Возникновение христианства

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28:19)

Я утверждаю:

Единственные люди на планете, которые всем сердцем приняли Иисуса Христа при жизни, искренне послушались его и пошли за ним до конца, даже на смерть — были ортодоксальные иудеи.

Этот факт практически тривиален. Конечно же, Иисус проповедовал среди евреев, учил их в синагогах, спорил с фарисеями, представителями наиболее прогрессивного на то время течения иудаизма. Апостолы, пошедшие за ним, и первые христиане, создавшие церкви после его смерти и Воскресения, — тоже были евреи. И это, разумеется, не евреи-атеисты, не евреи-язычники, а евреи, искренне верующие в Бога и старающиеся выполнять все Его заповеди. Сегодня их назвали бы «ортодоксальными иудеями». Одна из самых ярких фигур в раннем христианстве — фарисей Павел, ученик знаменитого еврейского мудреца , апостол, фактически создавший христианскую Церковь.

Более того, иудеи — последователи Иисуса — выполнили его волю, высказанную после Воскресения. Они действительно пошли в мир и рассказали языческим народам благую весть: есть Бог, он вас любит, и если вы захотите, то после смерти войдете в Его царство. И они не просто рассказали об этом, но составили Новый Завет — концентрированное изложение проповедей и поступков Иисуса. Лишь одна книга Нового Завета, Евангелие от Луки, написана неевреем, другом и спутником Павла, примкнувшим к первым апостолам-евреям уже после смерти Иисуса. Книги Нового Завета стали той основой, через которую народы мира узнали о Всевышнем.

Бог и историки знают, сколько гонений пришлось пережить первым христианам-евреям, сколько людей было сожжено и распято римлянами. Однако, это было, по-видимому, самое значительное вмешательство евреев в историю мира. Несмотря на жесточайшие испытания, Евангелия и Послания дошли до людей, и с каждым годом все больше неевреев приобщались к знанию о Боге, знанию, которое до Иисуса было дано лишь евреям. Я сам впервые узнал о Боге в детстве, в СССР, именно благодаря Евангелию, в котором еврей Матфей записал по памяти слова Иисуса. Я говорю о Нагорной проповеди, великие слова которой продолжали звучать даже в атеистическом государстве.

Да, при желании можно сказать: евреи не приняли Иисуса. Имеется в виду, что при жизни и после смерти Иисуса его последователями, христианами, стали далеко не все иудеи, а лишь некоторая часть иудейского народа. Но, говоря так, забывают, что в те времена — в I веке нашей эры — во всех прочих народах Иисуса тогда не принял вообще практически никто! И так продлолжалось еще несколько веков, пока языческий Рим не сделал христианство государственной религией. Именно евреи, столь успешно распространившие христианство среди враждебных языческих народов, выполнили пожелание Иисуса, рассказав миллионам язычников о Боге и о Спасении. Именно благодаря этим людям Библия сегодня является самой известной книгой во всем мире.

После принятия христианства Римом работа евреев по распространению Божественного Учения прекратилась. Так распорядился Всевышний: эта задача была переложена на плечи христианской, уже не еврейской Церкви. Евреям же, наказанным Богом изгнанием согласно пророчеству, полученному еще Моисеем, пришлось позаботиться о собственном выживании. Несмотря на рассеяние и неприязнь других народов, они продолжили служить Всевышнему, как и служили всегда, и по-прежнему хранили Божественное Учение во всей его полноте. И сейчас они, слава Всевышнему, получили прощение — оставшись такими же последователями Божественного Учения, изложенного Иисусом Христом, какими были и тогда.

Но теперь, слава Всевышнему, это Учение через христианскую церковь стало известно другим народам. Сегодня христиане есть практически во всех странах планеты. Этим изменением мира мы обязаны Богу и тем первым евреям-христианам, которые употребили свою жизнь на распространение Вести Иисуса. Наверно, это самый яркий пример выполнения евреями заповеди — быть священниками и учителями народов мира.

Рождение Спасителя

Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности – Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия – четыре канонических и многочисленные апокрифические.

В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).

По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы — волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства – путешествие на праздник в Иерусалим.

Религия современного Рима — католицизм

Власти Римской империи преследовали первых христиан. Изменил отношение к ним и сделал христианство государственной религией император Константин Великий. Благодаря новой религии жители империи получили новую этику, эстетику, искусство и культуру.

Произошло это благодаря тому, что христианство по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев, римлян и иных народов древнего мира.

Собор Святого Петра, вид от замка Святого Ангела, показывающий купол, возвышающийся за фасадом Мадерны. В наше время находящийся на территории Рима Ватикан — это столица католического мира, а большинство римлян исповедуют католицизм. Фото: upload.wikimedia.org

Современный Рим — это мировая столица католичества. Это обстоятельство позволяет правильно ответить на вопрос: какая вера у римлян в наше время главенствует. Здесь в государстве Ватикан находиться резиденция Папы Римского.

Соответственно и большинство жителей Рима исповедуют католичество, хотя в городе живут представители и других религий. При этом следы древних верования на территории Рима не разрушаются, а сохраняются как памятники истории и культуры.

Когда Римская Империя приняла христианство?

Таким образом, когда гонимые християне в первом веке рисовали рыбу на песке, они сразу узнавали друг друга.

Иисус Христос приказал Его ученикам носить свой крест, следовать за Ним и исповедовать Его: “Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мной, забудь о себе, и возьми свой крест, и следуй за Мной. Ибо кто хочет свою душу сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет свою душу ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей и Отца и святых Ангелов”

– Лк. 9:23-26.

Но вера должна всегда быть совмещена со справедливостью и с любовью: «Дети Божьи и дети дьявола узнаются так: всякий, не делающий cправедливости, не есть от Бога, равно и не любящий своего брата. …А Его заповедь та, чтобы мы веровали во имя Его Сына Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.»

– 1 Ин. 3:10 и 23.

С течением времени, символ веры “рыба” все дополнялся, и к концу четвертого века был разработан и согласован на никейском (325 г.н.э.) и константинопольском (381 г.н.э.) соборах следующий…

ОбратноБожий замысел для моей жизниМои молитвы на каждый день (на WWW)

История культуры

Ну, и мы знаем, что лучший способ погубить любое начинание – это его возглавить. В итоге к этому придёт римская империя. Единой империи нужна единая религия, единый бог, освящающий власть. У Диоклетиана не получилось с его реформой. Стоицизм, как единая философия империи, обанкротился, не состоялся. Значит нужно что-то другое.

И само христианство начинает постепенно приспосабливаться к империи. Уже Павел скажет: «Всякая власть от Бога». Христос учил противоположному. Христос говорил, что власть от дьявола, поэтому отдайте кесарю кесарево, не нужны нам его монеты, которые он чеканит. А мы помним, что дьявол предлагал власть именно Христу, и он – источник власти. А Павел скажет: «Всякая власть от Бога». Христос говорил о равенстве женщин, а Павел скажет, что женщины – сосуд греха, например. То есть начнётся отход, и вся дальнейшая история христианства – это отход от идеалов раннего христианства, от идей самого Христа. Появится множество толкователей. Ересь – слово, первоначально означавшее разномыслие. Павел говорил: «Пусть будут среди вас ереси» (разномыслия, чтобы выявились мудрые). «Ересь» станет словом ругательным, за ересь будут преследовать.

Начнёт выстраиваться иерархия пресвитеров, епископов. На смену коммунизму первых общин, отрицанию собственности придёт милостыня — надо помогать бедным. Но бедность в принципе не отменяется. То есть происходит постепенное приспособление. Христианство обрастает догматами, культами, которых вначале не было; таинствами, которых вначале не было и т.д. Возникают люди, которые начинают толковать и монополизировать право на толкование христианства. Раньше любой мог объявить себя харизматиком (человеком в состоянии благодати), теперь это только церковный чиновник, епископ, пресвитер.

И постепенно христианство идёт на сближение с империей, а империя – на сближение с христианством. То, что изначально было революционной силой, взрывающей античный мир, теперь становится постепенно официальной религией, официальной верой. И в итоге империя принимает религию. Мировая империя нуждалась в мировой религии. А мировая религия принимает империю. Хотя от этого они, конечно, меняются, особенно религия. Но религия в итоге переживёт империю и станет основательницей нового мира, мира средневекового.

Константин первым прекращает гонения на христианство. В 313 году он издаёт знаменитый Медиоланский эдикт (или Миланский эдикт), в котором христианство провозглашается одной из терпимых вер. Христианам разрешается иметь собственность, иметь свои храмы, свои кладбища. До этого у них всё это отнималось. Под эгидой императора Константина в 325 году происходит Первый Вселенский Собор христиан в городе Никея. Император там присутствует, надзирает за всем этим. Принимается символ веры, то есть то, во что следует верить христианам.

Забавно, что Константин сам до конца своей жизни не был христианином. Он крестился только перед смертью и сохранял титул божественного, то есть сам считался богом, и сохранял титул понтифика, то есть главы языческих культов. Получается интересная вещь: церковью руководит язычник. И вмешивается в её дела, и провозглашает, как скажет его наследник, «моя воля – закон для церкви». Происходит такая своего рода сделка. Церковь легализуется, ей разрешается иметь большую собственность, она находится под покровительством империи.

Кстати, система веротерпимости, провозглашённая Медиоланским эдиктом Константина, просуществует недолго. Уже через 50-60 лет начнутся гонения — только уже не на христиан, а на язычников. Церковь гонимая станет церковью-гонительницей. Христиане начнут громить языческие храмы, будет убита женщина-философ, неоплатоник, язычница Ипатия по наущению христианских епископов в Александрии и т.д. Недолго продлится эта стабильность — равновесие между язычеством и христианством.

Итак, происходит сделка. Христианство легализуется, получает собственность, а за счёт этого оно должно поддерживать империю. Император решает вопросы догматики, вмешивается в вопросы, решаемые на соборах. Более того, священники становятся практически чиновниками. Они теперь получают содержание и не должны платить налоги, как все чиновники в империи. Создается такой вот тандем христианства и империи. Это будет иметь огромные последствия. Вот так происходит «приручение» христианства и его дальнейшее распространение

Но моя лекция посвящена не истории христианства, не истории религии, просто это важно для понимания истории Рима

Далее — Римская империя перед крахом

Историческая личность Иисуса

Историки, а с ними и некоторые религиоведы, пытаются дать ответ на логичный вопрос: а существовал ли вообще такой исторический деятель, как Иисус? Ответ ищут в исторических документах I века. Давайте и мы заглянем туда.

Древнееврейский историк Флавий дважды упоминает Христа. Его цитату из «Свидетельства» часто считают более поздней вставкой, так как в ней он называет Иисуса Мессией, а праведный еврей I столетия нашей эры не мог так сделать. А вот в «Иудейских древностях» Флавий более нейтрально упоминает о Христе:

Карл Блох «Нагорная проповедь» / Музей естественной истории, Дания

Римский историк Тацит, живший на рубеже I и II столетий, также упоминает Христа в своей книге «Анналы»:

Кроме того, Иисус упоминается в работах историка Светония, писателя Лукиана и сохранившейся переписке, в частности императора Трояна с правителем Понта Плинием.

По мнению некоторых историков, на взгляды Иешуа могло повлиять также учение киников — последователей древнегреческого философа Диогена Синопского. Основные его положения: аскетизм, неприятие авторитета догматов веры, отстраненность от культуры и общества. Один из центров киников был в Палестине и, возможно, соединение положений иудаизма с идеями древнегреческой философии и сформировали взгляды Христа.

Проблема датировки

Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт – возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?

Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.

Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.

Древние римляне даже в религиозных обрядах любили прагматику

Все древнейшие стадии религиозного развития нашли свое отражение в римских религиозных обрядах. Ряд религиозных запрещений восходит к древнейшим табу. Так, например, На празднества Доброй богини (Бона dea) не допускались мужчины, а на богослужение Сильвану (божество леса) — женщины.

Кроме того, фламин Юпитера не мог смотреть на вооружённое войско, носить кольцо и пояс, а нарушение обета безбрачия девами-весталками, каралось смертью.

Весталка. Фрагмент гравюры Фредерика Лейтона, 1880 год. Весталкам в Древнем Риме было запрещено нарушать обет безбрачия. Фото: upload.wikimedia.org

В римском культе серьезную роль играли различные заклинания и магические действия. Так, например, древние римляне приносили в жертву растительные плоды и животных.

Кроме того, они также выполняли особые ритуальные действия. Посредствам молитвы производилось магическое воздействие на божество.

Молитвы у них были длинны и многословны, так как жители Древнего Рима желали предусмотреть все случаи и не дать возможности богам потребовать сверх обещанного.

3 и более описания к божеству могли содержать древнеримские молитвы.

Такое многословие в молитвах объяснялось тем, что римляне верили в то, что бог мог их неправильно понять. В этом причина подробных пояснений тех или иных просьб, обращенных к божеству.

Если же проситель не получал желаемого, он всегда это мог объяснить не гневом богов, а тем, что он неправильно составил просьбу к ним.

Гадание по внутренностям жертвы (гаруспиция). Античный барельеф. Гадания и магические ритуалы имели большое значение в Древнем Риме, в отличие от молитвы

Римские молитвы отличались от молитв других народов тем, что они были лишены восхищения и экстаза. Для римлян это было суеверие (superstitio). Что же касается семейных богов и богов всей общины, то к ним относились ревностно и благочестиво.

Необходимо отметить, что религия Древнего Рима не имела каких-либо определенных этических норм. Для неё главным было строгое выполнение обрядов и соблюдение всяких запретов.

Впоследствии (в I в. до н. э. и позднее) римские писатели выводили слово religio из глагола religare, что значит связывать, привязывать.

Иисус Христос

Начало христианской религии положил иудей по имени Иисус из города Назарета. Позднее все узнали его под именем Иисус Христос. В Библии, в Новом Завете, можно прочитать о его жизни и учении.

Жизнь Иисуса

Иисус родился в Иудее, небольшой провинции Римской империи. Примерно в возрасте тридцати лет он избрал двенадцать учеников (последователей) и начал проповедовать слово Божье. Распространились слухи, что Иисус может совершать чудеса, и толпы людей приходили послушать его.

Смерть Иисуса

Слова Иисуса вызывали недовольство у еврейских религиозных иерархов. Римляне опасались, что проповеди Христа приведут к восстанию в Иудее. В Иерусалиме его схватили и распяли на кресте.

Учение Иисуса

Иисус учил, что важнее любить Господа Бога и служить другим, нежели повиноваться еврейскому закону. Он говорил, что люди должны перестать поступать несправедливо. Им необходимо начать жить по-новому — только так они смогут войти в царствие Божие.

Распространение учения Иисуса

По смерти Иисуса его учение распространялось его последователями. Они говорили, что сын Божий восстанет из мертвых. Павел из Тарса побывал с посланием Христа в Малой Азии (территория современной Турции), в Греции и даже в Риме. По пути в Рим Павел потерпел кораблекрушение у побережья Мальты, однако ему удалось спастись.

Деяния Мессии

Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан. В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.

В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры. При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных. Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.

Для религии Древнего Рима характерен тотемизм и анимизм

Какая вера у египтян: язычество, христианство или ислам?

Отвечая на вопрос: какая вера была у римлян до христианства, нужно помнить о том, что для религии древних римлян были характерны черты тотемизма и анимизма.

О том, что италийские культы имеют корни в них, говорит легенда о волчице, вскормившей основателей Рима — Ромула и Рема.

Также с волком (по-латински волк — lupus) связанны празднества луперкалий и особое святилище Луперкал, посвящённое Фавну, жреческая коллегия луперков и пр. Иные римские боги также имели посвященным им животных. Обычно гуси посвящались Юноне, а дятел, волк и быки стали принадлежать Марсу.

Италийские племена прошли в свое время отождествление того или иного животного с прародителем рода, поэтому у римлян его не было.

Капитолийская волчца, кормящая молоком Ромула и Рема, основателей Рима. Бронзовая статуя. Ученые считают, что её образ говорит о тотемизме древних римлян. Фото: putidorogi-nn.ru

Анимизм — это еще один элемент древней римской религии. Его черты особенно были распространены среди верований, относящихся к семейной жизни и родовой религии, а также представлений о загробной жизни. Римский анимизм был абстрактен и безличен.

Гений дома, пенаты и лары, маны и лемуры — это безличные силы, духи, от которых зависит благополучие семьи и на которых можно воздействовать молитвами и жертвоприношениями.

Римская мифология признавала Капитолиийскую волчицу прародительницей древних римлян.

Римляне занимались земледелием и поэтому поклонялись силам природы. При этом они при этом они не придавали ей антропоморфные качества как древнегреческая религия. Римские анимисты признавали наличие особых мистических сил, присущим явлениям природы.

Это есть божества (numina), которые могущие принести как пользу, так и вред человеку. Таким образом, все римские божества были отвлечены и обезличены, так как являлись воплощением природных сил и явлений.

Бронзовая статуэтка Кибелы, II в. н. э. После победы на фригийскими племенами, римляне включили Кибелу в свой пантеон. Фото: upload.wikimedia.org

Также они поступали с божествами других народов, с которыми контактировали. Постепенно из множества богов выделились те, которые стали иметь значение для всей общины.

При этом римляне всегда активно взаимодействовали с другими народами, заимствуя у них религиозные представления и богов. Этим и объясняется такое разнообразие римского пантеона.

Возникновение

У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

Древний Рим исповедовал вначале язычество, позже приняв христианство

Какая религия у римлян была господствующей в тот или иной период существования Древнего Рима изучено хорошо. Большую часть своей истории они исповедовали язычество, при этом оно развивалось и прошло несколько стадий. Начало религиозной системе Древнего Рима положили этруски.

Дело в том, что древние римляне первоначально поклонялись именно этрусским богам, позже к ним присоединились греческие боги. Позже римляне сумели преодолеть мифологическую стадию развития своей религии и разработать собственные языческие культы.

В период заката Древнеримской империи язычество сменило христианство. Когда же в IV веке империя распалась на Западную и Восточную, христианство приняло очертания католичества.

Животные, которых ведут, чтобы принести в жертву. Длительный период римляне исповедовали язычество, приняв позже христианство. Фото: e-reading.club

Древнейшие преставления римлян связанны с культом земледелия. При этом они обожествляли силы природы. Кроме того, также практиковались культ предков, семейные культы.

После того, как было создано и развилось древнеримское государство, оно взяло на себя функцию организации и проведения религиозных ритуалов. Таким образом, создавалась официальная религия римского государства.

Вошедших в пантеон Древнего Рима новых богов римляне стали признавать в качестве его защитников, при этом их святилища на Капитолии стали главными центрами государственного культа.

До IV века в качестве государственной религии Древнего Рима признавалось язычество.

Для римской религии характерно многобожие, как и для религии Древней Греции. При этом она не имела единых канонов и единой организации, так как состояла из культов различных божеств.

Отец римского семейства мог совершать все религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами. В деревне его мог заменить наделенный особыми полномочиями управляющий поместьем.

Государственные обряды совершали представители государственной власти. Вначале это был царь, выступавший через так называемых жреческих царе. Позже эти обязанности стали исполнять консулы и преторы, а в критические моменты — диктаторы.

Император Древнего Рима совместил в себе функцию Великого понтифика, но самостоятельно её не исполнял.

Древнеримские жрецы. В Древнем Риме институт жречества ввел Нума Помпилий

Первоначально в Древнем Риме отсутствовал институт жречества. Ввел его позже царь Нума Помпилий. Доступ в жреческую коллегию при этом был открыт. Для этого достаточно было заниматься общественной деятельностью.

Цезарь и Нерон в ранней стадии своей карьеры были фламинами или жрецами отдельных божеств. Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировавшая римскую дипломатию. Коллегия весталок также была очень важна в Древнем Риме.

Основатель

Ко времени Его Рождества исполнились «семьдесят седмин», о которых Духом свидетельствовал пророк Даниил. Иудейский мир ожидал Мессию. Людям Он представлялся великим земным царем, который освободит избранный народ от рабства языческому Риму.

Слова пророков начали исполняться:

  • точно сбылось сказанное Исайей «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14), Матерью Основателя христианства стала чистая Дева, Мария, выросшая при Иерусалимском храме, давшая Богу обет девства; хранителем ее обещания стал уже престарелый Иосиф — лишь мнимый муж;
  • как Мать, так мнимый отец Иисуса принадлежали, как предсказывали пророки, к «дому и роду Давидову», а ведь Мессия должен был быть «сыном Давида», то есть его потомком;
  • жители Назарета, Иосиф и Мария, накануне Рождества Сына Божия оказались в Вифлееме, «городе Давидове», по причине проводимой римскими властями переписи; так сбылись слова о рождении Мессии именно здесь.

Впрочем, на все эти подробности сбывшихся пророчеств обратили внимание много позднее. Совершившееся событие далеко не сразу было осознано: ожидавшие великого правителя царского достоинства, люди не могли подумать, что:

  • Он появится на свет в настолько бедной семье, что родители смогут принести за него жертву, положенную по Закону Моисееву, лишь «две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк.2:24);
  • к тому же жить будет в незначительном городке Назарете области Галилея, где жили, по мнению правоверных иудеев, необразованные, некнижные люди; а население области было смешанным, здесь присутствовали не одни евреи, но были также язычники; отсюда приводимое св. Иоанном Богословом распространенное мнение: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

«Странные слова» проповеди

Не очевидной была многим также Божественность Учителя, Которого жители Назарета знали, может быть, как соседа, помощника Иосифа в его плотницком ремесле — но не как Чудотворца, Мессию. Даже уверовавшие простые рыбаки, которых мы ныне знаем, как Апостолов, все три года, что длилась проповедь Иисуса, считали Его «пророком, сильным в деле и слове пред Богом и всем народом», возможно «тем самым» обетованным Царем Израилевым — но не Богом. Между тем Иисус, не обинуясь, называл Себя Сыном Божиим — так что однажды множество последователей просто Его покинули, говоря:

Распятие и Воскресение

Наконец, иудеи, разочарованные «Царем», все не начинающим давно чаемое дело освобождения от ненавистного языческого ига, сменили восхищение чудесами «Равви» на ненависть. Даже среди близких учеников нашелся предатель — Иуда, лелеявший мечту стать приближенным Царя, но остававшийся «всего лишь» «казначеем» полунищей общины последователей Иисуса Христа.

Н. Н. Ге«Что есть истина?» Христос и Пилат. 1890Холст, масло. 233 × 171 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва

Предав Его первосвященникам, он тем самым обрек Учителя на смерть. Понятно было, что иудеи, разозленные «странными словами», тем, что Иисус «будучи человек, делает Себя Богом» (Ин.10:33), будут просить римскую власть о казни. Так и случилось. Ученики Христа бежали, их братство, казалось, рассеялось, а надежды пошли прахом.

Случившееся дальше было не только неожиданно, но — непонятно. На третий день Тело Христово не нашли в запечатанной пещере, служившей Ему гробом. А потом многие видели Его учеников — некогда боязливых, ныне — смелых проповедников, еще недавно печальных, унылых — теперь же несущим странную, небывалую весть: Христос воскрес! Эти слова стали знаменем юной Церкви, ее, может быть, первым Символом Веры. Ими, как говорят, приветствовала самого Римского императора св. Мария Магдалина, первой лично видевшая Воскресшего.

А по слову Апостола Павла, «если Христос не воскрес, проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор.:15:14).

И все же даже после чуда Воскресения Спасителя, признания Его Божественности, даже перед самым Вознесением Господа на небо, Его все еще спрашивают:

Пройдет еще 10 дней, и Сам Дух Святой, Третье Лицо Святой Троицы «возвестит» Апостолам все истины веры, которые невозможно понять умом. Так родится Церковь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector