День рождения пушкина: дата и место рождения, биография, творчество, дата и причина смерти

Детство и юность

Будущий поэт Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года по новому стилю в городе Москве. Молодой человек имел дворянские корни и довольно интересное происхождение.

Отца Пушкина звали Сергей Львович. Мужчина трудился поэтом-любителем, но славы, равной таковой у сына, снискать ему не удалось.

А.С. Пушкин в детстве

Кроме прочего, он обладал уникальным остроумием. Талант красиво говорить и искать необычное в обыденном в полной мере передался и юному Александру, который унаследовал многое от своего родителя.

Ближайшие предки по отцу были кадровыми военными и не имели отношения к высокому искусству. А вот дядя будущего литератора, Василий Львович, прославился на поэтическом поприще куда больше.

Мать звали Надежда Осиповна. Женщина происходила от известного российского генерала, военного инженера, воспитанника Петра I, Абрама Петровича Ганнибала. Того самого, который вошел в историю как африканский предок Пушкина.

Будущий поэт был не единственным ребенком в семье. Помимо него чета воспитала сестру Ольгу, а также брата Льва Сергеевича, который впоследствии стал литературным секретарем знаменитого лирика. Пушкин же родился в 1799 и был средним ребенком.


Маленький А.С. Пушкин

Систематическое образование литератор получал самостоятельно. Мать и отец наняли сыну нескольких гувернеров. Как и было принято в то время, в кругу высшего общества, молодой человек получал типично французское воспитание и образование.

Кроме того, и сами родители поэта Пушкина были людьми интеллектуальными, отличались широким кругозором.

В доме Александра Сергеевича постоянно кипела жизнь. Художники, поэты, музыканты, писателя были желанными гостями в стенах Пушкиных. Разумеется, это сказывалось на развитии и интеллектуальном воспитании юного литератора.

Летние месяцы детства Пушкин проводил в Подмосковье, недалеко от Звенигорода в доме бабушки со стороны матери, которую звали Мария Алексеевна.


А.С. Пушкин в юности

Обстановка тут была куда скромнее. Кроме того, именно стараниями старшей родственницы Пушкин познакомился с Ариной Родионовной. Той самой знаменитой няней, которая уже долгое время работала у бабушки Пушкина.

В селе молодой человек активно воспитывал исконно русскую культуру. Знакомился с бытом. Взахлеб слушал истории, предания, сказки своей няни.

Пушкин получил уникальное воспитание. Благодаря гувернерам, он развивался на французский манер. Но в то же время личность поэта и прозаика формировалась под влиянием русской культуры во всех ее проявлениях. И в первую очередь — собственно народной, которая лучше всего отражала быт и нравы простых людей, выработанные веками.

Бабушку юный Александр навещал каждое лето. Так продолжалось с 1805 по 1810-й. В ранние годы молодой человек отличался своенравным характером и необузданным нравом.


А.С. Пушкин в молодости

По воспоминаниям бабушки, он совершенно не желал учиться, заниматься из-под палки. Зато с удовольствием осваивал то, что было интересно ему самому. Много и охотно читал.

Подобные противоречия вместе с импульсивностью молодого человека сильно волновали и родителей, и бабушку. Никто не знал, чем обернется такой характер юноши в будущем.

Дом графини из «Пиковой дамы». Точнее, его прототип

Улица Большая Дмитровка, дом 7/5

По этому адресу в пушкинские времена никакая графиня не проживала — это был комплекс доходных домов генеральши Глебовой-Стрешневой. В одном из них жил страстный карточный игрок и шулер, по свидетельству современников, Василий Огонь-Догановский. Пушкин, известный своей азартностью, частенько сидел за зеленым сукном у Огонь-Догановского и в 1830 году проиграл ему огромные деньги — 25 тысяч рублей. Уплатить долг чести он не мог и был вынужден просить победителя об отсрочке. Тот милостиво согласился. Возможно, в благодарность за это Пушкин спустя несколько лет вывел Огонь-Догановского среди персонажей «Пиковой дамы» под именем Чекалинского, с которым садится за свою последнюю игру Германн.

Дом Глебовой-Стрешневой, в котором собиралось лихое карточное общество, Пушкин использовал как прототип дома графини-картежницы, сыгравшей злую шутку с главным героем. Кстати, роковая комбинация «тройка — семерка — туз» после выхода повести, мгновенно ставшей популярной, ушла в народ. Пушкин позже писал в дневнике: «Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют (ставят. — Прим. mos.ru) на тройку, семерку, туза».

Что предшествовало трагическим событиям?

Чтобы рассказать подробно, как умер Пушкин, нужно отметить, что последние годы поэта были морально тяжелыми из-за враждебного отношения к нему царя и дворянского общества, нелицеприятных высказываний в газетах. Но работа над произведениями продолжалась: в это время он пишет поэму «Пиковая дама», повесть «Капитанская дочка», поэму «Медный всадник».

Зимой 1836 г. по городу начали распространяться слухи про романтические отношения его жены и Ж. Дантеса, результатом чего был вызов Пушкиным господина Жоржа на дуэль, в которой Александр Сергеевич оказался смертельно ранен. На момент смерти гениальному поэту было всего 37 лет. Принято считать, что Пушкин погиб на дуэли от руки Дантеса, но в действительности это произошло через 2 дня после этого события.

Молодость

Из Лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 в чине коллежского секретаря и определён в Коллегию иностранных дел. Впрочем, чиновничья служба мало интересует поэта, и он окунается в бурную петербургскую жизнь: он становится постоянным посетителем театра, принимает участие в заседаниях литературного общества «Арзамас», в 1819 вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». Не принимая участия в деятельности первых тайных организаций, Пушкин тем не менее связан дружескими узами со многими активными членами декабристских обществ, пишет острые политические эпиграммы и сочиняет проникнутые идеалами свободы стихи «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818), «Вольность» (1818), «Н. Я. Плюсковой» (1818), «Деревня» (1819). В эти годы он занят работой над поэмой «Руслан и Людмила», начатой в Лицее и отвечавшей программным установкам литературного общества «Арзамас» о необходимости создания национальной богатырской поэмы. Поэма была закончена в мае 1820 и после публикации вызвала ожесточённые отклики критиков, возмущённых снижением высокого канона.

Происхождение и становление

Рождение и детство

Известный писатель родился 6 июня 1799 года, происходил из нетитулованного дворянского рода. Его семья была небогатой, но знатной. Его мать – Надежда Осиповна, внучка генерала Петра Великого, Ганнибала. Прадед по материнской линии, Абрам Петрович Ганнибал, был воспитанником и слугой Петра I, после стал инженером и генералом.

В детстве поэт жил у бабушки в селе Захарове. Воспоминания тех лет Александр Сергеевич отразил в ранних произведениях: «Монах», «Бова». Бабушка, Мария Алексеевна, говорила о внуке, что он – любознательный мальчик, но учится плохо, потому что не сдаёт домашние задания вовремя. То его не остановить, то не расшевелить. Она назначила ребенку няню из числа крепостных крестьянок, Арину Родионовну Яковлеву, которая читала ему сказки и пела песни. С любовью и приятной грустью вспоминал писатель это время.

Отрочество и юность

Образование Пушкин получил в Петербурге. В 12 лет он поступил в Царскосельский лицей, где учился шесть лет. Эти годы были одними из самых плодотворных периодов в его жизни. На его развитие влияли французские поэты 17-18 века, которых он изучал с детства в библиотеке отца. Так же влияли древние античные поэты: Гомер, Вергилий. Из русских мастеров слова на него производили впечатление Батюшков, Жуковский, Давыдов.

В лицее обучали лучшие преподаватели России. Там же он познакомился выдающимися ровесниками, которым было суждено внести свой вклад в историю России: с Пущиным, Дельвигом и Кюхельбекером. Уже в это время юный Александр вступил в литературное общество «Арзамас». В 1817 году поэт закончил обучение. Теперь он — коллежский секретарь, определён в коллегию иностранных дел, но карьера чиновника его не радовала. Судьба Пушкина определила ему более значимое место в истории, и юный максималист чувствовал это.

Петербург

В ноябре 1833 Пушкин возвращается в Петербург, ощущая необходимость круто переменить жизнь и прежде всего выйти из-под опеки двора.

Накануне 1834 года Николай I производит своего историографа в младший придворный чин камер-юнкера. Единственным выходом из двусмысленного положения, в котором оказался Пушкин, было добиться немедленной отставки. Но семья росла (у Пушкиных родилось четверо детей: Мария, Александр, Григорий и Наталья), светская жизнь требовала больших расходов, последние же книги Пушкина вышли более года назад и большого дохода не принесли, исторические занятия поглощали всё больше времени, жалование историографа было незначительным, и только царь мог разрешить издание новых произведений Пушкина, которые могли бы упрочить его материальное положение. Тогда же была запрещена поэма «Медный всадник».

Чтобы как-то выйти из срочных долгов, Пушкин в начале 1834 быстро дописывает другую, прозаическую петербургскую повесть, «Пиковую даму» и помещает её в журнале «Библиотека для чтения», который платил Пушкину незамедлительно и по высшим ставкам. Она была начата в Болдине и предназначалась тогда, по-видимому, для совместного с В. Ф. Одоевским и Н. В. Гоголем альманаха «Тройчатка».

В 1834 Пушкин подаёт в отставку с просьбой сохранить право работы в архивах, необходимое для исполнения «Истории Петра». Просьба об отставке была принята, но работать в архивах ему было запрещено. Пушкин был вынужден прибегнуть к посредничеству Жуковского, чтобы урегулировать конфликт. За лояльность ему была выдана испрошенная ранее денежная ссуда в счёт пятигодичного жалованья. Эта сумма не покрывала и половины долгов Пушкина, с прекращением выплаты жалованья приходилось надеяться только на литературные доходы. Но профессиональный литератор в России был слишком необычной фигурой. Доход его зависел от читательского спроса на произведения. В конце 1834 — начале 1835 вышло несколько итоговых изданий произведений Пушкина: полный текст «Евгения Онегина» (в 1825—32 роман печатался отдельными главами), собрания стихотворений, повестей, поэм — все эти книги расходились с трудом. Критика уже в полный голос говорила об измельчании таланта Пушкина, о конце его эпохи в русской литературе. Две осени — 1834 (в Болдине) и 1835 (в Михайловском) были менее плодотворны. В третий раз поэт приезжал в Болдино осенью 1834 г. по запутанным делам имения и прожил там месяц, написав лишь «Сказку о золотом петушке». В Михайловском Пушкин продолжал работать над «Сценами из рыцарских времен», «Египетскими ночами», создал стихотворение «Вновь я посетил».

Широкой публике, сокрушающейся о падении пушкинского таланта, было неведомо, что лучшие его произведения не были пропущены в печать, что в те годы шёл постоянный, напряжённый труд над обширными замыслами: «Историей Петра», романом о пугачёвщине. В творчестве поэта назрели коренные изменения. Пушкин-лирик в эти годы становится преимущественно «поэтом для себя». Он настойчиво экспериментирует теперь с прозаическими жанрами, которые не удовлетворяют его вполне, остаются в замыслах, набросках, черновиках, ищет новые формы литературы.

Лечение раненого Пушкина

Наконец (не прошло и нескольких часов) тяжело раненного поэта соизволили посетить срочно приглашенные лейб-медик Н.Ф. Арендт и домашний доктор семьи Пушкиных И.Т. Спасский.
Потом в лечении раненого Пушкина принимали участие многие врачи (Х.Х. Саломон, И.В. Буяльский, Е.И. Андреевский, В.И. Даль), однако негласно именно Арендт, как наиболее авторитетный среди них, руководил лечением. К его мнению прислушивались все.

«Арендт выбрал консервативную тактику лечения раненого, которая была одобрена другими известными хирургами, Х.Х. Саломоном, И.В. Буяльским и всеми без исключения врачами, принимавшими участие в лечении. Никто не предложил оперировать, никто не попытался сам взять в руки нож. Для уровня развития медицины того времени это было вполне естественное решение. К сожалению, в 30-х годах XIX века раненных в живот не оперировали.
Вильгельм Адольфович Шаак в статье «Ранение А.С. Пушкина в современном хирургическом освещении» из Вестника хирургии 1937 года обвиняет врачей в том что

Однако, в руководстве по хирургии профессора Хелиуса, изданном в 1839 году, такие меры, как припарки, касторовое масло, каломель, клизма, рекомендовались для лечения раненных в живот, то есть в 30-х годах XIX века эти средства являлись общепринятыми для лечения подобного заболевания.

В ночь с 27 на 28 января Пушкин попытался в последний раз спустить курок своего пистолета. «Вечером ему сделалось хуже. В продолжение ночи страдания Пушкина до того усилились, что он решился застрелиться, — сообщает А.Аммосов со слов пушкинского секунданта. — Позвав человека, он велел подать ему один из ящиков письменного стола; человек исполнил его волю. Но, вспомнив, что в этом ящике были пистолеты, предупредил Данзаса. Данзас подошел к Пушкину и взял у него пистолеты, которые тот уже спрятал под одеяло; отдавая их Данзасу, Пушкин признался, что хотел застрелиться, потому что страдания его были невыносимы»

«К 18 часам 28 января отмечено новое ухудшение состояния. Появилась лихорадка. Пульс достигал 120 ударов в минуту, был полным и твердым (напряженным). Боли в животе стали “ощутительнее”. Живот вновь вздуло. Для борьбы с развившимся “воспалением” (перитонитом) Даль и Спасский (с согласия и одобрения Арендта) поставили на живот 25 пиявок. Пушкин помогал докторам, рукой сам ловил и припускал себе пиявки. После применения пиявок жар уменьшился.»

От применения пиявок больной потерял, по расчетам Удермана, еще около 0,5 л крови и, таким образом, общая кровопотеря с момента ранения достигла 2,5 л (50% от всего объема циркулирующей в организме крови). Несомненно, что ко времени назначения пиявок уже возникла тяжелейшая анемия. Улучшение оказалось мимолетным, вскоре Александру Сергеевичу стало еще хуже.

Из описания друзей поэта «изменилось лицо, черты его заострились («лицо Гиппократа», типично для воспаления брюшной полости). Появился мучительный оскал зубов, губы судорожно подергивались даже при кратковременном забытье. Возникли признаки дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности. Дыхание стало частым, отрывистым, воздуха не хватало (одышка). Пульс был едва заметен.»

Несмотря на всю тяжесть состояния, в чем не приходилось сомневаться, тактика лечения осталась неизменной. Больному по прежнему давали лавровишневую воду, каломель и опий.

Библиография

Поэмы:

  • «Руслан и Людмила»;
  • «Кавказский пленник»;
  • «Гавриилиада»;
  • «Вадим»;
  • «Братья разбойники»;
  • «Бахчисарайский фонтан»;
  • «Цыганы»;
  • «Граф Нулин»;
  • «Полтава»;
  • «Тазит»;
  • «Домик в Коломне»;
  • «Езерский»;
  • «Анджело»;
  • «Медный всадник.

Роман в стихах 

«Евгений Онегин»

Драматические произведения

«Борис Годунов»

Маленькие трагедии:

  • «Скупой рыцарь»;
  • «Моцарт и Сальери»;
  • «Каменный гость»;
  • «Пир во время чумы»;
  • «Русалка».

Проза:

  • «Арап Петра Великого»;
  • «Выстрел»;
  • «Метель»;
  • «Гробовщик»;
  • «Станционный смотритель»;
  • «Барышня-крестьянка;
  • «История села Горюхина»;
  • «Рославлев»;
  • «Дубровский»;
  • «Пиковая дама»;
  • «История Пугачева»;
  • «Египетские ночи»;
  • «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»;
  • «Капитанская дочка».

Сказки:

  • «Жених»;
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
  • «Сказка о медведихе»;
  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;
  • «Сказка о золотом петушке».

783 стихотворения

Художественный фильм «Последняя дуэль Пушкина», 2006 год.

Биографическая историческая драма «Пушкин: Последняя дуэль» расскажет в подробностях историю Александра Сергеевича Пушкина, а именно про ту самую дуэль, при которой поэт стрелялся с Жоржем Дантесом и погиб. В роли Александра Сергеевича Пушкина — Сергей Безруков

Литература:

Данзас К.К. Последние дни жизни и кончина Александра Сергеевича Пушкина в записи А.Аммосова / Пушкин в воспоминаниях современников. Гуманитарное агентство СПб.: «Академический проект», 1998. Т. II.

П.Е.Щеголев «Дуэль и смерть Пушкина»
Пути Пушкина
Дуэль Пушкина с Дантесом-Геккереном. Подлинное военно-судное дело 1837 г. СПб., 1900
Записка доктора В.И. Даля
Дуэль и смерть Пушкина в конспективных заметках Жуковского
К. К. Данзас. Последние дни жизни и кончина Александра Сергеевича Пушкина. В записи А. Аммосова
Файбисович В. «…Пистолетов пара, две пули — больше ничего…» Еще раз о дуэльном оружии Пушкина и Дантеса. Наше Наследие. № 87. 2008

Первая ссылка

В годы после разгрома наполеоновской армии образовалось множество тайных обществ. Молодежь обсуждала, как лучше обустроить государство к удобству всех.

Революционными идеями заразился и сам Пушкин. Но в работе нелегальных организаций участие он не принимал. Хотя и был членом литературного объединения «Зеленая лампа», которое выражало те же идеи, но не стремилось к деятельному политическому противостоянию.


А.С. Пушкин в ссылке

Именно в этот период из-под пера молодого человека выходили стихотворения идеологического формата. Они не публиковались, зато очень быстро расходились по рукам дворян, военной и творческой молодежи. Пользовались огромной популярностью.

Такая известность и слава вышли поэту боком. Очень скоро он попал на карандаш к официальным властям, которые объявили его стихи недостойными чиновничьего звания.

В наказание поэта решили сослать в Соловецкий монастырь в Сибири. Лишь благодаря вмешательству друзей, в том числе Карамзина, участь Пушкина удалось смягчить.

Александра Сергеевича сослали. Но формально обставили это как перевод на новое место службы в Бессарабской области под начало генерала Инзова.

С 1820 по 1824-й годы литератор путешествовал по югу России. Ссылка пошла на пользу Пушкину. У поэта открылось второе творческое дыхание. Под влиянием свежих впечатлений на свет появились новые, известные произведения: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыгане» и др.

Будучи в Крыму, лирик загорелся желанием написать поэму. Так на ум литератору пришла идея «Евгения Онегина». Созданием произведения Пушкин занялся позже, уже в Кишиневе.

В южных краях ссыльный поэт быстро заслужил славу. После приезда в Одессу начались новые проблемы. Непосредственный начальник литератора, граф Воронцов, невзлюбил Пушкина и не желал с ним говорить.

Что стало причиной — сказать трудно. Есть версия о том, что лирик был в связи с женой начальника. Хотя это всего лишь версия. Как бы то ни было, он всеми силами постарался избавиться от опального литератора.

Не без участия Воронцова власти узнали о том, что поэт увлекается идеями масонства и признается в неверии в Бога.

Результат ждать себя не заставил. В 1824-м году Александра Сергеевича отстранили от дипломатической службы.

Дуэль и смерть

В 1833 году император пожаловал Александру Пушкину камер-юнкерский титул. Поэт был глубоко оскорблен, поскольку это звание давали лишь неоперившимся юнцам, а ему было уже тридцать пять. В то же время титул камер-юнкера давал доступ ко двору, а Николай желал, чтобы Наталья Пушкина присутствовала на императорских балах. Что касается самой Натали, которой было всего двадцать два года, она страстно желала танцевать, блистать и ловить на себе восхищенные взгляды.

Пока император платонически ухаживал за Натальей Николаевной, Александр Сергеевич тщетно пытался поправить финансовые дела. Он брал у государя ссуду за ссудой, опубликовал «Историю Пугачева», затем взялся за издание журнала «Современник», где печатались произведения Гоголя, Вяземского, Тургенева, Жуковского и самого Пушкина. Однако все его проекты оказались убыточными, а долг перед казной все возрастал.

Барон Дантес

1836 год оказался несчастливым для Александра Сергеевича. Он много работал, пытаясь разобраться с долгами. Весной умерла его мать, и поэт очень горевал. Далее последовали сплетни, связанные с именем Натальи Николаевны и гвардейцем-французом бароном Дантесом, который без стеснения ухаживал за супругой Пушкина.

Первая дуэль стараниями друзей поэта все же не состоялась, хотя Александр Сергеевич готов был с оружием в руках защищать честь своей Натали, в верности которой был абсолютно уверен.

Вскоре по столице вновь поползли слухи, да и сам Геккерн интриговал против Пушкина и его жены, стараясь опорочить обоих. Взбешенный поэт отправил послу оскорбительное письмо. Геккерн не имел возможности лично драться на дуэли, поскольку это означало крах его дипломатической карьеры, и Дантес, выступая в защиту своего приемного отца, вызвал Александра Сергеевича на дуэль.

«Дуэль Пушкина с Дантесом». Художник А. А. Наумов, 1884 год

Роковая встреча противников состоялась 27 января 1837 года на Черной речке. Пуля, выпущенная французом, пробила шейку бедра и попала в живот Пушкину. Это и стало причиной смерти поэта, поскольку в то время такое ранение было неизлечимо. Два дня прожил Александр Сергеевич в страшных мучениях.

Не теряя мужества и присутствия духа, Пушкин переписывался с императором, который пообещал взять на себя заботу о его семье, исповедался священнику, попрощался с близкими и скончался 29 января (10 февраля – по новому стилю) 1837 года.

Могила Александра Сергеевича Пушкина

Отпевали солнце русской поэзии в церкви Спаса Нерукотворного Образа, а похороны состоялись 6 февраля в Святогорском монастыре. Могила поэта, согласно его желанию, расположена рядом с могилой матери.

После смерти Пушкина благодарные потомки воздвигли множество памятников в его честь. Только в Петербурге и Москве их насчитывается около сорока.

Коротко о главном

Биография и творчество нашего великого стихотворца до сих пор вызывают много ожесточенных споров среди пушкинистов.

Причина – многие факты из биографии Пушкина не подлежат однозначной трактовке, а некоторые записи его и его друзей неясны нам из-за недостаточного знания событий, происходивших в то время.

Кратко о самом главном в биографии поэта можно сказать так:

  1. Пушкин родился в 1799 году в Москве, в аристократическом семействе. Его отец был отставным военным, мать происходила из знаменитого рода Ганнибалов, тех самых, один из которых верой и правдой служил Петру Великому.
  2. Следующая веха в биографии Пушкина А.С. – учеба в Царскосельском лицее. К 11 годам мальчик по протекции дядюшки Василия Львовича, модного тогда пиита, был рекомендован к поступлению в это вновь открывающееся учебное заведение. И в 12 лет подросток вступил под его своды.
  3. После шестилетней учебы Пушкин поступает на службу в Коллегию иностранных дел, однако рвением к службе не отличается. Зато он пишет «крамольные стихи», за что его вскоре ссылают на юг, под попечение генерала Инзова.
  4. К датам южной ссылки поэт относился как к одному из счастливейших периодов в его жизни. Но это время заканчивается, а впереди – новая ссылка, на этот раз в родовое имение – Михайловское.
  5. Особо тяжкая страница в биографии Пушкина – момент, когда он узнает о казни декабристов, среди которых были его друзья.
  6. 1825 год – воцарение Николая, 1826 – неожиданное возвращение опального стихотворца из ссылки в Москву. Триумфальный прием своего кумира отмечает даже самая краткая биография поэта.
  7. Далее – жизнь литературным трудом, «самовольная» поездка в 1829 году на Кавказ. Осложнение отношений с правительством.
  8. 1830 – женитьба поэта на юной и прекрасной Натали Гончаровой.
  9. Годы с 1830 по 1837 – работа Пушкина в архивах, работа над стихами и прозой, издание журнала «Современник».
  10. Январь 1837 – дуэль с Дантесом и смерть от полученных ран.

Вот кратко самое главное, что поведает нам школьный учебник или Википедия. Если писать конспект биографии, то он получится примерно таким.

Неписаный порядок дуэли

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее — т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Дуэли на пистолетах имели несколько вариантов.

  • Вариант 1 Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий.
  • Вариант 2 (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо.
  • Вариант 3 (едва ли не самый распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15—20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении — до 50 шагов; но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего — 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли -после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать.
  • Вариант 4 Противники становились на расстоянии 25—35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя.
  • Вариант 5 Противники располагались на расстоянии 25—35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно — по команде на счет «раз-дватри» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым). По окончании противники подавали друг другу руки.

Заметим, что эти правила (хотя бы то же расстояние), устоявшиеся к концу XIX века, были во многом гуманнее, чем обычные правила русских дуэлей первой половины XIX века. Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

  • Русская Дуэль. Феномен русской дуэли
  • История русской дуэли
  • Правила и этикет русской дуэли
  • Книги о русской дуэли
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector