Русская духовная музыка — доклад сообщение

Гимнический песенный вид

Если песнопенье необходимо исполнить без перерывов, на едином дыхании, лучшим решением будет гимнический вид. С применением данной техники исполняются такие произведения, как «Свете тихий» и «Херувимская песнь». Этот тип подходит и для литургических песнопений, а также для утрени и вечерни. Когда священник хочет провести церемониальное действие, он тоже выбирает гимническую разновидность церковного вокала. Примером могут служить:

  1. Торжественный проход служителя сквозь царские двери.
  2. Облачение архиерея.

Помимо кондака, литургий и стихиров в православных храмах нередко исполняется акафист. Название имеет древние корни — греческое слово «кафизо» переводится как «сажусь». Это песнь, носящая благодарственно-хвалебный характер. Акафисты славят Иисуса Христа и Богородицу и состоят из 25 строф. А вот сидеть при исполнении этих произведений запрещается.

«Молитва»

Булат Окуджава

Еще одной поэтической молитвой, формой диалога человека с Богом, является «Молитва Франсуа Вийона» – композиция, написанная в 1963 году известным отечественным бардом Булатом Окуджавой (смотрите или слушайте лекцию-концерт об Окуджаве). Вот знаменитое начало песни:

Пока Земля еще вертится,

Пока еще ярок свет,

Господи, дай же ты каждому

Чего у него нет…

Принято считать, что это перевод стихов Франсуа Вийона. Оказывается, ничего подобного. Поскольку «Молитву» отказывались выпускать в СССР, автору пришлось добавить имя этого французского поэта Средневековья. Сам же текст, по признанию Булата Шалвовича, писался им самим на протяжении целых 10 лет.

«Среди миров»

Иннокентий Анненский

У поэта Иннокентия Анненского есть одно короткое, но загадочное стихотворение, написанное им в 1909 году, – «Среди миров»:

Среди
миров, в мерцании светил

Одной
Звезды я повторяю имя

Не
потому, чтоб я Ее любил,

А
потому, что я томлюсь с другими.

И
если мне сомненье тяжело,

Я
у Нее одной ищу ответа,

Не
потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

Литературные критики долгие годы ломали голову над тем, кому же посвящено это произведение и почему местоимения написаны с заглавной буквы. Поскольку у поэта была и религиозная лирика, это стихотворение все чаще стали воспринимать как, возможно, песнь Богородице.

Оно настолько музыкально само по себе, что вот уже почти без малого 100 лет исполняется как песня в разных жанрах: романса – в исполнении А. Вертинского, бардовской песни – Александра Суханова, которая для современников является, наверное, самой популярной.

Но вот не так давно заметила еще один музыкальный вариант – в исполнении протоиерея Евгения Тремаскина, который вообще довольно оригинально перелагает и тексты молитв на современную музыку.

«Кому повем»

Ансамбль «ИХТИС»

Ансамбль «ИХТИС» довольно молод, ему всего 8 лет. Но он уже успел завоевать любовь многих слушателей в России и за рубежом.

Группа исполняет музыкальные произведения православных народов мира в современной аранжировке на разных языках. Одной из самых популярных композиций является песня «Кому повем». Это духовный стих Ветхого Завета, «Плач Иосифа Прекрасного», того самого, которого братья продали в рабство в Египет.

Кому повем печаль мою?

И кого призову ко рыданию?

Токмо Тебе, Владыко мой,

Известна Тебе печаль моя.

Моему Творцу Создателю

И всех благих подателю.

Умолкнуша гортань моя

И несть того, кто б утешил мя.

Песня исторически действительно народная. В России много столетий ее пели люди в самых трудных жизненных ситуациях. Она утешала душу и наполняла ее верой и надеждой.

Иудея и Ислам

Из Библии можно узнать, что музыка пришла в израильские храмы ещё при царе Давиде. Для сопровождения богослужений при каждом храме в обязательном порядке находился свой оркестр. Единственным жанром тогда были псалмопения, исполнявшиеся солистом или хором.

После того как римляне в начале первого тысячелетия разрушили Иудейский Храм, начала развиваться синагогальная музыка. Молитва стала новым духовным жанром и заменила традиционные жертвоприношения.

В отличие от храмовых песен, сопровождаемых огромным оркестром из десятков инструментов, синагогальные богослужения проходили без музыки. Традиционным стало мелодичное чтение речитативом. В Средние века возникает новый жанр — пиют, являющийся своеобразным духовным гимном.

Уже более семи сотен лет традиционным для мусульманской культовой музыки является Каввали. В исполнении главным образом участвуют мужчины, поющие на несколько голосов под аккомпанемент народных инструментов. Сегодня произведения в этом интересном жанре можно услышать не только во время ритуальных обрядов, но и в повседневной жизни.

Канонарх

Этот церковный вокал практикуется преимущественно в монастырях. Функцию канонарха можно сравнить с действиями суфлера — возглашается текст, выбирается один тон и происходит псалмодирование. Канонарх объявляет номер возгласа — в песнопении это становится своеобразной подсказкой другим исполнителям. Отметим ключевые особенности канонарха:

  • это оптимальный способ исполнения для монастырских хоров, разделенных надвое;
  • канонарх применяется не во всех песнопениях, а только в стихирах;
  • допускается воссоединение хора в центре монастыря;
  • при объединении певцы формируют полукруг;
  • певца-канонарха нельзя путать с головщиком.

Духовность иудейской музыки

Значимая роль в иудейской нравственной жизни принадлежала музыкальному искусству. В Библии перечисляется масса музыкальных инструментов. В храме музыкальные произведения начали исполнять еще во время царя Давида, в службах принимали участие хор и оркестр. Две тысячи лет назад существовало 3 приема исполнения:

  • сольный вокал;
  • хоровое пение;
  • соло в сопровождении хоровых реплик.

Хор также делился на 2 группировки, ведущие друг с другом разговор. Уничтожение храмовых традиций привело к рождению нового вида – синагогальной музыки, представлявшей собой молитвословие, заменившее принесение жертвы. Позднее возникло вокальное песнопение с текстом, взятым из ветхозаветных книг. К древности относится появление в синагогах профессионалов-певцов. В позапрошлом столетии приверженцы присоединения евреев к европейской цивилизации добились установки в синагоге органов.

Структура и организация мелодий

Для вокальных жанров музыкального фольклора основополагающим является ритм произнесения слова в пении. Во всех славянских традициях преобладающими являются стих силлабической структуры и отвечающие ему цезурированные музыкальные формы. Исключение составляет севернорусская традиция, где распространение получили тонический стих и связанные с ним равномерно и неравномерно сегментированные музыкальные формы.

Звуковысотная организация ранних славянских мелодий характеризуется узкообъёмными (диатоническими и ангемитонными) ладовыми конструкциями, звуковой объём которых не превышает квинты. В более поздних музыкальных жанрах встречаются и широкообъёмные звуковысотные системы.

Славяне имеют развитые формы многоголосия, включающие в себя: а) гетерофонию или функциональное одноголосие, при котором отклонения от основной мелодической линии при ансамблевом исполнении незначительны; б) бурдонную диафонию, где одна (иногда две) голосовая партия представляет собой бурдон, а другая, чаще всего в виде гетерофонного пучка голосов, ведёт основной напев; в) функциональное двухголосие, где главная мелодия звучит у «басов», а над ними «парит» верхний голос, нередко в виде сольного подголоска («подводки», «горяка», «дишканта» и т. п.). Изредка встречается и функциональное трёхголосие.

Тембр, определяемый способом звукоизвлечения, высотой, громкостью и интенсивностью звучания, особенно важен при исполнении обрядовых песен, несущих в себе магическую силу, о чём свидетельствуют существующие в некоторых славянских традициях запреты на тембр (например, весенние заклички поются до Благовещенья тихо и в доме, а после Благовещенья громко и на открытом воздухе; духовные стихи у гроба в доме тихо, а во время календарных поминок на кладбище громко и т. п.). Тембровые характеристики не универсальны, они имеют ярко выраженную локальную специфику.

Древнерусская музыка — исполнители и основные жанры

В Древней Руси исполнителями и авторами были:

  • обрядовой музыки, в основном, волхвы,
  • народной – скоморохи.

Скоморохи (их еще называли «лицедеями», так как они не только пели и играли музыку, но и устраивали представления, зачастую импровизированные) были первыми профессиональными музыкантами на Руси.

В своем творчестве они использовали такие музыкальные инструменты, как

дудки, волынки, гусли, гудки, трубы, бубны, свирели.

Многие музыканты выступали на пирах, воспевая доблесть русских витязей и князей. Образ подобного сказителя выведен в «Слове о полке Игореве» – знаменитый Баян.

После захвата Руси татаро-монголами центром культурной жизни стал свободный «господин Великий Новгород». Именно там получил развитие такой жанр как былина. Былины донесли до нас историю о знаменитом исполнителе и гусляре Садко, покорившем своей музыкой даже Морского царя.

Колокольный звон как музыкальный жанр

Также на новгородской почве развился уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр – искусство колокольного звона. Всего существует три вида звона:

  •  благовест (равномерные удары в большой колокол),
  • перезвон (перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот)
  • и собственно сам звон (это уже было самой настоящей игрой на колоколах).

Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.

Это интересно: Курс истории России 7 класс — рассматриваем во всех подробностях

Религия и музыка

Любое качественное музыкальное произведение является довольно мощным инструментом, способным воздействовать на чувства человека. Некоторые композиторы знают, что гармоничные звуковые колебания могут пробудить как возвышенные чувства, так и первобытные инстинкты. Многое зависит от уровня культурного развития слушателя и, конечно же, от текста. Один из лучших гитаристов всех времён и народов Джимми Хендрикс как-то сказал, что с помощью музыки можно буквально гипнотизировать людей, низводя их до примитивного уровня, а затем вбивать им в головы любые идеи на своё усмотрение.

Нет ничего удивительного в том, что музыка и религия всегда шли рука об руку. Сейчас трудно сказать, что возникло первым, скорее всего зарождение этих культурных феноменов происходило одновременно. На многих наскальных рисунках, датирующихся каменным веком, можно встретить изображения примитивных инструментов для звукоизвлечения рядом со всевозможными божествами.

Достаточно вспомнить мистерии Орфея и его божественную золотую лиру или мусульманских монахов — дервишей, которые практиковали особый танец мистического характера под райскую мелодию.

Музыкальные сочинения духовного характера позволяют создать своеобразную иллюзию приобщения к божественному началу. Человек полностью отвлекается от бренного мира, наполненного хлопотами, и слушает небесную песнь о вечном, наслаждаясь неземной красотой. Происходит обретение неуловимого сакрального чувства — чего-то, что невозможно потрогать руками или понять при помощи логики.

Не стоит думать, что удел сакральной музыки заключается лишь в сопровождении религиозных обрядов. Являясь одной из главных составляющих общемирового культурного наследия, она произвела огромное влияние на эволюцию большей части направлений академического и современного искусства, а также на развитие человеческой цивилизации в целом.

Респонсорный вид

Если перевести термин «responsum» на русский язык, получится слово «ответ». Святой текст здесь также может озвучиваться двумя способами:

  1. Текст прошения сопровождается ответом либо воззванием священника.
  2. Стихи произносятся певцом по порядку, а хор отвечает дублированием первых возглашенных строчек.

Повторение может дублироваться двумя хорами попеременно. В финале начало первого стиха псалмодируется, а хор отвечает главному исполнителю произнесением второй половины. Прокимны поются именно таким способом. Суммируем: данный тип хорового творчества является комбинацией ипофонического и антифонного пения с вкраплениями псалмодирующего чтения.

«XII Священных Псалмов»

Галина Босая

Это уникальный российский культурный проект. Совершенно инновационный стиль музыки и необыкновенно красивый голос исполнительницы – Галины Босой может помочь современным людям более живо воспринимать слова псалмов. Особенного внимания, на мой взгляд, заслуживает Псалом 90, известный как «Живый в помощи Вышнего»:

Живущий
под кровом Всевышнего

под сенью Всемогущего покоится,

говорит Господу: “прибежище мое и защита моя,

Бог мой, на Которого я уповаю!”

Весьма непривычная для традиционного слуха обработка, но если слова доходят до сердца и напоминают о важном, то почему бы и нет?

Вариант 2

Что же такое духовная музыка и что она из себя представляет в современном мире? Музыка эта не предрасположена для вечеринок и увеселительных мероприятий, ни в коем случаем. Это течение жанра музыки используется только для церковной службы. Каждое богослужение в церкви проходит не без помощи духовной музыки. Эта музыка окрыляет и проникает в чувства каждого человека и дарует умиротворение. У каждой религии своя духовная музыка, особый темперамент и звучание. И она тесно связана с множеством религий. Содержание ее отличается религиозным словом. И каждая ныне живущая на земле традиция имеет свою духовную музыку.

В христианской вере есть несколько направлений. Протестантская, православная, католическая и у каждой свое направление духовной музыки. У нас в России преобладает Православная церковь и ее духовная музыка. Пение в церкви до особой поры было на Руси с момента принятия христианства и считалось профессиональным. Само песнопение было заимствованно из Византии. На Руси были даже свои знаменитые певцы в духовной музыке.

Как-то так получается, что Россия постоянно находится в состоянии могучих социальных потрясений когда человек теряется и подчас не знает на что опереться, что делать помочь может только настоящая духовная музыка. Богослужебное пение называют ангела голос певчей находясь в храме и созерцая тайный Боже также является ядом который непрестанно слова какой-нибудь пение чтобы можно было сказать что это ангелоподобный это песня рождалась прежде всего в тишине в особо тишине. Монах который принял решение на всю свою жизнь посвятить служение Богу он пришёл с грузом светских мелодии песен и здесь в монастыре происходит удивительное событие человек в помыслах своих мыслях от всего мирского и прежде всего от воспоминаний песен молитвы и распевая псалмы человек использует интонации которых не было него светской жизни то есть происходит то, что интонации преломляются и преображается в свойства, таким образом зарождалась богослужебное пение. Этап не называют ангела подобным именно потому что ангелы непрестанно находится славословие Богу и человек на клиросе если он поёт он также является созерцатель им танец, который в этот момент совершаются поэтому точно может сказать что я не я это икона в звуке как золото очищенное огнем очищается от примеси так ок Обреченная этими интонациями очищается от примесей личности.

Можно с успехом сказать, что духовная музыка может менять сознание человека русского и имеет свою ведущую роль в современном мире.

Ценности православных произведений искусства

Всенощное бдение (Всенощная) является православной службой, соединяющей в себе великую вечерню, утреню и первый час. Уже с XVIII столетия русскими композиторами начали создаваться на их основе произведения для концертного исполнения. Шедеврами жанра становятся Всенощные, написанные П. Чайковским и С. Рахманиновым.

В XVII столетии в России возник жанр духовных концертов, символизирующий соперничество хоров. Сначала этот вид считался исключительно церковным и напоминал богослужебные православные традиции. Он не предусматривал инструментального сопровождения, а представлял собой утвердившееся в церкви тех времен партесное многоголосное пение. Классическими являются произведения, созданные Д. Бортнянским.

Инструментальная музыка

Инструментальная музыка по сравнению с вокальной занимает более скромное место в народной музыкальной культуре. Вместе с тем известный у славян инструментарий достаточно разнообразен и включает в себя духовые, струнные и ударные инструменты. В русской народной культуре часто в качестве музыкальных инструментов используются предметы быта (такие как коса, рубель, гребень, пила, печная заслонка, самоварная труба и пр.) и природные объекты: береста, древесный и травяной лист, рыбья чешуя и т. п.

В славянских традициях на музыкальных инструментах играют в основном мужчины, хотя у русских известны и чисто женские инструменты, к которым относятся кугиклы (флейты Пана) и трещотки.

История оформления жанров

Каждая форма духовных мелодий имеет свои особенности, традиции и историю. Законы создания установленных традицией видов песнопений формируются вследствие отбора, типизации и стандартизации творений. Постепенно возможность сочинения духовных произведений обрели светские композиторы, позже их музыка частично была канонизирована.

После Реформации признание пришло к божественным музыкальным сочинениям – хоралам, гимнам, позже Страстям. В продолжение всего исторического развития духовного музыкального искусства параллельно с церковными бытовали религиозные мелодии, не соответствующие богослужебным традициям. Появление симфонической музыки и оперы переродило Страсти и мессы, а также другие виды произведений, приблизив их к симфониям, концертам и операм.

Prayer

Хлоя Агнью

Англоязычная песня Prayer («Молитва») впервые прозвучала в 1998 году в мультфильме «Волшебный меч: в поисках Камелота». Исполняли ее популярная в то время канадская певица Селин Дион и итальянский тенор Андреа Бочелли. Песня очень быстро завоевала любовь слушателей, ее и по сей день исполняют на английском языке певцы из самых разных стран, и наша эстрада не исключение. В этой подборке предлагаем вам послушать эту песню в исполнении ирландской певицы Хлои Агнью из музыкального коллектива Celtic Woman.

Текст этой песни-молитвы и прост и искренен:

Я молюсь, чтобы Ты стал нашими глазами и наблюдал, куда мы идем,

И помог нам быть мудрыми, когда мы не знаем, что делать.

Пусть это будет нашей молитвой, когда мы собьемся с пути,

Приведи нас в то место, направь нас милосердно

Туда, где мы будем в безопасности.

Ну вот, кажется, наша подборка готова. В нее попали песни совсем разные, непохожие друг на друга, и это даже хорошо – каждый сможет выбрать по вкусу то, что ляжет на сердце. А если понравился исполнитель или автор песни, то почти обо всех них вы сможете прочесть на портале «Предание».

Вы можете прослушать все перечисленные песни в одном альбоме.

Основные жанры

Чтобы лучше разобраться в понятии религиозной музыки, необходимо более внимательно рассмотреть её разновидности. Каждая традиция имеет свои особенности, отличаясь содержанием и формой выражения.

Описание основных жанров:

  • Псалом — универсальная музыкальная форма, встречающаяся в иудаизме и христианстве, созданная на основе ветхозаветной книги Псалтири. В основе этого жанра лежит текстовая составляющая. Из библейских стихов родилось несколько видов песнопений: градуал, тракт, аллилуйя и антифон. Со временем они развивались и стали исполняться многоголосо под аккомпанемент органа и струнных инструментов.
  • Религиозный гимн — торжественное произведение, прославляющее бога, святых и прочих сакральных персонажей. Жанр отличается от других своей величественностью и невероятной силой. Его предназначение заключается в поднятии духа верующих и воодушевлении на подвиги во имя божества.
  • Месса — отличный пример духовной музыки, представляющий собой полифоническое пение молитвенных текстов под инструментальный аккомпанемент. Изначально они сочинялись исключительно для проведения католических служб, но со временем эволюционировали в сочинения для концертов, не связанные с церковью.
  • Реквием в узком понимании — католическая заупокойная служба, предназначавшаяся для отпевания усопших. В более широком смысле — это разновидность траурной музыки, зачастую не связанная с богослужением. К этому жанру обращались практически все известные композиторы.
  • Мотета — довольно необычный вид хорового пения, возникший в XIII веке. Произведения этого жанра не имеют чётких церковных предписаний, являя собой мелодичное распевание светских текстов. Благодаря тому, что каждый участник хора исполняет свою партию, возникает очень своеобразная полифония и затрудняется слуховое восприятие текста.
  • Новая эра или New Age — современные музыкальные произведения, представляющие собой симбиоз электроники, классики и этнического звучания. Тексты могут быть самые разнообразные, в том числе на вымерших или несуществующих языках.

«Дай Бог»

Евгений Евтушенко

В 2015 году, незадолго до своего ухода из жизни, поэт Евгений Евтушенко писал:

Впустите поэзию в церкви,

Впустите поэзию в жизнь…

Тогда же сбылась и его мечта – он прочитал свои
стихи в родном православном храме, в церкви Иверской иконы Божией Матери, в
поселке Теплое под Тулой.

На стихи Евтушенко было создано немало композиций, но, наверное, самой яркой из них и по сей день является романс-молитва, романс-проповедь «Дай Бог», написанная в 1990 году и исполненная Александром Малининым.

Вот первые и самые узнаваемые строки этого
стихотворения:

Дай Бог слепцам глаза вернуть

и спины выпрямить горбатым.

Дай Бог быть Богом хоть чуть-чуть,

но быть нельзя чуть-чуть распятым…

Пронзительная музыка Раймонда Паулса и сильный голос исполнителя оставили отпечаток на сердце многих людей, а для некоторых явились поводом задуматься о вечных ценностях на перепутье истории нашей страны.

Литература

  • Астахова А. Русский героический эпос // Былины. Русский музыкальный эпос. — М., 1981.
  • Беляев В. О музыкальном фольклоре и древней письменности. Статьи: «Раннее русское многоголосие» (с.23—39); «Связь ритма текста и ритма мелодии в народных песнях» (с.52—65). — М., 1971.
  • Гошовский В. У истоков народной музыки славян. — М., 1971.
  • Ефименкова Б. Ритм в вокальных произведениях русского фольклора. — М., 2001.
  • Земцовский И. Мелодика календарных песен. — Л., 1975.
  • Линёва Е. Великорусские песни в народной гармонизации. — СПб., 1909. — Вып. 2.
  • Листопадов А. О складе былин северных и донских // Песни донских казаков. — М., 1949. — Т.1. — Ч.1.
  • Лопатин Н., Прокунин В. Сборник русских лирических песен. — М., 1956.
  • Музыка народная / Пашина О. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 319—324. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Славянский музыкальный фольклор. Статьи и материалы. / сост.-ред. И. Земцовский. — М., 1972.
  • Эльшекова А. Славянская народная музыка — М., 1973

«Аминь!»

Александр Барыкин

Многие из нас наверняка знакомы с творчеством, увы, уже ушедшего от нас Александра Барыкина. «Букет», или «Я буду долго гнать велосипед» напевали под гитару во многих дворах страны в конце 80-х годов.

В 2002 году певец и композитор Александр Барыкин презентовал свой новый альбом «Молись, дитя», где представил довольно необычные для эстрады композиции – о вере, о силе духа, о Боге. Одним из самых ярких произведений этого альбома является, на мой взгляд, песня «Аминь!»

Душа без Бога счастья не имеет,

Тоскует, плачет, мечется, болит.

И в жизни нет целебного елея,

Который эту душу исцелит.

Простые, незамысловатые слова, но они вместе с трогательной мелодией действительно способны коснуться души.

Антифонный вид

«Антифон» в переводе с греческого означает «противогласие». Хор условно разделяется на две части — левую и правую. Исполнители усаживаются по разные стороны иконостаса и начинают петь. Вокальные партии исполняются по очереди. Антифонный вид религиозного вокала отлично подходит для исполнения стихиры. Таким образом, получается диалог певческих групп, направленный на максимально качественное исполнение длинных произведений.

Сейчас принцип двухорности встречается крайне редко. Эта разновидность храмового пения почти исчезла после 1917 года. Если хотите услышать, как люди поют антифонно, поезжайте в Грецию.

Жанровое своеобразие

Псалмы являются древнейшими песнопениями, основанными на библейских текстах. Молитвы, основанные на стихах Давида, появились на его родине в дохристианскую эпоху. В XVI веке они получили повсеместное распространение.

Месса как жанр многоголосного произведения католической молитвы сочинялись композиторами с целью украсить литургию. Впервые авторский вариант мессы был создан еще в XIV столетии. Позже эта форма отделяется от церковной службы. К ней обращаются великие музыканты:

  • И. Бах;
  • А. Моцарт;
  • Ф. Шуберт;
  • Л. ван Бетховен.

В органных сочинениях фрагменты для хора заменены органным исполнением, но эти мессы также принадлежат к духовной музыке.

Реквием изначально был католической заупокойной мессой. Но позднее этот жанр использовался не для церковного исполнения. Сегодня наиболее часто можно услышать реквиемы В. Моцарта, Д. Верди.

Страсти являются вокально-драматическим творением, рассказывающем о евангельских событиях Страстной седмицы. В какой-то период к Страстям был потерян интерес, но в ХХ столетии забытая старинная музыка снова вернулась и обрела возрождение.

Христианская традиция

Секвенция является песнопением для католиков на латыни. Чаще всего исполняют Stabat Mater итальянского композитора Ж. Россини, включающую замечательные певческие партии. Секвенции писали:

  • А. Вивальди;
  • Й. Гайдн;
  • А. Моцарт;
  • Ф. Шуберт;
  • Д. Верди;
  • К. Пендерецкий.

Гимн Te Deum – католическая благодарственная молитва, основанная на словах псалмов. Произведения этого жанра отошли от культовых обрядов и стали принадлежностью придворных торжественных событий – коронаций. В позапрошлом веке гимн приобрел концертный характер, его сочиняли для серьезных церемоний, исполнял большой оркестр с участием хора и певцов. В православии это песнопение звучит как «Тебе Бога хвалим».

Ave Maria известна всему мира как католическое моление матери Христа. Самой прославленной становится написанная Ф. Шубертом. Обращались к этому виду:

  • Ш. Гуно;
  • Ф. Мендельсон;
  • Д. Верди;
  • Ф. Лист;
  • Дворжак.

На канонические слова написаны произведения современных композиторов Э. Морриконе, И. Лученка.

Что такое церковные песнопения

Что же представляло собой (и представляет) песнопение церковного характера? Это христианское вокальное искусство, применяемое в богослужении. Древнейшей разновидностью этого искусства историки признают псалом — хвалебную песнь, встречающуюся в Псалтири. Простейшим чтением молитвы считается литургический речитатив. Исполнение кондака относится к категории широких распевов, перемежающихся мелодичными инсталляциями.

Занимаются храмовым песнопением как отдельные исполнители, так и большие коллективы (хоры). В старину проходили даже состязания хоров, так называемые духовные концерты. Со временем религиозная музыка превратилась в сложное искусство, вышедшее за рамки чтения тропаря. Сейчас это искусство стало предметом, изучаемым в духовных семинариях.

«Память»

Николай Караченцов

«Память» — так называется композиция Рустама Неврединова из альбома «Исповедь», написанного автором специально для известного артиста – Николая Караченцова. Но эта песня из альбома так и осталась не исполненной любимым многими актером

В итоге поет ее сам автор текста и музыки – Рустам Неврединов, совсем не музыкант по профессии, а просто полковник и госслужащий, для которого музыкальное творчество стало важной частью жизни

Вот один из куплетов:

Память моя, ты со мною строгая,

Разве тогда быть другим смог бы я?

Годы прошли чередой,

Только вот память со мной,

Тяжесть грехов

Давит
строчкой стихов…

Эта песня напоминает нам о том, как нелегко бывает договориться
с совестью и ужиться с памятью. А еще о том, что без покаяния трудно двигаться
дальше.

Духовность древнерусской мелодики

Истоки русской духовной музыки сопряжены с византийской обрядностью. Имеется в виду греко-католический вокальный навык, который разделяется на типы. Старинные распевы возникли:

  1. византийский – у эллинов;
  2. грузинский распев – у кавказских народов;
  3. знаменный и столповый – у древних русичей.

На многоголосие, пришедшее с Запада, оказала влияние латинская партесная мелодика, проникшая на Русь и распространившаяся здесь. Происхождение наименования знаменного пения – от понятия, выражающего значки древнерусских безлинейных нот. До нашего времени ими пользуются сторонники старообрядческой веры. Духовные стихи являются песнями калик перехожих, скитскими песнопениями староверов, изложением псалмов в рифмованной форме. Их исполняли под аккомпанемент:

  • жалеек;
  • гудков;
  • колесных лир;
  • гуслей.

Калики перехожие странствовали по святым местам, славились своей набожностью.

Христианская традиция

Христианская духовная музыка отличается невероятным разнообразием: от канонической до весьма свободной, исполняемой на популярные мотивы. Благодаря реформаторским веяниям и сотрудничеству с видными светскими композиторами, она прошла огромный путь от одноголосного пения до сложнейших полифонических концертов, стала более близка людям и оказала неоценимое влияние на мировую культуру.

Жанры зарубежной сакральной музыки:

  • месса;
  • реквием;
  • псалом;
  • секвенция;
  • пассионата;
  • хорал.

Список православных жанров:

  • величание;
  • кондак;
  • всенощная;
  • стихара;
  • литургия;
  • тропарь.

Кратко говоря, православная и католическая музыка отличается глубокой торжественностью и печалью. Она должна напомнить верующим о страданиях Иисуса Христа и преподать урок из Священного Писания. Слушая церковные песнопения и величественные звуки органа, человек просто обязан проникнуться вечным и понять всю второстепенность земного бытия.

От первых песнопений до новых жанров

В церковной музыкальной традиции Византии после принятия христианства сложился свой круг богослужебных песен. Они представляли собой своеобразное продолжение иудейской культуры, в том числе псалмов и прочих культовых распевов.

Особенности византийской традиции:

  • Главенство слова.
  • Акапельное исполнение, исключавшее любые музыкальные инструменты.
  • Преобладание текста, несущего основную нагрузку, над мелодией.
  • Очевидная взаимосвязь интонации песни с её смыслом.
  • Плавное и последовательное течение мелодии.

Ответвление византийской школы в виде исполнения православных молитв распространилось на Руси после крещения. Прошло совсем немного времени и первоначальные формы духовной музыки трансформировались в так называемый знаменный распев, имеющий древнерусские корни.

Западноевропейские системы пения:

  • В католической традиции появляется связанный с римским папой Григорианский хорал (VII век).
  • Развитие полифонии или «органум» (IX век).
  • Многоголосый дискант (XII век).
  • Более поздним жанром духовной музыки, отличающимся сложностью форм, является месса, возникшая позже.

Начиная с XI столетия, в храмы Европы приходит музыкальное сопровождение в виде органа. Другие инструменты не допускались к духовному миру ещё несколько сотен лет. Первое струнное произведение, церковная соната, прозвучало лишь в XVII веке. В то же время православие остаётся более консервативным, продолжая вокальную традицию Византии.

Основные этапы в истории российской церковной музыки:

  • Происходит отказ от немецкого влияния и возвращение национальной гармонии.
  • Поиски собственного стиля в творчестве русских композиторов.
  • Объединение традиционных религиозных произведений с народным творчеством.
  • Развитие новых, более свободных форм вокального исполнения.
  • Перерыв связанный с коммунистическим режимом.
  • Возрождение.

На сюжеты и образы духовной музыки западной и центральной Европы значительно повлияли светские композиторы, например, Бах, Моцарт, Вивальди и многие другие. Развитие протестантизма послужило к ещё большему смешению церковного и мирского. Возникли совершенно новые тенденции и жанры, вмещавшие в себя самые разные стили: от популярных произведений до африканских напевов. В 1971 году на Бродвее был поставлен знаменитый мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector