Отец василий
Содержание:
- Во время заключения в концлагере отец Василий познакомился с Михаилом Редигиром
- Путь к священству
- Эпилог
- Храм преподобного Серафима Саровского — место последнего служения отца Василия
- Брызгались хлоркой, как сумасшедшие еноты
- Отец Геннадий
- Умрем, но чужого не возьмем
- Сын священника
- ИЗЮМСКИЙ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
- Информация о приеме прозорливых Старцах и Чудотворцах
- Вступление
- Последнее архиерейское облачение епископа Варнавы
- Под Малоярославцем
- Об отце Василии Ермакове
- Ранение
- Интересные факты
Во время заключения в концлагере отец Василий познакомился с Михаилом Редигиром
Летом 1942 года советские войска начали наступление на Болхов. Усилились обстрелы и бомбёжки города. 14 июля снаряд во время артобстрела попал в церковь.
Через два дня, когда фронт приблизился, немцы устроили облаву и угнали болховскую молодёжь. В неё попали Василий Ермаков и его сестра, а также священник Василий Верёвкин.
Священник Василий Веревкин с матушкой. В военной форме Василий Ермаков. Талин. 1948 год. Отец Василий спас Василия Ермакова из немецкого лагеря назвав его членом своей семьи
1 сентября их пригнали в концентрационный лагерь Палдиский в Эстонии. В лагере находилось свыше ста тысяч человек. Для их духовного окормления немцы разрешили приезжать в лагерь представителям таллиннского православного духовенства.
Здесь отец Василий познакомился с протоиереем Михаилом Ридигером, отцом будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.
В немецком концлагере «Палдиский» отец Василий познакомился с Михаилом Редигиром.
14 октября 1943 года Василий Ермаков вместе с его сестрой Лидией отпущен из лагеря. Дело в том, что тогда немцы решили выпустить из лагерей всех священниками с семьями. Священник Василий Верёвкин сказал, что они члены его семьи. Проверять это никто не стал.
Священник Михаил Редигир в Таллинском соборе. 1948 год. В Таллине Василий Ермаков познакомился с со священником Михаилом Редигиром, отцом будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
После освобождения из лагеря отец Василий поселился в Таллине на квартире Марии Фёдоровны Малаховой. Она считалась духовной дочерью Михаила Редигира. Будущий протоиерей стал прислуживать вместе с Алексеем Редигиром, будущим Патриархом Московским и Всея Руси в Симеоновской церкви.
Заметив их усердие, архиепископ Нарвский Павел сделал их иподьяконами. Он же его устроил работать на частный завод.
Путь к священству
Василий Васильковский родился в 1778 году. Его юные годы прошли в небольшом провинциальном городке Севске. В те годы Севск, хотя и был всего лишь уездным городом Белгородской губернии, но уже являлся центром епархии со своим епископом. В год рождения Василия в 1778 году при Преосвященном Амвросии (Подобедове) в Севске и была открыта Духовная Семинария, где нашему герою предстояло получить образование.
В Севской семинарии было 7 классов. Ученики низших классов назывались «элементориями», средних — «риторами и пиитами», старших звали «богословами и философами». Одновременно с Васильковским в семинарии обучался будущий Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров) (1779–1857), который закончил семинарию в 1797 году. О высоком уровне обучения в Севской семинарии говорит тот факт, что эту семинарию закончил А. И. Галич (1783 — 1848), будущий учитель словесности юного Пушкина. Лицеисты очень любили Галича за веселье и живые уроки. В своем стихотворении «Пирующие студенты» Пушкин напишет:
«Апостол неги
и прохлад,
Мой добрый Галич,
wale!»
Севскую семинарию закончит поэт и литератор С. Е. Раич (1795 — 1855), будущий наставник Ф. И. Тютчева и с 1827 по 1831 год преподаватель русской словесности в благородном пансионе, где у него учился М. Ю. Лермонтов. Потому неудивительно, что полковник Т.Д. Загорский в «Списке о поведении полкового священника», датированном 5 января 1811 г., отмечает в Васильковском не только такие качества, как порядочность, рассудительность, но и владение искусством красноречия, знанием математики, физики, географии и истории, владение иностранными языками — латынью, греческим, немецким и французским.
По окончании семинарии Васильковский женится, избирав для себя путь скромного приходского священника. В 1804 году, в возрасте 26 лет, его рукополагают в священники и назначают на служение в Ильинскую церковь города Сумы. При церкви была школа и это позволяет нам предпологать, что причиной назначения Васильковского в клир Ильинской церкви было нужда в грамотном священнике для преподавания детям.
В Сумах Васильковский прожил недолго. Умирает его жена и молодой вдовый священник оставляет приходское служение. Он вместе со своим малолетним сыном Симеоном, которому едва исполнилось четыре года, уезжает на жительство в Старохарьковский монастырь, по всей видимости, чтобы залечивать свои душевные раны.
Преображенский Старохарьковский монастырь располагался в живописной местности недалеко от Харькова на пути к Киеву. Это место считалось святым и целебным, потому как возле обители, окруженной садами и дубовыми лесами, били из-под земли стразу три источника. Один источник называли «глазной водой», второй был от внутренних хворей, а третий «женский».
В Старохарьковском монастыре на послушании жил ровесник отца Василия известный малороссийский писатель и драматург Григорий Федорович Квитка (1778-1843). Квитка с младенчества был слеп, но в шесть лет исцелился от «глазного» источника. Это сделало его человеком весьма религиозным и на 23 году жизни он поступил послушником в Старохарьковский монастырь. Здесь он пробыл с 1801-1805 год, но и по оставлении монастыря вел полумонашескую жизнь, по чату навещая обитель. Здесь в обители Квитка, несомненно, встречался с отцом Василием.
15 июля 1810 года тихая жизнь отца Василия при монастыре закончилась и началась другая, наполненная тревогами и волнениями в походах и ратных трудах. Отец Василий был назначен священником 19-го Егерского полка. В кампанию 1812 года 19-й Егерский полк принимал участие практически во всех крупных сражениях с неприятелем, которые вела 1-я Западная, а затем Соединенные армии. И во всех этих крупных сражениях священник Василий Васильковский проявил необыкновенное мужество и поразительную отвагу, за что был удостоен чести стать первым в истории священником награжденным орденом Георгия Победоносца.
Эпилог
О дальнейшей судьбе отца Василия известно только то, что он вместе со своим полком участвовал в заграничном походе и там скончался от полученных ран 24 ноября 1813 года в возрасте 35-ти лет.
Подвиг отца Василия станет примером для полковых священников на все последующие годы. Но ради справедливости надо сказать, что подвиг проявленный Васильковским в Отечественной войне 1812 года, был не единственным. Многие полковые священники вели себя подобным образом, например священник Московского гренадерского полка протоиерей Мирон Орлеанский в Бородинском сражении шел под шквальным пушечным огнем впереди гренадерской колонны и был ранен.
Протоиерей лейб-гвардии Конно-Егерского полка Феодор Раевский принимал деятельное участие с полком в 1807, 1809, 1812 и 1813 гг.; в 1814 г. во Франции был всюду с Ахтырским гусарским полком безотлучно во всех битвах, генеральных сражениях и даже атаках. Верхом на лошади, с крестом в руках и дароносицей на груди, о
Раевский «ободрял полк помощью Всевышнего и благословенным оружием Божием, споспешествующим МОНАРХУ нашему, напоминал воинским чинам о важности присяги, данной ими Св. церкви, Престолу и Отечеству»
За самоотверженное исполнение пастырского долга под огнем неприятеля священник Раевский был возведен в сан протоиерея и награжден орденом Св. Анны 3-й степени с мечами, а так же золотым крестом на Георгиевской ленте и камилавкою.
Священник 34-го егерского полка отец Фирс Никифоровский, участник войны с французами в 1812 г. 24 и 16 августа в Бородинском сражении вел себя неустрашимо. Во время Бородинского сражения лошадь под ним была убита, сам он ранен в левую ногу и унесен с поля битвы в госпиталь. В июне 15 числа того же года в сражении при г. Витебске, во время напутствия раненых на поле действий отец Фирс был захвачен в плен, но совершил смелый побег и присоединился к своему полку под г. Смоленском.
Вызывает скорбное недоумение отсутствие имени священника Василия Васильковского на памятных досках Храма Христа Спасителя в Москве и в списках Георгиевских кавалеров 1812–1814 гг. на мраморных досках Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца. Мы знаем, что «память праведного с похвалами» у Бога, но и нам не следует забыть героев отдавших свою жизнь за Веру и Отечество.
Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) был награжден во время Отечественной войны 1812 года пономарь Смирягин, во главе отряда крестьян отбивший в одном из сражений боевое знамя у французов.
После изгнания наполеоновских войск из России золотым крестом на Георгиевской ленте был награжден священник Кавалергардского полка Михаил Гратинский. Участник Бородинского сражения, он не успел покинуть Москву при отступлении русской армии. В захваченной врагом столице он стал бороться с захватчиками доступными ему средствами. Почти каждый день в уцелевших московских церквах отец Михаил проводил богослужения, призывал к войне с захватчиками. Слух о священнике быстро распространился среди оставшихся в столице жителей, и на его проповеди, несмотря на смертельную опасность, всегда собирались люди. Даже в окружении врагов полковой священник продолжал выполнять свой пастырский долг.
Храм преподобного Серафима Саровского — место последнего служения отца Василия
Последнее место служения отца Василия Ермакова — храм преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Есть мнение о том, что сюда протоиерея отправили в своеобразную ссылку за его критику советских властей.
Несмотря на это, прихожане стали приходить и сюда послушать проповеди авторитетного священника.
Внутренний вид храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Храм признан редким образцом деревянной архитектуры начала XX века
Храм представляет собой редкий для Санкт-Петербурга образец деревянный архитектуры начала двадцатого века. Его архитекторами стали А.Ф. Барановский и Н.Н. Никонов.
Строил храм. Строил собор крестьянин Псковской губернии П.В. Васильев. Всё строительство продолжалось 87 дней. Храм освятили 1 октября 1907 года.
В конце жизни отец Василий служил в храме преподобного Серафима Саровского .
До 1923 года храм считался приписанным к Благовещенской церкви, позже получил самостоятельность. Даже во времена гонений на церковь со стороны советских властей, собор не закрывался.
Единственный раз, когда это произошло, это блокадная зима 1942 года. Тогда на территории храма открыли «склад-распределитель приёма покойников».
Церковь преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. Мозаика на фронтоне храма
Собор вернули Церкви 28 апреля 1942 года.
В то время, когда отец Василий служил настоятелем храма, при нём построено задание, в котором разместился приют и трапезная.
Протоиерей Василий Ермаков служил в храме с 1981 года до самой смерти.
Кроме того, по его руководством проведён капитальный ремонт, при котором роспись с изображением сцен из жизни святого Серафима Саровского заменены на мозаичные.
Брызгались хлоркой, как сумасшедшие еноты
Этого человека я знал лично. Мы виделись, общались. И по Божьей воле получилось, что я был последним, кто видел его живым. И от этого мы сблизились с его семьей, которая была в трауре. Утешал его супругу. Все это близко переживаешь. И жаль, что человек уходит скоропостижно, неожиданно.
Возникает страх. Ничего себе — это не шутки, коронавирусная инфекция может поразить любого. И эта болезнь противоречива. То есть ты видишь, как старушка 90 лет переболела, встала на ноги, пошла домой, и в то же самое время юноша, полный сил, умирает — под влиянием этого вируса у него обостряются болезни. Одни люди выкарабкиваются, другие — нет.
Это полная глупость — говорить, что ковида нет. Практика показывает, что он существует и что это серьезный вызов.
И на духовном уровне — в том числе. Это вызов нашей готовности принять Промысл Божий.
Мы, как сумасшедшие еноты, брызгались спиртом, хлоркой, все скребли. А однажды приходит батюшка и говорит: «Представляешь, а мои вон там, в деревне, заболели коронавирусом. Надо же, мы с тобой тут так защищаемся, чтоб их не заразить, а они и без нас заразились». То есть на все воля Божья.
Я не знаю, есть ли у меня антитела. Мне в принципе и нет дела до этого, сколько Господь дает сил, здоровья, столько и будем служить. Так было всегда, так и сейчас.
Отец Геннадий
Священник и ученый, прозорливый православный батюшка, автор духовных кантов. Настоятель Покровского храма в селе Отрадное. Подробно тут читайте.
Можно поехать к старцу, не дожидаясь пожертвований, на собственные средства. В этом случае вас встретят в московском аэропорту или вокзале, и отвезут в выбранное место для встречи со старцем. Вас доставят на комфортном автомобиле в гостиницу при монастыре или городской отель, по дороге объяснив все нюансы приема. Вашими спутниками станут такие же паломники, или близкие люди, если они отправятся в путешествие с вами. Водители нашей службы – люди, уважающие паломников и хорошо знающие дорогу и местность. Поездка обратно — бесплатная. Если вы хотите остаться близ храма на несколько дней, мы организуем приезд за вами. Подробно тут читайте.
Istoki-s организовывают поездки не только к старцам. Мы осуществляем паломничество к святым местам Москвы и Подмосковья: мироточивым иконам, монастырям и чудотворным источникам, прочим благодатным местам. Вся информация подробно изложена на сайте.
Умрем, но чужого не возьмем
Что такое жить по заповеди даже ценой собственной жизни, в семье Брылевых знали не из книг. Жили не просто бедно — голод доходил до того, что дети питались одной травой. Но не голод и лишения остались в памяти детей, а то, какими твердыми в вере, какими достойными людьми были Екатерина Спиридоновна и Михаил Демьянович Брылевы.
Когда началась коллективизация, мы жили на хуторе. Я еще был маленький — лет пять-семь. Отца посадили, потому что не хотел идти в колхоз, не хотел, чтобы им руководили безбожники. Не пошел к безбожникам. Тогда у нас забрали все — и зерно, и животных, и птиц. И мы питались одной травой, ничего не оставили.
Отца арестовали быстро, дали несколько минут, чтобы попрощаться. «Веруй и надейся на Бога. Господь спасет тебя. А мы будем надеяться», — сказала Екатерина Спиридоновна и перекрестила мужа. Они думали, что прощались навсегда. Мать осталась с детьми одна — без хозяйства и средств к существованию. Одна осталась опора — церковь.
Протоиерей Василий Брылев
В девяти километрах от нас была церковь. Каждый праздник мама нас туда водила.
9 километров (!) по разбитой проселочной дороге в храм, изнемогающие от голода и усталости дети шли на службу под дружный смех односельчан, мол, и так голодают, а все в церковь свою ходят. «Пусть смеются, ведь они над собой смеются, а мы будем Богу служить!» — говорила Екатерина Спиридоновна.
Мы были слабые и не могли идти. Но мама сказала: «Мы идем к Богу, все будет хорошо». Потом возвращаемся, а в колхозе созрела пшеница. Мы говорим: «Мама, разреши нам сорвать несколько колосков». Но мама сказала: «Умрем, но чужого не возьмем». Мы говорим: «А как же они у нас забрали зерно?» Мама ответила: «Пусть, но мы не возьмем». Она была вся в Боге.
И в самые трудные годы, голода и лишения Екатерина Брылева старалась опекать тех, кому еще труднее.
Мама любила в праздник собирать нищих в дом. Был полный дом нищих. Однажды закрыли женский монастырь, и монахиня Татьяна пришла просить милостыню. Мать спросила: «Матушка, пойдете к нам жить?» Она ответила: «Пойду». Она жила у нас до войны, во время войны и после, и мы с ней воспитывались. Она нас воспитывала, нас детей было семь человек. Мы каждый вечер собирались и читали акафист. Она говорила нам поучения. Мы были все с Богом, и мать, и отец.
Именно монахиня Татьяна, отправляя на фронт Василия Брылева, скажет, что он вернется живым, но без одной руки.
— Как вы выжили, отец Василий?
— Приехали из Москвы на хутор к кому-то родственники, узнали о нашем положении и увезли нас в Москву. Устроили нас в общежитие. Отец потом пришел, и даже жил в Москве. Когда он сидел, ему начальник сказал: «Ну что, передумал? Может, пойдешь в колхоз?» Отец сказал: «Пойду». Его отпустили, а он раз — и в Москву.
Сын священника
Отец Василий появился на свет в 1975 году в городе Хуст, в Закарпатье. В семье также подрастали еще двое его братьев. Этот город примечателен тем, что его жители еще с рождения разговаривают сразу на нескольких языках, так как рядом находятся Венгрия, Чехия, Румыния и Польша. Граница находилась так близко, что будущий протоиерей и его друзья ходили за хлебом в булочную другой страны.
В 1983 году отец Гелевана стал священником и вскоре его назначили служить в Орловской и Брянской епархии. Примерно через год он получил назначение на приходское служение в храм, который находился в селе Голубея Брянской области. Василий вместе с братьями провели там все детство; они приезжали туда вместе с отцом каждое воскресение, из-за чего им приходилось просыпаться в шесть утра.
ИЗЮМСКИЙ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
Родился 8 февраля 1927 года в городе Сталинграде в семье служащего. Отец, Иван Петрович Изюмский, был репрессирован и расстрелян в 1937 году. Мать, Екатерина Георгиевна, с малых лет и до конца жизни была певчей в храме и скончалась в 1975 году. В 1943 году окончил общеобразовательную среднюю школу и, сдав экзамены экстерном, поступил на второй курс Богословского института Московской духовной семинарии. Окончив его в 1947 году, женился.
В 1947 году рукоположен в сан диакона митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) и назначен диаконом церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в городе Москве.
21 сентября 1949 года рукоположен в сан священника архиепископом Астраханским и Сталинградским Филиппом (Перовым), у которого с 1943 года был келейником и назначен настоятелем церкви святого благоверного князя Александра Невского города Сталинграда.
В 1951 году назначен настоятелем Благовещенской церкви города Зарайска Московской области.
В 1954 году назначен настоятелем Троицкого храма города Бологое Калининской области.
В 1971 году после болезни был назначен настоятелем в церковь святых апостолов Петра и Павла города Кашина, а впоследствии — благочинным Кашинского церковного округа Калининской области.
В 1975 году возведен в сан протоиерея.
В 1976 году назначен настоятелем Знаменской церкви села Ильинское Калининской области.
В 1979 году назначен настоятелем церкви Рождества Христова села Беседы Ленинского района Московской области.
8 сентября 2014 года освобожден от должности настоятеля Рождественского храм села Беседы, почислен на покой по возрасту и за штат Московской епархии . Разрешено по мере состояния здоровья совершение богослужений в храма села Беседы Ленинского района по согласованию с настоятелем.
Информация о приеме прозорливых Старцах и Чудотворцах
Великое благо для верующего человека — найти мудрого, обладающего высокой духовностью, любящего людей священника, способного дать совет и наставление в трудные времена. На помощь людям, оказавшимся в безвыходной ситуации, могут прийти те, кто наделён даром прозорливости — современные старцы России.
Подробная информация о православных отцах, зовущихся в миру чудотворцами, принимающих людей для беседы, собрана на сайте istoki-s.ru . Он создан людьми, которые организовывают паломнические поездки, в том числе, благотворительные, к Старцам нашего времени.
Благотворительная поездка
Хорошие новости от istoki-s.ru: если на счету совсем нет средств, а поездка к православному прозорливцу необходима, можно поехать за счёт пожертвований других людей. Попасть на прием возможно к любому старцу, информация о котором представлена на сайте .
Вступление
Святой Георгий на Руси издавна считался покровителем воинов. Идея создания военного ордена имени Святого Георгия принадлежала Петру Великому, но учрежден он был лишь в царствование Екатерины II в 27 ноября 1769 года.
Этим орденом могли награждаться только воинские чины, при этом подчеркивалось, что «ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение при удостоении к ордену Святого Георгия за воинские подвиги; удостаивается же оного тот, кто не только обязанность свою исполнял во всем по присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя на пользу и славу Российского оружия особенным отличием». Потому заслужить этот орден стало высшей честью для офицеров и генералов.
Стоит отметить, что в России все награжденные орденами назывались кавалерами, это правило не распространялось только на священнослужителей. Законом было установлено, что «лица духовного звания… по приличию их сана, не именуясь кавалерами, сопричисляются к орденам». С 1796 года священнослужители, пожалованные орденами, именовались кавалерами Императорского ордена. С 1821 года духовные лица, пожалованные орденами, именовались по закону не кавалерами, а «сопричисленными» ордену. Реально это абсолютно никак не меняло их сословного, социального, финансового или иного положения. Практически «кавалер» ордена от «сопричисленного» ордену ничем не отличался.
В официальной, но не предназначенной для опубликования переписке по Военному ведомству, священнослужители, пожалованные орденами, вплоть до революции именовались «кавалерами». На памятнике герою Крымской войны священнику Иоанну Пятибокову, установленному в 1897 году в г. ВИЛЬНО, значилось: «Кавалер ордена св. Георгия».
Ордена выдавались священнослужителям из Капитула Царских.
При этом, все льготы, положенные награжденным, священники получали в полном объеме, включая производство в потомственные дворяне.
Священнослужители, совершившие в военное время подвиги с опасностью для жизни, награждались золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Георгиевский наперсный крест стал второй (по времени учреждения) Георгиевской наградой в России. Это была не только очень почетная, но и относительно редкая боевая награда; до русско-японской войны ею были награждены всего 111 человек.
Это были настоящие герои явившие русскому воинству пример беззаветного служения Отечеству на полях сражений. Они безропотно переносили тягости походной жизни, с крестом в руке ходили в первых рядах воинов на штурм крепостей и в атаку, безбоязненно напутствовали больных и умирающих под неприятельскими выстрелами, терпели раны, заключение в плену и самую смерть. О некоторых героических пастырях, кавалерах ордена Георгия Победоносца, мы и поведен рассказ.
Последнее архиерейское облачение епископа Варнавы
Мне приходилось облачать архиерея, одевать умершего епископа, митрополита — мне позвонили и сказали, что надо. Я помню, этот день был чрезвычайно нагружен. Кроме этого, я уже несколько больных в разных концах Москвы причастил. И мне еще поздно вечером надо было идти в Склиф, в 21–22 часа.
Я приехал в больницу святого Алексия и облачал митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнаву. Он был пожилой архиерей, уважаемый, один из старейших иерархов Русской Церкви. Он сам чуваш, и в Чувашии он был епископом. Можете представить, как к нему относились местные люди.
12 местных президентов он уже пережил. Заболел коронавирусом.
Его госпитализировали, повезли в Москву, пытались спасти, а он здесь скончался.
Нам нужно было его облачить, мы делали это с честью, как положено для архиерея: омывали его тело, облачили его, от носочков до митры. И все с молитвой. Это было последнее в его земном пути архиерейское облачение. Как положено. «Да возрадуется душа твоя о Господе!»
Грешный батюшка читал все эти молитвы. Но с благоговением достаточным. Потом надели на него его архиерейскую митру, положили его тело во гроб и повезли в Чебоксары, чтобы его паства могла с ним проститься.
Конечно, мне, вот такому заурядному священнику, никогда не было чести облачать архиерея, а теперь я всю жизнь буду помнить об этом.
Под Малоярославцем
Позади осталось Бородинское сражение и арьергардные бои, пожар Москвы. 7 октября Наполеон выступил из Москвы на Калугу, но Кутузов решил преградить ему путь через Малоярославец, чтобы не дать армии Наполеона захватить Калугу, а направить его по им же разоренному пути на Смоленск. Первым 12 октября прибыл к городу и завязал бой 6-й пехотный корпус генерала от инфантерии Д.С.Дохтурова
Понимая важность удержания Малоярославца до подхода основных сил армии Кутузова, генерал Дохтуров направил в город 19-й Егерский полк. Сражение при Малоярославце продолжалось 18 часов, и потери убитыми и ранеными простирались до 6000 человек с каждой стороны
А.Аверьянов. Сражение за Малоярославец 12 (24) октября 1812 года.
Город Малоярславец восемь раз переходил от французов к русским. 19-й Егерский полк, находился в сражении с 6-ти часов утра, примерно, до 5-ти часов вечера, то есть около 11-ти часов. Вновь, как и под Витебском, полковой священник Василий Васильковский проявил в этом сражении небывалый героизм. Он бесстрашно шел с крестом в первых рядах егерей своего полка и был тяжело ранен пулей в голову.
В своей докладной записке к Кутузову, генерал Дохтуров ходатайствуя о награждении отца Василия такими словами: «священник Васильковский в этом бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, при чем сам был ранен в голову». Кутузов, высоко оценивший подвиг полкового священника обратился к Императору с рапортом, в котором писал о подвиге отца Василия. А 12 марта 1813 г. главнокомандующий Русскими армиями Кутузов в Калише, где находилась Главная квартира, подписал приказ по армии № 53, один из пунктов которого гласил: «19-го Егерского полка священник Васильковский в сражении при Малом Ярославце, находясь впереди стрелков со крестом, благоразумными наставлениями и личною храбростию поощрял нижних чинов сражаться без ужаса за Веру, Царя и Отечество, причем жестоко был ранен в голову пулею. В сражении же при Витебске оказал он таковую же храбрость, где и получил рану пулею в ногу. Начальничее засвидетельствование о столь отличных неустрашимых в сражениях поступках и ревностной службе Васильковского подносил я Государю Императору, и Его Величество высочайше указать соизволил наградить его орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-го класса». Это был первый в истории ордена и православного духовенства случай награждения военного священника орденом Святого Георгия. Орден был вручен отцу Василию 17 марта 1813 года.
Об отце Василии Ермакове
Василий Тимофеевич Ермаков (1927–2007) — священнослужитель Русской Православной Церкви, митрофорный протоиерей, один из самых известных и авторитетных петербургских священнослужителей последних десятилетий.
Протоиерей Василий Ермаков родился в городе Болхове Орловской области в крестьянской семье, зкончил до войны 7 классов. Во время войны был этапирован в Эстонию в Палдиский лагерь, где заключенных окормлял протоиерей Михаил Ридигер, отец будущего Патриарха Алексия II. После освобождения Василий Ермаков был мобилизован и направлен в штаб Балтийского флота, в свободное время выполнял обязанности звонаря, иподьякона, алтарника в соборе Александра Невского в Таллине.
По окончании Духовной Академии отец Василий более полувека прослужил пред Престолом Божиим, сначала в Никольско-Богоявленском соборе, позже в Свято-Троицкой церкви «Кулич и пасха», а с 1981 года до конца своих дней настоятельствовал в храме во имя прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище.
Отец Василий — третий и последний духовный отец протоирея Сергия Филимонова, после протоиерея Василия Лесняка и архимандрита Пантелеимона (Борисенко).
Год с Настоятелем. Православный календарь 2016.
Какие мы христиане в обычной жизни?
Слушать проповедь прот. Сергия Филимонова 3 февраля 2016 года. Память преподобного Максима (Грека). День памяти протоиерея Василия Ермакова. «Какие мы христиане в обычной жизни?».
Материалы по теме:
Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия — первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело!
Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!
-
Приведу такой житейский пример. Представьте себе, что вы внезапно ушли из дома, а ваш ребенок, рассчитывая застать вас днем, с утра не отпросился сходить куда-то по своим детским делам. И вот он звонит в дверь соседа и спрашивает: «Дядя Гриша, ты мне разрешишь сходить к товарищу?»
-
В моей жизни был период, когда трудно было читать вечернее молитвенное правило. Я понимал, что связь с Богом должна быть живая, но не понимал, как ее построить. Ответ я нашел в дневнике святого праведного Иоанна Кронштадтского. Прот.Сергий Филимонов
-
О семье без сиротства
Проблему семьи невозможно решить, пока русский человек не обратился к Богу. И самая лучшая проповедь сегодня — это личный пример вашей христианской жизни. Ваше дело — цементировать фундамент своего христианского дома, чтобы с ним ничего не произошло, и укреплять его молитвой. Из проповеди прот. Сергия Филимонова
Ранение
Меня ранило в 1943, я без сознания лежал, сколько — никому не известно. Один Господь знает. Когда меня ранило, я об этом не знал, потому что сразу потерял сознание. Сколько времени я лежал рядом с убитыми, и, видите, остался жив. Потом я стал приходить в себя. Хотел опереться на руку, а она не действует. Лежу, а из груди течет кровь. Мне осколки попали в грудь. Легкое разорвало, грудь задело, руку перебило.
— Как вас нашли?
— Я сам пришел в себя. Через какое-то время ко мне подполз солдат. Он сначала хотел ползти в свою часть, но немец открыл по нему огонь, и он пополз ко мне. Он мне и помог добраться до санчасти. Его послал ко мне Господь. Господь все пошлет, когда нужно. Еще полгода лежал в госпитале.
Два месяца лежал в Калуге. Потом отправили в Сибирь. До Владимира доехали — со мной плохо, я умираю. Высадили. Полмесяца полежал, опять повезли. До Перми доехали, опять со мной плохо. Полежал полмесяца в Перми. Повезли дальше, опять плохо. Высадили в Новосибирске, так и лежал до выздоровления.
Мы выполнили свой долг с Богом. Господь нас сохранил, и мы Его благодарим за это.
— А Победу где встречали?
— Я встречал Победу дома. Все встречали, все радовались.
Интересные факты
- Однажды на Пасху юному Василию нужно было вместе с отцом выносить на службе плащаницу. Подростку было стыдно перед одноклассниками, которые это увидели бы. Но после разговора с отцом, ему стало легче и он перестал стесняться.
- Будущий священник плохо учился в школе, поэтому когда стал студентом, штудировал также учебники по русскому языку.
- Было время, когда Гелеван учился одновременно в двух учебных заведениях. Потом музыкальное образование ему очень пригодилось: будучи студентом духовной семинарии, он в составе хора побывал в Германии, Италии, Швейцарии и других странах.
- В Бразилии отец Василий также работал коммерческим директором строительной фирмы, получая при этом неплохие деньги. Кроме этого, он проводил экскурсии, читал разную литературу и имел свою колонку на «Радио России», где разговаривал на португальском языке.
- У Гелевана отличное чувство юмора и харизма, что помогает ему в разных житейских ситуациях.
- Протоиерей очень любит языки: он хорошо владеет английским и португальским.