Сборник законов русская правда: дата принятия и содержание
Содержание:
- Краткая характеристика и содержание Правды
- Содержание
- Основные источники «Русской Правды»
- Исполнители проекта
- История создания и авторы
- Княжеский суд
- Текст и рукописная традиция Русской Правды
- Значение для истории
- Судебные тяжбы в соседской общине
- Кратко: Русская правда — памятник русского права
- Тест по теме: «Русская правда — памятник русского права»
- Значение документа для Руси
- Правда Ярославичей
- Русская Правда
Краткая характеристика и содержание Правды
Дата создания такого закона – 1016 год. К сожалению, в первоначальном виде он не дошел до наших дней. Но сохранились более поздние списки документа.
Новый закон полностью отменял существующую до этого негласную традицию смертельного поединка. Решение споров методом острого меча (у кого острее, тот и прав) стало неприемлемым для правового культурного государства.
Существуют три основных редакции закона:
- Краткая – это самый древний вариант документа.
- Пространная – более расширенная и более поздняя версия.
- Сокращенная – самый поздний вариант, который совмещал в себе основные положения и выдержки из Краткой и Пространной.
Краткая Правда
Этот древний документ состоит из 2 частей:
- Правда Ярослава: содержит 10 прописных нормативных текстов, написал которые сам лично Ярослав Владимирович.
- Правда Ярославичей: документ, дополненный сыновьями великого князя.
Самый древний документ этого закона, который дошел до наших дней, датируется 1280 годом. Это самая древняя копия свода законодательной базы Киевской Руси. Впервые такую книгу исследовал и напечатал историк Татищев Василий Никитич. Текст этого документа посвящен в основном кровной мести, убийствам и ответственности за них, а также штрафам, порядкам их изымания и уплаты. Отдельные статьи в своде посвящались также охранным мероприятиям частной собственности и защите всех слоев населения.
Документ состоит из двух частей
Пространная Правда
Это второе переиздание первоисточника. Документ состоит также из двух частей:
- Устав князя Ярослава Мудрого.
- Устав князя Владимира Мономаха.
Эти уставы входили и в Краткую версию закона. Но в этом издании они претерпели видоизменения и разнообразные дополнения. Датируется устав 12 веком. Состоит документ из 121 статьи. В этих статьях четко прописывается разделение населения на социальные слои, обязанности и преимущества владельцев земельных участков, права и обязанности холопов, наследственное право на собственность и т. д.
Школы при Ярославе Мудром
Сокращенная Правда
Это самый поздний документ, который датируется 15 веком. В основе устава лежат Краткая и Пространная Правда. Создавался этот вариант свода в Московском княжестве, а прописан был в Великой Перми. Документ включает в себя 50 статей.
Это уже более усовершенствованный документ, который уже содержит много тонкостей и нюансов. Так, в нем уже четко прописываются различия между убийствами: умышленным (кровавая расправа «в разбое») и неумышленным. Нанесенный ущерб также уже различается по степени: тяжкий и слабый. Мера наказания уже также полностью зависит от тяжкости преступления. Под наказанием подразумевалась в основном система штрафов, или изгнание виновного из семьи. Понятие «кровная месть» было заменено на штрафные санкции.
В определении наказания все еще огромную роль играл социальный статус. Так, холопы наказывались намного жестче, чем приближенные князя.
Содержание
«Древнейшая Правда» содержит 18 статей. Ими предусматривалось право кровной мести, наказание за убийство в виде штрафа, наказание за побои, езду на чужом коне, порчу имущества и др.; имеется ряд процессуальных норм.
Основной субъект «Древнейшей Правды» — муж — свободный мужчина.
