Павел дмитриевич корин (1892–1967)

Александр Невский в искусстве — в литературе, живописи, кино, скульптуре

В литературе первое упоминание о князе появилось благодаря летописцу, его современнику. Святитель Димитрий Ростовский написал труд «Житие Александра Невского», который относится к бесценным памятникам Древней Руси.

В 1937 г. Константин Симонов (автор романа «Живые и мертвые») написал поэму «Ледовое побоище» — как предчувствие надвигающейся войны.

Кадр из фильма «Александр Невский» С.Эйзенштейна (1938 г.)

В период с 1944 по 1948 гг. Алексей Югов писал популярную эпопею «Ратоборцы», в которой Невский показан, как величайший политик и воин на Руси.

В 1952 году Василий Ян опубликовал повесть «Юность полководца».

В 1977 году вышла повесть «Господин Великий Новгород» Д. М. Балашова, рассказывающая о жизни князя.

В 1997 Борис Васильев — автор произведений «А зори здесь тихие…» и «В списках не значился» издал роман «Александр Невский». Позже книга была переиздана и теперь называется «Князь Ярослав и его сыновья».

В живописи образу Александра Невского уделено много внимания, впрочем достоверного прижизненного изображения князя не существует, поэтому в большинстве современных полотен его облик близок к внешности Николая Черкасова, исполнившего главную роль в известном фильме С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938 г.). Эта кинокартина была отмечена Сталинской премией и имела оглушительный успех в годы Великой Отечественной войны.

Самыми известными памятниками, посвященными великому князю, считаются:

скульптурная композиция на горе Соколиха в Пскове;

  • монумент в Санкт-Петербурге, расположенный напротив входа в Александро-Невскую Лавру, проект — архитектора Валентина Козенюка;
  • памятник, установленный в Великом Новгороде на набережной в 1985 году, еще один монумент находится в центре города напротив церкви Бориса и Глеба.

Памятник Александру Невскому в Великом Новгороде, напротив церкви Бориса и Глеба

Дальнейшая учёба и первый опыт

Но таланта и желания было мало, надо было учиться, развиваться. Оценивая по достоинству молодое дарование, Нестеров это очень хорошо понимал и настоял, чтобы Павел продолжил профессиональное обучение в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В Российской империи это было одно из ведущих художественных учебных заведений.

Учителями Корина здесь стали К.А. Коровин и Л.О. Пастернак, опытные и талантливые живописцы и педагоги.

В 1916 году учёба в училище была окончена

Обратившая внимание на молодого мастера при строительстве Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елизавета Фёдоровна отправляет Корина в поездку по старинным русским городам. Изучение древних церковных фресок и совершенствование собственной кисти стало следующим делом развития таланта

В этом же году Корин выполнил заказ Елизаветы Фёдоровны – роспись подземной божедомки или усыпальницы, предназначенной для захоронения настоятельницы обители и сестёр.

До 30 лет Павел Корин считал, что он ученик. В нём ещё не было уверенности в собственных силах и решительности взяться за собственное творчество. Но исключительная трудоспособность, природный талант и неразрывная связь с народными традициями на фоне глубокой веры укрепляли и развивали мощный художественный дар.

Великие события на стенах московского метро

И если этюды к «Руси уходящей» и портреты советских деятелей культуры можно увидеть только в музее, то есть работы, мимо которых ежедневно проходят миллионы жителей столицы и гости города, — это станции метро.

Московский метрополитен Павел Корин начал оформлять в 1950-е годы. На тот момент он уже двадцать лет был заведующим реставрационными мастерскими ГМИИ им. А.С. Пушкина.

По эскизам и под наблюдением Павла Корина на своде станционного зала «Комсомольской кольцевой» сделаны мозаики с изображением русских воинов — Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров, а также Орден Победы в переходе на радиальную ветку. За оформление «Комсомольской кольцевой» Павел Корин получил Сталинскую премию.

Мозаика на Комсомольской кольцевой. Фото: Сергей Авдуевский / Москва меняется

Для станции метро «Новослободская» Павел Корин нарисовал эскизы 32 витражей — они стали его первой работой в этой технике, и эскиз мозаичной картины «Миру — мир», на которой изображена мать с ребенком на руках.

Новослободская. Фото: Сергей Авдуевский / Москва меняется

«Рабочий и колхозница» на торцевой стене зала «Павелецкой» и мозаика с эмблематикой русского и советского оружия в вестибюле станции «Смоленская» — это тоже работы Павла Дмитриевича.

Нет сомнения — Павел Корин был выдающимся мастером монументального искусства, считая, что «великие события истории, изображенные на стене, дадут народу не меньше, чем книга, прочитанная миллионами».

Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков

Сергей Михайлович — художник, мастер деревянной скульптуры, чьи работы получили диплом в 1925 году на международной выставке декоративного искусства в Париже.

В начале 30-х был главным художником Гжельского керамического завода. Его работы хранятся в собраниях Третьяковки, а также нескольких региональных музеев.

Чураковы

Его сын Степан Сергеевич — тоже художник и реставратор. Учился у Веры Мухиной на отделении скульптуры, позже стал учеником Павла Корина и после был зачислен в реставрационную мастерскую Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина). В 60–70-х годах руководил реставрационными мастерскими после Павла Дмитриевича.

Дом Павла Корина — «малый музей» Третьяковки

Более тридцати лет Павел Корин жил в здании бывшей прачечной на улице Малая Пироговская близ Новодевичьего монастыря. В одной половине дома была жилая часть, в другой — мастерская. Все свое имущество Павел Корин завещал жене Прасковье Тихоновне, а в случае ее смерти — Государственной Третьяковской галерее с единственным условием — сохранить в доме все, как при жизни художника.

После смерти мужа Прасковья Корина попросила министра культуры СССР Екатерину Фурцеву принять в дар Третьяковке коллекцию древнерусского искусства и образовать в доме их семьи художественный музей.

В 1971 году мемориальный Дом-музей открылся для посетителей как часть Третьяковской галереи.

В 2009 году музей закрыли на реконструкцию — дом нуждался в ремонте. Пока наследие Павла Корина хранится в запасниках галереи.

Дом-музей. Фото: museum.ru

«Александр Невский» — заказ во время войны

Целую стену на выставке в Третьяковской галерее занимает исторический триптих «Александр Невский», во многом благодаря которому нам знаком образ великого князя

Этот жанр занимал важное место в творческой биографии Корина

Исторический триптих «Александр Невский» Павел Корин писал в 1942–43 гг. по заказу комитета по делам искусств — тема противостояния захватчику тогда была центральной. Чтобы написать латы, шлем и кольчугу, Корин ходил в Исторический музей, а для боковых картин триптиха — композиции «Северная баллада» (слева) и «Старинный сказ» (справа) — ему позировали натурщики.

Прообразами персонажей послужили сказительница из Архангельской губернии и сказитель из Карелии. Кстати, в образе молодого воина в «Северной балладе» изображен иеромонах Феодор.

В феврале 1944 года огромную копию триптиха, которую написали сами солдаты, установили при въезде в освобожденный Великий Новгород.

«Русь уходящая»: Церковь выходит на последний парад

Главное дело жизни Павла Корина — картина «Реквием. Русь уходящая». Над эскизами к ней он работал более сорока лет, но так и не приступил к написанию большого полотна. Картину называют одним из грандиозных художественных замыслов ХХ века.

А началось все в марте 1925 года, когда Павел Корин участвовал во всенародном прощании с Патриархом Тихоном в московском Донском монастыре. «Церковь выходит на последний парад», — подумал тогда молодой художник, выпускник Палехского иконописного училища, и решил писать большую картину, которую назвал траурным молебном — «Реквием».

Ее герои, среди которых есть реальные участники церемонии отпевания Патриарха — митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини, — должны были воплотить образ Православной Церкви в целом.

Павел Корин. Реквием. Русь уходящая

Например, на картине мы видим Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, архимандрита Сергия — духовника Марфо-Мариинской обители. Одним из первых духовных лиц, которые позировали Корину, стал митрополит Трифон (Борис Петрович Туркестанов), который широко почитался народом как подвижник и проповедник. Многие из изображенных были репрессированы во время борьбы с тайными монашескими братствами в Москве в 1920–1930-е годы.

Митрополит Трифон (фрагмент)

Переименовать картину в «Русь уходящую» Корину предложил Максим Горький и так уберег от различных преследований из-за попыток «воспевания Церкви». Писатель всегда поддерживал молодого художника.

Вскоре изменился и замысел картины: теперь главной стала не идея гибели духовной традиции, а мысль о неистребимости Церкви как вечного источника духа.

На вопрос, где и как он писал портреты «Реквиема», Корин отвечал: «Ходил по церквам, там и встречал этих людей, приводил к себе и писал». Художник признавался, что «изображал людей убежденных, но фанатиков не изображал».

И хотя Корин называл эти работы «этюдами», по своим художественным свойствам это полноценные портреты. 29 портретов-этюдов для масштабной композиции сегодня хранит Третьяковская галерея. Часть из них можно увидеть на экспозиции:

Портрет А.М. Горького, 1932

С портрета Максима Горького началась карьера Павла Корина как живописца современников.

Корин и Горький познакомились в сентябре 1931 года, тогда писатель пришел в гости к молодому художнику в его дом-мастерскую на чердаке дома на Арбате. С того момента началась их большая дружба — Горький стал для Корина в каком-то смысле защитой от идеологически правильных и скептично настроенных по отношению к художнику соотечественников.

Подсказал новое название картины («Русь уходящая» вместо «Реквиема») и таким образом спас от многих неприятностей. Пригласил в поездку по Италии — посмотреть великих мастеров. Италия стала для художника настоящей академией искусств. Впоследствии именно Горький организовал обустройство новой мастерской Корина.

Иеромонах Феодор (Олег Павлович Богоявленский)

Преподобномученик Феодор был одним из членов тайной монашеской общины Высоко-Петровского монастыря. В 1933 году его арестовали и приговорили к трем годам исправительно-трудовых работ. Иеродиакон Феодор имел неоконченное высшее образование и в лагере помогал тюремному врачу лечить заключенных.

После освобождения он служил в подмосковных храмах, но отказался заниматься доносительством. За это получил запрет жить в Московской области и переселился под Тверь. В июле 1941 года его обвинили в создании «подпольной организации церковников», арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму, где допрашивали и пытали, но безуспешно. В 1943 году следствие развалилось и всех привлеченных по этому делу освободили. Сам иеромонах Феодор был осужден на пять лет ссылки и через месяц скончался в тюрьме в Балашове. Место его захоронения неизвестно.

В августе 2000 года причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector