Рахманиновсергейвасильевич
Содержание:
- В поисках истинного призвания
- Этюд соль минор, соч.33 №8
- Великие русские композиторы: Сергей Рахманинов (часть 1)
- От первой симфонии до «симфонических танцев»
- Творческая характеристика
- Фортепианный концерт №2
- Жизненный и творческий путь С.В. Рахманинова
- Жизнь в эмиграции
- Творчество Рахманинова
- Творчество Рахманинова
В поисках истинного призвания
Слава Сергея Рахманинова прогремела по всему миру. Между тем, мало кто знал, что композитор периодами уверял себя в собственной бездарности. Ему принадлежат слова: «Я устал, мне бывает иногда невыносимо тяжело. В одну из таких минут я разломаю себе голову». После Октябрьской революции Рахманинов эмигрировал в Европу, а затем в США. Переезд был сопряжен с глубоким личностным кризисом. Ему было сложно сочинять, находясь далеко от родины, и первые 10 лет в эмиграции он ничего не писал. Сергей Васильевич выступал как пианист и благодаря вырученным деньгам смог расплатиться с долгами. «Я никогда не мог разобраться, в чем же состоит мое истинное призвание, кто я — композитор, пианист или дирижер… Временами мне кажется, что я прежде всего композитор; иногда думаю, что способен только к игре на фортепиано. Когда большая часть моей жизни уже позади, я постоянно терзаюсь подозрениями, что, выступая на многих поприщах, может быть, прожил жизнь не лучшим образом. Согласно русской пословице, я «погнался за тремя зайцами», — признавался Рахманинов.
Сергей Рахманинов. (wikipedia.org)
Во время гражданской войны он постоянно помогал знакомым в России. Кроме того, письма Рахманинова свидетельствуют о том, что он стремился помочь своим соотечественникам за рубежом, да и круг его общения складывался преимущественно из русских: «Хотя во Флоренции мы прожили 31/2 недели, я немного поправился и пополнел как будто. Видался ещё с некоторыми русскими здесь, из здешней колонии»… Нас обнаружили, когда мы ходили в русскую церковь на вынос плащаницы и к заутрене». Композитор стремился поддержать не только начинающих музыкантов, но и ученых. 7 октября 1922 года Рахманинов направил письмо на имя редактора журнала «Musical America»:
«Члены института подготовили по вопросам музыковедения ряд статей, которые не могут быть напечатаны за отсутствием средств. Письмо организаторов института содержит две просьбы:
1) Через меня они обращаются к Вашей стране, которая так высоко чтит науку, культуру и искусство, выражая надежду, что, возможно, «найдутся лица, заинтересованные в музыковедении, которые захотели бы и смогли бы оказать помощь культурному начинанию международного значения».
2) Далее они просят через прессу привлечь внимание американского народа к факту существования их института. Я подчёркиваю их вторую и последнюю просьбу потому, что удовлетворение её целиком и полностью в Ваших руках
Если бы Вы были так любезны поместить заметку в Вашем авторитетном журнале о существовании этого института, то, кто знает, может быть, среди Ваших читателей нашлись бы такие, которые проявят интерес к этому учреждению? А разве не один шаг от интереса до помощи, т. е. до исполнения их второй просьбы?
Я подчёркиваю их вторую и последнюю просьбу потому, что удовлетворение её целиком и полностью в Ваших руках. Если бы Вы были так любезны поместить заметку в Вашем авторитетном журнале о существовании этого института, то, кто знает, может быть, среди Ваших читателей нашлись бы такие, которые проявят интерес к этому учреждению? А разве не один шаг от интереса до помощи, т. е. до исполнения их второй просьбы?
Эти люди действительно достойны всякой помощи. Представляя собой средоточие духовных сил России, большинство сотрудников этого института — профессора русских университетов и консерваторий. Живя в крайней нужде, эти люди, как известно всем, думают не о своих бытовых нуждах, а только о науке, и просят помощи не для самих себя, не для улучшения своего физического существования, а исключительно для развития и продвижения своей научной работы. Они являются истинными представителями не умирающего духа России».
Этюд соль минор, соч.33 №8
Само название сочинения Этюд соль минор, соч.33 №8, которое сам автор дал пьесам своего нового цикла, говорило о том, что здесь соединились оригинальные технические задачи с горячим стремлением к красочному живописанию при помощи звуков. Оба этих мотива, мелькавших уже ранее в прелюдиях Рахманинова, выступают в этом сочинении с еще большей образностью и рельефностью.
Здесь, как и в других сочинениях этого периода, нашли свое отражения мысли и переживания композитора о дальнейшей судьбе России, горячий протест против неотвратимого приближения чего-то действительно угрожающего.
Великие русские композиторы: Сергей Рахманинов (часть 1)
Свою повесть о пианистах-виртуозах нельзя продолжить без упоминания о Рахманинове. Он родился в далеком девятнадцатом веке, точнее, весной 1873-го года, и за свою жизнь успел оказать влияние не только на русскую классическую музыку, но и на музыку всего мира.
Сергей Рахманинов в детстве
Родился Сергей Васильевич Рахманинов в усадьбе Семеново, в дворянском роду Рахманиновых. Последний брал свое начало из далеких времен и определенно принадлежал к числу знатных. Отец Сергея Рахманинова был из дворян Тамбовской губернии, и его род вел своими корнями к внуку молдавского царя, Стефана Великого.
Мать Рахманинова была дочерью генерала, а вот дед известного композитора сам был музыкантом и брал уроки у Джона Филда. Он вполне успешно выступал с концертами по русским городам, таким как Тамбов, Москва и Петербург. И по сей день сохранились записи его произведений. Например, «Прощальный галоп», написанный им для игры на фортепиано в четыре руки.
Родитель же Сергея, Василий, хоть и был талантлив и музыкально грамотен, но все же играл исключительно как любитель, а не как профессионал.
Тем не менее, Сергей Васильевич Рахманинов уже с раннего детства проявлял исключительный интерес к музыке. Так уж повелось, что самые известные музыканты и композиторы являются по сути таковыми лишь из-за того, что не оставили любовь своей юности, свою первую страсть. Ну и конечно же, в ряде случаев, все становилось реальным именно благодаря родителям музыкантов.
Так было и с Рахманиновым. Сначала уроки игры на фортепиано давала ему мать, а потом приглашали учительницу музыки. Благодаря ее поддержке, молодому Рахманинову удалось вскоре поступить в младшее отделение консерватории Санкт-Петербурга. Вот только мальчик частенько прогуливал занятия, а потому учеба шла из рук вон плохо. И после заседания семейного совета его было решено перевести в Московскую консерваторию.
И вот так случилось, что несколько лет Рахманинов провел в частном пансионе Николая Зверева. Среди воспитанников заведения были и Александр Николаевич Скрябин, и многие другие известные музыканты. Примерно в тринадцатилетнем возрасте мальчик познакомился с Петром Ильичом Чайковским, часто бывающим в пансионе. Тот еще во время обучения юного Сережи предрек ему великое будущее.
Так понемногу юноша продолжал свое обучение, а позже стал заниматься по классу композиции. В девятнадцатилетнем возрасте – в мае 1892 – он окончил консерваторию по классу пианино и в том же году опубликовал свою первую оперу. Это была опера «Алеко», его дипломная работа по мотивам произведения Пушкина, получившая столь высокую оценку, что ею даже заинтересовался, а позже включил в свой репертуар Большой театр. Так и получилось, что он закончил консерваторию с большой золотой медалью.
Чего только не сделаешь ради денег?! И преподавателем станешь, например, в Мариинском женском училище. В возрасте двадцати четырех лет Сергей Рахманинов стал дирижером Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова. Там он проработал всего один сезон, но и за это крайне недолгое время успел сделать вклад в развитие русской оперы.
Молодой Рахманинов
Но вот его Первая симфония едва стала последней в его карьере. По большей части это произошло из-за не самого удачного исполнения, но немалую роль также сыграло и новаторство произведения. По некоторым соображениям, именно его необычность стала причиной провала.
Сам Рахманинов крайне переживал из-за происшествия. Вследствие этого его постиг творческий кризис, и ему потребовалась помощь опытного психиатра, чтобы вновь начать сочинять музыку.
Кстати, Сергей Рахманинов был одним из наиболее известных пациентов Николая Владимировича Даля, но и помимо него к услугам этого знаменитого специалиста по гипнозу прибегали многие представители мира искусства. По крайней мере, ему удалось вывести Сергея из тяжелой депрессии.
Курс лечения оказался настолько успешным, что свое второе произведение Рахманинов посвятил своему врачу. Да, звездный был доктор. Ну и список пациентов впечатляет: Шаляпин, Скрябин и Станиславский – одни эти имена уже чего стоят! Но, как и следовало ожидать, долго этот доктор не мог проработать в социалистической России, и в 1925-ом году был вынужден эмигрировать.
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
От первой симфонии до «симфонических танцев»
Молодой Рахманинов быстро стал любимцем московской публики: его знали как талантливого пианиста, композитора и дирижера. Но в 1897 году музыканта настиг настоящий провал: композитор Александр Глазунов крайне неудачно исполнил его Первую симфонию в Петербурге. Рецензии были разгромными. Новаторское сочинение Рахманинова не приняли ни критики, ни публика. Композитор впал в депрессию и на протяжении почти четырех лет ничего не сочинял и практически не выходил из дома.
Новый этап в его жизни и карьере наступил в 1901 году, когда композитор завершил Второй фортепианный концерт. Сочинение вернуло Рахманинову статус известного российского музыканта: он много писал, дирижировал на организованных Зилоти выступлениях, ездил с концертами в Европу, Америку и Канаду. Композитор занял должность дирижера в Большом театре, где руководил всем русским оперным репертуаром на протяжении нескольких сезонов, и возглавил художественный совет Российского музыкального издательства.
В 1902 году Сергей Рахманинов обвенчался со своей двоюродной сестрой, дочерью статского советника Натальей Сатиной. У них родились две дочери — Татьяна и Ирина.
Вскоре после революции 1917 года композитора пригласили выступить на концерте в Стокгольме. Рахманинов покинул Россию — вместе с семьей, практически без средств к существованию. Революция, гибель имперской России, разрушение устоев стали для него настоящей трагедией. Однако Рахманинов должен был обеспечивать семью и расплачиваться с долгами, поэтому вновь стал играть на фортепиано и выступать с концертами. Пианист покорил европейскую публику, а в 1918 году уехал в Америку, где продолжал давать концерты. Критики и слушатели признавали его одним из величайших пианистов и дирижеров эпохи.
Почти все первые 10 лет эмиграции Рахманинов не мог писать: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. ». Первое сочинение — Четвертый концерт и русские песни — он создал только в 1926–1927.
Рахманинов был нетерпим к советской власти, однако не был равнодушен к своим бывшим соотечественникам. В годы Второй мировой войны он перечислял сборы от концертов в фонд Красной армии и в фонд обороны СССР — на эти деньги в России построили военный самолет. «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу», — писал музыкант.
В последние годы жизни Рахманинова создал «Симфонические танцы», которые исследователи музыки считают одним из его лучших произведений. Все это время он продолжал выступать — и свой последний концерт дал за 6 недель до смерти. Композитора на стало в 1943 году, он всего несколько дней не дожил до 70-летнего юбилея. Рахманинова похоронили на кладбище Кенсико в Нью-Йорке рядом с женой и дочерью.
Источник
Творческая характеристика
Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской («Могучая Кучка») школ в единый и цельный русский национальный стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении явился как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г.Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова — современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).
Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».
В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.
Фортепианный концерт №2
Фортепианный концерт №2
Второй концерт занял особое место во всем творчестве композитора, став чуть ли не самым узнаваемым его сочинением. И это случилось не только за счет невероятной мелодичности и выразительности композиции, но и благодаря тому, что здесь Рахманинов несравнимо ярко смог воплотить те состояния радостного предвкушения и творческого взлета, которыми были поглощены широкие слои общества Российской Империи на пороге XX века.
Посвящено произведение было известному в то время врачу Николаю Далю, во многом благодаря усилиям которого, Рахманинов смог прийти в себя после провала Первой симфонии и вернуться к сочинительству после долгого “застойного” периода.
Жизненный и творческий путь С.В. Рахманинова
Имя этого великого музыканта известно во всем мире, и его смело можно назвать «русским гением». Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, который не имел себе равных, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своем гениальном творчестве. Следует также отметить, что в своём творчестве Сергей Васильевич Рахманинов синтезирует принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создает свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.
Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.
В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А.И. Зилоти, а спустя год под руководством С.И. Танеева и А.С. Аренского начал заниматься композицией.
В возрасте 20 лет, из-за нехватки Денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года _ дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.
Вскоре после революции 1917 года воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить B концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной И дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом До конца сезона он выступил B одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.
Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак лёгких). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность,прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.
Особенности творчества
Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 И ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки.
Творчество Рахманинова стоит особняком в эволюции мировой музыки ХХ века. Впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и зпигонов).
Центральное произведение этого периода грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку ХХ века.
В заключение хотелось бы так же отметить, что исполнительского творчество Рахманинова не менее велико.
Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы‚ отличительными чертами которой являются:
Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.
Несмотря на эмиграцию, Рахманинов всегда думал о своей родной земле и глубоко переживал начало военных действий. Была у великого музыканта мечта, с которой он не расставался ни на миг. Рахманинов очень хотел еще раз оказаться на родной земле, однако, этому не суждено было осуществиться. Во время Первого Международного конкурса пианистов им. Чайковского, проходившего в 1958 году, один из лауреатов по имени Ван Клиберн отвез небольшую горсть русской земли в Америку, чтобы высыпать на могилу С. Рахманинова, великого «РУССКОГО ГЕНИЯ».
Жизнь в эмиграции
В 1917 году во время революционного лихолетья, кода к власти пришли большевики, Рахманинов отправился вместе с семьей на гастроли в Скандинавию и больше не вернулся на родину. Этот шаг дался ему крайне тяжело, ведь в один момент была прервана та духовная связь, которая соединяла его со своей страной. «Уехав из страны, я потерял желание сочинять», — скажет позднее Рахманинов. В 1918 году он вместе с женой и детьми отправляется в США. Здесь он проявил себя, прежде всего, как талантливейший пианист, за четверть века давший множество концертов. Лучше всего ему удавалось исполнять собственные произведения, а также различные варианты интерпретаций сочинений композиторов-романтиков — Листа, Шопена, Шумана. Также здесь он очень редко выступал в качестве дирижера, хотя его приглашали руководить Бостонским симфоническим оркестром и оркестром в Цинцинатти.
Большая занятость во многом объясняет длительный творческий застой Сергея Васильевича. Только в период 1926/27 годов после почти десятилетней паузы он пишет свой Четвертый концерт. Причем автор несколько раз дорабатывал это произведение, посвященное Н. Метнеру. Первое исполнение концерта прошло в Филадельфии в марте 1927 года. В 1934 году Рахманинов написал «Рапсодию на тему Паганини». Это произведение включает в себя 24 вариации, посвященные 24 капрису великого итальянца, вдохновившего им не одного композитора. Рапсодию чаще всего исполняют без перерыва, но внутри она органично делится на три части.
В 1941 году Рахманинов закончил писать свое последнее произведение «Симфонические танцы». В этой симфонической сюите отчетливо слышны любимые автором церковные мотивы, а также музыкальные нотки оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Вообще, все его зарубежные сочинения проникнуты неким трагизмом, мистицизмом, осознанием отрыва от своей почвы. Несмотря на тяжелую болезнь (рак легких), Сергей Васильевич продолжал активную концертную деятельность. Всего за полтора месяца до смерти он вдохновенно играл первый концерт Бетховена, и только серьезный приступ болезни заставил его прервать гастроли. Сергей Рахманинов ушел из жизни 28 марта 1943 года в Берерли-хиллз и похоронен на кладбище Кенсико.
Творчество Рахманинова
Дискография Рахманинова весьма обширна. Одних только романсов было написано более восьмидесяти. Всё его творчество пропитано глубокой лиричностью и большой любовью к России. Если говорить о творчестве композитора кратко, можно выделить наиболее популярные или особо примечательные его произведения.
К одним из них относится романс под названием «Вокализ» — мелодия для голоса без слов. Это творение композитор посвятил А. В. Неждановой. История его создания небезынтересна хотя бы тем, что романс писался на протяжении трёх лет, с 1912 по 1915 год, и Нежданова своими примечаниями помогала в его сочинении. В зависимости от редакции его можно прослушать в разных тональностях: до-диез минор, ми-бемоль минор, ми-минор.
Одно из ранних сочинений композитора, написанное в 1892 году, — это цикл «Пьесы-фантазии», состоящий из пяти пьес. Их список:
- Элегия.
- Прелюдия.
- Мелодия.
- Полишинель.
- Серенада.
Еще одно известное произведение Рахманинова — романс «Сирень», отличающийся большой задушевностью. Композитор сочинил его сразу после женитьбы на Наталье Сатиной, находясь в свадебном путешествии. Стих, который был написан для этой мелодии, принадлежит авторству Е. А. Красновой — старшей дочери профессора А. Н. Бекетова, ректора Московского университета. Его первым исполнителем была Антонина Нежданова.
Творчество Рахманинова
Еще будучи студентом, он написал «1-ый фортепианный концерт». Дипломной работой стала опера «Алеко» (по мотивам произведения А.С.Пушкина «Цыганы»). Эта опера была замечена Петром Ильичом Чайковским и поставлена в Большом театре вместе с оперой Чайковского «Иоланта».
Премьера Первой симфонии в 1897 г. оказалась провальной. Пьяный дирижер Александр Глазунов абсолютно не понял произведение и дирижировал соответствующе. Рецензии были разгромными. Особенно его огорчила критика Римского-Корсакова, после чего композитор долгое время (до 1901 г.) находился в глубочайшей депрессии.
Пройдя курс лечения у известного психотерапевта Даля, Рахманинов снова вернулся к своему творчеству и закончил Второй фортепианный концерт, который посвящает Далю.
После Великой Октябрьской революции 1917 г. Сергей Васильевич принял решение эмигрировать из России.
Вместе с женой и двумя дочерьми он отправился на гастроли в Швецию и больше не вернулся. Композитору пришлось оставить все свое имущество. Он покинул Россию практически без средств и вынужден был зарабатывать на жизнь, давая концерты в качестве пианиста.
Представьте, дорогой читатель, что могло произойти после революции с человеком из дворянского сословия, если бы он не уехал? Мне страшно представить, большевики были способны на все…
Вдали от родины
Сначала Рахманинов жил в Дании, потом, в 1918 г., переехал в США. В новой стране он также заслужил славу знаменитого композитора и пианиста. В эмиграции композитор отложил «в долгий ящик» свой талант сочинительства. Только в 1927 г. выходит в свет Четвертый концерт для фортепиано с оркестром.
За границей было написано всего 6 произведений, но именно они считаются апогеем творчества композитора. Последнее произведение «Симфонические танцы» (1941 г.) сравнивается с «Мастером и Маргаритой» Булгакова. Ведь и написаны эти шедевры примерно в одно и то же время.
Самыми известными и высоко оцененными по праву считаются:
- Опера»Алеко»;
- Поэма «Колокола»;
- «Рапсодия на тему Паганини»;
- «Вариации на тему Корелли»;
- «Симфонические танцы»;
- 4-ый фортепианный концерт;
- 3-я симфония.
В годы Второй Мировой войны Сергей Васильевич направил весь денежный сбор от концертов в фонд Красной армии. Он оказал весьма существенную помощь. Этот поступок повлиял на лояльное отношение советского правительства к памяти и наследию гениального композитора.