Павел корин: «русь уходящая», мозаики метро и фрески для елизаветы федоровны
Содержание:
- Литература
- Портрет А.М. Горького, 1932
- НАШИ ЛЮДИ
- Иеромонах Пимен (Сергей Михайлович Извеков). С 1971 по 1990 год — Патриарх Московский и всея Руси
- Дом Павла Корина — «малый музей» Третьяковки
- Украшение станции Комсомольская кольцевая
- Первая мастерская и поиски своей темы
- Замысел главной картины
- Великие события на стенах московского метро
- Великие события на стенах московского метро
- «Образ Александра Невского в разных видах искусства» 5 класс
- Горький в жизни художника
- Портрет А.М. Горького, 1932
- Биография
- Первая мастерская и поиски своей темы
- «Русь уходящая»: Церковь выходит на последний парад
- Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков
- «Русь уходящая»: Церковь выходит на последний парад
- Иеромонах Феодор (Олег Павлович Богоявленский)
Литература
- Михайлов Н. А. П. Корин. — М., 1982.
- Разгонов С. «Высота. Жизнь и дела Павла Корина». — М., 1982.
- Георгиевский А. С. Судьба и эпоха: Неизв. страницы жизни и творчества Павла Корина // Москва. 1989. — № 8. — С. 186—189
- Георгиевский А. С. П. Д. Корин // Художник. 1990. — № 2. — С. 26-27
- Карпова И. Русь Павла Корина. К 100-летию со дня рождения художника // София: журнал. 1992—1993. — № 4, (ноябрь-январь) — С. 7
- Георгиевский А. С. Искусство над эпохой: О коллекции икон Павла Корина // Лепта. 1993. — № 3. — С. 185—190
- Георгиевский А. С. Памяти художника: К 100-летию со дня рождения великого рус. художника Павла Корина // ЖМП. Офиц. хроника. 1993. — С. 44-45;
- Старовойтова А. Рус. патриархи XX в. в творчестве Павла Корина // Третьяковская галерея. М., 2014. — № 2 (43). — С. 20-27.
Портрет А.М. Горького, 1932
С портрета Максима Горького началась карьера Павла Корина как живописца современников.
Корин и Горький познакомились в сентябре 1931 года, тогда писатель пришел в гости к молодому художнику в его дом-мастерскую на чердаке дома на Арбате. С того момента началась их большая дружба — Горький стал для Корина в каком-то смысле защитой от идеологически правильных и скептично настроенных по отношению к художнику соотечественников.
Подсказал новое название картины («Русь уходящая» вместо «Реквиема») и таким образом спас от многих неприятностей. Пригласил в поездку по Италии — посмотреть великих мастеров. Италия стала для художника настоящей академией искусств. Впоследствии именно Горький организовал обустройство новой мастерской Корина.
НАШИ ЛЮДИ
Ященко, Александр Леонидович Педагоги
педагог и естествоиспытатель
Яхонтова, Лия Константиновна Педагоги
российский минералог и педагог
Яфальян, Алла Фёдоровна Педагоги
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социально-художественного образования СурГПУ
Ястребинецкий, Григорий Аронович Педагоги
советский педагог, заслуженный учитель РСФСР
Ясиньский, Анджей Педагоги
польский пианист и музыкальный педагог
Ярмаченко, Николай Дмитриевич Педагоги
украинский педагог, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, академик АПН СССР , основатель и первый президент Академии педагогических наук Украины, один из основателей и первый президент Международной макаренковской ассоциации, член Президиума АПН СССР, специалист в области дефектологии , а также теории и истории педагогики
Янсонс, Марис Арвидович Педагоги
советский и российский дирижёр, музыкальный педагог
Янсонс, Арвид Кришевич Педагоги
латвийский советский дирижёр и скрипач, музыкальный педагог
Иеромонах Пимен (Сергей Михайлович Извеков). С 1971 по 1990 год — Патриарх Московский и всея Руси
В 1930–1940-х неоднократно подвергался арестам. В 1941-43 годах участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. Внес большой вклад в укрепление отношений между Православными Церквями разных стран, награжден орденом Трудового Красного Знамени «за активную миротворческую деятельность». По инициативе Патриарха Пимена в 1989 году были канонизированы Патриархи Тихон и Иов.
Иеромонах Пимен (на переднем плане)
Из-за нечеткой надписи, оставленной Кориным на подрамнике, есть два предположения, кто изображен за Патриархом Пименом. Либо это епископ Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов, исследователь и знаток древних языков, ученый и переводчик раннехристианских текстов. В 1921 году был запрещен в священнослужении за самовольные изменения в литургии. Активно сотрудничал с советской властью, выступал за низложение и арест Патриарха Тихона. Был одним из лидеров обновленческого церковного раскола. Либо это кто-то из иерархов, служивших в 1920–1930-е годы, — Антоний Миловидов, Антоний Панкеев, Антоний Романовский.
Дом Павла Корина — «малый музей» Третьяковки
Более тридцати лет Павел Корин жил в здании бывшей прачечной на улице Малая Пироговская близ Новодевичьего монастыря. В одной половине дома была жилая часть, в другой — мастерская. Все свое имущество Павел Корин завещал жене Прасковье Тихоновне, а в случае ее смерти — Государственной Третьяковской галерее с единственным условием — сохранить в доме все, как при жизни художника.
После смерти мужа Прасковья Корина попросила министра культуры СССР Екатерину Фурцеву принять в дар Третьяковке коллекцию древнерусского искусства и образовать в доме их семьи художественный музей.
В 1971 году мемориальный Дом-музей открылся для посетителей как часть Третьяковской галереи.
В 2009 году музей закрыли на реконструкцию — дом нуждался в ремонте. Пока наследие Павла Корина хранится в запасниках галереи.
Дом-музей. Фото: museum.ru
Украшение станции Комсомольская кольцевая
Станция Комсомольская-Кольцевая открыта в 1952 году. Главный архитектор — Алексей Щусев . Он пригласил Корина поработать над проектированием станции. Корин решил украсить его монументальными панно. Всего их восемь. Каждый обрамлен лепниной . А еще желтый потолок украшают мозаичные вставки и лепнина.
Это изображения Александра Невского , Дмитрия Донского , Кузьмы Минина , Дмитрия Пожарского , Александра Суворова , Михаила Кутузова , Владимира Ленина , взятия Рейхстага и Торжества Победы . Они расположены в хронологическом порядке. Павел Дмитриевич внимательно относился ко всем деталям работы мозаичистов и особенно тщательно следил за набором портретных изображений.
Эти примеры были призваны вдохновлять советских людей , а также прославлять подвиги других русских героев. Иосиф Сталин упомянул всех этих исторических личностей и событий в своей речи перед парадом 7 ноября 1941 года. «Война, которую вы ведете, — это война за освобождение, — воскликнул Сталин, — война справедливая. Пусть мужественные образы наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова — вдохновляют вас в этой войне! Пусть будет вашей Полярной звездой победное знамя великого Ленина! ». Эта цитата была вырезана на мраморной табличке у входа в зал. Однако теперь цитаты Сталина больше нет. Его заменили исторические сведения о станции. К тому же, несмотря на то, что цитата Сталина была главной темой всего оформления станции, его портрета нет. Более того, долгое время ни на одной из станций не было его портретов благодаря десталинизации, последовавшей после выступления Хрущева на XX съезде Коммунистической партии Советского Союза .
Все портреты Сталина были закрашены или уничтожены. Два из восьми мозаик были полностью заменено — мозаика Ленин выступает с заголовком Красной Армии на фронт был установлен вместо Презентации гвардейского Знамени , Триумф Победа мозаики появился вместо парада Победы , и медальон был заменен захватом мозаики Рейхстага .
Первая мастерская и поиски своей темы
Зимой 1917 года молодой художник арендовал чердачное помещение на Арбате. Здесь же была организована мастерская. Находясь в центре Москвы географически, Павел Корин оказался в центре русской катастрофы, революции, во времени. Жили втроём – он, его жена и брат Александр. Перебивались случайными заработками: писали транспаранты для митингов и демонстраций, изредка преподавали.
Корину выпало жить во время великой смуты, он стал свидетелем трагедии, разыгравшейся в стране. И мимо неё исторический живописец Павел Корин пройти не мог. Назревала главная тема его картин. Почитатель таланта русского художника А.А. Иванова, автора «Явления Христа народу», и традиций исторической живописи, Павел Дмитриевич Корин понял, что он должен тщательно выбирать темы своих произведений и выражать ими великие и вечные мысли.
Замысел главной картины
В 1925 году Корин стал свидетелем крестного хода и отпевания Патриарха Тихона. Это происходило в Донском монастыре. Нескончаемый поток тысяч людей, вся православная Россия пять суток шла прощаться к гробу. Художник был потрясён величием и высоким трагизмом увиденного и услышанного. Он ясно понял, какая должна появиться на свет картина. Это скорбное и величественное событие — прощание с патриархом — олицетворяет и прощание с дореволюционной Россией. Это должно быть запечатлено на холсте для потомков, для истории. Слушая «Реквием» Гектора Берлиоза, Корин так же назвал свою будущую картину.
С этого времени художник начал писать этюды к задуманному полотну. Он ходил по московским монастырям, посещал службы. Встречая впечатляющие его типы людей, приглашал их позировать. Сначала те с недоверием и непониманием относились к подобным просьбам, но после благословения митрополита Трифона, который позировал первым, шли в мастерскую охотно.
Великие события на стенах московского метро
И если этюды к «Руси уходящей» и портреты советских деятелей культуры можно увидеть только в музее, то есть работы, мимо которых ежедневно проходят миллионы жителей столицы и гости города, — это станции метро.
Московский метрополитен Павел Корин начал оформлять в 1950-е годы. На тот момент он уже двадцать лет был заведующим реставрационными мастерскими ГМИИ им. А.С. Пушкина.
По эскизам и под наблюдением Павла Корина на своде станционного зала «Комсомольской кольцевой» сделаны мозаики с изображением русских воинов — Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров, а также Орден Победы в переходе на радиальную ветку. За оформление «Комсомольской кольцевой» Павел Корин получил Сталинскую премию.
Мозаика на Комсомольской кольцевой. Фото: Сергей Авдуевский / Москва меняется
Для станции метро «Новослободская» Павел Корин нарисовал эскизы 32 витражей — они стали его первой работой в этой технике, и эскиз мозаичной картины «Миру — мир», на которой изображена мать с ребенком на руках.
Новослободская. Фото: Сергей Авдуевский / Москва меняется
«Рабочий и колхозница» на торцевой стене зала «Павелецкой» и мозаика с эмблематикой русского и советского оружия в вестибюле станции «Смоленская» — это тоже работы Павла Дмитриевича.
Нет сомнения — Павел Корин был выдающимся мастером монументального искусства, считая, что «великие события истории, изображенные на стене, дадут народу не меньше, чем книга, прочитанная миллионами».
Великие события на стенах московского метро
И если этюды к «Руси уходящей» и портреты советских деятелей культуры можно увидеть только в музее, то есть работы, мимо которых ежедневно проходят миллионы жителей столицы и гости города, — это станции метро.
Московский метрополитен Павел Корин начал оформлять в 1950-е годы. На тот момент он уже двадцать лет был заведующим реставрационными мастерскими ГМИИ им. А.С. Пушкина.
По эскизам и под наблюдением Павла Корина на своде станционного зала «Комсомольской кольцевой» сделаны мозаики с изображением русских воинов — Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров, а также Орден Победы в переходе на радиальную ветку. За оформление «Комсомольской кольцевой» Павел Корин получил Сталинскую премию.
Мозаика на Комсомольской кольцевой. Фото: Сергей Авдуевский / Москва меняется
Для станции метро «Новослободская» Павел Корин нарисовал эскизы 32 витражей — они стали его первой работой в этой технике, и эскиз мозаичной картины «Миру — мир», на которой изображена мать с ребенком на руках.
Новослободская. Фото: Сергей Авдуевский / Москва меняется
«Рабочий и колхозница» на торцевой стене зала «Павелецкой» и мозаика с эмблематикой русского и советского оружия в вестибюле станции «Смоленская» — это тоже работы Павла Дмитриевича.
Нет сомнения — Павел Корин был выдающимся мастером монументального искусства, считая, что «великие события истории, изображенные на стене, дадут народу не меньше, чем книга, прочитанная миллионами».
«Образ Александра Невского в разных видах искусства» 5 класс
(игра «Вопрос-ответ»)
Кем был Александр Невский? (русский князь, полководец)
Где он родился? (село Городище рядом с Переславлем-Залесским)
Почему его называют Невским? (победил шведов на реке-Неве)
Кого он разбил на Чудском озере? (с немецкими рыцарями)
В каком возрасте он одержал свои победы?(ему было 22 года)
Как церковь оценила дела Александра Невского?(причислила к лику святых)
Теперь попробуем озвучить картину Виктора Михайловича Васнецова «Баян», такой песней. (Слушание «Песнь об Александре Невском», из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева 2 минуты) О каких событиях мы узнали из этой песни?(Битва со шведами на берегу Невы)
Кто может построить форму этой песни?(три части выкладывают на интерактивной доске)
Посмотрите на схему, как строится трёхчастная форма?(крайние части контрастны средней)
Правильно, она основана на контрасте.
Какой характер у музыки в 1 и 3 части? (неторопливая, величественная, повествовательная)
На какой жанр русской народной песни похожа эта мелодия? (былина)
Какой инструмент может подчеркнуть былинный характер (металлофон).
Какой характер у музыки в средней части?(быстрая, смелая, богатырская)
Почему так поменялся характер музыки? О чём здесь рассказывается? (о самой битве)
На каких инструментах можно изобразить звуки битвы, бряцание оружия, удары мечей?
(бубны, бубенцы, ложки)
Найдите в тексте третьей части слова, которые выражают основную мысль всей песни?(«Кто придёт на Русь, будет насмерть бит»)
Давайте споём песню и изобразим звуки гуслей и битку на инструментах (поют и играют на инструментах)
Вопрос всему классу
В песне 2 образа:
образ Руси, и Александра Невского её защитника.
В какой части песни показан сам Александр Невский?(В середине)Как предстаёт перед нами Александр Невский в этом номере кантаты?
(Мужественный, сильный, надёжный, уверенный в своей силе, богатырь)
Какой приём помог композитору создать образ полководца и рассказать о русской земле?
(контраст)
Эта песня, так похожая на былину создана в XX веке. Она называется «Песнь об Александре Невском» и является 2 частью кантаты Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский». Вспомните, какое произведение называют кантатой?(ответы детей)
Кантата – это ….
(большое произведение для солистов, хора и оркестра, обычно героического и торжественного характера)
Группы закончили работу, дальше идёт работа со всем классом
IVИзучение нового материала. Работа с группами №2, №3, №4 Прокофьев создал образ Александра Невского в звуках. А самое яркое и запоминающееся произведением живописи
, посвящённое образу великого полководца — это триптих Павла Дмитриевича Корина «Александр Невский». Попробуем с вами объяснить значение термина триптих. Что вы слышите в названии?(цифру три) Значит, какую картину называют триптихом?(ответы)
Горький в жизни художника
В 1931 году, прослышав о таланте Корина, к нему в мастерскую заглянул Максим Горький. Это неожиданное событие перевернуло судьбу Корина. Осмотрев работы художника, в том числе этюды к «Реквиему», писатель посоветовал изменить название на «Русь уходящая» и предложил поездку за границу. 18 октября 1931 года Павел с братом выехали с семьёй Горького в Европу. Здесь они знакомятся с работами именитых мастеров, посещают музеи. Корин в Риме пишет портрет Горького.
По возвращении писатель устроил Павла Дмитриевича в Пушкинский музей, где тот получил постоянный заработок как реставратор. В 1932 году Горький содействовал получению художником большой мастерской на Малой Пироговской и заказал холст для будущего полотна. Участие Горького в судьбе Корина в смутные времена являлось надёжной защитой от нападок. Ведь с 1930 года советская власть начала гонения на церковь.
После смерти писателя в 1936 году Корин был вынужден переключиться на портреты военачальников, учёных, артистов, писателей.
Портрет А.М. Горького, 1932
С портрета Максима Горького началась карьера Павла Корина как живописца современников.
Корин и Горький познакомились в сентябре 1931 года, тогда писатель пришел в гости к молодому художнику в его дом-мастерскую на чердаке дома на Арбате. С того момента началась их большая дружба — Горький стал для Корина в каком-то смысле защитой от идеологически правильных и скептично настроенных по отношению к художнику соотечественников.
Подсказал новое название картины («Русь уходящая» вместо «Реквиема») и таким образом спас от многих неприятностей. Пригласил в поездку по Италии — посмотреть великих мастеров. Италия стала для художника настоящей академией искусств. Впоследствии именно Горький организовал обустройство новой мастерской Корина.
Биография
Родился 25 июня (7 июля) года в Палехе в семье потомственных иконописцев. Брат — Александр Корин, тоже художник. Отец умер, когда Павлу было 5 лет.
В 1903—1907 годах учился в Палехской иконописной школе, после окончания которой был принят учеником в московскую иконописную палату Донского монастыря, руководил которой К. П. Степанов.
В 1911 году М. В. Нестеров, для которого Павел Корин копировал его работы, пригласил его помогать расписывать церкви; через много лет в письме от 26 июля 1935 года Корин писал своему учителю: «Вы бросили мне в душу Ваш пламень, Вы виновник того, что я стал художником». По настоянию Нестерова в 1912 году Павел поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были К. А. Коровин и Л. О. Пастернак.
В 1916 году Корин окончил училище и в соответствии с пожеланиями великой княгини Елизаветы Фёдоровны отправился в Ярославль и Ростов изучать фрески древних русских церквей.
В феврале 1917 года он поселился в мансарде дома № 23 на Арбате, где организовал свою мастерскую. Там он работал до 1934 года. Здесь художника посетил Максим Горький, который принял участие в его судьбе: он выхлопотал для Павла Корина у советского правительства поездку в Италию.
В 1933 году Корин переехал в мастерскую на Малой Пироговской улице (дом № 16), где жил и работал до конца жизни и где теперь расположен Дом-музей П. Д. Корина. В 1942 году он руководил бригадой реставраторов, восстанавливавших плафон и фойе Большого театра, пострадавшие от бомбардировок[источник не указан 588 дней].
После войны Корин руководил реставрацией полотен Дрезденской галереи, возглавлял реставрационную мастерскую музея имени Пушкина. Во Владимирском соборе Киева он реставрировал фрески и лично восстанавливал роспись Виктора Васнецова и Михаила Нестерова.
В 1958 году ему было присвоено звание народного художника РСФСР, он был избран действительным членом Академии художеств СССР. А в 1962 году Корину присвоили звание народного художника СССР.
В 1963 году за портреты Мартироса Сарьяна, Рубена Симонова, Кукрыниксов, Ренато Гуттузо Павлу Дмитриевичу была присуждена Ленинская премия. В этом же году состоялась персональная выставка художника по случаю 70-летия со дня рождения и 45-летия творческой деятельности.
В 1966 году Корин подписал письмо 25 деятелей культуры и науки на имя генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева против реабилитации Сталина.
Умер 22 ноября 1967 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 1).
Первая мастерская и поиски своей темы
Зимой 1917 года молодой художник арендовал чердачное помещение на Арбате. Здесь же была организована мастерская. Находясь в центре Москвы географически, Павел Корин оказался в центре русской катастрофы, революции, во времени. Жили втроём – он, его жена и брат Александр. Перебивались случайными заработками: писали транспаранты для митингов и демонстраций, изредка преподавали.
Корину выпало жить во время великой смуты, он стал свидетелем трагедии, разыгравшейся в стране. И мимо неё исторический живописец Павел Корин пройти не мог. Назревала главная тема его картин. Почитатель таланта русского художника А.А. Иванова, автора «Явления Христа народу», и традиций исторической живописи, Павел Дмитриевич Корин понял, что он должен тщательно выбирать темы своих произведений и выражать ими великие и вечные мысли.
«Русь уходящая»: Церковь выходит на последний парад
Главное дело жизни Павла Корина — картина «Реквием. Русь уходящая». Над эскизами к ней он работал более сорока лет, но так и не приступил к написанию большого полотна. Картину называют одним из грандиозных художественных замыслов ХХ века.
А началось все в марте 1925 года, когда Павел Корин участвовал во всенародном прощании с Патриархом Тихоном в московском Донском монастыре. «Церковь выходит на последний парад», — подумал тогда молодой художник, выпускник Палехского иконописного училища, и решил писать большую картину, которую назвал траурным молебном — «Реквием».
Ее герои, среди которых есть реальные участники церемонии отпевания Патриарха — митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини, — должны были воплотить образ Православной Церкви в целом.
Павел Корин. Реквием. Русь уходящая
Например, на картине мы видим Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, архимандрита Сергия — духовника Марфо-Мариинской обители. Одним из первых духовных лиц, которые позировали Корину, стал митрополит Трифон (Борис Петрович Туркестанов), который широко почитался народом как подвижник и проповедник. Многие из изображенных были репрессированы во время борьбы с тайными монашескими братствами в Москве в 1920–1930-е годы.
Митрополит Трифон (фрагмент)
Переименовать картину в «Русь уходящую» Корину предложил Максим Горький и так уберег от различных преследований из-за попыток «воспевания Церкви». Писатель всегда поддерживал молодого художника.
Вскоре изменился и замысел картины: теперь главной стала не идея гибели духовной традиции, а мысль о неистребимости Церкви как вечного источника духа.
На вопрос, где и как он писал портреты «Реквиема», Корин отвечал: «Ходил по церквам, там и встречал этих людей, приводил к себе и писал». Художник признавался, что «изображал людей убежденных, но фанатиков не изображал».
И хотя Корин называл эти работы «этюдами», по своим художественным свойствам это полноценные портреты. 29 портретов-этюдов для масштабной композиции сегодня хранит Третьяковская галерея. Часть из них можно увидеть на экспозиции:
Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков
Сергей Михайлович — художник, мастер деревянной скульптуры, чьи работы получили диплом в 1925 году на международной выставке декоративного искусства в Париже.
В начале 30-х был главным художником Гжельского керамического завода. Его работы хранятся в собраниях Третьяковки, а также нескольких региональных музеев.
Чураковы
Его сын Степан Сергеевич — тоже художник и реставратор. Учился у Веры Мухиной на отделении скульптуры, позже стал учеником Павла Корина и после был зачислен в реставрационную мастерскую Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина). В 60–70-х годах руководил реставрационными мастерскими после Павла Дмитриевича.
«Русь уходящая»: Церковь выходит на последний парад
Главное дело жизни Павла Корина — картина «Реквием. Русь уходящая». Над эскизами к ней он работал более сорока лет, но так и не приступил к написанию большого полотна. Картину называют одним из грандиозных художественных замыслов ХХ века.
А началось все в марте 1925 года, когда Павел Корин участвовал во всенародном прощании с Патриархом Тихоном в московском Донском монастыре. «Церковь выходит на последний парад», — подумал тогда молодой художник, выпускник Палехского иконописного училища, и решил писать большую картину, которую назвал траурным молебном — «Реквием».
Ее герои, среди которых есть реальные участники церемонии отпевания Патриарха — митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини, — должны были воплотить образ Православной Церкви в целом.
Павел Корин. Реквием. Русь уходящая
Например, на картине мы видим Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, архимандрита Сергия — духовника Марфо-Мариинской обители. Одним из первых духовных лиц, которые позировали Корину, стал митрополит Трифон (Борис Петрович Туркестанов), который широко почитался народом как подвижник и проповедник. Многие из изображенных были репрессированы во время борьбы с тайными монашескими братствами в Москве в 1920–1930-е годы.
Митрополит Трифон (фрагмент)
Переименовать картину в «Русь уходящую» Корину предложил Максим Горький и так уберег от различных преследований из-за попыток «воспевания Церкви». Писатель всегда поддерживал молодого художника.
Вскоре изменился и замысел картины: теперь главной стала не идея гибели духовной традиции, а мысль о неистребимости Церкви как вечного источника духа.
На вопрос, где и как он писал портреты «Реквиема», Корин отвечал: «Ходил по церквам, там и встречал этих людей, приводил к себе и писал». Художник признавался, что «изображал людей убежденных, но фанатиков не изображал».
И хотя Корин называл эти работы «этюдами», по своим художественным свойствам это полноценные портреты. 29 портретов-этюдов для масштабной композиции сегодня хранит Третьяковская галерея. Часть из них можно увидеть на экспозиции:
Иеромонах Феодор (Олег Павлович Богоявленский)
Преподобномученик Феодор был одним из членов тайной монашеской общины Высоко-Петровского монастыря. В 1933 году его арестовали и приговорили к трем годам исправительно-трудовых работ. Иеродиакон Феодор имел неоконченное высшее образование и в лагере помогал тюремному врачу лечить заключенных.
После освобождения он служил в подмосковных храмах, но отказался заниматься доносительством. За это получил запрет жить в Московской области и переселился под Тверь. В июле 1941 года его обвинили в создании «подпольной организации церковников», арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму, где допрашивали и пытали, но безуспешно. В 1943 году следствие развалилось и всех привлеченных по этому делу освободили. Сам иеромонах Феодор был осужден на пять лет ссылки и через месяц скончался в тюрьме в Балашове. Место его захоронения неизвестно.
В августе 2000 года причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.