В первой статье предусматривалось право родственников на кровную месть за убийство. Мстить могли брат за брата, сын за отца, отец за сына, племянник за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан был уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен. В той же статье названы некоторые категории древнерусского (новгородского) общества, уравненные в правах путём установления единого размера виры (в 40 гривен) за их убийство: «аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь». Данный список толкуется исследователями следующим образом:
- русин — младший княжеский дружинник, в том числе:
- гридин — представитель боевой дружины;
- купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;
- ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом;
- мечник — сборщик штрафов;
- изгой — человек, потерявший связь с общиной;
- словенин — житель словенской, то есть Новгородской земли (Древнейшую Правду Ярослав даровал новогородцам), в данном контексте — рядовой житель.
Согласно ст. 2, человеку избитому до крови или синяков не нужно было представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок был необходим. Если пострадавший не мог за себя мстить, нарушитель платил «за обиду» 3 гривны и оплачивал услуги лекаря. По ст. 3 за удар кулаком или тупым предметом взималась плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью. По ст. 4 за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»). Согласно ст. 5, нанесение травмы, приведшей к лишению руки, каралось платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека. Ст. 6 запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной. Ст. 7 и 8 устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца и 12 гривен — за повреждение усов и бороды. Ст. 9 определяла плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем. Если один муж толкнёт другого, согласно ст. 10, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг, ему не нужно было предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний.
Согласно ст. 11, если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, платил последнему 3 гривны «за обиду». По ст. 12 езда на чужом коне без спроса наказывалась платой в 3 гривны. Пользование чужим конём, оружием или одеждой по ст. 13 наказывалось платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине).
Согласно ст. 14, человек, опознавший похищенную у него вещь, не мог сразу вернуть её себе, но сначала должен был отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней. По ст. 15 дело об отказе должника в уплате долга решалось на перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду». По ст. 16 человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен был по своду идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.
Согласно ст. 17, если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдавал его, то платил истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец был вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать. Последняя ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копьё, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл.
Основные источники «Русской Правды»
- Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е гг.);
- Правда Ярослава (создана в 1016 г. или в 1030-е гг.);
- Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
- Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е гг.).
Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.
Более поздний вариант «Русской Правды» дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. «Русская Правда» в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.
Исполнители проекта
Общее руководство проектом:
А.И. Алексеев, заведующий Отделом рукописей Российской национальной библиотеки
Оперативное руководство реализацией проекта:
М.А. Шибаев, зав. Сектором информационно-библиографического обслуживания ОР РНБ
Разработка концепции проекта:
М.А. Шибаев, Е.А. Ляховицкий, зав. ЛКИиНТЭД ОР РНБ
Подготовка текстов и комментариев:
М.А. Шибаев
Техническая подготовка материалов проекта для веб-представления:
Б.Л. Исаев, н.с. ЛКИиНТЭД ОР РНБ, Е.А. Ляховицкий
Оцифровка рукописей:
Е.А. Ляховицкий
Координация технических работ:
С.В. Горбунов, заведующий Отделом информатизации;
А.Л. Пашкова, заведующая Отделом интегрированых библиотечных систем;
А. А. Варгузов, заведующий группой интернет технологий;
П.А. Дременков, заведующий группой администраторов
Web-мастер:
В.А. Черноусова, ведущий программист группы интернет технологий Отдела информатизации РНБ.
Web-дизайн:
И.В. Подопригора, ведущий программист группы интернет технологий Отдела информатизации РНБ
История создания и авторы
Согласно традиционной точке зрения, документ был создан в период между 1054 и 1073 годами. Это время триумвирата – совместного правления троих сыновей Ярослава Мудрого:
- Изяслав (годы жизни – 1024-1078).
- Святослав (1027-1076).
- Всеволод (1030-1093).
Анализируя имена, содержащиеся в тексте Правды Ярославичей и проводя параллели с историческими событиями, ряд исследователей конкретизирует время создания документа еще более точно: 1068-1072.
Многие историки допускают возможность позднейших вставок к основному тексту.
В советской историографии утвердилось мнение, что создание «Правды Ярославичей» было напрямую обусловлено народными восстаниями 1068-1071 годов, связанными с поражениями братьев в битве на реке Альта от половцев в 1068 году.
Современные исследователи указывают на закономерность появления изменений в «Русской Правде», которая была утверждена еще в 1016 году Ярославом Мудрым и требовала обновлений. Они видят в появлении новой редакции «Русской правды» в первую очередь эволюцию феодальных отношений.
В самом тексте «Правды Ярославичей» в качестве ее создателей указаны 8 имен. Помимо трех вышеупомянутых сыновей Ярослава Мудрого это:
- Чюдин;
- Микула;
- Микифор Кыянин;
- Коснячко;
- Перенег.
Чюдин и Микула упоминаются в других летописях как знатные «мужи» из Вышгорода (город возле Киева). В некоторых источниках их ошибочно объединяют в одно лицо «Чюдин Микула».
Микифор – обладатель имения в Киеве, приближенный к княжескому двору.
Коснячко – воевода при князе Изяславе во время восстания 1068 года.
Перенег – одна из наиболее спорных фигур. Татищев полагал, что это не имя, а прозвище, указывающее на этническую принадлежность – «печенег». Советский историк-славист Михаил Тихомиров категорически был не согласен с этой точкой зрения, доказывая, что Перенег – это имя одного из славянских «мужей» при княжеском дворе.
Коснячко упоминается в других летописях под 1068 годом, Чудин – под 1072 годом, что доказывает реальность этих исторических персонажей и правильность датировки Правды Ярославичей.
Княжеский суд
С развитием общественного строя восточных славян всё большую власть начинают сосредотачивать в своих руках племенные вожди — князья. Первоначально заведуя лишь военными делами, князья сосредотачивают в своих руках административные функции — особенно это актуально для союзов и суперсоюзов племён. На местах всё ещё оставалось общинное самоуправление, однако более крупные и трудоёмкие дела вёл сам князь и его дружина, проживавшие в административном центре — «граде».
Тем не менее князь не вершил правосудие самостоятельно. Он оставался одним из авторитетных лиц, но, однако, не мог единолично принять то или иное решение. В целом княжеский суд был очень похож на местный общинный. Различие состояло в том, что если на местах реализация вынесенного решения обеспечивалась давлением старейшин, то при княжеском дворе это отдавалось целиком и полностью на откуп проигравшей стороны. Авторитет князя был настолько велик, что моральный «дамоклов меч» в случае неисполнения предписаний работал хорошо.
С течением времени княжеская власть, в том числе и судебная, усиливается. Князья, ощущая своё особое положение в общественной жизни государства (или протогосударства) могли принимать решения, шедшие вразрез с установленными нормами или же, наоборот, слишком дотошно следовать устоявшимся традициям, вплоть до серьёзных «перегибов». В этой связи можно вспомнить знаменитую историю мести княгини Ольги древлянам за смерть своего мужа.
Текст и рукописная традиция Русской Правды
По летописной легенде возникновение Русской Правды связано с драматическими событиями 1016 г., когда будущий киевский князь Ярослав, впоследствии прозванный Мудрым, пытался заручиться поддержкой новгородцев в борьбе за великое княжение. Реальные обстоятельства возникновения этого важнейшего памятника остаются дискуссионными. Однако огромное значение Русской Правды в истории древнерусской культуры очевидно, поскольку сохранилось большое количество рукописных копий – более сотни списков.
Все дошедшие до нас списки Русской правды подразделяются на три основные редакции – Краткую, Сокращенную и Пространную. В подавляющем большинстве списков содержится Пространная Правда. Именно ее текст будет представлен в рамках электронного ресурса. В рукописях Пространная правда разделена на две части. Первая часть начинается заголовком «Суд Ярославль Володимеричь. Правда Русьская» и содержит законодательство Ярослава Мудрого и его сыновей. Вторая озаглавлена «Устав Володимерь Всеволодича» и содержит законодательство Владимира Мономаха. В древнерусской письменности текст Русской Правды существует не сам по себе, а в составе более крупных памятников письменности – летописных сводов и правовых сборников (Кормчих книг и пр.).
В основание настоящей электронной публикации Русской Правды положен текст, содержащийся в Толстовском списке Софийской 1 летописи Младшей редакции (ОР РНБ, F.IV.211). В состав публикации списка входят фотографическое воспроизведение списка, транслитерация древнерусского текста с комментариями и перевод, в основу которого положен перевод А.А. Зимина, опубликованный в первом томе серии «Памятники Русского права». Статьи, отсутствующие в переводе А.А. Зимина, переведены М.А. Шибаевым. При транслитерации все вышедшие из употребления буквы заменены современными.
В качестве дополнительных материалов публикуются также текст Русской Правды из Кормчей книги (ОР РНБ, Соф. № 1173), отражающий традицию воспроизведения Русской Правды в правовых сборниках. Также приводится изготовленный известным фальсификатором русских древностей А.А. Бардиным список XIX в., который является свидетельством высокого общественного интереса к памятнику (ОР РНБ, Погод. № 75б).
Значение для истории
Первый письменный законодательный сборник стал основой для многих нормативно-правовых актов современности. Это можно проверить, полистав любой используемый сегодня кодекс. Свод позволил упорядочить категории проживавших на территории Руси людей и определить правила взаимоотношений между ними. В нём впервые упоминалась мера наказания за совершённое преступление. В соответствии с понятиями и статьями Русской правды государство впервые с даты её принятия возлагало на себя право вмешиваться в урегулирование конфликтов, возникающих в части имущественных отношений.
Отдельно стоит отметить и положительное воздействие на религиозную сферу жизни общества. Недаром историки считают, что документ отчасти связан с крещением Руси. Сборник составлен и регламентирован с соблюдением христианских традиций и обычаев. Это послужило толчком к сплочению славян в одно государство. Найденные древние конспекты Ярослава Мудрого, на основании которых впоследствии был составлен полный документ, свидетельствует о намерении князя направить Русь на развитие по пути цивилизации.
Судебные тяжбы в соседской общине
Первоначально восточные славяне, как и другие племена, не вкусившие плодов государственной жизни, существовали в рамках общины. Сначала в поселениях жили близкие родственники, однако с течением времени, в связи с ростом населения и в результате браков между членами разных семей, первоначальная родовая община сменилась соседской. Выделение отдельных семейных хозяйств вызывало неизбежное имущественное расслоение населения. Вот какое свидетельство оставил один из арабских путешественников: «Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить».
Имущественные конфликты в то время, пока ещё не было сколь-нибудь сильной княжеской власти, решались внутри общины посредством суда, на котором заседали старейшины — наиболее уважаемые её члены. Относительно наиболее тяжких преступлений, таких как убийство или разбой, действовало право кровной мести, которое с течением времени, уже во время правления Ярослава Мудрого, постепенно заменяется денежными штрафами. По более мелким проблемам существовало несколько вариантов решения.
Стороны могли примириться друг с другом добровольно, без привлечения общинного суда. Если же компромисс не находили, то в дело вступали древние «процессуальные» нормы. Арабские путешественники в своих путевых заметках зафиксировали одну из таких норм — решение спора с помощью поединка. На поле схватки «истец» и «ответчик» мог выставить любого, кто согласится защищать его честь. «На борьбу эту родственники обеих тяжущихся сторон приходят вооруженными и становятся; тогда соперники вступают в бой…». С принятием христианства христианства поединок постепенно пропадает из правового поля Древней Руси как пережиток языческих традиций.
Современные исследователи не исключают, что в древней восточнославянской общине могла существовать целая прослойка знатоков права, которые консультировали стороны относительно возможных итогов судебного разбирательства.
Кратко: Русская правда — памятник русского права
«Русская правда» является первым славянским нормативно-правовым документом государства Киевская Русь, объединивший в себе большинство существующих на тот исторический момент указов и законов. Данный свод не только сформировал определённое подобие общей нормативно-законодательной системы, но и стал важным литературным памятником славянской культуры, ведь сам документ представляет блестящий образец письменной культуры одного из самых ранних этапов становления государства.
Русская правда содержит в себе номы процессуального, торгового, наследственного и уголовного законодательства, являясь основным источником экономических, социальных и правовых отношений Древней Руси.
Появление данного свода историки связывают с именем великого киевского князя Ярослава Мудрого. На сегодняшний день, к сожалению, нет оригинала документа, и учёным приходится довольствоваться более поздними копиями. При этом, большинство из них утверждают, что «Русская правда» была создана именно в период правления Ярослава Мудрого и при его непосредственном участии.
«Русская правда» представлена в пространном и кратком вариантах. В последний входят такие документы:
- Урок мостникам;
- Покон вирный;
- Правда Ярославичей;
- Правда Ярослава.
Краткое содержание «Русской правды»
Краткая редакция содержит сорок три статьи, описывая обновлённые традиции развивающегося государства и сохраняя некоторые былые обычаи (к примеру, кровная месть). Вторая часть описывает некоторые типы нарушений и правила взимания штрафов. И в первой и во второй части правосудие строится на так называемом сословном понятии. То есть, тяжесть совершённого преступления фактически зависит от сословия человека его совершившего.
Пространный вариант «Русской правды» содержит устав Мономаха и устав Ярослава Владимировича, включая более ста двадцати статей. Данная версия документа в основном использовалась в церковном и гражданском суде для определения наказаний и регулировки определённой группы товарно-денежных отношений.
Рассматриваемый документ являлся первым нормативно-правовым сборником указов и имел огромное значение для государства. Разрозненные указы, законы, которые были приняты в различных областях не могли обеспечить необходимого правового сопровождения судопроизводства и общественной жизни. Однако, именно «Русская правда» смогла исправить полностью данный недостаток, выполняя роль единого судебника и закрепив сословное деление государства.
«Русская правда» |
Право на имущество |
Принципы наследия |
Наказания за нарушения межи |
Порядок возмещения долгов |
Денежная система |
Мостовая повинность |
Возмещение за увечье и убийство |
Сословное деление: «княжие люди», «люди», «холопы». |
Тест по теме: «Русская правда — памятник русского права»Лимит времени: из 4 заданий окончено Вопросы:
ИнформацияТест по теме: «Русская правда — памятник русского права» Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова. Тест загружается… Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест. Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот: Правильных ответов: из 4 Ваше время: Время вышло Вы набрали из баллов ()
|
Значение документа для Руси
Каждый из нас наверняка еще со школьной скамьи слышал о таком эпохальном документе. Но многие задаются вопросом: почему Русская Правда является проявлением мудрости Ярослава, и каким образом она способствовала стабилизации жизни социума в зарождающемся правовом государстве?
Все дело в том, что до правления Ярослава письменного кодекса законов не существовало вообще. Текст Русской Правды стал основополагающей базой для всего дальнейшего существования Киевской Руси как правового государства.
Именно после выхода в свет этого правового и исторического акта Ярослав Владимирович получил прозвище «Мудрый». Это первый сборник, который содержал кодекс уголовных, правовых, гражданских, семейных, процессуальных и административных норм. Именно по нему мы узнаем о традициях и обычаях наших предков.
Таким образом, Русская Правда Ярославичей как законную прописную истину предусматривала и охрану частной собственности, и защиту жизни каждого гражданина государства независимо от статуса и положения в обществе. По этому акту штраф полагался даже за убийство смерда или холопа.
Слово «правда» по тем временам обозначало не только истину, которая не поддается сомнению, но и устав, руководство к действию. Этим актом отменялся такой поистине варварский обычай, как кровная месть. Более того, за убийство любого человека полагалось наказание. Даже за нанесенную обиду предусматривался штраф в денежном эквиваленте.
Под суровое наказание подпадали также поджог, конокрадство. За такое преступление человека, признанного виновным, могли даже выселить с семьей, конфисковать все имущество. До появления этого нормативного акта такие преступления вообще оставались безнаказанными. Поэтому значение Русской Правды тяжело переоценить. Именно она способствовала зарождению настоящего правового государства.
Правда Ярославичей
Суд во времена Русской правды.
Художник Билибин И.(1876-1942)
Ярослав Мудрый принял в 1016 году «Русскую правду»- первый свод законов Руси.
Его сыновья – Изяслав, Святослав и Всеволод- дополнили и несколько переработали это сборник в период с 1068-1072 годы. Их сборник стал называться «Правдой Ярославичей». Каковы причины дополнения и переработки сборника? Каково содержание данного правого документа?
Причины дополнений и изменений положений «Русской правды»
-
Период правления Ярославичей был довольно сложным, особенно когда власть принадлежала Изяславу. Недовольство, вызванное укреплением феодальной системы, приводило к выступлениям и народным бунтам.
-
Особенно большие масштабы возмущение народа приняло в 1068-1072 г. (наиболее мощное – в Киеве, в 1068. Повод – поражение Ярославичей в битве с половцами на реке Альте. Изяслав бежал в Польшу и смог снова укрепиться у власти лишь в 1069 г. при поддержке польских феодалов). Были массовые выступления в Новгороде, в Ростово- Суздальской земле.
-
Необходимо было отрегулировать законодательную систему, чтобы были удовлетворены обе стороны — и феодалы, и народ.
-
Необходимость законодательно укрепить складывающиеся феодальные отношения.
-
Стремление защитить феодалов от выступлений и погромов народных масс путём значительного повышения виры- то есть штрафов.
Таким образом, изменения и дополнения законодательства имели целью укрепление власти феодалов и князя, всех состоятельных людей.
Основное содержание «Правды Ярославичей»
-
Защищала верхушку общества — феодалов, князей и др.
-
Защищала также любого человека Руси, его жизнь и имущество.
-
Закон закреплял сословное деление общества, неравноправное положение людей. Так за убийство тиуна или огнищанина вира была 80 гривен, а княжеского старосты — всего 12. Но по сравнению с Русской правдой Ярослава Мудрого вира была значительно выше.
-
Была отменена кровная месть как пережиток язычества.
-
Определены были виды преступлений: убийство, воровство, изнасилование, порча имущества и другие.
-
Порядок и выплата княжеским служащим жалованья.
Значение «Правды Ярославичей»
-
Укрепляла феодальные отношения на Руси.
-
Способствовала дальнейшему расслоению общества.
-
Регулировала все стороны общественных отношений в обществе.
«Русская правда» Ярослава Мудрого и «Правда Ярославичей» составили редакцию Краткой правды. В 1113 году В.Мономах добавит документ «Уставом» и появится новая редакция — Пространная правда.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Русская Правда
Создана около 1072 года. В период с 1068 по 1072 год трое
сыновей Ярослава Мудрого
-Изяслав,
Святослав
и Всеволод — разработали
новое законодательство, которое вошло в историю
под названием «Правда Ярославичей».
Это
законодательство существенно дополнило старую
«Русскую правду», которая уже не отвечала
требованиям развития общества. Право кровной
мести уже не упоминалось. Кровную месть заменили
штрафы. Новая «Правда» карала за нарушение
имущественных прав и личной безопасности
жителей. В новом законе была сделана попытка
сохранить внутренний порядок в стране, защитить
собственность состоятельных людей.
Ниже
приведены два текста: Русская правда в краткой
редакции и гораздо более поздний текст XV века) —
Пространная редакция. Оба текста переведены на современный русский язык.
Отдельным файлом опубликован первоначальный текст
«Правды роськой» без перевода.