Краткая биография южной ссылки пушкина (1820-1824)
Содержание:
- Ход ссылки
- Байронизм и его суть
- 12Горячие воды
- 13Екатериноград
- Дети Пушкина — фото, имена и краткая информация
- Поздние годы
- Знакомство с будущими декабристами. Политические стихи и эпатаж (1817–1820)
- «Цыганы»
- Влияние Шатобриана и Байрона на Пушкина
- Детство и юность
- Южная ссылка
- Ссылка
- Южная ссылка Пушкина (1820–1824)
- Последние годы
- Читать доклад по литературе: «Пушкин во время южной ссылки (1820-1824 гг.)» Страница 1
- Пушкин в Михайловском
- Особенности цикла
- Внешность
Ход ссылки
Кратко о Южной ссылке Пушкина можно сказать следующее: приехав в город Екатеринослав, А. С. Пушкин почти сразу заболевает, и его отпускают с проезжающим через город генералом Раевским на Кавказские воды для лечения.
После А. С. Пушкин отправился в Крым.
Затем писатель отправился в Кишинев, где пробыл основную часть ссылки.
В июле 1823 г. А. С. Пушкин был переведен в Одессу, оказавшись под подчинением графа М. С. Воронцова, который оказал большое влияние на всю биографию поэта и писателя.
В июле 1824 г. А. С. Пушкин был выслан в Михайловское.
Байронизм и его суть
Поэзия Байрона была новым словом «мировой скорби». Если его предшественники ограничивались жалобами, или удалением от людей, от цивилизованного мира, то Байрон выступил с «протестом», с «вызовом»… Апостол «свободы», защитник униженных и оскорбленных и, следовательно, человек гуманный он часто знает настроения яркой мизантропии и тогда не находит для людей слов любви. В такие минуты Байрон создает своих мрачных титанов-героев, сердца которых полны ненависти к человечеству, или холодного равнодушия. Байронизм отрицает любовь, а сострадание считает слабостью. Из «эгоиста», на наших глазах, вырастает «эготист», т. е. независимая личность, гордая, сильная, которой не надо людей, не надо общества, это титан-«сверхчеловек», стоящий выше людских законов и обычаев. Таким образом, «байронизм», из всех видов «мировой скорби» является самым сложным: он складывается из «разочарования» в жизни, в людях, в культуре, из «протеста», который выразился в проповеди «свободы», и, наконец, из «культа личности», переходящего в крайний «эготизм».
12Горячие воды
В Георгиевске Пушкин свернул с прямого пути на Владикавказ для заезда на один день в Горячие воды. Там он обнаружил большие перемены: «Нынче выстроены великолепные ванны и дома. Бульвар, обсаженный липками, проведен по склонению Машука. Везде чистенькие дорожки, зеленые лавочки, правильные цветники, мостики, павильоны. Ключи обделаны, выложены камнем; на стенах ванн прибиты предписания от полиции; везде порядок, чистота, красивость… Признаюсь: Кавказские воды представляют ныне более удобностей; но мне было жаль их прежнего дикого состояния; мне было жаль крутых каменных тропинок, кустарников и неогороженных пропастей, над которыми, бывало, я карабкался».
13Екатериноград
17 мая Пушкин прибыл в Екатериноград (ныне станица Екатериноградская). Оттуда поэт отправился в дальнейший путь до Владикавказа и Ларса, где оканчивались границы Северного Кавказа. «С Екатеринограда начинается военная Грузинская дорога; почтовый тракт прекращается. Нанимают лошадей до Владикавказа. Дается конвой казачий и пехотный и одна пушка. Почта отправляется два раза в неделю, и приезжие к ней присоединяются: это называется оказией. Мы дожидались недолго. Почта пришла на другой день, и на третье утро в девять часов мы были готовы отправиться в путь… Потянулись коляски, брички, кибитки солдаток, переезжающих из одной крепости в другую… Дорога довольно однообразная, равнина, по сторонам холмы. На краю неба вершины Кавказа, каждый день являющиеся выше и выше. Крепости, достаточные для здешнего края, со рвом, который каждый из нас перепрыгнул бы в старину не разбегаясь, с заржавленными пушками, не стрелявшими со времен Гудовича…», — писал Пушкин в «Путешествии в Арзрум».
Дети Пушкина — фото, имена и краткая информация
Мария (1932 г.) – старшая дочь. Получила домашнее образование. Состояла при дворе фрейлиной императрицы.
Обвенчалась с Леонидом Гартунгом, офицером лейб-гвардии конного полка. Генерал Гартунг, будучи начальником Московского коннозаводства, был обвинен в финансовых нарушениях и, не сумев оправдаться, застрелился. После был полностью реабилитирован. Всю оставшуюся жизнь воспитывала детей овдовевшего брата Александра. Замуж больше не вышла, своих детей не было.
Александр (1833 г.) – старший сын, любимец родителей. Обучался в Пажеском корпусе, службу начал корнетом Конногвардейского полка. Позже, в звании полковника был командиром Нарвского гусарского полка.
За храбрость в русско-турецкой войне был отмечен многими высокими наградами. Закончил военную карьеру в чине генерала от кавалерии. От двух браков имел 11 детей. Заботливо хранил архив отца, многое подарил Румянцевскому музею.
Григорий (1835 г.) – младший сын. После Пажеского корпуса служил корнетом, как и старший брат. Продолжил службу в Министерстве внутренних дел.
Ему в наследство досталось Михайловское, которое он обустроил. На общественных началах был мировым судьей и пользовался в округе огромным авторитетом. Женился поздно, детей не имел.
Наталья (1836 г.) – младшая дочь. Получила домашнее воспитание. Вопреки воле матери обвенчалась с Михаилом Дубельтом, сыном жандарма, который после гибели Пушкина опечатал его кабинет и изымал бумаги поэта. Брак был неудачным.
Повторно сочеталась браком с принцем Николаем Вильгельмом Нассау. Живя за границей, помнила свои русские корни.
Братья и сестры были едины в сохранении творческого наследия великого отца и занимались просветительской деятельностью, участвовали в открытии памятника поэта, создании новых библиотек, сотрудничали с архивами и музеями.
Поздние годы
В 1825-м на престол взошел Николай I. Переворот обернулся грандиозным провалом. Многих молодых людей, участников тех событий отправили в ссылку. Других же повесили. Расправа была скорой жестокой. Под каток репрессий попали лучшие представители дворянства. В кругах высшего общества зрело недовольство.
Чтобы сбить градус накала новый император сделал ряд широких показательных жестов. Одним из таких стало официальное прощение Александра Сергеевича Пушкина.
Опальный поэт мог вернуться к нормальной (хотя и очень условно) жизни. Однако с этого момента император чуть ли не лично читал все рукописи литератора.
Александр Сергеевич попал под надзор генерала Бенкендорфа, который был шефом жандармов и возглавлял 3-е отделение Имперской Канцелярии. Ту, что занималась политическим сыском.
В 1826-м году литератор обратился напрямую к императору за разрешением выехать на Кавказ. Однако ответа не получил. Попытки достучаться до властей поэт продолжал еще 2 года, вплоть до 1828-го. Но с ним не желали общаться.
Тогда Пушкин отправился в путешествие самостоятельно. Новые впечатления стали хорошим толчком для творческого развития.
С Кавказа Пушкин привез несколько произведений: «На холмах Грузии», «Обвал» и не только. По возвращении Александр Сергеевич получил выговор за своеволие.
Знакомство с будущими декабристами. Политические стихи и эпатаж (1817–1820)
Екатерина Николаевна и Михаил Федорович Орловы. Рисунок Александра Пушкина. Москва, 1829 год
По окончании Лицея в 1817 году Пушкин поселился в Петербурге. Он сразу был принят в литературное общество «Арзамас», где в это время идеи о социально-политическом содержании литературы начали выдвигать члены Союза благоденствия Союз благоденствия — тайная революционная организация декабристов, действовавшая в 1818–1821 годах. (многие участники которого будут участвовать в восстании 1825 года) — Михаил Орлов, Никита Муравьев и Николай Тургенев. Сблизившись с последним, Пушкин попал в кружок молодых «либералистов», под влиянием которых, по-видимому, сложились его политические стихотворения тех лет — «Вольность», «Деревня», эпиграммы на Стурдзу («Холоп венчанного солдата…») и Александра I («Ура! в Россию скачет…»). Однако, несмотря на кажущуюся остроту и злободневность этих текстов, они оставались достаточно традиционными для гражданской поэзии XVIII — начала XIX века: в них использовались давно известные и привычные для современников образы и сюжеты.
Сила гнева Александра I, обвинявшего Пушкина в том, что он «наводнил Россию возмутительными стихами», как и быстрая слава неподцензурных стихотворений Пушкина, объяснялась не только качествами самих текстов, но и известными в обществе вызывающими поступками Пушкина:
Николай Тургенев писал своему товарищу по «Арзамасу» Петру Вяземскому в письме от 25 февраля 1820 года: «…его знают по мелким стихам и по крупным шалостям».
Высказывания Пушкина на политические темы в эти годы неотделимы от его эпатажного поведения, сочетавшего в себе провокативность модного тогда дендизма и традиции французского либертинажа — политического и религиозного свободомыслия. От реальных проектов будущих декабристов это все было довольно далеко.
«Цыганы»
С описанным выше произведением перекликаются «Цыганы», в основном в плане героев. Оно также относится к интересующему нас периоду, так как его создал в 1824 году Пушкин (1820-1824 — южная ссылка). Краткое содержание и особенности этого произведения мы также предлагаем рассмотреть.
Образ Алеко на первый взгляд очень похож на персонажа из «Кавказского пленника». Однако он оказывается тщательнее проработанным, более сложным. Герой, «преследуемый законом», покидает мир. Скорее всего, перед нами беглый преступник или каторжник. Он считает, что сможет обрести счастье и покой в цыганском таборе, где живут люди, не связанные ничем, за исключением чувств. Однако табор не принимает Алеко. Он оказывается всего лишь попутчиком, чуждым этому народу и неспособным понять его свободолюбивую душу.
Алеко влюблен в цыганку Земфиру. Рассказывая ей о высшем обществе, он говорит, что люди там гонят мысли, стыдятся любви, торгуют волей, склоняют головы перед идолами и ищут денег да цепей. Влюбившись в цыганку, герой поэмы хочет быть с ней вечно, однако душа его находится в плену темной страсти. Алеко все еще не может понять внутреннего духа этого народа и принять его.
Чем же завершается поэма «Цыганы»? Пушкин хочет сказать, что для главного героя пророческим становится рассказ цыгана о его неразделенной любви и о том, как от него ушла жена. Однако мудрость этого рассказа он постичь не способен, считая, что он не из тех, кто не способен удержать любовь. Алеко готов бороться за свои чувства, однако делает это неверно. Его взор застилает пелена ревности, в порыве которой он убивает свою неверную возлюбленную. И цыгане отвергают человека, сердце которого оказалось таким жестоким.
Мудрые и добросердечные люди, тем не менее, могут понять страсть этого героя, поэтому не лишают его жизни. Они говорят ему, что он хочет воли лишь для себя, поэтому недостоин настоящей свободы чувств. Классические романтические произведения имеют счастливый финал. Герой обычно побеждает, а все неприятности заканчиваются хорошо. Однако поэмы Александра Сергеевича завершаются отнюдь не счастливым финалом. Благодаря этому они становятся более реалистичными и жизненными, а также драматичными. Именно драматизм позволяет нам лучше понять характер того или иного героя. Это хорошо иллюстрирует поэма «Цыганы» (Пушкин).
Влияние Шатобриана и Байрона на Пушкина
С поэзией «мировой скорби» Пушкин познакомился еще в Петербурге: Шатобриан и его «Рене» были ему давно известны, и, быть может, в минуты утомления от жизни, уже тогда отражались в его радостном творчестве серыми тонами. Теперь почва для этих настроений была благодарная: Пушкин был оторван от прежней жизни, в ней он имел основания разочароваться; в сердце господствовала пустота, лучшая почва для разочарования. Любопытно, что под влиянием литературных образов, Пушкин стал воображать себя добровольным изгнанником, который, подобно Рене, по своей воле покинул прежнюю жизнь. Как раз в это время подошло увлечение Байроном, этим гениальным учеником Шатобриана. Гордая муза английского «певца скорби», полная презрения и даже вражды к человечеству, нашла отзвук во впечатлительной душе поэта. Пушкин знал уже и раньше первые приступы этого «презрения» к «черни», а теперь, когда судьба оторвала его от толпы, он тем сильнее мог ощутить это «презрение» к людям, к их жизни, к чувствам «минутной дружбы» и «минутной любви»…
Спокойная жизнь в радушной семье Раевских, живые впечатления Кавказа и Крыма, пестрота кишиневских и одесских впечатлений ослабили остроту этого разочарования, спасли сердце Пушкина от байроновского озлобления, от его беспощадной жесткости. Впрочем, сердце Пушкина, мягкое и любящее, было не байроновского склада. Он мог лишь подражать Байрону, но не мог перевоплотиться в него. Даже тогда, когда он сам считал себя последователем Байрона, он, на самом деле, шел за Шатобрианом и его «Рене». Стоит сравнить элегию Пушкина «Погасло дневное светило», которую он сам назвал «подражанием Байрону», с её прообразом, «прощальной песней» Чайльд-Гарольда – и мы сразу увидим, как далек был Пушкин от Байрона, даже в разгар его увлечения английским поэтом.
Произведение Пушкина проникнуто чувством тихой грусти: прощаясь с родиной, он весь во власти «воспоминаний прошлого»; вокруг него летают мечты, в глазах его «родились слезы вновь». Он жалуется, что «отцвела его младость», и покидает родину с «глубокими ранами любви». Не так прощается со своею родиной герой Байрона. Он целиком порывает с прошлым, воспоминаньям он не дает воли над собой, он не жалеет о днях счастья в родной стороне, ему не о ком «уронить ни единой слезы», «смеясь», он покидает родной край… Это смех недобрый, жесткий, и тяжело делается от него на душе. Только маленький паж Чайльд-Гарольда, с его искренним плачем, смягчает это холодное прощание. И, право, наш Пушкин ближе по духу к этому пажу, чем к его господину, Чайльд-Гарольду-Байрону.
Детство и юность
Будущий поэт Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года по новому стилю в городе Москве. Молодой человек имел дворянские корни и довольно интересное происхождение.
Отца Пушкина звали Сергей Львович. Мужчина трудился поэтом-любителем, но славы, равной таковой у сына, снискать ему не удалось.
А.С. Пушкин в детстве
Кроме прочего, он обладал уникальным остроумием. Талант красиво говорить и искать необычное в обыденном в полной мере передался и юному Александру, который унаследовал многое от своего родителя.
Ближайшие предки по отцу были кадровыми военными и не имели отношения к высокому искусству. А вот дядя будущего литератора, Василий Львович, прославился на поэтическом поприще куда больше.
Мать звали Надежда Осиповна. Женщина происходила от известного российского генерала, военного инженера, воспитанника Петра I, Абрама Петровича Ганнибала. Того самого, который вошел в историю как африканский предок Пушкина.
Будущий поэт был не единственным ребенком в семье. Помимо него чета воспитала сестру Ольгу, а также брата Льва Сергеевича, который впоследствии стал литературным секретарем знаменитого лирика. Пушкин же родился в 1799 и был средним ребенком.
Маленький А.С. Пушкин
Систематическое образование литератор получал самостоятельно. Мать и отец наняли сыну нескольких гувернеров. Как и было принято в то время, в кругу высшего общества, молодой человек получал типично французское воспитание и образование.
Кроме того, и сами родители поэта Пушкина были людьми интеллектуальными, отличались широким кругозором.
В доме Александра Сергеевича постоянно кипела жизнь. Художники, поэты, музыканты, писателя были желанными гостями в стенах Пушкиных. Разумеется, это сказывалось на развитии и интеллектуальном воспитании юного литератора.
Летние месяцы детства Пушкин проводил в Подмосковье, недалеко от Звенигорода в доме бабушки со стороны матери, которую звали Мария Алексеевна.
А.С. Пушкин в юности
Обстановка тут была куда скромнее. Кроме того, именно стараниями старшей родственницы Пушкин познакомился с Ариной Родионовной. Той самой знаменитой няней, которая уже долгое время работала у бабушки Пушкина.
В селе молодой человек активно воспитывал исконно русскую культуру. Знакомился с бытом. Взахлеб слушал истории, предания, сказки своей няни.
Пушкин получил уникальное воспитание. Благодаря гувернерам, он развивался на французский манер. Но в то же время личность поэта и прозаика формировалась под влиянием русской культуры во всех ее проявлениях. И в первую очередь — собственно народной, которая лучше всего отражала быт и нравы простых людей, выработанные веками.
Бабушку юный Александр навещал каждое лето. Так продолжалось с 1805 по 1810-й. В ранние годы молодой человек отличался своенравным характером и необузданным нравом.
А.С. Пушкин в молодости
По воспоминаниям бабушки, он совершенно не желал учиться, заниматься из-под палки. Зато с удовольствием осваивал то, что было интересно ему самому. Много и охотно читал.
Подобные противоречия вместе с импульсивностью молодого человека сильно волновали и родителей, и бабушку. Никто не знал, чем обернется такой характер юноши в будущем.
Южная ссылка
В мае 1820 года Александр Пушкин выехал из Петербурга в Екатеринослав. Так началась ссылка поэта на юг Империи. Причины южной ссылки Пушкина были весьма тривиальны: выпуск «в свет» нескольких едких эпиграмм на власть предержащих самого высокого уровня. Даже в наши дни за подобное предусмотрена хоть и формальная, но всё же весьма неприятная ответственность. Что же говорить о тех смутных временах, когда даже шуточное представление монарха на карикатуре приравнивалось к государственной измене. Как бы то ни было, благодаря вмешательству в дело Чаадаева и Карамзина, серьёзных последствий молодой Пушкин смог избежать. География поездок Пушкина в период 1820-1824 годы была весьма обширной и включала в себя юг Малороссии, Крым, Бессарабию. Биография поэта того периода наполнена яркими событиями: тут и поездки поэта по Крыму, и прелести армейской жизни в Кишиневе, и богатая событиями и интригами, почти столичная, жизнь в Одессе. Период южной ссылки – романтический период творчества А.С. Пушкина. Романтизм поэта не был навязан модными веяниями западной литературы, он являлся отражением того времени и тех событий, которые имели место на его родине – ведь тогда в русском обществе происходили серьёзные изменения: носители наиболее передовых на тот момент идей задумывались о переходе от революционных мечтаний к революционным действиям. На юге Империи поэт попадает в раскалённую среду революционной романтики. Лирика поэта того времени и является отражением идей и чаяний той среды.
Почти все творчество Пушкина в то время – это романтические произведения. Первое стихотворение, созданное им в августе 1820 г. – «Погасло дневное светило» было написано под впечатлением от прекрасного путешествия в Гурзуф. Это была классическая романтическая элегия, однако, в ней происходит переход Пушкина от беспроблемной юности к творческой зрелости, при котором поэт осознаёт ответственность за свой талант, учится непредвзято судить сам себя.
Через несколько дней Пушкин приступает к написанию «Кавказского пленника», над которым работает более полугода. Здесь впервые в отечественной литературе читателю предстаёт новый образ романтического героя. Он не просто переживает романтические чувства, но и воплощает свои идеи в жизнь. Это принципиально новый типаж – в отличие от предыдущего поколения, целью жизни которого были наслаждения и праздности, здесь мы наблюдаем попытку современников Пушкина найти более высокий идеал человека, найти действительно интересную цель в жизни. В характере главного героя отражается неизбежный переход от праздной юности к зрелости, когда личность, помимо жизни страстями и удовольствиями, хочет жить мыслью и действием.
Более поздние стихи Пушкина периода южной ссылки – это поэмы «Бахчисарайский фонтан» (1823 г.) и «Цыганы» (1824 г.). В них герои ещё более романтизированы, чем в «Пленнике». Критика общества, выраженная словами Алеко, главного героя «Цыган», это не просто развенчание старых идеалов, это декларирование романтического героя, вообще никак не связанного с обществом, окончательно порвавшего с ним. Но здесь Пушкин как-бы хочет показать, к чему приводит «абсолютный романтизм», показывает что романтика, оторванная от реалий жизни, ни к чему хорошему не приведет. Именно в процессе написания «Цыган» происходит начало преображения Пушкина, его уход от романтизма; как раз тогда автор приступает к первым наброскам своего бессмертного произведения «Евгений Онегин».
Говоря кратко о южной ссылке Пушкина, можно сделать вывод: по окончании ссылки в творчестве автора наметился перелом. Пушкин попрощался со своим романтическим прошлым, с его героями и идеалами, он, как говорят, перешел на новый уровень. Он вырос. Переход от романтических поэм к реализму, от элегий к трагедиям совершался не только от перемены мыслей и идеалов в душе поэта, но и под воздействием обстоятельств, вносимых в его жизнь событиями того исторического периода.
Окончательную точку в своём романтическом периоде Пушкин поставил 7 апреля 1825 года, когда в деревеньке Воронич заказал панихиду по Джорджу Байрону. Многие восприняли этот жест, как очередную экстравагантную выходку поэта. Никто тогда не понимал, что эта панихида по «Байрону в себе». Пушкина-романтика больше не было, появился Пушкин-реалист.
Источник
Ссылка
В 1823 году Александр Пушкин переехал в Одессу, добившись перевода по службе в канцелярию графа Воронцова, но здесь ему не удалось выстроить отношения с начальством, и вскоре поэт попросил отставки. Но еще до того, как он успел это сделать, в Москве полиция вскрыла его письмо другу-лицеисту Кюхельбекеру и сочла его содержание настолько недопустимым, что вместе с отставкой Пушкин был определен в ссылку. Следующие два года поэт пребывал в родовом имении в селе Михайловском Псковской области под надзором и без содержания.
В Михайловском Пушкин жил в одиночестве, родные покинули имение. Единственной, кто скрашивал одиночество поэта, была няня Арина Родионовна. Сказки и народные песни няни сильно повлияли на творчество Александра Сергеевича, а ее литературный образ появился в некоторых произведениях писателя. В этот период Пушкиным была написана трагедия «Борис Годунов», что стало новым этапом в его творчестве.
В конце 1825 года после смерти Александра I Пушкин надеялся на помилование от нового императора, но ему помешало Восстание декабристов, члены которого ранее были связаны с поэтом. Однако после того, как в 1826 году был опубликован первый сборник «Стихи Александра Пушкина» и поэт обрел всенародную любовь, Николай I пригласил его на аудиенцию в Петербург. Император планировал, что Пушкин станет придворным поэтом, но сближения не произошло, Александр Сергеевич оставался на позициях свободомыслия, что не устраивало консервативную власть. За Пушкиным установили надзор и ограничили его передвижения.
Южная ссылка Пушкина (1820–1824)
Рисунок Александра Пушкина в черновой рукописи строф IX и X пятой главы романа «Евгений Онегин». 1826 год На рисунке — портрет неизвестного, автопортрет Пушкина, портреты Ивана Пущина, Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера и Кондратия Рылеева.
Наиболее интенсивное и близкое общение Пушкина с деятелями декабристских обществ пришлось на годы Южной ссылки. «В Кишиневе я был дружен с майором Раевским Владимир Федосеевич Раевский
(1795–1872) — поэт, мемуарист, участник Отечественной войны 1812 года; член Союза благоденствия в 1819–1821 годах. С 1821 года возглавлял дивизионную ланкастерскую школу взаимного обучения для солдат и юнкеров в Кишиневе. Отличался вольнодумством и подвергся аресту в 1822 году (о чем его предупредил Пушкин); дело «первого декабриста» Раевского продлилось с 1822 по 1827 год, что в сочетании с его мемуарной прозой составляет обширнейший биографический материал., с генералом Пущиным Пущин Павел Сергеевич (1789–1865) — участник Отечественной войны 1812 года, в 1821 году — бригадный командир
16-й пехотной дивизии. Был главой кишиневской масонской ложи «Овидий», куда в 1821 году входил и Пушкин; член кишиневской ячейки Южной управы Союза благоденствия. В отставке с марта 1822-го, к следствию по делу декабристов привлечен не был. Ему посвящено стихотворение Пушкина «К генералу Пущину» («В дыму, в крови, сквозь тучи стрел…») 1821 года. Воспоминания о встречах с П. С. Пущиным в Кишиневе и Одессе также отразились в кишиневском дневнике и письмах Пушкина и многочисленных воспоминаниях современников. и Орловым Михаил Федорович Орлов (1788–1842) — член литературного общества «Арзамас»; участник Отечественной войны 1812 года. В 1820–1823 годах был командиром
16-й пехотной дивизии; член Союза благоденствия (глава Кишиневского отделения), привлекался по делу декабристов, однако осужден не был. Знакомый Пушкину еще с «Арзамаса», в Кишиневе Орлов был его постоянным собеседником: их споры отражены в заметке Пушкина «О вечном мире» (1821), Орлов также упоминается в стихотворениях Пушкина «В. Л. Давыдову» («Меж тем как генерал Орлов…») и «Из письма к Гнедичу» («В стране, где Юлией венчанный…»):
Все тот же я — как был и прежде;
С поклоном не хожу к невежде,
С Орловым спорю, мало пью,
Октавию — в слепой надежде —
Молебнов лести не пою.», — вспоминал поэт в письме к Жуковскому в начале 1826 года.
При этом на прямые призывы к гражданственности в поэзии, с которыми к Пушкину обращался, например, поэт Владимир Раевский, Пушкин не очень-то отвечал:
Не тем горжусь я, мой певец…
Не тем, что у столба сатиры
Разврат и злобу я казнил
И что грозящий голос лиры
Неправду в ужас приводил…
Впрочем, близкое знакомство с декабристами повлияло на развитие отдельных тем в стихах 1821–1823 годов: стихи к Денису Давыдову и Раевскому были насыщены необычной для жанра послания политической тематикой, в те же годы Пушкин пишет довольно радикальный «Кинжал».
Однако и на юге Пушкин не оставил эпатажных выходок, привлекавших к нему постоянное внимание, которое вовсе не было нужно будущим заговорщикам:
«Площадное вольнодумство» и антирелигиозность Пушкина шли вразрез с конспиративным поведением декабристов. Хотя Пушкин принимал участие в политических беседах в Каменке Каменка — поселок в Черкасской области современной Украины. В 20-х годах XIX века Каменка была одним из центров Южного общества декабристов. и даже присутствовал при инсценированном заседании тайного общества, декабристы по многим причинам относились к нему довольно настороженно.
Последние годы
В 1831 году поэт был принят на службу для написания «Истории Петра», но быстро увлекся образом предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева и даже отправился в небольшую экспедицию по местам восстания, чтобы собрать материал для своего романа.
После этого осенью 1833 года Пушкин вновь уехал в Болдино, где закончил научное сочинение «История Пугачева», написал «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», поэму «Медный всадник», которую запретили к публикации, начал работу над «Пиковой дамой».
После возвращения в Петербург Пушкин попытался оставить службу или хотя бы получить продолжительный отпуск, но предложенные условия его не устроили, и он остался в столице. На эти годы приходится застой в творчестве поэта, некоторые произведения оказываются запрещенными к печати, другие выходят с трудом и не получают широкого признания. К тому же Пушкин много экспериментирует, и эти изменения не находят отклика у читателя.
В 1836 году Пушкин получает разрешение на издание альманаха под названием «Современник», где публикуется он сам и другие именитые поэты и писатели, такие как Николай Гоголь, Иван Тургенев, Василий Жуковский. Однако издание оказалось убыточным и, чтобы хоть как-то поднять количество подписчиков, Пушкин публикует в нем свой роман «Капитанская дочка». Работа над журналом занимала все время поэта.
Читать доклад по литературе: «Пушкин во время южной ссылки (1820-1824 гг.)» Страница 1
(Назад)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
Пушкину грозила «исправительная» ссылка в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Это означало бы полную изоляцию от общества, от литературы, суровые условия жизни, строгий надзор. Но поэт сам явился к столичному генерал-губернатору графу М. А. Милорадовичу и добровольно «выдал» тексты запрещенных стихотворений. Благодаря этому (а также заступничеству Карамзина) весной 1820 г. он отбыл в «мягкую», «воспитательную», ссылку на юг, под начало добросердечного генерала И. Н. Инзова. Поэта лишили права появляться в столицах, в крупных городах, обязали выполнять служебные поручения, зато он сохранил личную свободу, возможность творить, наслаждаться приятным тёплым климатом.
Но с каждым годом ссыльный Пушкин всё болезненней, всё острее переживал оторванность от друзей, от столичной жизни, от литературной среды. В апреле 1823 года он с тоской писал Петру Андреевичу Вяземскому: «Мои надежды не сбылись: мне нынешний год нельзя будет приехать ни в Москву, ни в Петербург». До 1822 года Пушкин хотя бы чувствовал себя «своим» среди враждебной правительству молодёжи; по пути в ссылку он гостил в киевском имении Каменка у будущих декабристов, вёл смелые разговоры с кишинёвцами. Не будучи членом тайных обществ, Пушкин на юге поддерживал дружеские отношения с их вождями и активными сотрудниками, переписывался с членами Северного общества (прежде всего с К. Ф. Рылеевым). С 1823 года в его письмах с ними, начинается разлад. Для поэтов-декабристов литература была средством достижения нравственных и политических целей – очень важным, но всё-таки средством. Для Пушкина она всегда оставалась таинственной областью «вдохновенья, звуков сладких и молитв». И чем дальше, тем дальше поэт опасался их культурного диктата, их чересчур практичному отношению к искусству, их желанию поставить лиру на службу «общему делу», превратить литературу, как он иронично выразился в одном из писем к Рылееву, в «республике словесности».
Отчуждение постепенно нарастало. Кроме того, в середине 1823 года Пушкина перевели в Одессу, в распоряжение к куда более сурового в отношении с подчинёнными начальника – генерала Воронцова. (Воронцов отправил Пушкина обследовать местности пострадавшие от саранчи; оскорбившись, поэт представил «отчёт»: «Саранча летала, летала, села… и всё съела»). С трудом перенося провинциальную скуку, Пушкин то обдумывал планы побега за границу, то перебраться в среднюю полосу Росси. В августе 1824 года его переведут на жительство в фамильное имение Михайловское недалеко от Пскова, под надзор полиции. (Содействовать властям поэта согласился отец поэта, что окончательно испортит их отношения.)
Но душевное смятение, страдание, тоска преобразовались в лирическую гармонию – и в поэзии Пушкин словно переживал ещё одну, несравненно более свободную и гармоничную жизнь.
На юге зазвучал в полную силу его лирический голос. Именно по пути в ссылку, летом 1820 года, были созданы романтические элегии «Погасло дневное светило …» и «Редеет облаков летучая толпа …». Последнее стихотворение не поддается однозначному истолкованию. Но поэт и не стремится к ясности, его стихи должны быть чуть-чуть туманными, как сам пейзаж в туманных сумерках. Торжественные образы ночного море и предзакатных гор, утраченная любовь, трепетная интонация, недоговоренность – всё это
Пушкин в Михайловском
Леонид Непомнящий. Аринушкины сказки (фрагмент). 2005. Частное собрание
Николай Репин. Осень в Михайловском (фрагмент). 1999. Частное собрание
Николай Ге. Портрет Александра Пушкина в селе Михайловском (фрагмент). 1875. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина
В Михайловском Пушкин вел уединенный образ жизни. Родители вместе с сестрой Ольгой и братом Львом покинули имение, чтобы ссыльный дурно не влиял на семью. Поэт поначалу обрадовался тишине и спокойствию, но с наступлением осенних холодов затосковал. Единственным развлечением для Пушкина стали беседы с няней Ариной Родионовной. Ее сказки, как говорил поэт, исправляли недостатки французского воспитания. Он записывал сюжеты волшебных историй, а позднее использовал их в своих произведениях.
Затворнический образ жизни не стал губительным для Пушкина, скорее наоборот: писатель много читал, работал, размышлял о творчестве. В первую михайловскую осень он начал писать «Бориса Годунова». Эта трагедия стала важным этапом в творчестве поэта: он перешел от романтизма с его героикой к реалистическому воплощению персонажей.
Из творчества поэта ушли экзотика и отвлеченность, на первый план вышли современные ему реалии. Завершив трагедию, Пушкин написал князю Петру Вяземскому: «Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!»
Пушкин завершил начатое в Одессе стихотворение «К морю», возобновил работу над автобиографическими записками, написал шуточную поэму «Граф Нулин», любовное стихотворение-посвящение «К ***».
Особенности цикла
В цикле южных поэм всего 4 произведения, которые не связаны друг с другом ни героями, ни содержанием. Однако у них общий смысловой стержень. Главные герои этих произведений – уверенные в себе, сильные люди. Кроме того, поэмы объединяет тема свободы, которая всплывает так или иначе по ходу действия.
Первоначально цикл задумал как состоящий из трех произведений Александр Пушкин. Южная ссылка дала ему материал для этих поэм, которые создавались в период с 1820 по 1823 год. «Цыганы» были написаны в следующем году и включены в цикл намного позже.
Страстные и свободолюбивые, необузданные, порой холодные и жестокие герои привлекают нас не только реалистичностью и самобытностью, но и тем, что они были созданы в сложный период для русской литературы. Их возникновение было закономерным. Автор создал эти произведения по канонам романтизма, однако герои его поэм все-таки несколько иные. Их образы целостные, более сильные. Отличие поэм Пушкина от традиционного понимания романтизма состояло и в том, что предыстория в творениях Александра Сергеевича полностью отсутствует. Герой представлен в отрыве от своего прошлого. О его прежней жизни мы можем судить лишь по обрывочным фразам и воспоминаниям. Герой живет и действует в настоящем.
Внешность
Рост А. С. Пушкина составлял 2 аршина 5 вершков с половиной (он замерен художником Григорием Чернецовым 15 апреля 1832 года) . Это 166,7 см, что на то время было для мужчины немало (рост жены Пушкина составлял 173 см). О внешности Пушкина у современников сложились различные мнения. В бо́льшей степени они зависят от отношения к нему. В общепринятом понимании Пушкина никто не называл красивым, однако многие отмечали, что черты его лица делались прекрасными, когда становились отражением его одухотворённости. М. В
Юзефович особенно обращал внимание на глаза Пушкина, «в которых, казалось, отражалось всё прекрасное в природе». Л
П. Никольская, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора, так описывает его:
«Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы – вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно – это тёмно-серые с синеватым отливом глаза – большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное. <�…> Он хорошо говорит: ах, сколько было ума и жизни в его неискусственной речи! А какой он весёлый, любезный, прелесть! Этот дурняшка мог нравиться…»