«русская правда» ярослава мудрого

Содержание

«Древнейшая Правда» содержит 18 статей. Ими предусматривалось право кровной мести, наказание за убийство в виде штрафа, наказание за побои, езду на чужом коне, порчу имущества и др.; имеется ряд процессуальных норм.

Основной субъект «Древнейшей Правды» — муж — свободный мужчина.

В первой статье предусматривалось право родственников на кровную месть за убийство. Мстить могли брат за брата, сын за отца, отец за сына, племянник за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан был уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен. В той же статье названы некоторые категории древнерусского (новгородского) общества, уравненные в правах путём установления единого размера виры (в 40 гривен) за их убийство: «аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь». Данный список толкуется исследователями следующим образом:

  • русин — младший княжеский дружинник, в том числе:
    • гридин — представитель боевой дружины;
    • купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;
    • ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом;
    • мечник — сборщик штрафов;
  • изгой — человек, потерявший связь с общиной;
  • словенин — житель словенской, то есть Новгородской земли (Древнейшую Правду Ярослав даровал новогородцам), в данном контексте — рядовой житель.

Согласно ст. 2, человеку избитому до крови или синяков не нужно было представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок был необходим. Если пострадавший не мог за себя мстить, нарушитель платил «за обиду» 3 гривны и оплачивал услуги лекаря. По ст. 3 за удар кулаком или тупым предметом взималась плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью. По ст. 4 за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»). Согласно ст. 5, нанесение травмы, приведшей к лишению руки, каралось платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека. Ст. 6 запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной. Ст. 7 и 8 устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца и 12 гривен — за повреждение усов и бороды. Ст. 9 определяла плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем. Если один муж толкнёт другого, согласно ст. 10, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг, ему не нужно было предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний.

Согласно ст. 11, если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, платил последнему 3 гривны «за обиду». По ст. 12 езда на чужом коне без спроса наказывалась платой в 3 гривны. Пользование чужим конём, оружием или одеждой по ст. 13 наказывалось платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине).

Согласно ст. 14, человек, опознавший похищенную у него вещь, не мог сразу вернуть её себе, но сначала должен был отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней. По ст. 15 дело об отказе должника в уплате долга решалось на перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду». По ст. 16 человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен был по своду идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.

Согласно ст. 17, если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдавал его, то платил истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец был вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать. Последняя ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копьё, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл.

Общее содержание «Русской Правды»

В целом нормы уголовного права, описанные в «Русской Правде», соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода. По-прежнему сохраняется смертная казнь, однако существенно расширяется типология преступлений: убийство теперь делится на умышленное и неумышленное, обозначаются разные степени причинения ущерба, от намеренного до неумышленного, штрафы взимаются не по единой ставке, а в зависимости от тяжести проступка. Стоит отметить, что «Русская Правда» описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях.

Документ содержал также немало сведений о процессе судопроизводства. «Русская Правда» определяла основные принципы и нормы процессуального законодательства: где и как необходимо проводить судебные заседания, как необходимо содержать преступников во время и до суда, как их судить и как исполнять приговор. В этом процессе сохраняется упомянутый выше сословный принцип, который подразумевает, что более знатные граждане могли рассчитывать на более мягкое наказание и более комфортные условия содержания. «Русская Правда» предусматривала и процедуру взимания денежного долга у должника, появились прототипы судебных приставов, которые занимались подобными вопросами.

Еще одна сторона, описанная в «Русской Правде», — социальная. Документ определял разные категории граждан и их социальный статус. Так, все граждане государства были разделены на несколько категорий: знатные люди и привилегированные слуги, к которым относились князья, дружинники, затем шли рядовые свободные граждане, то есть те, кто не находился в зависимости от феодала (сюда же относили всех жителей Новгорода), и низшей категорией считались зависимые люди — крестьяне, смерды, холопы и многие другие, находящиеся во власти феодалов или князя.

Краткая характеристика и содержание Правды

Дата создания такого закона – 1016 год. К сожалению, в первоначальном виде он не дошел до наших дней. Но сохранились более поздние списки документа.

Новый закон полностью отменял существующую до этого негласную традицию смертельного поединка. Решение споров методом острого меча (у кого острее, тот и прав) стало неприемлемым для правового культурного государства.

Существуют три основных редакции закона:

  1. Краткая – это самый древний вариант документа.
  2. Пространная – более расширенная и более поздняя версия.
  3. Сокращенная – самый поздний вариант, который совмещал в себе основные положения и выдержки из Краткой и Пространной.

Краткая Правда

Этот древний документ состоит из 2 частей:

  1. Правда Ярослава: содержит 10 прописных нормативных текстов, написал которые сам лично Ярослав Владимирович.
  2. Правда Ярославичей: документ, дополненный сыновьями великого князя.

Самый древний документ этого закона, который дошел до наших дней, датируется 1280 годом. Это самая древняя копия свода законодательной базы Киевской Руси. Впервые такую книгу исследовал и напечатал историк Татищев Василий Никитич. Текст этого документа посвящен в основном кровной мести, убийствам и ответственности за них, а также штрафам, порядкам их изымания и уплаты. Отдельные статьи в своде посвящались также охранным мероприятиям частной собственности и защите всех слоев населения.

Документ состоит из двух частей

Пространная Правда

Это второе переиздание первоисточника. Документ состоит также из двух частей:

  1. Устав князя Ярослава Мудрого.
  2. Устав князя Владимира Мономаха.

Эти уставы входили и в Краткую версию закона. Но в этом издании они претерпели видоизменения и разнообразные дополнения. Датируется устав 12 веком. Состоит документ из 121 статьи. В этих статьях четко прописывается разделение населения на социальные слои, обязанности и преимущества владельцев земельных участков, права и обязанности холопов, наследственное право на собственность и т. д.

Школы при Ярославе Мудром

Сокращенная Правда

Это самый поздний документ, который датируется 15 веком. В основе устава лежат Краткая и Пространная Правда. Создавался этот вариант свода в Московском княжестве, а прописан был в Великой Перми. Документ включает в себя 50 статей.

Это уже более усовершенствованный документ, который уже содержит много тонкостей и нюансов. Так, в нем уже четко прописываются различия между убийствами: умышленным (кровавая расправа «в разбое») и неумышленным. Нанесенный ущерб также уже различается по степени: тяжкий и слабый. Мера наказания уже также полностью зависит от тяжкости преступления. Под наказанием подразумевалась в основном система штрафов, или изгнание виновного из семьи. Понятие «кровная месть» было заменено на штрафные санкции.

В определении наказания все еще огромную роль играл социальный статус. Так, холопы наказывались намного жестче, чем приближенные князя.

Причины переработки положений «Русской Правды»

Ярославичи правили во времена, сопровождавшиеся укреплением феодальной системы. Ответной реакцией народа стали протестные выступления и бунты. А поражение Ярославичей в сражении с половцами на реке Альте послужило поводом для мощного народного возмущения в Киеве в 1068 году. Народные восстания происходили и в других городах и землях Руси.

После подавления народных движений все три брата встретились на съезде в Вышгороде, где ими и был принят новый общерусский кодекс. По некоторым версиям историков для принятия свода законов братьям пришлось собираться дважды.

Изменения законов должны были официально закрепить развивающиеся феодальные отношения. Но переработка положений существующего кодекса должна была устроить оба класса – богатых и бедных. Народ получал определенную защиту своей жизни и имущества, а феодалы и все состоятельные люди становились еще более могущественными.

Основные источники «Русской Правды»

  • Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е гг.);
  • Правда Ярослава (создана в 1016 г. или в 1030-е гг.);
  • Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
  • Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е гг.).

Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.

Более поздний вариант «Русской Правды» дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. «Русская Правда» в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.

Закон Русский

С именем первых русских князей связывается и так называемый «Закон Русский». Именно эти слова встречаются в договорах Руси с Византией, заключённых в результате военных походов X века. «…Да вдаст литр 5 серебра по закону Русскому,» — так в документе 944 года устанавливается ответственность за причинение телесных повреждений. На этот «закон» Олег и Игорь ссылались чаще всего при определении наказаний за имущественные и уголовные преступления.

Современные исследователи пришли к выводу, что «Закон Русский» — ни что иное, как не зафиксированный документально сборник правил. Однако его источник — вопрос дискуссионный и по сей день. Советский исследователь М. Б. Свердлов в качестве источника этого свода правил указывал правовые нормы, принятые у славянских племён Среднего Поднепровья, позаимствованные позднее киевскими князьями.

В современной исторической науке звучат другие версии происхождения «Закона Русского». Московский историк С. Никольский утверждает, что правовые нормы, которыми руководствовались русские князья при подписании договоров с Византией, ни что иное, как сборник норм межличностных контактов княжеской дружины, хоть и имевший корни в общинном праве. До сих пор ведутся споры о том, можно ли считать «Закон Русский» настоящим общерусским законодательным актом, потеснив, таким образом, с места самого раннего «Русскую Правду» Ярослава Мудрого.

Правда Ярославичей

Суд во времена Русской правды.

Художник Билибин И.(1876-1942)

Ярослав Мудрый принял  в 1016 году «Русскую правду»- первый свод законов  Руси.

Его сыновья – Изяслав, Святослав и Всеволод- дополнили и несколько переработали это сборник в период с 1068-1072 годы. Их сборник стал называться «Правдой Ярославичей». Каковы причины дополнения и переработки сборника? Каково содержание данного правого документа?

Причины дополнений и изменений положений «Русской правды»

  • Период правления Ярославичей был довольно сложным, особенно когда власть принадлежала Изяславу. Недовольство, вызванное укреплением  феодальной системы, приводило к выступлениям и народным бунтам.

  • Особенно большие масштабы возмущение народа приняло в 1068-1072 г. (наиболее мощное – в Киеве, в 1068. Повод – поражение Ярославичей в битве с половцами на реке Альте. Изяслав бежал в Польшу и смог снова укрепиться у власти лишь в 1069 г. при поддержке польских феодалов). Были массовые выступления в Новгороде, в Ростово- Суздальской земле.

  • Необходимо было отрегулировать законодательную систему, чтобы были удовлетворены обе стороны — и феодалы, и народ.

  • Необходимость законодательно укрепить складывающиеся феодальные отношения.

  • Стремление защитить  феодалов от выступлений и погромов народных масс путём значительного повышения виры- то есть штрафов.

Таким образом, изменения и дополнения законодательства имели целью укрепление власти феодалов и князя, всех состоятельных людей.

Основное содержание «Правды Ярославичей»

  • Защищала верхушку общества — феодалов, князей и др.

  • Защищала также любого человека Руси, его жизнь и имущество.

  • Закон закреплял сословное деление общества, неравноправное положение людей. Так за убийство тиуна или огнищанина вира была 80 гривен, а княжеского старосты — всего 12. Но по сравнению с Русской правдой Ярослава Мудрого вира была значительно выше.

  • Была отменена кровная месть как пережиток язычества.

  • Определены были виды преступлений: убийство, воровство, изнасилование, порча имущества и другие.

  • Порядок и выплата княжеским служащим жалованья.

Значение «Правды Ярославичей»

  • Укрепляла феодальные отношения на Руси.

  • Способствовала дальнейшему расслоению общества.

  • Регулировала все стороны общественных отношений в обществе.

«Русская правда» Ярослава Мудрого и «Правда Ярославичей» составили редакцию Краткой правды. В 1113 году В.Мономах добавит документ «Уставом» и появится новая редакция — Пространная правда.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Основные положения

Наиболее часто к Правде Ярославичей относят 18-41 статьи «Краткой редакции». Известные историки Тихомиров и Юшков полагают, что только 18-26 статьи были написаны во время правления Ярославичей, а остальные были включены в свод законов позже.

В документе зафиксированы наказания за различные виды правонарушений.

Наказания за убийство

Основной единицей взыскания за убийство являлась вира – денежная компенсация за убитого человека. Примеры вир:

  • за убийство огнищанина или тиуна (должностные лица, управляющие княжеским имением) – 80 гривен;
  • старосты – 12 гривен;
  • смерда или холопа – 5 гривен.

Разный размер штрафа отражает сословный характер общества того времени.

18 статья отменяла закон «кровной мести» – за убитого должен был отвечать сам убийца, а не «люди», то есть община.

Наказания за воровство

За кражу чужого имущества назначались разные размеры денежных компенсаций. Например:

  • вол – 1 гривна (=50 резан);
  • кобыла – 60 резан;
  • корова – 40 резан;
  • теленок – 5 резан.

Увеличивались штрафы за увод чужого холопа: в древней части «Русской Правды» за это полагался денежный штраф в 3 гривны, в «Правде Ярославичей» он составлял уже 12 гривен.

Защита собственности

Статья 33-я предполагала большой штраф за самовольное нарушение межевой границы – он составлял 12 гривен. Суровость наказания говорит о том, что собственность на землю признавалась важнейшей ценностью и защищалась государственными законами.

Русская правда – история изучения

Русская Правда привлекала пристальное внимание исследователей с самых первых моментов научного осмысления отечественной истории. Уже В.Н. Татищев, обнаруживший «Русскую Правду» (ее Краткую редакцию), описал данный памятник как древнейший русский правовой кодекс и подготовил его к изданию

Обращался к Русской Правде и Н.М. Карамзин. Основной движущей силой в изучении Русской Правды в науке XIX  в. стали представители историко-юридического направления дореволюционной науки (И.Ф. Г. Эверс, Л.К. Гетц, Н. В. Калачов, В. И. Сергеевич, М. Ф. Владимирский-Буданов и др.). Как издания, так и исследования, и комментарии к законодательным памятникам, выполненные ими, характеризуются, прежде всего, вниманием к внутренним связям и отношениям между правовыми нормами.

Уже во второй половине XIX в. обозначается тенденция к все более органичному рассмотрению правовых норм в общеисторическом контексте, благодаря чему история права становилась средством изучения истории общественных отношений. Одной из характерных черт развития исторической науки становится обращение к проблематике истории государственных институтов в связи с развитием общественных отношений. Данная тенденция ярко проявилась, в частности, в творчестве В.О. Ключевского, посвятившего отдельный курс лекций рассмотрению социальных реалий Русской Правды. Тем не менее, в дореволюционной науке так и не были осуществлены полноценные критические издания основных правовых памятников.

Подъем интереса к истории России в 1930-х гг., связанный в первую очередь с интересом к развитию ее социально-экономического строя, вызвал настоятельную потребность в появлении критических изданий памятников права, в раскрытии их социально-экономического подтекста и социально-политического значения. В авангарде этого процесса стоял целый ряд учебных изданий, в том числе снабженных постатейными комментариями таких специалистов, как Б.А. Романов, Г.Е. Кочин, М.Н. Тихомиров, С.В. Юшков. Важнейшим событием в изучении Русской Правды стало ее Академическое издание, подготовленное под редакцией акад. Б.Д. Грекова при участии таких исследователей, как В.П. Любимов, Н.Ф. Лавров, Г.Л. Гейерманс, Б.А. Романов, М.Н.  Тихомиров, В.Г. Гейман, Г.Е. Кочин, Б.В. Александров и др. В дальнейшем Русская Правда была также опубликована в составе серий «Памятники Русского Права» и «Российское законодательство X – XX  вв.».  К изучению Русской Правды так или иначе обращались многие исследователи допетровской Руси — А.А. Зимин, Л.В. Черепнин, М.Б. Свердлов, И.Я. Фроянов, Л.В. Милов.

История создания и авторы

Согласно традиционной точке зрения, документ был создан в период между 1054 и 1073 годами. Это время триумвирата – совместного правления троих сыновей Ярослава Мудрого:

  • Изяслав (годы жизни – 1024-1078).
  • Святослав (1027-1076).
  • Всеволод (1030-1093).

Анализируя имена, содержащиеся в тексте Правды Ярославичей и проводя параллели с историческими событиями, ряд исследователей конкретизирует время создания документа еще более точно: 1068-1072.

Многие историки допускают возможность позднейших вставок к основному тексту.

В советской историографии утвердилось мнение, что создание «Правды Ярославичей» было напрямую обусловлено народными восстаниями 1068-1071 годов, связанными с поражениями братьев в битве на реке Альта от половцев в 1068 году.

Современные исследователи указывают на закономерность появления изменений в «Русской Правде», которая была утверждена еще в 1016 году Ярославом Мудрым и требовала обновлений. Они видят в появлении новой редакции «Русской правды» в первую очередь эволюцию феодальных отношений.

В самом тексте «Правды Ярославичей» в качестве ее создателей указаны 8 имен. Помимо трех вышеупомянутых сыновей Ярослава Мудрого это:

  • Чюдин;
  • Микула;
  • Микифор Кыянин;
  • Коснячко;
  • Перенег.

Чюдин и Микула упоминаются в других летописях как знатные «мужи» из Вышгорода (город возле Киева). В некоторых источниках их ошибочно объединяют в одно лицо «Чюдин Микула».

Микифор – обладатель имения в Киеве, приближенный к княжескому двору.

Коснячко – воевода при князе Изяславе во время восстания 1068 года.

Перенег – одна из наиболее спорных фигур. Татищев полагал, что это не имя, а прозвище, указывающее на этническую принадлежность – «печенег». Советский историк-славист Михаил Тихомиров категорически был не согласен с этой точкой зрения, доказывая, что Перенег – это имя одного из славянских «мужей» при княжеском дворе.

Коснячко упоминается в других летописях под 1068 годом, Чудин – под 1072 годом, что доказывает реальность этих исторических персонажей и правильность датировки Правды Ярославичей.

Предыстория

На Руси существовали как письменные, так и устные правовые нормы. Какого-то общего кодекса законов не было. Ярослав Мудрый, понимая, что государству нужен единый свод законов, собрал вместе законодательные акты и обычаи и выпустил сборник «Русская Правда». У «Правды» было несколько источников:

  • княжеские судебные документы;
  • договоры с Византией;
  • некоторые тексты Священного писания.

Точная дата издания «Правды» неизвестна, но точно можно сказать, что её появление относится ко времени правления Ярослава. Сборник увидел свет в промежуток между 1016 и 1054 годами.

До наших дней не сохранился первый экземпляр – оригинал. Учёные располагают лишь более поздними списками, поэтому нельзя полностью исключить вероятность того, что в документ попали какие-то поздние правки.

«Русская Правда» неоднократно переписывалась, менялась, в неё вносили коррективы в соответствии с требованиями времени.

Русская Правда

Создана около 1072 года. В период с 1068 по 1072 год трое
сыновей Ярослава Мудрого
-Изяслав,

Святослав
и Всеволод — разработали
новое законодательство, которое вошло в историю
под названием «Правда Ярославичей».

Это
законодательство существенно дополнило старую
«Русскую правду», которая уже не отвечала
требованиям развития общества. Право кровной
мести уже не упоминалось. Кровную месть заменили
штрафы. Новая «Правда» карала за нарушение
имущественных прав и личной безопасности
жителей. В новом законе была сделана попытка
сохранить внутренний порядок в стране, защитить
собственность состоятельных людей.

Ниже
приведены два текста: Русская правда в краткой
редакции и гораздо более поздний текст XV века) —
Пространная редакция. Оба текста переведены на современный русский язык.
Отдельным файлом опубликован первоначальный текст
«Правды роськой» без перевода.

Обзор содержания

Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.

Виды нарушений закона

Методы урегулирования

Совершение убийства

Наказание было различным. Судьи при определении меры наказания должны были руководствоваться не соображениями о тяжести совершенного преступления, а брать за основу принадлежность убийцы и убитого к определённому сословию. Тот, кто по происхождению своему относился к знати, получал более мягкое наказание. Если жертва являлась знатным человеком, преступник был обязан уплатить в казну 80 гривен. Если это был простой свободный человек – 40 гривен. За убийство женщины полагался штраф (вира) в 20 гривен. Лишение жизни холопа каралось вирой в 6 гривен.

Побои

Существовала классификация побоев, за те, что признавались сильными (с подтверждёнными синяками и увечьями), полагалась вира в 3 гривны, плюс оплата лечения пострадавшего. Альтернативой была кровная месть (это понятие было ещё не полностью изжито).

Кража

Кража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему.

Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина.

Поджог двора и гумна – основного имущества, без которого человек превращался в нищего

Мера наказания – «поток и разграбление», что означало физическое уничтожение преступника и полное разорение его семьи.

В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания

Особо тщательно охранялось имущество князя.

Значение для истории

Первый письменный законодательный сборник стал основой для многих нормативно-правовых актов современности. Это можно проверить, полистав любой используемый сегодня кодекс. Свод позволил упорядочить категории проживавших на территории Руси людей и определить правила взаимоотношений между ними. В нём впервые упоминалась мера наказания за совершённое преступление. В соответствии с понятиями и статьями Русской правды государство впервые с даты её принятия возлагало на себя право вмешиваться в урегулирование конфликтов, возникающих в части имущественных отношений.

Отдельно стоит отметить и положительное воздействие на религиозную сферу жизни общества. Недаром историки считают, что документ отчасти связан с крещением Руси. Сборник составлен и регламентирован с соблюдением христианских традиций и обычаев. Это послужило толчком к сплочению славян в одно государство. Найденные древние конспекты Ярослава Мудрого, на основании которых впоследствии был составлен полный документ, свидетельствует о намерении князя направить Русь на развитие по пути цивилизации.

Кратко: Русская правда — памятник русского права

«Русская правда» является первым славянским нормативно-правовым документом государства Киевская Русь, объединивший в себе большинство существующих на тот исторический момент указов и законов. Данный свод не только сформировал определённое подобие общей нормативно-законодательной системы, но и стал важным литературным памятником славянской культуры, ведь сам документ представляет блестящий образец письменной культуры одного из самых ранних этапов становления государства.

Русская правда содержит в себе номы процессуального, торгового, наследственного и уголовного законодательства, являясь основным источником экономических, социальных и правовых отношений Древней Руси.

Появление данного свода историки связывают с именем великого киевского князя Ярослава Мудрого. На сегодняшний день, к сожалению, нет оригинала документа, и учёным приходится довольствоваться более поздними копиями. При этом, большинство из них утверждают, что «Русская правда» была создана именно в период правления Ярослава Мудрого и при его непосредственном участии.

«Русская правда» представлена в пространном и кратком вариантах. В последний входят такие документы:

  • Урок мостникам;
  • Покон вирный;
  • Правда Ярославичей;
  • Правда Ярослава.

Краткое содержание «Русской правды»

Краткая редакция содержит сорок три статьи, описывая обновлённые традиции развивающегося государства и сохраняя некоторые былые обычаи (к примеру, кровная месть). Вторая часть описывает некоторые типы нарушений и правила взимания штрафов. И в первой и во второй части правосудие строится на так называемом сословном понятии. То есть, тяжесть совершённого преступления фактически зависит от сословия человека его совершившего.

Пространный вариант «Русской правды» содержит устав Мономаха и устав Ярослава Владимировича, включая более ста двадцати статей. Данная версия документа в основном использовалась в церковном и гражданском суде для определения наказаний и регулировки определённой группы товарно-денежных отношений.

Рассматриваемый документ являлся первым нормативно-правовым сборником указов и имел огромное значение для государства. Разрозненные указы, законы, которые были приняты в различных областях не могли обеспечить необходимого правового сопровождения судопроизводства и общественной жизни. Однако, именно «Русская правда» смогла исправить полностью данный недостаток, выполняя роль единого судебника и закрепив сословное деление государства.

«Русская правда»
Право на имущество
Принципы наследия
Наказания за нарушения межи
Порядок возмещения долгов
Денежная система
Мостовая повинность
Возмещение за увечье и убийство
Сословное деление: «княжие люди», «люди», «холопы».

Тест по теме: «Русская правда — памятник русского права»

Лимит времени:

из 4 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Информация

Тест по теме: «Русская правда — памятник русского права»

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Правильных ответов: из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали из баллов ()

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  1. С ответом

  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 4

    1.

    При каком князе была составлена «Русская правда»?

    • князь Ярослав Великий

    • князь Ярослав Мудрый

    • князь Владимир Мономах

    • Иван III

    Правильно

    Неправильно

  2. Задание 2 из 4

    В каком году вышла первая редакция «Русской правды»?

    • 1054 год

    • 1070 год

    • 1016 год

    • 1014 год

    Правильно

    Неправильно

  3. Задание 3 из 4

    3.

    В какой денежной единице начислялись штрафы согласно положениям «Русской правды»:

    • Гривна

    • Киевский рубль

    • Московский рубль

    • Копейка

    Правильно

    Неправильно

  4. Задание 4 из 4

    4.

    Какое наказания согласно положениям «Русской правды» назначалось за грабеж?

    • Поток и разграбление

    • Штраф

    • Отсечение руки

    • Порка хлыстом

    Правильно

    Неправильно

Вы здесь

Главная XI – XIV вв.

Правда Русская (Пространная редакция).

1016 г.
Российский государственный архив древних актов
Ф. 135. Государственное древлехранилище хартий и рукописей. Отд. V. Руб. I. № 1. Л. 1–42.

В составе сборника юридических памятников. Список второй половины XIV в.

Пергамен, чернила, киноварь; устав.

Переплет – доски, кожа.

30 см х 19,5 см

Первый русский письменный законодательный свод – «Русская правда». Ее также называют «Правдой Ярослава». Этот письменный сборник законов князь Ярослав Мудрый дал новгородцам в 1016 г., но в него вошли более ранние нормы, существовавшие как «обычное право» (т.е. действующее по обычаю). Позднее свод дополнялся и, таким образом,  стал кодексом статей древнерусского права XI–XIII вв.

«Русская, правда» известна в нескольких редакциях (краткая, пространная и сокращенная), дошедших до нас в нескольких списках. В Пространной редакции «Русской правды»  содержится 121 статья, регламентирующая различные стороны жизни.

Первый фрагмент (ст. 1) историки права относят к законодательству Ярослава Мудрого. В нем речь идет о замене кровной мести штрафами – «вирами» за убийство: «Аже убиет муж мужа… то положити за голову 80 гривен…». Статьи 23-26 так же относятся к древнейшему разделу русского права – об оскорблении действием. Законодатели назначили одинаково солидный штраф – 12 гривен за удар мечом, его рукоятью, а также любым другим предметом – дубиной, чашей, рогом или вынутым из ножен мечом, но плашмя («тылеснию). Недопустимой считалась и угроза обнаженным мечом, но штраф в этом случае значительно меньше – гривна кун (в одной гривне считалось 50 кун). Статья 26 определяла право на самозащиту – если потерпевший («не терпя ли противу тому» сам ударит мечом обидчика, то вины ему в том нет. Статья 103 определяла права женщины. Она признавалась юридически свободной в распоряжении имуществом – «кому мати дасть, тому же взяти». Если умершая никаких распоряжений не оставила («без языка ли умрет»), то наследником признается содержавший ее («у кого будеть на дворе была и кто ю кормил»).

«1. Аже убиеть мужь мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо брату чадо, ли братню сынови; оже ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривен, аче будеть княжь мужь или тиуна княжа; аче ли будеть русин, или гридь, любо купець, любо тивун бояреск, любо мечник, любо изгои, ли словелин, то 40 гривен положити за нь…

23. Оже кто ударить мечем. Аже кто ударит мечем, не вынез его, или рукоятию, то 12 гривен продажи за обиду.

24. Аже ли вынез меч, а не утнеть, то гривна кун.

25. Аже кто кого ударит батогом, любо чашею, любо рогом, любо тылеснию, то 12 гривен.

26. Не терпя ли противу тому ударить мечем, то вины ему в том нетуть…

103. А материя часть не надобе детем, но кому мати дасть, тому же взяти; дасть ли всем, а вси розделять; без языка ли умрет, то у кого будеть на дворе была и кто ю кормил, то тому взяти…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector