Пушкин (царское село). церковь серафима саровского при серафимовском убежище а.а. вырубовой

Захоронения

В настоящее время Серафимовское кладбище считается военно-мемориальным. В основном, на нём хоронят военнослужащих, погибших при выполнении воинского долга.

Братские захоронения
  • погибших и умерших во время блокады,
  • воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане в 1979—1989 годах,
  • пожарных, в том числе погибших при тушении пожара в гостинице «Ленинград» 23 февраля 1991 года,
  • военных моряков-тихоокеанцев, погибших при выполнении служебного долга 7 февраля 1981 года (см. Авиакатастрофа под Ленинградом 7 февраля 1981 года),
  • моряков теплохода «Механик Тарасов», погибших в Атлантическом океане 16 февраля 1982 года,
  • ленинградских альпинистов, погибших на Памире 13 июля 1990 года,
  • погибших пассажиров и членов экипажа в Катастрофе A321 на Синайским полуостровом 31 октября 2015 года (см. Катастрофа A321 над Синайским полуостровом),
  • моряков теплохода «Полесск», погибших 17 сентября 1993 года,
  • моряков атомной подводной лодки «Курск», погибших 12 августа 2000 года.
  • моряков научно-исследовательского глубоководного аппарата АС-12 ВМФ России, погибших 1 июля 2019 года, похороненных 6 июля 2019 года.

На кладбище также похоронены учёные, архитекторы, художники, артисты.

От младенца Иоанна до Иоанна Крестителя

Отец Андрей Мизюк знает людей, которые это умеют. Серафимовский храм окормляет несколько социальных учреждений, расположенных по близости, среди которых Саратовский перинатальный центр. Раз в неделю священник приходит туда, чтобы отслужить молебен, но наведываться в роддом приходится и тогда, когда в трубке раздается тревожный голос: «Батюшка, окрестите, пожалуйста, малыша». И какое бы не было время суток, несется тогда отец Андрей через весь город, преодолевая пробки, и молясь: только бы успеть. А еще батюшка часто просит своих друзей по Фейсбуку помолиться о том или ином младенце, который в реанимации борется за свою только что начавшуюся жизнь. И как же радостно бывает прочитать спустя какое-то время в его ленте сообщение: «Все хорошо, маму с малышом выписали. Спасибо за молитвы!».

Всем Фейсбуком молились мы и за новорожденного младенца Иоанна. Но малыша, несмотря на все усилия врачей, не удалось спасти. Только накануне ухода, он — такой маленький, такой слабенький, окутанный множеством проводов, коснулся своей крохотной ладошкой руки матери, не отходившей от кувеза в реанимации ни днем, ни ночью. Коснулся — словно попрощался, словно сказал: не плачь, все будет хорошо. Родители Ванечки не замкнулись в своем горе, они захотели хоть что- то сделать для тех, кто так же как они нуждается в молитвенной поддержке. Благодаря их пожертвованию в перинатальном центре была открыта молельная комната, куплена необходимая утварь, облачение.

— Малыш был наречен в честь Иоанна Крестителя — он родился в день памяти этого святого. В память об этом младенце, и потому что Иоанн Предтеча имел самое непосредственно отношение ко крещению, мы его именем назвали нашу комнату, — рассказывает отец Андрей.

Батюшка говорит, что поражается мужеству женщин, которые, потеряв ребенка, вновь решаются рожать в том же месте.

— По-человечески это невозможно понять — возвращаться туда, откуда они уходили с пустыми руками. Но настолько сильно у них доверие Господу. И нет для меня более радостного дня, чем день, когда раздается звонок: «Батюшка, сможете окрестить? Нет, не в роддоме, в церкви». Это значит, с малышом все благополучно, они с мамой дома.

История

Храм во имя преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище — один из самых известных и почитаемых в Санкт-Петербурге. В 2006 году храм отпраздновал свой вековой юбилей, а 14 марта 2012 года исполнилось 105 лет со дня его освящения.

Строительство храма связано с основанием нового некрополя в северо-западной части северной столицы, в местности Старая Деревня. Тогда это была далекая окраина Санкт-Петербурга, с единственной приходской церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (1765). К 30-м годам XIX века район превратился в модный дачный пригород и в начале ХХ века стал частью города. Благовещенский храм уже не вмещал разросшийся приход, а церковное кладбище стало тесным для новых захоронений.

Весной 1905 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) (+02.11.1912) было принято решение о строительстве на выделенном участке церковной земли деревянного трехпрестольного храма, приписанного к Благовещенской церкви, и освящении его во имя преподобного Серафима Саровского, а также об устройстве кладбища с наименованием Серафимовское. Идея освящения храма во имя преподобного Серафима (1760-1833), которого архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) называл «самым великим подвижником благочестия последних времен», очевидно, возникла под впечатлением прославления старца в 1903г. при огромном стечении людей. Митрополит Вениамин (Федченков) писал: «Святая Русь пришла на торжество своего святого, родного, «нашего батюшки»». Серафимовская церковь стала одним из первых храмов, посвященных любимому в народе святому. Начался сбор средств от прихожан и благотворителей.

Храм преподобного Серафима Саровского — интересный и редкий для Санкт-Петербурга образец деревянной церковной архитектуры начала XX века. Архитектор храма — Александр Федорович Барановский (при участии Николая Никитича Никонова (1849-1918)).

Закладку храма 25 июля 1906 года освятил благочинный, настоятель Спасо-Сенновской церкви, протоиерей Николай Травинский; строительство осуществлял крестьянин Псковской губернии П.В. Васильев, и за 87 дней оно было завершено. 1 марта 1907 года прот. Николай Травинский освятил храм.

До 1923 года храм продолжал быть приписным к Благовещенской церкви, а затем получил самостоятельность. Первым настоятелям стал священник Павел Пашский, автор наиболее полного исторического описания Серафимовского кладбища. Серафимовский храм закрывался только в блокадную зиму 1942 года, когда в нем был устроен «склад-распределитель приема покойников». 28 апреля 1942 года храм был передан церковной общине и возрожден. Когда пришла весть о снятии блокады, ожившие церковные колокола звонили двое суток.

Протоиерей Василий Ермаков (1927-2007)

В разное время настоятелями Серафимовского храма были: протоиерей Михаил Гундяев (13.10.1974) — отец ныне правящего Святейшего Патриарха Кирилла, протоиерей Владимир Лютик (16.10.1981). С 1981 по 2007 годы настоятелем храма являлся протоиерей Василий Ермаков

— один из самых заслуженных священнослужителей епархии, опытнейший духовник, за советом к которому приезжали со всех уголков России. Он родился в 1927 года в Болхове Орловской области в верующей семье. В 1943 года из оккупированного города был угнан немцами как военнопленный в Эстонию. В лагере познакомился с Алексеем Ридигером — будущим Патриархом Алексием II. В 1946 года по его приглашению приехал в Ленинград, в 1949 года закончил первым выпуском только что возрожденную Духовную семинарию, через 4 года — академию, после чего был рукоположен в священный сан. Служил в Николо-Богоявленском соборе, с 1976 — в Троицкой церкви («Кулич и Пасха»), с 1981 — настоятелем в Серафимовском храме. Протоиерей Василий Ермаков скончался 3 февраля 2007 года на 80-м году жизни и был похоронен на Серафимовском кладбище.

«Судите, но не мстите»

Служба закончилась, в храме тихо и просторно. Можно внимательно рассмотреть иконы, многие из которых старинные, помолиться, поставить свечи…. На правой стене храма, недалеко от алтаря — икона священномученика Михаила Платонова. Он был настоятелем этого храма в страшные революционные годы. С его именем связана самая трагическая страница его истории.

Отец Михаил был переведен в Серафимовский в 1913 году. В это время храм переживал настоящий расцвет. Построенный в 1903 году на народные средства, он к этому моменту обзавелся крепкой общиной, сильной церковно-приходской школой, при храме был приют для мальчиков, действовала библиотека с внушительным (до 900 наименований) фондом церковных книг. Но мирно служить довелось отцу Михаилу не долго — грянула революция. Батюшка был не из тех, кто отсиживался в укромном уголке и пассивно ждал дальнейшего развития событий. Священник создал православное общество «За Веру», которое перед выборами в Учредительное Собрание было преобразовано в блок «За веру и порядок». Участники общества ратовали за восстановление православной монархии. Активная позиция мятежного настоятеля крайне не нравилась новой власти. Ответом на нее стал красный террор.

Настоятеля арестовали после того, как он отслужил панихиду по расстрелянной царской семье и сказал слово о гонениях на веру. Епископ Вольский Герман (Косолапов) (он тогда выполнял обязанности управляющего епархией), узнав о случившемся, обратился к прихожанам с призывом бороться за своего пастыря и требовать его освобождения. В ответ богоборцы взяли под стражу не только епископа Германа, но и всех членов Епархиального совета. Однако известие об аресте епископа Германа привело к неожиданным для большевиков последствиям: прихожане храмов уже всей Саратовской епархии стали собирать подписи под прошением об освобождении своих пастырей. В следственном деле хранятся эти подписные листы — более десяти тысяч подписей жителей Саратова, Вольска, Хвалынска…

К сожалению, народное заступничество не помогло. Местные власти выполняли указание прибывшего в Саратов Троцкого: «Подорвать влияние Церкви!». Был организован показательный процесс — первый во всей России публичный процесс над духовенством.

В конце заседания, обращаясь к судьям, отец Михаил сказал: «Судите — но не мстите, вот о чем только я прошу вас».

Суд приговорил отца Михаила к расстрелу. Смертный приговор был приведен в исполнение в ночь — с 9 на 10 октября 1919 года.

Среди верующих саратовцев из уст в уста передаются события той страшной ночи: «На окраине Воскресенского кладбища их (отца Михаила, епископа Германа и еще десять человек, — авт.) заставили вырыть для себя могилу — длинный ров, после чего спросили, не отрекутся ли они от Бога. Мученики отказались и только попросили время помолиться. Как последнее желание смертников им позволили. Они отпели себя, а во время пения в конце «Ныне отпущаеши…» Владыку Германа осиял свет и он поднялся над землей. Устрашившись, расстрельщики стали поговаривать, что это не обычные люди, но, тем не менее, мученики были убиты. Их похоронили в вырытом ими рве».

Все фигуранты этого процесса были реабилитированы в 1999 году. Определением Священного Синода Русской православной Церкви 26 декабря 2006 года епископ Вольский Герман (Косолапов) и иерей Михаил Платонов были прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

Как добраться до храма

Чтобы оказаться на Серафимском кладбище, необходимо выйти на станции метрополитена «Старая Деревня». Далее нужно пройтись по дороге Торфяной чуть больше 300 метров. Перед вашим взором будет расположена алея Березовая, где располагается кладбище.

Если пользоваться наземным общественным транспортом, в направлении храма едут:

  • троллейбус №40;
  • автобусы №172, 93;
  • маршрутки №172, 229, 193, 93.

Контактные данные

Для связи с представителями храма наведены контактные данные:

  • адрес – г. Санкт-Петербург, пер. Серебряков, дом №1 (Серафимское кладбище);
  • телефон – 430-15-50, 430 14 32 (канцелярия).

Кузница кадров

Воскресная школа этого храма — настоящая кузница кадров. Вышедшая на серьезный уровень во времена, когда настоятелем храма был игумен Евфимий (Митрюков) (ныне ключарь храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Саратова, секретарь Саратовского Епархиального Управления) она не теряет лидирующих позиций и по сей день — многие ее выпускники выбирают для себя путь служения Богу и людям.

Сегодня в Серафимовском храме служат руководитель отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Саратовской епархии священник Владимир Новиков, руководитель отдела тюремного служения Саратовской епархии протоиерей Вадим Коняев, а с приходом на место настоятеля протоиерея Димитрия Усольцева храм обрел академичность — батюшка по совместительству проректор и преподаватель Саратовской православной духовной семинарии.

Но есть в клире Серафимовского еще одна «достопримечательность» протоиерей Всеволод Кулешов — единственный из нынешнего саратовского духовенства выпускник первого набора возрожденной в 1947 году семинарии. Батюшке 88 лет, в этом году отмечали 65-летие его священнической хиротонии. Рукоположенный еще при Сталине, он застал все времена — предвоенные репрессии, Хрущевские «заморозки», когда вновь были усилены гонения на Церковь, сложные экономически, но прекрасные с точки зрения духовного подъема 90-е. Сейчас батюшка по состоянию здоровья почислен за штат, но все равно на службы иногда приходит, принимает исповедь у духовных чад.

А завершить рассказ о духовенстве Серафимовского храма хотелось бы воспоминанием еще об одном пастыре — священнике Владимире Семенове. Владимир Семенов родился 31 марта 1954 года в Саратове. Он был человеком непростой судьбы. Большую часть детства провел в интернате, затем служил в армии. Всю жизнь отец Владимир много трудился, освоил 14 профессий, одна из которых — переплетчик — привела его на работу в Саратовскую епархию. 1 августа 1990 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, отец Владимир принял Таинство Крещения. 24 ноября 1991 года Архиепископом Саратовским и Вольским Пименом (Хмелевским) он был рукоположен в сан диакона, а 19 апреля 1992 года — в сан иерея.

Батюшка был примером мужественного и самоотверженного служения: более 30 лет он болел сахарным диабетом, вследствие чего потерял обе ноги, передвигался на костылях и протезе, но это его не сломило. Он не жалел себя и избегал разговоров о собственном здоровье, близкие не слышали от него жалоб на усталость и плохое самочувствие, малознакомые зачастую даже не догадывались о его болезни.

Вот как вспоминает о нем поэт Светлана Кекова: «Он сразу же отзывался на любую беду, на любую боль человека. И помогал всеми способами, которыми только можно помочь. Опыт страдания, который был ему дан начиная с детства, раскрыл его сердце. Не закрыл, не ожесточил, как у иных, а наоборот: это было сердце, раскрытое настежь. Поразительный результат — человек, изведавший немало темных сторон жизни и как бы все это покрывающий — любовью, прощением, пониманием других людей. Очень много народу в Церковь пришло именно через него, потому что в нем чувствовали эту любовь к человеку. Люди приходили в храм и встречали священника, который их любит».

Отец Владимир часто ездил по приютам, спецшколам и детским домам, где крестил, исповедовал и причащал детей. Он очень хотел создать православный детский дом. Мечтал, что дети в нем будут расти самостоятельными, добрыми и полезными обществу людьми, хотел дать им хорошее образование, обучить ремеслам, которыми сам владел в совершенстве. Но, прежде всего, надеялся воспитать их в вере. И такой детский дом во имя святого царевича Алексия был открыт в селе Рыбушка.

Батюшка ушел 27 апреля, на Пасху. С древности считается, что Господь удостаивает смерти на Пасху людей праведной жизни. В одном из своих интервью отец Владимир сказал: «Главное, что я понял: чем больше занимаешься людьми, тем интересней. Потому что каждый человек — это живая история».

Все пастыри, чьи имена сегодня упоминаются на заупокойных службах в Серафимовском храме — это тоже история. История храма, города, и, если нам это интересно, наша тоже.

Газета «Саратовская панорама» № 25 (1055)

Церковь Святого Преподобного Серафима Саровского

В 1903 г. по обращению священнослужителей Благовещенской церкви в Старой Деревне Санкт-Петербургской епархией были приобретены земли для постройки нового городского кладбища. Также было принято решение о закладке храма на территории нового кладбища. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний дал свое разрешение на постройку церкви, которая была освящена во имя преподобного Серафима Саровского, а кладбище получило название Серафимовского по имени храма. Изначально была отстроена деревянная церковь по проекту А.Ф. Барановского. Кроме него в проектировании принимал непосредственное участие епархиальный архитектор Н.П. Никонов. Закладка первого камня будущего храма была произведена 25 июля 1906 г., а к середине осени здание было уже целиком построено. 1 марта 1907 было проведено освящение новой церкви протоиереем Н.А. Травинским. В то же время были освящены и два придела: левый — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый — во имя мученицы Александры. Иконостас, выполненный из дуба, был поставлен на средства купца А.А. Николаева, а иконы были пожертвованы М.Н. Колчиным. Художником Аннушкиным была написана икона «Явление Иисуса Христа иеромонаху Серафиму». Этот священный образ пожертвовал церкви купец Ф.М. Минаев. А.Д. Смирнов подарил церкви паникадило, бронзовую дарохранительницу и различные богослужебные сосуды, А.В. Балявин — три дубовых престола. Один из самых дорогих и значимых даров был принесен А.И. Секуновым — большое Евангелие в серебряном позолоченном оформлении с рельефными изображениями Воскресения Христова, всех четырех Евангелистов и Рождества Христова. Близ правого клироса (место, где располагаются певчие во время богослужения) главного придела была помещена главная святыня храма — образ преподобного Серафима Саровского. Там же находятся частицы его мощей, мантии и гроба и того самого камня, на котором он молился тысячу дней и ночей. В годы первой мировой войны на Серафимовском кладбище хоронили солдат и офицеров, погибших на фронте, а также умерших в госпиталях Петрограда. Слева от Царских врат главного алтаря на специально поставленном столбе и по сей день находится мемориальная доска с высеченным образом Святителя Николая Чудотворца в память о 136 солдатах и офицерах 36-го Орловского пехотного полка, сложивших головы в октябре 1914 г. во время боев на реке Сан, с надписью: «Нет выше той любви, когда кто положит душу свою за друзей своих. Вечная память». В годы советской России Серафимовская церковь оставалась действующей. Она являлась одной из тех немногих церквей в Ленинграде, которые были открыты для посетителей даже в годы блокады. Храм был закрыт лишь с января по апрель 1942 г. — в нем перед захоронением находились трупы умерших от болезней и голода жителей города. В годы блокады на Серафимовском кладбище было похоронено более 100 тысяч умерших горожан. В первые годы после Великой Отечественной войны в храм были переданы образа из закрытой на тот момент Благовещенской церкви, в том числе, особо почитаемая верующими Смоленская икона Божией Матери, доставленная в Петербург при императоре Петре I смоленскими рабочими, строившими Северную столицу. В конце 80х годов над входом в Серафимовскую церковь были выполнены три мозаичных образа преподобного Серафима Саровского. В нынешнее время церковь преподобного Серафима Саровского пользуется почтением у многих верующих Петербурга. Приход, несмотря на очень малые размеры храма, насчитывает несколько сот человек.

Серафима Саровского церковь

Церковь Серафима Саровского находится неподалеку от станции метро «Старая Деревня». Храм, о котором пойдет речь, считается одним из самых почитаемых в северной столице. Давным-давно здесь была отдаленная окраина новой столицы Российской империи. Потихоньку она стала престижным дачным пригородом, который облюбовали для отдыха многие известные горожане. К началу 20 в. Санкт-Петербург так разросся, что предместье стало частью города. Здесь было кладбище и при нем небольшая Благовещенская церковь. Вскоре храм уже не вмещал всех верующих, а кладбище — усопших. Поэтому и было принято решение о выделении нового участка под кладбище и строительство храма во имя Серафима Саровского.

Денег, естественно, в городском бюджете не хватало. Весной 1906 г. был объявлен сбор народных пожертвований на строительство храма. Дело богоугодное, идея была поддержана горожанами. В конце июля 1906 г. началось строительство церкви, которое завершилось через рекордные 87 дней. Благодарить за это нужно псковского крестьянина П. Васильева и архитекторов А. Барановского и Н. Никонова.

Одноэтажный деревянный рубленый трехчастный храм возвели в полном соответствии с давними традициями отечественного церковного зодчества. В самой широкой западной части находится притвор с колокольней над ним. Тут же трапезная и боковые приделы, а в центральной части храма — четверик и притворы. В более узкой восточной части церкви находится апсида, ризницы и примыкающие служебные помещения. Колокольню и четверик венчают четырехгранные шатры, украшенные куполами-луковками. Средства для внутреннего убранства церкви тоже собирали всем миром. Внутри храм оформлен согласно древнерусских канонов — резные фасады, дубовые престолы, сосуды и хоругви, Евангелия в дорогих окладах. Многое из этих вещей подарены храму, о чем и напоминают таблички с фамилиями дарителей.

В сердце церкви — резной иконостас. Он изготовлен на благотворительные пожертвования купца-кожевенника Александра Николаева. Среди ценных святынь, принадлежащих церкви Серафима Саровского, можно назвать отделанное серебряным окладом Евангелие (1859 г.), литургический набор из серебра (1914 г.). Духовными святынями церкви являются:

• икона преподобного С. Саровского с частицами мощей святого; • камень, на котором он в молитвах провел 1000 дней; • чтимая прихожанами смоленская икона Богородицы, которая, по преданиям, защищала верующих от эпидемии холеры.

Самым ценным достоянием церкви является изображение Серафима Саровского. Оно сделано при жизни преподобного и расположено на южной стене. В 2000 г. храм капитально отреставрировали, причем снова на средства горожан. Теперь в нем проводятся службы.

Серафимское кладбище

На территории кладбища Серафимовского в Санкт-Петербурге нашли свое последнее пристанище большое количество священников, церковных деятелей, внесших огромный вклад в развитие православия на Руси. Это, например, Раина Косьма, Сашин Виктор, Морозов Евгений, Пашский Павел, Ломакин Николай и многие другие.

Возле Березовой дороги почивают сестры монастыря Иоанновского. Первые могилы появились здесь до революции. В начале 1923 года все послушницы монастыря были отправлены в лагеря, сам монастырь попросту разорили и закрыли. Последние захоронения появились здесь после окончания Великой Отечественной, когда было принято решение о захоронении сестер монастыря на территории Серафимского кладбища Санкт-Петербурга.

В годы Великой Отечественной кладбище служило местом массового захоронения жителей города. После блокады в 4 общих траншеях было захоронено более 100 000 человек. В 2004 на месте, где почивают блокадники, было возведено Поклонный крест. Во время праздничных литургий возле креста совершаются памятные молебны.

В августе 2000 в водах Баренцева моря при выполнении учебных заданий затонул крейсер «Курск», на борту которого находилось 118 человек. Большинство погибших похоронены на территории братских могил кладбища.

Серафимское кладбище стало местом захоронения большого количества известных людей. Это и научные деятели, и люди искусства, и меценаты. Многие из них известны далеко за пределами государства.

С 1987 года в храме начались ремонтно-восстановительные работы

В 1987 году было решено произвести небольшие живописные работы. Многое было заменено на мозаичные изображения. В 1980 году к северу от церкви, было построено одноэтажное здание, где были расположены трапезная и воскресная школа.

Чуть позднее на пожертвования прихожан и пожертвования самого настоятеля храма был осуществлен капитальный ремонт храма. В 2002 году решили провести ремонт фасадов, были заменены мозаики.

2002
в том году закончилась капитальная и косметическая отделка храма

В том же году провели и капитальный ремонт деревянного одноэтажного здания. В настоящее время на этом месте находится церковная лавка.

Также настоятель протоиерей Николай организовал работы по замене внутренней отделке стен центральной части и пределов. Была отреставрирована и некоторая часть икон. Так же невозможно не сказать о кладбище, которое находится при храме.

РАСПИСАНИЕ СЛУЖБ на ноябрь 2021 год

1 пнд 8.00 Исп. Часы. Литургия. мч. Уара, прп. Иоанна Рыльского
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
2 втр 8.00 Исп. Часы. Литургия. вмч. Артемия, прп. Гавриила Самтаврийского
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
3 срд 8.00 Исп. Часы. Литургия. прп. Илариона Великого
18.00 Исп. Всенощное бдение.
4 чтв 8.00 Исп. Часы. Литургия. иконы БМ «Казанская»
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
5 птн 8.00 Исп. Часы. Литургия. ап. Иакова брата Господня
18.00 Заупокойная вечерня
6 сбт 8.00 Исп. Часы Литургия. Димитр. родит. суббота, поминовение усопших
18.00 Исп. Всенощное бдение.
7 вск 8.00 Исп. Часы. Литургия. прав. Тавифы, новомуч. и исп. Карельских
18.00 Исп. Всенощное бдение.
8 пнд 8.00 Исп. Часы. Литургия. вмч. Димитрия Солунского
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
9 втр 8.00 Исп. Часы. Литургия. прп. Нестора Летописца
18.00 Исп. Всенощное бдение.
10 срд 8.00 Исп. Часы. Литургия. вмц. Параскевы Пятницы, свт. Димитрия Ростовского
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
11 чтв 8.00 Исп. Часы. Литургия. прмц. Анастасии Римляныни
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
12 птн 8.00 Исп. Часы. Литургия.
18.00 Исп. Вечерня. Утреня. с Акафистом иконе БМ «Всецарица»
13 сбт 8.00 Исп. Часы. Литургия.
18.00 Исп. Всенощное бдение.
14 вск 8.00 Исп. Часы. Литургия. бессребр. Космы и Дамиана
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
15 пнд 8.00 Исп. Часы. Литургия.
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
16 втр 8.00 Исп. Часы. Литургия.
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
17 срд 8.00 Исп. Часы. Литургия.
18.00 Исп. Всенощное бдение.
18 чтв 8.00 Исп. Часы. Литургия. свт. Ионы Новгород., свт. Тихона Московского
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
19 птн 8.00 Исп. Часы. Литургия. прп.Варлаама Хутынского
18.00 Исп. Вечерня. Утреня. с Акафистом прп. Серафиму Саровскому
20 сбт 8.00 Исп. Часы. Литургия. иконы БМ «Взыграние»
18.00 Исп. Всенощное бдение.
21 вск 8.00 Исп. Часы. Литургия. Собор Арх. Михаила и прочих Небесных Сил
18.00 Исп. Всенощное бдение.
22 пнд 8.00 Исп. Часы. Литургия. иконы БМ «Скоропослушница»
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
23 втр 8.00 Исп. Часы. Литургия.
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
24 срд 8.00 Исп. Часы. Литургия.
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
25 чтв 8.00 Исп. Часы. Литургия. ик. БМ «Милостивая», годовщина первой Литургии
18.00 Исп. Всенощное бдение.
26 птн 8.00 Исп. Часы. Литургия. Свт. Иоанна Златоустого
18.00 Исп. Вечерня. Утреня. с Акафистом иконе БМ «Неупиваемая Чаша»
27 сбт 8.00 Исп. Часы. Литургия. Ап. Филиппа
18.00 Исп. Всенощное бдение.
28 вск 8.00 Исп. Часы. Литургия. мч. исп. Гурия Самона и Авива (Рождественский пост)
18.00 Исп. Всенощное бдение.
29 пнд 8.00 Исп. Часы. Литургия. ап. ев. Матфея
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
30 втр 8.00 Исп. Часы. Литургия. прп. Никона Радонежского
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.

Пасха в середине лета

— Если хотите ощутить пасхальную радость летом, приходите в Серафимовский на престольный праздник — 1 августа, — приглашает клирик храма священник Андрей Мизюк. — Вы увидите своими глазами, что сбылось пророчество преподобного: «В середине лета Пасху пропоют». В храм войти будет трудно — столько народу. Но этот день — не просто память преподобного Серафима. Это день, когда мы реально ощущаем то пасхальное ликование, в котором преподобный сам пребывал постоянно и которым щедро делился со всяким, кто к нему приходил, приветствуя гостей словами «Христос воскресе, радость моя!». От нас только зависит — воспримем ли мы эту благодать. Преподобный Серафим говорил, что угрюмость — печать сатаны. А мы — давайте спросим себя — умеем ли мы радоваться? И умеем ли благодарить?

На Серафимовском кладбище похоронены многие известные люди

На Серафимовском кладбище похоронены такие известные люди, как протоиерей Стефан, священник Николай Ломакин, священники Иван, Анатолий Канюк, историк церкви Успенский, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий и многие другие.

На Серафимовском кладбище похоронены деятели искусств, науки, священники, флотоводцы и многие другие. Фото: im3.turbina.ru

Считается, что во время блокады на Серафимовском кладбище было погребено 10 000 ленинградцев. Говорили, что умерших людей укладывали в 4 ряда и так засыпали землей.

Слева по центральной дороге находятся могилы флотоводцев, которые были здесь погребены в 1943 году. Им также установлено надгробие. Также здесь есть и погибшие в авиакатастрофах.

В 1991 году случился пожар в гостинице «Ленинград» — это был один из самых страшных в Санкт-Петербурге пожаров 20 столетии. Погибло очень много людей, они также были захоронены на Серафимовском кладбище, и им установлен памятник.

На Серафимовском кладбище установлен мемориал погибшим. Фото: pkokprf.ru

На Серафимовском кладбище упокоено очень много известных людей, это и деятели искусств, науки, а также военачальники, благотворители и попечители, то есть те люди, чьи заслуги так высоки перед отечеством.

Во время божественных литургий, люди, которые погибли за нашу родину, за наше отечество в годы войны, блокады, а также люди, которые погибли в авиакатастрофах, каждую литургию их вспоминают в храме и читают за них молитвы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector