Ольга равноапостольная

ЖИЗНЬ БУДУЩЕЙ СВЯТОЙ ОЛЬГИ ДО КРЕЩЕНИЯ, ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

  1. МОЛЕБЕН ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ
  2. МОЛЕБЕН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
  3. МОЛЕБЕН О ДАРОВАНИИ ДЕТЕЙ
  4. МОЛЕБЕН ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»

Святая Ольга – первая правительница Руси, принявшая христианство. Ее жизнь – не плод выдумки, не легенда, а ряд научно подтвержденных событий. Духовной матерью России называют святую многие источники. Рассказ о ее жизни помещен уже в первой древнерусской летописи «Повесть временных лет». Тем более почитаема святая Ольга православными людьми, что она служит образцом во многих сферах жизни.

Происходила будущая княгиня из рода Изборских князей села Выбуты под Псковом

Удивительно стала она невестой киевского князя Игоря: по преданию, князь охотился в тех местах, а переправляясь через реку, обратил внимание, что перевозчиком была красивая девушка. Начав делать ей недвусмысленные намеки, князь получил решительный отпор: Ольга заявила, что лучше бросится в реку, чем будет обесчещена

(Заметим, это происходило в языческие времена, но сила нравственных понятий девушки, будущей святой, была весьма велика). Князь Игорь отступился, но запомнил смелую красавицу, и когда его опекун князь Олег начал выбирать невесту названому сыну, собрав всех девушек Руси в Киеве, Игорь сам попросил о том, чтобы привезти в столицу целомудренную девушку из Выбут. К счастью, Ольга была не только мудра и красива, но и происходила из княжеского рода.

Супружеской паре не отпущено было долгое счастье. Только три года исполнилось их первенцу Святославу, как стала княгиня вдовой: племя древлян коварно убило в одном из военных походов князя Игоря.

Оставшаяся единственной правительницей Русской земли – ведь князь Олег уже умер, а Святослав был еще малышом – Ольга не растерялась. Она начала решать государственные дела и показала прекрасные способности в управлении государством. Слух об этом дошел и до древлян: справедливо испугавшись мести молодой вдовы, которую они поначалу считали слабой и неспособной ответить на убийство мужа, они посылали три посольства к Ольге, предлагая супружество с их князем. Все эти посольства княгиня уничтожила, а затем под видом согласия на брак вошла в древлянский город и перебила многих. Еще через некоторое время она собрала дружину и полностью разбила войско древлян, захватив их главный город.

Агиографы (составители жития) святой пишут, что такая жестокость не является примером для христианского подражания: приняв христианство, она по слову Христа стала молиться за обидчиков. Отмечают они, впрочем, что святая всю жизнь искала путь чести и правды, почему и просветил ее Господь со временем Светом Своей Истины. Известный Нестор-летописец писал, что Ольга искала лучшее на свете и нашла бесценный жемчуг — Христа Бога и Его учение.

Поход против древлян укрепил авторитет княгини, дал ей преданность дружины и уважение подданных. Из истории известны ее мудрые реформы находившегося в зачаточном состоянии Русского государства: деление земель на погосты-районы, которые она же после Крещения стала собирать вокруг церквей; появление новых городов, расцвет торговли. Именно княгиня Ольга первой задумалась об объединении государства под одной идеологией, одной верой – что более детально спланировал и осуществил со временем князь Владимир. Только единая духовная жизнь могла сделать Русь государством – ведь в языческие времена разные племена и области признавали своими покровителями разных богов, отчего возникали даже вооруженные конфликты.

О родственниках: родители, муж, сын, внук, правнук

Данных о семье святой не сохранилось, кроме утверждения летописца, что родители ее были «от рода варяжска», незнатными. Вероятность такого происхождения княгини подтверждается:

  • ее именем, славянской транскрипцией скандинавского «Хельга»;
  • археологическими находками близ Выбут, подтверждающими присутствие на этой земле варягов.

Источники сохранили также имена:

  • мужа святой, князя Игоря;
  • их сына, Святослава;
  • внуков – Ярополка, Олега, а также крестителя Руси Владимира;
  • княгиня имела также многочисленных правнуков, наиболее знаменит из которых благоверный князь Ярослав Мудрый.

Канонизация и общецерковное почитание

Канонизация «начальницы веры в земле Российской» совершилась на соборе 1547 года. Там же было подтверждено её всеобщее почитание ещё в домонгольский период. С этого момента начинает свою историю и её иконография

Важно заметить также, что за всю историю христианства среди шести женщин, причисленных к лику равноапостольных, этой чести удостоена и Святая Ольга

Икона, значение которой становится понятным из самой её композиции, представляет угодницу Божию держащей в одной руке крест, символизирующий веру, а в другой изображение храма – символ её миссионерства и распространения христианства на языческих землях. Те же символы можно видеть и на иконах иных носителей веры, например, равноапостольной княгини Тамары.

Жизнь без мужа

На плечи молодой женщины легла забота о сыне и о княжестве. Беспощадная к врагам Ольга была очень добра и справедлива к своим подданным. Народ ее любил за доброе сердце. Она ездила по земле русской, устраивая политическую и хозяйственную жизнь молодого государства. Именно она произвела централизацию власти киевского князя. Она управляла государством не как слабая женщина, но как сильный и разумный мужчина. Твердо держала она власть в своих руках и мужественно оборонялась от врагов.

До конца своих дней Ольга прожила честной вдовой, не желая больше выходить замуж. Ее целомудренный образ жизни стал примером для потомков. Ольга княжила до тех пор, пока Святослав не вырос. После этого она уступила ему трон без споров, а сама отошла от управления государством и жила в Вышгороде. Она учредила отдавать две трети от городских сборов Киеву, а треть оставлять на нужды ее города и двора. Именно при Ольге были определены первые границы Киевской Руси, появились заставы, на которых служили воспетые в былинах богатыри, охранявшие покой земли русской. При Ольге Русь начала становиться великой державой.

Почему святую Ольгу называют равноапостольной

Княгиня Ольга (Изборская) родилась в селе, недалеко от Пскова, предположительно в 920 году. О личности святой известно из «Повести временных лет», где сказано, что она стала избранницей киевского князя Игоря. Молодой князь познакомился с девушкой во время охоты и был поражен ее красотой, умом и целомудрием. Когда пришло время выбрать невесту – он вспомнил о Хельге (Вольге).

После смерти князя Игоря управлением подвластных русских земель занялась Ольга. Умная, жесткая правительница сумела оградить княжество от вражеских набегов, укрепить экономические связи внутри государства. Княгиня понимала, что в основе государства лежит не только хозяйственная, но и духовная общность людей. Примером для нее служила Византийская империя, где христианство стало стержнем общественных отношений.

Святая царица отправилась с дружиной в Константинополь, чтобы воочию увидеть религиозные обряды и познать сущность христианства. По прибытии в Константинополь Ольга приняла решение стать христианкой. Осуществил ее желание патриарх константинопольский Феофилакт.

В память о крещении княгиня получила от высшего духовенства Православной церкви священные дары:

  • именной крест, вырезанный из Креста, на котором был казнен Иисус Христос (части распятия были найдены и доставлены в Константинополь Еленой, матерью византийского императора, в VI веке);
  • святые образы;
  • Евангелии, Новый Завет, псалмы.

На кресте была сделана надпись: «Обновись, Русская Земля Святым Крестом, который приняла Ольга, благоверная княгиня».

По возвращении в Киев по велению царицы был построен храм в честь Николая Чудотворца. Княгиня приняла на себя роль проповедника христианских идей. Просвещение русских людей сопровождалось борьбой с языческими обрядами, идолопоклонством. В Пскове она заложила храм во имя Святой Троицы, ставший впоследствии главным собором города (Домом Троицы).

В 60-х годах X столетия в Киеве было закончено строительство, и прошло освящение Софийского собора. Княгиня преподнесла в дар собору свой константинопольский крест. Через 57 лет деревянное сооружение сгорело. Каменный собор был возведен в другом месте и освящен в 1030 году. В его алтаре был помещен именной крест княгини Ольги. Во время литовского владычества в Киеве святыня была утрачена.

Распространение христианства в киевском княжестве встречало ожесточенное сопротивление у поклонников язычества. Одним из противников был сын княгини, Святослав. Несмотря на уговоры матери, он отказывался принять крещение, мотивируя это тем, что бояре и дружинники не воспринимают новую веру. Ольга продолжала апостольскую деятельность, надеясь, что сын со временем одумается и примет истинного Бога.

Святослав поначалу не препятствовал проведению христианских обрядов, но под влиянием языческого окружения в дальнейшем начал преследование крещенных в Иисуса Христа, разрушать церкви. Видя гонения на христиан, Ольга со скорбью говорила сыну, что без веры ждет его скорбный конец.

Отойдя от дел, княгиня жила в Киеве, стараясь внушить внукам, Ярополку, Олегу и Владимиру, христианские заповеди. Крестить детей без согласия Святослава она не решалась, опасаясь его гнева. Антихристианские настроения были столь агрессивны, что княгиня стала совершать молебны и обряды втайне ото всех.

Незадолго до кончины Ольгу сразила тяжелая болезнь. Она в последний раз попыталась склонить сына к принятию христианства и взяла с него слово, что ее похоронят по христианскому обряду. 11 июля 969 года равноапостольная Ольга отдала Богу душу со словами молитвы о Земле Русской.

Внук святой Ольги, великий киевский князь Владимир, стал продолжателем ее дела и прославился, как креститель Руси. По его повелению нетленные мощи первопрестольной были помещены в саркофаг в храме Успения Пресвятой Богородицы. В 1547 году равноапостольная Ольга была канонизирована и стала первой русской святой женщиной.

Канонизация и общецерковное почитание

Канонизация «начальницы веры в земле Российской» совершилась на соборе 1547 года. Там же было подтверждено её всеобщее почитание ещё в домонгольский период. С этого момента начинает свою историю и её иконография

Важно заметить также, что за всю историю христианства среди шести женщин, причисленных к лику равноапостольных, этой чести удостоена и Святая Ольга

Икона, значение которой становится понятным из самой её композиции, представляет угодницу Божию держащей в одной руке крест, символизирующий веру, а в другой изображение храма – символ её миссионерства и распространения христианства на языческих землях. Те же символы можно видеть и на иконах иных носителей веры, например, равноапостольной княгини Тамары.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Крила́ми Богоразу́мия впери́вши тво́й ум,/ возлете́ла еси́ превы́ше ви́димая тва́ри,/ взыска́вши Бо́га и Творца́ вся́ческих,/ и, Того́ обре́тши, па́ки рожде́ние Креще́нием прия́ла еси́:/ дре́ва живо́тнаго наслажда́ющися,// нетле́нна вове́ки пребыва́еши, О́льго присносла́вная.

Ин тропарь, глас 8

В тебе́, Богому́драя Еле́но,/ изве́стен спасе́ния о́браз бы́сть в Ру́сстей стране́,/ я́ко, прии́мши ба́ню свята́го Креще́ния,/ после́довала еси́ Христу́,/ творя́щи же и уча́щи, е́же оста́вити и́дольскую пре́лесть,/ восприя́ти же попече́ние о души́, ве́щи безсме́ртней,/ те́мже и со А́нгелы ра́дуется,// равноапо́стольная, дух твой.

Ин тропарь, глас 4

Оста́вивши ле́сть и́дольскую,/ после́довала еси́ Христу́, Безсме́ртному Жениху́,/ О́льго Богому́драя,/ в Его́же черто́зе ра́дующися, непреста́нно моли́ся// о чту́щих ве́рою и любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Ин тропарь, е́ллинский (из Минеи МП), глас 3

Свята́я равноапо́стольная избра́ннице Христо́ва,/ княги́не О́льго,/ наро́д твой слове́сным и чи́стым Христо́вым млеко́м напои́вшая,/ моли́ся Ми́лостиву Бо́гу,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Ин тропарь (из греческой Минеи, перевод Наталии Бахаревой), глас 3

Боже́ственныя ве́ры нача́ло свято́е/ в Росси́и показа́лася еси́,/ ко благода́ти Спа́сове прише́дши/ и к ней лю́дие твоя́ приве́дши,/ я́ко и́стинная цари́ца и богоприя́тная./ О́льго сла́вная,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 4

Воспое́м днесь Благоде́теля всех Бо́га,/ просла́вльшаго в Росси́и О́льгу Богому́друю,/ да моли́твами ея́/ пода́ст душа́м на́шим грехо́в оставле́ние.

Ин кондак, глас 4

Яви́ся дне́сь благода́ть всех Бо́га,/ просла́вльши в Руси́ О́льгу Богому́друю,/ моли́твами ея́, Го́споди,// лю́дем пода́ждь грехо́м оставле́ние.

Величание

Велича́ем тя,/ блаже́нная и равноапо́стольная княги́не О́льго,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ и́долы попра́вшую/ и мно́гия лю́ди росси́йския святы́м Креще́нием просвети́вшую.

Ино величание

Велича́ем тя,/ свята́я равноапо́стольная княги́не О́льго,/ я́ко зарю́ у́треннюю в земли́ на́шей возсия́вшую/ и свет ве́ры Правосла́вныя/ наро́ду своему́ предвозвести́вшую.

Святая Ольга и ее образ: о чем просить

Иконы небесной покровительницы страны имеются во многих храмах, ведь это иконописное напоминание о том, кому в огромной степени обязана Русь тем, что обрела наименование Святой.

Поскольку равноапостольная княгиня явилась первой на Руси правительницей-христианкой, будет логичным молиться ей об укреплении и распространении веры православной, об усилении оборонных возможностей державы. Это, так сказать, в глобальном масштабе.

Что же касается личных проблем, то святая Ольга, как покровительница вдов и матерей, помогает вот в чем:

  • утешении вдов и защите их от обидчиков;
  • умягчении сердец недругов;
  • помощи в деле воспитания детей-внуков;
  • создании благочестивой семьи (как девицам в замужестве, так и молодым людям — в женитьбе);
  • сохранении чувств супругов на протяжении всей семейной жизни;
  • возвращении в семью заблудшего мужа.

К иконе святой обращаются с просьбой уберечь от беды, особенно детей; оградить дом от людей с недобрыми помыслами.

Зафиксированы случаи помощи иконы душевнобольным. Молитва перед ней также помогает справиться с болью от потери близкого человека; разрешить споры и достойно выйти из конфликтных ситуаций.

Очень полезно молиться св. Ольге, когда только пришел к православной вере, принял Таинство Крещения — чтобы:

  • укрепила на пути праведном,
  • наполнила сердце Божией благодатью, чтобы достойно противостоять повседневным искушениям,
  • помогла обрести духовную и житейскую мудрость,
  • способствовала вразумлению неверующих или же заблудших близких, поддавшихся сектантским учениям,
  • наставляла на справедливые деяния.

Защитницей и пособницей она становится по молитвам помочь в совершении любого достойного дела. Можно сказать, что ее заступления и помощи уместно просить абсолютно во всем, особенно если учесть, что молишься сердечно и с живой верой.

История жизни св. Ольги

За свою долгую жизнь Ольге было суждено узнать не только привилегии княжеского звания, но и печали обычной женщины. Но русские люди всегда отличались терпением и сильной волей, которые у лучших со временем становились святостью. Княгиня стала первой христианской правительницей, которую узнала страна.

Предание сохранило интересный рассказ о встрече юной Ольги с князем Игорем, который впоследствии стал ее мужем. Он переправлялся на лодке через реку, вдруг заметил, что возница не парень, а девица в мужской одежде. От покушения на девичью честь удержали его мудрые речи девушки. И когда пришло время выбирать жену, Игорь вспомнил знакомую, которая поразила его мудростью.

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Точные дата и место рождения св. Ольги не установлены, считается что она появилась на свет под Псковом в конце 9 в. После замужества про Ольгу долго ничего не пишется, из этого можно сделать вывод, что особых потрясений в тот период не случалось. Кризис в ее жизни начинается с коварного убийства супруга.

На иконах святая Ольга изображается уже в статусе правительницы русских земель, о чем говорят соответствующие одежды. В правой руке она держит православный крест (он имеет 8 концов, католический — только 4). Крест на многих иконах высоко поднят — правительница как бы показывает врагам, что ее подданные под защитой Христа. В правой руке она часто держит небольшое изображение храма.

Массовое крещение Руси стало заметной вехой в истории страны. Но княгиня Ольга крестилась намного раньше, так что неправильно представлять факт принятия христианства как нечто неожиданное. Князь Владимир знал о нем с раннего детства, благодаря своей бабушке.

На иконах княгиня Ольга называется равноапостольной. Очень редко женщины прославлялись с таким титулом. Дается он только за распространение веры христианской. Одного княжеского статуса тут недостаточно — надо обладать терпением, своей жизнью показывать, каким должен быть христианин. На момент крещения Ольга уже состоялась как успешная мудрая правительница:

Установила западные, южные границы страны.

Развивала торговые отношения с соседними странами.

Пресекла междоусобные войны.

По возвращении на Родину святая стала проповедовать Христа, возводить храмы по всей стране. Сын Святослав оставался язычником — хотя он и не мешал матери, поднимал на смех всех, кто принимал крещение. Ольга терпеливо молилась за него, воспитывала внуков в православной вере. При ее жизни большинство окружающих сохранило языческую веру, но святая умерла в надежде на то, что над всей страной воссияет свет Христов. Похоронили ее саму по христианскому обряду, в земле.

Иконография

Она начала складываться уже с первых десятилетий по кончине святой.

Как изображают

Обычно она пишется по чину других равноапостольных святых. Ее изображение традиционно близко к иконам ее святой покровительницы, царицы Елены (в Крещении Ольга взяла ее имя), также равноапостольной.

  • Ольга изображается стоящей;
  • в руках ее крест, с которым обычно изображают проповедовавших Христа;
  • на левой руке княгини чаще всего изображается как бы держимый ею храм;
  • одежды святой – царские или княжеские; при этом на ранних образах это чаще всего византийские облачения, а также корона; позже появляются иконы княгини, облаченной русскими княжескими одеждами, в традиционной для княгинь шапке.

Какие символы используют

Среди них:

  • крест, по слову св. Апостола, говорившего: «… слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1:18);
  • церковь; это – отсылка к возведенному по повелению княгини Троицкому собору Пскова, но также – свидетельство того, что княгиня строила на Руси и другие храмы, распространяя веру;
  • одежды святой обычно имеют алый и золотой цвета; оба являются символами достоинства власти, но также символами Царства Небесного.

Богословский смысл

По словам богослова иконописи, Л.А.Успенского, икона «есть образ человека, в котором реально пребывает попаляющая страсти и всеосвящающая благодать Духа Святого». Это – не «портрет» святого, а «окно» в Царство Небесное, необходимое для молитвенного общения с угодником Божиим. Отсюда соединение в изображениях земного и небесного, временного и вечного.

Икона равноапостольной княгини Ольги значение и в чем помогает

Святая Ольга считается матерью духовенства на Руси. Именно она со своим внуком Владимиром изгнали язычество и окрестили Русь. Во многих храмах и церквях имеется икона равноапостольной княгини Ольги, к которой за помощью обращаются многие христиане, как к духовной матери народа русского. Почитают память святой княгини ежегодно 11 июля.

Значение иконы «Святая Ольга»

Значение этого образа для православного мира трудно переоценить. Именно святой Ольге принадлежит самое большое чудо — Крещение Всея Руси. Поэтому и сегодня многие люди преклоняются в молитве этой святой.

Равноапостольная Ольга приравнивается по значению к апостолам, так как ее роль в становлении христианства очень велика, и только 6 женщин имели возможность в свое время получить такое призвание. При крещении, Святая Ольга получила имя Елены — святой, которая обрела Животворящий Крест. Служба Ольги Господу была такой же значимой, так как способствовала духовному развитию целого народа.

При жизни святая Ольга отличалась решительным характером и мудростью. Слезы она позволила себе только раз, когда увидела мертвое тело своего супруга Игоря. После его смерти она правила Русью, и ее методы руководства вызывали только уважение и похвалу. За свою жизнь она не смогла полностью установить православие в стране, но прекрасно воспитала своего внука Владимира в традициях веры. А он уже и совершил Крещение Руси в память про свою бабушку.

По легенде, когда мощи княгини Ольги извлекли, они были нетленны. Их поместили в гробницу, дабы веряне увидели их чудотворное сияние и могли получить исцеление от различных тяжелых болезней.

В чем помогает икона святой Ольги

Как одна из главных святынь христианства, икона святой Ольги помогает в разных ситуациях:

  • уберечь своих детей и себя от бед;
  • пережить горечь потери любимого человека;
  • защитится от проникновения злых сил в дом;
  • обрести житейскую мудрость и поступать справедливо;
  • укрепить веру;
  • пережить опасные ситуации;
  • решить конфликты и споры.

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице русская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице.

К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами, вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове.

В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вдовы о защите, о помощи, о приосвещении и умягчении обидчиков (составлена святой равноапостольной великой княгиней Ольгой):

О премилостивый Господи Боже мой Иисус Христос, прилпе душе моя по Тебе, и мене прият десница Твоя: приклони ухо Твое ко мне и услыши молитву мою. И дай ми путь обрести, имже ми получу угодити Тебе: бо жажду источника спасения.

Помощник ми буди и не остави мене. Боже Спасителю мой, яко Отец мой и мати моя остависта мя, и супруга лишена бых; от него же единаго сына прижих, и той непокорен и неверен, такоже и людие неверни. Ты же, Господи, едину мя на упование призвал еси.

Аз же, Господи, на милость Твою уповах и на пучину щедрот Твоих надежу душа моя возлагаю и, к Тебе прибегая, молюся: научи мя творит волю Твою и спаси мя от рода сего строптиваго, множества неверных людей. Аще они заблудили суть от Твоея благодати, но Ты, Владыко, человеколюбия Своего ради, не презри их, но посети и в разум призови, и своему познанию приведи.

Якоже и от мене древле учюженую присвоил еси достоянию Твоему, тако, Господи, и люди сия, болящая неверием, исцели благоверием и, к Себе обратив, привлецы, да и ти, некогда просвещении Тобою бывше, прославят имя Твое Пресвятое Отца и Сына и Святаго Духа в род, и в роды, и вовеки.

Икона «Святая Ольга» является великой православной святыней, поэтому ее наличие в домашнем иконостасе приветствуется, особенно, если в семье имеются Ольги.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святой равноапостольной княгине Ольге:

Когда, как и почему причислили к лику святых

Годом канонизации святой обычно считается 1547

Однако современные историки обращают внимание на то, что почитание как Ольги, так еще десятков угодников Божиих к этому времени уже сложилось, но, по словам отцов Поместного Собора 1547 г., «не бе им до днесь соборного пениа». Именно празднование давно прославленным святым и установил Собор, созванный также угодником Божиим, свт

Макарием, Митрополитом Московским.

Церковь признает святую равноапостольной, основанием для чего являются:

  • проповедь Христа на Русской земле, ранее непросвещенной истинной верой – поистине апостольский труд;
  • широкое народное почитание угодницы Божией, которое сложилось сразу по ее кончине;
  • многочисленные чудеса, происходившие от ее мощей, икон.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector