День памяти перенесение мощей преподобного иоанна рыльского
Содержание:
Молитвословия
Прп. Иоанн Рыльский |
Тропарь, глас 4
Тело смирив лощением,/ душу же возвысив пением,/ сосуд явися избран Святому Духу,/ Иоанне, отче наш,/ в чистоте сердца твоего, преподобне, пожив./ Тем, дерзновение имея ко Господу,/ моли спастися душам нашим.
Ин тропарь, глас тойже
Твоих мощей возвращением/ обитель твоя обогатися,/ церковь же твоя, приемши я, просветися/ и, красящися, верных созывает с веселием/ светоносный твой светло праздновати день,/ грядите, глаголющи,/ и приимите благодатей дарования.
Ин тропарь, глас 1
Покаяния основание, прописание умиления,/ образ утешения, духовнаго совершения/ равноангельное житие твое бысть, преподобне./ В молитвах убо и в пощениих и в слезах пребывавый,/ отче Иоанне,/ моли Христа Бога о душах наших.
Кондак, глас 2
Твердым умом и непрестанными молитвами/ борителя врага силу всегубительную до конца поборив,/ достойно от Христа прославился еси,/ Иоанне всеблаженне./ Тем твоих днесь мощей возвращения/ светлый совершающе праздник в веселии,/ согласно вопием ти:/ стаду и людем твоим ты еси с Богом, отче преподобне,/ похвала и утверждение.
Ин кондак, глас тойже
В молитвах бодренно не усыпая/ и в пениих непрестанных Ангелом подобяся,/ в гроб вшел еси, тленную жизнь оставив,/ и к Небеси прешел еси/ на нетление, Иоанне отче,/ от смерти бо к животу вечному/ тя пресели Христос Бог, яко Своего угодника.
Ин кондак, глас тойже
Молящим тя теплейший заступниче/ и просящим скорейший послушателю,/ преподобне отче Иоанне,/ приими моление наше/ и Христа умоли помиловати нас,/ Единаго Преблагаго и Многомилостиваго.
Ин кондак, глас 6
Благодатию Божиею нас обогатил еси/ и делы благими известил еси,/ званием явися, Иоанне, угодник Христа Бога./ В молитвах и постех дарований Божия Духа исполнися/ и бысть недугом прогонитель/ и заступник душам нашим.
Ин кондак, глас 8
Ангельскому житию поревновав, преподобне,/ вся земная оставив, ко Христу притекл еси/ и, Того заповедьми ограждался,/ явился еси столп непоколебим от вражиих нападений./ Тем зовем ти:/ радуйся, отче Иоанне, светило пресветлое.
Одна просвира на всех
С этого момента истинное отшельничество Рыльского фактически закончилось: пастухи не стали держать язык За зубами, и молва об иноке, поселившемся в горах, быстро разнеслась по округе. К святому стали приводить больных и недужных, которых он исцелял одной лишь молитвой да водой из источника, что бил рядом с его пещерой. Но вот какое дело: дорога к пещере инока открывалась далеко не всем. Так, посланники болгарского царя Петра целых пять дней проблуждали по горам. И всё это время им не удавалось подстрелить ни одного зверя. К скале отшельника они вышли, буквально падая с ног от голода и усталости. У Иоанна при себе нашлась лишь одна просвира, однако посланники не смогли доесть и её: им хватило половины хлеба, чтобы насытиться и вернуть силы… Стоит ли удивляться тому, что вскоре подле пустынника стали селиться другие монахи, над которыми Иоанн Рыльский согласился стать наставником. Вместе они основали монастырь, которому оказалось суждено пережить 10 столетий, несколько поджогов, бесконечные османские нападения и не менее бесконечные перестройки и в конце концов стать главной православной обителью Болгарии. Изначально Рильский монастырь был общежитным, то есть в нём селились и монахи, и монахини. Над всеми ними Иоанн был игуменом, однако в 941 году он оставил этот важный пост, назначив преемником одного из учеников, а сам ушёл в дальнюю пещеру.
Икос 10
Стена непреоборима бысть ти смирение
твое даже до смерти, блаженне Иоанне; разумев бо время
отшествия твоего, моление слезное Богу вознесл еси,
глаголя: «Отче Вседержителю, ничтоже на земли благо
сотворих! Сего ради молю Тя повелети ангелу благу
приити, да не возбранен ми будет восход от духов
лукавствия! Господи, в руце Твои предаю дух мой!» И сия
рек, абие дух испустил еси. Мы же, сицевому праведному
преставлению дивящеся, тако тя ублажаем:
Радуйся, житием и исходом твоим нас
поучаяй.
Радуйся, горняя мудрствовати, а не
земная, нас призываяй.
Радуйся, никиимже сластем мирским себе
приобщивый.
Радуйся, блаженную кончину от Бога
приемый.
Радуйся, о смерти присно в животе своем
помышлявый.
Радуйся, словеса апостола — «по вся дни
умираю» — исполнивый.
Радуйся, со апостолом Павлом смерти
вожделевый.
Радуйся, разрешитися и со Христом быти
присно желание имевый.
Радуйся, слезами и молитвами себе к
смерти уготовавый.
Радуйся, сего ради от смерти не на суд,
но в живот пришедый.
Радуйся, вечней радости со Христом по
смерти приобщивыйся.
Радуйся, дерзновение велие пред Богом
стяжавый.
Радуйся, преподобне Иоанне, Рыльский
чудотворче, славо и радосте наша.
Сочинения
«Завет» преподобного Иоанна считается одним из лучших творений староболгарской письменности и свидетельствует о высокой культуре и глубокой богословской мудрости автора. Преподобный Иоанн рекомендует в «Завете» читать «больше отеческих книг». При этом сам он цитирует «Паранесис» святого Ефрема Сирина. Наиболее ранний староболгарский перевод этого произведения (два глаголических листа) был найден в Рыльском монастыре в 1845 году. Это обстоятельство, очевидно, указывает на тот факт, что именно в Рыльской обители был сделан первый перевод «Паранесиса» и, возможно, самим преподобным Иоанном.
Начало равноангельского служения
Наполненный любовью Творца Иоанн Рыльский, житие которого стало примером для подражания жаждущих благочестия людей, никому не отказывал в назидании и совете. Наделенный особым даром целительства и ясновидения старец при помощи Божьей чудотворной силы:
- исцелял больных;
- бесов изгонял;
- веру укреплял;
- заблудших направлял на путь истинный.
Вскоре вокруг одиноко стоящей пещеры стали селиться монахи, так возникло целое селение, постепенно переросшее в Рыльскую обитель. Иоанновы ученики строили простые хижины и познавали силу творца в молитвах и постах, наставляемые пастырем, посланным Богом.
Икона святого Иоанна Рыльского
Благочестивый болгарский царь Петр, сын Симеона Великого, услышав о святом отшельнике, специально отправился к горе Рила, чтобы встретиться с Божьим посланником. Так случилось, что всходя на гору, царская свита оказалась на вершине другой горы и между праведным Иоанном и царем лежала пропасть.
Царь Петр послал двух слуг, чтобы те просили посланника Небес встретиться с ним. Праведный монах, наполненный достоинством и мудростью, предложил царской свите разбить шатры на горе, а он разожжет костер, увидев который царь сможет лицезреть и самого святого.
Царская свита так и поступила, царь и монах смогли издалека встретиться взглядами и поясно поклониться друг другу. При этом царь Петр наполнился Божьей радостью и благодатью, которая впоследствии вылилась в его служении Богу. Прославив Творца, царь приказал отсыпать большое количество золота и отправить его на святую гору в прекрасной чаше.
Интересно! Святой-отшельник с радостью принял чашу на память о встрече, вернув золото со словами о том, что ему нечего покупать, ни армию содержать, ни государство строить. Царь Петр понял, что не хлебом единым жив человек, радостно вернулся домой.
Вскоре в обители появился отрок Лука, жаждущий уединения, напоминающий своим рвением молодого Ивана. Лука оказался родным племянником праведного Иоанна, он был радостно встречен дядей, обласкан и принят монахами, но вскоре за ним пришел разозленный отец и грубо забрал отрока в греховный мир. Господь не потерпел такого непочитания святыни, выползшая из норы змея поджидала путников на горной тропе, она ужалила юношу, который мгновенно умер.
С рыданиями и раскаянием вернулся отец с мертвым сыном на руках на святую гору, похоронив юношу там, где ныне стоит храм святого евангелиста Луки.
Святые мощи
Божий отшельник послушанием и святостью получил дар чудотворения. Все чудеса и исцеления праведный Иоанн Господу, смиряясь, получал великую силу даровать людям помощь.
Прошло некоторое время после смерти святого, один из его последователей во сне увидел учителя, который приказал ему открыть гроб. В послушании, исполняя услышанное ночью, разрыли могилу, и тотчас чудесное благовоние наполнило воздух. Открыв гроб почитаемого наставника все присутствующие пали на колени перед нетленными останками праведника.
Подобно мощам пророка Елисея (4 Царств 13:22) вскрытые останки продолжали творить прижизненные чудеса св. Иоанна Рыльского. Положенные в специальную раку чудотворные мощи перевезли в город Софию. Господь расположил сердце благочестивого вельможи Грыда воздвигнуть для хранения святыни прекрасный храм.
Рильский монастырь в Болгарии
Слава о чудесах и исцелениях достигла самых отдаленных уголков Болгарии, тысячи паломников стали ежегодно приезжать в Софию за помощью к святому Иоанну.
Архивный номер № 52 (1315) от 24 декабря 2021 — Новости
ЧУДО
Это случилось 17 декабря, когда в Рыльском Свято-Николаевском мужском монастыре отмечали день упокоения и памяти знаменитого старца Ипполита. Сотни верующих, приехавших в монастырь, увидели, как на кресте, установленном на могиле батюшки, появились капли маслянистой жидкости…
О жизни отца Ипполита на Афоне практически не сохранилось сведений. Говорят, уехать пришлось из-за проблем со здоровьем. А еще старец тосковал по Родине. «Дорожите тем, что живете в России. Целуйте родную землю», – писал он в письмах. Когда у Ипполита напрямую спросили: почему уехал с Афона, отшутился: «Устал от афонских апельсинов, хоть и сладкие они – хочется поближе к родной картошке. Уж больно она у нас на Курщине вкусная!» В августе 1983-го старец вновь оказался в России. В 1991 году был назначен настоятелем только что возвращенного церкви Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, который лежал в руинах. За 11 лет под руководством отца Ипполита обитель превратилась в центр духовной жизни российского масштаба. В монастырь стали приезжать не только жители ближайших городов, но и Украины, Беларуси, стран Европы. Ипполит никому не отказывал во встрече. Неслучайно его называли самым добрым батюшкой на земле. По словам местных жителей, к нему выстраивались огромные очереди. Говорят, он обладал даром ясновидения, предсказывал людям будущее. «Помню, незадолго до своей смерти раздавал иконки, – вспоминала жительница Рыльска. – Моя подруга пошла к Ипполиту, он посмотрел на нее внимательно и протянул икону «Неупиваемая чаша». Та рассмеялась – зачем она мне? Мой муж вообще не пьет! Батюшка посмотрел на нее внимательно и изрек: «Пригодится». Через три года ее супруг ни с того ни с сего ушел в запой. Тут-то подруга вспомнила про слова Ипполита и подаренную им иконку».
Верующие собирали миро, наносили его на лицо, иконки… |
– Он и больных лечил, – рассказывали в монастыре. – Бывало, подойдет к человеку и, не спрашивая, что привело его сюда, пальцем крест очертит и скажет: «Живот у тебя болит». И больному легче становилось, боли проходили. Многие от тяжелых недугов излечились. Скромным отец Ипполит был. Никогда не носил креста с украшениями. Многие, видя его впервые, принимали за простого послушника. Незадолго до смерти отец Ипполит о себе сказал насельнику монастыря: «40 лет я низко кланялся каждому человеку». Он ставил себя ниже всех. Отец Ипполит не проповедовал, не было у него дара красноречия. «Я вообще ничего не могу сказать, – говорил он. – Не умею». Обычно произносил несколько слов, вроде «Терпи», «Помоги тебе Господи» или «Здоровья тебе». Обращаясь к паломникам, замечал: «Не говорите языком, его черви съедят, говорите сердцем». При этом Ипполит любил пошутить, вопрошавшим мог ответить сказкой, стихом, даже песней. «Подходит, например, к нему инок покаяться в страстных помыслах, а батюшка вдруг начинает рассказывать ему красивое философское и вместе с этим назидательное стихотворение о любви, – напишет в своей книге «Самый добрый батюшка на земле…» Владимир Савочкин. – Когда он намекал какой-нибудь матушке, что надо каяться, а у нее нет покаяния, пел: «Виновата ли я», а иной раз – «Виновата не я!». Цитировал Пушкина, Лермонтова, Омара Хайяма… И именно такой стих, который или раскрывал суть проблемы данного человека, или намекал на будущие искушения».
Имя отца Ипполита связано с укреплением православия на Кавказе. По его благословению в Северной Осетии были основаны православные монастыри, один из которых находится в Беслане, недалеко от школы, в 2004 году захваченной террористами. «Только монастырями спасется Кавказ», – не раз говорил Ипполит.
Александра БЕРЕГОВАЯ, фото rylsk-obitel.ru, vk.comorthokursk
Поделиться ссылкой:
Подписаться на «Друг для друга»:
Яндекс Новости Яндекс Дзен Google Новости YouTube Видео
МК Регионы
- Санкт-Петербург
- Абакан
- Анадырь
- Архангельск
- Астрахань
- Барнаул
- Белгород
- Брянск
- Великий Новгород
- Владивосток
- Владикавказ
- Владимир
- Волгоград
- Вологда
- Воронеж
- Горно-Алтайск
- Грозный
- Екатеринбург
- Иваново
- Ижевск
- Иркутск
- Казань
- Калуга
- Кемерово
- Киров
- Кострома
- Краснодар
- Красноярск
- Курган
- Курск
- Кызыл
- Ленинградская область
- Магадан
- Магас
- Марий Эл
- Махачкала
- Мурманск
- Нальчик
- Нижний Новгород
- Новосибирск
- Омск
- Оренбург
- Пенза
- Пермь
- Петрозаводск
- Петропавловск-Камчатский
- Псков
- Ростов-на-Дону
- Рязань
- Салехард
- Саратов
- Севастополь
- Серпухов
- Симферополь
- Смоленск
- Ставрополь
- Тамбов
- Тверь
- Томск
- Тула
- Тюмень
- Улан-Удэ
- Уфа
- Хабаровск
- Ханты-Мансийск
- Чебоксары
- Челябинск
- Черкесск
- Элиста
- Чита
- Южно-Сахалинск
- Якутск
- Ярославль
Јкосъ ‹.
СтэнA непреwбори1ма бhсть ти2 смирeніе твоE дaже до смeрти, бlжeнне їwaнне: разумёвъ бо врeмz tшeствіz твоегw2, молeніе слeзное бGу вознeслъ є3си2, глаг0лz: џ§е вседержи1телю, ничт0же на земли2 блaго сотвори1хъ! сегw2 рaди молю2 тS повелёти ѓгGлу блaгу пріити, да не возбранeнъ ми2 бyдетъ восх0дъ t духHвъ лукaвствіz! гDи, въ рyцэ твои2 предаю2 дyхъ м0й! и3 сі‰ рёкъ, ѓбіе дyхъ и3спусти1лъ є3си2. мh же, сицев0му првdному преставлeнію дивsщесz, тaкw тS ўбlжaемъ:
Рaдуйсz, житіeмъ и3 и3сх0домъ твои1мъ нaсъ поучazй: рaдуйсz, гHрнzz мyдрствовати, ґ не земн†z нaсъ призывazй.
Рaдуйсz, никjимже сластє1мъ мірски1мъ себE приwбщи1вый: рaдуйсz, бlжeнную кончи1ну t бGа пріeмый.
Рaдуйсz, њ смeрти при1снw въ животЁ своeмъ помышлsвый: рaдуйсz, словесA ґпcла, по вс‰ дни6 ўмирaю, и3сп0лнивый.
Рaдуйсz, со ґпcломъ пavломъ смeрти вожделёвый: рaдуйсz, разрэши1тисz и3 со хrт0мъ бhти при1снw желaніе и3мёвый.
Рaдуйсz, слезaми и3 мlтвами себE къ смeрти ўгот0вавый: рaдуйсz, сегw2 рaди t смeрти не на сyдъ, но въ жив0тъ пришeдый.
Рaдуйсz, вёчнэй рaдости со хrт0мъ по смeрти пріwбщи1выйсz: рaдуйсz, дерзновeніе вeліе пред8 бGомъ стzжaвый.
Рaдуйсz, прпdбне їwaнне, ры1льский чудотв0рче, слaво и3 рaдосте нaша.
Житие святого Иоанна Рыльского
Упоминания об Иоанне Рыльском встречаются, начиная с X века. Но, несмотря на это, биографических сведений о святом не очень много.
Происхождение и детские годы
Дата рождения Иоанна Рыльского точно не известна. Предполагается, что это был 876-880 гг. Местом рождения святого является село Скрино, расположенное недалеко от города Средец (нынешней Софии).
Родители мальчика были простыми крестьянами, ведущими благочестивую жизнь. С самого детства Иоанн стремился к уединению, размышляя о Господе.
Рано осиротев, мальчик зарабатывал на жизнь, став пастухом. Однажды корова с теленком отстали от стада, за что хозяин жестоко побил мальчика. Тогда святой решил попросить помощи у Господа. И Всевышний внял молитвам мальчика, показав ему место нахождения животных.
Но за это время уровень воды в реке поднялся, не давая возможности теленку перейти через нее. Тогда, помолившись Господу, юноша снял верхнюю одежду, разложил ее на поверхности воды и, изобразив на ней крестное знамение, с теленком на руках перешел на другую сторону реки. Хозяин, увидев такие чудеса, испугался и, щедро вознаградив отрока, отпустил ребенка.
Юноша, разделив всю свою собственность между бедняками, покинул родное селение.
Монашество
Выйдя из деревни, Иоанн направился к ближайшему монастырю. Согласно древним преданиям, это была Руенская обитель. Здесь юноша стал послушником, а позже принял постриг.
В монастыре преподобного научили грамоте. Изучив чтение и письмо, инок приступил к освоению Священного Писания, церковных книг, знакомился с сочинениями святых отцов. На тот момент ему было около 20-25 лет.
Поиски Бога
Но юного инока тяготила жизнь среди людей, его душа стремилась к уединению. Поэтому через время преподобный покинул монастырь, подавшись в лесные дебри.
Отрекшись от земной суеты, Иоанн Рыльский выбрал путь духовного совершенствования для познания Божественной красоты и наполнения святостью. Неприступные дебри Рыльских лесов надежно скрывали Иоанна от людских глаз. Соорудив из хвороста хижину, святой денно и нощно предавался молитвам и общению с Господом.
Последним его пристанищем стала пещера, называемая ныне Иоанновой постницей. Здесь он прожил много лет, молясь и постясь. Питался монах травами, фруктами, кореньями.
Равноангельское служение
За любовь к Богу и долготерпение Всевышний послал монаху бобы, ставшие для отшельника неплохим подспорьем. Однажды к месту, где жил монах, прибилось стадо овец. Следом за овцами появились пастухи. Отшельник угостил их бобами. С тех пор к монаху начали идти люди, нуждающиеся в Божьей помощи. Чудотворная сила старца помогала исцелять больных и изгонять бесов.
К отшельнику приходили монахи, желающие получить от старца наставления и советы. Они сооружали хижины рядом с пещерой святого. Постепенно селение разрослось, и ученики преподобного решили возвести на этом месте обитель. Иоанн Рыльский стал игуменом монастыря, где наставлял братию, давая им душеполезные назидания.
Последние годы и кончина
Игумен Иоанн часто оставлял своих духовных чад, уединившись в лесу для общения со Всевышним. Многочасовые общения с Господом вдохновили святого на создание «Завета» – мудрого трактата, завещанного потомкам.
За несколько лет до своей смерти Иоанн назначил себе преемника. Им стал любимый ученик игумена – Григорий. Сам преподобный удалился в пещеру, где провел около 5 лет, усердно молясь. 18 августа 946 года, достигнув 70-летнего возраста, Иоанн Рыльский окончил свою земную жизнь. Преподобного погребли недалеко от обители, рядом со святой пещерой, соорудив ему каменную гробницу.
Посмертные чудеса
Искуснейшие врачи 12 столетия Греции не смогли помочь императору Мануилу Комнину избавиться от сильнейших болей вследствие судорог рук. Возвращаясь из одного из военных походов, император проезжал через Софию и посетил Иоанновский храм, где натер руки маслом с лампадки, что горела над ракой.
Получив исцеление, с благодарным сердцем Мануил Комнин послал в Софию святой образ Богородицы, он и поныне хранится в церкви. В конце 12 века София была захвачена венгерским королем Беллом ІІІ, по приказу которого в качестве трофея болгарская святыня была перевезена в Венгрию.
Один из местных римо-католический священников отказался поклоняться мощам Иоанна, заявив, что не знает такого святого. В один момент немота поразила архиепископа. Он понял, что согрешил против воли Божьей, на коленях вымаливал у чудотворной раки свое исцеление и получил его. Венгерский король осознал, какую силу имеет болгарская святыня, в страхе и поклонении он приказал с почестями возвратить раку в Софию, украсив ее при помощи серебра и золота.
Икона святого Ивана Рильского
Византийское иго стало причиной восстания в Болгарии, его возглавили братья Асен и Петр. Чтобы возвысить родной город Тынов перед престолом Божьим, Асен приказал перевезти в него раку дивного чудотворца, где они хранилось до 1469 года, после чего вновь были возвращены в Рыльскую обитель, куда и поныне едут за помощью паломники.
В 1925 году сильный пожар стал пожирать лесной массив. Стояло жаркое лето, небо оставалось безоблачным, огонь подступал к каменным стенам монастыря, монахи начали массово покидать обитель. Самые верные служители взяли икону Богородицы, подаренную императором Мануилом, вышли с ней перед огненной стеной и воззвали к покровителю Иоанну. Вскоре обитель накрыла серая туча, и полил дождь, как из ведра, при этом над остальными вершинами светило солнце.
Перед войной в одном селении родился малыш, у которого были слабые, как бы резиновые, ножки. Отец в отчаянии порой просил господа забрать сына к себе, чтобы тот не страдал от болей. В один из вечеров проезжавший мимо сосед посоветовал родителям поехать с ребенком в Рыльский монастырь.
Во время службы трехлетний малыш лежал на подушках около раки, ни разу не заплакав. После богослужения все прихожане покинули церковь, служителя стали гасить свечи, и был слышен плач безутешной матери. Родители воззвали к святому, прося милости для сына, как вдруг малыш ухватился за край покрывала под ракой и поднялся на слабые ножки. Их храма мама и папа вели сыночка, держа за ручки.
Дарованная встреча
Иоанн Рыльский стал духовной свечой на высокой горе. Согласно Божьему промыслу рано или поздно должна была состояться встреча с людьми, нуждающимися в попечительстве Духа Святого.
На берегах реки Рильской пастухи выпасали овец. В один из дней отара внезапно застыла на месте и тот же миг стремительно бросилась бежать в горы. Испуганные пастухи не могли догнать их, не понимая, что случилось с всегда послушными животными.
Выбившись из сил, потерявши надежду на отыскание отары, пастухи вышли на небольшую равнину и в изумлении становились перед открывшейся их взору картиной. Удивительное спокойствие сошло и на пастухов, которые с поклоном приблизились к старцу, поняв, что перед ними святой отшельник.
Старец принял с радостью гостей, поделился с ними своей скудной пищей и напоил горной водой, отпустив с миром. Весть о встрече с дивным Божьим угодником на горе Рила мгновенно распространилась среди местных жителей, и потянулись в горы вереницы паломников.
Кто такой Иоанн Рыльский?
Преподобный Иоанн Рыльский — один из великих подвижников православия в Болгарии. Согласно преданию, он родился в 876 году в селе Скрино Средецкой области (древний Средец в настоящее время — это столица Болгарии София). Очень рано мальчик стал сиротой и ушел работать пастухом.
Вопрос-ответ
Что такое сурвачка, которую журналисты привезли в подарок Путину?
Как рассказывается в предании, однажды богач, на которого он работал, избил мальчика за то, что тот потерял корову с теленком. Иоанн долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашел корову с теленком, в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и перешел с ним на другой берег реки. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, увидев это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома. Покинув дом богача, Иоанн раздал все вознаграждение бедным, поскольку решил стать послушником в монастыре святого Димитрия. Там он научился грамоте, чтению и письму. Мальчик изучил Святое Писание, а также прочитал много богослужебных книг.
Спустя некоторое время Иоанн принял иноческий постриг и уединился в лесной чаще, где поселился в сплетенной из хвороста хижине. Однажды на него напали разбойники, и он был вынужден переселиться в пустынную местность. Свое жилище он обустроил в глубокой и безлюдной пещере, а спустя 12 лет ушел жить в Рильские горы (сегодня больше известны как горы Рила). Иоанн переходил по склонам гор Бричебора, Царев и Еленин, пока не поселился в месте, называемом Голец. Он постоянно молился, отмаливая свои грехи. Видя такое терпение, Господь вырастил для Иоанна бобы, которыми отшельник долгое время питался. Как гласит предание, однажды он накормил бобами пастухов. Один из них спрятал изрядное количество зерен и по дороге домой решил предложить их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Изумленные пастухи вернулись к Иоанну с раскаянием, и отшельник их простил. С тех пор люди стали приводить к Иоанну больных, которых он исцелял молитвой. Он также принял иноков, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где он жил.
Много лет преподобный Иоанн был игуменом основанной им обители. В преклонном возрасте он написал для своих последователей «Завет», в котором изложил правила иноческой жизни и духовные наставления. Согласно преданию, 18 августа 946 года на семидесятом году жизни Иоанн скончался. Он был похоронен возле монастырского храма в каменной гробнице. Она сохранилась до нашего времени и находится в часовне немного севернее Рыльского монастыря, где сегодня также хранятся мощи святого.
Вопрос-ответ
Градация святых в православии. Инфографика
В России широкое почитание преподобного Иоанна Рыльского относится к XIV веку. В это время его имя впервые было вписано в рукопись XII века — Галицкое Евангелие. С XVI века имя святого упоминается во многих богослужебных книгах. В 1645 году на Руси впервые была издана служба святому, а в 1671 году в типографии Киево-Печерской Лавры была напечатана «Служба с житием преподобного отца нашего Иоанна Рыльского», являющаяся также первым печатным изданием Жития святого, составленного болгарским патриархом Евфимием в XIV веке.
Преподобный Иоанн Рыльский — наиболее почитаемый покровитель болгарского народа. Также этот святой считается покровителем учащих и учащихся, ему молятся для успешного освоения наук. Труд Иоанна Рыльского «Завет», в котором автор дает совет читать «больше отеческих книг», считается одним из лучших творений староболгарской письменности. Почитание преподобного в Болгарии настолько велико, что его можно сравнить только с особым почитанием преподобного Сергия Радонежского на Руси. Как и Сергий Радонежский, Иоанн Рыльский имел много подвижников-учеников, которые стали выдающимися деятелями Церквей Болгарской и Русской. Основанные ими монастыри стали крупнейшими центрами духовного просвещения.