил внимание на новую проблему, вызванную временем:

По словам владыки Иоанна, есть ещё один актуальный вопрос, помочь с которым мог бы региональный Совет отцов

Сегодня, как никогда, важно говорить о добром и позитивном, помогать людям возвращать веру в то, что всё будет хорошо. И через разнообразные проекты, с привлечением родителей и детей, через позитивный контент, можно помочь людям быстрее выйти из этого состояния

Публикации

статьи

  • О миссионерской деятельности Русской Православной Церкви // Рождественские чтения, 5-е. М., 1997. №. стр. 138—148
  • Миссия Церкви в православном понимании: экклезиологические и канонические обоснования // Журнал Московской Патриархии. М., 1996. № 1. стр. 70-77.

книги

  • Духовная безопасность России (актуальные теоретико методологические и практические проблемы духовной безопасности). М., 2005. 109 с.
  • Любовь долготерпит: беседы о вере. Эксмо. 446 стр. ISBN 978-5-699-62104-0; 2013 г.

интервью

  • / интервью — ответы: Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский, интервью — вопросы: Клиценко Юрий // Журнал Московской Патриархии. М., 1995. № 5. стр. 44-45
  • Интервью корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» / интервью — ответы: Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский, Председатель Миссионерского отдела при Священном Синоде, интервью — вопросы: Кирьянова О. // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 7. стр. 24-25.
  • Митрополит Белгородский Иоанн: «Я люблю тебя, Жизнь!» // Православие и мир, 19 июля 2012
  • Ответы митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела
  • Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн: «Приучайтесь к аскезе» // patriarchia.ru, 18 сентября 2012
  • «В обществе созрел запрос на справедливость». Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн — о 90-х, губернаторе, бюрократии и социальном одиночестве // fonar.tv, 13 декабря 2018

Клятва

– А текст этой клятвы тоже сохранился среди документов?

– Конечно. Он помещен нами на обложку книги:

– Отец Олег, я могу подписаться под этими словами. Святитель Иоасаф не только дал мне интересную работу, но и круто изменил мою жизнь – вместо науки я посвятила ее общественной деятельности и журналистике, побывала во многих странах, прикоснулась ко многим православным святыням, узнала жития разных святых, среди которых особое место занимает для меня Великая княгиня Елизавета Федоровна.

– Великая княгиня Елизавета Федоровна очень почитала святителя Иоасафа еще до его прославления. Она писала о нем из Ливадии своей младшей сестре Императрице Александре Федоровне. Писала о нем и в своем дневнике, и мне в душу запала одна ее запись о той духовной радости, которую она испытывала, проезжая через Белгород, хотя не имела возможности зайти в собор и в пещерку. По ее словам, она чувствовала, что молитва святого Иоасафа обитает не только в пещерке, но и в окрестностях.

Поэтому, видимо, не случайно, что уже будучи настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители милосердия, она в сопровождении сестер обители вместе с Великим князем Константином Константиновичем Романовым (знаменитым поэтом К.Р.) принимала участие в сентябрьских торжествах 1911 года, представляя царскую семью.

Благодаря заботам Императора Николая II и Елизаветы Федоровны затянувшийся процесс канонизации святителя был наконец завершен. Кстати, прославление святителя Иоасафа состоялось 4 сентября, в канун ее тезоименитства. В тот день было совершено архиерейским служением всенощное бдение, а 5 сентября Великая Матушка приобщилась Святых Таин за ранней литургией.

– В дни торжеств в Белгород прибыли пять крестных ходов. Где размещались паломники?

– Мы приготовили около 2000 мест в гостиницах и общежитиях. Для тех, кто хотел исповедоваться и причаститься, круглосуточно были открыты все центральные храмы. Всю ночь был открыт доступ к мощам святителя Иоасафа.

Сто лет назад для размещения паломников был разбит лагерь богомольцев, который посетила и Великая княгиня Елизавета Федоровна. Как и Император Николай II и члены его семьи, она участвовала в торжествах прославления Преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского, других святых. И теперь все они, прославленные в лике святых, молятся о нас и помогают нам по нашей вере.

– А насколько масштабными были торжества век назад?

– Об их масштабности говорят всего лишь несколько документально подтвержденных цифр, свидетельствующих о том, насколько известным в России было имя святителя Иоасафа.

Согласно архивным документам население Белгорода вместе с прилегающими к нему территориям составляло 42 тысячи жителей, а на торжества сюда приехало 250 тысяч паломников, причем, не только из Курской и Белгородской и соседних епархий, но и из других мест. Самый дальний крестный ход, который пешком пришел в Белгород, – это был крестный ход из города Прилуки Полтавской губернии – с родины святителя Иоасафа. Сейчас это Черниговская область на Украине.

Немаловажно, что вопрос о канонизации святителя поднимался неоднократно, и впервые это произошло в начале XIX века, в силу того, что в пещерке у его гроба с нетленным телом было много исцелений. Еще в 1815 году жители Белгорода обращались с ходатайством об открытии нетленных мощей и причислении к лику святых епископа Иоасафа, который почил в Бозе 10 декабря 1754 года

Но прославили его лишь в 1911 году.

Почти век ходатайство местного населения о прославлении святителя Святейшим Синодом в Москве не поддерживалось. На протяжении почти ста лет шла очень активная переписка по этому вопросу. Практически каждый назначаемый на Белгородскую кафедру архиерей, видя народное почитание святителя, обращался в Синод с ходатайством о причислении его к лику святых. На основании многих представлений Святейший Синод подал царю доклад о необходимости и целесообразности канонизации бывшего епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Она состоялась благодаря усилиям Императора Николая II, который полностью согласился с предложением Синода.

Божьим промыслом случилось так, что, когда была проложена железная дорога в Крым, Белгород оказался тем городом, который два раза в год проезжали члены Царской фамилии. И зная о том, что такие ходатайства уже поступали в Синод и были подтверждаемы документами об исцелениях у мощей святителя, Император Николай II, проезжая через Белгород в 1904 году, посетил пещерку, молился в ней и воочию убедился в 100-процентном нетлении мощей святителя Иоасафа.

Новосибирск

После окончания университета я преподавал на кафедре общественных наук, так как окончил истфак. Затем меня отправили в аспирантуру в Новосибирск.

Новосибирск – это мощный научный центр. Там я приобщился к самиздату, мы возили его из Москвы чемоданами. Виктор Тростников — его замечательное произведение «Мысли перед рассветом», книжка отца Сергия Желудкова «Почему я христианин».И письма Аллилуевой, книга Спектовский «Технология власти».

К отцу приезжало много известных журналистов. Норберт Кухинке – это один из первых, который поднял тему Русской Православной Церкви за рубежом. Он был собкорром Штерна и Шпигеля, а еще снимался в фильме «Осенний марафон», играл датского профессора. В середине 80-х он издал в Германии альбом «Бог в России».  Это было немыслимо в то время.

Удивительное пространство по своей насыщенности выдающимися людьми. С одной стороны — знаменитые академики в Новосибирском городке, очень талантливые люди, свободные в мыслях. Когда мы устраивали чаепития, то размышляли обо всем, в том числе и о Евангелии.

Отличные результаты

Региональному Совету отцов всего год: он был создан при уполномоченном по правам ребёнка Белгородской области в прошлом году накануне Дня защиты детей. Возглавил его депутат городского Совета, председатель профсоюза «Правда» Сергей Фуглаев.

Именно при поддержке и по благословлению владыки Иоанна начала работу новая организация. Не случайно в число активистов общественной организации вошли не только главы муниципалитетов, чиновники, педагоги, врачи, но и представители духовенства. За сравнительно небольшое время новая организация показала отличные результаты. Отцы отметили свой первый год работы успешным выполнением всех поставленных задач.

У организации есть чёткое представление о своей миссии, активисты движения осознали на практике, как нужна их помощь и поддержка в разных сферах жизни. Чтобы обсудить будущий план работы и скоординировать совместные действия, в митрополии прошла встреча владыки Иоанна, уполномоченного по правам ребёнка в Белгородской области Галина Пятых и Сергея Фуглаева.

Аванс доверия

Галина Анатольевна вручила приветственное письмо от имени заместителя губернатора Белгородской области – руководителя департамента здравоохранения и соцзащиты населения Наталии Зубаревой Совету отцов и лично Сергею Фуглаеву в связи с годовщиной организации.

Сергей Иванович поблагодарил Галину Анатольевну и Наталию Николаевну за оказанную честь, сказав, что это аванс доверия для Совета отцов, который непременно будет реализован:

Сергей Фуглаев поблагодарил владыку Иоанна и Галину Пятых за продуктивную встречу и выразил надежду, что все намеченные планы будут реализованы:

Награды

Светские

  • Орден Дружбы (28 декабря 2000 года) — за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций
  • Орден «За заслуги» III степени (Украина, 27 июля 2013 года) — за значительный личный вклад в развитие духовности, многолетнюю плодотворную церковную деятельность и по случаю празднования на Украине 1025-летия крещения Киевской Руси
  • Медаль «За заслуги перед землей Белгородской» 1-й степени
  • Медаль «За заслуги перед землей Белгородской» 2-й степени
  • Медаль «За заслуги перед землей Белгородской» 3-й степени
  • Нагрудный знак коллегии главных редакторов региональных газет России «Четвертая власть. За особые заслуги перед прессой»

Церковные

Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (4 апреля 2008) — «Во внимание к усердному архипастырскому служению и в связи с 15-летием архиерейской хиротонии»
орден преподобного Серафима Саровского II степени (1 сентября 2010) — «Во внимание к ревностным трудам, совершаемым Вами на благо Матери-Церкви, и в связи с 50-летием»
орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (4 апреля 2018) — «Во внимание к Вашим трудам и в связи с 25-летием архиерейской хиротонии»
орден преподобного Сергия Радонежского III степени (26 февраля 2019) — «в связи с 10-летием Поместного Собора и интронизации Предстоятеля Русской Православной Церкви»

Что отталкивает людей от Церкви

Больше всего отталкивает, — холодность и функциональность многих священнослужителей, которые не понимают и даже не могут разделить все проблемы. У молодых священников нет такого опыта, какой был у тех, кто начинал свою жизнь в Церкви в период гонений. Сейчас все возможно, поэтому нередко приходит молодой священник и уже с амбициями и требованиями к приходу, ничего еще не создав. Он не понимает, как живет приход. Это самая страшная ситуация, это то, что ставит непроходимую стену. Из-за этой непроходимой стены, ставшей между духовенством и прихожанами, был 1917 год. Меня это действительно волнует, как правящего архиерея. Я не выношу чванства. Это очень неблагородно.

Миссионер

В 1995 году будущего митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна освобождают от должности ректора, так как создается Миссионерский Фонд РПЦ при поддержке банков «Кремлевский», «Газпром» и других соучредителей. Председателем новосозданной структуры становится опять же епископ Иоанн.

На следующий год в Белгороде была образована духовная семинария, которая тоже стала заниматься миссионерской направленностью. Епископ Белгородский и Старооскольский занимает место ректора.

18 февраля за весомый вклад служения церкви батюшку Иоанна посвящают в сан архиепископа.

У этого человека много заслуженных званий. Сегодня он действительный член Петровской академии наук и Международной Кирилло-Мифодиевской академии, а также почетный профессор БГУ (Белгородского Государственного университета).

В 2004 году на него возложено руководство комиссией духовной безопасности по Центральному федеральному округу при Президенте РФ.

В 2011 году он становится членом синода РПЦ и главой Белгородской митрополии. Одновременно с этим отец Иоанн становится управляющим Валуйской епархии. И вот в 2012 году он получает сан митрополита.

РПЦ достойно наградила своего служителя, который стал обладателем ордена прп. Серафима Саровского второй степени, ордена прп. Свт. Иннокентия Московского и других. Митрополит Иоанн также имеет заслуженные светские награды, в том числе орден Дружбы. А еще у него много медалей и нагрудных знаков.

Канонизация Иоасафа Белгородского

– Отец Олег, наверняка в книге говорится об участии в торжествах 1911 года членов Царской семьи.

– Документально подтверждено, что инициатором канонизации святителя Иоасафа был Император Николай II. В 1905 году на Белгородскую кафедру был назначен архиепископ Питирим (Окнов), который еще раньше, служа в Питере, был почитателем святителя Иоасафа, который родился в 1705 году. Владыка активизировал процесс прославления епископа Белгородского Иоасафа, 200-летие со дня рождения которого как раз отмечалось в 1905 году. За это в время в Синоде накопилось множество свидетельств людей, описавших знамения и чудеса, которые произошли по молитвам святителя. И Синод в очередной раз дал отказ. Но после посещения Николаем II пещерки святителя Иоасафа, эта тема оказалась в поле его зрения.

После торжественной канонизации Преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся Царская семья, Николай II поручил Синоду заняться изучением дел, связанных с канонизацией святителя Иоасафа. Тем не менее все это тянулось до 1910 года, когда была создана специальная комиссия, которая прибыла в Белгород для освидетельствования мощей. В нее входили и врачи, проверявшие достоверность более ста исцелений и подтвердившие, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя.

Приведу лишь один случай помощи от нетленных мощей Преосвященного Иоасафа беременной женщине в 1803 году. За два месяца до родов княгиня Екатерина Друцкая-Соколинская испытывала столь жестокие беспрестанные муки, что боялась не родить и умереть. Она обещала угоднику Божию Иоасафу назвать его именем младенца мужского пола, если он родится, и если она останется живой, то прийти с ним поклониться его мощам, что и было исполнено.

На основании решения комиссии Святейший Синод направил Николаю II доклад и ходатайство о назначении дня канонизации святителя Иоасафа. 10 декабря 1910 года по старому стилю на докладе царь написал очень красивые слова:

Не знаю, знал ли Император, что ставит свою подпись в день кончины святителя Иоасафа. Дату прославления Николай II назначил на 4 сентября, так как сам предполагал быть в Белгороде, но из-за ухудшения обстановки на фронтах в этой день в Киеве состоялось заседание с его участием и с участием Столыпина, которого позже убили.

Лишь в декабре 1911 года, возвращаясь в Петербург из Ливадии, он вместе с членами своей семьи заехал в Белгород и приложился к мощам святителя Иоасафа. «Курские епархиальные ведомости» позже писали, что великие дни белгородских торжеств завершились участием их величеств в молебне и поклонением святым мощам святителя Иоасафа в его пещерке.

– Эта пещерка существует в настоящее время?

– Да, недавно над ней возвели стеклянный купол. Пещерка для нас – это еще одно чудо. Ее нашли наши краеведы, которые правильно рассчитали место (ошиблись всего на один метр). В 2010 году в центре города начали проводить археологические раскопки. Это жилой район, рядом дом и хозяйственные постройки. Нужно было решить вопрос о частичном сносе строений.

Мало того, что этот участок земли остался незастроенным, сама пещерка уцелела благодаря тому, что оказалась ниже уровня земли. Так просил сделать святитель Иоасаф, уезжая в последний раз из Белгорода и прощаясь с его жителями. И после чуда второго обретения нетленных мощей святителя Иоасафа, которые считались окончательно утраченными, но промыслом Божиим были возвращены в Белгород, мы являемся свидетелями еще одного чуда – чуда открытия пещерки, интерьер которой полностью восстановлен.

В ней находится старая гробница, в которой более полутора веков находились нетленные мощи. После прославления святителя мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор. В 1927 году собор разрушили, и на его месте сейчас построена часовня во имя святителя Иоасафа. 16 сентября 2011 года часовню освятил Святейший Патриарх Кирилл. Но пещерка всегда оставалась очень почитаемым местом. И такой она должна стать в наши дни. И в ней, и в часовне, где будут служить молебны с акафистом свт. Иоасафу, можно помолиться ему и попросить о помощи.

Если обидели в храме…

Каждый человек имеет право на выбор. Если нанесена обида, то он вправе и воздержаться от активного взаимоотношения с батюшкой.

Но нужно помнить всегда об одном, что мы идем не к батюшке, мы идем к Богу. А Господь — неизменен. Господь нас в храме всегда примет такими, какими мы есть, вне зависимости от наших настроений и наших искушений

Важно идти к Богу, а не к конкретному священнику. Священник- это проводник

Помните притчу об осле, на котором Господь въезжал в Иерусалим? Когда Христос ехал на осле, осел восторгался: «ну надо же, тут пальмовые ветви, одежды бросают, я, значит, такой, значимый». Но Господь с него сошел. Осел прошел несколько метров и тут же вышел мужик и оглоблей его огреб.

Об этом священник должен помнить, что без Христа мы немного из себя представляем.

Мирянам же я бы хотел пожелать, чтобы они не впадали в искушение, когда образ пастыря искажает образ Христа!

О миссии

Нужно, чтобы каждый приход стал миссионерским. Наша задача значительно более трудная, чем просто провести формальную миссионерскую акцию и отчитаться о количестве розданных православных книг или крестиков. Нужно каждому священнослужителю привить вкус к миссионерству.

Первая черта доброго миссионерского прихода — самая важная — приветливость прихожан. У нас приходы страдают безразличием. Человек пришел, пожертвовал что-то, свечечку поставил и ушел — как музей посетил. Свойственная многим приходам, эта черта не приближает людей к Богу, а иногда даже отдаляет. В храмах встречается хамство, окрики, бабушки, охраняющие подсвечники, новые правила устанавливают, а сколько лет сама эта бабушка в храм ходит? Может, она в свое время, подвязавшись красной косыночкой, храмы рушила, а сейчас, с седыми волосами стоит и охраняет подсвечник, с такой же комсомольской невоздержанностью и с такой же комсомольской непримиримостью по отношению к тем, кто не знает пока, как себя вести в храме. Нужно устранить из приходов эту непримиримость.

В приходе постоянно должны действовать катехизические курсы, для детей и для взрослых. Почему? Потому что множество проблем решается через такие курсы, которые незаметно, но очень действенно, созидают эту тонкую ткань общины. Приход обязательно должен свою веру являть миру в благих деяниях — вера без дел мертва, и приход без дел милосердия не будет возрастать.

Приход должен активно свидетельствовать о своей вере, причем эта активность не должна быть грубой и навязчивой, агрессивной, она может иметь разные проявления. Например, в неделю жен мироносиц — подарите цветочек прихожанке или, как делали мы в Белгороде, — подарите цветы всем мамам. Идет мамочка с ребенком, наши семинаристы подходят с цветами: «Спасибо за то, что вы мама! Поздравляем вас с днем жен-мироносиц!». Для многих это было огромной радостью. Особенно, если эта мамочка одна ребенка воспитывает, для нее что-то совершенно невероятное. На наши форумы приходили благодарные отклики.

Иркутск

Иркутск – это город с уникальной природой: озеро Байкал, река Ангара. Байкал находится как бы в каменной чаше, и оттуда, из этой чаши, вырывается Ангара. Разница между этой чашей наверху и Ангарой в районе ГЭС составляет 300 метров, поэтому течение Ангары колоссальное.

С другой стороны, Иркутск – это культурный центр. Это город декабристов — несмотря на  воззрения и близость к масонству, свой вклад в становление Иркутска они внесли. Иркутский университет дал таких мощных писателей, как Александр Вампилов, Валентин Григорьевич Распутин.

Кстати, Валентин Распутин — крестный моего отца.

Очень высокий уровень творческих отношений несмотря на давление советской идеологии формировал обостренное чувство свободы. Во времена репрессий Иркутск был одним из центров, куда ссылали профессуру, в основном из Ленинграда. После окончания срока выселок или после реабилитации они оставались и преподавали в университетах.

В Иркутске было много миссионерских школ. Родился и окончил иркутскую семинарию святитель Иннокентий Вениаминов (Иоанн Попов). Когда он учился в семинарии, ему за заслуги в учебе, за хорошие показатели присвоили фамилию Вениаминов — в честь известного архиерея.

Желание стать священником

Однако вскоре Сергей понял, что это совсем не его поприще. Решив бросить преподавательскую работу, он пошел в Иркутский церковный хор Знаменского собора.

С 1984 года стал иподиаконом при архиепископе Иркутском и Читинском Ювиналии, а также исполнял обязанности директора свечного завода епархиального управления.

Через год судьба привела его на Курскую кафедру. С этого момента Сергей жил в Курске и нес послушание келейника архиепископа Ювеналия. Вскоре он стал его личным секретарем.

На этом молодой человек решил не останавливаться и сначала закончил Ленинградскую духовную семинарию, а потом и духовную академию.

Трудности современного пастырства

Мы живем среди хаоса чувств, хаоса эмоций, хаоса устоев. Меру жизни по Евангелию приходится определять в современном мире, который представляет собой  броуновское движение идей, эмоций, событий

Важно для пастыря не увлечься миром. Мир открывает двери для широких возможностей, но заканчивается все обмирщением и выхолащиванием духа подвижничества

Это проявляется в оценках, которые пастырь дает тому или иному явлению.

Культура исповеди нуждается в существенной корректировке. Мы часто допускаем к исполнению Таинства исповеди священников неподготовленных, у которых нет опыта духовного, нет опыта житейского и священник пересказывает лишь известные вещи, прочитанные у святых отцов, не ориентируюсь в конкретной действительности. Отмахивается от человека общими фразами и  формулами «Молись и тебе откроется!».  Но говорит это без участия, а просто потому, что больше ему сказать нечего. Это приводит к подрыву доверия со стороны исповедующегося.

Мы в соборе пробуем сделать небольшую ширму из икон, чтобы люди во время чувствовали себя хоть немного отделенными от других. Часто бывает, что к исповеди стоит много людей и совсем недалеко от исповедующегося. Для многих большое искушение, когда священник, не соизмерив свой голос, дает наставление очень громко, и окружающие слышат. Я помню еще из времени своей учебы в семинарии – исповедь в Великую среду.. Духовенство исповедовалось в алтаре, семинаристы в храме. И вдруг из алтаря исповедующий священник на весь храм восклицает «Да как же ты мог, ведь ты же монах!». Конечно, все стали внимательно смотреть, кто же выйдет из алтаря.

Священник сам должен регулярно исповедоваться. Если священник давно не исповедовался – как он сможет помочь другому? Вот отец Серафим (Тяпочкин) исповедовался у старца Григория и этот опыт  передавался пасомым.

Я тебя не понимаю, но люблю

Семинария изменила все. Помню, домой приходили разные деятели, даже прокурор приехал, чтобы повлиять на моих родителей. Я благодарен маме, которая сказала: «Я тебя не понимаю, но я тебя люблю и буду с тобой, а не с ними».

Дом, где мы жили, находился рядом со школой. Я очень хорошо окончил школу, был первым учеником. И когда началась вся эта история с семинарией, то запросили характеристику из школы и обсуждали ее на педсовете. Мама шла с работы, а с педсовета выходили учителя. Тогда открылось лицо каждого из них. Некоторые говорили: «Да что же он натворил, лучше бы он пьяницей был или сел, что ж он позорит всех, в церковь ушел!». А другие учителя подходили и тихо говорили: «Держись, Людмила, и скажи, чтобы он помолился за меня». Этих учителей я потом благодарил. Но некоторые не простили категорически.

Мы встретились с учительницей по истории, когда я был уже архиепископом и приехал на какой-то юбилей поздравлять школу. Приехал, зачитал письмо от министра образования, а она говорит: «Ну как ты мог, я же тебя другому учила!». Я говорю: «Вы меня научили искать источник всей истории. Вот я и нашел».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector