Кратчайшая история христианства
Содержание:
- Жизнь первых христианских общин
- Деяния Мессии
- Почему Пятидесятницу называют «днем рождения» Церкви?
- Главный свод религиозных догматов
- В чем заключается вера и какое значение имеет для человечества
- Почему в диптихе Иерусалимская Церковь не на первом месте?
- Историческая личность Иисуса
- Что такое таинства
- Преследование
- В других странах мира
- Раннее использование
- Появление христианства
- Почему Пятидесятницу называют «днем рождения» Церкви?
- Рождение Спасителя
- Иисус Христос
- Языческая реформа Владимира.
Жизнь первых христианских общин
Первые христианские общины заимствовали от предшественников (типа ессеев, коллективы которых пополнялись лишь за счет новых сторонников) черты аскетизма, самоотречения и благочестия. Позже к ним были прибавлены акты крещения, причащения и некоторые другие.
Но все различные раннехристианские секты достаточно долго оставались замкнутыми и обычно возглавлялись харизматическими лидерами, каждый из которых имел возможность самостоятельно толковать некоторые — чаще всего не очень ясные — проблемы. Такого рода лидеры — пророки и учителя, проповедники и аскеты — обычно отличались от остальных тем, что имели «видения», прислушивались к «гласу Божьему», «внутреннему голосу» и считались «осененными благодатью». Легко понять, что часто они были людьми возбудимыми и психически неуравновешенными, и это не могло не сказываться на том, о чем они вещали идущим за ними последователям.
Деяния Мессии
Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан. В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.
В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры. При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных. Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.
Почему Пятидесятницу называют «днем рождения» Церкви?
Когда наступило утро, апостолы вместе с Богородицей собрались в Сионской горнице, где незадолго до этого Христос совершил последнюю ветхозаветную Пасху и установил таинство Евхаристии. Возможно, в этой уже привычной и дорогой для них комнате они хотели вместе встретить праздник Шавуот. Однако в девять часов утра произошло удивительное: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:2–4).
В тот же день после проповеди апостола Петра несколько тысяч человек, которые собрались в Иерусалиме на Шавуот, уверовали во Христа и приняли Крещение (Деян 2:41), образовав первую христианскую общину.
Итак, Пятидесятница — это день, когда родилась Церковь. Почему? Потому что все семь церковных таинств, установленные Христом, совершаются Духом Святым — Его таинственным действием. Апостолам была дарована новая сила, и по характеру своего действия она не имела земных аналогов. Она была дана не для властвования и устрашения, но для исправления искаженности человеческой природы, размыкания зацикленности на самом себе, преображения не только духовного, но и физического начала в человеке. Доказательством действенности этой особой силы Святого Духа, Который вот уже более двух тысяч лет действует в Церкви, являются тысячи и тысячи христианских святых.
Более того, внутри Церкви, образовавшейся на пятидесятый день после Воскресения Христова, снимаются границы, разделяющие человечество по национальной принадлежности. И говорящие на разных языках апостолы — символ того, что проповедь Евангелия касается каждого человека, где бы он ни жил и во что бы ни веровал. Отныне все искусственные стены, возведенные человеческими страхами, недоверием и ненавистью, оказались разрушены, как пишет об этом апостол Павел: А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол 3:8–11).
Такое бескомпромиссное снятие границ — как языковых и национальных, так и социальных — было совершенно немыслимым для тогдашнего мира. И проповедь, с которой апостолы впоследствии обратились к язычникам, в первую очередь поражала последних какой-то совершенно непривычной для них «нетерпимостью».
Как же стало возможным принести настолько революционную проповедь всем народам в Римской империи и даже за ее пределами? Как ничтожно маленькая группа учеников Христа, помещавшаяся в одной комнате, сумела не раствориться в огромной массе всевозможных верований? Почему римским императорам — с их могуществом и силой! — так и не удалось стереть с лица земли христианство? Ответ на эти вопросы, дает апостол Лука: благодаря сошествию и действию Святого Духа.
Главный свод религиозных догматов
Долгое время систематизированного изложения их не существовало. Первые христиане несли языческому миру свой опыт познания Истинного Бога:
Заповеди
Они даны Самим Христом в так называемой Нагорной проповеди.
К. Г. Блох. «Нагорная проповедь». 1877. Масло на меди. Датский музей национальной истории, Фредериксборг.
Ее слова приводят Евангелисты. Их принято именовать Заповедями Блаженства:
«Блаженны нищие духом ибо их есть Царство Небесное
Блаженны плачущие ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас»
(Мф. 5:3-11).
В отличие от ветхозаветных, эти заповеди нацелены не на удержание человека от зла («не кради», «не убивай»), а на его возрастание в добре, «блаженстве», то есть счастье. Его основой является полное доверие Богу «нищего духом», то есть просящего помощи Божией христианина. Недаром Христос говорит также
Символ
Для христиан первых веков это было не просто изложение догматов, но исповедание веры, произносимое при Крещении. Оно сформулировано впервые на I Вселенском Соборе IV в., затем дополнялось несколько столетий. Символ, который Церковь знает сейчас, имеет 12 пунктов («членов»):
- 1 из них – о вере « во Единого Бога Отца, Вседержителя»;
- 2 – 7 – исповедание веры во Иисуса Христа как Богочеловека, Сына Божия, распятого за людей, воскресшего, «и паки грядущаго со славою судити живых и мертвых»;
- 8 – вера во Святого Духа, исходящего от Отца (православное учение);
- 9 – о единой Церкви;
- 10 – о едином, единственном Крещении, приобщающем к ней;
- 11 – исповедание веры во всеобщее Воскресение;
- 12 – а также веры в будущую жизнь с Богом.
В чем заключается вера и какое значение имеет для человечества
Итак, христианство:
- исповедует Бога не просто как Единого (подобно иудаизму, исламу), но как Любящего;
- указывает человеку путь спасения, соединения с Ним.
Духовные ценности
К их числу можно отнести:
- найденный христианством смысл, цель жизни человека – единение с Богом;
- нравственные заповеди, основанные на любви к человеку – образу Божию;
- особое представление о человеке – со-творце Бога; именно благодаря ему появились великие произведения живописи, архитектуры; а к XVIII в. – возникла наука.
Чем отличается философия от религии христианство?
Философы изучают наиболее общие закономерности развития человека, его разума, становления общества, развития науки.
Благодаря христианству до наших дней существует ее особое направление, христианская философия – осмысление постулатов учения, культа, Священного Предания. Однако, философия – рациональное, «от человеческого ума», осмысление мира. Со времен ее возникновения ни одно философское учение не претендовало быть религией.
Впрочем, занятие философией очень часто приводит пытливого мыслителя к вере.
Почему в диптихе Иерусалимская Церковь не на первом месте?
В списке Автокефальных Поместных Церквей Иерусалимская Церковь стоит на четвертом месте. Какова причина этого? Ведь всем известно, кто первый принял христианство — христиане в мире появились именно в Палестине.
В 66 году произошло восстание иудейского народа против власти Римский империи. В результате осады и штурма Иерусалима столица Израиля была стерта с лица земли. Множество евреев погибли, а оставшиеся рассеялись по всему миру. В силу трагических исторических причин Иерусалимская Церковь потеряла свое внегласное первенство, уступив его Риму — столице империи.
С 4 века началось постепенное возрождение Иерусалимской Церкви. Оно было связано с деятельностью византийского императора Константина I и его матеры Елены. В 451 году на Четвертом Вселенском Соборе епископ Иерусалимский получил титул патриарха. Так Иерусалимская Церковь вновь заняла свое место во Вселенском диптихе, однако уже на пятом месте, уступив Римской, Константинопольской, Александрийской и Антиохийской Церквям. Этот список Церквей устанавливает определенную последовательность предстояния у престола во время совместных богослужений. В 1054 году Римская Церковь вышла из семьи Православных Церквей. С того момента Иерусалимская Церковь занимает 4 место в диптихе.
Историческая личность Иисуса
Историки, а с ними и некоторые религиоведы, пытаются дать ответ на логичный вопрос: а существовал ли вообще такой исторический деятель, как Иисус? Ответ ищут в исторических документах I века. Давайте и мы заглянем туда.
Древнееврейский историк Флавий дважды упоминает Христа. Его цитату из «Свидетельства» часто считают более поздней вставкой, так как в ней он называет Иисуса Мессией, а праведный еврей I столетия нашей эры не мог так сделать. А вот в «Иудейских древностях» Флавий более нейтрально упоминает о Христе:
Карл Блох «Нагорная проповедь» / Музей естественной истории, Дания
Римский историк Тацит, живший на рубеже I и II столетий, также упоминает Христа в своей книге «Анналы»:
Кроме того, Иисус упоминается в работах историка Светония, писателя Лукиана и сохранившейся переписке, в частности императора Трояна с правителем Понта Плинием.
По мнению некоторых историков, на взгляды Иешуа могло повлиять также учение киников — последователей древнегреческого философа Диогена Синопского. Основные его положения: аскетизм, неприятие авторитета догматов веры, отстраненность от культуры и общества. Один из центров киников был в Палестине и, возможно, соединение положений иудаизма с идеями древнегреческой философии и сформировали взгляды Христа.
Что такое таинства
В христианской вере есть уникальное понятие – таинство. Оно возникло, как определение особого действа, которое нельзя отнести ни к обрядам, ни к ритуалам. Знать истинную суть таинства может только Бог, человеку оно не доступно в силу его несовершенства и греховности.
Самые важные таинства: крещение и причащение. Первое – это инициация верующего, вводящая его в число богоугодных людей. Второе – соединение с сущностью Иисуса, путем вкушения священного хлеба и вина, символизирующих его плоть и кровь.
Православие и католицизм признают еще пять таинств:
- миропомазание;
- рукоположение;
- покаяние;
- брак;
- соборование.
Протестантизм отрицает сакральность этих явлений. Для этой ветви также характерен постепенный отказ от аскетизма, как единственного для человека способа приблизится к божественной сути.
Преследование
Христиане — самая преследуемая религиозная группа в мире, особенно на Ближнем Востоке , в Северной Африке, а также в Южной и Восточной Азии.
По оценкам Open Doors, в 2017 году около 260 миллионов христиан ежегодно подвергаются «сильным, очень сильным или крайним гонениям», при этом Северная Корея считается самой опасной страной для христиан.
В 2019 году в отчете, подготовленном по заказу государственного секретаря Министерства иностранных дел и по делам Содружества (FCO) Соединенного Королевства для расследования преследований христиан во всем мире, было обнаружено, что преследования усилились и являются самыми высокими на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Индии, Китае и Северной Корее. , и Латинская Америка, среди прочих, и что она глобальна и не ограничивается исламскими государствами. Это расследование показало, что примерно 80% преследуемых верующих во всем мире — христиане.
В других странах мира
К числу считающих христианство государственной религией, кроме Греции, относятся также Великобритания, Шотландия, Дания, Доминиканская республика, Исландия, Коста-Рика, Лихтенштейн, Монако, Мальта.
В каких странах 80-100% христиан
Прежде всего, это государство Ватикан. По сути, это резиденция Папы Римского, имеющая статус «страны». Понятно, что количество христиан здесь составляет 100%. Кроме того, близки к этой цифре:
- Греция – около 90% православных;
- Армения (к Армянской Апостольской Церкви принадлежит почти 90% населения);
- Бразилия (более 90% католиков);
- Италия – до 85% считающих себя католиками;
- Польша – на 94% католическая страна.
Карта. Страны мира, где исповедуют христианство
Где вообще нет христиан
Сейчас таких стран нет. Однако, есть государства, где верующие должны находиться на полулегальном или вовсе нелегальном положении.
В каких странах запрещено христианство
Среди стран, где христиан преследует закон:
- Северная Корея, где за любую веру, отличную от государственной идеологии, можно подвергнуться аресту;
- Йемен, мусульманская страна; здесь не запрещено иметь христианские внутренние убеждения, но за попытку публичной проповеди можно подвергнуться депортации;
- Мальдивы; это полностью исламская страна, где запрещены вообще все иные религии;
- Саудовская Аравия; здесь, на земле пророка Мухаммеда, полностью запрещена проповедь Христа, а принятие другой религии карается смертью.
Причины принятия христианства на Руси (таблица)
Таблица. Причины принятия христианства на Руси
Почему выбрали христианство правители разных стран
Исторически это делали:
- устав от бесплодности язычества, как было в Римской империи, увидев свет Истины;
- под влиянием святости миссионеров, множества чудес, совершенных через них Господом – таков выбор Армении, Грузии;
- по мотивам политическим – и так «уловлял» Господь Своих будущих чад; кто скажет теперь, что франк Хлодвиг, русский князь Владимир, желавшие духовно объединить своих людей, не изменились сами, духовно переродившись?
А что движет человеком, идущим в храм сейчас? Следование ли обычаям предков, личный ли опыт молитвы? Можно ли «измерить», «взвесить» на весах социологии внутреннюю духовную жизнь? Пока не научились.
Лишь немного обескураживает статистика: например, в католической (94%) Польше к таинствам приступают на самом деле… 60% населения. А в самой большой православной стране, России – того хуже, 5-8%.
Христиан в мире большинство.
Наталья Сазонова
Раннее использование
Церковь Святого Петра рядом Антиохии (современная Антакья ), город , где ученики называли «христианами».
Первое зарегистрированное использование этого термина (или его родственных ему слов на других языках) находится в Новом Завете , в Деяниях 11 после того, как Варнава привел Саула (Павла) в где они учили учеников около года, в тексте говорится: «ученики сначала были названы христианами в Антиохии ». ( Деяния 11:26 ). Второе упоминание этого термина следует в Деяниях 26 , где Ирод Агриппа II ответил апостолу Павлу : «Тогда Агриппа сказал Павлу: ты почти уговариваешь меня стать христианином». ( Деяния 26:28 ). Третье и последнее упоминание этого термина в Новом Завете содержится в 1 Петра 4 , в котором верующие увещевают: «Но если как христианин, да не стыдится; но пусть прославляет Бога за это». ( 1 Петра 4:16 ).
Кеннет Сэмюэл Вуэст считает, что использование всех трех оригинальных стихов Нового Завета отражает насмешливый элемент в термине « христианин» по отношению к последователям Христа, которые не признавали императора Рима. Город Антиохия, где кто-то дал им название христиане , имел репутацию города, придумавшего такие прозвища. Однако очевидное одобрение этого термина Петром привело к тому, что он стал предпочтительнее «назареев», и термин христианин из 1 Петра становится стандартным термином в отцах ранней церкви, начиная с Игнатия и Поликарпа .
Самые ранние случаи появления этого термина в нехристианской литературе включают Иосифа Флавия , относящегося к «колену христиан, названному так в его честь»; Плиний Младший в переписке с Траяном ; и Тацит , писавший около конца I века. В « Анналах» он сообщает, что «их обычно называли христианами», и называет христиан козлами отпущения Нерона в Великом пожаре в Риме .
Назареи
Другой термин для христиан, который встречается в Новом Завете, — « назореи ». Иисус назван Назарянином в Евангелии от Матфея 2:23 , а Павел назван Назарянином в Деяниях 24: 5 . Последний стих дает понять, что Назарянин также упоминал название секты или ереси, а также город под названием Назарет.
Термин назарянин также использовал еврейский юрист Тертулл ( Против Маркиона 4: 8), который записал, что «евреи называют нас назареями». Примерно в 331 году нашей эры Евсевий пишет, что Христос был назван назореем по имени Назарет , и что в более ранние века «христиане» когда-то назывались «назореями». Еврейский эквивалент «Назарянина», Ноцрим , встречается в Вавилонском Талмуде и до сих пор является современным израильским еврейским термином, обозначающим христианин.
Появление христианства
В I веке до н. э. в римской империи распространится мода на всякие экзотические восточные религии. В частности, появятся и приверженцы иудаизма. Именно в этой среде, как раз, и будет распространяться вновь возникшая религия — христианство.
В I веке до н. э. римляне захватили маленькую самостоятельную страну — Иудею. Править ею стал жестокий царь Ирод. Жестокий царь Ирод правил Иудей при римском императоре Августе. Когда же Ирод скончался, то римляне распорядились завоеванными территориями так: Галилея отошла под власть сына Ирода, Ирода Антипы, а Иудеей стали править римские наместники, которые назывались префекты, а впоследствии, прокураторы. Внутренними же делами иудеев занимался совет — синедрион, он состоял из священников и поборников старины. Назывались они фарисеи.
Почему Пятидесятницу называют «днем рождения» Церкви?
Когда наступило утро, апостолы вместе с Богородицей собрались в Сионской Горнице – в той самой комнате, где незадолго до этого Христос совершил последнюю ветхозаветную Пасху и установил Таинство Евхаристии. Возможно, в этой уже привычной и дорогой для них комнате они хотели вместе встретить праздник Шавуот. Но в девять часов утра произошло удивительное: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2–4).
Странный шум – мягкий, но гулкий, каким бывает ветер в предгрозовой час, – сразу привлек к себе внимание. Со всех сторон к Сионской горнице стекались люди, подгоняемые любопытством
Когда апостолы вышли наружу, то около здания собралась уже огромная толпа людей. Здесь были не только евреи, но и римляне, парфяне, ливийцы, каппадокийцы, словом, все те прозелиты (люди, обращенные из язычества в иудаизм), которые прибыли в столицу, чтобы встретить Шавуот.
И когда апостолы начали говорить, каждый человек в этой многоязычной толпе осознал, что он слышит свой родной язык. Одни от изумления недоумевали и спрашивали друг друга: «Что это значит?» А другие начали смеяться над учениками Христа, говоря: «Они напились сладкого вина» (Деян. 2:13).
Однако смешки тут же утихли, как только апостол Петр обратился к собравшимся с первой проповедью Евангелия. С какой властью, убедительностью, вдохновенной силой он ее произнес, говорит хотя бы то, что по окончании его речи около 3000 человек уверовали во Христа и приняли Крещение (Деян. 2:41), образовав первую христианскую общину.
Итак, Пятидесятница – это день, когда родилась Церковь. Почему? Потому что все семь церковных Таинств, установленные Христом, совершаются Духом Святым – Его таинственным действием.
Апостолам была дарована новая сила, и по характеру своего действия она не имела земных аналогов. Она была дана не для властвования и устрашения, но для исправления искаженности человеческой природы, размыкания зацикленности на самом себе, преображения не только духовного, но и физического начала в человеке. Доказательством действенности этой особой силы Святого Духа, Который вот уже более двух тысяч лет действует в Церкви, являются тысячи и тысячи христианских святых.
Более того, внутри Церкви, образовавшейся на 50-й день после Воскресения Христова, снимаются границы, разделяющие человечество по национальной принадлежности. И говорящие на разных языках апостолы – символ того, что проповедь Евангелия касается каждого человека, где бы он ни жил и во что бы ни веровал.
Отныне все искусственные стены, возведенные человеческими страхами, недоверием и ненавистью, оказались разрушены, как пишет об этом апостол Павел: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:8–11).
Такое бескомпромиссное снятие границ – как языковых и национальных, так и социальных – было совершенно сенсационным для тогдашнего мира.
И проповедь, с которой апостолы впоследствии обратились к язычникам, в первую очередь поражала последних какой-то совершенно непривычной для них «нетерпимостью». Ученики Христа с самого начала говорили об абсолютной уникальности той истины, которая им открылась. Они не пытались комфортно ужиться с окружающими их культами, наоборот, радикально отвергали их, готовы были идти на муку и на смерть, но не принимали — даже хотя бы просто ради видимости — заблуждения других людей.
Как же стало возможным принести настолько революционную проповедь всем народам в Римской империи и даже за ее пределами? Как ничтожно маленькая группа учеников Христа, помещавшаяся в одной комнате, сумела не раствориться в огромной массе всевозможных верований? Почему римским императорам – с их могуществом и силой! – так и не удалось стереть с лица земли христианство? Ответ на эти вопросы, дает апостол Лука: благодаря сошествию и действию Святого Духа.
Рождение Спасителя
Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности – Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия – четыре канонических и многочисленные апокрифические.
В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).
Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).
По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы — волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.
В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства – путешествие на праздник в Иерусалим.
Иисус Христос
Начало христианской религии положил иудей по имени Иисус из города Назарета. Позднее все узнали его под именем Иисус Христос. В Библии, в Новом Завете, можно прочитать о его жизни и учении.
Жизнь Иисуса
Иисус родился в Иудее, небольшой провинции Римской империи. Примерно в возрасте тридцати лет он избрал двенадцать учеников (последователей) и начал проповедовать слово Божье. Распространились слухи, что Иисус может совершать чудеса, и толпы людей приходили послушать его.
Смерть Иисуса
Слова Иисуса вызывали недовольство у еврейских религиозных иерархов. Римляне опасались, что проповеди Христа приведут к восстанию в Иудее. В Иерусалиме его схватили и распяли на кресте.
Учение Иисуса
Иисус учил, что важнее любить Господа Бога и служить другим, нежели повиноваться еврейскому закону. Он говорил, что люди должны перестать поступать несправедливо. Им необходимо начать жить по-новому — только так они смогут войти в царствие Божие.
Распространение учения Иисуса
По смерти Иисуса его учение распространялось его последователями. Они говорили, что сын Божий восстанет из мертвых. Павел из Тарса побывал с посланием Христа в Малой Азии (территория современной Турции), в Греции и даже в Риме. По пути в Рим Павел потерпел кораблекрушение у побережья Мальты, однако ему удалось спастись.
Языческая реформа Владимира.
«Нача къняжити Володимер в Кыеве един.
И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго:
Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат,
и Хърса,
и Дажьбога,
и Стрибога,
и Семарьгла,
и Макошь.
И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими» (Из повести временных лет.)
Владимир, захватив Киев, разрушает христианскую церковь построенную Ярополком. И возводит на её месте капище.
Владимир делает кровавую жертву.
Вкратце смысл реформы был таков: поставить во главе пантеона «своего бога», и подчинить ему богов племен входящих в Киевскую Русь. В пантеонах славянских племен были небольшие отличия между собой, как по именам, так и по функциям богов. Это было связано с взаимопроникновением идей и культов отдельных богов, общением с другими народами и внутренними изменениями. Многие племена считали, что ведут свой род от одного конкретного бога-покровителя или же поклонялись одному более других. Это можно проследить, если посмотреть местные названия. Но не будем в это углубляться.
Единственным божеством, которое было у всех, был Род. Кроме того в это время начинают закладываться сословия. Появляются профессиональные войны, купцы, ремесленники. Которые начинают почитать богов покровительствующих их деятельности, больше других. Так Перун был богом оружия и покровительствовал дружине, Велес покровительствовал торговле и охоте, Сварог — кузнецам и ремесленникам. Вполне возможно нам не уловить всех взаимосвязей между богами, которые проводили для себя наши предки, но мы вполне можем увидеть идею.
Обратите внимание, что в пантеоне не было Велеса и Рода. Это был политический ход
Велес был поставлен «под горой» на торжище. С одной стороны, ему там самое и место, т.к. Велес покровительствовал торговле. С другой стороны, возможно, этот шаг был направлен на унижение племен почитавших Велеса более других и сословия купцов (что часто было взаимосвязано). А почитали Велеса более всего кривичи и ильменские славяне (Новгород и Ярославль). Которые всегда были в противоборстве с полянами и Киевом. Примерно в то же время появляется миф про борьбу Перуна и Велеса, в которой Велес повергнут.
Род же был общепринятым верховным божеством, если бы он присутствовал в пантеоне, то люди поклонялись бы ему в первую очередь. Владимир же хотел, чтобы верховным богом был Перун.
Владимир в непонятном головном уборе с украинских денег.
Зная Владимира, как война, его выбор верховным божеством бога войны понятен. Идею реформы он, видимо, почерпнул у скандинавов, у которых гостил перед этим. В этом сказался недостаток его правительственного ума.
В общем, вместо объединения на старой основе вышли ещё большие обиды между племенами. Более всего недовольны кривичи и новгородские словене. Они и раньше противопоставляли себя Киеву и любимому полянскому богу Перуну, а тут их любимого бога не поставили в пантеон и более того «опустили» ниже.
Дальше происходит вот, что: «и пришед Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу». Кумира Перуну до тех пор там не было.
Идол Перуна в Киеве. Перун по мнению христианского летописца — это красный мужик с копьем справа, окруженный демонами.
О недовольстве действиями Владимира говорят летописи, в промежуток между учреждением пантеона и принятием христианства возникают различные междуусобицы. Восстают Радимичи и Вятичи, или просто от сепаратизма, или же причиной явилось недовольство пантеоном Владимира, а может и то и другое. Дело в том, что Радимичи и Вятичи, вели свой род от славного предка, Радима и Вятко соответственно. Вполне возможно их не устроило не почтение их предков-заступников в пантеоне. Или же из за недостаточного почтения, либо отсутствия их почитаемого божества в пантеоне. Согласно различным источникам Радимичи более всего почитали Сварога, Вятичи почитали Стрибога. Сварога в пантеоне Владимира не было, кроме того оба этих союза до этого момента не предпринимали попыток усомниться в княжеской власти.
О возмущениях из-за языческих реформ в Новгороде ничего не известно. Но то, что Владимир посадил на престол города старшего сына Вышеслава при опеке дяди Добрыни, говорит о многом.
Результатом неудачной реформы язычества является то, что Владимир начинает искать новые варианты объединения страны. Он ставит своих сыновей по главным городам страны, и вернувшись с похода, принимает христианство.