Деревянные храмы русского севера: 11 фактов об архитектуре и истории, помогающие лучше понять северное зодчество

Содержание:

Деревянные храмы русского севера

На русском Севере можно увидеть много красивых, деревянных церквей. Древние зодчие, не имея ни гвоздей, ни молотков, возводили невероятной красоты сооружения. Большинство древних церквей не сохранилось. Но некоторые из них, датированные началом 18 века, сумели чудом сохраниться.

Кижский погост

Архитектурный ансамбль расположен на одном из островов Онежского озера в Карелии. Включает в себя жемчужину русского деревянного зодчества — 22-главую Преображенскую церковь. Ее необычная конструкция обеспечила эффективную систему вентиляции, что в итоге помогло сохраниться зданию от разрушения. Церковь полностью сделана из дерева, без гвоздей.

Церковь Воскрешения Лазаря в Кижах, Карелия

Во второй половине 19 века на остров были перенесены и другие деревянные церкви с разных мест Карелии, чтобы сохранить их. Так образовался музей под открытым небом.

Церковь Всех Святых в Сургуте

Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших был восстановлен без единого гвоздя, по всем правилам церковного деревянного зодчества в 2002 году на том самом месте, где был расположен первый храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный казаками.

Церковь Всех Святых в земле Сибирской просиявших, Сургут

Соединяет в архитектуре древние и современные традиции, технические приемы. Присутствуют черты клетского и шатрового зодчества. Конструкцию храма можно охарактеризовать как «восьмерик на четверике». Венчает сруб шатровая колокольня.

Восьмерик с прирубами

Так или иначе, по своему типу церковь Преображения Господня относится к восьмериковым ярусным церквям. Двадцать две главки создают ощущение, что композиция чрезвычайно сложная, но церковь Преображения довольна проста и лаконична в своем плане. Она основывается на традиционной для деревянных храмов схеме восьмерика с четырьмя прúрубами. Это означает, что в основе храма лежит восьмигранный сруб — то есть восьмиугольник в сечении. Он-то и помогает создать крестообразный план церкви, образованный центральным восьмистенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками-прирубами, обращенными по сторонам света. Сооружения подобного типа называются «восьмерик с четырьмя прирубами» или «круглая о двадцатистенном окладе». Церкви, в основе которых лежала подобная конструкция, были известны на Руси еще в XIV веке.

Если сруб мы себе визуально представляем, то прúруб — это пристройка, которая не является одним целым с восьмериком-срубом. Она приставляется к основному объему здания для его увеличения. В храме Преображения прирубы двухступенчатые. На них устанавливается бочка — крыша в виде кокошника, а на бочку крепится барабан — цилиндр, венчает же всю эту конструкцию главка. Кроме двух главок с каждой стороны, которые устанавливаются на прирубы, главки стоят и на самόй крыше восьмериков, которая называется пόлица.

Только в случае с Преображенской церковью в основе здания не один, а три восьмигранных сруба — на нижний, самый большой, поставлены еще два небольших (их высота — 18, 6 и 3 метра соответственно). Такое решение придает пирамидальную устремленность церкви, позволяет ей сужаться к верху и создает ощущение легкости. Вдобавок это делает и саму конструкцию более устойчивой, поскольку распределяет вес на все основание равномерно. Размеры этих срубов, которые составляют основу храма, определяют и его внутренний объем. На самом деле, только ¼ объема храма отдана под внутреннее церковное помещение, остальное — это пространство, создающее объем. Роспись небес храма (перекрытия под куполом) до нас не дошла, но о ней можно судить по подобному небу в Вытегорской церкви.

Визуально среди большого количества главок обнаружить восьмерик достаточно тяжело, но на самом деле, для того, чтобы понять конструкцию храма Преображения Господня, надо визуально отделить прирубы от основного сруба — тогда форма и конструкция церкви станут поняты.

3

Самые красивые святыни Российской Федерации

Смольный собор воскресения Христова в Санкт-Петербурге

В продолжении разговора про Храмы России фото с названиями и описанием, следует рассказать о самых красивых Святынях.

Еще одна жемчужина северной столицы. Здание в стиле барокко, не заметить его просто невозможно. Величие и красота захватывают дух.

Это уникальное здание было построено по указу императрицы Елизаветы на месте Смольного дворца, в котором она некогда жила. По плану – это крест, в углах которого стоят 4 церкви.

Архитекторы планировали построить один купол, но Елизавета настояла на пятиглавии. Храм получился необычным, так как все купола разных размеров и формы, что нехарактерно для православной архитектуры того столетия.

Нижняя часть фасада больше похожа на дворец, нежели чем на храм. Здесь сыграло роль пышное елизаветинское барокко. Архитектурное решение такого, что визуально при приближении здание уменьшается в размерах, однако от этого не становится менее богатым и величественным.

Если вам интересны побывать на экскурсии в Интерактивном Музее Истории России , то предлагаю посмотреть наше видео:

Храм можно посетить в любое время с 7.00 до 20.00 (окончание вечерней службы). Вход свободный.

Успенский кафедральный собор Смоленск

Во время нападок Речи Посполитой была взорвана взрывчатка не далеко от собора. Взрыв унес за собой много смертей и разрушил здание. Два века потребовалось для полного его восстановления.

Так долго, потому что архитекторы постоянно допускали ошибки в расчетах и чертежах, и здание то и дело, рушилось или косилось. Но, наконец-то, после долгих лет проб и ошибок собор был возведен.

Богато внутреннее убранство. Высота сводов 30 метров. Кругом резьба и позолота. Также там хранятся великие святыни, такие как пояс Богородицы, сандалии воина Меркурия и многие другие.

Статья о Смоленске здесь!

Храм открыт с понедельника по субботу с 9.00 до 20.00. в воскресенье с 7.00 до 20.30. Вход бесплатный.

Сайт:

smol-kafedra.cerkov.ru

Успенский кафедральный собор Омск

Это одна из главных православных достопримечательностей города и основная святыня местной епархии. Во времена СССР здание пришло в негодный вид, но затем восстановлено на средства, собранные с пожертвований горожан.

Это архитектурная переработка знаменитого Спаса на Крови. Первый камень был заложен Николаем II в 1891 году. За времена войн и междоусобиц, здание разрушили и восстановили в 2007 году. Где на открытии нового собора присутствовало множество приглашенных артистов со всей России. В общей сложности 800 человек.

В этом же году переименовали площадь возле храма. Теперь она носит название «Соборная площадь». Здесь проходят все важные события города.

Этот собор занесен в каталог мировой храмовой культуры и носит статус уникального исторического памятника России.

Вход с 8.00 до 19.00.

Сайт:

omsk-sobor.ru

Церковь Воскресения Господня в Форосе

Это удивительно красивое место в Крыму. Расположена церковь на скале высотой 427 метров над уровнем моря. Создается впечатление, что здание парит в облаках. Есть смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на морскую гладь. Внизу популярный курорт – Форос.

Особенный шарм и красоту церкви придает специальная подсветка, которую зажигают в вечернее время. Церковь видно издалека, она выделяется даже в ночное время на фоне моря, гор и неба.

Сегодня церковь в Форосе – это место для богослужения и причастия горожан, а также одна из главных достопримечательностей Крымского полуострова.

Церковь преображения Господня Кижи

Церковь уникальна тем, что имеет 22 главы (по некоторым данным, ранее было 25 глав). Для русского зодчества такое многоглавие не характерно. Хотя в древних летописях есть упоминание о первом Софийском соборе в Новгороде, который имел 30 глав.

Много раз менялось внутреннее убранство храма. Была там и краска, и доски, и обои. Всероссийская экспедиция Центральных реставрационных мастерских отмечала разновременность в отделке.

Перед реставраторами стояла непростая задача – привести храм в подобающий вид и убрать все временные наслоения. Они справились. В 1980 году состояние храма признали аварийным и вынесли все убранство.

На данный момент церковь находится на реконструкции и внутрь попасть нельзя. Но можно посетить территорию музея-заповедника, в котором она расположена и посмотреть фасад снаружи.

Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке

Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке

Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.

Ни единого гвоздя!

Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.

Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.

В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.

Что находится за иконостасом

ПрестолИллюстрация Галины Кребс Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную. Когда открыты Царские врата, за ними можно уви­деть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом  Антиминс — плат с вшитыми частицами святых мощей., на котором стоят священные предметы для богослу­жения. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Царские вра­та — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Северная ведет в жертвенник — пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. На нем готовят дары для та­инства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа. За южной дверью помещается диаконник — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.

Деревянные христианские храмы Древней Руси

После принятия христианства в 988 году стали строить православные храмы.

Самый простой тип храма

Самые простые деревянные храмы относились к клетскому типу построек. Они представляли собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех. Срубы всех частей чаще всего были разновысотными и крыты самостоятельными кровлями. Над самой высокой кровлей ставили главку.

Примером этого типа сооружений может служить церковь Св. Лазаря в Кижах. Хотя её датируют 14 веком, принцип строительства пришёл из древних времён. Подробней об архитектурных деталях и особенностях данного строения читайте в статье ««.

Первая многоглавая церковь

Ставили и многоглавые церкви. В Новгороде в 989 г. срубили большой христианский храм Св. Софии из мощных дубовых бревен. В некоторых источниках указывают, что он имел 13 глав. Многоглавие было исконно национальной чертой русского зодчества, перешедшей в каменную архитектуру Древней Руси.

Шатровый и ярусный тип церквей

Первые изображения подобия шатровой церкви в летописях относят к XII в.. Они имели небольшую высоту.

С конца XVII века стали строить церкви ярусного типа. Конструкция состоит из постепенно уменьшающихся, поставленных друг на друга срубов, четвериков или восьмериков. Преимущественная область распространения ярусных храмов – центральные районы Руси.

Что было вместо колоколен

Вместо колоколен изначально использовали била и клепала. Било великое представляло деревянную доску, которая подвешивалась к кóзлам или в специальные башенки — бильницы. Било малое делалось из длинного деревянного бруска с закругленными концами с перехватом посередине, чтобы удобнее было держать. В била ударяли деревянными колотушками. Еще один вид била представлял собой узкую металлическую полосу выгнутую по дуге.

Клепалами называли железное полое полушарие с металлическим языком, подобие колокола. Сами колокола получили широкое распространение в России в XV веке.

Часовни: что это и почему такое название

Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали.

Такие неприхотливые службы, проходившие у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси «часами». Отсюда и название сооружения.

Как устроен иконостас

Высокий иконостас — своего рода экран, демонстрирующий молящимся иную, божественную реальность, — появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов. Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории. Самый верхний ряд — праотеческий — посвящен тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др.). Ниже, в пророческом чине, изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил). Следующий чин, праздничный, рас­ска­зывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д.). Самый важный ряд — тот, где размещен деисус  Деисус (греч. δέησις — «прошение, моле­ние») — сакральная иконография как мини­мум из трех фигур: в центре изображается Христос, по бокам — Богоматерь и Иоанн Креститель, обра­щающиеся к нему с заступ­ничеством о чело­вечестве. Эта композиция может быть дополнена изо­бражениями апо­столов, святых отцов и муче­ников, также обращенных к Христу.. Богородица и Иоанн Кре­ститель в молитвенном заступничестве за человечество стоят справа и слева от Спасителя, за ними располагаются апостолы, святые отцы и мученики В современных иконостасах деисусный и праздничный чины часто меняют местами — чтобы зрители могли лучше разглядеть небольшие детализированные образы праздничного ряда.. Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. Здесь кроме икон Спасителя и Богородицы помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь. Особый проход в центре иконо­стаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они откры­ты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех моля­щихся.

Несмотря на основные общие черты северных храмов, в каждом регионе существуют свои особенности

Не секрет, что Русский Север — это не единая территория. В разных его регионах можно найти более или менее характерные для каждой местности архитектурные формы. Например, особенностью храмов Поонежья (областей по берегам реки Онеги) являются кубоватые покрытия (по форме напоминают луковицу, только с выраженными сторонами) и покрытия бочкой. А выделяющейся чертой храмов Прионежья стали так называемые фронтонные пояса.

Фронтонный пояс. Никольская церковь в Согиницах. Фото: Н. Федотов, 1976

Многие исследователи признавали их чисто декоративными элементами, но на сегодняшний день принято считать, что с их помощью от сруба отводили воду. Такие особенности есть практически в каждом регионе.

11

Чем отличается село от хутора. Размытые границы

Чем отличается деревня от села и поселка в наше время? Октябрьская революция, хрущевские реформы и сложные экономические условия последних десятилетий развеяли четкую границу между этими территориальными пунктами. В Советском Союзе село постепенно теряло свое социальное предназначение, его развитие прекратилось. Место между городом и деревней заняли новые административные образования, несущие промежуточную функцию. В современной России отсутствует четко установленная типология муниципальных образований. Чем отличается село от деревни юридически — сложно сказать. В период советской власти возможной разницей могло быть наличие сельсовета — органа власти. Наличие церковного прихода тоже не является показателем принадлежности к селу, также как и количество населения. Сейчас нет принципиальной разницы между этими понятиями. Возможно, только дань уважения истории и привычка местных жителей еще определяет статус поселения.

На данный момент на грандиозных просторах, занятых Российской Федерацией, существует около 150 тысяч сельских поселений. В наше время уже не уловить разницы, чем село отличается от деревни, эти различия сейчас практически упразднены

Принимая во внимание бесчисленное количество факторов, объединяющих социально-культурные и экономические связи, основанные на традициях и обычаях, очень сложно ограничить принадлежность поселения к определенному виду. Множество споров о том, чем отличается село от деревни, не дают точных ответов

Развитие сельского хозяйства и более совершенная механизированная обработка угодий, общность территории и географических условий дает возможность слияния форм сельских поселений в единую систему с более удобной инфраструктурой.

Манхэттен — центральный деловой район Нью-Йорка

Люди, как правило, не живут изолированно. Они концентрируются в поселениях, где на ограниченной территории компактно размещены дома, места работы, учебы, магазины, банки и т. п. Человеческие поселения занимают очень маленькую долю от площади Земли (около 1%), но оказывают огромное влияние на экономику и культуру, являясь центрами инноваций.

Преимущества городских населенных пунктов по сравнению с сельскими

Города привлекают как бизнес, так и граждан возможностями для предпринимательства, образования, более высоким качеством жизни, здравоохранения. Во всех странах мира доходы на душу населения в городах выше, чем в сельских поселениях. Это ведет к постоянному росту численности горожан, росту площади городской застройки и повышению роли городов в жизни мирового сообщества. Города, особенно крупные, притягивают не только внутренних, но и международных мигрантов из всех регионов мира. Города становятся центрами культурных, официальных, деловых, научных контактов; в них концентрируются функции управления, производства и контроля — ключевые предприятия, банки, штаб-квартиры

Город и село отличаются друг от друга большим количеством факторов. Это и площадь, и количество населения, а также его плотность. Городское население проживает в основном в многоквартирных домах, а в селах люди живут в частных усадьбах, домах.Также в городах есть больницы, школы, различные предприятия и тд. Тогда как в большинстве сел наличие медпункта, школы и магазина говорит о «продвинутости» данного населенного пункта.В селах в основном занимаются сельским хозяйством, тогда как в городе спектр разнообразных вакансий работы очень большой.Кроме этого в городах более развита культурная жизнь. Есть много музеев, выставок, театров, ночных заведений, кафе, ресторанов. Село и в этом плане к сожалению до сих пор остается ограниченным по сравнению с городом.

Изначально, сообщества жили в сельских условиях и занимались возделыванием полей, выращиванием домашней скотины. С развитием цивилизации, появились города. В них жили ремесленники, правители. В городах располагались рынки и общественные здания – суды, тюрьмы, учебные заведения.

Вышгороды и оборонительные постройки

«Оборонное зодчество — одна из ветвей русской деревянной архитектуры, ее неотъемлемая часть. Большинство деревянных крепостей стали основой для развития на их базе русских городов.» (Н. П. Крадин. Русское деревянное оборонное зодчество., М., 1988) Наиболее известные строения оборонительного деревянного зодчества — башни сибирских острогов, а также проездная башня Николо-Карельского монастыря (вторая половина XVII века). Крепости более раннего времени изучаются в основном по материалам археологов, старинным гравюрам, чертежам и изображениям на иконах.

Для русских деревянных укреплений характерны такие части как ров, насыпной вал и городские стены. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Поэтому во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами».

Примитивные ограждения VIII—IX вв. лишали врагов возможности внезапно ворваться в поселение и служили прикрытием защитников крепости. Деревянные стены русских укреплений, появившиеся с середины X века, были значительно более прочными. Они представляли собой бревенчатые срубы, скрепленные на определенных расстояниях короткими отрезками поперечных стенок, соединенных с продольными «вобло».

Стены достигали в высоту примерно 3—5 м. В верхней части их снабжали боевым ходом в виде балкона или галереи, проходящей вдоль стены с ее внутренней стороны и прикрытой снаружи бревенчатым же бруствером.

Собор эпохи Ивана Грозного в калужском селе

1 / 6

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 1898 годГосударственная публичная историческая библиотека России

2 / 6

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 1941 год«Соборы.ру»

3 / 6

Вид собора с юга. 1969 год «Архнадзор»

4 / 6

Северо-восточная часть собора. 1960-е годы «Архнадзор»

5 / 6

Южный фасад собора. Вариант проекта реставрации 1991 года «Архнадзор»

6 / 6

Проект главы и постамента собора. Вид и разрез. 1991 год «Архнадзор»

Успенский собор бывшего города Перемышля (теперь тут село) — памятник, уникальный для провинции XVI века — и масштабом, и хитростью внутреннего устройства. Исследовавший собор реставратор Юрий Мосунов писал: «Перво­начально собор представлял собой необыкновенно сложную развитую струк­туру, которая по составу помещений, частей и элементов едва ли имела себе подобную среди построек времени Ивана Грозного».

Пятиглавый собор с трех сторон был окружен открытыми галереями. Под храмом находился подклетный  Подклет — нижний этаж храма. этаж, а еще ниже — подвалы, где были кладовые. Внутристенная лестница вела на хоры с двумя особыми палатами, предназначав­шимися для молитвы. Над апсидой находился тайник, основание центральной главы было решено в виде маленького храма, стоящего на сводах, и так далее. Исследователи отмечали странное сочетание сложности замысла и простоты фасадов, архаики и модных конструк­тивных приемов: судя по все­му, заказ князя выполнял «опытный зодчий, ментально принадлежащий ушед­шей эпохе». А может быть, напускная архаика является знаком опричнины, уважавшей строгость старых канонов: в 1562 году Иван Грозный отобрал Перемышль у героя взятия Казани, опального Михаила Воротынского, взяв город «на себя», то есть в свое оприч­ное владение, но через четыре года простил князя и вернул ему вотчину.

1 / 8

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 2016 год Ducat 606 / Google maps

2 / 8

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 2011 год Лобготт Пипзам / CC BY-SA 4.0

3 / 8

Внутри собора gorod.kaluga.ru

4 / 8

Фрагмент пилона и северного фасада в интерьере основного объема собора gorod.kaluga.ru

5 / 8

Внутри трапезной Wikimapia

6 / 8

Фрагмент интерьера подклета трапезной Wikimapia

7 / 8

Фрагмент фасада трапезной gorod.kaluga.ru

8 / 8

Внутри собора Wikimapia

В 1969 году был подготовлен проект срочных работ на аварийном памятнике, но едва работы начались, рухнули своды. С 1972 года собор лежит в руинах, и с тех пор не принималось никаких попыток консервации трех сохранившихся стен, расколотых трещинами на отдельные сегменты. В 2016 году стало извест­но о начале восста­новления храма, однако дело ограничилось молебном и во­дружением креста на колокольню.

Среди других пропадающих памятников XVI столетия (а сохранившиеся по­стройки этого времени редки для России) — разрушенные в войну и с тех пор позабытые Предтеченская церковь в селе Каменные Поляны, которое уже не существует, на окраине Ленинградской области и Ильинская в Конёчках, всего в 8 км от Пскова.

Деревянные храмы русского севера

На русском Севере можно увидеть много красивых, деревянных церквей. Древние зодчие, не имея ни гвоздей, ни молотков, возводили невероятной красоты сооружения. Большинство древних церквей не сохранилось. Но некоторые из них, датированные началом 18 века, сумели чудом сохраниться.

Кижский погост

Архитектурный ансамбль расположен на одном из островов Онежского озера в Карелии. Включает в себя жемчужину русского деревянного зодчества — 22-главую Преображенскую церковь. Ее необычная конструкция обеспечила эффективную систему вентиляции, что в итоге помогло сохраниться зданию от разрушения. Церковь полностью сделана из дерева, без гвоздей.

Церковь Воскрешения Лазаря в Кижах, Карелия

Во второй половине 19 века на остров были перенесены и другие деревянные церкви с разных мест Карелии, чтобы сохранить их. Так образовался музей под открытым небом.

Церковь Всех Святых в Сургуте

Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших был восстановлен без единого гвоздя, по всем правилам церковного деревянного зодчества в 2002 году на том самом месте, где был расположен первый храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный казаками.

Церковь Всех Святых в земле Сибирской просиявших, Сургут

Соединяет в архитектуре древние и современные традиции, технические приемы. Присутствуют черты клетского и шатрового зодчества. Конструкцию храма можно охарактеризовать как «восьмерик на четверике». Венчает сруб шатровая колокольня.

Лунное затмение однажды спасло Колумба

В феврале 1504 года Колумб застрял на Ямайке: от него ушла добрая половина команды, а аборигены не хотели делиться с ним едой. Колумба спасли те самые небеса, на которые он все время полагался для навигации. Зная из своего журнала, что 29 февраля 1504 года надвигается лунное затмение, Колумб предупредил аборигенов, что его бог весьма расстроен тем, как с мореплавателем обращаются. В назначенную ночь ореол вокруг Луны сделался красным, и перепуганные островитяне стали умолять Колумба просить своего бога о пощаде.

Колумб объявляет открытую землю собственностью испанского короля. Иллюстрация 1893 года.

Кижский погост

Кижский погост а Карелии.

Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом — деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.

Купола Преображенской церкви.

Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.

Одно из самых высоких деревянных строений в мире.

Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.

Архитектурный ансамбль Кижи.

В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.

Топ 5 самых посещаемых храмов России

Храмы России, фото с названиями которых входят во все путеводители по стране, привлекают туристов и путешественников со всего мира.

Свято-Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры

Древнейший соборный храм начала XV века привлекает паломников хранящимися мощами преподобного Сергия радонежского, основателя монастыря и духовного хранителя земли русской. Сам белокаменный собор крестово-купольной архитектуры является уникальным памятником раннемосковского зодчества.

Храмы России поражают своей красотой и масштабностью. Фото с названиями помогут увидеть самые лучшие из них.

Внутреннее убранство храма тоже достойно внимания. Сплошной иконостас и стеновые фрески расписывал знаменитый иконописец Андрей Рублев.

Добраться до станции Сергиев Посад можно на электричке за 1,5 ч. с Ярославского вокзала Москвы или до станции Александров и Балакирево. Можно за час доехать на автобусе № 388 от станции метро ВДНХ.

Казанский собор, Санкт-Петербург

Величественный памятник русской воинской славы возведен в начале XIX столетия по проекту Андрея Воронихина на Казанской площади северной столицы. Однокупольный храм стиля ампир и классицизм с элементами эклектики, дополняется полукруглой колоннадой из 96 гранитных колонн, выполнен по мотивам римского Собора Святого Петра.

Храм является действующим. Ежедневно проводятся 2 божественные литургии в 7 и в 10 ч., вечернее богослужение начинается в 18 ч.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)

Уникальное по сложности и красоте храмовое сооружение середины XVII века задумывалось патриархом Никоном как копия иерусалимского храма Гроба Господня, но в процессе строительства претерпело художественное переосмысление первообраза.

Центральная 4-столпная часть храма освящена в честь Воскресения Господа, к ней с запада пристроена шатровая ротонда с часовней Гроба Господня, на востоке находится подземная церковь Святых Константина и Елены с фрагментами колокольни. Монастырский историко-архитектурный и художественный музейный комплекс находится в поселке Истра на улице Советская 2, строение 3.

Доехать можно примерно за час на личном автомобиле или на рейсовом автобусе № 372 от Тушинской станции метро за 115 руб. До Истры также регулярно ходят электрички от Рижского вокзала. Время в пути 1,15-1,5 ч. Стоимость 120 руб. Время работы в будние дни с 10 до 18 ч., в субботу до 21 ч., в воскресенье до 19 ч. Кассы закрываются на 30 мин. раньше.

Стоимость входного билета без экскурсии 250-450 руб., в зависимости от выбранных объектов. В Воскресенском храме проходят по выходным и праздничным дням регулярные богослужения в 10 ч. литургия, и в 17 ч. всенощное бдение.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного), Москва

Самый узнаваемый столичный храм на Красной площади, объединяет сразу несколько церквей с 11 пределами. Уникальное строение XVI столетия сочетает стили русского шатрового зодчества с итальянским возрождением. Точно авторство проекта не установлено. Является всемирным объектом наследия ЮНЕСКО, входит в семерку чудес России.

Сегодня храм принадлежит совместно православной церкви и государственному историческому музею. Входной билет стоит 700 руб., с экскурсионным обслуживанием 1200 руб. Посещение возможно с 11 до 18 ч. Здесь совершаются регулярные богослужения по выходным дням.

Храм на Крови, Екатеринбург

Огромный собор возведен в 2003 году на месте расстрела царской семьи во имя всех Святых в земле Российской просиявших, стал главным центром культа императорской семьи для паломников всего мира и туристической достопримечательностью Урала.

Представляет целый культурно-религиозный комплекс, куда входит 5-купольный храм русско-византийского стиля на 2 уровнях, с криптой расстрельной комнаты, музеем Святых Царских страстотерпцев, концертным залом.

В храме проходят ежедневные церковные службы в 17 ч. – вечернее богослужение, в будние дни литургия начинается в 8 ч., в выходные и праздничные дни служится 3 божественных литургии: в 6-40, в 8 и 9 ч. Адрес храма: Екатеринбург, улица Царская д.10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector