Четыре удела божией матери

Шел вглубь и нас всех вел за собою

Милостью Божией владыка Амфилохий – наш игумен в монастыре Острог и всеми любимый митрополит Черногории. Благодарю Бога, что сподобил меня посвящения в сан иеромонаха Его Высокопреосвященством.

Владыка Амфилохий – один из выдающихся богословов современности. Сколько его работ еще можно на русский язык перевести. Огромное богословское наследие – тома и тома. Как богослов он признан во всем христианском мире. У него такие потрясающие толкования на Евангелие…

Поскольку владыка был митрополитом, нагрузка у него, конечно, была такова, что мы не могли его видеть столько, сколько нам, его духовным чадам, хотелось бы. Но когда владыка собирал нас всех, братию монастыря Острог, он читал нам Евангелие, комментировал, толковал, – особенно любил читать Евангелие от Иоанна. Причем это был не один пласт толкования, – владыка шел вглубь и нас всех вел за собою. Так что ты оказывался внутри уже евангельски преображенной реальности. Наш игумен-архиерей объяснял нам всё на конкретных примерах жизни в монастыре: как в этом случае Христос поступает, как в том…

Сам он и жил уже в этой обновленной Пришествием Христовым действительности. Потому его слово и было не отвлеченным богословствованием, а как сказано: Слово плоть бысть (Ин. 1:14). Владыка во всем и постоянно подчеркивал эту инаковость монашеской жизни, учил нас ей.

Проповеди

Игумен Тихон (Борисов)

«Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог»

Заживо погребенный… Свиноподобный… Он не хочет и уже не может жить в человеческих условиях. Гробы становятся его домом, а одежда – ненужной и лишней… Ему не интересно мнение людей – что подумают, что скажут… Бес внушил ему, что он – свободен!

Игумен Тихон (Борисов)

«Не надо бояться возможных житейских бурь»

Игумен Тихон (Борисов)

«Ты еси Бог, творяй чудеса»

Епископ Солнечногорский Алексий

Он полностью предал себя Богу

Игумен Тихон (Борисов)

Пять хлебов и две рыбы…

Игумен Тихон (Борисов)

«Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог»

Игумен Тихон (Борисов)

«Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог»

Заживо погребенный… Свиноподобный… Он не хочет и уже не может жить в человеческих условиях. Гробы становятся его домом, а одежда – ненужной и лишней… Ему не интересно мнение людей – что подумают, что скажут… Бес внушил ему, что он – свободен!

Игумен Тихон (Борисов)

«Не надо бояться возможных житейских бурь»

Игумен Тихон (Борисов)

«Ты еси Бог, творяй чудеса»

Епископ Солнечногорский Алексий

Он полностью предал себя Богу

Игумен Тихон (Борисов)

Пять хлебов и две рыбы…

Игумен Тихон (Борисов)

«Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог»

«Матушка, Вы только помолитесь!»

Матушка в основание всегда ставила и ставит молитву – и в монастыре ее молитвами многое созидается. Строительница и казначея, монахиня Анувия (Виноградова), пришедшая в сестричество еще до открытия обители, с особым чувством вспоминала этап, связанный с восстановлением монастырского собора Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Когда монахиня Афанасия приехала в Москву, собор был только недавно освобожден от документов Центрального государственного архива Московской области. Начали вывоз архива на Светлой неделе 2001 года, и только к празднику Рождества Иоанна Предтечи удалось его освободить от бумаг. «Денег на реставрацию у нас абсолютно не было. Первым благотворителем стал Святейший Патриарх Алексий II, который выделил монастырю 300 тысяч рублей, – стала рассказывать мать Анувия. – На эти – тогда немалые средства – мы построили леса на втором этаже, чтобы достать до свода собора. Собственно, со строительных лесов и началась его реставрация». Что интересно: настоятельница поначалу предложила наипростейший путь – что-то побелить, что-то подкрасить и на этом остановиться. Однако архитекторы, художники, реставраторы сошлись во мнении, что шедевр архитектуры Быковского надо восстанавливать так, как это было при строительстве храма. Несмотря на тяжелое материальное положение монастыря, матушка согласилась. Она поручила монахине Анувии руководить всеми строительно-реставрационными работами, поиском финансов. И сестры видят: ни одно из монастырских начинаний не обходится без активного участия и движущей силы первой матушкиной помощницы. Любовь к святому Иоанну Предтече и его монастырю зримо воплощена ею в великолепной реставрации монастырского собора. Но впереди всей кипучей энергии матери Анувии шли благословение и молитва матушки Афанасии. Мать Анувия всегда повторяла: «Матушка, благословите! Матушка, Вы только помолитесь!»

О разных аспектах монастырской жизни, в которых чувствуется сила игуменского благословения и молитвенной помощи, рассказывала мать Анувия. Один из них, чрезвычайно важный для современного монашества – учеба. Шесть лет назад при Иоанно-Предтеченском монастыре были организованы курсы дополнительного образования для монашествующих, и все эти годы сестры слушали лекции преподавателей православных и светских вузов – ведущих специалистов в своей области, сдавали им зачеты. В прошлом году был новый набор, причем число учащихся пополнили насельницы из подмосковных монастырей, а также, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла – сестры, находящиеся на послушании в Патриархии. В общей сложности сейчас на курсах в обители святого Иоанна Предтечи занимается 55 человек. А монахиня Анувия является секретарем Межведомственной Комиссии по вопросам образования монашествующих…

Только представить: столько позитивных изменений, связанных с активной позицией Иоанно-Предтеченского монастыря в жизни нашей Церкви, произошло за эти годы! И как тут не вспомнить слова заместителя Генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе Андрея Баталова, сказавшего, что все тут начиналось с удивительно интеллигентного сестричества, а сегодня обитель представляет собой своеобразный научный центр, где издаются архивные материалы по истории монастыря, проводятся научно-практические форумы. Добавим: и поражает своими масштабами планомерно ведущаяся научная реставрация святыни, которая по окончании работ наверняка станет жемчужиной столицы.

…Как будто обрел родного человека

Архимандрит Петр произвел на Вас такое большое впечатление, решающее для выбора пути. Расскажите, как вы встретились.

Встретились мы сначала заочно. Я никак не могла определиться – время шло, и нужно было решать, выходить ли замуж. У меня были знакомые, которые учились в Москве, ходили в храм, имели духовника. Для нас в глубинке тогда это было удивительно ‒ духовник. Я и сказала им как-то: ну вот, попросите, чтобы он помолился и у меня все определилось. Сказала ‒ и забыла. И вдруг после одной вечерней службы, когда я была в храме, – звонок туда из Москвы, меня к телефону.

Это было у вас дома, в Кировской области?

Да. Я подхожу к телефону. Звонят мои знакомые, говорят: «Мы спросили про тебя батюшку, он сказал тебе идти в монастырь». Вот так мы познакомились с отцом Петром.

И Вы уже тогда восприняли это как волю Божию, или еще прошло время?

Господь меня дальше направлял. Я поехала в отпуск, так получилось – в Псково-Печерский монастырь. Пересадка в Москве, и между поездами большой перерыв. Я не знала куда себя деть, вспомнила, что есть вот такой батюшка. Решила сходить в храм, где он служил в Заиконоспасском монастыре, тогда еще «бывшем». Там мы с ним и встретились.

У отца Петра ведь был большой приход, и не всех он благословлял в монастырь…

Да, очень большой

Тех, для кого он видел монашеский путь, он учил одному, с семейными говорил о том, что для них важно. Он собирал семьи, разбирал возникающие конфликты, нестроения, как бы расставлял аккуратно всех на свои места, и семья сохранялась

Я видела, как это происходило.

А что к нему привлекало людей?

Отец Александр Сон, клирик Заиконоспасского монастыря, практически всю жизнь был при батюшке. Мы как-то попросили его рассказать, как получилось, что он, кореец по национальности, пришел в монастырь. Он сказал, что раньше просто ходил в храм, исповедовался ‒ и все шло как обычно: сходишь на исповедь и дальше живешь. А потом ему посоветовали: есть, мол, такой священник. Я, говорит, пришел к батюшке, и такой разговор у нас получился, что я ушел радостный, как будто обрел родного человека. И в следующий раз захотелось прийти. А потом уже не мог приходить ни к кому другому. Это действительно так происходит: родная душа, больше ничем не объяснишь.

Как Божий дар?

Наверное, да.

Слова

Святейший Патриарх Кирилл

Слово после Литургии в Александро-Невском скиту в день 75-летия

20 ноября 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. В этот день Предстоятель Русской Православной Церкви отмечает 75-летие со дня рождения. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Святейший Патриарх Кирилл

«Что я делаю для того, чтобы помочь тем, кто страдает?»

Святейший Патриарх Кирилл

Выступление на встрече с делегатами IX фестиваля «Вера и слово»

Святейший Патриарх Кирилл

Слово на открытии пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к участникам XXIX Международных образовательных чтений

Святейший Патриарх Кирилл

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в двенадцатую годовщину интронизации после Литургии в Храме Христа Спасителя

Святейший Патриарх Кирилл

Слово после Литургии в Александро-Невском скиту в день 75-летия

20 ноября 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. В этот день Предстоятель Русской Православной Церкви отмечает 75-летие со дня рождения. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Святейший Патриарх Кирилл

«Что я делаю для того, чтобы помочь тем, кто страдает?»

Святейший Патриарх Кирилл

Выступление на встрече с делегатами IX фестиваля «Вера и слово»

Святейший Патриарх Кирилл

Слово на открытии пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к участникам XXIX Международных образовательных чтений

Святейший Патриарх Кирилл

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в двенадцатую годовщину интронизации после Литургии в Храме Христа Спасителя

Интервью

Игумения Феофания (Мискина)

К 140-летию со дня рождения блаженной Матроны Московской

Матронушка родилась 22 ноября 1881 года, в праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница», в селе Себино Епифанского уезда (ныне – Кимовского района) Тульской губернии. Назвали ее Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, память которой также совершается 22 ноября. Так что в нашей Покровской обители в этот день всегда отмечается двойной праздник: день тезоименитства и день рождения блаженной Матроны

Игумения Евстолия (Афонина)

«Просто удивительно, как Господь слышит наши воздыхания!»

Архимандрит Варлаам (Максаков)

«…Брать только тех, кто сможет сможет приобрести и сохранить монашеский дух»

Игумен Антоний (Кирпичев)

«Хочется, чтобы наша молодая обитель жила по евангельским заповедям любви к Богу и ближнему»

Игумения Екатерина (Чернышева)

«Здесь ощущается вечность»

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний

Митрополит Антоний: у ПЦУ нет большой паствы

Игумения Феофания (Мискина)

К 140-летию со дня рождения блаженной Матроны Московской

Матронушка родилась 22 ноября 1881 года, в праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница», в селе Себино Епифанского уезда (ныне – Кимовского района) Тульской губернии. Назвали ее Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, память которой также совершается 22 ноября. Так что в нашей Покровской обители в этот день всегда отмечается двойной праздник: день тезоименитства и день рождения блаженной Матроны

Игумения Евстолия (Афонина)

«Просто удивительно, как Господь слышит наши воздыхания!»

Архимандрит Варлаам (Максаков)

«…Брать только тех, кто сможет сможет приобрести и сохранить монашеский дух»

Игумен Антоний (Кирпичев)

«Хочется, чтобы наша молодая обитель жила по евангельским заповедям любви к Богу и ближнему»

Игумения Екатерина (Чернышева)

«Здесь ощущается вечность»

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний

Митрополит Антоний: у ПЦУ нет большой паствы

«Ты, Господи, Сам вещай моими устами»

У владыки Евлогия была изумительно чистая речь, не было никаких слов-паразитов и никаких новомодных терминов, ничего из лексикона общественно-политических декламаций. Он пользовался исключительно церковным, святоотеческим словарем выражений, образов, понятий. И всё мог выразить, и всё всем было понятно.

Еще он избегал произносить имена тех, кто в грехе упорствует. Сказано: «ни помяну же имен их устнама Моима» (Пс. 15: 4). Просто разве что оговорится: «Ты знаешь, о ком я». И скажет так, чтобы и самому не осудить, и тебя не ввести в соблазн. Мягко, вежливо, культурно, обходя неподобающее стороной.

Про проповедь владыка однажды сказал, что просит Бога, выходя на амвон:

– Ты, Господи, Сам вещай моими устами.

Не «помоги мне», а – Сам говори. Многие и отмечали, что ни одна проповедь владыки не похожа на другую.

Такое, конечно, доступно только людям чистой, высокой жизни. Владыка был настоящим монахом-аскетом. О многих его подвигах мы и не догадываемся.

Верим, что получили молитвенника на Небесах.

Подготовила Ольга Орлова

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

ПУБЛИКАЦИИ:

20 ноября 2021

С днем рождения, Ваше Святейшество!

/Статьи

Игумения Феофания (Мискина)

К 140-летию со дня рождения блаженной Матроны Московской

/Интервью

Игумения Евстолия (Афонина)

«Просто удивительно, как Господь слышит наши воздыхания!»

/Интервью

Митрополит Афанасий Лимассольский

«О благостоянии святых Божиих церквей Господу помолимся». Беседа

/Беседы

Архимандрит Варлаам (Максаков)

«…Брать только тех, кто сможет сможет приобрести и сохранить монашеский дух»

/Интервью

Игумен Антоний (Кирпичев)

«Хочется, чтобы наша молодая обитель жила по евангельским заповедям любви к Богу и ближнему»

/Интервью

Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

17 ноября 2021

Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь посетили члены комиссии по вопросам образования монашествующих

14 ноября 2021

В Новгородской митрополии открываются курсы в области богословия для монашествующих

09 ноября 2021

В Свято-Троицком Александро-Невском монастыре начались занятия второго набора курсов для монашествующих

11 октября 2021

В Башкортостанской митрополии открываются курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих

03 октября 2021

В Чувашской митрополии открываются курсы для монашествующих

28 сентября 2021

В Курской митрополии открываются курсы для монашествующих

17 ноября 2021

Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь посетили члены комиссии по вопросам образования монашествующих

14 ноября 2021

В Новгородской митрополии открываются курсы в области богословия для монашествующих

09 ноября 2021

В Свято-Троицком Александро-Невском монастыре начались занятия второго набора курсов для монашествующих

11 октября 2021

В Башкортостанской митрополии открываются курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих

03 октября 2021

В Чувашской митрополии открываются курсы для монашествующих

28 сентября 2021

В Курской митрополии открываются курсы для монашествующих

Доклады:

Игумения Сергия (Конкова)

Молитва и трезвение по учению преподобного Серафима Саровского

/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»

Игумения Сергия (Конкова)

Как монастырские традиции помогают новоначальному послушнику войти в русло уставной жизни монастыря?

/XXVII Международные Рождественские образовательные чтения

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

Духовное руководство в свете древних монашеских традиций

/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях»

Монахиня Смарагда (Зыкина)

Летопись Толгского монастыря в богоборческий период истории XX века

/Толгская обитель: 700 лет со дня основания

Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря

Опыт духовного окормления у старцев Троице-Сергиевой лавры

/XXII Международные Рождественские образовательные чтения

XXII Рождественские чтения. По итогам круглого стола «Подвижники нашего времени как хранители монашеских традиций»

В монастырях всегда была святость, было и есть подвижничество

/XXII Международные Рождественские образовательные чтения

Игумения Сергия (Конкова)

Молитва и трезвение по учению преподобного Серафима Саровского

/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»

Игумения Сергия (Конкова)

Как монастырские традиции помогают новоначальному послушнику войти в русло уставной жизни монастыря?

/XXVII Международные Рождественские образовательные чтения

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

Духовное руководство в свете древних монашеских традиций

/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях»

Монахиня Смарагда (Зыкина)

Летопись Толгского монастыря в богоборческий период истории XX века

/Толгская обитель: 700 лет со дня основания

Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря

Опыт духовного окормления у старцев Троице-Сергиевой лавры

/XXII Международные Рождественские образовательные чтения

XXII Рождественские чтения. По итогам круглого стола «Подвижники нашего времени как хранители монашеских традиций»

В монастырях всегда была святость, было и есть подвижничество

/XXII Международные Рождественские образовательные чтения

Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Статьи

20 ноября 2021

С днем рождения, Ваше Святейшество!

20 ноября Русская Православная Церковь отмечает день рождения своего Предстоятеля – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Присоединяясь к поздравлениями, прозвучавшим в этот день в адрес Его Святейшества, предлагаем вспомнить слова Святейшего Патриарха, обращенные к монашествующим. Стараниями Синодального отдела по монастырям и монашеству выпущено семь томов проповедей, которые Предстоятель Церкви произносил, посещая наши обители. Насельники каждой из них бережно хранят в своих сердцах память об этих посещениях и совместных молитвах со Святейшим Владыкой. В слове Первосвятителя, обращенном к современному иночеству, всегда слышна особая забота, это слово объединяет и направляет, помогает усвоить уроки прошлого и избрать верный путь монашеского служения Богу и Церкви Христовой. Молитвенно пожелаем Его Святейшеству долгих лет жизни и постараемся исполнить отеческие наставления священноархимандрита, Святейшего Патриарха Кирилла.

Сестры Свято-Никольского монастыря о почившем духовнике

Объятия Отча…

К 30-летию восстановления Рыльского Свято-Николаевского монастыря Курской митрополии

Отклик на зов Божий

28 октября 2021

Возрождение памяти

IX Международный фестиваль «Вера и слово»

Осваивать язык, чтобы говорить о Боге. Соцсети как инструмент христианской проповеди

IX Международный фестиваль «Вера и слово»

Действия Фанара на Украине: отражение в медиапространстве

20 ноября 2021

С днем рождения, Ваше Святейшество!

20 ноября Русская Православная Церковь отмечает день рождения своего Предстоятеля – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Присоединяясь к поздравлениями, прозвучавшим в этот день в адрес Его Святейшества, предлагаем вспомнить слова Святейшего Патриарха, обращенные к монашествующим. Стараниями Синодального отдела по монастырям и монашеству выпущено семь томов проповедей, которые Предстоятель Церкви произносил, посещая наши обители. Насельники каждой из них бережно хранят в своих сердцах память об этих посещениях и совместных молитвах со Святейшим Владыкой. В слове Первосвятителя, обращенном к современному иночеству, всегда слышна особая забота, это слово объединяет и направляет, помогает усвоить уроки прошлого и избрать верный путь монашеского служения Богу и Церкви Христовой. Молитвенно пожелаем Его Святейшеству долгих лет жизни и постараемся исполнить отеческие наставления священноархимандрита, Святейшего Патриарха Кирилла.

Сестры Свято-Никольского монастыря о почившем духовнике

Объятия Отча…

К 30-летию восстановления Рыльского Свято-Николаевского монастыря Курской митрополии

Отклик на зов Божий

28 октября 2021

Возрождение памяти

IX Международный фестиваль «Вера и слово»

Осваивать язык, чтобы говорить о Боге. Соцсети как инструмент христианской проповеди

IX Международный фестиваль «Вера и слово»

Действия Фанара на Украине: отражение в медиапространстве

Доклады:

Игумения Елисавета (Евдокимова)

Жизнь в послушании

/Круглый стол «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»

Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий

Он был для всех отцом и матерью: об архимандрите Авеле (Македонове)

/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях»

М.В. Бибиков

Афонские традиции русского монашества

/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях»

С.Ю. Житенёв

Тысяча лет русского православного паломничества на Святую гору Афон

/Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства

М.В.Бибиков

Русские монастыри на Афоне и в Святой Земле в свете новых и малоизвестных источников

/Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства

17 июня 2016

Архимандрит Авель (Македонов) – носитель Афонских духовных традиций

/Доклады

Что такое монастырь

«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

«Очень хотелось, чтобы сестры жили в радости»

По Вашему благословению, матушка, мы смогли познакомиться с некоторыми сестрами и поговорить. Например, молодая монахиня Иоанна (Дмитриченко), старший воспитатель Православного детского социально-реабилитационного центра «Родник» во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, поделилась сокровенным: как происходят добрые перемены в характерах девочек с трудной судьбой. 97-летняя монахиня Ефрема (Синяева), дочь убиенного репрессированного священника, вспомнила о своей поездке в юности к преподобноисповеднику Сергию (Сребрянскому) – до пострига – протоиерею Митрофану, духовнику Марфо-Мариинской обители в Москве. Возникло ощущение, что соединились эпохи. У вас большая монашеская семья?

У нас сейчас 56 сестер. «В монастыре люди по духу собираются», – как-то сказала мне матушка игумения Ксения в Коломне. Я эти слова на всю жизнь запомнила. В каждом монастыре своя атмосфера. Здесь вот такая…

Атмосфера любви, открытости, что невозможно было не почувствовать.

Это не моя заслуга. Я думаю, что все связано с молитвами батюшки, блаженной Любушки Сусанинской, к которой мы по благословению отца Наума ездили. Связано с молитвами тех святых, которые за нас молятся. Помню, батюшка как-то заметил: «Если у тебя что-то получается, ничего себе не приписывай. Это все Матерь Божия». И тут же спросил: «У вас же есть чудотворная икона?» – «Феодоровская», – ответила я. Надо всегда помнить, что действует Бог Своей благодатью, а наше дело – не мешать. Мне хотелось, чтобы сестрам здесь было жить интересно. Очень хотелось, чтобы сестры жили в радости. И – чтобы они учились. Батюшка однажды сказал мне: «Сажай всех за парты. У вас должна быть семинария». Позже несколько раз это повторял. И как-то так получилось, что многие сестры учатся. Сначала сами занимались, а потом познакомились с руководством Алма-Атинского межъепархиального православного духовно-просветительского центра, при нем есть богословский факультет с дистанционной формой обучения. Их программа нас сразу же заинтересовала, понравилась.

Матушка, об организации учебы сестер, а также о жизни ваших подопечных –воспитанниц социально-реабилитационного центра «Родник» и их учебе по программе «Русская классическая школа» мы расскажем в следующих публикациях. Сейчас же ответьте, пожалуйста: как добиться того, чтобы послушания, зачастую физически трудные, не изматывали сестер, не разрушали их молитвенное состояние?

Послушания мы стараемся чередовать. У нас нет такого, чтобы человек постоянно был в коровнике или на клиросе. Или на кухне. Многие из сестер настолько немощные, что на кухне приходится по три раза в день менять их состав, только тогда они выдерживают. У нас немало монахинь пожилых или совсем стареньких, немало инвалидов. Монастырь же не работный дом. Тем не менее все послушания в обители – в детском центре, пение на клиросе, труды на кухне, на коровнике, на огородах, уход за старенькими монахинями, проведение экскурсий, катехизаторские занятия, работа на пасеке и в саду – все выполняется исключительно силами сестер. Утром сестра может регентовать на клиросе, днем пойти на коровник, вечером готовиться к семинару по истории Церкви, на следующее утро оказаться на кухне или у детей. В общем скучать некогда. А рабочие занимаются ремонтами и стройками.

В то же время у вас – скажем так – большая концентрация послушаний, требующих профессиональных знаний и навыков. Например, преподавание сестрами в школе для девочек-воспитанниц детского центра, преподавание на упомянутых Богословских курсах в Свято-Екатерининской обители. Или столь непростые трудоемкие дела как реставрация старых икон, книг, занятие мозаикой.

Нам верится, что Господь посылает сюда людей по батюшкиным молитвам. Слава Богу, приходят в монастырь и молодые сестры, всем сердцем устремленные ко Христу, и многому учатся уже здесь. Как батюшка говорил – «человек верующий всему научится».По-прежнему чувствуется присутствие старца в нашей жизни. Столько месяцев прошло со дня его кончины, а я не могу молиться об его упокоении, продолжаю молиться о здравии. И так многие, знаю. Записки подаю «Об упокоении», а в домашних молитвах… Должно пройти время, чтобы осознать утрату. Масштаб его личности многим только сейчас начинает открываться.

Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

Также представлены снимки из архива монастыря

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector