Княгиня ольгаисторический портрет

Самое древнее изображение

Некоторые полагают, что это – фреска Киевского собора св. Софии (XI в.), где она изображена во время пребывания в Константинополе, а также другая роспись того же храма, где св. Ольга показана среди других жен рода Ярослава Мудрого по левую руку от изображения Христа. Однако, отсутствие на фресках надписей не позволяет определить их как образы княгини с абсолютной точностью.

Фреска Киевского собора св. Софии (XI в.),

Еще одно древнее, но не иконописное изображение княгини, датируется XII в. Оно иллюстрирует «Хронику» византийского чиновника, историка Иоанна Скилицы, который рассказывает о том, как «супруга правителя Руси именем Ольга пришла к царю Константину и была крещена». Здесь княгиня представлена в темном плате, накидке, лик ее обращен к сидящему на троне императору.

Наконец, в списке первой русской летописи, «Повести временных лет», именуемой Радзивилловской летописью (XV в. ) есть 16 иллюстраций-миниатюр, изображающих эпизоды жизни Ольги.

А к концу XVI в. относится икона «Небесная сень», изображающая Христа и святых. На одном из ее клейм представлена св. Ольга вместе с кн. Владимиром.

Иконы, почитаемые и любимые

Равноапостольная княгиня Ольга почитается как духовная мать русского народа, поскольку именно с неё берёт начало его становление на путь христианской веры. Неисчислимы храмы, возведённые в её честь. В них уже много веков идут люди поклониться честному образу равноапостольной княгини.

Не иссякает их поток и в наши дни. Большим почитанием пользуется, например, икона Святой Ольги в Москве в домовом храме при Паломническом центре Московского Патриархата – самом высотном храме столицы. Он расположен на пятнадцатом этаже гостиницы «Университетская», ежедневно открывает свои двери для сотен верующих, съезжающихся со всей страны.

Известна многим и икона Святой Ольги в Санкт-Петербурге, хранящаяся в построенном в её честь храме, находящемся в Стрельне. Этот архитектурный памятник, возведённый в Михайловском парке на берегу Финского залива, всегда привлекает много паломников и просто туристов. И всем им надолго запоминается образ княгини, держащей в руке крест, дарованный ей константинопольским патриархом. Это и есть икона Святой Ольги.

Горечь раннего вдовства

Именно её он предпочёл всем прочим невестам, съехавшимся в Киев, когда пришла пора назвать свою избранницу. И её он сделал своей женой и великой княгиней Киевской Руси. Но не дано было Ольге долгого семейного счастья. Едва родился у них первенец Святослав, как постигла молодую княгиню беда – принял Игорь в глухих лесных чащобах лютую смерть от рук коварных древлян, населявших те края.

Погоревала, поубивалась безутешная вдова, но горю-то не помочь, а сына растить надо, да и правительницей русской земли она теперь осталась единоличной. Все заботы государственные отныне легли на её женские плечи. Но вначале, чтобы успокоить душу, да и мужнюю память почтить как должно, задумала Ольга покарать убийц своего супруга.

Это уже позже, став христианкой, начала она по учению истинной веры молиться за врагов и прощать обиды. Тогда же излила она на губителей мужа своего всю безумную ярость тёмной язычницы. Дважды заманив их посольства в Киев, одних повелела живьём предать земле, а других спалить огнём. И чтобы уж до краёв напоить душу вражьей кровью, двинула свои дружины на города древлян, где счёт убитым врагам шёл на тысячи.

Отвергла притязания императора

И в этой летописи, и в житии обстоятельства крещения украшены историей о том, что мудрой Ольге удалось перехитрить византийского правителя. Он был поражен ее мудростью и красотой и захотел взять ее в жены. Но она отмела его притязания, сказав, что она язычница и христианину не подобает свататься к ней.

Тогда царь с патриархом и окрестили ее. И император вновь приступил к обхаживанию княгини. Но правительница Руси не преминула заметить, что она крестная дочь царя, а христианские каноны не допускают подобных браков.

Правитель Византии щедро наградил ее и с миром отпустил домой. Рассказ, изложенный в ПВЛ, ассоциируется с историей о визите к Соломону царицы Савской, он проникнут библейским символизмом. И по этой причине специалисты считают, что его сложно назвать аутентичным.

Великая княгиня

Именины имени в первую очередь связывают с великой княгиней Ольгой. Княгиня внесла огромный вклад в становление христианства на Руси, поэтому церковь считает её равноапостольной. Будучи уже взрослой, княгиня была крещена в Византии. Елена – имя, которым её нарекли. Скончалась в 969 году, а через 19 лет Русь крестил её внук князь Владимир.

Замужем великая княгиня была за князем Игорем Рюриковичем, и родила ему сына Святослава. Монах Нестор в «Повести временных лет» прославлял Ольгу, называл её мудрой и справедливой правительницей.

Княгиня была великолепным реформатором, она усовершенствовала систему налогообложения, расширяла, строила и укрепляла новые города, благоразумно правила. Да, правление её было славным, но и не без греха. После того как её мужа Игоря убили древляне, очень жестоко отомстила им – уничтожила их столицу Искоростень.

Дата 24 июля считается значимым днём для всех православных, в этот день принято отмечать именины имени Ольга.

Війна з древлянами

Ігор Рюрикович вів здебільшого зовнішню політику і намагався отримати якомога більшу вигоду від підпорядкованих племен. Це і привело його до загибелі. Зібравши данину з древлян, князь вирішив що вони можуть дати більше і повернувся вимагати оплату вдруге. Розлючені жителі покарали жадібного правителя і жорстоко стратили його, розірвавши навпіл.

Отже, у 945 році княгиня стала вдовою і правління державою лягло на її плечі, бо син Святослав був замалим. В середині Х століття жителі руських земель були язичниками і помста була священним обов’язком. Так, одне старословянське прислівя говорить: «Хто не відомстить — за того Бог не відомстить». Тому княгиня, вбита горем, отримавши з рук дружинників меч свого чоловіка, почала планувати помсту.

«Ольга зістрічає тіло князя Ігоря», В.І. Суріков

Довго чекати не довелось. Древляни, сп’янівши після вбивства Ігоря І, вирішили одружити свого князя Мала з Ольгою і отримати в руки всю владу. Але княгиня не була слабка духом і рішучості їй не бракувало. Тому, коли прибули посли щоб засватати її, вона заманила їх в пастку і поховала живцем. Не знаючи яка доля спіткала першу делегацію, древляни відправили другу. І цього разу не аби кого, а князів, бояр і купців. Та, на жаль, доля і їх не пощадила. Наказавши розтопити баню для поважних гостей, Ольга закрила їх всередині і підпалила.

Ольга розуміла, що для збереження влади і зміцнення свого становища в Києві, їй потрібна кривава перемога. Тому вона пише древлянам листа : «Се вже йду я до вас. Тож готуйте медів багато у граді, де вбито мого мужа. Хай поплачу я над труною його і вчиню тризну мужеві моєму». Під прикриттям язичницького обряду, згідно з яким влаштовувались військові ігри, бенкет та жертвоприношення на честь померлого, було порізано п’ять тисяч древлян.

У 946 році, щоб остаточно провчити древлян, Ольга разом із сином і дружиною вирушила в похід. Біля міста Іскоростень княгиня віддала Святославу батьків меч і той, встромивши його в землю, розпочав битву. За наказом Ольги місто було взято в облогу і ніяк древляни не могли відбити натиск війська київського. Щоб завершити свою справу, княгиня знову пішла на хитрість. Вона пише листа: «До чого ви хочете досидітися? Чи ви хочете всі з голоду померти, не згоджуючися на данину. Ваші гради вже взяті і люди давно обробляють свої ниви». Місцяни недовірливо поставились до цього і відповіли, що навряд княжна по данину прийшла, вона певно жадає помститись. На це Ольга відповіла так: «Я вже помстилася за чоловіка свого, коли прийшли ви до Києва, і вдруге, і втретє тоді, коли чинили тризну чоловікові моєму. Тому я вже не буду помсти чинити, а хочу взяти потроху данини і, помирившись з вами, піду назад».

Попросила вона прислати їй по три голуби та по три горобці з кожного двору. Древляни здивувалися такій великодушності та одночасно зрадівши, відправили їй те, що попросила вона. Дружинники відступили, а як опустилась ніч на Іскоростень, вони прив’язали до лапок трут та підпаливши його, випустили птахів на волю. До світанку від міста лишився тільки попіл.

Це була єдина війна за час правління Ольги.

Деятельность правительницы

Казалось, что месть уже совершена, но княгиня видела всё в долгосрочной перспективе и не могла больше подвергать себя и Святослава смертельной опасности от набегов со стороны древлян. Она собрала немногочисленную дружину и отправилась в стан врага самолично, дабы внушить им, что её устраивают выдвинутые условия мира. В честь этого события сторонами было устроено большое празднество. Опоив оппонентов, Ольга отдала приказ своим воинам уничтожить древлян. Количество изрубленных киевлянами противников достигало пяти тысяч.

Не давая врагу опомниться, княгиня предприняла военный поход на древлянскую столицу, город Искоростень. Кстати, в этом походе участвовал и малолетний Святослав. Осадив со своей дружиной стены Искоростеня, княгиня предприняла несколько попыток штурма, не увенчавшихся успехом. Но и тут Ольгу не подвела смекалка. Приказав выловить всех голубей и воробьёв, она привязала к их лапкам горящие тряпочки и выпустила в город. Возвращавшиеся в свои гнёзда птицы устроили в крепости пожар, уничтоживший её практически до основания. Так завершилась месть княгини Киевской за своего мужа.

Благодаря этому Ольга проявила все свои сильные стороны, упрочив положение среди воинов и простого народа. Далее следовало несколько лет успешного княжения, перемежавшегося немногочисленными и успешными походами на ближайших соседей. Своей политикой княгине удалось:

  • подчинить себе близлежащие владения;
  • устроить относительно развитую систему управления и сбора налогов.

Теперь каждая область в годы правления Ольги обязана была платить дань в определённом размере и в установленную дату, что не только усиливало экономическое благосостояние Киева, но и не нарушало развитие облагаемых налогом земель.

Можно сказать, что Ольга впервые применила и ввела в обращение усовершенствованную налоговою систему, позволившую ускорить развитие Киевской Руси и принадлежащих ей земель. Во многих учебниках по истории не уделяют должного внимания характеру и воле княгини Ольги, краткая биография которой опускает кровавую месть древлянам.

Страшная месть княгини

Еще раз Игорь покорил древлян и в наказание получил более высокую дань. Однако, как только он был на полпути домой, он решил вернуться за добавкой. Отправив свою основную армию домой с данью, Игорь отступил с меньшими силами. Древляне, испуганные и озадаченные возвращением Игоря, послали эмиссаров узнать, чего он хочет. Когда Игорь отказался говорить, запаниковавшие древляне огрызнулись. Они одолели киевские войска и взяли Игоря в плен, и разорвали тело князя на части. Древляне превратились из побежденных аутсайдеров в неожиданных победителей из-за просчета Игоря.

Войско Ольги быстро разгромило древлянское войско и загнало людей в их города. Там они оставались в осаде, пока один за другим не капитулировали перед киевскими войсками. Наконец, победил только Искоростень. Памятуя о прошлых действиях Ольги, старейшины города неохотно сдавались. Когда наступила ночь, солдаты привязали наполненную серой ткань к ноге своей птицы, зажгли ее и выпустили существ, которые улетели домой на насест — и оставили Искоростень в огне. Когда люди, наконец, эвакуировались из города, киевляне окружили их. Одних они убили, других поработили, а остальных оставили в живых, чтобы собрать огромную дань. Ольга завершила свою месть — и ей удалось полностью разгромить древлян.

Принятие Ольгой православия

Ольга была язычницей, но часто посещала христианские соборы, подмечая торжественность их обрядов. Это, а также необычайный ум Ольги, который позволил поверить ей в Бога-вседержителя, послужил причиной крещения. В 955 году великая княгиня Ольга направляется в Византийскую империю, в частности в город Константинополь, где и произошло принятие новой религии. Сам патриарх был ее крестителем. Но это не послужило причиной для изменения веры в Киевской Руси. Данное событие никак не отдалило русичей от язычества. Приняв христианскую веру, княжна оставила управление государством, посвятив себя служению Богу. Также она занялась помощью в строении христианских церквей. Крещение правительницы не означало еще крещения Руси, но это был первый шаг на пути к принятию новой веры.

Умерла великая княгиня в 969 году в Киеве.

  Княгиня Ольга стала править древнерусским государством после трагическом гибели своего мужа — киевского князя Игоря , с которым жестоко расправились древляне за произвол при взимании дани.

Молодая держава, собранная воедино Вещим Олегом , представляла собой подчиненные его мечом отдельные земли, где обитали различные восточнославянские, финно-угорские и другие племена. Выплата ими дани Киеву формально означала, что на Руси возникла новая политическая система власти, однако механизм взаимодействия центра и отдельных территории еще не сложился. Киевская Русь X века занимала огромное пространство, где многие волости управлялись местными князьями, хотя и признавшими верховную власть Киева, но продолжавшими жить по своим законам.

Став правительницей при малолетнем наследнике Святославе , Ольга смогла заставить служить себе княжескую дружину, возглавляемую могущественным воеводой Свенельдом . С его помощью она жестоко подавила бунт древлян, уничтожив фактически всю родоплеменную верхушку и старейшин этого племени. Показав силу центральной власти, она совершила объезд своих земель и занялась их «устроением». Организация Ольгой погостов для сбора дани и установление ею «уроков» — определенного размера выплат с населения — стала первым проявлением учреждения государственной власти как таковой.

Княжение Ольги резко отличалось от предшествующих: летописные рассказы о правлении Вещего Олега и князя Игоря наполнены сообщениями о завоевательных походах и многочисленных войнах. Ольга же придерживалась миролюбивой внешней политики. В ее время на Русской земле царили тишина и покой. Совершив поход на древлян, княгиня занялась внутренним обустройством страны. Государство почти на двадцать лет получило мирную передышку, что способствовало его экономическому укреплению. Приняв святое крещение в Константинополе, княгиня Ольга стала «предвозвестницей христианства» на Руси. Ее попытки распространения православия в собственной стране не увенчались успехом, однако они подготовили почву для последующего крещения всей Русской земли.

Общая характеристика правления

Правление княгини Ольги отличалось от её предшественников-мужчин. После подавления восстания древлян, которым Ольга жестоко отомстила за убийство мужа Игоря, княгиня приняла власть как регент при своём малолетнем сыне Святославе и сосредоточилась на решении внутренних проблем государства.

Во внешней политике Ольга полностью отказалась от проведения военных походов в соседние государства, вместо этого она осуществляла дипломатические миссии.

Правление Ольги — общая схема

Согласно летописям Святослав отправился в первый самостоятельный поход в 964 году, что иногда трактуется как начало его самостоятельного правленияТакже называется 962 год, когда миссия германскогоепископа в Киеве потерпела неудачу., однако пока сын воевал Ольга находилась в столице и фактически продолжала руководить государством.

Внутренняя политика

После жестокой мести древлянам за убийство мужа и подавление последних очагов их восстания, Ольга изменила систему налогообложения для предотвращения возможных злоупотреблений при сборе дани в будущем и общего развития инфраструктуры. Ко времени её правления относятся первые каменные постройки на Руси, особое развитие получили Вышгород и Псков.

После возвращения из Константинополя, где она приняла крещение, княгина начала активно распространять новую религию среди подвласных ей восточнославянских племён, однако столкнулось с достаточно сильным сопротивлением, в том числе со стороны своего сына Святослава.

Внешняя политика

Вместо попыток разговаривать с Византией с позиции силы, Ольга решила укреплять связи с империей посредством дипломатии, для чего в 957 году совершила поездку в Константинополь. Кроме политического смысла, поездка была религиозным паломничеством — в столице Византии Ольга приняла крещение при содействии самого императора Константина VII Багрянородного, который стал ей крестным отцом.

По возвращению домой, Ольга столкнулась с проблемами в продвижении новой религии и направила к германскому королю Оттону I послов с просьбой прислать епископа, однако немецким миссионерам также не удалось достичь успеха.

Секреты имени

Именины (или День Ангела) – праздник достаточно давний. В исторических источниках сохранилась информация о том, что на Руси он существовал уже в XVII веке, хотя многие ученые считают, что он появился намного раньше и является одной из византийских традиций, прижившихся на наших землях вскоре после крещения Руси.

Именинами называют день почитания святого, чье имя носит человек. Стоит заметить, что таких дней в году может быть несколько.

Выбор имени

Издавна перед обрядом крещения родители выбирали для малыша имя, руководствуясь специальной книгой, именуемой Святцы (месяцеслов). На ее страницах собраны все имена канонизированных Церковью святых с указанием дней, в которые почитается их память. Согласно христианским традициям можно выбирать имена из тех, которые выпадают на день рождения малыша (а также 7 и 40 день от момента рождения), либо на дату таинства крещения (если оно совершается не на 40 день от рождения).

Поскольку в давние часы в приоритете были имена святых, покровительствующих дню появления на свет, то и День Ангела у многих совпадал с Днем рождения. Сегодня же возможны и другие варианты. К примеру, детей часто крестят без согласования с церковным календарем или даже дают имена, отсутствующие в Святцах.

Когда имя есть в Святцах

Независимо от того, правильно подобрано имя или дано малышу по каким-либо иным соображениям, вместе с ним человек получает покровительство определенного святого. Соответственно, определив по месяцеслову даты, в которые положено почитать покровителя, вы и определите когда праздновать в 2020 году Именины (или День Ангела).

Важно! Если в определенный день отсутствуют женские имена, допускается выбор аналога для указанного в Святцах мужского имени (Иван → Иванна; Василий → Василиса; Александр → Александар и т.д.)

Когда имени нет в Святцах

Руководствуясь модой, родители могут выбрать для ребенка имя не христианского происхождения. Как быть в таком случае? Значит ли это, что человек будет лишен защиты свыше? Если человека уже нарекли мирским именем, которого нет в Святцах, то для крещения просто можно выбрать другое имя (созвучное с мирским, или отличное от него)

В таком случае, в повседневной жизни будет использоваться имя, указанное в метриках, а при совершении любых христианских обрядов (и это важно!) – имя, которое дано при крещении

Начало правления

Князь киевский Игорь очень много времени проводил в военных походах, совершая набеги на соседние земли. Супруги часто находились порознь и долгое время жили раздельно. Существует мнение, что в разных землях у Игоря было ещё несколько жён, но для того времени это было обыкновенным делом. Несмотря на это, наследника Рюриковичам подарила только княгиня Ольга.

В одном из набегов на соседние древлянские земли князь Игорь был подло убит

Летописи говорят, что основными причинами его смерти стали неосторожность и жадность. Уже возвращаясь из удавшегося похода с награбленным, опьянённый своим успехом Рюрикович решил вернуться в одну из деревень, дабы удвоить полученные богатства

Но древляне, узнавшие о малочисленном отряде князя, подстерегли его и вероломно убили.

По праву наследования власть перешла к сыну Игоря — Святославу, но в силу его юного возраста фактическое управление государством досталось Ольге. История знает множество примеров того, когда власть и бразды правления доставались женщинам, но далеко не все могли распорядиться этим правильно, удваивая мощь и процветание своего государства.

Налоговая реформа княгини Ольги

Налоговая реформа княгини Ольги — комплекс мер, проведённых после подавления древлянского восстания, целью которого было предотвращение злоупотреблений во время сбора дани, определение её объёмов и сроков уплаты.

Фактически, Ольга объезжала подвластные земли и вводила «уставы и оброки, дани и погосты», т. е. учреждала сельские судебно-административные округа и устанавливала податные окладыВ. О. Ключевский, курс лекций по истории Росии, леция №10. Также на местах назначались люди, отвественные за сбор дани и транспортировку её в столицу — тиуны. Со временем погосты становились местом торга, привлекали ремесленников и други постоянных жителей.

Общая схема налоговой реформы Ольги

Причины и предпосылки

Среди причин, побудивших княгиню Ольгу пересмотреть существующую систему налогообложения можно перечислить следующие:

  • Несмотря на жестокую месть древлянам за убийство мужа, Ольга понимала необходимость предотвращения злоупотреблений во время сбора дани (за что Игорь и был убит).
  • Закладывание основ налоговой инфраструктуры не только упрощало и систематизировало сбор дани, но и выполняло связующую функцию между обширными территориями, которые контролировали рюриковичи.
  • Регламентированный объем и сроки выплаты дани позволяли проще прогнозировать прибыль князю и снижали нагрузку для облагаемых данью племён.

Кратко о сути и значении реформ

После подавления восстания древлян осенью 946 года, Ольга проехала по их землям «устанавливая дани и налоги»Повесть Временных Лет, после чего вернулась в Киев. Княгиня понимала, что злоупотребления во время сбора дани могли вновь привести к восстанию на подконтрольной рюриковичам территории и приняла решение четко зафиксировать сроки и объемы собираемых в натуральной форме налогов.

Под 947 годом летописи описывают путешествие Ольги на север, к Новгороду:

Погосты — бывшие села и торговые места — становились теперь и административными центрами княжеского управления. Один из таких погостов на Луге — Городец раскопан в последние годы ленинградскими археологами. На месте небольшого родового градка, не имевшего искусственных укреплений, в X веке сооружается настоящая крепость. Укрепляются склоны холма, насыпаются валы, поверх которых ставят частоколы.

Соответственно, если ранее князь с дружиной проезжал по территориям племён, обложенных данью, и собирал её, то теперь данникам необходимо было самим привозить меха и мёд (или любые другие ресурсы) на обозначенные по уставу погосты, без необходимости терпеть пребывание на своей территории не очень вежливых княжеских дружиников.

При погостах учреждалась должность тиуна — княжеского подчинённого, ответственного за прием, учет и дальнейшую транспортировку дани в столицу.

Уроки и уставы определяли объем и срок подвоза дани на погост, что должно было исключить злоупотребления.

Изменение налоговой системы стимулировало развитие и поддержание дорог (чтобы дань доставлялась от погостов как можно быстрее), возникновение новых укреплённых поселений на месте погостов и общее укрепление власти на подконтрольной территории.

Итоги и результаты

  • Введены «уроки» и «уставы» — были зафиксированы срок уплаты дани и её объем
  • Установлены «погосты» — центры торговли и обмена, куда племена должны были подвозить дань, там же можно было вынести на судебное решение возникающие споры
  • Введена должность тиуна — княжеского наместника, занимающегося сбором и организацией доставки дани на местах
  • Вместо полюдья дань собирается «подвозом» — т.е. не князь ездит по племенам собирая дань, а сами данники свозят положенное на погосты.

Внутреняя политика Княгини Ольги

Биография княгини Ольги

Правление княгини Ольги

Раздел «Княгиня Ольга»

Список литературы

  1. В. О. Ключевский, курс лекций по истории Росии, леция №10
  2. Повесть Временных Лет
  3. В. Н. Татищев, «История Российская», кн 2, гл 4

Что известно из сочинения «О церемониях»?

Продолжая рассуждение о том, в каком году княгиня Ольга приняла христианство, следует рассмотреть и сведения из византийских источников. Одним из них является сочинение «О церемониях», принадлежащее перу Константина Багрянородного.

Там говорится лишь о единственном посещении Ольгой Константинополя, оно описано довольно подробно, но при этом отсутствует указание на год, в котором произошло данное событие. Но император обозначил две даты официальных приемов. Первая из них – 9 сентября, среда, – в честь прибытия княгини, а вторая – 18 октября, воскресенье. Такое сочетание наблюдалось в 946 и 957 годах.

В этом источнике повествуется о длительном пребывании княгини в византийской столице. При описании приема упоминаются два василевса – Константин и его сын Роман II Младший, который стал формальным соправителем в 945 году.

То, что говорится о присутствии на церемонии детей Романа, который родился в 938 году, свидетельствует в пользу 957 года, что является вторым вариантом ответа на вопрос, в каком году Ольга приняла христианство. Эта версия рассматривается историками в качестве достоверной и на сегодняшний день является общепринятой.

Взгляд в сторону Византии

Говоря о связи Ольги с крещением Руси, следует подчеркнуть, что в ее правление среди славянского населения росло число тех, кто принял христианство. В 944 году князем Игорем с Константинополем был заключен мирный договор, где упоминается о «русских христианах», а также о лицах, принявших крещение.

Византия оказывала на Русь очень большое культурное влияние. Киев и Константинополь находились в давних торговых и дипломатических связях. Кроме того, налаживание тесного взаимодействия с могущественной Византийской державой могло помочь в деле укрепления великокняжеской власти и авторитета Киевской Руси.

Таким образом, о крещении Руси Ольга и Владимир мыслили в одном направлении, что станет понятным по прошествии нескольких десятилетий. Они понимали, что государство нуждается в религии, которая объединит отдельные части страны в одно целое, что должно предотвратить ее распад. И их взоры были обращены в сторону Византии.

Молитва святой Ольге

Есть несколько особенностей, которые необходимо учитывать для обращения к равноапостольной. Чтобы святая великая княгиня Ольга откликнулась, обращаться к ней рекомендуется перед образом, который можно купить в церковной лавке. Молятся ей люди, чтобы она донесла просьбу к Господу и посодействовала в оказании помощи

Важно произносить молитвенный текст от чистого сердца и непоколебимой верой

Молитва святой Ольге о помощи

В сложных ситуациях человек часто обращается за помощью к Высшим силам, помогает и святая Ольга. Она оказывает содействие в разных ситуациях, что доказывают отзывы верующих людей

Важно, чтобы просьба была значимой и имела только добрые помыслы. Молитва святой равноапостольной княгине Ольге может произноситься каждое утро или перед какими-то ответственными событиями, когда чувствуется необходимость в невидимой поддержке

Молитва святой Ольге о замужестве

Поскольку княгиню считаются покровительницей и заступницей всего русского народа, то к ней могут обращаться все верующие со своими проблемами. Святая равноапостольная Ольга помогает женщинам найти свою вторую половинку, удачно выйти замуж и сохранять чувства в течение длительного времени

Важно читать молитву с полной ответственностью, а не ради интереса, и не иметь дурного умысла

Укрепление Руси

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

В 947 году Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — «тиун».
В псковских и новгородских землях Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых происходил сбор податей, затем на этих местах стали строить храмы.

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами.

Крещение Ольги в Константинополе

Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги). Окруженная верной дружиной, она внимательно следила за благоустройством подвластных Киеву земель.
На Руси великая княгиня воздвигла храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По преданию на месте её рождения она основала город Псков.

Крещение и политика: все во благо Государства

К христианству Ольгу склонила семейная трагедия: языческие боги долгое время не желали ей даровать здорового младенца.

Осознав свою тягу к православию, и поняв, что это выгодно для Руси, Ольга решила принять крещение.

Как бы то ни было, княгиня Ольга заполучила себе мощного союзника, не преступив рамки собственной свободы.

В скором времени император захотел подтверждения дружбы между государствами в виде присланных из Руси войск. Правительница отказала — и отправила послов к сопернику Византии, королю немецких земель Оттону I. Такой политический шаг показал всему миру независимость княгини от любых — даже великих — покровителей. Дружба с германским королем не получилась, приехавший в Киевскую Русь Оттон поспешно бежал, поняв притворство русской княгини. А вскоре в Византию к новому императору Роману II отправились русские дружины, но уже как знак доброй воли правительницы Ольги.

Сергей Кириллов. Княгиня Ольга. Крещение Ольги

Вернувшись на родину, Ольга встретила яростное сопротивление перемене ее вероисповедания от собственного сына. Святослав «высмеивал» христианские ритуалы. На тот момент, в Киеве уже была православная церковь, однако практически все население было языческим.

Мудрость потребовалась Ольге и в этот момент. Она сумела остаться уверовавшей христианкой и любящей матерью. Святослав так и остался язычником, хотя в дальнейшем относился к христианам достаточно терпимо.

К тому же, избежав раскола в стране ненавязыванием своей веры населению, княгиня одновременно приблизила момент крещения Руси.

Благочестивые труды на родине

Домой княгиня Ольга прибыла с большим багажом икон и богослужебных книг. С ней же на Русь приехали и несколько православных священников, которым предстояло обращать ко Христу киевлян, поклонявшихся до той поры идолам. Повелением Ольги в Киеве на могиле первого христианина князя Аскольда воздвигли храм святителя Николая чудотворца, в который была помещена привезённая из Константинополя икона.

Святая княгиня Ольга много потрудилась также для прославления на Руси Пресвятой Троицы. Существует предание, что недалеко от родного села на берегу реки Великой она сподобилась узреть три сходящих с неба сияющих луча и тогда же предсказала, что в том месте будет возведён храм в честь Пресвятой Троицы и со временем зашумит большой торговый город. Сама же установила на берегу поклонный крест и основала храм, положивший начало строительству Пскова.

В самом же Киеве богомудрая правительница построила храм Святой Софии, который освятили в 960 году. Главной его святыней стал крест, которым благословил её во святом крещении Константинопольский патриарх. Сделан он был из Животворящего Древа Господня, через него было явлено немало чудес исцеления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector