Три великие базилики рима, христианство — экскурсия в прошлое

Базилики

Построенный в 184 г. до н.э. по Катона Старшего , во время его цензуры , его останки были найдены в северном углу Римского Форума , между курией и Atrium Libertatis (в штаб — квартире цензоров). В останках сохранились следы реконструкции времен Суллы . Базилика стала центром интенсивной экономической деятельности, а ее архитектурная форма напоминала «Египетский зал».

Базилика Семпрония

Построен цензором Тиберием Семпронием Гракхом в 170 г. до н.э. на северо-восточной стороне Римского форума, за ветерями табернов .

Базилика Опимия

Основан в 121 г. до н.э. на северном углу Римского форума консулом Луцием Опимиусом , который также профинансировал реконструкцию соседнего Храма Согласия . Вероятно, он был разрушен во время ремонта храма при Тиберии .

Базилика Фульвия

Также известный как Фульвия-Эмилия , он был построен цензорами в 179 г. до н.э. на северо-восточной стороне Римского форума, за tabernae novae argentariae , вероятно, вместо бывшей базилики, на которую ссылается Плавт . В середине I века до нашей эры его заменила Базилика Эмилия.

Базилика Эмилия

Базилика Эмилия , или Базилика Паулли , находилась на северо-востоке Римского форума. Он заменил Базилику Фульвии или Фульвии-Эмилии позади tabernae novae argentariae между 55 и 34 годами до нашей эры . До V века он подвергался различным реставрациям .

Базилика Юлия

Построенный на юго-западной стороне Римского форума, начиная с 55 г. до н.э. , он заменил Базилику Семпрония и tabernae veteres . Он был открыт в 46 году до нашей эры , но был поврежден пожаром в 12 году до нашей эры . Восстановленный и посвященный внукам Августа , Гая и Луция Цезаря в 12 году нашей эры ( Basilica Gai et Luci ), он был разрушен пожаром в 283 году и снова восстановлен Диоклетианом .

Базилика Аргентария

Упомянутый в поздних источниках, он был идентифицирован по двухнефному портику на колоннах, расположенному с левой стороны Храма Венеры Генетрикс на Форуме Цезаря, и имел отношение к реконструкции комплекса при Траяне .

Базилика Ульпия

Эта базилика закрывала Форум Траяна на своей северо-западной стороне.

Базилика Максенция

Также известно как базилика Constantini или базилика Нова , его строительство началось под Максенцией около 305 г. н.э. на склонах Велианы Хилл в стороне Римского форума и закончился под Consantine I . Вероятно, в IV веке он был объединен с портиком входа на Виа Сакра и апсидой в центральной нише противоположной стены.

Типы растения

Описывая виды базилика выделяют следующие лучшие сорта:

  1. Мавританский.
  2. Застольный.
  3. Фантазер.
  4. Генуэзский.
  5. Мэджик Мауинтин.
  6. Рэд Рубин.

«Мавританский» – отличается высокой продуктивностью и сильным ароматом.

«Застольный» – зеленый вариант базилика, считается самым душистым среди среднепоздних сортов.

Одним из самых урожайных является вид «Фантазер».

В итальянской кухне используются как свежие, так и сухие листочки сорта «Генуэзский».

Выведенный израильскими селекционерами «Мэджик Мауинтин» устойчив и к низким, и к высоким температурам. Зеленые листочки куста отливают пурпурным цветом и прекрасно смотрятся в садах как декоративное растение.

Бутончики сорта «Рэд Рубин» американцы любят добавлять в омлеты.

Что входит в состав восточной пряности

Для того чтобы ответить на вопрос, чем полезен зеленый базилик, необходимо разобраться с его химическим составом. Все богатство растения содержится в его листьях. Именно в них находятся витамины: А, В2, Р, С, растительные жиры, простые сахара, рутин, каротин, фитонциды. Пряность придают базилику эфирные масла, которые содержатся в количестве 1,5 %, это считается высоким показателем. Летучие вещества, которые тоже являются важными компонентами, способствуют активизации сердечного ритма: линалоол, камфора, эвгенол и меилхавинол.

Благодаря всем вышеперечисленным характеристикам можно понять, насколько обширно применение базилика и в медицине: как противовоспалительное, дезинфицирующее, ранозаживляющее, иммуноукрепляющее средство. При бронхитах, вирусных респираторных заболеваниях, астме это растение может прийти на помощь.

Положительно виляет на нервную систему, пищеварительный тракт, укрепляет мышечную ткань внутренних органов и снимает спазмы в кровеносных сосудах и нормализует работу мочевыводящих путей и кишечника.

Применение в косметологии

Базилик – востребованный ингредиент не только в медикаментах или кулинарных поисках, а и в косметических средствах для лица и волос.

Растение активизирует рост волосяных луковиц, уплотняет фолликул, делает волосы блестящими, сильными и здоровыми. Достаточно систематического применения отваров из базилика в течение 2-3 месяцев, чтобы восстановить безжизненные волосы, пересушенные феном и краской.

Каждая девушка, хоть раз в жизни, пыталась опробовать народные средства красоты

Если приготовление отвара вызывает у вас неподдельную панику, то просто купите готовую смесь в аптеке (достаточно разогреть и нанести на кожу головы) или обратите внимание на специализированные аптечные средства на основе базилика

Какой эффект базилик оказывает на кожу лица:

  • тонизирование;
  • регенерация (помогает заживлять как мелкие раздражения, так и пост-акне);
  • снятие воспаления;
  • омоложение.

Листки растения известны своим антибактериальным эффектом. Специалисты рекомендуют использовать средства с базиликом для ухода за поврежденной и проблемной кожей.

Как использовать базилик для лица:

  • в форме тоника. Охлажденный отвар действительно можно наносить вместо привычного тонизирующего средства. Воспользуйтесь емкостью с распылителем, чтобы легко нанести отвар либо заморозьте травы со льдом и протирайте ним кожу;
  • в форме компресс-маски. Свежие листья (предварительно очищенные) помогут снять припухлость, раздражение кожи, наполнят ее влагой и витаминами;
  • в форме воды. Девушкам известны полезные свойства лекарственной термальной воды. Сок базилика вполне может заменить дорогостоящую косметику и показать абсолютно идентичный (даже лучше) результат.

История ингредиента

Культивирование базилика берет начало в древней Индии (первичное название специи – туласи). Историки утверждают, что египтяне использовали базилик в обрядах жертвоприношений. Археологи фиксируют наличие базилика в гробницах богатых людей и даже фараонов.

В Риме растение использовалось исключительно в лекарственных целях. Сохранились споры ученых Галена и Плиния касательно пользы базилика. Первый считал растение ядовитым и опасным, второй настаивал на его целебных свойствах. Европа познакомилась с растением много позже – в IV веке до н.е.

На родине растение все еще пользуется колоссальным спросом и считается священным. Индусы считают, что туласи – воплощение Лакшми, жены Вишны (верховного бога индуизма). Если местный житель нечаянно коснется листов растения, то должен встать на колени и попросить прощения у богов за кощунство.

После стремительного распространения ингредиента, базиликом заинтересовалась Франция. По сей день французы называют базилик королем специй и вводят его в большинство блюд национальной кухни.

Базилик укоренился в мировых кулинарных практиках и встречается во всех кухнях мира. Выведено более 70 сортов растения, каждый из которых отличается оттенком, пищевой ценностью и вкусовой палитрой.

Классификация сортов по высоте куста

Низкорослые разновидности регана идеально подходят для выращивания в комнатных условиях или на балконе, в горшках. Их наибольшая высота составляет 30 см. Они не требовательны к уходу и не доставляют никаких проблем. Кусты развиваются очень быстро, не нуждаются в формировании и подкормках. Единственное, что нужно делать – вовремя увлажнять почву и собирать урожай.

Сорта со средней высотой куста годятся для выращивания в частных садах и больших фермерских хозяйствах на продажу. Такой реган универсален. Он подходит для еды в свежем виде, заготовки и использования в кулинарии. У среднерослых сортов высота куста составляет от 30 до 60 см.

Кусты высокорослых разновидностей превышают 60 см в высоту. За такими растениями необходим тщательный уход. Любая обработка таких растений затруднена. Поэтому в российских садах высокий базилик встречается очень редко.

Происхождение и этимология

Ионическая стоянка на Священном Пути Милета .

Слово «базилика», вытекающее из латинской базилики , формируются из двух греческих элементов, василевс , который означает «король» и женский прилагательным суффикс -ikê . Полное выражение — βασιλικά οἰκία ( basilika oikia ), что означает «королевский зал». Это было одновременно и местом, где король или его представители устраивали публичные слушания или отправляли правосудие, и местом публичных собраний.

Это греческое стоа (ἡ στοά), общественное крытое пространство, предназначенное для защиты различных видов деятельности от элементов, которое со временем приобрело функциональную специализацию, например, стоа базилей в Афинах, где находится резиденция короля архонта . Он имеет портик, закрытый сзади сплошной стеной, а впереди открывается крыльцо с колоннадой в общественном пространстве ( агора ).

Использование в кулинарии

Базилик вводят в блюдо в сыром или термически обработанном виде. В кулинарии используются листья и семена растения, а корень и стебли (ввиду чрезмерно горького вкуса) непригодны к употреблению.

Кулинары советуют измельчить базилик руками, а не резать ножом.

Куда добавлять базилик:

  • напитки;
  • салаты;
  • супы;
  • паштеты на основе любого сорта мяса;
  • десерты с легкой ноткой горечи;
  • хумус;
  • рыбные и мясные блюда;
  • консервация;
  • масла;
  • макаронные изделия;
  • соусы собственного приготовления.

С какими пряностями сочетать базилик:

  • розмарин;
  • чабрец;
  • петрушка;
  • кардамон;
  • майоран;
  • мята;
  • эстрагон.

Быстрый рецепт багета с ветчиной, сыром и базиликом

Пищевая ценность
Калорийность Белки Жиры Углеводы
931 кКал 35 г 30 г 128 г

Нам понадобится:

  • багет – 1шт (можете взять обычный французский либо бездрожжевой с отрубями и семечками);
  • ветчина – 100 г (можно заменить любимым сортом мяса);
  • твердый сыр – 100 г;
  • базилик – 5 измельченных листов.

Приготовление

Нарежьте базилик, ветчину и сыр на небольшие кусочки и перемешайте в подходящей емкости. Разрежьте багет поперек и достаньте немного мякиша, чтобы начинка легко поместилась внутри. Заверните багет с начинкой в пищевую фольгу и отправьте на несколько минут в разогретую духовку. Возьмите немного сыра, натрите на терке, смешайте с любимыми травами и посыпьте смесью багет. Как только сыр расплавится – доставайте сверток, разрезайте на части и подавайте порционно. Блюдо высококалорийно, поэтому подавайте багет на завтрак или в качестве дообеденного перекуса.

Рецепт печеных овощей с базиликом

Пищевая ценность
Калорийность Белки Жиры Углеводы
108 кКал 2,4 г 5,7 г 11,6 г

Нам понадобится:

  • оливковое масло – 50 г;
  • помидоры – 7 шт;
  • баклажаны – 4 шт;
  • кабачки – 3 шт;
  • огурцы – 3 шт;
  • базилик (сушеный) – 3 столовые ложки;
  • орегано (сушеный) – 2 столовые ложки;
  • шафран (сушеный) – 1 столовая ложка.

Приготовление

Подготовьте противень. Нарежьте овощи крупными кубиками или соломкой, пропустите чеснок через специальную давилку. Смешайте овощи в большой емкости, добавьте специи, снова тщательно перемешайте. Влейте оливковое масло и отправьте емкость с ингредиентами в духовку. Среднее время приготовления – 1 час с интервалом в несколько минут. Первые 30 минут смесь должна активно подвергаться термической обработке. По истечению 30 минут достаньте емкость, добавьте к ингредиентам специи по вкусу и отправьте на оставшиеся 30 минут томиться в духовку.

Этапы реставрации

С момента постройки папой Феликсом IV Санти-Козма-э-Дамиано долгое время простояла в неизменном виде. Важным этапом в истории базилики стала её передача в 1503 г. францисканским монахам Третьего ордена, которым принадлежит здание и в настоящее время. Стоит отметить, что в заботе о храме нищенствующий орден не нарушал своего устава, прописывающего совершенную бедность, и не тратил средства на дорогую отделку и украшения церкви.

Землетрясение 1600 г. нанесло значительный урон древнему христианскому храму и повлекло необходимость радикальных изменений в его структуре.

Первые восстановительные работы по защите и стабилизации здания были проведены во время понтификата Климента VIII. Тогда же в нефе появились боковые часовни с высокими бетонными стенами и обновлённый интерьер в стиле барокко.

Свой нынешний вид базилика получила в период с 1626 по 1632 год при папе Урбане VIII. Он провёл основательную реконструкцию, в результате которой появился новый потолок и главный алтарь, а также деревянный хор и орган. Существенным преобразованием стало снесение римских стен и разделение церкви на верхний и нижний уровни. Перепад высот образовался после работ, проведённых Луиджи Арригучи по проекту римского архитектора Орацио Торриани.

Чтобы спасти базилику от затопления водами во время разлива Тибра, он поднял пол старой части церкви на 7 метров и построил новый верхний этаж, куда были перенесены часовни и алтари. Нижняя часть церкви в настоящее время находится под землёй и является криптой.

В это же время на месте прилегающих к базилике виноградников появились монастырские постройки и прекрасный клуатр с колодцем.

Интересный факт: Средства для столь масштабных работ, образно говоря, нашлись в самой церкви. В 1630 г. античные стены из туфа, находившиеся под угрозой обрушения, монахи продали племяннику папы Урбана VIII Таддео Барберини (Taddeo Barberini), который использовал их при строительстве своего дворца (Palazzo Barberini).

1870 год ознаменовался началом проведения раскопок на Римском форуме. Вход в Храм Ромула был опущен на прежнее место, а доступ в него закрыт из-за угрозы обрушения. Вестибюль базилики стал отдельным памятником древности, расположенным в археологической зоне Римского форума.

Архитектура базилики Максенция в Риме

В качестве основы для базилики Максенция мастера того времени решили взять термы Каракаллы и Диоклетиана. Крупнейшее здание форума, расположенного в центре Древнего Рима, выгодно отличалось на фоне предшественников сводчатым перекрытием. Решение дало возможность реализовать эту составляющую проекта базилики без балок.

Базилика Максенция-Константина в вопросе архитектуры имела общие черты со многими термами того времени:

  1. В качестве основы крестообразного свода выступили столбы из бетона.
  2. Масштабы данного строения Рима поистине впечатляющие: площадь нефа базилики составляла более 4000 м2.
  3. Базилика Максенция-Константина в Риме удивляла оказавшихся внутри главным образом за счет широких арочных пролетов.
  4. При возведении стен отдельные участки были дополнены кирпичом.
  5. Базилику Максенция с восточной стороны украшала широкая лестница.
  6. Для придания красоты сводам базилики мастера из Рима выполнили декорирование позолотой.
  7. У входа в основную часть здания располагалась открытая площадка, имевшая длину 8 м.

Вход в базилику, возведенную в Риме по инициативе Максенция, дополнили портиком с колоннами коринфского ордера. Апсида, находящаяся с северной стороны, привлекала множеством скульптур. Эта часть базилики Максенция замыкалась воротами, поскольку служила местом, где в судебном порядке рассматривались дела первых лиц Рима.

Базилика, как уже было упомянуто ранее, предназначалась не только для богослужений. В Древнем Риме здесь проводили важные собрания и деловые переговоры. Кроме того, во время ОИ-1960 под сводами базилики соревновались борцы.

Здание

Церковь Сан Витале имеет восьмиугольный план. Его внешний периметр повторяется вторым внутренним восьмиугольником, боковые стороны которого увеличены полукруглыми глубокими нишами с двумя ордерами аркад.

Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна. План

Здание выполнено из простого кирпича, а его наружная часть намеренно простая и лишённая всяческих декораций. Высокий купол имеет форму полусферы. Снаружи он скрыт под тибурием, своего рода восьмиугольной архитектурной оболочкой. Геометрическая форма церкви, таким образом, состоит из различных, строго очерченных ячеек — основного корпуса, тибурия, апсиды (полигональной снаружи, полукруглой внутри) и небольшого прямоугольного вестибюля, завершенного двумя боковыми апсидами.

Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна

Базилика

Христианство было официально признано в 313 г., когда римский император Константин, издал Миланский эдикт. К 326 г. оно стало официальной религией Римской империи. Византия, восточная часть Римской империи с новой столицей, Константинополем (ныне — Стамбул), протянулась от Милана и Кёльна на западе, до Сирии на востоке, Греции и Египта на юге. Христианство нуждалось в новых архитектурных формах, но первоначально была использована античная базилика с прямо-угольным залом для собраний, которая могла служить для различных общественных целей и не была связана с язычеством. Она прекрасно подходила для христианских богослужений.

Базилика была обычной прямоугольной в плане, с полукруглой апсидой с восточной стороны и входом — с западной. В апсиде располагался алтарь. Интерьер базилики делился двумя рядами колонн на три нефа.

Внешний облик раннехристианских базилик был чрезвычайно простым, например фасад базилики Св. Петра. Это также относится и к храмам Ближнего Востока, например, церкови V в. в Турманине. Она типична для Сирии, с широкой аркой входа и двумя соединенными колоннадой башнями над западным фасадом.

Стены базилик обычно были из кирпича или перемежающихся кирпича и бетона с облицовкой из камня. Тип зданий в виде базилики оказался очень удобным для церковной архитектуры. Он использовался как в ранних христианских постройках, так и в поздних, как в римских, так и в византийских. Трансепт — поперечный неф между апсидой и пространством продольных нефов. В плане пересечение трансепта и нефа образует латинский крест.

Базилика Св. Петра. Рим (319- 322 гг.)

Базилика Св. Петра построена в Риме при Константине над могилой св. Петра. Этот пятинефный храм с большим трансептом и нартексом был ориентирован с запада (где находилась апсида) на восток. Атриум — это большой перистильный двор, расположенный перед входом. За ним находился широкий притвор, или нартекс, куда допускались верующие, еще не принявшие крещение.

Интерьеры храмов

Простой внешний облик ранних христианских церквей (III-V вв.) контрастировал с роскошью интерьера. Легкие арочные колоннады и тонкие, с большими окнами стены среднего нефа казались хрупкими, нематериальными. Это ощущение подчеркивал еще и свет, падающий из окон и из апсиды. Стены были покрыты полированным мрамором, мозаикой и фресками. Мраморные колонны завершались позолоченными капителями. Пол был покрыт мраморной мозаикой, перекрытия позолочены. На всем этом играли блики света, подчеркивая переход от освещенной средней части к затененным боковым нефам. Апсида была украшена мозаикой с изображением Христа. В Риме капители, колонны и антаблемент часто переносились из античных построек. Апсида — полукруглый выступ, который находится в восточной торцовой части храма. Ее перекрывает полукупол или сомкнутый полусвод (конха). В апсиде находится часть алтаря.

Центральный и боковые нефы были разделены рядами колонн с аркадами, опирающимися на них. Аркада могла быть двухъярусной. Перекрытие боковых нефов было ниже, чем центрального, позволяя окнам в верхней части стен центрального нефа — клерестория — освещать помещение сверху. Боковые нефы иногда имели второй ярус, или хоры. Часто женщины во время службы стояли на хорах; если их не было, то мужчины и женщины находились вместе.

Алтарь в храме был приподнят на несколько ступеней и отделен от центрального нефа парапетом и алтарной преградой. Алтарная часть — вима, предназначалась только для священника. Отсюда он мог проследовать к амвону. Амвон в раннехристианских и византийских церквях — кафедры, расположенные по сторонам хора или под центральным куполом. Символизирует камень у Гроба Господня. Обычно он был вырезан из камня и богато декорирован. Стены и пол многих церквей были декорированы мозаикой из цветных мраморов, составляющих орнаментальный геометрический рисунок.

Базилика святого Димитрия в Салонниках

В центральном нефе базилики Св. Димитрия в Салониках были использованы античные колонны и капители. Эта капитель украшена листьями аканта и орлами. Над ней расположен импост — верхний камень столба, служащий опорой арки. Здесь — в виде четырехгранной перевернутой пирамиды.

Собор Святого Петра в Ватикане

Внушительные размеры базилики позволяют считать её самым большим христианским собором в мире. Именно здесь проходят все самые важные события католической церкви: провозглашение новых понтификов, канонизация святых и другие обряды.

Собор св. Петра — самый большой христианский собор в мире

Территория базилики размером с три футбольных поля позволяет одновременно вместить до 60 000 верующих, ещё 400 000 человек может разместиться на площади перед Собором.

Оценить масштабность постройки помогают отметки на полу зала, очерчивающие границы других крупнейших храмов. К тому же, это самое высокое здание в Риме: здесь не разрешены постройки выше, чем 130-метровый купол базилики.

Существует предание, согласно которому базилика находится на месте захоронения Святого Петра.

Именно здесь проходят все самые важные события католической церкви

Изначально здесь располагалась церковь, возведённая Константином I, а в 1506-1626 годах её заменило величественное здание базилики, к шедеврам которого приложили руку Донато Браманте, Рафаэль Санти, Джан Лоренцо Бернини и Микеланджело Буонаротти.

  • Адрес: Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano, Ватикан
  • Часы работы:  Апрель-сентябрь с 09:00 до 19:00, октябрь-март с 09:00 до 18:00
  • Как добраться: на метро – станция Ottaviano, Cipro (линия А), на трамвае – остановка Risorgimento — San Pietro (№ 19), на автобусе – остановка Risorgimento (№ 590), Viale Vaticano- Musei Vaticani (№ 49).

Как выращивать базилик

Базилик хороший сосед для всех культур, поэтому его можно высаживать на любой грядке. Можно даже сказать, что он своим соседям добавляет энергии. Есть мнение, что эта трава отгоняет муравьев.

Растение базилик очень требовательно к теплу, почве, влаге и свету. Оптимальная температура для его роста и развития колеблется в пределах 20-35 градусов. Именно при этой температуре прорастают его семена. Такая температура устанавливается в июне месяце и держится все лето. Почвы предпочитает легкие: суглинистые или супесчаные.

Как говорилось ранее, лучше всего выращивать базилик рассадным способом. Так еще с осени необходимо заготовить почвенную смесь из 1 части компоста и 3-4 части почвы. Смесь следует тщательно перемешать. В феврале разложите смесь по емкостям и посейте его семена.

После появления 2-3 листочков (начало – середина марта), базилик пикируют первый раз (о процессе пикировки можете прочитать тут). Затем повторяется процедура рассаживания в апреле, а в середине — конце мая растения высаживаются на постоянное место на расстоянии от 15 до 35 сантиметров. Участок, на котором планируется посадка травы, должен быть хорошо удобрен (используйте только органические удобрения) и пролит водой.

Возможно также выращивание базилика из семян сразу в открытом грунте. Для этого посейте семена в открытый грунт в конце апреля – начале мая. Но при таком выращивании урожайность будет немного ниже и, скорое всего, вам удастся собрать урожай только два раза за весь сезон. Если вас это не пугает, то можете спокойно выращивать и таким образом.

Часто базилик может и сам рассеяться на том же месте где растет в этом году. Так что не удивляйтесь, если в следующем сезоне увидите это растение на его старом месте жительства.

Уход за растением

Нужно тщательно следить за посадками, так как растения базилика могут повреждаться вредителями (тля и паутинный клещ) и болезнями (фузариоз и серая гниль). Обычно это происходит, если вы выращиваете на своем участке или на большой грядке исключительно один базилик (так называемая монокультура).

В таком случае, против вредителей на участок выпускаются специально выведенные насекомые-хищники. А против болезней обрабатывают растения марганцовкой и посыпаются их пеплом.

Если же вы выращиваете разные культуры на грядке, то они будут защищать друг друга и вам не придется внедрять вышеописанные меры по защите базилика.

Еще один момент. Если все же вы обнаружили, что ваши растения страдают – значит, вы их слишком переувлажнили или довольно густо высеяли (высадили).

Так как на протяжении всего лета производится срезка верхней части растения, его нужно подкармливать навозной жижей (0,5 – 0,7 кг на 10 литров воды), а также рыхлить почву.

Собор Святой Девы Марии Великой

Случилось так, что однажды, в самый разгар лета, 5 августа 356 года, на одной из трех вершин Эсквилинского холма — на Чиспии — выпал снег. Легенда гласит, что в жаркую августовскую ночь Папе римскому Либерию и одному из знатных людей Рима, некоему патрицию Джованни, во сне явилась Мадонна. Она попросила построить церковь на том месте, где на утро выпадет снег…

Чудо свершилось. Там, где лежал необычный августовский снег, построили базилику. И назвали эту папскую базилику Собором Святой Девы Марии Великой, или Санта Мария Маджоре. Базилика сохранила свои первоначальные размеры на протяжении веков. Светлая и торжественная, украшенная первым привезенным из Америки золотом и древними мозаиками V — XIII вв., она как чистая голубиная душа Святой Марии — материнская и женская. Все здесь повествует о Великой Матери и о Сыне. В Конфессии под главным алтарем хранится священная реликвия Собора — Ясли Христа, они состоят из пяти кусочков кормушки, куда был положен после рождения Иисус. Их привезла в Рим Святая Елена, мать императора Константина. Реликвия хранится в дорогой серебряной раке, выполненной по проекту Джузеппе Валадье. Многие века известные мастера украшали прекрасную Базилику: среди них — Фердинандо Фуга, Якопо Торрити и Джулиано да Сангалло, Доменико Фонтана и Джакомо делла Порта, Микеланжело и Арнольфо ди Камбио. Над оформлением работали мастера Космати, создавшие изумительный мозаичный пол Базилики. Но это еще не все. Здесь находится капелла Систина, а рядом с ней место, где покоится прах великого скульптора Бернини. Капелла Паолина поразит обилием и великолепием полихромного мрамора (мы узнаем, откуда он) и драгоценностей вокруг ценнейшего оклада одной из самых почитаемых икон Рима – образа Девы Марии, Salus Populi Romani.

Мы не спеша выйдем из Великой Базилики Святой Марии и направимся к другой, не менее важной и значимой, а вернее сказать, самой важной папской Базилике — Святого Иоанна Крестителя в Латеране

История и легенды

Свой нынешний римско-готический вид базилика Санта-Мария-ин-Арачели приобрела в период с XIII по XVIII в., но этому предшествовала история, берущая своё начало ещё в Древнем Риме. Она связана с легендой о капитолийских гусях, значением слова «монеты» и видением образа Девы Марии на Капитолии задолго до появления христианства в Риме.

Место основания

Капитолий всегда был в центре духовной и политической жизни Рима. Холм, который начал заселяться ещё в бронзовом веке, в Древнем Риме был одновременно и крепостью, и местом обитания богов. На южной, более высокой вершине Кампидольо, с 509 г. до н. э. находился главный храм Рима, посвящённый триаде богов – Юпитеру, Юноне и Минерве.

На северном склоне второй вершины Капитолия, на которой сегодня возвышается Санта-Мария-ин-Арачели, уже в 753 г. до н. э. находилась цитадель, известная как Аркс (Arx). Крепость никогда не была местом постоянной дислокации военных гарнизонов и играла в боевой стратегии римлян больше символическую роль, как последний оплот взятия города.

На её территории был построен один из трёх римских авгуракулумов (auguraculum), представляющий собой открытый храм, откуда жрецы-авгуры (auguri) по полёту птиц интерпретировали волю богов. Священный обряд, пришедший от этрусков и введённый по преданию самим Ромулом, совершался также на Палантине (Palatino) и Квиринале (Quirinale).

Согласно ряду исследований, базилика Санта-Мария-ин-Арачели построена как раз на месте древнего авгуракулума на Капитолии.

Читайте подробнее про 7 холмов Древнего Рима

Капитолийские гуси и монеты

Событие, произошедшее в 390 г. до н. э., описано в книге Тита Ливия «История от основания Рима». Галлы под предводительством Бренна, намереваясь ночью захватить последний оплот Рима —  Капитолий, пытались пробраться в крепость. Они не были замечены ни стражниками, ни почуяны собаками, и только встревоженные гуси подняли шум и разбудили начальника крепости Марка Манлия (Marcus Manlius Capitolinus). Благодаря пернатым героям, которых к своему счастью не съели измученные осадой и голодом защитники Капитолийской крепости, варварам был дан своевременный отпор, а Рим вскоре освобождён.

В память об этом эпизоде в 345-344 гг. до н. э. на месте двора, где жили священные гуси (у дома Марка Манлия), был воздвигнут храм Юноны Монеты (Tempio di Giunone Moneta). Слово moneta в переводе с латинского означает «предупреждать», а сама богиня Монета, которую отождествляли с Юноной, за пределами Рима считалась ещё и хранительницей средств города.

В 249 г. до н. э., вблизи нового храма на Капитолии появилась мастерская, чеканившая римские деньги из серебра. Вскоре имя богини дало название месту производства — «монетный двор» и римским деньгам (и не только) – «монеты».

Руины языческого храма Юноны Монеты могут находиться под основанием христианской церкви, посвящённой Деве Марии. В настоящее время эта версия подтверждается найденными в саду храма архитектурными артефактами, свидетельствующими о существовании древнего святилища и цитадели.

Сивилла и видение Августа

Нынешнее название базилики Санта-Мария-ин-Арачели впервые упоминается в документах 1323 г., но красивая легенда о том, как оно появилось, уходит в более отдалённые времена. Император Август (Octavianus Augustus) пожелал узнать у тибуртинской сивиллы, стоит ли обращаться к нему, словно к богу, как того пожелал Римский сенат. В ответ предсказательница показала ему видение в образе молодой женщины, стоящей на алтаре с ребёнком на руках, во время которого голос с неба поведал: «Это дева, которая зачнёт спасителя мира».

Впечатлённый Август приостановил постройку языческого храма и возвёл на месте чудесного видения «Небесный Алтарь» (Ara del cielo), который и дал имя будущей базилике Santa Maria in Aracoeli.

Об этом событии напоминает изображение фигур Августа и сивиллы, которые можно увидеть по обе стороны от арки над главным алтарём базилики.

Рим станет христианским только в IV веке, но известно, что в VI в. на месте нынешней базилики Санта-Мария-ин-Арачели уже существовала церковь, считавшаяся очень старой. Возможно «Небесный Алтарь» Августа, появившийся до Рождества Христова, никогда и не исчезал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector