Ханты мансийская епархия

История и культура жителей Ханты-Мансийского АО

Манси и ханты имеют одно название — обские Угры. Это родственные народы, с практически одинаковой культурой.

Считается, что у них общее:

  • происхождение;
  • внешность;
  • история;
  • смешанные браки.

Обские Угры живут на севере Западной Сибири.

В областях:

  • Томской;
  • Свердловской;
  • Тюменской.

Ханты

Поселения хантов располагаются близ лесов. Это коренная сибирская нация. Численность народонаселения — 31 тысяча. Их зимняя одежда роскошнее, чем у манси. Разговаривают на хантыйском и русском.

Они промышляют:

  • охотой;
  • рыболовством;
  • оленеводством.

Манси

Манси проживают в тундре. Они — кочевники. На 2021 год численность населения — 12 тысяч. Говорят на мансийском и русском языках.

Их занятия:

  • рыболовство;
  • оленеводство;
  • земледелие;
  • охота.

Храмы для посещения

Духовник иерей Ханты-Мансийской и Сургутской епархии Павел проводит Божественные Литургии в разных храмах городов. Ознакомиться с его расписанием можно на официальном сайте — Югра Православная или в группе VK.

Епархии ХМАО насчитывают 156 церквей, храмов и молитвенных домов.

Воскресенский собор

Храм Воскресения Христова в Ханты-Мансийске возвели 25 июня 2005 г. Это кафедральный собор, посвященный воскрешению Христа.

Комплекс состоит из:

  • православного парка;
  • воскресной школы;
  • гимназии.

На территории парка находятся фонтаны, которые включают летом.

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»

Знаменская церковь в Ханты-Мансийске выполнена из дерева. Ее строительство длилось четыре года: с 1991—1995 гг. Ежедневно можно посетить богослужения.

В ней располагается:

  • видеотека и библиотека;
  • воскресная школа;
  • детский сад.

Покровский собор

Дата строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ханты-Мансийске неизвестна. Есть упоминание о том, что Тобольский митрополит Федор строил на языческих капищах христианские храмы в 1712 г.

Храм имеет три престола:

  • главный;
  • южный;
  • северный.

Каждое воскресенье можно посетить Божественную литургию. Ее проводят в 8 утра.

Традиционный шаманизм

Каждое поселение имело своего шамана. Селяне через него общались с духами и богами.

В обязанности колдуна входило:

  • предсказание будущего;
  • целительство;
  • поддержка связи живых с мертвыми.

Также шаман, в случае беды, должен был утешить человека.

Без него могли обходиться в церемониях:

  • рождения ребенка;
  • бракосочетания;
  • погребения.

Эти обряды совершались священнослужителями или старейшинами.

Колдуна всегда приглашали:

  • на тяжелые роды — в качестве целителя;
  • на женитьбу — как хранителя;
  • на похороны — в роли опытного провожатого.

Во время жертвоприношений шаман указывал, какое животное нужно зарезать. Обычно жертвовали оленей или лошадей. Сам же колдун никого не убивал, он провожал душу зверя и молился. Обряд проводили с целью избавления от бед или болезней.

Мифология

В мифах этих народов выражено идолопоклонничество.

Несколько сказаний:

  1. В мифе о появлении Земли говорится, что вода — основа всего живого. Земля была глубоко под водой, но сверху плавал клочок торфа. На нем стоял дом, в котором проживали жена и муж. У них была водоплавающая птица — гагра. Она своим клювом доставала из воды маленькие кусочки земли и крепила их к островку.
  2. Про форму, рост и вращение Земли жене и мужу рассказывает их внук — белый ворон. Когда земля стала очень большой, ворон долго не прилетал — был на разведке. Ворон проголодался и увидел труп человека. Он съел три кусочка и перекрасился в черный цвет. Бабушка с дедушкой огорчились его поведением, и он остался таким навсегда.

Почитаемые божества

Мифологическое мировоззрение этих народов подразделяется на три яруса. Каждый из них представлен своим божеством.

Верхнего мира

Верховному богу — Нум-Торуму принадлежит небесный или верхний мир. Он создает дневной свет и хранит мораль и порядок в человеческих душах. Про него сочинены разные сказки. Его изображают стариком в расшитой золотом одежде, в доме полном сокровищ. Он следит за миром людей с помощью отверстия в своем роскошном жилище.

Среднего мира

Это мир людей. В нем живет много богов и духов. В основном, это родственники Нум-Торума.

Основные боги:

  • Най-ими — богиня, правящая огнем;
  • Тылащ-ими — месяц;
  • Мув-Анки — мать-земля;
  • Янь-щут-ики — повелитель воды.

Нижнего мира

Нижним или подземным миром правит Куль — брат Нум-Торума, он же злой дух.

Другое название этого мира — елы-ма. Это обитель мертвых. Здесь никогда не бывает солнца. Зато есть месяц, но он никогда не становится полной луной.

Каждую неделю Куль получает список от Нум-Торума, в котором указано, кто должен умереть. Бывает, что правитель подземного мира забирает душу по ошибке, но обязан ее вернуть. Так люди объясняют продолжительные обмороки.

Праздники и ритуалы ханты и манси

Эти народности ценят и уважают землю. Им запрещено ее травмировать любым предметом. Уграм нельзя было ходить по берегам определенных озер и рек. Когда ханты и манси проходят мимо святых мест — совершается обряд жертвоприношения. Они отдают свою пищу или отрывают кусок ткани с одежды и оставляют там.

День ворона

Отмечают праздник 7 апреля — день Благовещения. Считается, что вороны своим карканьем приносят тепло и будят природу. Эта птица покровительствует детям и женщинам.

Считается ,что эта птица радуется появлению на свет детей.

В День ворона:

  • приготавливают пищу на костре;
  • ставят стол с лакомствами около березы;
  • завязывают белые монеты в платочки и ленты, принося их в подарок духам.

Остатки пищи кидают в сторону, чтобы накормить воображаемых ворон.

Делают это, чтобы птица подарила:

  • успех;
  • теплую погоду;
  • благополучие.

На празднике в честь ворон парни выбирают себе невест.

День охотника, рыбака и оленевода

Торжество проводят в конце марта. Именно тогда заканчивается промысел и охотничий сезон.

В праздничный день организуют:

  • спортивные турниры;
  • гонки на оленях, снегоходах;
  • прыжки через сани.

Победители получают призы.

Древние верования народов

Эти два народа верят в языческих божеств. С приходом и принятием христианства ханты и манси перенесли статуи идолов в леса.

Они преклоняются перед:

  • деревьями;
  • духами природы;
  • тотемами зверей;
  • усопшими праотцами.

Жертвоприношения иконам

Руководствуясь собственными обычаями, обские Угры мажут кровью губы святым.

В любой семье найдется православная икона. Их лики сравниваются с языческими богами. Когда в каком-либо деле человек нуждается в помощи, он ее просит у Николая Чудотворца. Для хантов и манси он олицетворяет верховное божество — Нум-Торума. Калтась-эква — Богоматерь, она же богиня земли. Такое смешение религий не удалось побороть христианским священникам.

Медвежий праздник

Обские Угры верят в то, что они произошли от медведей. Это животное для них — тотем. Но убить его считается в порядке вещей. Когда медведь добыт, празднуют все жители.

Обряд с животным:

  • добыта медведица — празднуют 4 дня, если самец — 5 дней;
  • разделывают животное — снимают шкуру при всей деревне;
  • передние лапы не трогают — между ними укладывают отрезанную голову;
  • на самца одевают намордник из белого слоя коры березы, на глаза вешают серебряные монеты;
  • голову самки украшают платком, шею обматывают бисерными бусами.

В любом доме можно увидеть медвежью шкуру. Охота на этого зверя ведется постоянно.

Во время праздника:

  • едят мясо медведя и блюда народной кухни;
  • распевают ритуальные песни;
  • организуют выступления в забавной форме;
  • танцуют.

Актеры — только мужчины, исполняющие и женские роли тоже. Всеми обрядами они снимают вину за убийство животного.

Традиция кровной мести

У этих народов считается нормальным, если целые династии воюют друг с другом. Когда убит родственник, расплачивается вся семья преступника.

Традиция распространяется и на медведей. Когда животное убивает своего охотника, то родственник покойного обязан отомстить. Добытое тело косолапого убийцы принято сжигать.

В таком случае не приняты:

  • гулянья;
  • обряды;
  • его поедание.

Убить такого зверя — честь.

Почитание духов природы

Поклонение стихиям природы — древнейшее верование этих народов. Вся природа является живой. Когда требуется срубить дерево — просят прощения.

К признакам жизненной силы природы относятся:

  • дыхание;
  • движение;
  • рост.

Например, сухое дерево считается мертвым. Снег, летящий с неба, — живой, а упавший на землю — умерший. Сила жизни селится в камни, форма которых похожа на человека или животного.

У этих народов ритуальное общение с духами. Разговаривать с ними помогает шаман. Ханты и манси почитают лесных и водных духов.

Воздушное погребение

Воздушное погребение — древняя религиозная традиция. Она практиковалась до XX века. Так хоронили только мужчин, женщин же придавали земле. Тело усопшего вешали на специальном карнизе или укладывали на самодельной возвышенности.

Это делали, чтобы придать тело:

  • воздуху;
  • духу;
  • свету;
  • дереву.

С помощью обряда душа улетает для перерождения и дальнейшего воплощения на земле.

Так же погребали мертвых:

  • индейцы в Северной Америке;
  • грузины;
  • абхазо-адыги;
  • японцы.

Современное состояние

В епархии 156 храмов, молитвенных домов, молитвенных комнат, часовен. В стадии строительства в Ханты-Мансийской епархии сегодня 47 храмов и часовен. В честь иконы Божией Матери «Умиление» женский монастырь. Количество клириков — 118.

Учебные заведения

православные гимназии:

  • Нефтеюганская г. Нефтеюганск, 4мкрн, 35; тел.: (3463) 3-17-57, 7-71-13 директор — Быкасов Александр Иванович
  • Ханты-Мансийская г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 17; тел. (3467) 32-85-96; факс 32-85-97 директор — Семенова Светлана Владимировна
  • Нижневартовская г. Нижневартовск, ул. Дружбы народов, 12, тел. (34661) 2-06-12 директор — иерей Константин Глухарев
  • Сургутская г. Сургут, ул. Мелик-Карамова, Преображенский кафедральный собор; тел.: (3462) 26-93-40; 26-71-90 директор — иерей Димитрий Глухарев

Социальные учреждения

  • православный детский сад при приходе храма в честь свт. Николая Чудотворца г. Сургут, ул. Заводская, 31; тел. (3462) 23-60-76
  • центр помощи семье и детям «Моя радость» при приходе храма в честь Великомученика Георгия Победоносца г .Сургут, ул. Университетская,12; тел. (3462) 94-02-05, 60-20-24

Средства массовой информации

печатные СМИ

«Югра православная» (журнал Ханты-Мансийской митрополии, pdf версия на сайте www.ugraeparhia.ru)

телевидение

  • программа «Югра православная» (ОТРК «Югра»)
  • программа «Благовест» (телеканал «Россия Югория»)

интернет-ресурсы:

За всё время своей деятельности Ханты-Мансийская епархия активно сотрудничает с окружными органами власти, органами местного самоуправления в различных сферах общественно-значимой деятельности, прежде всего в образовании, культуре, благотворительных проектах, работе по профилактике экстремизма.

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел является членом Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по противодействию экстремистской деятельности, Координационного совета по делам национально-культурных автономий и взаимодействию с религиозными объединениями при Правительстве Югры.

Руководители профильных отделов Ханты-Мансийской епархии входят в состав Общественных советов, созданных при органах исполнительной власти.

Лидеры православных организаций в муниципальных образованиях постоянно принимают участие в общественных и межведомственных советах при органах местного самоуправления.

Подписано и действует соглашение о сотрудничестве между Правительством Югры и Ханты-Мансийской епархией.

Созданы и активно действуют отделы религиозного образования и катехизации, социального служения и благотворительности, епархиальный отдел по делам молодёжи, отдел по взаимодействию с казачеством и силовыми структурами, миссионерский отдел, отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, архитектурно -строительный отдел и отдел по тюремному служению.

(по состоянию на апрель 2018 года)

Ханты-Мансийская епархия

В епархии 156 храмов, молитвенных домов, молитвенных комнат, часовен

. В стадии строительства в Ханты-Мансийской епархии сегодня 47 храмов и часовен. В честь иконы Божией Матери «Умиление» женский монастырь.Количество клириков — 118.

Учебные заведения

православные гимназии:

  • Нефтеюганская г. Нефтеюганск, 4мкрн, 35; тел.: (3463) 3-17-57, 7-71-13 директор — Быкасов Александр Иванович
  • Ханты-Мансийская г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 17; тел. (3467) 32-85-96; факс 32-85-97 директор — Семенова Светлана Владимировна
  • Нижневартовская г. Нижневартовск, ул. Дружбы народов, 12, тел. (34661) 2-06-12 директор — иерей Константин Глухарев
  • Сургутская г. Сургут, ул. Мелик-Карамова, Преображенский кафедральный собор; тел.; 26-71-90 директор — иерей Димитрий Глухарев

Социальные учреждения

  • православный детский сад при приходе храма в честь свт. Николая Чудотворца г. Сургут, ул. Заводская, 31; тел. (3462) 23-60-76
  • центр помощи семье и детям «Моя радость» при приходе храма в честь Великомученика Георгия Победоносца г .Сургут, ул. Университетская,12; тел., 60-20-24

Средства массовой информации

печатные СМИ

«Югра православная» (журнал Ханты-Мансийской митрополии, pdf версия на сайте www.ugraeparhia.ru)

телевидение

  • программа «Югра православная» (ОТРК «Югра»)
  • программа «Благовест» (телеканал «Россия Югория»)

интернет-ресурсы:

За всё время своей деятельности Ханты-Мансийская епархия активно сотрудничает с окружными органами власти, органами местного самоуправления в различных сферах общественно-значимой деятельности, прежде всего в образовании, культуре, благотворительных проектах, работе по профилактике экстремизма.

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел является членом Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по противодействию экстремистской деятельности, Координационного совета по делам национально-культурных автономий и взаимодействию с религиозными объединениями при Правительстве Югры.

Руководители профильных отделов Ханты-Мансийской епархии входят в состав Общественных советов, созданных при органах исполнительной власти.

Лидеры православных организаций в муниципальных образованиях постоянно принимают участие в общественных и межведомственных советах при органах местного самоуправления.

Подписано и действует соглашение о сотрудничестве между Правительством Югры и Ханты-Мансийской епархией.

Созданы и активно действуют отделы религиозного образования и катехизации, социального служения и благотворительности, епархиальный отдел по делам молодёжи, отдел по взаимодействию с казачеством и силовыми структурами, миссионерский отдел, отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, архитектурно -строительный отдел и отдел по тюремному служению.

(по состоянию на апрель 2021 года)

Ханты-Мансийский и Сургутский митрополит осваивает Юго-Восточную Азию

Главе Ханты-Мансийской митрополии владыке Павлу вверили также Филиппинско-Вьетнамской епархию. Теперь он не только митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский, но и Манильский и Ханойский.

Решение принял высший церковный совет – Священный Синод православной церкви. Отныне владыке предстоит много сделать на ниве управления новой епархией Юго-Восточной Азии.

Православная миссия в Юго-Восточной Азии – во Вьетнаме и на Филиппинах развивается сегодня достаточно активно. Поэтому выбор митрополита Павла для управления епархией был не случаен – учитывались его опыт работы за рубежом и недюжинные организаторские способности. Пример тому – многочисленные храмы и два новых монастыря, возникших в Югре за последние 5 лет.

В феврале 2021 года у Павла состоялся наиболее плодотворный архипастырский визит в Республику Филиппины.

22 февраля 2021 года вошло в историю филиппинского православия. В этот день митрополит Манильский и Ханойский Павел великим чином освятил храм преподобного Серафима Саровского в Макаланготе на острове Минданао – первый храм русской православной церкви на Филиппинах.

До этого долгое время молитвы и службы вместо храма совершались в бамбуковой хижине без стен. Три года назад митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий благословил строительство храма.

Возводили его при активном участии благотворителей из России. Много потрудились здесь и местные верующие.

В ходе поездки владыка Павел освятил место под строительство храма в честь апостола Фомы в поселении Кинабалан на острове Минданао.

Возможно, уже скоро, если сбудутся чаяния владыки, полноценный храм можно будет собрать здесь за два месяца!

В ходе февральской миссионерской поездки состоялась и знаковая встреча митрополита Манильского и Ханойского Павла с министром иностранных дел Филиппин – господином Теодоро Локсином.

Он выразил признательность за присутствие и миссионерскую деятельность православной церкви на территории Филиппин, и пожелал во время следующего миссионерского визита владыки Павла посетить Божественную литургию, чтобы лучше понять душу русского народа. Министр иностранных дел сегодня готов не только поддержать проекты епархии, но и содействовать организации встречи митрополита Павла с президентом Республики Филиппины Родриго Дутерте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector