Значение принятия христианства на руси

Крещение Руси

В 987 году Россия и Византия начали переговоры о крещении. Владимир потребовал жениться на сестре императора Василия II-княгине Анне. Византия нуждалась в помощи русских в борьбе с восставшими. Император согласился выдать свою сестру Анну замуж за Владимира, но взамен сам Владимир должен был креститься и подавить восстание. Русский отряд отправляется в Византию, восстание подавляется, но греки не спешат выполнять условия брачного договора. Владимир собрал войско и в 988 году двинулся к центру византийских владений в Крыму-Херсонесу (Корсунь). Осада продолжалась несколько месяцев. Однажды в лагерь Владимира с осажденных стен была пущена стрела с запиской о том, что необходимо перекрыть водопровод. Ее написал священник Анастас.

Херсонес был взят, и Владимир послал гонцов в Константинополь требовать, чтобы Анна вышла за него замуж. В послании он обещал креститься. Здесь он и получил его, получив христианское имя-Василий.

Владимир вышел из Херсонеса с царицей и взял с собой Анастасия, священников и мощи святителя Николая. И Фивы, сосуды церкви, иконы, взяли два медных идола и четырех медных коней. По некоторым сведениям, митрополит Михаил, назначенный управлять новой русской церковью, тоже приехал во Владимир в Херсонес – весьма вероятная новость, поскольку Константинопольская церковь не могла медлить с отправкой этого человека, столь необходимого для установления нового порядка вещей на севере. По возвращении в Киев Владимир первым делом крестил своих сыновей и близких ему людей. Затем Он приказал свергнуть идолов. Это должно было положить начало обращению народа; свергнув прежние предметы почитания, нужно было показать их ничтожество. Это средство считалось самым эффективным почти всеми проповедниками, и так оно и было. Кроме того, усердие новообращенного не могло позволить Владимиру сохранить хотя бы на время идолов, которые стояли на самых видных местах города и которым, вероятно, не переставали приносить жертвы. Из низвергнутых идолов одних изрубили на куски, других сожгли, а главного, Перуна, привязали к конскому хвосту и потащили вниз с горы, а двенадцать человек избили идола палками: это было сделано не потому, что дерево почувствовало, а чтобы оскорбить дьявола, соблазнившего людей этим идолом: так пусть и он возьмет возмездие от людей. Когда идола тащили к Днепру, народ плакал; а когда Перун плыл по реке, людям поручалось отталкивать его от берега, пока он не пройдет пороги.

Тогда они стали обращаться к киевлянам. Митрополит и священники ходили по городу с проповедью. По некоторым весьма вероятным сведениям, в этом деле замешан сам князь. Многие были радостно крещены. Но были и другие, кто не соглашался

Некоторые не хотели креститься не из-за сильной привязанности к древней религии, а из-за новости и важности дела, они колебались. Другие не хотели креститься из упрямой привязанности к старой вере

Видя это, князь употребил более сильное средство: он разослал по всему городу весть, чтобы на другой день все некрещеные люди пошли к реке, а кто не явится, тот будет противником князя. Услышав этот приказ, многие отправились на охоту, именно те, кто раньше колебался из-за нерешительности, колебался, ждал только чего-то решительного, чтобы креститься; еще не понимая превосходства новой веры над старой, они, естественно, должны были основывать превосходство первой на том, что она была принята высшими: «Если бы новая вера не была хороша, то князь и бояре не приняли бы ее», — говорили они. Одни шли к реке по принуждению, а некоторые яростные приверженцы старой веры, услышав строгий приказ Владимира, бежали в степи и леса. На другой день после оглашения княжеского приказа Владимир вышел со священниками к Днепру, где собралось много народа. Все вошли в воду и стояли, одни по шею, другие по грудь; малолетние стояли у берега, старшие держали на руках младенцев, а крещеные уже бродили по реке, вероятно, уча некрещеных, как вести себя во время совершения таинства, а также занимая место их получателей, священники на берегу читали молитвы.

Предпосылки.

Князь Владимир I не был первым среди рюриковичей, кто пытался продвигать христианство на Руси. До него эту задачу пыталась выполнить его бабка, княгиня Ольга.

Вернувшись из Константинополя крещенной в 957 году, она начала призывать подданных сменить веру, но встретила сильное сопротивление как среди простого народа, так и со стороны собственного сына Святослава Игоревича. Тем не менее, христиане присутствовали в Киеве как до Ольги, так и после неё — в договоре с византией 945-го года они давали отдельную клятву в собственной церкви, а в правление Владимира описывается легенда о мученической смерти двух христиан от рук «язычников».

Какая вера была в древней Руси до христианства?

Обычно ее определяют как «язычество». Именно так называли веру славян летописцы. Термин происходит от славянского «язык», или «народ», то есть язычество буквально «народная религия». О том, какой она была, известно немного. Уже к XVI в. от нее оставались «обломки»: отдельные «народные традиции», «приметы», впрочем, дожившие даже до наших дней. Судя по ним, славянское язычество имело общие черты с подобными верованиями других народов. Оно было, по слову священника Павла Флоренского, «всечеловеческой религией природы», что подтверждается словами русских летописцев о «поклонении» славян «камням и деревьям», а также «богам».

Понятно, что «боги» язычников в христианском понимании – бесы, падшие ангелы. Именно поэтому летописцы вовсе не стремятся «оставить для потомков» нечестивые имена, называя лишь некоторые – Хорс, Макошь, Сварог, и, конечно, Перун – «бог» воинов, княжеских дружинников.

Причины принятия христианства на Руси в византийском варианте

Основные причины принятия христианства на Руси в византийском варианте:

  1. Политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя.
  2. Духовная власть в византийском государстве занимала подчиненное положение по отношению к императору – это соответствовало представлениям Владимира об эффективном государственном устройстве.
  3. Выбор византийского варианта христианства и заимствование культурных элементов не лишал Русь самостоятельности. Несмотря на формального византийского патриарха, Русь была суверенным государством.
  4. Христианство по византийскому варианту не связывало богословие языковыми канонами. Национальное богослужение и возвеличивание славянского языка являлось одним из приоритетов Владимира.

Хотя принятие христианства на Руси было по византийскому варианту, в конечном счете, оно прошло через славянское мировосприятие и не было полностью похоже на церковное служение в Византии по ряду причин.

В первую очередь, сыграли свою роль тенденции и стремления к самобытности русского народа. Византийские митрополиты встретили на Руси стремление князей получить свою церковь. По этой причине после принятия христианства первые святые на Руси были возвеличены по политическим соображениям. Мнение греков-митрополитов игнорировалось.

Вторым направлением стало мировосприятие русского народа, который воспринял христианство через опыт предков, сформированные представления о добре и зле. Поэтому после принятия христианства на Руси сформировалась новая синкретическая вера по причине обрусения византийского варианта.

Отметим, что процесс принятия христианства был противоречивым – два крайних примера:

  • В Киеве новая вера была принята безропотно, сказалось подчинение авторитету княжеской власти.
  • Новгород пришлось крестить огнем и мечом.

На Руси христианство соединило праздники поклонения языческим богам с культами святых, например, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна – с днем Ильи Пророка, по этой причине после принятия христианства сохранился и чисто языческий праздник масленицы, отмечаемый до сих пор.

Процесс соединения языческих и христианских ценностей шел довольно долго после крещения Руси в 988 году:

  • К Христу обращались за помощью в земных делах.
  • Культ Богородицы, как покровительницы всего живого, широко распространился по русским землям, поскольку соответствовал славянскому мировосприятию.

Синтез христианства и некоторых славянских традиций привел к созданию уникальной системы описания общественно одобряемых и осуждаемых действий, событий, явлений. Позже это позволило сформировать русское православие.

Крещение Руси: как это было

Годом принятия христианства на Руси считается 988 год, что согласуется с Повестью временных лет. Этот год предваряли действия совсем иного характера — военные. Великий князь Владимир вовсе не хотел быть подвергнутым осмеянию и унижению. Он не хотел просить у византийцев крестить его (что в свое время было проделано с его бабкой Ольгой). Владимир жаждал «завоевать себе веру», что он и начал претворять в жизнь.

Древнерусскому государству во главе с хитрым князем Владимиром потребовался незначительный повод для того, чтобы напасть на византийский город Корсунь (возле нынешнего Крыма, в границах современного Севастополя) и захватить его в 987 году. По преданию, князь пообещал, что если возьмет этот город приступом, то обратится в христианство.

После взятия города он вступил в переговоры с императорами Василием и Константином, пообещав вернуть им город, если они выдадут за него их сестру Анну. А он, якобы в качестве уступки, согласится подвергнуть себя крещению.

Есть и другое предание, согласно которому Владимир захватил Корсунь только лишь ради женитьбы на Анне, которую не хотели выдавать за «варвара» ее братья. Но, вынудив их пойти на это, он ослеп. И только лишь молитвами Анны ему было возвращено зрение. Уверовав в чудо, князь крестился и обвенчался со своей «спасительницей». Но это лишь предание, которое с действительностью имеет мало общего.

И уже в 988 году, вернувшись на Русь с супругой-гречанкой, князь сверг языческие идолы и повсеместно насадил христианство. Именно в этом году были произведены известные массовые крещения людей в Днепре.

Конечно, были и сопротивления со стороны населения Руси, но они носили характер не столько антихристианский, сколько антикиевский. Сопротивление носило больше именно политический окрас, нежели религиозно-культурный.

Принятие решения

После изучения православной веры ее принятие произошло не сразу. Этому предшествовали серьезные события. Владимир желал ослабления Византии. С этой целью его войска осадили Херсонес и быстро захватили его.

Оттуда в Константинополь было послано сообщение с требованием отдать в жены князю сестру императора Анну. Оно было выполнено, поскольку Византия не хотела вступать в конфликт с Киевской Русью.

При этом в ответ было выставлено условие: Киевская Русь должна принять христианство. Нельзя было назвать такое предложение невыгодным. Каков бы ни был предварительный план у Владимира, решение было принято в пользу православия.

Распространение Православия на Руси

В остальной Руси переход в Православие был растянут почти на столетие. Процесс протекал медленно из-за сопротивления местного населения, подстрекаемого жрецами языческих культов («кудесниками», «волхвами» и др.). Показателен пример Новгорода, где жители подняли антиклерикальное восстание. Доверенный воевода Владимира Добрыня (вероятно, его родной дядя) поджёг пригороды и под угрозой убийства загнал горожан в реку Волхов. Подобное «крещение огнём и мечём» происходило и в других регионах Древней Руси. Русский народ окончательно принял христианскую религию как свою только лет через 250–300.

Предпосылки

Византия, которая приняла христианство задолго до X века, стремилась обратить в свою веру язычников. Это было необходимо для снижения риска военных конфликтов с иноверными государствами.

В IX веке попытки влиять на правителей через религию предпринимались в отношении Моравии и Болгарии, а также Киевской Руси после её нападения на Константинополь. Итогом похода русов стало отступление, но не желавшая новых конфликтов Византия отправила в Киев миссионеров, проповедовавших христианство. Это предприятие принесло первый успех — «Аскольдово крещение», то есть принятие христианства некоторым количеством народа и бояр во главе с князьями Диром и Аскольдом.

Это было первым шагом государства в сторону принятия христианства. После этого в середине X века крещение приняла княгиня Ольга, получив при этом новое имя — Елена. В 957 году она вместе со священником Григорием отправилась в Царьград к императору Константину Порфирородному. Целью визита было официальное принятие правительницей христианства по константинопольскому обряду с тем, чтобы Русь могла считаться империей, равной Византии. Крещение состоялось, но союзные отношения установились не сразу.

Спустя два года Ольга отказала Византии в военной помощи и стала устанавливать связи с Германией. Константинополь увидел в действиях правительницы угрозу и поспешил заключить договор на выгодных для обеих сторон условиях. Прибывшее впоследствии германское посольство было вынуждено вернуться безрезультатно.

Таким образом, христианизация на Руси началась задолго до 988 года. Отдельные правители приняли эту религию (Дир и Аскольд, Ольга) либо проявляли симпатии к ней (Ярополк Святославович). Во время археологических раскопок были найдены древние захоронения начала X века, в которых обнаружились нательные кресты, а также элементы погребальных обрядов, принятых в христианстве.

Предпосылки к возникновению новой веры на русских землях

Князь Владимир понимал, что с разрозненными языческими племенами славян, сильную державу не построить. Источником консолидации он выбрал единую религию, которая должна была общей идеей скрепить союз восточных славян. Он долго сомневался, какое вероисповедание выбрать. В летописях сказано, что к русскому князю приходили представители самых сильных на то время религий, чтобы склонить его к своей вере.

В Киев прибыли посольства от мусульман из Волжской Булгарии, от хазарских иудеев, представители Римской церкви и посланцы из Византии. Князь также отправлял своих послов, чтобы те увидели обряды религий воочию и посмотрели, как каждое вероисповедание отражается на жизни местного населения. После возвращения своих послов и после длительно совета бояр, было решено принять христианство византийского обряда.

Религиозная культура на Руси

С развитием христианства начала обозначаться структура церкви. Она представляла собой множество метрополий. Сколько их было изначально, точно установить не удалось, однако все они объединялись общим правлением – константинопольским архиереем.

Позже Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского святителя Илариона. Именно он стал главным популяризатором религиозной культуры. Из-под его пера вышел знаменитый трактат «Слова о законе и благодати». С его благословения православные писатели издавали исторические труды, знакомили народ с биографиями древних князей, а также значимыми событиями в истории Киевской Руси. Работы являли собой квинтэссенцию фольклора, архивной документации и устных сказаний очевидцев. Спустя два столетия после крещения Нестор Летописец структурировал все эти сведения, написав известную всем нам «Повесть временных лет».

Нестор Летописец является автором «Повести временных лет»

После христианизации Руси начинает появляться образованный слой общества – ученые, литераторы, зодчие, иконописцы. Именно их руками был возведен Софийский храм и Золотые Ворота в Киеве.
Интересная информация

Сегодня известно даже школьнику, в каком году состоялось Крещение Руси. Однако мало кто рассматривает эту тему с точки зрения причинно-следственной связи. Как видим, принятие христианства возвеличило древнеславянское государство и послужило прочной базой для образования современного православного общества.

Последствия

Какими бы ни были мотивы великого князя при выборе религии (укрепление государства, женитьба на Анне, веление сердца), но это решение имело большое историческое значения для дальнейшего развития Киева и других русских земель.

Значение для русской цивилизации

Крещение относится к одному из самых значимых событий для истории государства. Оно позволило объединить с помощью религии всю территорию Древней Руси и заключить выгодные союзы с другими христианскими странами. Морально-нравственный облик народа поднялся на новую ступень. Больше не были возможны человеческие жертвоприношения и жестокие обряды, свойственные язычеству. Впоследствии русские миссионеры сыграли немалую роль в продолжавшемся процессе христианизации остального мира и помогли привести к Богу множество других народов.

Политическое значение

Крещение Руси произошло незадолго до раскола христианской церкви на католическую и православную. Поэтому огромное влияние на дальнейшую историю оказал тот факт, что новая религия перенималась из Константинополя. Византийский император при этом считался религиозным главой всех православных земель, в число которых попала и Киевская Русь. Правитель имел право удостаивать представителей власти чужих стран титулами, так крещёные русские князья именовались при дворе императора стольниками. Титул этот был весьма скромен, и митрополия на Руси значилась на последних местах в Константинопольских списках.

Принятие православия, а не католицизма из Рима, представителями духовенства называлось абсолютно правильным выбором. Митрополит Платон утверждал, что подчинение Папе Римскому повлекло бы развитие государства совсем по пути тотального контроля не только духовной жизни, но и мирских дел.

Культурное значение

После принятия религии Константинополя на живопись и зодчество стала влиять византийская культура. Тогда же было положено начало письменности. Однако появление новых культурных памятников сопровождалось уничтожением древних языческих сооружений. Таким образом власть боролась с продолжением соблюдения языческих традиций и проведения обрядов. Запрещалось не только поклоняться статуям и божкам, но и совершать различные суеверные действия, например, тереть подобные скульптуры на удачу. В результате запретов иногда вспыхивали мятежи и конфликты, сопровождающиеся ритуальными убийствами.

Если бы не событие 988 года, современная Россия могла сейчас иметь совсем другой облик. Мудрость и забота князей о судьбе своей родины позволили Руси пойти по пути просвещения и стать одной из влиятельных и сильных империй. Всё культурное наследие, дошедшее до наших времён, так или иначе связано с православием. И сейчас крещение Руси празднуется церковью 14 августа, а в предыдущем месяце, 28 июля, почитается память святого Владимира.

Как происходило, основные исторические этапы

Крещение Руси имеет давние корни. Так, первыми крещенными князьями были Аскольд и Дир еще в IX веке. Вместе с ними христианство приняли также некоторые бояре. В 957 в Византии официально крестится княгиня Ольга, которая хотела вывести державу в ранг «цивилизованных» и «не варварских». Сын Ольги — Святослав, не отверг христианство и культивировал в своем окружении язычество. Владимир стал первым, кто решился окрестить всю Русь.

Существует несколько подходов относительно даты крещения и того, что стоит считать поводом к его осуществлению.

  1. Летопись гласит, что Владимир в 987 году принимает решение о крещении на совете бояр.
  2. Согласно версии сирийского историка Яхъи Антиохийского, поводом к крещению была просьба о помощи со стороны Византии в борьбе со вспыхнувшим мятежом в 987 году. Так, Владимир просит руки сестры царя Василия — Анны. Греки обещают ему царевну, если Владимир примет христианство. Владимир крестится, выполняя требование, и получает в жены Анну.
  3. Средневековый арабский историк Ибн аль-Асир утверждает, что крещение произошло в 986 году. При чем в последовательности «сперва крестился-женился-пошел бороться с мятежом».

Примечание

Существует взгляд, который утверждает, что Владимир напал прежде женитьбы на Корсунь, чтобы Анна все же досталась ему. Другие историки, в том числе Анджей Поппэ, убеждены, что это нонсенс, а вопрос о женитьбе к тому времени уже был решен.

Этапы крещения:

  1. В 988 крестится Владимир и его приближенные. Свидетельства о месте крещения князя были утеряны, но предположительно это могли быть Киев, Василев или Корсуне. Согласно историческим данным крещение Владимира произошло 987 году.
  2. После крещения Владимира происходит повсеместное крещение всего населения, начавшееся с Киева. Капища (храмы богов) и идолы разрушаются, а жителей города, согласно летописи, крестят в Днепре, как это делал сам Иисус Христос. Крещение осуществляют византийские священники. Согласно летописной традиции, крещение Руси происходит в 988 году, однако разнообразные исторические данные указывают 989 год как более вероятную дату.
  3. После Киева происходит крещение остальных племен и поданных страны. Некоторые племена, глубоко верующие в своих богов и их силы, не были готовы и не желали отказываться от своих верований. Потому повсеместное крещение проходило по-разному в разных частях государства. Некоторые принимали новую веру более терпимо, другие же резко противились. Среди противящихся распространялась агитация против «единого Бога». Несогласные с крещением киевляне уходили в леса.

Примечание

Христианство не было чем-то радикально новым для государства. Небольшие общины христиан действовали в крупных городах, однако вели религиозную деятельность подпольно.

Борьбу с несогласными вел порученный князя — Добрыня Никитич. Особенно сложным стало крещение Новгорода, где большинство города резко отрицало новую веру. Горожане противились крещению и всячески мешали официальным властям в его возможном осуществлении. Но, применив насилие, устроив поджоги домов и введя репрессии, цели удалось достичь. Считается, что город «крестили огнем и мечем». Сопротивление оказали также Муром и Ростов, крещение которых длилось до XII века.

Примечание

На части территорий Руси крещение происходило насильно, с преследованиями, угрозами и репрессиями.

Чтобы новая религия более органично вплелась в духовный ландшафт страны и подданных, к языческим праздникам привязывают библейские. К примеру, праздник Ивана Купала является языческого происхождения, но нынче почитается как поминальный день Иоанна Крестителя. Люди не отказались целиком от родной веры, но смогли со временем примерить ее со своими воззрениями. Спустя века язычество затеряется в уже христианском сознании русичей, но не исчезнет окончательно. Даже сейчас мы можем обнаружить следы архаических верований славян.

Примечание

Христианство на Руси стало синкретизмом греческого варианта и язычества. Языческие традиции, мифология и воззрения переплелись с библейскими героями и христианскими святыми. Потому христианство на Руси еще называют Киевским христианством.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

КРЕЩЕНИЕ РУСИ — принятие Киевской Русью христианства в качестве государственной религии.

  По летописному преданию, первую христианскую проповедь в землях будущей Киевской Руси произнес апостол Андрей Первозванный. И сегодня предание об апостоле Андрее продолжает оставаться официальной точкой зрения Русской православной церкви.

  В кон. IX — нач. X вв. В Киевской Руси существовали отдельные христианские общины, в Киеве был построен храм пророка Ильи. В сер. 960-х гг. в Константинополе крещение приняла княгиня Ольга. Государственной религией Киевской Руси христианство стало в кон. X в. при великом киевском князе Владимире Святославиче. По летописному преданию, в 986 г. к Владимиру пришли посольства от разных народов и стали склонять его принять их веру: волжские булгары — ислам, послы папы римского — западное (латинское) христианство, евреи — иудаизм. Расспросив послов об обычаях разных вер, Владимир отказался от них. Вскоре к киевскому князю явился греческий философ и рассказал о православии — христианской вере, исповедуемой в Византии. Тогда Владимир послал своих бояр в разные страны, чтобы узнать, чья вера лучше. Особенно поразила бояр красота греческого богослужения, и они напомнили князю о том, что в «греческую веру» крестилась его бабка княгиня Ольга.

  В 988 г. Владимир отправился в поход на византийский город Херсонес (Корсунь), расположенный в Северном Причерноморье. Захватив город, Владимир запросил от византийских императоров Василия и Константина себе в жены их сестру царевну Анну. В ответ императоры потребовали, чтобы русский князь принял крещение. Владимир согласился и, женившись на Анне, крестился в Херсонесе, а город вернул византийцам в качестве свадебного дара («вено») за невесту. Вернувшись в Киев, Владимир ниспроверг языческих идолов и крестил киевлян в водах Днепра, а затем построил главный храм Киева и всей Киевской Руси — церковь Богородицы, называвшуюся также Десятинной церковью.

  В нач. XI в. христианство распространилось по всей территории Киевской Руси. Уже в древности существовало множество мнений о том, где и как Владимир крестил Русь. В «Повести временных лет» рассказ о Крещении Руси помещен под 988 г. В качестве места крещения самого Владимира в разных источниках кроме Херсонеса названы гг. Киев и Василев.

  Наиболее распространена в современной науке «византийская версия» Крещения Руси, согласно которой христианство на Русь пришло из Константинополя (Византии): Владимир крестился сам и крестил всю Русь по византийскому обряду. Тогда же в Киев из Константинополя прислали первого митрополита, подчиненного Константинопольскому патриарху. Впрочем, ни византийские, ни древнерусские документы ничего не сообщают об этом митрополите. Ничего не сообщают византийские документы и о факте Крещения Руси в кон. X в.

  По другой, «болгарской версии», в первые годы своего существования Русская церковь подчинялась охридскому патриаршеству, находившемуся в Болгарии.

  Еще одна версия — «римская». В раннем русском христианстве было отмечено много черт, присущих Западной, а не Восточной церкви. Например, именно с Запада в русский церковный лексикон вошли такие понятия, как «церковь», «алтарь», «агнец», «пастырь», «крест». Oттудa же заимствован обычай платить налог в пользу церкви — «десятину».

  Некоторые ученые пытаются обнаружить влияние на раннее русское христианство ирландско-британской церкви — выборность, а не назначение епископов, отсутствие церковной иерархии.

  Отыскивались параллели и в западнославянском христианстве. Так, институт десятины, которого не знали в Византии, а в том виде, в котором он утвердился на Руси, не знали и в Риме, применялся у западных славян — в Чехии и Моравии. А понятия «церковь», «алтарь», «агнец», «пастырь», «Kpecт» в том же звучании имеются и в сербохорватском языке.

  В раннем христианстве обнаруживается влияние арианства: в Начальном своде в Новгородской первой летописи младшего извода и в т.н. Написании о вере — приведен арианский или близкий к нему Символ веры.

  Некоторые исследователи считают, что в кон. X в. Киевская Русь приняла христианство в кирилло-мефодиевской традиции.

  Таким образом в раннем русском христианстве были представлены черты различных христианских учений. В конечном счете, Русская церковь постепенно оказалась под покровительством Константинополя. Разделение церквей, произошедшее в 1054 г., закрепило Киевскую Русь в качестве одной из митрополий Константинопольского патриаршества.

автор статьи С. Перевезенцев

Причины крещения Руси

Главной предпосылкой крещения Руси стало увеличение числа христиан среди славян. В 944 г. был заключен мирный договор между князем Игорем и Византией. В документе упоминаются “русские христиане” и те, “которые приняли крещение”.

ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой

  • 1. Гибель Византийской империи: дата
  • 2. Крещение Руси князем Владимиром
  • 3. Причины раздробленности Руси
  • 4. Причины феодальной раздробленности на Руси
  • 5. Внешняя политика первых русских князей (таблица)

Огромное значение имело крещение княгини Ольги в 957 г. в Константинополе.

Рис. 2. “Святая Ольга” Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915 г.

Кратко о причинах крещения Руси говорят следующие потребности Древнерусского государства:

  • необходимость введения общегосударственной идеологии;
  • повышение авторитета Киевской Руси и ее выделение среди языческих “варварских” племен;
  • установление более тесных и прочных контактов с христианскими государствами.

Становление христианства

Фото: Hram-kupina.ru

Русь сильно отличалась от стран, где раньше уже устоялось христианство, поэтому на новой почве оно приобрело особый колорит. Святая Русь в результате стала официальным центром всего восточно-христианского направления.

Язычники связывали все, что происходит в мире, с матерью-природой. Это объяснимо, так как крестьяне были полностью зависимы от возможных стихий и состояния обрабатываемой почвы.

Отказ от язычества в пользу христианства свидетельствовал о том, что легитимность бывших идолов оказывалась под сомнением. Однако больших проблем с этим не возникло, так как само по себе язычество оказалось слишком примитивной религией, так и не сумев проникнуть в мозг и душу большинства людей. Так что появление пророка Илии вместо Перуна было воспринято без восторга, но и безболезненно. При этом в народе до сих пор существуют различные суеверия, сохранившиеся со времен язычества.

Позитивным моментом существования язычества стало взращивание в душах верующих ощущения близости Бога, который одновременно присутствует во всем и всюду.

Фото: Simvolik.ru

Вскоре на Руси появились свои первые духовные герои. Ими стали сыновья Владимира Борис и Глеб, признанные церковью великомучениками. Это произошло в результате борьбы за наследство умершего князя между его многочисленными сыновьями. Один из братьев, которого звали Святополк, решил силой устранить конкурентов, чтобы все деньги и власть достались ему.

Однако Борис не стал отвечать агрессией на агрессию, что привело к тому, что князя покинула даже его дружина. Они посчитали, что Борис проявил слабость. Убитого оплакивали слуги, а вскоре Святополк добрался до еще одного глубоко религиозного брата – Глеба, который также был убит.

История крещения Руси

Видя все это, князь Владимир со своей дружиной в конце 980-х годов принял решение о смене веры. Летопись рассказывает нам об «испытании вер» которое якобы предпринял князь Владимир. В ходе этого «испытания» в Киев прибывали различные посольства: от мусульман из Волжской Булгарии, иудеев из Хазарского каганата, с латинского Запада, и разумеется из Византии. Сам князь Владимир также в свою очередь отправлял посольства «в булгары», «в греки», «в немцы», чтобы «испытать их службу».

Согласно все той же летописи больше всего князю Владимиру понравилась пышная красота византийского богослужения, и поэтому было принято решение принять христианство восточного, византийского, православного обряда, а не западного, католического.

Хотя вряд ли практичный князь сделал такой выбор из одних лишь эстетических побуждений, все-таки Византия соседствовала с Киевской Русью и могла быть более важным политическим союзником, чем отдаленные католические западноевропейские государства.

Интересный факт: согласно преданию (то есть это не точно) одно время князь Владимир сильно заинтересовался Исламом, особенно его прельстило то, что мусульманская вера разрешала многоженство. А князь Владимир «ненасытен был в блуде», – так писал о нем даже христианский летописец, благосклонно относившийся к князю. Или, говоря простым языком, Владимир был еще тем Дон-Жуаном и имел большой гарем из жен и наложниц, как какой-нибудь турецкий султан. Но вот полный запрет на алкоголь в Исламе наоборот отвернул князя Владимира от принятия Ислама (как не крути, а у славян издревле были сильные алкогольные традиции). Так что возможно благодаря ему (алкоголю), Вас дорогой читатель зовут Иван или Михаил, а не Мустафа или Исмаил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector