Храмы монастыря

Что посмотреть

Николаевский монастырь Рыльска вписан в очень красивый пейзаж: он находится в долине реки, на просторном лугу, обрамленном зарослями кустарников и лиственными лесами. За невысокими кирпичными стенами монастырский двор, на котором высятся 3 храма, находятся хозяйственные постройки и келейный корпус.

Главный храм монастыря — Николаевский собор, необычный своей двухэтажной конструкцией: фактически это два храма в одном. Первый этаж освещен в честь иконы Богоматери «Знамение», второй — собственно в честь святителя Николая

Здесь стоит обратить внимание на замечательный трехъярусный иконостас с богатым золочением. Разделение собора на два этажа придает ему особую камерность, наделяет атмосферой домовой церкви

Единственный сохранившийся список иконы Николая Чудотворца, с которой связано возникновение монастыря, теперь хранится в Покровском храме Рыльска.

Крестовоздвиженский одностолпный храм наиболее пострадал в годы советской власти. Богослужения здесь пока не ведутся, лишь завершается его внешняя отделка. Троицкий храм также переживает масштабную реставрацию — в его облик уже вернулись верхний ярус с лепниной и купол, украшенный золотыми звездами.

Стоит увидеть и пятиярусную колокольню 18 столетия, расположенную над Святыми вратами, — ее конструкция очень легка, а второй ярус украшен кирпичными узорами.

Архивный номер № 52 (1315) от 24 декабря 2021 — Новости

ЧУДО

Это случилось 17 декабря, когда в Рыльском Свято-Николаевском мужском монастыре отмечали день упокоения и памяти знаменитого старца Ипполита. Сотни верующих, приехавших в монастырь, увидели, как на кресте, установленном на могиле батюшки, появились капли маслянистой жидкости…

О жизни отца Ипполита на Афоне практически не сохранилось сведений. Говорят, уехать пришлось из-за проблем со здоровьем. А еще старец тосковал по Родине. «Дорожите тем, что живете в России. Целуйте родную землю», – писал он в письмах. Когда у Ипполита напрямую спросили: почему уехал с Афона, отшутился: «Устал от афонских апельсинов, хоть и сладкие они – хочется поближе к родной картошке. Уж больно она у нас на Курщине вкусная!» В августе 1983-го старец вновь оказался в России. В 1991 году был назначен настоятелем только что возвращенного церкви Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, который лежал в руинах. За 11 лет под руководством отца Ипполита обитель превратилась в центр духовной жизни российского масштаба. В монастырь стали приезжать не только жители ближайших городов, но и Украины, Беларуси, стран Европы. Ипполит никому не отказывал во встрече. Неслучайно его называли самым добрым батюшкой на земле. По словам местных жителей, к нему выстраивались огромные очереди. Говорят, он обладал даром ясновидения, предсказывал людям будущее. «Помню, незадолго до своей смерти раздавал иконки, – вспоминала жительница Рыльска. – Моя подруга пошла к Ипполиту, он посмотрел на нее внимательно и протянул икону «Неупиваемая чаша». Та рассмеялась – зачем она мне? Мой муж вообще не пьет! Батюшка посмотрел на нее внимательно и изрек: «Пригодится». Через три года ее супруг ни с того ни с сего ушел в запой. Тут-то подруга вспомнила про слова Ипполита и подаренную им иконку».

Верующие собирали миро, наносили его на лицо, иконки…

– Он и больных лечил, – рассказывали в монастыре. – Бывало, подойдет к человеку и, не спрашивая, что привело его сюда, пальцем крест очертит и скажет: «Живот у тебя болит». И больному легче становилось, боли проходили. Многие от тяжелых недугов излечились. Скромным отец Ипполит был. Никогда не носил креста с украшениями. Многие, видя его впервые, принимали за простого послушника. Незадолго до смерти отец Ипполит о себе сказал насельнику монастыря: «40 лет я низко кланялся каждому человеку». Он ставил себя ниже всех. Отец Ипполит не проповедовал, не было у него дара красноречия. «Я вообще ничего не могу сказать, – говорил он. – Не умею». Обычно произносил несколько слов, вроде «Терпи», «Помоги тебе Господи» или «Здоровья тебе». Обращаясь к паломникам, замечал: «Не говорите языком, его черви съедят, говорите сердцем». При этом Ипполит любил пошутить, вопрошавшим мог ответить сказкой, стихом, даже песней. «Подходит, например, к нему инок покаяться в страстных помыслах, а батюшка вдруг начинает рассказывать ему красивое философское и вместе с этим назидательное стихотворение о любви, – напишет в своей книге «Самый добрый батюшка на земле…» Владимир Савочкин. – Когда он намекал какой-нибудь матушке, что надо каяться, а у нее нет покаяния, пел: «Виновата ли я», а иной раз – «Виновата не я!». Цитировал Пушкина, Лермонтова, Омара Хайяма… И именно такой стих, который или раскрывал суть проблемы данного человека, или намекал на будущие искушения».

Имя отца Ипполита связано с укреплением православия на Кавказе. По его благословению в Северной Осетии были основаны православные монастыри, один из которых находится в Беслане, недалеко от школы, в 2004 году захваченной террористами. «Только монастырями спасется Кавказ», – не раз говорил Ипполит.

Александра БЕРЕГОВАЯ, фото rylsk-obitel.ru, vk.comorthokursk

Поделиться ссылкой:

Подписаться на «Друг для друга»:

Яндекс Новости Яндекс Дзен Google Новости YouTube Видео

УСТАЛ Я ОТ АПЕЛЬСИНОВ, КУРСКОЙ КАРТОШКИ ХОЧЕТСЯ

О жизни отца Ипполита на Святой Горе сохранилось мало сведений, да и сам он не любил об этом говорить. Известно, что он жил в той же келье, где ранее подвизался и молился старец Силуан Афонский  и так же, как и его предшественник, исполнял обязанности казначея и эконома. Отношение к Силуану Афонскому в те годы на Афоне было неоднозначным, и отец Ипполит сделал всё для того, чтобы сохранить мощи подвижника, которые его хулители и завистники пытались спрятать так, чтобы их потом не нашли.

В течение четырех лет Ипполит представлял свой монастырь в Священном Киноте – управляющем совете Афона, что говорит об уважении к нему со стороны братии. Утверждают также, что батюшка, который в совершенстве овладел греческим, регулярно духовно окормлялся у самого Паисия Святогорца, жившего неподалеку.

Считается, что главная причина, по которой батюшка уехал с Афона – состояние его здоровья, которое в начале 80-х резко ухудшилось. Оно, и в самом деле, было не блестящим: афонский климат с его жарой и постоянно высокой влажностью был противопоказан его легким, проблемы с которыми были еще в молодости.

Тем не менее, помимо проблем со здоровьем, была и другая причина, не менее важная – тоска по Родине. В своих письмах он не раз писал: «Дорожите тем, что ты живете в России. Целуйте родную землю». К тому же в те годы на Афон массово поехали насельники из России, которые устанавливали свои порядки, что порождало всяческие нестроения. «Молодые приехали, и старцев слушаться не стали», – писал батюшка.  

Сам же отец Ипполит на вопрос, почему уехал с Афона, отделывался шутками: «Устал я от афонских апельсинов, хоть и сладкие они – хочется поближе к родной картошке. Уж больно она у нас на Курщине вкусная!». В августе 1983 г. старец вновь оказался в России, вернувшись  домой в стареньком плаще и с чемоданчиком в руках, в котором уместились все его нехитрые пожитки.  

Паломничество

Паломников становится все больше с каждым годом

Из самых различных мест все едут и едут преданные друзья обители, едут и те, кто услышал отзывы о ней, сам только что к ней нашел путь и сделал для себя это чудесное открытие.

Это не только россияне. Трудно сказать, на скольких языках говорят приезжающие сюда паломники.

И здесь их души наполняет отрада, мир и покой. И уже дома, где-нибудь в Праге или Минске, или глухой российской деревушке, не оставляет желание сюда вернуться не раз, чтобы вновь отдохнула душа, измученная страстями.

Чтобы испить вод целебных источников: Божией Матери, Святителя Николая, Иоанна Рыльского, дабы получить избавление от разных недугов тела и души или набрать поблизости целебной глины.

ОСЕТИЯ СПАСЕТСЯ МОНАСТЫРЯМИ

Рыльск стал вторым домом для многих жителей христианской Осетии. Многочисленная осетинская делегация в этом году, как и всегда, приехала на день памяти старца. Но где, казалось бы,  Курская область и где Осетия?! Что их связывает?  

Сейчас уже никто точно не скажет, что заставило отца Ипполита взять на себя подвиг православного просвещения целого народа, но утверждают, в том числе и осетинские паломники, что сама Богородица, которая не раз являлась батюшке, велела ему молиться о многострадальной Осетии, находившейся в неблагоприятном окружении. Ведь с юга она граничит хоть и с единоверной, но недружественной Грузией, а с востока и запада – с чуждым по духу магометанским миром.  

В конце 90-х отец Ипполит благословил создать в Осетии два монастыря – мужской и женский.

А будущую игуменью женского монастыря монахиню Нонну (Багаеву) он разглядел еще в то время, когда она работала корреспондентом на Осетинском телевидении и приехала в Рыльск на съемки фильма о батюшке. «А ты знаешь, что будешь монахиней?», – неожиданно сказал он ей, тогда, в миру, еще Наталье. – У тебя, как и у всех монахов, во лбу крестик светится!»  

Прозорливый батюшка предвидел беды, которые обрушатся на Осетию, в частности, обвал ледника Колка в Кармадонском ущелье в 2002 году. Осетины-паломники, которым довелось быть в Рыльске летом 2002, рассказывают: «Батюшка Ипполит, начиная с июля, просил нас связаться с родственниками в Осетии, дабы предупредить их, что в ближайшие месяцы горы будут очень опасны». Все так и вышло: 29 сентября ледник рухнул, похоронив под собой много местных жителей и съемочную группу Сергея Бодрова-младшего. Предвидел батюшка и, случившуюся уже после его ухода из земной жизни, страшную трагедию в Беслане 1 сентября 2004 года, когда вооруженное зверьё захватило школу в Беслане с тысячей заложников.   

И едва ли случайно мужской осетинский монастырь, который первоначально организовали в Беслане, расположился всего в 250 метрах от той школы, где произошел этот страшный теракт, который можно сравнить, пожалуй, только с избиением воинами царя Ирода младенцев в Вифлееме две тысячи лет назад. И эта трагедия стала для осетинского народа Голгофой, постоянно напоминающей ему о жертве, принесенной  Иисусом Христом.

История основания обители

Точная дата основания его неизвестна, но его упоминание впервые находят в документах 1505 года, которые сохранились. Более ранние и точные исторические грамоты были похищены в 1614 году при нападении на настоятеля игумена Феодосия, который направлялся в Москву для переписи этих грамот. Сегодня точно не известно, когда именно и при каких обстоятельствах была создана обитель и кто ее основатель.


Свято-Николаевский Рыльский монастырь в Курской области

Архивы с XVI века рассказывают о неоднократном опустошении подворья, многочисленных восстановительных работах и деятельности, которую осуществляли монахи. Доподлинно известно о разорении его во время войн с Польско-Литовским княжеством и последующем восстановлении в 1618-1620 гг. игуменами Корнилием и Мисаиле. В то время монастырь имел два подворья, снаружи и внутри города Рыльска.

При правлении царя Михаила братии жилось хорошо, поскольку царь распорядился о возвращении церковного места, а также даровал монахам ряд земель, на которых они могли возделывать поля, заниматься хозяйством и рыбной ловлей. Иноки имели собственную мельницу, хозяйственные угодья и пользовались покровительством местных помещиков.

Изначально все здания на подворье были деревянные и пришли в негодность к началу XVIII века, поэтому купцы из Рыльска начали спонсировать перестройку храмов в каменные. Особенно много потрудился для этого купец Шелехов и его сын, которые полностью взяли на себя строительство Крестовоздвиженского храма. После возведения трех каменных церквей их неоднократно позже перестраивали и восстанавливали. В 1784 году на территории подворья начало действовать Духовное училище, позже была открыта больница и баня для больных.

К концу XVIII века обитель была процветающей и активно вела просветительскую работу среди населения.

Но XX век особенно тяжело отразился на всех духовных заведениях бывшей Российской империи, в том числе и на Рыльской обители. В 1925 году новая власть полностью закрывает ее и передает помещения в ведение Красной армии. В 1941-1943 годах обитель была под немцами и стала мощной огневой точкой их укрепления.

На заметку! Стоит отметить, что за все время оккупации и освобождения на территории подворья не была взорвана ни одна бомба или снаряд.

После войны на территории в разное время размещались МТС, лесхоз, помещения колхозного управления.

Только 17 июня 1991 года обитель была вновь передана Русской православной церкви и в ней начались восстановительные работы. Уже в октябре этого же года была впервые за 70 лет проведена служба на первом этаже Николаевского храма

Сегодня подворье все еще полностью не восстановлено, но оно тем не менее стал важной точкой паломнических маршрутов и центром духовной жизни Рыльского района

Святыни

Мощевик 1:

  • свт. ФЕОДОСИЙ Черниговский
  • прп. ЛАВРЕНТИЙ Черниговский
  • свщмч. АФАНАСИЙ (Сахаров) еп. Кавровский
  • свщмч. НИКОЛАЙ пресв. Искровский
  • прпмчч. ЗВЕРИНИЦКИЕ
  • свщмч. СЕРГИЙ пресв. Васильевский
  • мч. КИРИЛЛ Васильевский
  • мч. ПРОХОР Васильевский
  • мч. ВИФЛЕЕМСКИЙ от царя Хозроя убиенный
  • свт. ДИМИТРИЙ митр. Ростовский
  • прп. ИЛАРИОН затворник Троекуровский
  • свщмч. КОНСТАНТИН Богородский
  • свт. ФЕОФАН затворник Вышенский
  • прп. СЕРАФИМ Саровский
  • вмч. ПАНТЕЛЕИМОН Целитель
  • свт. ЛУКА исп. архиеп. Симферопольский
  • вмч. ПАРАСКЕВА Пятница
  • прп. ГАВРИИЛ Афонский Одесский чудотворец
  • прп. ЕЛЕНА Флоровская
  • частица с гробницы свт. НИКОЛАЯ Мирликийского
  • частица гроба свт. ТИХОНА Задонского
  • прпмч. вл. кн. ЕЛИСАВЕТА
  • прп. СЕРГИЙ исп. Сребрянский

Киево-Печерские святые:

  • свщмч. ВЛАДИМИР митрополит Киевский
  • свт. ФИЛАРЕТ митрополит Киевский
  • свт. ФЕОФИЛ
  • прп. ЗИНОН постник
  • прп. ВЕНИАМИН затворник
  • прп. МЕРКУРИЙ постник
  • прп. МАКАРИЙ диакон
  • прп. АХИЛА диакон
  • прп. МАРТИРИЙ диакон
  • прп. ПАВЕЛ Послушливый
  • прп. ИЛЛАРИОН схм.
  • прп. МОИСЕЙ чудотворец
  • прп. ФЕОДОР молчаливый
  • прп. ЛАВРЕНТИЙ затворник
  • прп. ИПАТИЙ целебник
  • прп. ФЕОДОР кн. Острожский
  • прп. ИГНАТИЙ архимандрит
  • прп. СИСОЙ схм.
  • прп. ЕВФИМИЙ иеросхм.
  • прп. АРСЕНИЙ Трудолюбивый
  • прп. НЕСТОР Некнижный
  • прп. ГРИГОРИЙ чудотворец
  • прп. ПИМЕН постник
  • прп. ИОСИФ Многоболезненный
  • прп. СИЛУАН схм.
  • прп. ПАИСИЙ
  • прп. ЛОНГИН вратарь Трудолюбивый
  • прп. ТИТ воин
  • прп. ЗАХАРИЙ постник
  • прп. АГАФОН
  • св. отрок ЛЕОНТИЙ канонарх
  • св. отрок ГЕРОНТИЙ канонарх
  • прп. НЕСТОР Летописец
  • прп. САВВА Богоугодный
  • прп. ИОАНН брат Феофила
  • прп. АВРААМИЙ Трудолюбивый
  • прп. ПИМЕН Многоболезненный
  • прп. ФЕОДОТ

Мощевик 2:

  • свщмч. ИГНАТИЙ Богоносец
  • мц. ТАТИАНА
  • свт. ВАСИЛИЙ Великий
  • свт. САВВА Сербский
  • прп. АНТОНИЙ Великий
  • прп. СЕРГИЙ Радонежский
  • прп. ИОВ иг. Почаевский
  • прп. НИКОДИМ Карульский
  • прп. АФАНАСИЙ Карульский
  • блг. кн. КОНСТАНТИН Муромский
  • частица Мамрийского дуба
  • камень из Горней с места рождения ИОАННА Крестителя
  • частица поручей св. прав. ИОАННА Кронштадтского

Оптинские святые:

  • прп. ЛЕВ
  • прп. МАКАРИЙ
  • прп. МОИСЕЙ
  • прп. АНТОНИЙ
  • прп. ИЛАРИОН
  • прп. АМВРОСИЙ
  • прп. АНАТОЛИЙ старший
  • прп. ИСААКИЙ
  • прп. ИОСИФ
  • прп. ВАРСОНОФИЙ
  • прп. АНАТОЛИЙ младший
  • прп. НЕКТАРИЙ

Рязанские святые:

  • свщмч. МИСАИЛ архиеп. Рязанскийи Шацкий
  • свт. ФЕОДОРИТ архиеп. Рязанский и Муромский
  • свт. ГАВРИИЛ архиеп. Рязанский и Зарайский
  • свт. МЕЛЕТИЙ еп. Рязанский и Зарайский

Крест с частицами св. мощей и др. святыни:

  • ап. и еванг. МАТФЕЯ
  • ап. АНДРЕЯ Первозванного
  • первомч. архидиак. СТЕФАНА
  • вмч. ПАНТЕЛЕИМОНА Целителя
  • вмч. ГЕОРГИЯ Победоносца
  • вмч. ДИМИТРИЯ Солунского Мироточивого
  • вмч. ФЕОДОРА Стратилата
  • вмц. ВАРВАРЫ
  • мчч. и бессер. КОСМЫ и ДАМИАНА, КИРА и ИОАННА
  • свт. НИКОЛАЯ архиеп. Мир Ликийских чудотворца
  • свт. ПЕТРА митр. Московского
  • свт. ЛЕОНТИЯ еп. Ростовского
  • свтт. ГУРИЯ и ВАРСОНОФИЯ Казанских
  • прп. МАКАРИЯ Ужненского
  • власы св. ФЕОДОРЫ Александрийской
  • камень со св. горы Елеонской
  • частица от Престола, где Господь постился

О славном граде Рыльске

Вид города Рыльска

Это место, где две реки, Сейм и Рыло, сливаются в одну, где красуется сегодня город Рыльск, нашими предками обжито уже в древности. И свидетельств тому найдено множество. Только на землях монастырского комплекса найдено около пятидесяти могильных курганов, принадлежащих язычникам-северянам, а в округе их количество не счесть.

С князем Игорем поднялось на битву с ворогом войско этого стольного княжеского града, каким стал Рыльск, до 1180 г. бывший пограничной крепостью. О том походе говорится в «Слове о полку Игореве».

Место для строительства выбрано довольно живописное. Куда ни кинь взгляд, везде красота: это и заливные луга вдоль речки Волынки, и дубравы на равнине, и белые склоны Вискольских гор.

По преданиям времен, когда княжили Ольга, Святослав и Владимир, место это благодатное стало светочем православия. Оно пришло на эти, тогда еще языческие, земли из Болгарии, когда после ее падения болгарские иноки нашли здесь пристанище и во славу Иоанна Рыльского, своего небесного покровителя, основали храм. Они же на Русь принесли десницу его нетленных мощей.

Это интересно: от храма городищу имя досталось – Рыльск, а речке местной – Рыло. Так, с XIV века на Руси почитают этого святого.

Сам святой Иоанн Рыльский, как свидетельствует летопись, в грозные времена не раз помогал городу. От погрома Батыева спас в 1240-м, а в 1502-м – помог в противостоянии с золотоордынским ханом Ахметом.

Советуем Вам также ознакомиться с историей и описанием храма Николая Угодника в Хамовниках.

В 1991 году монастырь был передан Русской православной церкви

В 1991 году монастырь был возвращен Русской православной церкви. Тогда по благословению Иувеналия Тарасова, архиепископа Курского в разрушенную обитель были впервые переселены первые монахи. В октябре того же года в Рыльский монастырь был назначен наместником архимандрит Ипполит Халин.

Архимандрит Ипполит (Халин). Фото: 151722.selcdn.ru

В 1991 году на 1 этаже Николаевского храма начались богослужения. Чуть позднее  храм был освящен в честь иконы Божьей Матери Знамение Курской Коренной.

Восстановление храма началось в 1998 году. Большую помощь в ремонтных работах монастырю оказали работники Курской АЭС. Построили лестницу, покрыли медью купола, оштукатурили стены. В ноябре установили новый крест.

С конца 1999 года в храме начались регулярные богослужения.

Начались  восстановительные работы ограды, был проведен капитальный ремонт братского и игуменского корпуса. На территории монастыря построены трапезная с кухней, новая баня, пекарня, погреба. На подворье  появились козы, коровы и даже лошади. При монастыре организовались пять скитов.

Восстановительные работы и ответственность подорвали здоровье батюшки,  он скончался 17 декабря 2002 года. Много народу приехало в этот день, чтобы проводить отца Ипполита в последний путь. На могиле рядом с Николаевским храмом были установлены бронзовый крест, и всегда горит лампада.

А МОНАСТЫРЬ НАШ БУДЕТ ЛАВРОЙ!

Рыльск всегда был одним из столпов «курской духовной аномалии», как один из паломников образно назвал здешние святые места, среди которых известная всей России Курская Коренная пустынь и не менее знаменитая Глинская пустынь, в силу ряда административных ляпсусов советского времени оказавшаяся на территории Украины, всего лишь в полусотне километров от Рыльска.      

Любопытно, что Курская Коренная икона Божьей Матери была обретена в 1295 году «неким благочестивым мужем» из Рыльска, жители которого  много раз пытались перенести икону в свой город. И всякий раз икона чудесно исчезала из Рыльска, возвращаясь на место своего обретения – на лесистый берег реки Тускарь, в 27 верстах от Курска. 

В летописях Свято-Николаевский монастырь впервые упоминается в 1505 году, который и принято считать годом его основания. На самом деле монастырь значительно древнее: рядом с ним, в толще крутых меловых холмов, называемых Вискольскими горами, еще в домонгольские времена был ископан пещерный монастырь. Следы пещер видны и в наши дни: из них паломники и сегодня берут целебную глину, помогающую, как здесь считают, от всех болезней. Ей пользовался и отец Ипполит: после «отчиток» одержимых бесами его кожа покрывалась волдырями, которые быстро заживали после наложения глины. Здесь же, у подножия меловых гор, расположены святые источники, из которых монастырские трудники берут воду для трапезной обители.

В советское время монастырь продержался совсем недолго – в 1926 году его закрыли, здесь расквартировали роту красноармейцев, а монахов, ради экономии средств и времени, даже не отправляли в лагеря, а расстреливали прямо под монастырской стеной.  

«Здесь каждая пядь земли монашеской кровью полита. Эта земля святая – мы даже не представляем себе, сколько угодников Божьих здесь подвизалось!», – говорил отец Ипполит. Позже, в начале 90-х, батюшка первым делом взялся за восстановление монастырской стены: «Если бы знали, что это за стена, очередь бы выстроилась аж от самого Курска, чтобы хоть один кирпичик в нее положить. Идите помогать на стену – она святая!». И хоть очередь не выстроилась не то что от Курска, а даже от Льгова, стену восстановили в первую очередь.

Во время Великой Отечественной вой­ны, в 1943 году, линия фронта проходила под самыми монастырскими стенами, тем не менее, Святитель Николай уберег свою обитель от разрушения: благодаря его заступничеству на ее территории не разорвался ни один артиллерийский снаряд  или авиабомба, которые в изобилии сыпались совсем рядом. Более того,   фашисты, отступая,  заминировали  все храмы, но по непонятным причинам  монастырские строения так и не были взорваны. 

Впрочем, то, что не удалось фашистам, доделали соотчичи: к 1991 году, когда  монастырь вернули Курской Епархии, его превратили в свалку, сплошь заросшую бурьяном, где не было ни одной целой стены, крыши и окна. Увидев это, отец Ипполит, только что  назначенный настоятелем, окна кельи которого в первую зиму были затянуты полиэтиленом,  возрадовался: « А монастырь наш будет Лаврой!»  

Как добраться

Монастырь располагается по адресу: Курская область, Рыльский район, село Пригородняя слободка, улица Мирная, строение № 2. По всем вопросам паломничества можно связаться со служителями храма по телефону +7 (47152) 2-31-31 или написав им электронное письмо на адрес rylsk-obitel@mail.ru.

Добраться до обители можно разным транспортом, проще всего на личном автомобиле —следует ехать по трассе Курск — Рыльск и свернуть в сторону Пригородней Слободки, а далее двигаться по указателям. Можно добраться и автобусом:

  1. С Южного автовокзала Курска отходит рейсовый автобус до Рыльска.
  2. Маршрутное такси отправляется с того же автовокзала по мере заполнения салона.
  3. Автобус Москва — Рыльск, который следует от станции метро Новоясеневская, Щелковская, Курская и Киевская.

Автобусы следуют до автостанции города Рыльск, откуда надо будет пешком или на такси добраться до подворья, которое расположено несколько в стороне от города. От Курска автобус едет 3,5 часа, а от Москвы около 10 часов. От автостанции города Рыльска до монастыря нужно пройти несколько километров пешком.

Существует и железнодорожный маршрут из Москвы, но он также подразумевает пересадку на автобус. Поезд сообщением Москва — Льгов отправляется с Курского вокзала ежедневно в 11 часов вечера и прибывает во Льгов в 8 утра. Во Льгове следует пересесть на автобус Льгов — Рыльск, который в течение часа доставит пассажиров к подворью.

Ознакомится с расписанием ближайших служений, а также узнать больше о деятельности прихода, служителях или способе поддержать обитель можно на сайте http://rylsk-obitel.ru.

Фильм о Рыльском Свято-Николаевском монастыре

ОТЧЕ НАШ ПОД ОДЕЯЛОМ

Сам отец Ипполит, в миру Сергей Иванович Халин, курский, из местных. На родине старца – в селе Субботино, что в Солнцевском районе под Курском, подлинный масштаб его личности осознали только в первые годы после ухода батюшки  из земной жизни, когда фотографии земляка в его день памяти, 17 декабря,  дружно начинали мироточить.  

Сергей Халин родился в многодетной семье, в которой был самым младшим. От дяди-священника Сергею достался чемодан с духовными книгами, которые он изучил, пропустил сквозь себя. Будучи человеком удивительно душевным и добрым, Сергей особенно легко находил общий язык с нищими и «самоварами», как цинично в послевоенное время называли инвалидов без рук и ног, передвигавшихся на каталках, заботясь о них. Душа будущего монаха постоянно чего-то искала – в привычном окружении ему было некомфортно.

Сергей, по свидетельству односельчан, был парнем видным, веселым, танцевал и пел в клубе. Но после танцев, рассказывает одна из субботинских бабушек, «все ребята шли по девкам, а Сережа молиться». Во дворе дома Халиных был сарай, который Сергей в шутку называл скитом, где у будущего старца были развешаны иконы. Там он зажигал лампаду и долго молился, порой до самого утра. Естественно, что в Субботино  его дразнили монахом. Да он и не возражал, говоря, что жениться не будет. Уже позже отец Ипполит сказал, что «Господь услышал мои слова и удостоил меня монашества. Именно так: Он меня удостоил, а не я был достоин стать монахом». Позже, когда  нему приставали с расспросами, он отшучивался, что «никто за меня замуж не пошел, поэтому пришлось идти в монастырь».   

Сергей не вписывался и в классический образ воина Советской Армии, в которой прослужил три года, в артиллерии: после отбоя сержант Халин, чтобы не шокировать сослуживцев, накрывался с головой одеялом и тихонько читал «Отче Наш».

Демобилизовавшись, Сергей огорошил родителей, заявив, что уйдет в монастырь, и в 29 лет был принят послушником в Глинскую пустынь.

Немного истории

История Рильского монастыря берет свое начало в 927 году. Он был построен в честь преподобного Иоанна Рыльского, который отрекся от мирской жизни, ушел в горы и длительное время жил там отшельником. Спустя некоторое время он был причислен к лику святых. О его доброте, религиозности и невероятной мудрости по сей день ходят легенды. После смерти преподобного его последователи возвели в Рильских горах одноименный монастырь. Вскоре сюда уже потянулась вереница паломников и туристов, а это место превратилось в культурный религиозный центр страны. Во время турецкой оккупации, когда один за другим православные храмы становились мечетями, только монахам Рильского монастыря удалось сохранить частичку православия. В 1833 году на его территории вспыхнул большой пожар, уничтоживший огромное количество монастырских построек. Понадобилось немало времени, чтобы вернуть святыне былое великолепие. Сегодня Рильский монастырь успешно функционирует, в его стенах хранится несколько ценных христианских реликвий. Известно, что до сих пор в нем проживает 8 монахов-отшельников.

Колокольня

   Пятиярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе является главным входом в монастырь. Впервые в описях упоминается с 1764 года, но по предположению специалистов, была выстроена в 1740 году. Уступы восьмериков, уменьшающиеся в каждом ярусе, создают аналогию с башней. Сооружение завершается барабаном с орнаментом из кирпича и луковкой с золотым крестом. В среднем ярусе были установлены часы с боем. Опись 1764 года сообщала: «Колокольня каменная, на ней часы русской работы ветхие, колоколов разного весу  семь и под оной колокольней Святые врата створчатые». В 1820 году колоколов становится девять, о чем сообщает в рапорте в  Курскую консисторию архимандрит Свято-Николаевского монастыря Иннокентий.

    На втором ярусе колокольни  размещался архив, а с 1910 года  располагалась библиотека. Арочные дубовые двери с засовом свидетельствуют, что прежде здесь хранились ценные вещи, книги или документы. Колокольню неоднократно перестраивали и ремонтировали, к ее стенам пристроили хозяйственные помещения.

   Годы лихолетия не пощадили и это величественное сооружение. Долгое время колокольня стояла с заложенными кирпичом Святыми вратами, без креста, с разбитым, обрушившимся фасадом. Полуразрушенные постройки, примыкавшие к колокольне, были  без крыш. В настоящее время это сооружение отреставрировано, восстановлены кирпичные узоры, установлены колокола и крест.

    

Чем интересен Рильский монастырь?

Монастырский комплекс раскинулся высоко в горах, он занимает около 9000 квадратных метров. Это несколько древних сооружений, расставленных в форме четырехугольника. Посреди комплекса возвышается главная церковь, датированная 19 веком – величественное здание в готическом стиле, напоминающее дворец эпохи Возрождения. Вершину храма украшает пять изящных куполов. Внутреннее убранство поражает элегантностью и красотой – старинные иконы, позолоченный алтарь, уникальная роспись, фрески. В стенах церкви располагаются кельи монахов, небольшой монастырский музей и огромная библиотека. Рильский монастырь по сей день хранит мощи святого Иоанна Рыльского. Многие паломники приезжают сюда только для того, чтобы к ним прикоснуться, почувствовать необыкновенную энергию этого места, побыть наедине с самим собой и окружающей природой. Главной святыней монастыря является одна из самых старинных и одухотворенных христианских икон – «Одигитрия» или «Путеводительница» в образе Богоматери. Считается, что эта икона способна творить настоящие чудеса – исцелять и наставлять верующих на путь истинный. Данный образ является не просто иконой, он еще служит мощевиком, в котором упокоены останки более трех десятков святых. В монастырском музее на обозрение посетителей выставлен резной крест, принадлежащий монаху Рафаилу. Его высота – 80 сантиметров, создан он из липового дерева, на поверхности святыни можно увидеть около ста сцен из библии. В библиотеке монастыря хранится несколько тысяч рукописных и печатных книг, принадлежащих авторам 11 столетия. Одним из пунктов экскурсии является пещера «игумена всея Болгарии» святого Иоанна Рыльского, место, где преподобный старец провел большую часть своей жизни. Рядом с пещерой в его честь установлена небольшая часовня.

МК Регионы

  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Анадырь
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Белгород
  • Брянск
  • Великий Новгород
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Екатеринбург
  • Иваново
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калуга
  • Кемерово
  • Киров
  • Кострома
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Ленинградская область
  • Магадан
  • Магас
  • Марий Эл
  • Махачкала
  • Мурманск
  • Нальчик
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пенза
  • Пермь
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Псков
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Салехард
  • Саратов
  • Севастополь
  • Серпухов
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Ставрополь
  • Тамбов
  • Тверь
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Черкесск
  • Элиста
  • Чита
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ярославль

Возвращение

Возрожденная святыня Курской Епархии

Это произошло в 1991-ом, когда монастырь поступил в распоряжение Курской Епархии. Ныне относится к монастырям Курской митрополии.

Спустя десять лет он стал уже средоточием духовной жизни области и всей России. Труды праведные и молитвы православных подняли обитель из руин и позволили стать ему тем самым маяком, который осветил путь для всех душ, покалеченных и страждущих.

Со всей России, с близких и далеких ее окраин, кто верит и не верит, потянулись люди к Рыльской святыне. Их были тысячи. Слово вразумительное, молитва, любовь и утешение преображали нравственно многих из тех, кто еще совсем недавно был далек от веры и Церкви.

Сегодня возрожденному комплексу не угрожает уже ничто. Свежие краски новых куполов и медных крыш придают ему живой вид. Хозяйство у монахов немалое, и забот требует тоже немалых: обрабатывают земли, разрабатывают огороды и держат скотину.

Газификация способствовала улучшению условий хозяйствования, позволила отапливать храмы. Появилась специально оборудованная для многочисленных паломников гостиница.

Совершаются здесь и требы, и вычеты — это такой специальный молебен о здравии недужных, и все другие службы, которые монастырю служить положено. Расписание богослужений можно найти на сайте обители. Там же указано, как добраться до монастыря поездом, на автобусах и автомобиле.

МЫ И СЛЕПЫХ КОРОВ БЕРЕМ!

Справедливости ради скажу, что в обитель ехали не только люди, отверженные обществом: рафинированные эстеты и высоколобые интеллектуалы, бросив свои науки и служенье музам, отправлялись в Рыльск, где с упоением драили туалет, орудовали лопатой и ломом, убирали навоз за коровами, которых в монастыре было далеко за сто голов. 

Коровы были предметом особой любви батюшки, который любил их, умел доить и был приучен ходить за ними с детства: он покупал у местных жителей всех подряд коров – даже хромых и тех, которые уже давно перестали доиться. Удивительно, но попав в монастырь, они снова начинали давать молоко. Однажды монастырь даже купил быка крутого нрава, с которым не могли совладать его хозяева. Рассказывают, что увидев настоятеля, бык сразу обмяк и утих, опустившись на колени. «Покаялся!», – сказал батюшка и самолично отвел буяна на скотный двор.   

Один из братьев рассказал историю, что хитроумные жители соседнего села привели в монастырь слепую корову, рассуждая по пути, заметит ли это настоятель. Они были поражены, когда отец Ипполит, которому было всё открыто, с улыбкой встретил их у ворот монастыря: «Зря вы так боялись! Мы и слепых коров привечаем!». И еще дал за нее денег намного больше, чем полагалось.

С деньгами отец Ипполит обращался легко, шокируя монастырского казначея: раздавал их, не считая, как св. Иоанн Кронштадтский, который одной рукой брал деньги, а другой тут же их отдавал. «Чем больше отдашь, тем больше вернется», – говорил он.  

И ведь вернулось: за довольно короткий срок удалось не только восстановить из руин двухэтажный Николаевский храм, но также привести в божеский вид церкви, колокольню, построить трапезную и паломнический корпус, значительно расширить хозяйство монастыря. Более того, старец основал еще пять скитов в ближайших селениях, из которых им был особенно любим Казанский скит в селе Большегнеушево, ставший женским монастырем.

Точная дата постройки Рыльского монастыря неизвестна

Дата основания монастыря неизвестна, так ка документы были утеряны, такой датой принято считать время, когда появились первые записи о монастыре, примерно 1505 год.

В 1614 году настоятель монастыря игумен Феодосий, взяв с собой жалованные грамоты от князей и прежних  хозяев монастырского имущества, отправился в Москву для переписи в связи с ветхостью. Однако по дороге был ограблен и убит разбойниками, а документы исчезли.

Восстановление ее началось при игумене Корнилие и продолжалось при игумене Мисаиле.

В смутные времена обитель была разорена польско-литовскими войсками.

Не желая находиться по польско-литовским владычеством, игумен Корнилий вместе с братией Новгород-Спасского монастыря переехали в Рыльский и находились в нем до 1620 года.

Тогда монастырь имел два подворья в Рыльске, одно около острога, где стояла церковь Живоначальной троицы с кельями для монахов, второе — в самом городе, на случай вражеского окружения.

Игумен Мисаил в 1624 году написал царю челобитную, в которой попросил вернуть монастырю церковное место, на котором после сожжения  его поляками, поселились рыляне. Царь велел очистить церковное место и вернуть под монастырь.

В выписке из Рыльских книг Захария Бибикова указывалось также, что Волынской (так раньше назывался Николаевский монастырь) пустыни принадлежали земли, вотчина по посаде и рыбная ловля в речке Рыло и в озерах Долгое и Могулище.

Кроме этого, богатые люди жертвовали монастырю земли за пределами Рыльска.

Святониколаевский храм города Курска

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector