В рыльске замироточил крест на могиле старца ипполита

Слова, навсегда перевернувшие жизнь

Александр, послушник русского скита Крумница на Святой Горе Афон:

Это произошло в конце 1990-х годов. Я зашел на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве. А был я в то время человеком мало верующим, невоцерковленным. Вдруг вижу, монашек идет, худенький такой. Он мне и говорит: «Что же ты, родной, мечешься, ты поезжай в Рыльск к батюшке-то нашему». Мне то и нужно было: я искал выход, нуждался в духовном совете. Подрастает дочь, жена красавица, а семейная жизнь рухнула. Приехал к отцу Ипполиту с вопросом: как жить дальше? Приготовил для него очень обстоятельный долгий рассказ.

На приеме у батюшки только рот раскрыл:

– Вот, батюшка…,

а он мне так спокойно:

– Ты им не нужен. Они в тебе не нуждаются. Тебе на монастырь надо.

Помолчал и именно так и повторил:

– Тебе на монастырь надо.

И дал знак – беседа окончена. Больше я отца Ипполита не видел.

Я понял, что семью мне не вернуть. Прошли годы. Я уже был в монастыре. Вдруг мой духовник говорит: «А поезжай-ка ты на Афон…» Мне тогда было почти сорок лет. Много раз я вспоминал отца Ипполита и его слова, однажды раз и навсегда перевернувшие мою жизнь: «на монастырь…»

МК Регионы

  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Анадырь
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Белгород
  • Брянск
  • Великий Новгород
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Екатеринбург
  • Иваново
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калуга
  • Кемерово
  • Киров
  • Кострома
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Ленинградская область
  • Магадан
  • Магас
  • Марий Эл
  • Махачкала
  • Мурманск
  • Нальчик
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пенза
  • Пермь
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Псков
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Салехард
  • Саратов
  • Севастополь
  • Серпухов
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Ставрополь
  • Тамбов
  • Тверь
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Черкесск
  • Элиста
  • Чита
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ярославль

Биография

Родился в 1928 году в селе Субботино (ныне — Солнцевского района Курской области) в крестьянской семье.

В юности Сергей Халин поступил в Глинскую пустынь, где его духовником стал глинский старец схиархимандрит Андроник (Лукаш), исповедник, прошедший пытки и лагеря, ныне прославленный в соборе Глинских святых. «Батюшка, Вы умрёте, кто же после Вас будет старцем?» — однажды простосердечно спросил его молодой послушник. «Да ты и будешь старцем», — ответил отец Андроник.

После закрытия в начале 1960-х годов Глинской пустыни послушник Сергий продолжил монашеский путь в Псково-Печерском монастыре и там стал келейником валаамского старца иеросхимонаха Михаила (Питкевича). Здесь он принял монашеский постриг с именем Ипполит.

В конце 1960-х годов, когда возникла угроза полного исчезновения русского монашества на Афоне, Ипполит вместе с другими ныне известными в России старцами — Илием (Ноздриным), Авелем (Македоновым) — поехал на Святую Гору.

Там он в течение 17 лет подвизался в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, в том числе четыре года представлял русское монашество в Священном Киноте, который управляет Святой Горой.

В 1991 году он вернулся в Россию и принял в управление Рыльский Николаевский монастырь Курской епархии, возрождению которого из руин посвятил последние 11 лет своей жизни.

В Рыльском Николаевском монастыре архимандрит Ипполит стал известен как всероссийский старец, к нему съезжались за советом и благословением множество паломников со всей России, люди разных национальностей. Ипполит благословлял, наставлял основывать монастыри в разных уголках России.

Прозорливость Ипполита поражала многих.

Памятник на территории усадьбы Барятинских

Скончался 17 декабря 2002 года в Рыльском Свято-Николаевском мужском монастыре. Похоронен на территории монастыря.

Другие статьи из рубрики «ЛЮДИ В ЦЕРКВИ»

27 мая 2020
Убедить, сохранить жизнь и поддержать

Профилактика абортов—тема непростая, ресурсы Церкви в этом вопросе не безграничны, действовать приходится порой весьма деликатно. Просвещение, беседы с психологами, материальная помощь тем, кто передумал прерывать беременность, пастырская поддержка совершившим ошибку—те инструменты, которые использует в своей работе епархиальный Центр защиты …

25 января 2019
Храмы строятся не людьми

На то, чтобы достроить в Лесколово храм Смоленской иконы Божией Матери, приходу дано совсем немного времени. Еще одна зима без крыши — и церковные стены придут в негодность. Недавно в общину был назначен новый настоятель — четвертый по счету. Прихожане уверены, что под его руководством дела …

18 декабря 2018
Трезвенники у Христа за пазухой

Возможно ли исцеление от наркотической, алкогольной, игровой и других зависимостей? Так, чтобы даже больше об этом не думалось? Чтобы не только пристрастие исчезало, но и вся жизнь поделилась на «до» и «после» — и не потому, что «завязал», а потому что …

17 января 2020
«Хурма» вяжет в Гатчине

Известно, что хурма вяжет. Однако не все знают, что вяжет она не только полость рта, но и теплые вещи для оставшихся без крова. В честь этого фрукта названа сеть благотворительных сообществ, которые дарят теплые шарфы, шапки и варежки, созданные своими руками, бездомным людям. Есть такие энтузиасты и в Гатчине, …

9 марта 2021
Он был прежде всего любящим

Приход Серафимовского храма понес тяжелую утрату: в последний день 2020 года ушел из жизни настоятель протоиерей Николай Коньков. Много лет отец Николай прослужил под духовным руководством предыдущего настоятеля — приснопоминаемого протоиерея Василия Ермакова. Теперь оба батюшки покоятся рядом на Серафимовском кладбище. Одна из прихожанок …

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РЫЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ

Многое повидал за тысячу лет Рыльск! Город, который младше Москвы лишь на четыре года, не раз стирали с лица земли монголы и крымцы, но он восставал из пепла. Одно время Рыльск был под Литовским княжеством, в Отечественную – почти два года под немцами. Только в гражданскую войну здесь пять раз менялась власть! 

Хотя первое летописное упоминание о Рыльске относится к 1152 году, к Ипатьевской летописи, где сказано, что князь Юрий Долгорукий «иде на Новгород на Северский, оттуда же иде к Рыльску», город, как считают местные краеведы, намного древнее. 

В честь какого «рыла» получил свое не совсем благозвучное название город, на гербе которого изображена «черная отрезанная кабанья голова с червлеными глазами и языком», – вопрос открытый. Одни связывают его с некой дикой свиньей, которая будто бы роясь в земле, случайно откопала источник, давший начало коротенькой речке Рыло, впадающей в Сейм рядом со Свято-Николаевским монастырем, что напротив Рыльска, в поселке Пригородная Слободка. 

По другой версии, название города произошло от имени уже упомянутого Иоанна Рыльского – болгарского святого, аскета, подвизавшегося в горах Рила, что на юго-западе Болгарии. После его кончины в 946 году болгарские монахи, гонимые греками, взяв с собой частицу мощей святого – его десницу, или, говоря на привычном нам языке, правую руку, в конце X в. бежали в Киевскую Русь, где и основали монастырь, на месте которого появился город Рыльск.

МЫ И СЛЕПЫХ КОРОВ БЕРЕМ!

Справедливости ради скажу, что в обитель ехали не только люди, отверженные обществом: рафинированные эстеты и высоколобые интеллектуалы, бросив свои науки и служенье музам, отправлялись в Рыльск, где с упоением драили туалет, орудовали лопатой и ломом, убирали навоз за коровами, которых в монастыре было далеко за сто голов. 

Коровы были предметом особой любви батюшки, который любил их, умел доить и был приучен ходить за ними с детства: он покупал у местных жителей всех подряд коров – даже хромых и тех, которые уже давно перестали доиться. Удивительно, но попав в монастырь, они снова начинали давать молоко. Однажды монастырь даже купил быка крутого нрава, с которым не могли совладать его хозяева. Рассказывают, что увидев настоятеля, бык сразу обмяк и утих, опустившись на колени. «Покаялся!», – сказал батюшка и самолично отвел буяна на скотный двор.   

Один из братьев рассказал историю, что хитроумные жители соседнего села привели в монастырь слепую корову, рассуждая по пути, заметит ли это настоятель. Они были поражены, когда отец Ипполит, которому было всё открыто, с улыбкой встретил их у ворот монастыря: «Зря вы так боялись! Мы и слепых коров привечаем!». И еще дал за нее денег намного больше, чем полагалось.

С деньгами отец Ипполит обращался легко, шокируя монастырского казначея: раздавал их, не считая, как св. Иоанн Кронштадтский, который одной рукой брал деньги, а другой тут же их отдавал. «Чем больше отдашь, тем больше вернется», – говорил он.  

И ведь вернулось: за довольно короткий срок удалось не только восстановить из руин двухэтажный Николаевский храм, но также привести в божеский вид церкви, колокольню, построить трапезную и паломнический корпус, значительно расширить хозяйство монастыря. Более того, старец основал еще пять скитов в ближайших селениях, из которых им был особенно любим Казанский скит в селе Большегнеушево, ставший женским монастырем.

«Остался на всю жизнь»

Иеромонах Ипполит (Соловьев), бывший насельник Свято-Николаевского монастыря:

Я приехал в Рыльский монастырь после того, как в моей семье произошло чудо по молитвам архимандрита Ипполита. Болела моя сестра, медицина была бессильна. Когда произошло ее исцеление, я приехал в монастырь – просто из интереса, посмотреть. Но сердце прикипело: собирался пожить неделю, задержался на две, потом – еще, и остался на всю жизнь. Это было в 1996 году, постриг принял в 1997-м.

Паломников в обители было – со всего белого света. Я видел, как порой круто менялись судьбы людей. Иногда приезжали так же «просто посмотреть» на старца, и оставались в монастыре. Было много наркозависимых, часто они бросали колоться без ломок, исцелялись совершенно без каких-либо специальных медицинских препаратов, только молитвами – это великие чудеса нашего времени. Мы были готовы трудиться, подвизаться и положить души за други своя (Ин. 15:13). Нам Господь дал узреть то, что написано в Евангелии.

Архивный номер № 52 (1315) от 24 декабря 2021 — Новости

ЧУДО

Это случилось 17 декабря, когда в Рыльском Свято-Николаевском мужском монастыре отмечали день упокоения и памяти знаменитого старца Ипполита. Сотни верующих, приехавших в монастырь, увидели, как на кресте, установленном на могиле батюшки, появились капли маслянистой жидкости…

О жизни отца Ипполита на Афоне практически не сохранилось сведений. Говорят, уехать пришлось из-за проблем со здоровьем. А еще старец тосковал по Родине. «Дорожите тем, что живете в России. Целуйте родную землю», – писал он в письмах. Когда у Ипполита напрямую спросили: почему уехал с Афона, отшутился: «Устал от афонских апельсинов, хоть и сладкие они – хочется поближе к родной картошке. Уж больно она у нас на Курщине вкусная!» В августе 1983-го старец вновь оказался в России. В 1991 году был назначен настоятелем только что возвращенного церкви Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, который лежал в руинах. За 11 лет под руководством отца Ипполита обитель превратилась в центр духовной жизни российского масштаба. В монастырь стали приезжать не только жители ближайших городов, но и Украины, Беларуси, стран Европы. Ипполит никому не отказывал во встрече. Неслучайно его называли самым добрым батюшкой на земле. По словам местных жителей, к нему выстраивались огромные очереди. Говорят, он обладал даром ясновидения, предсказывал людям будущее. «Помню, незадолго до своей смерти раздавал иконки, – вспоминала жительница Рыльска. – Моя подруга пошла к Ипполиту, он посмотрел на нее внимательно и протянул икону «Неупиваемая чаша». Та рассмеялась – зачем она мне? Мой муж вообще не пьет! Батюшка посмотрел на нее внимательно и изрек: «Пригодится». Через три года ее супруг ни с того ни с сего ушел в запой. Тут-то подруга вспомнила про слова Ипполита и подаренную им иконку».

Верующие собирали миро, наносили его на лицо, иконки…

– Он и больных лечил, – рассказывали в монастыре. – Бывало, подойдет к человеку и, не спрашивая, что привело его сюда, пальцем крест очертит и скажет: «Живот у тебя болит». И больному легче становилось, боли проходили. Многие от тяжелых недугов излечились. Скромным отец Ипполит был. Никогда не носил креста с украшениями. Многие, видя его впервые, принимали за простого послушника. Незадолго до смерти отец Ипполит о себе сказал насельнику монастыря: «40 лет я низко кланялся каждому человеку». Он ставил себя ниже всех. Отец Ипполит не проповедовал, не было у него дара красноречия. «Я вообще ничего не могу сказать, – говорил он. – Не умею». Обычно произносил несколько слов, вроде «Терпи», «Помоги тебе Господи» или «Здоровья тебе». Обращаясь к паломникам, замечал: «Не говорите языком, его черви съедят, говорите сердцем». При этом Ипполит любил пошутить, вопрошавшим мог ответить сказкой, стихом, даже песней. «Подходит, например, к нему инок покаяться в страстных помыслах, а батюшка вдруг начинает рассказывать ему красивое философское и вместе с этим назидательное стихотворение о любви, – напишет в своей книге «Самый добрый батюшка на земле…» Владимир Савочкин. – Когда он намекал какой-нибудь матушке, что надо каяться, а у нее нет покаяния, пел: «Виновата ли я», а иной раз – «Виновата не я!». Цитировал Пушкина, Лермонтова, Омара Хайяма… И именно такой стих, который или раскрывал суть проблемы данного человека, или намекал на будущие искушения».

Имя отца Ипполита связано с укреплением православия на Кавказе. По его благословению в Северной Осетии были основаны православные монастыри, один из которых находится в Беслане, недалеко от школы, в 2004 году захваченной террористами. «Только монастырями спасется Кавказ», – не раз говорил Ипполит.

Александра БЕРЕГОВАЯ, фото rylsk-obitel.ru, vk.comorthokursk

Поделиться ссылкой:

Подписаться на «Друг для друга»:

Яндекс Новости Яндекс Дзен Google Новости YouTube Видео

ОТЧЕ НАШ ПОД ОДЕЯЛОМ

Сам отец Ипполит, в миру Сергей Иванович Халин, курский, из местных. На родине старца – в селе Субботино, что в Солнцевском районе под Курском, подлинный масштаб его личности осознали только в первые годы после ухода батюшки  из земной жизни, когда фотографии земляка в его день памяти, 17 декабря,  дружно начинали мироточить.  

Сергей Халин родился в многодетной семье, в которой был самым младшим. От дяди-священника Сергею достался чемодан с духовными книгами, которые он изучил, пропустил сквозь себя. Будучи человеком удивительно душевным и добрым, Сергей особенно легко находил общий язык с нищими и «самоварами», как цинично в послевоенное время называли инвалидов без рук и ног, передвигавшихся на каталках, заботясь о них. Душа будущего монаха постоянно чего-то искала – в привычном окружении ему было некомфортно.

Сергей, по свидетельству односельчан, был парнем видным, веселым, танцевал и пел в клубе. Но после танцев, рассказывает одна из субботинских бабушек, «все ребята шли по девкам, а Сережа молиться». Во дворе дома Халиных был сарай, который Сергей в шутку называл скитом, где у будущего старца были развешаны иконы. Там он зажигал лампаду и долго молился, порой до самого утра. Естественно, что в Субботино  его дразнили монахом. Да он и не возражал, говоря, что жениться не будет. Уже позже отец Ипполит сказал, что «Господь услышал мои слова и удостоил меня монашества. Именно так: Он меня удостоил, а не я был достоин стать монахом». Позже, когда  нему приставали с расспросами, он отшучивался, что «никто за меня замуж не пошел, поэтому пришлось идти в монастырь».   

Сергей не вписывался и в классический образ воина Советской Армии, в которой прослужил три года, в артиллерии: после отбоя сержант Халин, чтобы не шокировать сослуживцев, накрывался с головой одеялом и тихонько читал «Отче Наш».

Демобилизовавшись, Сергей огорошил родителей, заявив, что уйдет в монастырь, и в 29 лет был принят послушником в Глинскую пустынь.

УСТАЛ Я ОТ АПЕЛЬСИНОВ, КУРСКОЙ КАРТОШКИ ХОЧЕТСЯ

О жизни отца Ипполита на Святой Горе сохранилось мало сведений, да и сам он не любил об этом говорить. Известно, что он жил в той же келье, где ранее подвизался и молился старец Силуан Афонский  и так же, как и его предшественник, исполнял обязанности казначея и эконома. Отношение к Силуану Афонскому в те годы на Афоне было неоднозначным, и отец Ипполит сделал всё для того, чтобы сохранить мощи подвижника, которые его хулители и завистники пытались спрятать так, чтобы их потом не нашли.

В течение четырех лет Ипполит представлял свой монастырь в Священном Киноте – управляющем совете Афона, что говорит об уважении к нему со стороны братии. Утверждают также, что батюшка, который в совершенстве овладел греческим, регулярно духовно окормлялся у самого Паисия Святогорца, жившего неподалеку.

Считается, что главная причина, по которой батюшка уехал с Афона – состояние его здоровья, которое в начале 80-х резко ухудшилось. Оно, и в самом деле, было не блестящим: афонский климат с его жарой и постоянно высокой влажностью был противопоказан его легким, проблемы с которыми были еще в молодости.

Тем не менее, помимо проблем со здоровьем, была и другая причина, не менее важная – тоска по Родине. В своих письмах он не раз писал: «Дорожите тем, что ты живете в России. Целуйте родную землю». К тому же в те годы на Афон массово поехали насельники из России, которые устанавливали свои порядки, что порождало всяческие нестроения. «Молодые приехали, и старцев слушаться не стали», – писал батюшка.  

Сам же отец Ипполит на вопрос, почему уехал с Афона, отделывался шутками: «Устал я от афонских апельсинов, хоть и сладкие они – хочется поближе к родной картошке. Уж больно она у нас на Курщине вкусная!». В августе 1983 г. старец вновь оказался в России, вернувшись  домой в стареньком плаще и с чемоданчиком в руках, в котором уместились все его нехитрые пожитки.  

Целая эпоха

Деревянный храм святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах тоже требовал ремонта. Предыдущие настоятели ничего не могли сделать — всё упиралось в противодействие властей.

— Отца Ипполита я знаю с 1990 года, с того момента, как он стал настоятелем, — рассказывает Серафим Николаевич Чуков, певчий храма. — На сегодня я старейший прихожанин этого храма, а хожу сюда с детства с небольшими перерывами. В первую очередь хочется сказать, что у отца Ипполита было особое, трепетное отношение к храму. Например, однажды, до отца Ипполита, в храме проводился ремонт, и в куполе в результате были закрашены вентиляционные форточки. Я говорил об этом прежнему настоятелю, но он каждый раз отмахивался. А форточки надо было открывать, потому что иначе в куполе конденсируется влага и он буквально гниет. Когда назначили отца Ипполита, я ему сказал об этой проблеме, и уже в следующее воскресенье все форточки были открыты. С приходом отца Ипполита впервые за много лет началось восстановление позолоты на киотах. Все киоты были вызолочены, всё сияло, а отец Ипполит продолжал ездить на старенькой «Ниве».

Территория храма при отце Ипполите была увеличена по меньшей мере вдвое.

— Мой дедушка на протяжении тридцати лет, с 1942 по 1972 годы, был старостой этого храма, и я очень хорошо помню проблемы с прудом, с дорогой, — продолжает Серафим Чуков. — На расстоянии трех метров от крыльца храма территория заканчивалась, стоял забор, это было очень неудобно. Понятно, что отец Ипполит пришел уже в те времена, когда дамоклов меч, который висел предыдущие десятилетия над Церковью, ушел. В прежние времена даже собачью будку на церковной территории невозможно было построить. Стараниями отца Ипполита рядом с храмом великомученика Димитрия Солунского был построен крестильный храм мученицы Евгении — на месте бывшей сторожки, служившей в свое время церковным домом. Было построено также замечательное здание воскресной школы, что дало возможность организовать активную приходскую жизнь. Скульптура святителя Николая рядом с храмом тоже была поставлена по его инициативе.

Но первой постройкой, которая появилась во времена настоятельства отца Ипполита, стала часовня святого Александра Невского на горе недалеко от храма. От нее оставались одни руины, и стараниями отца Ипполита она была восстановлена, а затем освящена Патриархом Алексием — он был уже избран тогда и уезжал на интронизацию в Москву, это было последнее освящение, которое он совершил в Ленинграде.

— Сам храм отец Ипполит буквально своими руками восстанавливал: крыл крышу, ремонтировал стропила, красил, — рассказывает протоиерей Александр Рябков. — Это видели люди, которые проходили и проезжали мимо. Один человек, крановщик, увидел отца Ипполита, который снаружи проводил какие-то работы, подошел: «Что это вы всё сами делаете, батюшка? Помощников разве нет у вас?» — и стал его многолетним помощником. Он помог заасфальтировать территорию храма, потом — положить плитку. Этот человек за прошедшее с тех пор время продвинулся в карьере — стал начальником строительной организации.

Отец Ипполит не просто делал в храме ремонт — и внешний вид храма, и внутреннее убранство сохранились в первозданном виде, полностью соответствуют историческим фотографиям. Он сумел с помощью благодетелей к столетию привести храм в еще более благолепный вид. Территория вокруг храма, благоустроенная отцом Ипполитом, любима жителями района — сюда приходят и просто погулять, особенно с маленькими детьми.

— Можно сказать, что период настоятельства отца Ипполита стал настоящей эпохой, — говорит Серафим Николаевич. — Это было самое долгое настоятельство за всю историю храма, если я, конечно, не ошибаюсь. На моей памяти сменилось много настоятелей. В советские времена была такая практика — перемещать священников с прихода на приход, чтобы у них не складывались тесные отношения с прихожанами. Отец Ипполит оставил о себе самую добрую память и как священник, и как настоятель. Господь дал ему мирную кончину, о которой мечтает каждый христианин. А труды отца Ипполита привели к тому, что его стало возможно похоронить на территории храма. Это возрождение старинной традиции: в прежние времена настоятеля всегда хоронили рядом с храмом, недалеко от алтаря. Конечно, жаль, что он ушел от нас в расцвете сил, но Господу лучше знать, когда забирать человека к Себе.

Архивный номер № 52 (1315) от 24 декабря 2021 — Новости

ЧУДО

Это случилось 17 декабря, когда в Рыльском Свято-Николаевском мужском монастыре отмечали день упокоения и памяти знаменитого старца Ипполита. Сотни верующих, приехавших в монастырь, увидели, как на кресте, установленном на могиле батюшки, появились капли маслянистой жидкости…

О жизни отца Ипполита на Афоне практически не сохранилось сведений. Говорят, уехать пришлось из-за проблем со здоровьем. А еще старец тосковал по Родине. «Дорожите тем, что живете в России. Целуйте родную землю», – писал он в письмах. Когда у Ипполита напрямую спросили: почему уехал с Афона, отшутился: «Устал от афонских апельсинов, хоть и сладкие они – хочется поближе к родной картошке. Уж больно она у нас на Курщине вкусная!» В августе 1983-го старец вновь оказался в России. В 1991 году был назначен настоятелем только что возвращенного церкви Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, который лежал в руинах. За 11 лет под руководством отца Ипполита обитель превратилась в центр духовной жизни российского масштаба. В монастырь стали приезжать не только жители ближайших городов, но и Украины, Беларуси, стран Европы. Ипполит никому не отказывал во встрече. Неслучайно его называли самым добрым батюшкой на земле. По словам местных жителей, к нему выстраивались огромные очереди. Говорят, он обладал даром ясновидения, предсказывал людям будущее. «Помню, незадолго до своей смерти раздавал иконки, – вспоминала жительница Рыльска. – Моя подруга пошла к Ипполиту, он посмотрел на нее внимательно и протянул икону «Неупиваемая чаша». Та рассмеялась – зачем она мне? Мой муж вообще не пьет! Батюшка посмотрел на нее внимательно и изрек: «Пригодится». Через три года ее супруг ни с того ни с сего ушел в запой. Тут-то подруга вспомнила про слова Ипполита и подаренную им иконку».

Верующие собирали миро, наносили его на лицо, иконки…

– Он и больных лечил, – рассказывали в монастыре. – Бывало, подойдет к человеку и, не спрашивая, что привело его сюда, пальцем крест очертит и скажет: «Живот у тебя болит». И больному легче становилось, боли проходили. Многие от тяжелых недугов излечились. Скромным отец Ипполит был. Никогда не носил креста с украшениями. Многие, видя его впервые, принимали за простого послушника. Незадолго до смерти отец Ипполит о себе сказал насельнику монастыря: «40 лет я низко кланялся каждому человеку». Он ставил себя ниже всех. Отец Ипполит не проповедовал, не было у него дара красноречия. «Я вообще ничего не могу сказать, – говорил он. – Не умею». Обычно произносил несколько слов, вроде «Терпи», «Помоги тебе Господи» или «Здоровья тебе». Обращаясь к паломникам, замечал: «Не говорите языком, его черви съедят, говорите сердцем». При этом Ипполит любил пошутить, вопрошавшим мог ответить сказкой, стихом, даже песней. «Подходит, например, к нему инок покаяться в страстных помыслах, а батюшка вдруг начинает рассказывать ему красивое философское и вместе с этим назидательное стихотворение о любви, – напишет в своей книге «Самый добрый батюшка на земле…» Владимир Савочкин. – Когда он намекал какой-нибудь матушке, что надо каяться, а у нее нет покаяния, пел: «Виновата ли я», а иной раз – «Виновата не я!». Цитировал Пушкина, Лермонтова, Омара Хайяма… И именно такой стих, который или раскрывал суть проблемы данного человека, или намекал на будущие искушения».

Имя отца Ипполита связано с укреплением православия на Кавказе. По его благословению в Северной Осетии были основаны православные монастыри, один из которых находится в Беслане, недалеко от школы, в 2004 году захваченной террористами. «Только монастырями спасется Кавказ», – не раз говорил Ипполит.

Александра БЕРЕГОВАЯ, фото rylsk-obitel.ru, vk.comorthokursk

Поделиться ссылкой:

Подписаться на «Друг для друга»:

Яндекс Новости Яндекс Дзен Google Новости YouTube Видео

Новости:

05 сентября 2018

Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невской лавре в 40-ю годовщину со дня кончины митрополита Никодима (Ротова)

/Новости епархиальных монастырей

18 июля 2018

В Аланском Богоявленском монастыре состоялось открытие памятника старцу Ипполиту (Халину)

/Новости епархиальных монастырей

18 апреля 2018

При Даниловом монастыре состоялся вечер памяти настоятеля Рыльского Свято-Николаевского монастыря Курской епархии архим. Ипполита (Халина)

/Новости епархиальных монастырей

18 августа 2017

Предстоятель Русской Церкви возглавил утреню всенощного бдения в Константино-Еленинском монастыре Санкт-Петербургской епархии

/Новости епархиальных монастырей

15 мая 2016

Вышел в свет пасхальный майский номер журнала «Монастырский вестник»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector