Житие святого иннокентия московского и в чем помогает икона, день памяти и молитвы

Житие Иннокентия Московского

Святитель Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов) был рожден 26 августа 1797 г. в Иркутский епархии в селе Ангинское. Мальчик рос очень умным и уже с семи лет был чтецом.Отец его служил пономарем в этом же храме. В 1806 г. он поступил в Иркутскую семинарию, где он считался одним из лучших учеников. За это ему дали фамилию Вениаминов, в честь архиепископа Вениамина. В 1817 г. он получил должность диакона, а в 1821 г. стал священником и служил в иркутской Благовещенской церкви.

В 1823 г. он начал свою миссионерскую деятельность. Более сорока лет своей жизни он отдал проповедованию православной веры среди народов Северной Америки, Сибири и Камчатки. Он вел свою деятельность в очень тяжелых и опасных условиях. Святитель построил множество церквей и тысячи людей благодаря ему крестились. При церквях открывались школы, где он лично обучал детей.

Во время своих путешествий святитель Иннокентий наблюдал как живут люди, их язык и обычаи. Помимо миссионерской деятельности, он писал научные труды по этнографии, языкознанию и географии, которые впоследствии стали известны во всем мире. Он самостоятельно составил грамматику и алфавит алеутско-лисьевского языка и перевел на него Евангелие, Катехизис и множество молитв. В 1833 г. вышло «Указание пути в Царство Небесное», которое было переведено на разные языки для народов севера и стало одним из его лучших произведений. В 1859 г. якуты также смогли услышать Слово Божие на своем языке, также для них на родном языке было проведено богослужение.

29 ноября 1840 г. отец Иоанн был пострижен в иночество с именем Иннокентий. Постриг совершил Митрополит Московский Филарет. 15 декабря этого же года Иннокентий был рукоположен в епископа Камчатского.

21 апреля 1850 г. епископ Иннокентий был рукоположен в сан архиепископа. В начале 1868 г. святитель стал преемником Московского митрополита. Под его руководством были организованы Миссионерское общество, Покровский монастырь в Москве, который был позже переименован в миссионерский. В 1870 г. была создана Японская Духовная Миссия, которую возглавил Николай Японский. Также под руководством святителя Иннокентия была возведена в Московской духовной академии церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Сочинения

Главным образом святитель Иннокентий стал знаменит как проповедник. Его проповеди стали превосходным образцом ортодоксального красноречия. Напечатанные проповеди его распространялись по всей России; часть их была переведена на языки — французский, немецкий, польский, сербский, греческий, армянский.

Публикации

  • Сочинения (полное собрание), 6 тт., СПБ, 1908:
    • т. I — 1) «Слова и беседы на Рождество Христово»; 2) «Слова и беседы на праздники Господни»; 3) «Слова и беседы на воскресные дни»
    • т. II — 1) «Слова и беседы на праздники Богородичные»; 2) «Слова и беседы на дни святых»; 3) «Слова при посещении паствы»; 4) «Поучения на крестные ходы»; 5) «Слова и речи к отдельным лицам»
    • т. III — 1) «Слова на высокоторжественные дни»; 2) «Слова и речи при избрании в общественные должности и при открытии общественных учреждений»; 3) «Слова надгробные»; 4) «Слова по случаю общественных бедствий»; 5) «Падение Адамово»; 6) «О грехе и его последствиях»; 7) «Беседы о смерти»; 8) «Мысли о бессмертии»; Заметки
    • т. IV — 1) «Великий пост»; 2) «Молитва святого Ефрема Сирина»; 3) «Первая Седмица Великого поста»; 4) «Страстная седмица»; 5) «Светлая седмица»
    • т. V — 1) «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа»; 2) «Жизнь апостола Павла»; 3) «Жизнь святителя Киприана»; 4) «Беседы о природе»; 5) Акафисты
    • т. VI — 1) «О религии вообще»; 2) «О человеке»; 3) «О последней судьбе человека и мира»
  • Письма к Гавриилу, архиепископу Рязанскому и Зарайскому, М., 1869.
  • Слова к пастве Вологодской, Вологда, 1860.
  • Слово по прочтении высоч. манифеста 14 марта 1848 г., СПБ.
  • Памятник веры — собрание вероизложений и символов от начала церкви до позднейшего времени; был отпечатан к концу жизни свт. Иннокентия
  • История соборов вселенских и поместных в их подлинных деяниях — подробный конспект.
  • Вертоград духовный — сборник лучших проповедей (собраны лишь материалы).
  • Церковный архив — библиотека древних и новых сочинений о церкви (программа).
  • Памятник Унии.
  • Палинодий, изд. Захарии Копыстенского.
  • Подробный Богословский словарь.
  • История русской церкви в связи с историей церквей славянских.
  • «Не унывай» (стихотворение), Душеполезные Собеседования, 1905, 148-151.
  • История христианской церкви в Польше — две главы из этого сочинения напечатаны в Журнале Министерства Народного Просвещения.
  • О великих Господских и Богородичных праздниках, СПб.: Русская симфония, 2005.
  • Русский Златоуст: Жизнеописание, слова и проповеди святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского, Единецко-Бричанская епархия, 2005.

перевод Кормчей Книги

Литература

  1. Анисов Л.М. Просветитель Сибири и Америки. Жизнеописание святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра : 2007. 223 с.
  2. Капранова Е.А. Русское православие в Америке: первые шаги (конец XVIII-XIX вв.) // Вестник Амурского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки»: научно-теоретический журнал. Вып. 48/2010. Благовещенск : Издательство Амурского государственного университета, 2010. С. 104–116.
  3. Максим (Рыжов), игумен. Русский человек: апостол северных народов святитель Иннокентий, митрополит Московский. М. : Издательство Московской Патриархии Русской православной Церкви, 2012. 224 с.
  4. Святитель Иннокентий, просветитель Аляски . URL: http://www.pravmir.ru/svyatitel-innokentij-prosvetitel-alyaski/
  5. Филатов Ю. Святитель Иннокентий // Арсеньевские вести № 3 (744) от 16 января 2008 . URL: http://www.arsvest.ru/archive/issue774/world/view13001.html

Материалы по теме:

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия — первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Уста

  • Считая обвинение священника в антисоветской деятельности доказанным, следователь передал дело на рассмотрение тройки НКВД, которая 5 декабря 1937 года приговорила отца Петра к расстрелу. Священник Петр Ворона был расстрелян 11 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

  • 11 октября 1017 года Александр Михайлович защищает диссертацию «Воскресение Христово. Опыт Православно-мистической идеологии догмата» — единственную работу новейшего времени о главном догмате. Защита вызвала самый острый за всю историю М.Д.А. диспут. В 1922-1924 годах, в разгар антицерковных гонений, он исповеднически принимает священство.

  • Икона Божией Матери «Державная»

    15 марта 1917 года, в день насильственного отречения государя Николая II от власти, в древней вотчине Романовых — селе Коломенском — была явлена икона Божией Матери, получившая название «Державная». Обстоятельства обретения. Чудо обновления иконы. Знали ли сами царственные мученики о явлении «Державной» иконы Божией Матери?

Православные тексты

Почитание святителя Иннокентия надлежит совершать, главным образом, в дни торжественных дат, поминая его труд. Архиепископ должен стать примером бескорыстного и самоотверженного служения Богу для каждого православного христианина. Вдохновляясь его деяниями, и простые люди могут найти путь истины.

Тропарь

От ю́ных ле́т прилежа́ уче́нию благоче́стия и стра́ху Бо́жию,/ во благода́ти Христо́вой преуспева́я,/ стяжа́л еси́ слове́сная дарова́ния/ и яви́лся еси́ неутоми́мый пропове́дниче спасе́ния,/ ду́ши ве́рных озаря́я спаси́тельными смы́слы/ и приводя́ все́х ко исправле́нию./ Святи́телю о́тче Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// да́ти на́м оставле́ние грехо́в и ве́лию ми́лость.

Ин тропарь

Дне́сь гра́д Херсо́нский ра́дуется,/ весели́тся земля́ Таври́ческая,/ иму́ще моли́твенника святи́теля Христо́ва Инноке́нтия,/ па́стыря до́бра и пра́ведника изря́днаго,/ и́же Бо́жия Ма́тери о́браз Ка́сперовский просла́вил еси́,/ в кра́е новору́сстем ве́ру пра́вую утверди́л еси́./ Те́мже святи́телю о́тче Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак

Ю́га земли́ на́шея цве́те,/ Це́ркве Росси́йския украше́ние,/ Правосла́вия наста́вниче пресла́вный,/ защ’итниче и моли́твенниче Оте́чества усе́рдный,/ но́вый Ру́сский Златоу́сте,/ богому́дре святи́телю Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Память

Памятник святителю Иннокентию в Благовещенске

Церковное почитание

6 октября 1977 года решением Священного синода причислен к лику святых Русской православной церкви. Канонизация стала возможна в рамках международной деятельности Церкви в ответ на ходатайство Священного Синода Православной Церкви в Америке

База данных сайта «Храмы России» (по состоянию на 13 декабря 2016 года) включает в себя информацию о 12 храмах в различных городах России, главный престол которых посвящён святителю Иннокентию; о двух храмах, в которых ему посвящён один из дополнительных престолов; о двух часовнях. В частности, храмы во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского, имеются в Москве, Хабаровске и Южно-Сахалинске.

В Якутске в 1997 году на территории Якутского государственного музея (бывшая территория Спасского мужского монастыря) построена часовня в память двухсотлетия со дня рождения святителя Иннокентия.

Памятники

Памятники святителю Иннокентию установлены в Якутске, Магадане и Иркутске.

В Благовещенске в 2009 году установлен совместный памятник Николаю Муравьёву-Амурскому и святителю Иннокентию как основателям города. Первый же в городе памятник святителю Иннокентию — бронзовый бюст на гранитном постаменте, был установлен в 1998 году в переулке, носящем ныне его имя.

Иное

В селе Анга (Ангинское) Качугского района Иркутской области сохранился бревенчатый дом, в котором жил в детские годы святитель Иннокентий, сейчас в доме располагается музей святителя.

Теплоход «Сибирский» Ленского объединённого речного пароходства переименован и носит имя «Святитель Иннокентий».

В честь святителя назван самый высокий вулкан полуострова Аляски.

10 декабря 1997 года в городе Южно-Сахалинске участок аллеи между улицей Комсомольской и центральной аллеей южного входа в городской парк получил наименование «Бульвар Святителя Иннокентия» в связи с празднованием 300-летия открытия Курильских островов русскими моряками.

  • В 2011 году учреждена медаль «За заслуги перед городом Благовещенском» — вторая по значимости муниципальная награда после звания почетного гражданина города. В центре медали — рельефное изображение графа Муравьева-Амурского и святителя Иннокентия
  • 22 апреля 1991 года Государственный банк СССР выпустил 150 рублёвую платиновую памятную монету посвящённую «250 лет открытия Русской Америки: Иоанн Вениаминов — миссионер и просветитель, XIX в.».

Молитвы

Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 1
Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,/ яко приемшия слово твое,/ ихже боголепно научил еси,/ неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Ин тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 3
Первый учитель прежде темным языческим племенам,/ первый возвеститель им пути спасительнаго,/ апостольски потрудивыйся в просвещении Сибири и Америки,/ святителю отче наш Иннокентие,/ Владыку всех моли/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 4
Истинный и наложный учитель был еси:/ заповеданная бо Господам сам сотворив,/ имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,/ неверныя вразумлял еси познати веру истинную,/ просвещая их святым Крещением./ Сего ради со апостолы радуешися,/ приемля почесть благовестника Христова.

Молитва святителю Иннокентию
О пастырю добрый и учителю премудрый, образе благонравия всем, благочестно жити хотящим, святителю отче наш Иннокентие! К тебе, яко чада ко отцу, прибегаем и молимся, поминая твою любовь к людем: буди щит несокрушим Святей Церкви Православней и отечеству нашему, архиереи благолепием святительства и премудростию украси, пастырем в служении ревность даруй, монашест­вующия к подвигом добраго течения в послушании утверди, православ­ным христианом веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири. Теплый наш молитвенниче, всероссийский светильниче, просветителю Сибири и Америки, осени горним благословением нас, в скорбех сущих, и подаждь утешение и избавление от болезней душевных и телесных; испроси нам свыше дух кротости, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, да прочее время жития нашего в вере и покаянии поживем и в жизни вечней благодарне восхвалим прославльшаго тя Господа — Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 1
Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,/ яко приемшия слово твое,/ ихже боголепно научил еси,/ неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Ин тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 3
Первый учитель прежде темным языческим племенам,/ первый возвеститель им пути спасительнаго,/ апостольски потрудивыйся в просвещении Сибири и Америки,/ святителю отче наш Иннокентие,/ Владыку всех моли/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 4
Истинный и наложный учитель был еси:/ заповеданная бо Господам сам сотворив,/ имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,/ неверныя вразумлял еси познати веру истинную,/ просвещая их святым Крещением./ Сего ради со апостолы радуешися,/ приемля почесть благовестника Христова.

Тропарь святителей Московских
глас 4
Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Московских
глас 3
Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.

Величание
Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.

Святитель Иннокентий — митрополит Московский

«Да будет воля Господня во всем и всегда»

В 1867 г. скончался митрополит Московский Филарет. Кто мог на этом поприще заменить преосвященного Филарета — многолетнюю славу и силу Русской Церкви? После Литургии, совершенной в Благовещенске 18 января 1868 г., архиепископ Иннокентий получил телеграмму о назначении его на Московскую кафедру.

«По рассказам очевидцев, пораженный, он вроде бы даже не поверил ее содержанию и затем целый день пребывал в задумчивости, ни с кем не разговаривал» . Ночью долго и усердно молился, стоя на коленях. На следующий день прислал ответ обер-прокурору: «С полною преданностью Царю Небесному и благоговейным послушанием царю земному приемлю новое Его назначение меня на служение Церкви без всякого рассуждения о моих силах и трудностях предстоящего мне поприща. Да будет воля Господня во всем и всегда» . Ему было уже более семидесяти лет, он был удручен болезнью, почти слеп, но все-таки полон сил и рвения к деятельности. Ранее из Благовещенска, предчувствуя надвигающуюся слепоту, он направлял митрополиту Филарету письмо с просьбой отпустить его на покой. «Но вместо заслуженного отдыха Промысл Божий привел его на самый ответственный пост в центре России, где он имел возможность делиться своим богатым пастырским опытом в масштабах всей страны. «Не знаю, что мя хощет творити Господь мой. Но да будет Его святая воля — все приму с покорностью. Буду делать, что могу. Все, что выйдет доброе, то это от Него, а что худое — от Меня…», — писал святитель Иннокентий 13 июня Евсевию, архиепископу Могилевскому» .

Почти 11 лет трудился митрополит Иннокентий на новом месте своего служения. Несмотря на старческий возраст, он оказался достойным преемником митрополита Филарета. Благодаря его стараниям было реорганизовано Миссионерское общество, которое помогало умножившимся миссиям и миссионерам. «Изменился характер и масштаб деятельности митрополита Иннокентия: если раньше он заботился о миссионерских и прочих нуждах одной епархии, то теперь его поприщем стала вся Россия. Главной заботой святителя оставалось наставление народа в истинах христианской веры и нравственности» . За плодотворную работу в области духовного просвещения, за получившие признание научные и богословские труды митрополит Иннокентий был избран почетным членом Императорского Московского университета, а также — почетным членом Московского общества естествознания, антропологии и этнографии.

Так, в непрестанных заботах и трудах, подошла к концу жизнь святителя. 31 марта 1879 г., умирая, преосвященный говорил: «Дайте знать, чтобы при погребении моем речей не было, в них много похвал. А проповедь по мне скажите, она может иметь назидание, и вот текст для нее: от Господа стопы человеку исправляются (Пс. 36, 23)».

В 1977 г. Священный Синод Русской Православной Церкви, воздав славу и хвалу Господу, определил: приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, причислить к лику святых, благодатию Божиею прославляемых, и совершать его память дважды в год — 31 марта, в день блаженной кончины, и 23 сентября — в день его прославления. 10 июня память святителя Иннокентия празднуется вместе со всеми сибирскими святыми, прославленными в 1984 г.

Из доклада на конференции «Святитель Иннокентий Московский: ученый, миссионер, учитель» 1 октября 2016 года

Протоиерей Сергий Филимонов, Настоятель храма Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры, Председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга, Кандидат богословия, профессор доктор медицинских наук

Усенко И.Ю., Духовно-просветительский центр им. свт. Иннокентия Московского, Преподаватель

Верьялова Н.А., Духовно-просветительский центр им. свт. Иннокентия Московского, Помощник преподавателя

Литература

  • Иркутские епархиальные ведомости, 1863, Прибавление, №№ 3-12:

  • Кузьмичев И., Житие святого Иннокентия, первого епископа Иркутского и чудотворца / Сост. Иоанном Кузьмичевым. — Москва : тип. Вильде, 1894:

  • Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею церковию или местно : Опыт описания жизни их / Соч. Филарета, архиеп. Черниг. — 2-е изд., с доп. . — Чернигов : тип. Ильин. монастыря, 1865:

  • Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь : издание под ред. проф. А. П. Лопухина : с иллюстрациями и картами. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, Т. 5: Донская епархия — Ифика. — 1904. — VIII с., стб. 942-944, 1027-128:

  • Жития сибирских святых: Сибирский патерик / Под общ. ред. преосв. Сергия, епископа Новосибирск. и Бердск., Новосибирск, 1999 г.

Святые Софроник и Иннокентий Иркутские

Святой отец Иннокентий родился на Гетманщине, в семье знатного рода Кульчицких, в 1680 или 1682 году. Мальчика назвали Иваном. Его отец, по преданию, был священником, и сын последовал по стопам отца. Будучи от природы талантливым и старательным, он с успехом обучался в Киевской коллегии, а в 1708 году принял монашеский постриг с именем Иннокентий.

Способного молодого иеромонаха вскоре вызвали в Москву, для преподавания словесности в Славяно-греко-латинскую академию. Карьера его развивалась достаточно быстро, и скоро он стал префектом академии. Поскольку Иннокентий отличался превосходными способностями, его отправили в составе экспедиции в Китай в 1720 году, предварительно посвятив в архиереи.

Вернувшись из зарубежной поездки, он был рукоположен в епископский сан. Одним из талантов святителя было иконописное дарование. Так, он писал образа для Троице-Селегинского монастыря в Бурятии, где он также открыл духовную школу. В 1727 году Иннокентия назначили епископом Иркутским. Он стал первым главой местной епархии.

Святитель с большой мудростью и усердием управлял вверенной ему паствой в течение четырех лет. Местные жители любили епископа, он многое делал для своих подопечных. Кроме того, святитель участвовал и в делах государственных. Так, он помогал камчатской экспедиции Беринга, исследовавшего Восточно-Азиатские окраины империи. Святой представился в 1731 году и был похоронен в Тихвинской деревянной церкви Вознесенского монастыря, где провел последние годы.

Народ почитал память святителя, на его могилу приходили, чтобы помолиться и попросить о заступничестве. С посещения места погребения святого Иннокентия начал свое служение в местной епархии и новый епископ – Софроний, назначенный сюда спустя двадцать лет после смерти Иннокентия.

Несмотря на то, что деятельность этих служителей разделял солидный промежуток времени, у них было много общего. Епископ Софроний также происходил из Малороссийской области, в которую входила и Черниговская губерния. Он также происходил из семьи местного церковнослужителя. При рождении в 1703 году будущий святитель получил имя Стефан. Обучался в Переяславской духовной семинарии. Принял монашеский постриг и очень быстро стал настоятелем Красногорского монастыря.

Святитель проявил себя как талантливый управленец и настоятель. Спустя тринадцать лет его вызвали для служения казначеем в Александро-Невскую лавру. В 1753 году Софрония назначили епископом Иркутским. Царствующая императрица Елизавета возлагала большие надежды на талантливого служителя церкви.

По настоянию нового епископа был основан Иркутский кафедральный собор Богоявления. Софроний стремился развивать образование. Он создал духовное училище. Святитель успешно занимался проповедью среди языческих сибирских народов, основывая миссионерские центры. Праведные труды не уменьшали молитвенного усердия святого отца. Он проводил много времени в молитвах и духовном подвиге. Когда его силы иссякли, он попросил назначить нового главу епархии, а сам удалился на покой в монастырь.

Софроний представился в 1771 году. Его тело проявило признаки нетленности. Поэтому местные жители сразу признали его святым. На месте упокоения его совершались чудеса. Но к лику русских святителей он причислен только в начале XX века. К тому моменту его предшественник Иннокентий уже долгое время почитался святым.

Почитание в православии

Поскольку многочисленные чудотворения на месте захоронения святого Иннокентия были зафиксированы достаточно давно, верующие почитали его задолго до канонизации. Официально он был прославлен 1804 году. В наши дни память святителя отмечают несколько раз в году: 9 февраля, 10 июня, 10 октября, 26 ноября. Несмотря на то, что в советские годы мощи святителя были вывезены из места захоронения, они были вновь чудесно обретены в 1990 году.

Прославление епископа Софрония произошло накануне разрушительной Октябрьской революции, в 1918 году. Нетленные мощи святителя пострадали во время пожара в 1917. Но благодарные прихожане сохранили фрагменты останков епископа.

Биография

Родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря Евсевия Попова и был наречен в крещении Иоанном. В 1803 году его отец скончался и мать осталась с четырьмя детьми на руках. Чтобы помочь бедствующей семье Ивана взял к себе брат его отца, диакон Димитрий Попов, взявшись учить его грамоте по Часослову и Псалтири. Уже в семь лет мальчик читал в храме «Апостол». Мать пыталась устроить сына на место отца пономарем, чтобы помочь себе и оставшимся детям, но ее попытки оказались напрасны.

В 1806 году девятилетний Иван Попов был определен в Иркутскую семинарию. В семинарии в то время училось не менее семи воспитанников с такими же именем и фамилией, поэтому ректор решил переменить фамилии некоторым из учеников. В 1814 году Иван получил фамилию Вениаминов, в честь недавно скончавшегося архиепископа Вениамина (Румовского-Краснопевкова).

В 1817 году Иван Вениаминов вступил в брак, а 13 мая того же года был рукоположён во диакона к Градо-Иркутской Благовещенской церкви. В июне 1818 пришло распоряжение прислать из Иркутской семинарии двух учеников для обучения в Московской Духовной Академии, но Иван, как женатый человек, к тому же диакон не мог быть послан в академию. Поэтому по окончании семинарии он был определён учителем в приходское училище.

18 мая 1821 года был рукоположён в пресвитера.

По благословению епископа Иркутского и Нерчинского Михаила (Бурдукова), 29 июля 1824 года был назначен миссионером (7 мая отправился в путь, прибыл на место 29 июля) в Америку. Вскоре со своим семейством прибыл на остров Уналашка в Русской Америке, где пробыл пятнадцать лет. Просвещал обитателей Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, крестил тысячи людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них детей. Массово проводил прививание оспы, что позволило остановить эпидемии этой болезни у просвещаемых им народов.

22 августа 1834 года был переведён в Новоархангельский порт на остров Ситху, для просвещения колошей.

8 ноября 1838 года отправился в Петербург по вопросу о расширении миссионерского дела на Алеутских островах, об образовании Камчатской епархии и за разрешением печатать свои переводы священных книг на инородческие языки.

25 декабря 1839 года был возведён в сан протоиерея.

29 ноября 1840, по смерти супруги, митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) был пострижен в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского; и 30 ноября возведён в сан архимандрита.

15 декабря 1840 года был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. В 1840 году публикуются «Записки об островах Уналашкинского отдела», результат 16 летних наблюдений Иннокентия на Аляске.

В 1843, 1840 и 1850 годах — совершил поездки по епархии, которая охватывала огромные территории: часть Якутии, охотское побережье, Камчатку, Чукот­ку, Аляску, Курильские, Командорские, Алеутские острова.

С 21 апреля 1850 года — архиепископ.

В 1858 году вместе с Н. Н. Муравьёвым отправлился по Амуру для переговоров с китайскими послами о границе между государствами, в результате которых в мае в городе Айгуне был заключён новый мирный договор с Китаем, по которому весь Амурский край перешёл к Российской империи.

В 1858 году переехал из Якутска в Благовещенск, который стал центром Камчатской епархии. По его проекту и при его непосредственном участии в городе был построены кафедральный храм, Никольская церковь, возведён архиерейский дом — комплекс из шести деревянных зданий.

В 1857 году был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.

5 января 1868 года был назначен митрополитом Московским на место почившего митрополита Филарета.

Скончался 31 марта 1879 года; погребён в Троице-Сергиевой Лавре, в церкви Филарета Милостивого.

Одним из первых высказал необходимость строительства на Дальнем Востоке православного монастыря, из-за чего был построен Свято-Троицкий Николаевский монастырь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector