Уходящая красота: деревянное зодчество русского севера

Содержание:

Декоративные украшения дома

Одна из
особенностей русского народного жилища — устойчивость его основных типов,
композиций фасадов и конструктивных приемов. Однако декоративные элементы —
помочи, причелины, наличники окон, балконы, крыльца и другие детали в
значительной степени были подвержены изменению художественных форм. Это
приводило к большому разнообразию декоративных приемов и придавало крестьянским
домам индивидуальные черты. Декоративные формы не только в каждой области, но и
в каждом районе давали большое число вариантов орнаментации, что придавало
разнообразие архитектуре. Из поколения в поколение передавались традиции
мастеров деревянного дела, совершенствовались и уточнялись приемы
художественной обработки дерева. Неповторимые образцы резьбы по дереву дали
русский Чевер и Среднее Поволжье. Северная резьба с ее несложным орнаментом из
косых и прямых линий, ромбов, розеток, выемок продолжала традиции древнего Новгорода.
Крупнейшим центром художественной обработки дерева было Поволжье. Именно здесь
развивалась известная «корабельная» резьба, которая поначалу
исполнялась на волжских судах, а затем вошла в архитектуру жилища, украсив
фасады жилых домов, ворот, столбов, предметы быта. Точно вышивки,
распространялись по фасаду затейливые узоры с изображением вьющихся растений,
фантастических птиц, русалок, львов, человеческих фигур.

Декоративные
украшения располагались в строго отведенных им местах на фасаде дома и подразделялись
на определенные виды: а) конструктивно-декоративные — кронштейны (помочи),
потоки, шеломы, курицы, бруски-связи; б) декоративные — причелины, полотенца,
наличники окон, балконы; в) функционально-декоративные — крыльца, ворота,
галереи-гульбища.

Музей деревянного зодчества Витославлицы

Музей деревянного зодчества Витославлицы начал создаваться в 1964 году, когда сюда стали привозить деревянные церкви и дома из северных регионов России. Интереснейшим экспонатом музея можно считать Церковь Рождества Богородицы из деревни Перёдки. Это самая древняя церковь в Витославлицах, и при этом она самая большая и красивая. Ее замысловатая архитектурная форма, восьмерик на крестообразном основании, была распространена именно в те годы.

Церковь Рождества Богородицы из деревни Передки, 1531 год

Часовня из деревни Кашира, 1745 год

Интересным образцом ярусной церкви русского севера является Церковь Святого Николая из деревни Высокий Остров, построенная в 1767 году. Как говорили в те годы, «храм был рублен кораблем», то есть, его основные элементы находятся в одной линии. По своим размерам она немногим меньше Церкви Рождества Богородицы.

Музей деревянного зодчества Костромская Слобода

Музей Деревянного зодчества Костромская слобода был создан в 1955 году, когда к стенам Ипатьевского монастыря стали привозить наиболее интересные экспонаты русского деревянного зодчества. При входе в музей расположен пруд, где можно покататься на лодках, а на его берегу стоит красивая ярусная церковь Собора Богородицы из села Холм, срубленная в 1552 году. 

Церковь Спаса Всемилостивого 1712 года из села Фоминское в музее Костромская слобода

Улица среди жилых крестьянских домов 19 века в музее Костромская слобода

Остальные экспонаты, в основном жилые избы 16-18 веков расположены вдоль главной улицы Музея Костромская слобода. Здесь представлены как избы зажиточных крестьян и купцов, так и самые простые избы крестьян – всего 28 домов и построек. Можно посмотреть их быт жилых помещений, а также хозяйственных построек.

Деревянные христианские храмы Древней Руси

После принятия христианства в 988 году стали строить православные храмы.

Самый простой тип храма

Самые простые деревянные храмы относились к клетскому типу построек. Они представляли собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех. Срубы всех частей чаще всего были разновысотными и крыты самостоятельными кровлями. Над самой высокой кровлей ставили главку.

Примером этого типа сооружений может служить церковь Св. Лазаря в Кижах. Хотя её датируют 14 веком, принцип строительства пришёл из древних времён. Подробней об архитектурных деталях и особенностях данного строения читайте в статье ««.

Первая многоглавая церковь

Ставили и многоглавые церкви. В Новгороде в 989 г. срубили большой христианский храм Св. Софии из мощных дубовых бревен. В некоторых источниках указывают, что он имел 13 глав. Многоглавие было исконно национальной чертой русского зодчества, перешедшей в каменную архитектуру Древней Руси.

Шатровый и ярусный тип церквей

Первые изображения подобия шатровой церкви в летописях относят к XII в.. Они имели небольшую высоту.

С конца XVII века стали строить церкви ярусного типа. Конструкция состоит из постепенно уменьшающихся, поставленных друг на друга срубов, четвериков или восьмериков. Преимущественная область распространения ярусных храмов – центральные районы Руси.

Что было вместо колоколен

Вместо колоколен изначально использовали била и клепала. Било великое представляло деревянную доску, которая подвешивалась к кóзлам или в специальные башенки — бильницы. Било малое делалось из длинного деревянного бруска с закругленными концами с перехватом посередине, чтобы удобнее было держать. В била ударяли деревянными колотушками. Еще один вид била представлял собой узкую металлическую полосу выгнутую по дуге.

Клепалами называли железное полое полушарие с металлическим языком, подобие колокола. Сами колокола получили широкое распространение в России в XV веке.

Часовни: что это и почему такое название

Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали.

Такие неприхотливые службы, проходившие у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси «часами». Отсюда и название сооружения.

Красота естественная и искусство

Основное занятие местных жителей связано с рыболовством и морским зверобойным промыслом. Море богато лососевыми видами рыбы, в нем обитают серый и гренландский киты, лахтак – морской заяц. Вблизи от Уэлена, как и во многих районах Чукотки, обнаружены залежи золота и других полезных ископаемых, но разработки здесь не ведутся. Восточный край Евразии – это прежде всего бескрайние неповторимые пейзажи, не случайно территория трех районов Чукотского автономного округа получила статус национального парка «Берингия».

Многовековые традиции морзверобойного промысла оказались прочно связанными и с промыслом художественным: в Уэлене, как и вообще на Чукотке, мастера издавна изготавливали фигурки из кости и моржовых клыков. Вырезали фигурки животных, создавали гравюры на сюжеты из повседневной жизни чукчей, охоты, езды на оленьих упряжках. Когда-то этим славился поселок Дежнево, который в рамках укрупнения чукотских поселений был заброшен, а жители его переселились в Уэлен.

В самом же селе существует Уэленская косторезная мастерская, основанная в 1931 году. Ее первым руководителем стал художник Вуквуктагин. А одним из самых прославленных мастеров, чьи произведения попали и в столичные музеи, стал Хухутан, начавший карьеру художника после несчастного случая на охоте, где он потерял ногу.

Мастера-косторезы Вуквутагин и Хухутан.

Интересно, что уже в тридцатые среди косторезов появились женщины – до этого считалось, что резьба по кости – исключительно мужское занятие, слабый пол к резцу не допускался. Среди изделий мастерской – костяные шахматы, брошки и пудреницы, а в 1934 году, когда в Уэлене находились самолеты, спасавшие экипаж парохода «Челюскин», мастера создавали и произведения, посвященные челюскинцам.

Изделия традиционного чукотского промысла — резьбы по кости.

Основная форма деревянной постройки

Начальной формой деревянной постройки являлся сруб.Если в плане сруб был в виде четырехугольника, то его называли «четверик». Сруб в виде шести- или восьмиугольника — «шестерик» или «восьмерик» соответственно. Горизонтальные ряды брёвен — это «венцы».Строение любой высоты с квадратным планом называлось клетью.

Ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

Четверик на восьмирике (фото: https://arzamas.academy/)

Что такое горница, хоромы, изба

Если клеть предназначалась для жилья и в ней была печь, то она именовалась «избою» или «истопкою». Помещение над нижней клетью называли «горницею». Нижние клети чаще всего использовали для хозяйственных целей. Как выглядело жилище русского крестьянина описано в статье Устройство русской избы внутри и снаружи.

Изображение сруба-клети на плане Тихвинского посада, составленного в 1678 г. Иваном Зелениным и Петром Евстафьевым

Несколько клетей, стоящих рядом и связанных в одно целое, назывались, в зависимости от их числа, «двойней», «тройней» и т.д., или «хороминой». Так же называли совокупность клетей, поставленных одна на другую. Хоромина, конечно, появилась впоследствии, а первоначально древние довольствовались одною клетью.

Клетский верх и крещатые бочки

«Верхом» в древности называли любое завершение постройки. Наиболее простым был «клетский» верх — простая двускатная крыша на клети. Большие хоромы могли иметь шатровый верх в виде высокой четырёх- или восьмигранной пирамиды (№ 1 на нижнем рисунке Коломенского дворца).Довольно сложной в работе была «бочка» — двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями и острым гребнем (№ 3).Делали еще и «крещатую бочку» — две пересекающиеся простые бочки (№ 2).Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу (№ 4).

Чем крыли крыши в Древней Руси

Крышу деревянных строений крыли соломой, увязанной в снопы (пучки). Их укладывали вдоль ската кровли и прижимали жердями.Расщепляли осиновые поленья на дощечки (гонт, дранку) и, словно чешуей, укрывали строение в несколько слоев.Делали дерновые крыши, когда покрытием служил перевёрнутый корнями кверху слой почвы с травой, уложенный на бересту.Самым же дорогим покрытием считался «тёс» — обтёсанные доски.

Даже после смерти Колумб продолжил пересекать Атлантику

После смерти в 1506 году Колумб был похоронен в Вальядолиде, Испания, а затем его останки переехали в Севилью. По просьбе родственников тела Колумба и его сына Диего были отправлены через Атлантический океан в Эспаньолу и захоронены в соборе Санто-Доминго. Когда в 1795 году французы захватили остров, испанцы выкопали останки исследователя и перевезли их на Кубу, а затем вернули опять в Севилью. Ко всеобщему удивлению в 1877 году в соборе Санто-Доминго исследователи обнаружили ящик с человеческими останками.

Испанцы эксгумировали не то тело? Тестирование ДНК в 2006 году показало, что по крайней мере некоторые из останков в Севилье принадлежат Колумбу. Доминиканская Республика отказалась провести испытания других останков из собора Санто-Доминго. Вполне возможно, что разные части Колумба находятся как в Новом, так и в Старом Свете.

Многоглавие в северной храмовой архитектуре существовало издревле: сведения о первом многоглавом храме датируются X веком

Например, известно о тринадцатиглавой Софии Новгородской, срубленной из дуба во второй половине X века. Но самые известные многоглавые храмы — это, конечно, Преображенский храм в Кижах и его предшественница, двадцатичетырехглавая Покровская церковь близ Вытегры в Вологодской области (сгорела в 1963 году). По своей архитектуре она была чрезвычайно похожа на храм Кижского погоста. Есть даже мнение, что два эти храма были построены одним мастером. Только Покровская церковь близ Вытегры стояла, в отличие от Преображенской, не на трех, а на двух восьмериках — поэтому ее и считают предшественницей храма в Кижах.

7

Какие стили применялись, временные рамки

Искусствоведы выделяют следующие стадии развития древнерусского зодчества:

  1. Киевская Русь — IX–XI века.
  2. Удельная Русь, период возникновения удельных княжеств — XII век.
  3. 80–90-е годы XII века — первая треть ХIII.

Сначала здания строили византийские зодчие, принесшие на Русь крестово-купольные церкви. Под влиянием византийского стиля в Киеве, Чернигове и других южных городах сложился южнорусский стиль, отличающийся от византийского, например, базовой планировкой, присущей 80 процентам русских храмов: с девятидольным ядром, на четырех крестчатых столбах, с тремя апсидами и нартексом.

Также было распространено позакомарное завершение: смыкающиеся напрямую закомары на фасаде, соответствующие внутренним сводам храма. Хоры обычно располагались над западными ячейками здания.

Вскоре, в начале XII века, появились региональные школы. Но только две из существовавших школ существенно повлияли на архитектуру более поздних эпох — новгородская и владимиро-суздальская, преобразившаяся через несколько веков в московскую школу.

Многие особенности построек эпохи Юрия Долгорукого, князя суздальского — техника кладки из белого камня, перспективные порталы, специфическая аркатура — имеют корни в романской европейской традиции. Если храмы Юрия Долгорукого походили на крепости, то у его сына Андрея Боголюбского крепость выглядела дворцом. Нарядный фасад со множеством колонн демонстрировал, что князь чувствует себя хозяином и не видит смысла прятаться за прочными стенами.

Заметно отличалась от киевской и владимиро-суздальской новгородская, северная архитектура — повторяя формы киевских храмов, она упрощала их, делала более строгими и монументальными, отказывалась от декора. Последним монументальным храмом Новгорода был Георгиевский собор. Власть князей в Новгороде слабела, деньги из городской казны уходили из-под их контроля.

Последние княжеские храмы в пределах города были возведены в 20–30-х годах ХII века и выглядели гораздо более скромно. К ним относятся церковь Иоанна Предтечи на Опоках, переданная князем Всеволодом Мстиславичем купеческой корпорации «Ивановское сто», и церковь Успения на Торгу.

Еще одна значимая характеристика храмового строительства этого периода в Новгороде — все формы стали проще, хоть и остались тяжеловесными в сравнении с другими стилями. Объем уменьшился, вместо множества куполов остался один. 

В последнем, третьем периоде развития древнерусской архитектуры, в период перед монгольским нашествием, храмы стали более высотными, вытянутыми к небу. Это обеспечивали дополнительные завершения на барабане, сложные пучковые пилястры, а также увеличение стен самого храма. Боковые апсиды стали заметно ниже по сравнению с центральной, боковые приделы стали раскрываться во внутреннее пространство, что делало храм похожим на шатер.

Здесь можно заметить влияние западноевропейской архитектуры. Хоры вернулись на традиционное для византийского зодчества место над нартексом. Это позволило прорезать западную стену арками. Как в Византии, чаще стали использовать камень, чередующийся с кирпичом, а не только кирпич, как во многих церквях более раннего периода.

Новгородско­псковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат

Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности. Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города. А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).

Храмы Новгорода не поражают огромными размерами. Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.

Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека. На них можно полюбоваться и сейчас.

Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными. Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке

Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке

Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.

Ни единого гвоздя!

Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.

Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.

В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.

Музей деревянного зодчества Щелковский хутор

Этнографический музей деревянного зодчества Щелковский Хутор расположен на южной окраине Нижнего Новгорода. Здесь можно посмотреть деревянные церкви и дома, привезённые с разных деревень Нижегородской губернии. Рядом находятся три Щелковских озера с пляжами и большая парковая зона, где летом любят отдыхать нижегородцы.

Большая деревянная Покровская церковь в музее Щелковский хутор была построена в 1731 году

Самая старая небольшая Покровская церковь в Музее Щелковский хутор была построена в 1672 году

Большая часть домов, церквей и хозяйственных построек музея располагается на ближнем от входа склоне оврага, по дну которого течет ручей. Но обязательно нужно пройти на другую сторону оврага, чтобы увидеть большую Покровскую церковь. Всего у музее Щелковский Хутор находится 16 построек различного назначения.

Нижняя Синячиха

Один из популярнейших на Среднем Урале музей деревянного зодчества — Нижняя Синячиха — располагается в одноименном селе, возникшем в 1860 г. на «государевой дороге», соединяющей Сибирь и центральные области России.

Созданию музея деревянного зодчества положил начало И. Д. Самойлов, который перед этим занимался реставрацией местного Спасо-Преображенского храма. Рядом с ним и стали располагать экспозицию из привозимых изб, часовен и других строений. Всего сюда было перевезено из сел Свердловской области 16 дворов, усадеб крестьян, церквей 17-19 вв. Музей-заповедник носит теперь имя его создателя.

Самое оригинальное и необходимое здание, которое всегда возводилось в сибирских селах, — пожарная каланча. Обычно его делали в виде надстройки над административным зданием либо отдельно, по типу сторожевой башни, где всегда находился дозорный.

Вдоль Сибирского тракта издавна строили целые комплексы построек, состоящие из жилой избы, таможни, амбара и конюшни. В представленной застройке центральное место отведено двухэтажному 6-стенному дому, украшенному деревянной резьбой, башнями и ставнями. Интерьер его также сохранен в неизменном виде: печь, домашняя утварь, ремесленные орудия (прялка, веретено и др.).

Общественные и хозяйственные постройки Музея деревянного зодчества «Синячиха» — баня, мельница, кузница и пр. — находятся в действующем состоянии, во время проводимых праздников здесь устраивают мастер-классы.

Оригинальны и интересны небольшие часовни, которые раньше строились в селах Урала: Ильинская (17 в.), Вознесения Господня (1885), имени Зосимы и Савватия Соловецких (нач. 20 в.). Они щедро украшены резьбой, а внутри можно увидеть старинную мебель, посуду, домашнюю утварь.

Основные внешние элементы храма: прирубы, бочки и главки

После возведения сруба к нему пристраиваются основные архитектурные элементы храма  — в зависимости от идеи мастеров и от типа самого сруба.

Один из таких элементов в северных храмах  — прúруб. Прúрубами называют пристройки к основному срубу, которые не являются с ним одним целым, но увеличивают его объем. Прирубы увеличивают не только внутренний объем храма, но и поверхность крыши, где можно разместить дополнительные главки.

На прирубы устанавливается бочка  — крыша в виде кокошника, а на бочку крепится барабан  — цилиндр, венчает же всю эту конструкцию главка.

Сложно сказать, когда точно в храмовой архитектуре появились бочки. Но наиболее широкое распространение они получили с XVII–XVIII веков. Потом они вновь исчезли и появились только на рубеже XIX и XX веков  — как характерная черта уже неорусского стиля.

Кроме тех главок, которые стоят на прирубах, основная их часть стоит на крыше восьмериков, которая называется пόлица.

5

Зодчество Московского княжества

Древние традиции дошли и до московских земель. До сегодняшнего дня полностью сохранился Звенигородский Успенский собор на Городке. Его особенность заключается в богатом декоре и изящных пропорциях. А росписью занимались известные художники Даниил Черный и Андрей Рублев.

Расцвет московского зодчества историки связывают с итальянцем Аристотелем Фиораванти. По его проекту был построен пятиглавый Успенский собор. Архитектор сумел придать зданию важный и торжественный вид благодаря сочетанию красного кирпича и белого камня.

В средневековье также строили ряд палат Кремля, знаменитой стала Гранатовая. Такое название ей дали благодаря отделке фасада. Его декорировали бриллиантовым рустом. Варианты такого декора встречаются в итальянских сооружения эпохи Возрождения.

Изменил облик зодчества Иван Грозный, который возобновил форму шатра, используемую во время деревянного строительства. Таким способом возвели церковь Вознесения в Коломенском. На нее потратили очень много средств из государственной казны, поэтому изящное сооружение по определению стало единственным в своем роде.

Но более известен Храм Василия Блаженного. Его построили во времена правления Ивана Грозного в память о взятии Казани. Проект разрабатывали двое зодчих — Постник Яковлев и Барма. После окончания строительства царь приказал ослепить их для того, чтобы они больше не смогли нигде воздвигнуть такой же прекрасный храм.

Со времен существования Древней Руси до нынешнего дня дошло много архитектурных памятников, но они остались лишь незначительной частью великолепия, которое строили в те годы.

Русь деревянная. Изба — макрокосм русского масштаба

Архитектура Древней Руси — уникальное явление в истории архитектуры. Несмотря на мощь каменных форм и зачастую крепостной характер белокаменных монолитов, она не может не восхищать своей красотой. Пожалуй, сейчас это единственные сооружения, которые дают почувствовать аромат давно ушедших веков с былинными богатырями и варварскими племенами монголо-татар. Но путь до белокаменной архитектуры был очень непростым и долгим. А начинался он с деревянной избы.

Не каждый житель современного мегаполиса был в настоящей русской избе. Большинство старых деревенек безвозвратно уходят в прошлое, некоторые же, наоборот, застраиваются особняками, иногда в неорусском стиле: многие не хотят расставаться с духом старины.

Если же говорить о конструкции настоящей русской избы, то она представляет собой деревянный сруб (или два сруба), покрытый двускатной, реже — четырехскатной крышей. Четыре бревна, сложенные в прямоугольник, соединялись по углам дома с помощью врубок, образуя венец. Существовало два типа врубок: «в обло» («в чашу»), который встречается в очень старых зданиях и деревенских избах, и «в лапу» — сложнее первого, но более экономный. Венцы накладывались друг на друга, и получался сруб. Для постройки больших зданий соединяли несколько срубов.

Рубленые дома-избы часто украшались, особенно на севере, резьбой. Наличники окон, ставни, ворота — на них в кружевной деревянный орнамент включались причудливые фигуры фантастических существ. Изба становилась очень нарядной!

Большая часть деревянных домов, которыми застраивались древнерусские города, мало чем отличались от крестьянской избы. Некоторые дома строились двухэтажными, многие ставились на подклет — полуподвальный этаж, служивший для хозяйственных целей. В простом одноэтажном деревянном доме помимо основного помещения — горницы — было еще дополнительное — жилое. А к срубу примыкали сени — входная часть дома. Интересно, что сейчас слово «сени» мы почти не употребляем. Зато в обиходе французский вариант — вестибюль!

В центре избы ставилась большая печь, обогревавшая всю постройку и получившая наименование русской. От нее зависело все — и тепло, и благополучие человека.

На деревянное зодчество оказала влияние каменная архитектура: в XVIII веке некоторые элементы стиля барокко появились на Русском Севере

В 60–70-х годах XVIII века в северном народном зодчестве явно было заметно влияние основных архитектурных стилей того времени: барокко и классицизма. Это видно и в том, что облик храмов в целом меняется, и в частностях  — например, в появлении барочных круглых окон в храмах.

Как раз в это время строилась церковь Успения в Кондопоге (Карелия), сейчас утраченная из-за пожара 2018 года. В ней сохранялся иконостас в стиле барокко.

Почему это влияние отразилось именно на архитектуре Кондопоги? Дело в том, что здесь грузили на суда гранит и мрамор, которые потом доставлялись в Петербург и использовались для постройки Исаакиевского и Казанского соборов. Поэтому местные мастера, работавшие в Петербурге, привнесли в деревянное зодчество Олонецкого края и самой Кондопоги новые барочные мотивы.

10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector