Братья и сестры ярослава мудрого

Князь Владимир Святославич: происхождение и биография

Зайти стоит издалека, еще от отца будущего правителя киевского. Убежденный язычник, носивший на лысой голове чуб на одну сторону, отчаянный боец и могучий ратник, но не много смыслящий в дипломатии, князь Святослав, согласно дошедшим до нас сведениям из летописей, имел троих сыновей. Матери первых двух (Ярополка и Олега) неизвестны, но многие думают, что родила их знаменитая угорская (венгерская) принцесса Предслава, упомянутая еще в военно-торговом договоре с Византией 944 года. Матерью младшенького, Владимира, стала ключница Малуша.

Важно

Точных данных о том, кем была Малуша Любечанка нет, однако известно, что у княгини Ольги она была ключницей. Якобы ее привез Игорь из военного похода на Византию еще девочкой и подарил любимой супруге в качестве помощницы и рабыни. Ольга полюбила девушку, словно родную дочь, сделала ее собственной милостницей, а потом и подарила в качестве наложницы Святослава Игоревича. По преданию, она являлась родной сестрой Добрыни, который стал прообразом второго былинного богатыря, после Ильи Муромца.

Происхождение

Точный год рождения Владимира Святославича неизвестен, «Повесть временных лет» почему-то не указывает таких- сведений, но историки пытаются высчитать ее хотя бы приблизительно. Есть сведения, что батюшка князя Святослав родился в 942 году, а его старший отпрыск появился на свет году в 977-ом. Из этого можно сделать вывод, что приблизительным годом рождения самого Владимира наиболее вероятно является 960-ый.

Относительно места рождения будущего крестителя всей Руси, тоже сведения достаточно ненадежны. К примеру, Никоновская, а также Устюжская летописи называют село Будутин или Будятин. Однако датируются эти документы только шестнадцатым веком, то есть за пять-шесть сотен лет после вышеозначенных событий. Знаменитый российский историк, нумизмат и палеограф Дмитрий Иванович Прозоровский считал, что Малуша была отослана в эту деревню именно потому, что забеременела от Святослава во грехе, то есть вне брака.

Будучи уже на то время ярой приверженкой христианства, да еще и крещеной, Ольга не могла потерпеть такого позора. О локализации деревни, в которой родился будущий Красно Солнышко, известно мало. Некоторые считают, что это деревня Будник, неподалеку от Пскова, другие называют Будатин, что под Гомелем. Кроме того, в непосредственной близости к Владимиру-Волынскому имеется село Будятычи, которое тоже вполне могло стать место ссылки для опальной ключницы.

Немного по-другому рассказывает и видит эту историю Юрий Дыба. Он считает, что родился Владимир в 962 году. Перед этим бабушка его Ольга написала королю Оттону I Великому, который и прислал ей миссийного епископа Адальберта. Он приехал, но язычник Святослав отнесся к этому крайне негативно, он никогда не поддерживал стремление матери в христианство, считая это предательством веры предков. Князь решил уничтожить миссию, а потому и отослал беременную Малушу в деревню, чтобы не навредить малышу. Когда епископ удирал из Киева, практически все его соратники были убиты, да он и сам чудом спасся, до конца жизни впоследствии называя Русь адом на земле

Получается, что предосторожность действительно мела смысл

Личные качества

Дальнейшая судьба ключницы Малуши, после рождения сына Владимира, достоверно неизвестна. Говорят, что прожила она долгую и счастливую жизнь и даже имеются свидетельства этого. Так в «Саге о йомсвикингах» конца десятого века рассказывается история, будто есть такой король Владимир в земле Гардарике, и есть у него старая мать, которая уже ходить не может, из-за чего ее и носят в креслах. Однако ум имеет крепкий и чистый, а также обладает даром предвидения. Она якобы в большой годовой праздник делает предсказания, которые всегда сбываются.

Как бы там ни было, но малыша Владимира отправили в Киев, на воспитание к его бабушке Ольге. Однако это не значит, что за ребенком бегали мамки да няньки, вовсе нет. Жизнь в Древней Руси была сурова и там некогда было разводить сентименты. К воспитанию самого младшего княжича подключили дядю, то есть родного брата ее матери Добрыню. Именно он стал первым другом, защитой, опорой и надежным плечом для Владимира на долгие годы.

Мальчик подрастал умным, смекалистым, задорным, а также обладал достаточно амбициозным характером. Он считал, что отец обделил его и Олега, распределив княжения таким образом, что в Киеве сидел Ярополк, который совершенно этого не заслуживал. ОН прекрасно владел оружием и всегда был вместе со всеми в охоте и сражении. За спинами друзей и ратников не прятался, но и бездумно на смерть не шел.

Семья и дети

Почему князя Владимира называли Красное Солнышко? Кратко об этом можно сказать так: Владимир стал первым святым на Руси и положил начало возникновению христианства на русской земле. А какая же личная жизнь была у князя? Владимир отличался большой любвеобильностью. Языческая вера это поощряла: «чем больше у правителя будет жен, наложниц и детей, тем крепче будет государство», так гласило предание. Но тот, кто выдвигал эту теорию, сильно ошибся. Мир может быть только в моногамии. К концу своей жизни к этой мысли пришел и Владимир. Но изменить своих поступков он уже не мог. Официально у него было 5 жен. Первую – Олофи — он нашел в Скандинавии, вторую – Рогнеду — забрал силой из Полоцка, третья – Адель — была родом из Чехии, Манфреда – из Болгарии. Юлия, жена брата Владимира, была взята в наложницы уже беременной.

Анна была первой женой русского князя после крещения, а второй женой его была внучка Оттона I, немецкого правителя. Помимо официальных связей, у Владимира было много любовниц. Признанных детей у правителя было более 20, 11 из них – мальчики, а значит, наследники престола.

Новгород

Князь Святослав все время проводил в военных походах и мало интересовался внутренними делами подвластных земель. Поэтому он раздал принадлежащие ему территории сыновьям. Ярополку достался Киев, Олегу – Древлянская область (современная Беларусь), а Владимир получил Новгород.

Святослав Игоревич, отец Владимира

В 972 году Святослав Игоревич погиб в бою с печенегами, и его наследники стали полноправными хозяевами своих владений. Но вскоре между братьями началась междоусобная война. Причиной послужила смерть соратника Ярополка от руки Олега. Разгневанный Ярополк принял решение наказать брата и отобрать у него древлянские земли. В первом же сражении войско Олега было разгромлено, а сам он погиб, задавленный на мосту убегающими в панике дружинниками. Ярополк присоединил захваченные земли к своим владениям и устремил взгляд на Новгород.

Новгород в X столетии

Почувствовав опасность, Владимир сбежал к своим друзьям варягам в Скандинавию, и Ярополк стал единовластным правителем всей Руси. Но ненадолго. Владимир не сидел за морем сложа руки. Он быстро нашел себе союзников, собрал войско и через два года вернул себе Новгород. Местные жители встретили князя с восторгом и пополнили ряды его дружины. Почувствовав свою силу, Владимир решил и дальше отвоевывать у брата русские земли.

Жены

Полоцкая княжна Рогнеда Рогволдовна

Рогнеда Рогволдовна
Рогнеда была полоцкой княжной, дочерью князя Рогволода. После поражения отца и взятия Полоцка войсками князя Владимира Святославича была была по совету его воеводы Добрыни обесчещена на глазах родителей, после чего насильно взята им в жены.

В браке Рогнеды и Владимира родилось 6 детей, в том числе Изяслав — родоначальник династии Изяславичей Полоцких, и Ярослав Мудрый, победивший в противостоянии за киевский престол с другими потомками великого князя Владимира.

Византийская царевна Анна

Византийская царевна Анна

Согласно «Повести временных лет», Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жёны, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения. Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.»

Прочие жёны

Владимир был до крещения известен как «великий распутник» — у него было более 800 наложниц в разных городах. Помимо этого, ещё до перехода в христианство, Владимир состоял в языческих браках. Кроме вышеописанной Рогнеды в летописях упоминается его связи с «чехиней» и «болгарыней». Кроме того, Владимир сделал наложницей беременную вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка.

После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках — с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011 году, с неизвестной «мачехой Ярослава», попавшей в плен к Святополку в 1018 году.

Владимир I. Киевское княжение

Собрав под своим стягом варяг, славян, чуди и кривичей, Владимир летом 978 года двинулся на Киев. Главные полки князя передвигались на ладьях по рекам, конница шла берегом. Но вдруг Владимир сменил направление — отправился в Полоцк и нанёс по городу внезапный и сокрушительный удар

Заколов полоцкого князя и двух его сыновей, изнасиловав княжескую дочь Рогнеду, которая за несколько недель до этого имела неосторожность оскорбить Владимира, просившего её руки («Не пойду за сына рабыни», — были её слова), Владимир Святославич повернул на Киев. Разорять город, свою будущую столицу, он не стал, прибегнул к хитрости

Подкупив киевского воеводу Блуда, Владимир выманил Ярополка из Киева в Родень, где на переговорах отдал приказ двум варягам поднять брата «на мечи».

Став великим князем над Киевом и всей землёй русской, Владимир понимал, что победа его свершилась в большей степени потому, что язычники-киевляне были недовольны Ярополком, который до гибели слишком тесно общался с христианами, в том числе и с германским королём Оттоном I. Да и женой экс-князя была греческая монахиня, ставшая в конечном итоге наложницей Владимира.

Владимир идет в поход на печенегов. (runivers.ru)

Право на власть следовало подтверждать воинскими успехами и расширением границ государства. Владимир принялся покорять окрестные племена. В 979 году он совершил поход в земли волынян, закончившийся подчинением их Киеву. В 981 году завоевал вятичей. Ляхов, Перемышль, Червен и многие другие города не устояли под напором киевского князя и его дружины. В многолетней борьбе Владимир сумел покорить и свирепое племя вятичей, и племя радимичей, и волжских булгар. Одержав победу над многими народами, князь стал всерьёз задумываться о выборе новой веры — огромную территорию, не имевшую общей религии, нужно было удержать.

После смерти князя Владимира осталось 13 его сыновей и не менее 10-ти дочерей

До своего крещения, по свидетельствам современников, князь Владимир отличался распутным образом жизни, имел несколько жён и множество рабынь и наложниц. В результате после его смерти у него осталось 13 сыновей и не менее 10 дочерей (точное их число неизвестно). Среди сыновей князя можно назвать:

  • Вышеслава;
  • Святополка Окаянного;
  • Изяслава;
  • Мстислава;
  • Ярослава Мудрого; Всеволода;
  • Мстислава Тмутараканского;
  • Станислава;
  • Судислава;
  • Святослава Древлянского;
  • Подвиза;
  • Бориса и Глеба.

При этом практически все сыновья князя Владимира получили земли для княжения. Наследником же киевского стола он хотел сделать князя Бориса, но его подло убил Святополк Окаянный. В результате длительной борьбы на княжение вместо отца в конце-концов сел князь Ярослав Мудрый.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Уподо́бился еси́ купцу́ и́щущему до́браго би́сера,/ славнодержа́вный Влади́мире,/ на высоте́ стола́ седя́ ма́тере градо́в, богоспаса́емаго Ки́ева,/ испыту́я же и посыла́я к Ца́рскому Гра́ду уве́дети правосла́вную ве́ру,/ обре́л еси́ безце́нный би́сер Христа́,/ избра́вшаго тя́ я́ко втора́го Па́вла,/ и оттря́сшаго слепоту́ во святе́й купе́ли,/ душе́вную, вку́пе и теле́сную./ Те́мже пра́зднуем твое́ успе́ние,/ лю́дие твои́ су́ще:// моли́ спасти́ся держа́вы твоея́ Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых .

Ин тропарь, глас 1

Я́ко нача́льнику Креще́ния/ и ко́реню ве́ры Боже́ственныя,/ и́долов разруши телю,/ блаже́нне кня́же Васи́лие равноапо́стольне, вопие́м ти́:/ сла́ва вразу́мльшему тя́ Христу́ Бо́гу,/ сла́ва освяти́вшему тя́ Креще́нием Свои́м,// сла́ва просвети́вшему тобо́ю всю́ страну́ Ру́сскую.

Ин тропарь, глас 8

Правове́рия наста́вниче/ и всея́ Руси́ просвети́телю,/ благочести́вый вели́кий кня́же Влади́мире,/ святы́м Креще́нием все́х просвети́л еси́/ и це́ркви мно́ги сла́вны украси́л еси́,/ о прему́дре Васи́лие,/ Христа́ Бо́га моли́// спасти́ся душа́м на́шим.

Монахиня Иулиания (Соколова). Киевские чудотворцы (фрагмент иконы Всех святых в земле Российской просиявших, кон. 1920-х — нач. 1930-х гг.). Ризница Троице-Сергиевой лавры

Тропарь Собора Киевских святых, глас 8

Насади́теля ве́ры и князе́й Ки́евских верхо́внаго/ дне́сь собо́р святы́х Ки́евских я́ко первонача́льника своего́ восхваля́ет,/ апо́стола Андре́я во благове́стии подража́теля,/ Кири́лла и Мефо́дия трудо́в о просвеще́нии продолжа́теля,/ блаже́нных Аско́льда со О́льгою прее́мника во правове́рии ./ Те́мже и вси́ лю́дие воспева́ют отца́ своего́, ве́рно вопию́ще:/ Христа́ Бо́га моли́ ми́р оте́честву на́шему дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Подо́бствовав вели́кому апо́столу Па́влу, в седи́нах, всесла́вне Влади́мире,/ вся́, я́ко младе́нческая, мудрова́ния, я́же о и́долех тща́ния, оста́вль,/ я́ко му́ж соверше́нный, украси́лся еси́ Боже́ственнаго Креще́ния багряни́цею,/ и ны́не,Спа́су Христу́ в весе́лии предстоя́,// моли́ спасти́ся держа́вы Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых .

Ин кондак, глас 8

Изря́дному воево́де и правове́рному,/ благода́рственная воспису́ет ти́ вся́ Ру́сь, Васи́лие,/ иму́щи тя́ нача́льника и засту́пника,/ я́ко изба́вил еси́ на́с от вся́кия скве́рны и ле́сти,/ те́мже ти́ вопие́м:// ра́дуйся, вели́кий кня́же Влади́мире преблаже́нне.

Ин кондак, глас 4

Оте́ческу пре́лесть, и́долы, я́ко су́етни, отве́рг,/ Христа́, все́х и́стиннаго Бо́га, Царя́ и Благода́теля, позна́л еси́./ Те́мже и лю́ди, изря́дны Тому́, святы́м Креще́нием просвети́л еси́,/ пресла́вне Влади́мире. / Сего́ ра́ди почита́ем тя́,/ я́ко Тро́ице служи́теля,// Христа́ моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Величание

Велича́ем тя́,/ святы́й равноапо́стольный вели́кий кня́же Влади́мире,/ и чти́м святу́ю па́мять твою́,/ и́долы попра́вшаго// и всю́ Росси́йскую зе́млю святы́м Креще́нием просвети́вшаго .

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

Князь Киевский

Добавив к своему войску дружинников Ярополка, Владимир вошел в Киев. У него уже было достаточно своих воинов, чтобы отказаться от помощи варягов, которые к тому же привыкли грабить захваченные земли. А Киев на разграбление Владимир отдавать не собирался. Поэтому, оставив себе самых преданных и талантливых соратников, остальных отправил в Константинополь, посулив им «золотые горы» и новые возможности для обогащения. А сам попросил византийского императора взять их себе на службу и развести по разным местам, тем самым оказав ему военную помощь.

Княжение Владимира в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Реформировав свое войско, князь приступил к укреплению собственной власти. За основу он решил взять языческую религию, которая должна была оправдать привычный ему разгульный образ жизни (князь имел пять законных жен и около тысячи наложниц).

Поход Владимира Святославича против печенегов

Владимир построил в Киеве капище, где были сооружены огромные идолы главных языческих богов. Там регулярно устраивались обряды и жертвоприношения, которые, по мнению князя, должны были укрепить его власть. До наших дней дошло изображение главного бога Перуна с человеческой головой в шлеме и с усами, олицетворяющего, судя по всему, самого князя Владимира.

Первые десять лет его правления Русью ознаменовались многочисленными победами над внешними врагами и объединением русских земель в единое государство.

Карта Руси при Владимире Святославиче

Но с расширением границ на запад все актуальней становился вопрос смены религии на одну из более распространенных и передовых. Владимир был дальновидным политиком и понимал, что язычество становится препятствием для дальнейшего развития Руси. В его землях уже давно появилось большое количество приверженцев христианства, среди которых была и бабка Владимира, княгиня Ольга. 

Тщательно взвесив все за и против, переговорив с влиятельными представителями различных конфессий и посоветовавшись с мудрыми старцами и вельможами, Владимир решил остановить свой выбор на христианстве, принятие которого сулило бы для Руси дополнительные выгоды в отношениях с Византией.

Родился святой от рабыни Малуши, отец Владимира — киевский князь Святослав Игоревич, его бабка равноапостольная княгиня Ольга

Биография святого князя Владимира Святославовича интересна и необычна. Дело в том, что будущий киевский князь и Креститель Руси родился от брака киевского князя Святослава Игоревича и ключницы Малуши, его наложницы.

Она происходила родом из города Любич и служила раздатчицей милости у княгини Ольги, бабки Владимира. Необходимо при этом отметить, что сын рабыни по языческим обычаям мог наследовать отцу и поэтому Владимир считался полноправным наследником Святослав Игоревича.

«Князь Святослав». Владимир Киреев. 2011 год. Святой равноапостольный князь Владимир родился от Малуши, наложницы своего отца князя Святослава Игоревича

Имя святого означает «владеющий миром». Год его рождения неизвестен, при этом отец Владимира Святослав родился в 942 году, а старший сын Владимира Вышеслав — около 977 года. Основываясь на этих двух датах, историки выводят год рождения с точностью до нескольких лет.

Это 960 год. Место рождения, согласно Никоновской и Устюжской летописи, — село Будутино или Будятино. Сюда княгиня Ольга, разгневавшись за нарушение заповеди «не прелюбодействуй», сослала Малушу.

Мать князя Владимира Святославовича — ключница Малуша, наложница его отца Святослава.

Летописи ничего не говорят о том, как сложилась в дальнейшем судьба Малуши. Малолетнего же Владимира отправили в Киев под присмотр княгини Ольги. Воспитание мальчика поручили его дяде по матери воеводе Добрыни. Это считалось на Руси обычным делом, и многие князья доверяли воспитание наследников старшим дружинникам.

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Болгарская икона. Князь Владимир Святославович воспитывался под присмотром своей бабки, княгини Ольги

Согласно «Повести временных лет» Владимир считался третьим по старшинству среди сыновей Святослава после Ярополка и Олега. Именно поэтому он занял княжеский стол в Новгороде. Здесь его наставником и воеводой стал всё тот же Добрыня.

Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Олаф I Трюггвасон провёл детство и юность в Новгороде, куда бежал от преследований на Родине. Покровительствовал ему правивший Новгородом в то время князь Владимир.

Общая характеристика правления

Правление Владимира I Святославича можно условно разделить на три этапа: в начале князь боролся за власть в междоусобной войне с братом Ярополком, а после убийства брата и захвата контроля над Киевом — подавлял восстания племен вятичей и радимичей.

Далее Владимир сконцентрировался на постепенном расширении влияния Киева и укреплении собственной власти: проводились походы на территории сопредельных государств и племён, после взятия Херсонеса и согласия князя на крещение византийские императоры согласились выдать за него царевну Анну, а сам Владимир приступил к объединению государства посредством насаждения новой единой религии — христианства. С 988 года обостряется печенежская проблема и для защиты от постоянных набегов кочевников князь приказывает строить на границе города-крепости, а затем населяет их представителями северных племён.

На финальном этапе князь уже не совершал походы сам — командование дружиной было поручено воеводам и любимому сыну Борису, которому он планировал передать Киев в обход существующей традиции наследования по страшинству. На последнем году жизни сразу два его сына, Святополк и Ярослав, восстали против Владимира, но великий князь уже был стар и разболевшись умер 15 июля 1015 года. После смерти князя его наследники развязали вторую междоусобицу на Руси, в которой многие из них были убиты.

Внутренняя политика

Общая схема внутренней политики Владимира I Святославича

После победы в междоусобице и захвата Киева, Владимир старался централизировать княжескую власть. «Языческая» реформа не смогла решить этот вопрос и в 988 году князь осуществил кардинальный слом — провел крещение Руси.

Греческая культура стала проникать в жизнь восточных славян — строились храмы, открывались школы, впервые начинается чеканка монет. Недовольные политикой князя мигрируют в северном и северо-восточном направлениях.

Накопленные противоречия не позволили князю осуществить последнюю из задуманных реформ — вместо наследования по старшинству Владимир хотел назначить одного из любимых младших сыновей правителем Киева, но умер и старшие наследники развязяли междоусобицу.

Внешняя политика

Внешняя политика Владимира I Святославича — карта с направлениями походов

Походы осуществлялись во всех направлениях, но наибольших успехов князю удалось добиться в конкуренции с поляками за пограничные земли и племена, а также в отношениях с Византией — брак с царевной Анной и последующее крещение Руси Владимиром сблизило два государства.

Столкнувшись с необходимостью противостоять печенегам Владимир организовал оборону границ госдуарства и смог временно снизить число набегов к концу правления, однако решить «печенежский вопрос» предстояло лишь его сыну Ярославу Мудрому.

Также в последние годы новый польский князь Болеслав I попытался было воевать с Владимиром, но вскоре заключил мир и скрепил его династическим браком с сыном киевского князя Святополком. После смерти Владимира именно Болеслав помог Святополку захватить Киев.

Крещение Руси

Вернувшись в Киев после войны, Владимир принялся активно насаждать христианство. На Русь были приглашены греческие священники. После крещения (в крещении принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II) Владимир старался быть образцом христианского правителя. Князь заботился о просвещении, построил храмы, в том числе Десятинную церковь в Киеве (991-996). На ее содержание Владимир ввел отчисления из княжеских доходов (десятую часть — «десятину»).

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира.

Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, Белгороде Киевском, Переяславле и Чернигове.

Карта Руси в правление Владимира

В поисках новой объединяющей идеологии

Пантеон богов у различных племен, населявших владения Владимира, был достаточно разнообразный, поэтому язычество препятствовало формированию мощного унитарного государства. Будучи дальновидным политиком, князь понимал, что стране необходима более передовая религия

Тогда его внимание привлекло христианство, тем более что его приверженцев с каждым днем становилось все больше, в том числе среди вельмож. Достаточно сказать, что эту религию исповедовала родная бабка Владимира Святославича

В годы детства, проведенные при дворе княгини Ольги, он, вероятно, имел возможность наблюдать за тем, как проводили свои обряды киевские христиане. Кроме того, князь, скорее всего, мог иметь некоторое представление о спасении души и воскресении после Судного дня.

Немаловажным для Владимира был и политический аспект выбора христианства в качестве государственной религии, суливший укрепление союзнических отношений с Византией.

Итоги и результаты

Перечислим кратко основные достижения Владимира I Святославича во внутренней политике:

  • В результате междоусобицы 977-980 годов Владимир убил брата Ярополка и пришёл к власти
  • В начале правление столкнулся с необходимостью подавлять восстания вятичей и радимичей
  • Сначала пытался сделать упор на язычество, затем принял христианство и крестил Русь, что вызвало религиозные конфликты.
  • Столкнувшись с постоянными набегами печенегов начал строить города на границах со степью и переселять туда северные племена.
  • Ко времени правления Владимира относится начало чеканки монет на Руси.
  • Надеялся передать титул великого князя сыну Борису в обход существующей традиции наследования по старшинству, что стало одной из причин второй междоусобной войны на Руси

Раздел «Владимир I»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector