Кто автор триптиха «александр невский»? русский дух в картинах павла корина
Содержание:
- «Образ Александра Невского в разных видах искусства» 5 класс
- Наследие художника
- «Александр Невский» — заказ во время войны
- Александр Невский — интересные факты
- «Русь уходящая»: Церковь выходит на последний парад
- «Кто к нам с мечом придет…»
- Иеромонах Феодор (Олег Павлович Богоявленский)
- Работы художника
- Меч Александра Невского
- Зал св. Александра Невского
- Горький в жизни художника
- Портрет А.М. Горького, 1932
- Александр Невский и Орда
- Дом Павла Корина — «малый музей» Третьяковки
- Великие события на стенах московского метро
- Состояние
- Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков
- Александр Невский в искусстве — в литературе, живописи, кино, скульптуре
- Победы Александра Невского — какие победы одержал Александр Невский?
- Первая мастерская и поиски своей темы
- Замысел главной картины
- Она не выдержала
«Образ Александра Невского в разных видах искусства» 5 класс
(игра «Вопрос-ответ»)
Кем был Александр Невский? (русский князь, полководец)
Где он родился? (село Городище рядом с Переславлем-Залесским)
Почему его называют Невским? (победил шведов на реке-Неве)
Кого он разбил на Чудском озере? (с немецкими рыцарями)
В каком возрасте он одержал свои победы?(ему было 22 года)
Как церковь оценила дела Александра Невского?(причислила к лику святых)
Теперь попробуем озвучить картину Виктора Михайловича Васнецова «Баян», такой песней. (Слушание «Песнь об Александре Невском», из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева 2 минуты) О каких событиях мы узнали из этой песни?(Битва со шведами на берегу Невы)
Кто может построить форму этой песни?(три части выкладывают на интерактивной доске)
Посмотрите на схему, как строится трёхчастная форма?(крайние части контрастны средней)
Правильно, она основана на контрасте.
Какой характер у музыки в 1 и 3 части? (неторопливая, величественная, повествовательная)
На какой жанр русской народной песни похожа эта мелодия? (былина)
Какой инструмент может подчеркнуть былинный характер (металлофон).
Какой характер у музыки в средней части?(быстрая, смелая, богатырская)
Почему так поменялся характер музыки? О чём здесь рассказывается? (о самой битве)
На каких инструментах можно изобразить звуки битвы, бряцание оружия, удары мечей?
(бубны, бубенцы, ложки)
Найдите в тексте третьей части слова, которые выражают основную мысль всей песни?(«Кто придёт на Русь, будет насмерть бит»)
Давайте споём песню и изобразим звуки гуслей и битку на инструментах (поют и играют на инструментах)
Вопрос всему классу
В песне 2 образа:
образ Руси, и Александра Невского её защитника.
В какой части песни показан сам Александр Невский?(В середине)Как предстаёт перед нами Александр Невский в этом номере кантаты?
(Мужественный, сильный, надёжный, уверенный в своей силе, богатырь)
Какой приём помог композитору создать образ полководца и рассказать о русской земле?
(контраст)
Эта песня, так похожая на былину создана в XX веке. Она называется «Песнь об Александре Невском» и является 2 частью кантаты Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский». Вспомните, какое произведение называют кантатой?(ответы детей)
(большое произведение для солистов, хора и оркестра, обычно героического и торжественного характера)
Группы закончили работу, дальше идёт работа со всем классом
IVИзучение нового материала. Работа с группами №2, №3, №4 Прокофьев создал образ Александра Невского в звуках. А самое яркое и запоминающееся произведением живописи
, посвящённое образу великого полководца — это триптих Павла Дмитриевича Корина «Александр Невский». Попробуем с вами объяснить значение термина триптих. Что вы слышите в названии?(цифру три) Значит, какую картину называют триптихом?(ответы)
Наследие художника
В последние годы Павел Дмитриевич Корин восстанавливал полотна Васнецова и Нестерова. Многие годы собирал старинные иконы, считая иконопись образцом художества и творческого стремления. Всю уникальную коллекцию и дом художник завещал Третьяковской галерее.
Это был выдающийся художник и реставратор, превыше всего ценящий веру человека в Бога, в Родину, в народ. Эта светлая вера сопровождала его всю жизнь, она во всех его произведениях.
Русь Уходящая Корина – притягательная загадка
Биография Павла Филонова, несгибаемого аналитика от искусства
Биография художника Федотова П. А. его картины – окно в XIX век
«Александр Невский» — заказ во время войны
Целую стену на выставке в Третьяковской галерее занимает исторический триптих «Александр Невский», во многом благодаря которому нам знаком образ великого князя
Этот жанр занимал важное место в творческой биографии Корина
Исторический триптих «Александр Невский» Павел Корин писал в 1942–43 гг. по заказу комитета по делам искусств — тема противостояния захватчику тогда была центральной. Чтобы написать латы, шлем и кольчугу, Корин ходил в Исторический музей, а для боковых картин триптиха — композиции «Северная баллада» (слева) и «Старинный сказ» (справа) — ему позировали натурщики.
Прообразами персонажей послужили сказительница из Архангельской губернии и сказитель из Карелии. Кстати, в образе молодого воина в «Северной балладе» изображен иеромонах Феодор.
В феврале 1944 года огромную копию триптиха, которую написали сами солдаты, установили при въезде в освобожденный Великий Новгород.
Александр Невский — интересные факты
- Александр Невский носил титул князь Новгородский, Великий князь Киевский (с 1249), Великий князь Владимирский (с 1252);
- дед Александра — знаменитый Всеволод Большое Гнездо;
- младший сын Невского, Даниил, стал первым удельным князем Москвы;
- князь вел личную переписку с Папой Римским Иннокентием IV. Последний убежал Александра обратить русский народ в католицизм и использовать рыцарей-крестоносцев для подавления Орды. Тем не менее, Невский отказался;
- достоверных сведений о внешности Александра не сохранилось. Чаще всего распространено суждение, что князь был невысок (до 170 см.), но жилист и крепок. Впрочем, научно доказанным фактом является то, что в прошлом люди в принципе были ниже ростом, поэтому при росте 170 он мог бы считаться и «очень высоким» человеком;
- существует теория, что Александр получил прозвание «Невский» не из-за битвы, а потому, что владел землями по берегам Невы. В качестве доказательства приводится тот факт, что прозвание Невский распространяется и на его сыновей, которые в легендарной битве за малостью лет не участвовали. Впрочем, трудно назвать это весомым доказательством — ведь они вполне могли «унаследовать» титул отца;
- осенью 1263 года князь Александр Ярославич вернулся из очередной поездки в Орду в плохом состоянии. Чувствуя приближение смерти, он принял монашеский постриг под именем Алексий. Умер 14 ноября в возрасте 42 лет в Городце. Теле перевезено во Владимир и захоронено в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря;
- канонизация Александра в качестве святого произошла только в XVI веке (т. е. спустя примерно 300 лет), хотя почитание началось сразу после смерти.
Бюст Александра Невского перед здание Росконцерта
«Русь уходящая»: Церковь выходит на последний парад
Главное дело жизни Павла Корина — картина «Реквием. Русь уходящая». Над эскизами к ней он работал более сорока лет, но так и не приступил к написанию большого полотна. Картину называют одним из грандиозных художественных замыслов ХХ века.
А началось все в марте 1925 года, когда Павел Корин участвовал во всенародном прощании с Патриархом Тихоном в московском Донском монастыре. «Церковь выходит на последний парад», — подумал тогда молодой художник, выпускник Палехского иконописного училища, и решил писать большую картину, которую назвал траурным молебном — «Реквием».
Ее герои, среди которых есть реальные участники церемонии отпевания Патриарха — митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини, — должны были воплотить образ Православной Церкви в целом.
Павел Корин. Реквием. Русь уходящая
Например, на картине мы видим Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, архимандрита Сергия — духовника Марфо-Мариинской обители. Одним из первых духовных лиц, которые позировали Корину, стал митрополит Трифон (Борис Петрович Туркестанов), который широко почитался народом как подвижник и проповедник. Многие из изображенных были репрессированы во время борьбы с тайными монашескими братствами в Москве в 1920–1930-е годы.
Митрополит Трифон (фрагмент)
Переименовать картину в «Русь уходящую» Корину предложил Максим Горький и так уберег от различных преследований из-за попыток «воспевания Церкви». Писатель всегда поддерживал молодого художника.
Вскоре изменился и замысел картины: теперь главной стала не идея гибели духовной традиции, а мысль о неистребимости Церкви как вечного источника духа.
На вопрос, где и как он писал портреты «Реквиема», Корин отвечал: «Ходил по церквам, там и встречал этих людей, приводил к себе и писал». Художник признавался, что «изображал людей убежденных, но фанатиков не изображал».
И хотя Корин называл эти работы «этюдами», по своим художественным свойствам это полноценные портреты. 29 портретов-этюдов для масштабной композиции сегодня хранит Третьяковская галерея. Часть из них можно увидеть на экспозиции:
«Кто к нам с мечом придет…»
Высказывались предположения, что «Александр Невский», картина, являющаяся центральной частью триптиха, являлась прелюдией к главному полотну всей жизни художника — «Русь уходящая». Этот шедевр остался незаконченным. Так это или нет, но триптих сам по себе великолепен. Особенно хороша центральная его часть. Фигура Великого князя нарисована как будто бы снизу и поэтому возвышается над бесконечными просторами земли русской. Мощь и спокойствие, так удачно изображенные А. Кориным, свидетельствуют о том, что Невский не грозит врагу, он уже разбил их всех на голову. «Александр Невский» — картина, которая перекликается с финалом бессмертного фильма Сергея Эйзенштейна с одноименным названием. С тем эпическим моментом, когда один из величайших героев России произносит слова о карающем мече и о том, на чем «стоит и стоять будет земля русская». Лицом герой полотна А. Корина не похож на Николая Черкасова, но смысл самого образа, его дух и величие переданы так же гениально. Это образ великого воителя и национального героя. И в народной памяти он именно таким и остался, во многом благодаря фильму и картине «Александр Невский».
Описание картины можно продолжить словами о цветовой гамме полотна. Оно строгое. Фигура князя выдержана в серых, красных тонах. Алый плащ подчеркивает блеск стали доспехов и меча, на который опирается князь-победитель.
Иеромонах Феодор (Олег Павлович Богоявленский)
Преподобномученик Феодор был одним из членов тайной монашеской общины Высоко-Петровского монастыря. В 1933 году его арестовали и приговорили к трем годам исправительно-трудовых работ. Иеродиакон Феодор имел неоконченное высшее образование и в лагере помогал тюремному врачу лечить заключенных.
После освобождения он служил в подмосковных храмах, но отказался заниматься доносительством. За это получил запрет жить в Московской области и переселился под Тверь. В июле 1941 года его обвинили в создании «подпольной организации церковников», арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму, где допрашивали и пытали, но безуспешно. В 1943 году следствие развалилось и всех привлеченных по этому делу освободили. Сам иеромонах Феодор был осужден на пять лет ссылки и через месяц скончался в тюрьме в Балашове. Место его захоронения неизвестно.
В августе 2000 года причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Работы художника
Павел Корин оставил значительный след в искусстве, особенно важный и ценный для русского человека. Наиболее известны:
- Эскиз «Реквием. Русь уходящая»;
- Портретные этюды к «Реквиему»;
- Триптих «Александр Невский»;
- Пейзажи «Палех» и «Моя Родина»;
- Портреты Жукова, Нестерова, Горького;
- Мозаичные и витражные работы в московском метрополитене.
Моя Родина 1928 г.
Значимые исторические события и великие люди всегда были в центре внимания художника. Главное полотно, к сожалению, осталось на стадии чистого холста, но этюды и эскиз к нему позволяют представить задуманную грандиозность работы и впечатление от неё (размер холста 551 х 941 см).
Меч Александра Невского
Особый интерес у современников и потомков всегда вызывал меч Александра, наделяемый в преданиях некими мистическими свойствами, ведь Александр не проиграл в жизни ни единого сражения. Точных данных о его внешнем виде, весе и характеристиках не сохранилось, но для сравнения можно сказать, что среднестатистический меч той эпохи весил порядка 1,5 кг. Сказание же гласит, что во время Невской битвы, атакуя врага, князь занес над ним меч и все увидели, что от оружия исходит свет. Можно предположить, что Александр и его армия находились лицом к солнцу, так что свет был отражением солнечного луча. Тем не менее, победоносное оружие князя приобрело статус легендарного, и было помещено после битвы в дом старейшины Пелгусия (того самого, который первым заметил у берегов Невы вражеские корабли).
Константин Васильев. Русский витязь
После пожара в здании меч восстановить уже не удалось. Однако позже, в XVIII веке при раскопках, монахи нашли осколки этого меча. Когда здание возводилось заново, обломки оружия были закопаны под фундамент. Считалось, что меч должен был защищать возводимую церковь от бедствий. Примечательно, что с тех пор с постройкой действительно так ничего и не произошло.
Во время октябрьской революцией документы храма были полностью сожжены, но сохранилась небольшая рукопись Андрея Ратникова — белого офицера. В документе он описывал и сам меч Александра Невского, а предсказание, что Россия будет несокрушимой до тех пор, пока меч князя хранится в родной земле.
Горбунов Константин. Александр Невский
Зал св. Александра Невского
В аванзале экспонируется работа современного живописца Евгения Емельянова — панорама «Ледовое побоище», которая призвана ввести зрителя в атмосферу художественных интерпретаций исторических событий.
Открывает выставку зал, посвященный Александру Невскому, чей образ олицетворяет идею служения Отечеству. В этом пространстве вместе с прославленным триптихом П.Д. Корина представлены редкие иконные и живописные образы Александра Невского, князя, воина и святого, созданные в XVIII и XIX столетиях. Ценнейшие экспонаты этого раздела — редкие исторические артефакты: меч князя Довмонта Тимофея XIII века из Псково-Изборского объединенного музея-заповедника и княжеский шлем XIII – первой половины XIV века из Городецкого историко-художественного музейного комплекса, никогда ранее не покидавшие музеи, в которых они хранятся.
Горький в жизни художника
В 1931 году, прослышав о таланте Корина, к нему в мастерскую заглянул Максим Горький. Это неожиданное событие перевернуло судьбу Корина. Осмотрев работы художника, в том числе этюды к «Реквиему», писатель посоветовал изменить название на «Русь уходящая» и предложил поездку за границу. 18 октября 1931 года Павел с братом выехали с семьёй Горького в Европу. Здесь они знакомятся с работами именитых мастеров, посещают музеи. Корин в Риме пишет портрет Горького.
По возвращении писатель устроил Павла Дмитриевича в Пушкинский музей, где тот получил постоянный заработок как реставратор. В 1932 году Горький содействовал получению художником большой мастерской на Малой Пироговской и заказал холст для будущего полотна. Участие Горького в судьбе Корина в смутные времена являлось надёжной защитой от нападок. Ведь с 1930 года советская власть начала гонения на церковь.
После смерти писателя в 1936 году Корин был вынужден переключиться на портреты военачальников, учёных, артистов, писателей.
Портрет А.М. Горького, 1932
С портрета Максима Горького началась карьера Павла Корина как живописца современников.
Корин и Горький познакомились в сентябре 1931 года, тогда писатель пришел в гости к молодому художнику в его дом-мастерскую на чердаке дома на Арбате. С того момента началась их большая дружба — Горький стал для Корина в каком-то смысле защитой от идеологически правильных и скептично настроенных по отношению к художнику соотечественников.
Подсказал новое название картины («Русь уходящая» вместо «Реквиема») и таким образом спас от многих неприятностей. Пригласил в поездку по Италии — посмотреть великих мастеров. Италия стала для художника настоящей академией искусств. Впоследствии именно Горький организовал обустройство новой мастерской Корина.
Александр Невский и Орда
Исходя из взаимоотношений Александра Невского с крестоносцами и литовцами можно совершенно уверенно говорить о его бескомпромиссности в отношении внешних захватчиков. Однако в случае с Ордой мы видим совершенно иную картину — с Ордой Александр подчеркнуто не конфликтовал, неоднократно туда ездил, в частности гостил у хана Батыя в Каракоруме более 2 лет (1247–1249), есть даже свидетельства о дружеских взаимоотношениях Александра с ханом Батыем и побратимстве с его сыном:
Ф.Москвитин. Александр Невский и Сартак в Орде.
Некоторые историки ставили столь «теплые» отношения с ханами в вину Александру, используя их как доказательство «неоднозначности личности Александра в истории Руси», другие — тот же Лев Гумилев, писали об этом аспекте биографии Невского как о свидетельстве его высочайшей дальновидности и таланта политика. Действия Александра трактуются как стремлениеустановить мирные отношения с опасным и сильным соседом, избегая кровопролития и риска полного поражения — так как победить было заведомо невозможно.
Все это довольно удивительно в контексте других событий жизни Александра. Почему бы тогда не установить дружеские мирные отношения и с Ливонским орденом, с Литвой, с Папой Римским? Ведь ни одна из выигранных битв не давалась легко и всегда был риск потерпеть сокрушительное поражение… Необычен и сам контекст его первой поездки в Каракорум — так в 1246 году в Орду направился его отец Ярослав Всеволодович, который, предположительно, там и был отравлен. И вот — к хану уже едет сам Александр (причем не по своему желанию — а по воле хана), где он остается почти на два года и ведет себя настолько учтиво, несмотря на все слухи об отравлении отца, что затем хан отправляет его обратно и передает ему во владение «всю русскую землю».
Павел Рыженко. Фрагмент триптиха «Солнце русской земли». Сартак.
Дом Павла Корина — «малый музей» Третьяковки
Более тридцати лет Павел Корин жил в здании бывшей прачечной на улице Малая Пироговская близ Новодевичьего монастыря. В одной половине дома была жилая часть, в другой — мастерская. Все свое имущество Павел Корин завещал жене Прасковье Тихоновне, а в случае ее смерти — Государственной Третьяковской галерее с единственным условием — сохранить в доме все, как при жизни художника.
После смерти мужа Прасковья Корина попросила министра культуры СССР Екатерину Фурцеву принять в дар Третьяковке коллекцию древнерусского искусства и образовать в доме их семьи художественный музей.
В 1971 году мемориальный Дом-музей открылся для посетителей как часть Третьяковской галереи.
В 2009 году музей закрыли на реконструкцию — дом нуждался в ремонте. Пока наследие Павла Корина хранится в запасниках галереи.
Дом-музей. Фото: museum.ru
Великие события на стенах московского метро
И если этюды к «Руси уходящей» и портреты советских деятелей культуры можно увидеть только в музее, то есть работы, мимо которых ежедневно проходят миллионы жителей столицы и гости города, — это станции метро.
Московский метрополитен Павел Корин начал оформлять в 1950-е годы. На тот момент он уже двадцать лет был заведующим реставрационными мастерскими ГМИИ им. А.С. Пушкина.
По эскизам и под наблюдением Павла Корина на своде станционного зала «Комсомольской кольцевой» сделаны мозаики с изображением русских воинов — Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров, а также Орден Победы в переходе на радиальную ветку. За оформление «Комсомольской кольцевой» Павел Корин получил Сталинскую премию.
Мозаика на Комсомольской кольцевой. Фото: Сергей Авдуевский / Москва меняется
Для станции метро «Новослободская» Павел Корин нарисовал эскизы 32 витражей — они стали его первой работой в этой технике, и эскиз мозаичной картины «Миру — мир», на которой изображена мать с ребенком на руках.
Новослободская. Фото: Сергей Авдуевский / Москва меняется
«Рабочий и колхозница» на торцевой стене зала «Павелецкой» и мозаика с эмблематикой русского и советского оружия в вестибюле станции «Смоленская» — это тоже работы Павла Дмитриевича.
Нет сомнения — Павел Корин был выдающимся мастером монументального искусства, считая, что «великие события истории, изображенные на стене, дадут народу не меньше, чем книга, прочитанная миллионами».
Состояние
Александр Невский — один из самых почитаемых деятелей русской истории. В нем часто видят человека, сыгравшего исключительную роль в наиболее драматический период, когда Русь подвергалась агрессии с трех сторон (Орда, Швеция, Ливонский орден). Он также считается покровителем Русской Православной церкви. Еще на Московском соборе 1547 года он был причислен к лику святых. Противоречивая оценка разных историков не помешала Невскому победить в народном голосовании “Имя России”.
В 2021 году пройдут празднования 800-летия Александра Невского. Князь был похоронен в Рождественском монастыре во Владимире, в настоящее время рака с его мощами хранится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. Память о нем хранят многие российские города и веси. Именем Александра Невского названы улицы, площади, переулки. Памятники великому князю установлены в десятках городов (первый на его родине в Переславле открыт в 1958 году, а пока последний — в 2018 году в названного в его честь поселке Александро- Невский Рязанской области). Святой Александр считается небесным покровителем Санкт- Петербурга и Петрозаводска.
Об Александре Невском написано множество художественных книг и исторических произведений (первое из них — “Повесть о житии Александра Невского”). Он стал главным героем 5-ти кинофильмов, самый известный из них — легендарная картина Сергея Эйзенштейна “Александр Невский” (1938). В живописи Александра увековечили Михаил Нестеров и Павел Корин, портрет на центральной части триптиха которого стал “каноническим” образом полководца.
Наконец, Орденом Александра Невского уже почти 3 века награждают российских военачальников. Он был учрежден еще Екатериной I, возрожден в 1942 году в СССР, а в 1992 году вошел в число главных государственных наград новой России.
Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков
Сергей Михайлович — художник, мастер деревянной скульптуры, чьи работы получили диплом в 1925 году на международной выставке декоративного искусства в Париже.
В начале 30-х был главным художником Гжельского керамического завода. Его работы хранятся в собраниях Третьяковки, а также нескольких региональных музеев.
Чураковы
Его сын Степан Сергеевич — тоже художник и реставратор. Учился у Веры Мухиной на отделении скульптуры, позже стал учеником Павла Корина и после был зачислен в реставрационную мастерскую Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина). В 60–70-х годах руководил реставрационными мастерскими после Павла Дмитриевича.
Александр Невский в искусстве — в литературе, живописи, кино, скульптуре
В литературе первое упоминание о князе появилось благодаря летописцу, его современнику. Святитель Димитрий Ростовский написал труд «Житие Александра Невского», который относится к бесценным памятникам Древней Руси.
В 1937 г. Константин Симонов (автор романа «Живые и мертвые») написал поэму «Ледовое побоище» — как предчувствие надвигающейся войны.
Кадр из фильма «Александр Невский» С.Эйзенштейна (1938 г.)
В период с 1944 по 1948 гг. Алексей Югов писал популярную эпопею «Ратоборцы», в которой Невский показан, как величайший политик и воин на Руси.
В 1952 году Василий Ян опубликовал повесть «Юность полководца».
В 1977 году вышла повесть «Господин Великий Новгород» Д. М. Балашова, рассказывающая о жизни князя.
В 1997 Борис Васильев — автор произведений «А зори здесь тихие…» и «В списках не значился» издал роман «Александр Невский». Позже книга была переиздана и теперь называется «Князь Ярослав и его сыновья».
В живописи образу Александра Невского уделено много внимания, впрочем достоверного прижизненного изображения князя не существует, поэтому в большинстве современных полотен его облик близок к внешности Николая Черкасова, исполнившего главную роль в известном фильме С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938 г.). Эта кинокартина была отмечена Сталинской премией и имела оглушительный успех в годы Великой Отечественной войны.
Самыми известными памятниками, посвященными великому князю, считаются:
скульптурная композиция на горе Соколиха в Пскове;
- монумент в Санкт-Петербурге, расположенный напротив входа в Александро-Невскую Лавру, проект — архитектора Валентина Козенюка;
- памятник, установленный в Великом Новгороде на набережной в 1985 году, еще один монумент находится в центре города напротив церкви Бориса и Глеба.
Памятник Александру Невскому в Великом Новгороде, напротив церкви Бориса и Глеба
Победы Александра Невского — какие победы одержал Александр Невский?
Александр выиграл Невскую битву, когда ему не было еще и 20 лет. Победа на Чудском озере (Ледовое побоище) была одержана князем в возрасте 22 лет. Эти битвы — одни из наиболее известных как в истории России, так и в жизни нашего великого полководца. Однако помимо них он одержал немало других побед.
Юрий Пантюхин. Александр Невский
Литва — постоянный противник Древней Руси — регулярно совершала набеги на русские земли. В 1245 году князь Александр с дружиной освобождает Торжок, Торопец, Бежецк, ранее захваченные литовцами. Без помощи жителей Новгорода и Владимира, только силами своей дружины, он разбивает остатки литовского войска и преследует его так долго и ожесточенно, что литовские воины больше не совершили ни одного набега на Русь, летописцы на этот счет писали, что они стали «блюстися имени его» (то есть бояться, оберегаться). Последнее сражение, в результате которого были уничтожены остатки литовского воинства, произошло под Усвятом. Эти победы существенно укрепили северные границы Руси.
Спустя 14 лет после Ледового побоища, Папа Римский решил повторить попытку обращения Руси в католичество. Шведские воины планировали возвести крепость на границе государства, и только после этого — начать наступление. Александр, здраво оценив силы противника, начал приготовления. К тому моменту слава о подвигах князя и об отсутствии у него поражений была настолько велика, что шведы, заметив начала приготовления русской армии, ретировались. Так Невский победил без боя.
Семен Рубцов. Александр Невский на Плещеевом озере
Первая мастерская и поиски своей темы
Зимой 1917 года молодой художник арендовал чердачное помещение на Арбате. Здесь же была организована мастерская. Находясь в центре Москвы географически, Павел Корин оказался в центре русской катастрофы, революции, во времени. Жили втроём – он, его жена и брат Александр. Перебивались случайными заработками: писали транспаранты для митингов и демонстраций, изредка преподавали.
Корину выпало жить во время великой смуты, он стал свидетелем трагедии, разыгравшейся в стране. И мимо неё исторический живописец Павел Корин пройти не мог. Назревала главная тема его картин. Почитатель таланта русского художника А.А. Иванова, автора «Явления Христа народу», и традиций исторической живописи, Павел Дмитриевич Корин понял, что он должен тщательно выбирать темы своих произведений и выражать ими великие и вечные мысли.
Замысел главной картины
В 1925 году Корин стал свидетелем крестного хода и отпевания Патриарха Тихона. Это происходило в Донском монастыре. Нескончаемый поток тысяч людей, вся православная Россия пять суток шла прощаться к гробу. Художник был потрясён величием и высоким трагизмом увиденного и услышанного. Он ясно понял, какая должна появиться на свет картина. Это скорбное и величественное событие – прощание с патриархом – олицетворяет и прощание с дореволюционной Россией. Это должно быть запечатлено на холсте для потомков, для истории. Слушая «Реквием» Гектора Берлиоза, Корин так же назвал свою будущую картину.
С этого времени художник начал писать этюды к задуманному полотну. Он ходил по московским монастырям, посещал службы. Встречая впечатляющие его типы людей, приглашал их позировать. Сначала те с недоверием и непониманием относились к подобным просьбам, но после благословения митрополита Трифона, который позировал первым, шли в мастерскую охотно.
Она не выдержала
В середине мая в деревню Самолва в десяти километрах от эстонской границы неожиданно приехала тяжелая строительная техника. 17 мая Владимир Путин своим распоряжением выделил Российскому военно-историческому обществу 112 млн рублей на сооружение здесь, на берегу Чудского озера, мемориального комплекса «Александр Невский с дружиной». Еще 38 млн рублей досталось «Российским студенческим отрядам» на благоустройство прилегающей территории.
В советское время на месте будущей стройки был аэродром, с которого летали рейсы до Пскова и Тарту. В июне корреспонденты «Медиазоны» застали там другую картину — пустырь, чей-то огород, гора земли и будка охранника, который запрещает снимать.
«Весь памятник будет выглядеть как щит такой русский, каплеобразный. Острие меча будет сюда, к стоянке, направлено, а в рукояти меча будет закладной камень стоять. В центре этого щита будет насыпан курган, диаметр по основанию 60 метров, высотой шесть метров, по верху диаметр 20 метров. На нем будет стоять монумент высотой 15 метров», — воодушевленно описывал еще не построенный монумент глава Самолвовской волости Ярослав Морозов.
«Его будет видно до эстонского острова девять километров по прямой. С той стороны материковая Эстония, до нее 12 километров. Они его оттуда тоже будут видеть, потому что особенно ночью он будет подсвечиваться красиво», — рассказывал Морозов. В ухе у него торчала белая гарнитура, посреди разговора глава прерывался, чтобы ответить на звонки местных жителей, и в первые минуты сложно было понять, с кем он говорит — с корреспондентами «Медиазоны» или своими невидимыми собеседниками.
«На кладбище среди могил засохла березина громадная, — возмущался Морозов после очередного звонка. — Люди говорят, ты ее убери, а кладбища нету у меня юридически, нет! Территория моей волости, но кладбище юридически не оформлено! Для этого нужно провести кадастровый учет кладбища, это денег стоит. У меня вообще четыре кладбища… Там, где хоронят людей. Везде одинаковая ситуация. Все говорят, помоги нам. А как помочь? Самому свалить? Тем более на могилы… Это надо краном цеплять, отпиливать, выносить с территории».
Летом Морозову пришлось разрешить куда более серьезный кризис. Строители монумента не учли, что последние 30 километров дороги до Самолвы не заасфальтированы. За пару недель затяжные дожди и сорокатонные грузовики сделали единственную грунтовку до деревни непроходимой.
Машины застревали в грязи, однажды в кювет завалился строительный кран. «В последний день учебного года автобус школьный сел вот. Я просто поехал и детей собирать, чтобы домой довезти. Машины мусорные не могли прийти. С «Мехуборкой», с региональным оператором, мы решили — поставили контейнеры. Здесь и в деревне Ремда, чтобы людям было куда мусор выкидывать», — вспоминал Морозов.
9 июня директор местного музея Ледового побоища Александр Потресов объявил, что «принял непростое в юбилейный год святого благоверного князя Александра Невского решение прекратить на неопределенный срок прием и обслуживание посетителей» в связи с «тяжелым аварийным состоянием единственной дороги, соединяющей трассу Псков — Гдов с деревней Самолва».
Потресов рассказывал «Медиазоне», что водители автобусов и раньше отказывались ездить по этой дороге, а с началом стройки «это просто опасно». Сам директор до Самолвы на полноприводной машине «пробрался с трудом»; вылетая из-под колес МАЗов, говорил он, камни на грунтовке «стреляют, как из пращи». «У нас были заявки, начиная с февраля люди записывались на лето. Сейчас мы вынуждены всем отказывать», — жаловался музейщик.
Он вспоминал: когда губернатор Псковской области Михаил Ведерников в апреле приезжал в Самолву обсудить строительство мемориала, его предупреждали — дорога не выдержит интенсивного строительства. Ведерников пообещал, что сразу после возведения монумента дорогу починят. «Я не знаю, кто просчитался и кто, допустим, какой начальник там принял решение, что дорога выдержит, а она не выдержала…» — задумчиво добавлял Морозов.
Новость о закрытии музея появилась в большинстве областных и федеральных изданий. В Самолву тут же приехали чиновники из Пскова и пообещали решить проблему. Потресов подчеркивал, что власть «достаточно оперативно отреагировала» на жалобы, о губернаторе у музейщика сложилось «хорошее впечатление». По грунтовке пустили несколько грейдеров и катков, которые непрерывно ровняли колеи и «гребенку». Дожди прекратились, и в середине июня корреспонденты «Медиазоны» на полноприводном внедорожнике сумели сквозь пыль доехать до Самолвы.